Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 215.6 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации19.02.2014
Размер215.6 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду

1. Причины неготовности ребенка к школе. Про поступающего ребенка в школу мы не говорим, что он готовый ученик,мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизнив школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьномуобучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке,часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общийрежим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развитысвязная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы,сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки кэлементарному контролю за собой. Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен,тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Егозатрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач,нет интереса к познанию. [3, с. 3] Причины неподготовленности к школьному обучению можно условноразделить на органические и воспитательные. Органические причины — это различные отклонения в физическом инервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержкаформирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикойпедагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опытпоказывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкойуспеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточноблагополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличиепсихотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуютсявозможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многомобъясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки кшколе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, вкоторых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логикарассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем онвстретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]. Но умение ребенкачитать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенокдолжен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнятьзадания. Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в созданииусловий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастныхособенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активнойдеятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия дляразвития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждогоребенка. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе являетсяважным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Еесодержание определяется системой требований, которые школа предъявляетребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственногоотношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемыхсовместной деятельностью. В психологии установлено, что любые психические свойства испособности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой онинеобходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться внепроцесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность кшколе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными самиэти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему ихусвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенкак моменту поступления в школу. Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школеявляется наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к немукак к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретениюзнаний, интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес клюбому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самихдетей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличиеопыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания.Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения можетпобудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнениюобязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этихмотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детстваобщее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенкаположение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности,умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, встремлении узнавать новое. Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школегруппах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практическивсе дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Следующее условие успешного обучения заключается в достаточнойпроизвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализациюимеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательногоповедения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, вчастности организованно вести себя на уроках. Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения являетсяприходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, ихсоподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, адругие становятся менее важными. Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего вшколу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важното, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом. Выявление единого психологического новообразования, лежащего уистоков учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина,С. Л. Рубинштейна и др. Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровеньразвития его речи — умение связно, последовательно описывать предметы,картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление,правило. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространствеи времени. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогаетсистема педагогических воздействий, основанных на правильной ориентациидетской деятельности и педагогического процесса в целом. Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретическойлитературы по вопросам подготовки детей к школе, на практике частоприходится сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми илинедостаточно готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитателиосознают необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольниковтребует специальных знаний. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, ирассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка впериод дошкольного детства. Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии,опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок кпоступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточновысоким уровнем развития физической, психологической, нравственной имыслительной деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются вседостижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти,внимания, воли. Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеемввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающеебиологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. всепараметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и дажеиногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоениидвижений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильномувоспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общаяфизическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться сновыми учебными нагрузками. [3, с. 124] В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желаниеребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своимповедением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам;сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,усидчивость, настойчивость. [27, с. 34] Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовкак школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства. Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развитияребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое вниманиеприобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотекформирование психологических процессов, обуславливающих успешность егообщего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которыесвободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем,умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными кшкольной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкиваетсямладший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителямипросчеты в воспитании. У одного не выработана познавательная потребность, врезультате интерес к учению быстро улетучивается. Другой не владеетспособами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет ихпреодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он неможет организовывать свой труд, контролировать свои действия,концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий.Четвертый не знает зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постояннойопеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде. Рассмотрим три основные причины, по которым ребенок может бытьнеподготовлен к школе. Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьяхродители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чащевсего это происходит в результате недостаточности педагогического уровняродителей. Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но неготовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нетинтереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, неработают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детейпсихологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьиначинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем егоодноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение кучению. У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны снеумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиямвзрослых и интересам своих товарищей. По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о егохарактере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже.Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е.сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верногопедагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком всемье. Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашниеуроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной.Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, домаже с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть еговозможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним ивзрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенкас матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональномувзаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии. Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский садне ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видамдеятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление,но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательномуобучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенноевремя, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность.Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не толькообучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательноезначение. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка уребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не можетнормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение ктрудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей всеполучается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно итоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолееттрудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить доконца. Дошкольники очень эмоциональны и родители знают об этом. Многиепонимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому онирассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях,которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создаетположительное отношение к школе. К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд,гордость), именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность вобщении. Существенно меняется не только содержание деятельности, но имотивы, побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными иболее постоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему идля чего он эти действия совершает. Родители не должны забывать о том, что чем совершеннееречь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формированиикультуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результатеобщения с родителями к 6-7 годам обычно обладает значительным словарнымзапасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. Вэтот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, врезультате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах иявлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для егобудущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей неосуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенкупонять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессеповествования, в общении с окружающими. Помимо сформированности предпосылок к овладению чисто школьныминавыками, у ребенка должен быть достаточно высокий уровень владенияпредметно-специфическими знаниями. По мнению выдающихся психологов,занимающихся довольно долго изучением вопросов готовности детей ксистематическому обучению (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), под готовностьюподразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие науспешность обучения. Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов:развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой,изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстверазвитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств,чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм ивыработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителейдолжно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы. Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано,чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно бытьразвивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития,на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видовдеятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большоезначение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических ипознавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбордидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственногоопыта. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должныдаваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчассуществует большое количество литературы, помогающей родителям в этомвопросе (И. И. Будницкая “Ребенок идет в школу/Библиотека для родителей”,см. список литературы). Кроме того, родители всегда могут обратится засоветом, помощью к воспитателю детского сада, учителю младших классов. В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще ненаступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующиераскрытию этих способностей. Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучениюявляется воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения вомногом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться.Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативносправляться с учебными заданиями. Таким образом, родители должны понимать, что основное значение вподготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры,рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личностиребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводитсятолько к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должныруководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка. Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажетсянеспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надотак, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное,даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написанонемало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родителиплохо представляют себе: что же именно они должны делать? От уровня развития игры в значительной мере зависит развитиемышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребеноквстретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учитсяпланировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти кпланированию учебной деятельности. Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, какперешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и какследует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее этоделают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, темгармоничнее он развивается. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образомродители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь нанепосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материалеэлементы логического мышления. Без развития умения классифицироватьпредметы и явления невозможно и формирование понятий. Группировка пообразцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления,которое лежит в основе всего школьного обучения. Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной оченьсерьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое,навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, втом числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие ирадость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно былосамому взрослому. И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляютсяэлементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладетьзнаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошоподготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым длянего школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, иобязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологическойготовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоениеопределенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего,обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное ихпреодоление. Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе наступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием иразвитием ребенка в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школев семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школеогромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняютфункции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители воторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечитьполную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению,усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад,показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили вдетский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможностьпосоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс посвоему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольныеучреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет напрактике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детскогосада и семьи Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народногообразования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимаетподготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременнобудет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность егодальнейшего обучения. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основныезадачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное,нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению техпредметов, которые он будет изучать в школе. Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском садупредполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям: -подготовка к обучению грамоте; -математическая подготовка; -подготовка к письму; -психологический практикум. В своей работе я уделю больше внимание именно математическойподготовке. Содержание работы воспитателя на занятиях по формированиюготовности к школе, таким образом, включает в себя следующее: -формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельностидля приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенкавырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнениезаданий, внимание к словам воспитателя). -формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости,ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированностьпроявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями,прилагать для этого достаточные усилия; -формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе иположительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственногоактивного участия в решении общей задачи; усвоение способов активноговоздействия на сверстников как участников общей деятельности (умениеоказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников,тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральныхнормах поведения в коллективе; -формирование у детей навыков организованного поведения, учебнойдеятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказываетсущественное влияние на общий процесс нравственного становления личностиребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр,деятельности по интересам. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательныйхарактер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованныйучебный процесс. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальнойдеятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскураи др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положениевыдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старшихдошкольников. Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных уменийпозволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развитияпознавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет наразвитие личности ребенка. Основной целью занятий является формирование у детей знаний иумений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность,операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность всамостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить,что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будетактивно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнениязаданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должнырешаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевыхкачеств личности: настойчивости, прилежания, старательности,ответственности, стремления достигать качественного результата, а такжедоброжелательного и уважительного отношения к сверстникам. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети,посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можемсделать вывод, что общение детей — необходимый элемент подготовки к школе,а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередьдетский сад. Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школеособое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей. Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения сдетьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогическихвоздействий. [3, с. 6]. Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитыватьиндивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могутсосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны, нетерпеливы,суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру.Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются вособо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы,требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательнодействует обилие впечатлений. Главной задачей любого занятия является формирование у ребенкаопределенных знаний и умений на основе включения его в активную учебнуюдеятельность. В процессе решения этой задачи педагог используетразнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следуетподчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективнорешать задачи обучения и воспитания одновременно. Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-томере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, являетсяглавным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом,перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагогконкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий,делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход вформировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всеговоспитательного процесса и методика его в различных видах деятельностиимеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путейиндивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности. Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника назанятиях является: -наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; -умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения,проводить при этом -разнообразные мыслительные операции: анализировать,сравнивать и т. д.; -умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы; -умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их; -умение выдвигать новую познавательную задачу; -способность относительно долго проявлять интерес к проблеме,самостоятельно применять найденные способы ее решения в практическойдеятельности. [38, с. 42] Активизация мышления детей на занятии достигается путем отборасоответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебнойдеятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию,создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направитьусилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию связан с тем, понимает лидошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность ихприменить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержаниемзанятия, связать его с практической деятельностью. [3, с. 53] Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса ишколы складываются у старших дошкольников в результате их участия всовместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельноорганизовывать не только свои действия, но и выбрать совместную стоварищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт,распределить роли, довести начатое дело до конца. Овладение детьми математикой происходит в процессе специальныхзанятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылокк обучению письму и счету. Ведущей задачей при формировании математических понятий является: -Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с цельювыявления их свойств; -Сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, входе которого надо определить, какие из них являются общими,отличительными, существенными, а какие несущественными; установление ииспользование аналогий; -обобщение, формулировка суждений об общих существенных признакахобъектов; классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы ивиды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельностьребенка и развивают мыслительные операции. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенныхматематических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше,целое, часть, зависимость между величинами и др.); Обучение овладением способами установления разного родаматематических связей, отношений; понятия, что самыми очными способамиустановления количественных отношений является счет предметов и измерениевеличин. Воспитатель, работая с детьми но занятиях должен опираться на лучшийопыт семейного воспитания, учитывать своеобразие каждой семьи, тактичнымисоветами, педагогическим просвещением родителей, привлечение их к участию вмероприятиях, проводимых в детском саду, добиться взаимопонимания,единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных наподготовку ребенка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на еепрограмму и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менееинтересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют,как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организациивнеклассной работы. В последний год пребывания ребенка в детском саду, когда интенсивноведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особоезначение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторонразвития и воспитания детей. Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовкидетей к школе в процессе систематического, целенаправленногопедагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входитпомимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантовпсихического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскуюдеятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитиюнаиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности иповедения. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанниковпедагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, врекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются. При этом следуетучитывать, что с частью родителей, чьи дети пришли в подготовительнуюгруппу сразу из семьи, следует наметить дополнительную работу, рассказать отом, какое большое влияние оказывают условия жизни на развитие ребенка, оединстве требований к детям детского сада и семьи. Таким образом, изучив требования предъявляемые детям, идущим в школуи условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболееоптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости являетсятесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всемаспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Поэтому эта проблема является в углубленном исследовании.Существует большое количество литературы по подготовке детей к школе,однако, роль детского сада и семьи освещается слабо, поэтому, обобщаясказанное о готовности детей к школе в научно-теоретическом плане, ясчитаю, что оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условииналичия в этом составе следующих основных компонентов готовности: -правильно сформированное отношение к учению; -сформированность навыков учебной работы; -стремление трудиться, преодолевать трудности; -развитость познавательных и учебных интересов; -сформированность произвольности, умение подчиняться правилам,управлять своими эмоциями, поведением. Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения исемьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитательв своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовыватьсвои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата— правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только вединстве и сотрудничестве детского сада и семьи. Литература. И.Н. Агофонова. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993 Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М., 1993 Е.В. Сербина. Математика для малышей. М., 1992 Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Роль детского сада в подготовке детей кшколе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. Ярославль «Академияразвития», 1996 Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994 Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника.Ярославль. «Академия развития»,1996 В.В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления науроках математики в начальных классах.// Начальная школа 1991

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<