Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.




Скачать 110.92 Kb.
НазваниеПредмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.
Дата публикации10.04.2014
Размер110.92 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Психология > Лекция
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Лекция (предмет, проблемы)

Тема: Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии.Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательновозрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) внеразвертывания.На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечтонеизменное.Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научныхфактов и соответствующих научных теорий основных особенностейпсихологического развития людей, причем при их переходе от одного возрастак другому.В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованныепсихологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:основательные, качественные и стабильные качественные характеристики(изменения), которые происходят в двух сферах – как в психике, так и вповедении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы вдругую.Они, эти изменения:1. Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).2. Зависят от постоянно действующих факторов: - биологическое созревание; - психофизиологического состояния организма; - место ребенка в системе человеческих социальных отношений; - достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны сэволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведениииндивида.Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и засравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисамивозрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенныхвозрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других –эволюционных изменений психики и поведения.Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционныхпреобразований психики и поведения – это и есть основание для разделениядетства на периоды возрастного развития (на возраста).Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – этотакой особый признак развития, который связан с влиянием конкретнойсложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведенииребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционныеизменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуютсистематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаютсянавсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности всторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы ипредполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующихупражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личностьбез видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения – знания, умения,навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющейпредмета возрастной психологии.Вторая составляющая предмета возрастной психологии.В блок изучения входят следующие проблемы: - специфические сочетание психологии и поведения обозначенные понятием возраст; - в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется; - понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем случае не с количество прожитых лет. Так существует два вида: паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя как дети, то есть вести себя инфантильно; - возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь; - любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения; - понятие возраст, которое психологически верно определено для данного периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии; - понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня) психологического развития ребенка в целом.Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законыпсихологического и поведенческого развития человека.Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательноеразвитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетическиепобудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) внужное русло.Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешниепостоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами носильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, чтосущественно формирует динамику и главное определяет конечный результат.Законы определяют общие и частные закономерности с помощью которыхописывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы,развитием можно управлять. Проблемы и категориальный аппарат психологии возрастного развития.Проблема органической (наследственной) и средовой обусловленностипсихологического и поведенческого развития человека.Это вопрос о том, что более определяет поведение и психологическоеповедение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое состояние органовс учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешнейсреды.Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения ивоспитания на уровне развития детей.Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно поставленныхцелей, без определенного содержания и продуманных методов, под влияниемпребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихсяотношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанныйхарактер [Личный пример, события, ситуации].Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемыйспециальной, частной и государственной системами образования, процесс. Занего ответственны два социальных института: Семья и школа (учебныезаведения, ВУЗы).Конкретная разновидность этой проблемы, это относительного влияния ивзаимосвязи семьи и школы, школы и общества в целом на развитие детей.Проблема соотношения задатков, способностей и талантов.Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитиеспособностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленныеособенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенныепсихологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависитразвитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитыеспособности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] еслион с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений:эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике иповедении человека.Недостатки: эмоциональные изменения слишком медленны, растянуты во времени;революционные изменения слишком кратковременны и встречаются в жизничеловека не так уж часто; ситуационные изменения очень не глубоки иповерхностны.Достоинства: эмоциональные изменения необратимы, стабильны; революционныеизменения очень глубоки; ситуационные изменения непрерывны, их потокпостоянен.Суть проблемы – решается вопрос, что же более всего влияет на развитие:медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие норедкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивыеситуационные?Проблема выяснения соотношения интеллектуальных и личностных изменений вобщем психологическом развитии ребенка.Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение –конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Можетли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способныли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе этилинии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его вцелом? Методы исследования в возрастной психологииКомплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процессвозрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих имметодик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая третьметодов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья третьметодов – из социальной психологии.Первая треть методов – это методы, которые используются для изучениякогнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка сдругой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка инаправлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание,память, мышление, речь и воображение.С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающаяинформация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, атакже информация о преобразованиях этих процессов, происходящих припереходе ребенка из одного возраста в другой.Вторая треть методов – это методы, которые используются для изученияиндивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод«Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия междугомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которыепозволяют приблизится к решению проблемы номер один (об органической, тоесть гипотонической и средовой обусловленности психики и поведенияребенка).Третья треть методов – это методы посредством которых исследуются всемежличностные отношения в различных детских группах, а такжевзаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательноадаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос,интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент. Особенности применения методов исследования в возрастной психологииНаблюдение – один из главных методов в возрастной психологии так как обычноиспользуется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно всовокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и оченьдостоверную информацию.Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, поопределенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начатьнаблюдать необходимо установить цель наблюдения (ради чего оноосуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделатьпредварительный прогноз какие результаты оно должно дать. Для того, чтобыполучить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должновестись регулярно и систематично (дети растут, меняется их психика иповедение и если например, пропустить без наблюдения один месяц вмладенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимыйпробел в истории индивидуального развития ребенка.Интервалы с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится впрямой зависимости от их возраста.1. В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.2. 2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.3. 1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.4. 3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.5. 6,7–11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньшедолжен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложеребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведениемсистематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.С одной стороны вести за детьми наблюдение проще, чем за взрослыми, т.к.ребенок под наблюдением обычно более естественен, спонтанен в проявлениисвоего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что он не играетникаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.С другой стороны, дети (дошкольники) обладают повышенной отвлеченностью,переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для того,чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять скрытоенаблюдение – оно рассчитано на то, чтобы ребенок во время наблюдения невидел наблюдателя.Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми применятсяметод опроса.Опрос – он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой изних эти трудности могут быть связаны с тем, что ребенок почти всегда непонимает до конца правильного адресованные ему вопросы, дело в том, чтосистема понятий и формы мышления, которые используют дети вплоть доподросткового возраста существенно отличаются от той системы, которуюиспользуют взрослые. Тема: Теория детского развития. Основные проблемы физического и психологического развития ребенка.Основной проблемой возрастной психологии на протяжении ряда лет остаетсяпроблема генотипической и средовой обусловленности развития психики, атакже поведения.В науке она связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку отрождения особенности организма и генетически обусловленные законы егосозревания с другим блоком возможностей – возможность непосредственногоразвития, воспитания, обучения, приобретенные знаний умений и навыков, сразвитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качествребенка.Выяснить решение этой проблемы на научном и практическом уровне всегдаможно решить вопрос о том, чему и как, и насколько можно учить и научитьчеловека.Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многихпроявлениях имеют врожденный характер, но именно в том виде в каком они ужепредставлены уже у развитого или у развивающегося человека и сама психика,и внешнее поведение уже большей частью является продуктом обучения ивоспитания.Внутренний мир носит врожденный характер, но органически переходит в другойпроцесс – развитие развитая психика уже является продуктом обучения ивоспитания.Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокуюступень, причем в каждом конкретном случае он может зависеть как отсозревания (рост и масса), так и от непосредственного развития и научения.Первая точка зрения в психологии на эту проблему (доминированиенаследственности)Созревание психики и поведения человека есть результат эволюционногопреобразования генетически заложенных в организм с рождения возможностейсуществующих вначале в виде задатков.Доказательство: В процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) психическихи поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в зародыше не содержалосьбы в онтогенезе, т.е. все то, что появляется далее в процессе развитиявсегда изначально имеется в виде задатков. А они преобразовываясь,развиваясь и развертываясь затем превращаются в способности, причем позаконам биологического созревания организма – эта концепция называетсяэволюционная теория развития. Здесь значение термина эволюция –исключительно развертывание чего либо.Вторая точка зрения революционная теория развития, оппонируя первой,противоположна ей, т.к. полностью отвергает значение и роль генетическихнаследственных факторов в развитии: « у любого человека, независимо от егоприродных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любыепсихологические и поведенческие свойства, причем доведя их развитие долюбого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».Обе эти точки зрения считаются в возрастной психологии крайностями.Третья точка зрения вероятностная или стохастическая.Конечный результат любого развития достигаемый на каждой его ступенькеизначально в генотипе никогда не заложен, но и полностью произвольным,совершенно не зависящем от генотипа этот результат тоже не может быть.Психологам важно помнить, что данный результат зависит и от влияниягенотипа и от влияния среды.Это объясняется тем, что изменения, которые происходят на каждой ступениразвития связаны с генотипом и со средой но кроме этого сами по себе ониопределяются случайными стеченьями обстоятельств, т.е. вероятностью в жизнииндивида.То, что достигнуто на каком-то одном уровне, то, что ребенок приобретает накаждой ступеньке развития всегда на 80% зависит от того уровня, которогоорганизм достиг на предыдущей стадии, на предшествующей ступеньке.Четвертая точка зрения функциональная.«Формирование и преобразование той или иной психической функцииопределяется тем, как часто она используется в жизни организма им самим».В этой теории в качестве основного принципа выступает положение «Оопределяющей роли образа жизни человека, в развитии психики и для него(развития)». Сензитивные периоды в развитииДля большинства психологических свойств и психических функций иповеденческих особенностей существуют свои особые сензитивные периодыразвития.Понятие о сензитивности хорошо представлено в системе рассказывающей о том,какие качества и свойства человека лучше всего формируются у детей и вкаком возрасте это формирование наиболее благоприятно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconВозрастная психология. Вопрос №1. Предмет возрастной психологии....
Овременности); онтогенетическое (развитие психики одного человека). Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconМетодические рекомендации для иностранных студентов для подготовки...
Чности, выделяется медицинская психология, специфическим предметом которой является исследование патологических психических состояний...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. icon1: Предмет и задачи психологии и педагогики. Методы психо-педагогического...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconШпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки,...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconЛекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на стоматологическом...
Тема: Предмет и задание общей психологии и педагогики. Значение психологических знаний для повседневной врачебной деятельности. Методологические...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предмет и задачи психологии...

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconИнтегративный характер предмета юридической психологии
Юридическая психология ее предмет и задачи, место в системе психологического знания

Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующаявнимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. iconМетодическая разработка
Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<