Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников»




Скачать 66.48 Kb.
НазваниеКонспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников»
Дата публикации23.03.2014
Размер66.48 Kb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Психология > Конспект
Конспект книги К.Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» и комментарии к тексту руководителя сетевой лаборатории«Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин» Алексея Николевича Юшкова

Часть 1.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2011. 192 стр.
В книге излагается общая теория проектной деятельности школьников: описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы. Особое внимание уделено месту проектов в учебной работе школьников в зависимости от ступени образования и учебного предмета. Проектная деятельность школьников описывается как ведущая деятельность подросткового возраста, поэтому большое внимание уделяется психологии и педагогике подросткового возраста. Книга предназначена профессиональным педагогам, как теоретикам, так и практикам. Она будет полезна и возрастным психологам, а также студентам и преподавателям педагогических и психологических специальностей.

^ Предварительные замечания

У нас у всех есть те или иные представления о том, что такое проект, что такое учебный проект и что такое – ученический проект.

Мы в целом понимаем, почему социальные проекты со школьниками идут «легче», чем «предметные» проекты.

С другой стороны, постоянно возникают вопросы, связанные с оценкой того, является ли та или иная работа школьников проектом или нет.

И это далеко не случайно.

В своей книге К.Н. Поливанова (стр. 114) пишет следующее: «Один из неутешительных итогов книги в следующем: если оставаться в логике обсуждения содержания (сейчас существующего – А.Ю.), то получается, что полноценное проектирование возможно только вне учебного содержания. Тогда содержанием проектирования становится некоторый социальный контекст, как это уже было во внешкольной пионерской или комсомольской работе. И это довольно удобное содержательное пространство (естественно, после исключения идеологических «оберток»). Здесь есть еще не совсем сем забытая традиция, у многих педагогов имеется и соответствующий опыт. Почему бы не использовать его?...»
Для меня же (и для работы лаборатории «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин») важно понять и разобраться, возможно ли проектирование (с той или иной степенью его полноты) с использованием предметных знаний естественно-научных дисциплин.

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Комментарий.

Вопросы о том, почему в школе нужна проектная деятельность, почему в школе возможна проектная деятельность, возникают регулярно. Это связано во многом со следующим. Проектная деятельность еще не стала нормой организации образовательного процесса. И для того чтобы начать ее осознанное осуществление как раз и требуется ответить на эти вопросы. И каждый педагог отвечает на эти вопросы самостоятельно, увязывая смыслы своей профессиональной деятельности с обстоятельствами развития общества и цивилизации.

В тексте книги К.Н. Поливановой ответ на этот вопрос представлен в первой главе. Кто интересуется развернутым обсуждением этого вопроса – отсылаю к книге. Здесь же – несколько тезисов из этой главы.

Прим.: одновременно с этим мы должны отвечать на вопрос, почему проектирование нужно и важно подросткам. Ответ на этот вопрос – в следующих главах книги.

Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации: опыт предшествующего поколения передается последующему, а тому он не нужен. То есть, может быть, и нужен, но одновременно нужно и что-то еще, другое, нам неизвестное (стр.6).
Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание (стр. 7).
Возникновение компетентностного подхода знаменует собой момент осознания того факта, что в образовании его результат не может и не должен быть продолжением самого процесса передачи знаний, умений, навыков, способностей (стр.8).
Далее важное различение исследовательской и проектной деятельности…

Проект как форма саморганизации настоятельно требует практики. ^ Собственно, в чистой науке возможно только исследование. Проект возникает как форма работы с практической ситуацией

Именно социально-гуманитарная сфера задает пространство для проектирования в наибольшей мере. Понятно, что в науке, как таковой, проектирование существует, хотя, строго говоря, оно появилось в последние десятилетия в связи с изменением системы финансирования науки и заинтересованностью крупных корпораций перспективами практического использования научных достижений.

Но в какой мере проектирование возможно (и возможно ливообще? – А.Ю.) на материале научных курсов в школе, причем таких рафинированных научных курсов, как те, что сложились в отечественной школе? Наверное, данное утверждение может быть оспорено педагогами, но это не главное. Важно, что, обсуждая материал проектирования, необходимо видеть все богатство ситуаций и, главное, все богатство потенциальных действий школьника, тех действий, которые составят основу школьных проектов (стр.15).
Проектная деятельность позволяет сделать шаг в этом направлении (развитии школьников), но только один из многих необходимых. Потому что существуют и другие виды деятельности, которых сегодня тоже нет в школе. Это, например, научно-исследовательская деятельность как иной вид деятельности,ориентированный на другие типы результатов. В ней формируются именно исследовательские навыки анализа, сравнения и сопоставления, формулирования гипотез и т. д. Сегодня о научно-исследовательской деятельности, или просто исследовательской, говорят, смешивая ее с проектной, но это некорректно, поскольку исследование на выходе имеет новое знание, а проектная деятельность – продукт, направленный на изменение реальной ситуации, пусть и виртуальной.К слову сказать, и термин «проектная деятельность» не вполне корректен применительно к деятельности школьников (стр. 17).
Проектирование (проектная деятельность)  это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт (стр.19).
Комментарий

К.Н. Поливанова отмечает, что «развитие в русле регулярного образования предполагает превращение предметного способа в средство решения каких-то самостоятельно поставленных задач. Никаких других методов или методик развития не существует» (стр.17).

Именно дефицит способности использования знаний (способов решения задач) как средства для решения задач практико-ориентированного характера и является существенным дефицитом в подготовке российских школьников. При этом важно понимать, что не всякая практико-ориентированная ситуация является ситуацией проектного характера. И с этим мы будем разбираться далее.

Пока же имеет смысл остановиться на следующем.

Российская школа обеспечивает качественную подготовку учащихся в части академических знаний. Но не обеспечивает практико-ориентированную подготовку.

В обсуждаемой книге К.Н. Поливановой это обсуждается, в частности, и следующим образом: Когда в одном исследовании попытались выяснить, насколько уверенно российские школьники чувствуют себя при решении определенных задач по математике, выяснилось следующее. Только 2/3 школьников могут вычислить, пользуясь расписанием движения поездов, сколько времени займет поездка из одного города в другой. Только 65% понимают графики, публикуемые в газетах. Только чуть больше половины могутнайти реальное расстояние между городами по карте, зная масштаб. А вот решить алгебраическое уравнение первой степени может уже 91 % школьников (стр.11).
Причины такой ситуации не случайны.

Сложившаяся практика учебного процесса такова, что учитель знакомит учащихся с итоговой составляющей того, что называется «знание».

Другими словами, в существующих учебниках большую часть объема материала составляют «итоговые знания», и практически нет материала о том, как это знание было получено. Нет и материала о том, как это знание, уже в качестве средства, было использовано в практике.

В каких-то дисциплинах это особо ярко заметно, в каких-то – есть отдельные фрагменты, касающиеся «рождения знания» и его «прикладности».

«Рождение знания» – это собственно и естьисследовательская деятельность. Использование знаний как средства – это, в том числе, и проектная деятельность. Здесь важно только различать использование знаний в практико-ориентированных ситуациях (% по ипотеке, расчет количества материалов для ремонта и т.д.) и собственно в проектной деятельности.

Собственно поэтому и возникают реальные затруднения в организации исследовательской и проектной деятельности на уроках. С одной стороны – есть организационные ограничения: объем программного материала, часы и др. С другой – нет соответствующей методической поддержки, чтобы разворачивать на уроках мини-исследования и мини-проекты.

В новых стандартах и примерных образовательных программах предлагаются версии организационного решения существующих ограничений.

Работа же нашей лаборатории – это поиск методических вариантов ответов на вопрос о том, как могут быть организованы учебные исследования и учебные проекты на уроках и во внеурочное время с группами школьников.
Однако академичность отечественного образования – это хорошая база для того, чтобы, отталкиваясь от него, достроить исследовательскую и проектную составляющую в рамках естественно-научных дисциплин. Без этой базы и учебные исследования, и учебные проекты будут выглядеть «тощими и бессодержательными».

И проектом, например, на уроках биологии будет оставаться изготовление из пластилина макета растительной клетки. А учебным исследованием – дневник наблюдений за погодой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconТематика выпускных работ, творческих проектов, рефератов
Проектная деятельность школьников в процессе изучения русского языка и литературы

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconПроектная деятельность кру «Универсальная научная библиотека им....
Сотрудничество с международными организациями, активная проектная деятельность – важная составляющая работы Крымского республиканского...

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconИнтегрированное библиотечное занятие для младших школьников
Цель: объяснить учащимся значение рисунков раскрытия содержания книги; помочь детям почувствовать силу графического искусства; раскрывать...

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconПроектная деятельность учащихся на уроках русской литературы
Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта с. 24

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconМетодические рекомендации по организации внеучебной деятельности...
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и...

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconУрока : Систематизация знаний учащихся о белках, жирах, углеводах
Методы: проектная технология, исследовательская технология, фронтальная, индивидуальная и групповая деятельность

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconПроект составная имиджа учебного заведения
Одним из компонентов создаваемого имиджа, на наш взгляд, является проектная деятельность педагогического коллектива и учащихся

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconУрока: обобщающий форма урока
...

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» iconЭлементы технического творчества как основа проектной деятельности...
...

Конспект книги К. Н. Поливановой «Проектная деятельность школьников» icon30. 12. 2013г. Улина Н. Г
Научно- исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения в начальной школе


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don