Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие»




Скачать 260.18 Kb.
НазваниеПрактическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие»
страница1/3
Дата публикации18.06.2014
Размер260.18 Kb.
ТипПрактическая работа
uchebilka.ru > Психология > Практическая работа
  1   2   3
Торезький міський відділ освіти
Торезька загальноосвітня школа І-ІІ ступенів № 26

Торезької міської ради Донецької області
вул. Косарева , 3, м. Торез, Донецька обл., 86609, тел. 0952147232

e-mail: shkola.v26@mail.ru Код ЄДРПОУ 25705003

Міський конкурс «Краща соціально-психологічна розробка з індивідуальної траєкторії розвитку учнів «групи ризику»
Тренинг для педагогов

«Суицид в подростковой среде.  Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида»


c:\users\user\desktop\leadership.jpg
Подготовила:

Дубик Галина Васильевна,

директор школы

2014 год
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
но отдельного человека всегда можно»
(Иосиф Бродский)

Цель:

- Повышение профессиональной компетентности педагогов по     профилактике суицида среди детей и подростков.

Задачи:

- информировать педагогов об особенностях профилактической работы по  предупреждению суицида;

  — изучить особенности суицидального поведения подростков для  своевременного выявления признаков пресуицида;

- разработать механизмы работы педагогов по профилактике суицида.
Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит информировать педагогов об особенностях профилактической работы по  предупреждению суицида;

Подготовит участников образовательного процесса к грамотным действиям в острых кризисных ситуациях, в период преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения детей, склонных к суициду.
Ход тренинга:

  1. Приветствие

  2. Ожидание участников тренинга

  3. Упражнение «Contract»

  4. Мозговой штурм

  5. Притча

  6. Мини – лекция «Основные психические состояния, обуславливающие самоубивства»

  7. Упражнение «Капля»

  8. Мини – сообщение «Признаки суицидального поведения»

  9. Упражнение «Портрет ребенка ,склонного к суициду»

  10. Мини – лекция «Как распознать ребенка, обдумывающего самоубивство?»

  11. Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска (для классного руководителя)

  12. Упражнение «Нужные слова»

  13. Упражнение «Алгоритм  психолого-педагогического сопровождения  детей и подростков, склонных к суицидам»

  14. Практическая работа «Проектная мастерская»

  15. Выступление групп. Обсуждение

  16. Рефлексия

  17. Притча


«ПРИВЕТСТВИЕ»
Задача этого этапа работы – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

«Грецкий орех»

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий тренинга высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

- На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

- Такие же и наши ученики: каждый со своей историей, со своей жизненной позицией, со своими сильными т слабыми сторонами. Задача педагогов - понять каждого ученика, помочь им найти выход в любой жизненной ситуации, научить ценить жизнь.
^ ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА

Упражнение «Закрытая дверь»

На листе ватмана изображена закрытая дверь. Дверь символизирует


  • вход в новую жизнь

  • двойной символ - защиты и доступа.

  • переход из одного места или состояния в другое, от света к тени;

  • превращение

  • приют и защита

  • доступ к убежищу и теплу очага, общение, контакты с людьми и внешним миром.

  • защита от опасностей и неведомого.


- Что вы ожидаете найти за закрытой дверью?
^ УПРАЖНЕНИЕ «Contract» (правила работы в группе)

  • Равные права и возможности

  • Ценность времени

  • Вежливость

  • Толерантность

  • Разговор от свого имени

  • Конфиденциальность

  • Знак СТОП (звонок)

  • Поднятая рука

  • Мобыльные телефоны без звука

  • Свободный выход


Можете добавить еще что – либо к нашему контракту.
^ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

 

- Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения …»      Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИД — способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
- Как часто встречаются случаи суицида среди детей и подростков? 
^ На экране появляется слай « Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

-Что побуждает, является причиной толкающей подростков на столь отчаянный шаг?

(Ответы участников тренинга)
- Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. День за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили.

Заложило нос при насморке — почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой-то ситуации, давая волю своим эмоциям, нам кажется, что жить не хочется.

Сейчас я попрошу Вас посредине листочка нарисовать круг и написать в нем фразу «жить не хочется». (Ведущий пишет на доске).

Назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (горе, обида, злость, смерть и т.д.)

А теперь попробуйте представить разные причины когда, человеку не
хочется жить. Случаи, когда у Вас, может быть, было на душе плохо, а может
быть обидно, горько. Запишите ситуации и обведите их, придайте им форму,
например облака.                                          

Кто хочет прочитать свои ситуации? (ведущий может записывать их на доске, идет обсуждение)

В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые.
Одним из наиболее трагичных видов девиантного поведения является суицид. Обычно суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации.
Мозговой штурм:

- Какие мотивы ведут подростка к суициду?

(проблемы в семье - 72,4%; несчастная любовь - 50,1%; употребление алкоголя, наркотиков - 47,8%; безысходность положения - 32,1%; проблемы в школе - 28,9%; стремление дать понять окружающим, что человеку плохо - 11,9%; стремление повлиять на другого человека, чтобы добиться от него желаемого - 8,8%; желание заставить человека раскаяться в плохом, отношении к другому - 8%).


  • - Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых  классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому как под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков.

  • Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут самостоятельно выход из положения…

  • Дефицит общения со сверстниками чаще других отмечаются в качестве причин попыток самоубийства подростков.

  • Безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию – все это может привести подростка к мысли о самоубийстве, как средстве избавления от угнетающих его проблем.

  • Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни .

  • Подростки, могут быть очень восприимчив и нестабилен, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие.

  • Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков, у них перед глазами стоит пример такого решения вопроса

  • Конечно, суицид может быть результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями. Когда чей-то голос приказывает им покончить собой.

  • Причиной самоубийства может быть чувство вины, страха, враждебности
    Иногда депрессия может и не проявиться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Уже само это поведение – призыв – обратите внимание! Со мной что-то происходит.

Но все эти причины объединяет одна самая глубокая:

Предполагается, что одна из главных причин этого служит их неумение почувствовать себя равноправными членами подростковой общности, Первая причина и самая основная — непонимание.

- Как научиться понимать подростка? Как вовремя распознать его душевное состояние? Как не допустить оступиться? Как удержать от неверного шага? Эти вопросы волнуют педагогов. Найти на них ответы и есть главной целью нашего тренинга.
Притча



«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.

^ Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.

Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.

Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.

Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».
- Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Необходимо помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.

Необходимость обсуждения вопроса, касающегося работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения детей обусловлено, прежде всего, тем, что их деятельность связана самим ее объектом – это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.
МИНИ-ЛЕКЦИЯ

Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь

  • облегчение душевных страданий;

  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

  • контроль посещаемости занятий и прогулов;

  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.


^ Основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.

Следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.

Состояния, приводящие к мысли о самоубийстве:

1. Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).

2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).

3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ тупика».

4. скрытый гнев: гнев скрывается, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;

5. Положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды.

6. Убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.
Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

^ Ход упражнения.

Ведущий каждому кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Когда люди не могут справиться с какими-то жизненными ситуациями или хотят доказать что-то хотя бы таким образом, т.е. своей смертью, как последним и веским аргументом, иногда это просто желание привлечь к себе внимание – все это может происходить на уровне фантазии, мыслей, высказываний, демонстративных попыток. Но при одних обстоятельствах – это может быть только демонстрация, а при других – целенаправленное суицидальное действие.

У китайцев многие столетия существовала традиция: в случаях незаслуженной обиды вешаться перед домом или прямо на воротах обидчика. Как хорошо, что эта традиция не сохранилась до нашего времени. Ведь из всех живых существ только человек может разумно и трезво оценить ситуацию.

Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).
Таблица, составленная Робинзоном Крузо.


Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Но я живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.


Вывод: в любой ситуации нужно научиться видеть положительные моменты
^ МИНИ - СООБЩЕНИЕ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconУрок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности....
«слоган», развивать речевые навыки учащихся ( составление синтаксических конструкций на заданную тему, формулирование основной мысли...

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconУсловия успеха
Оборудование: ватман, названия рубрик, фотографии изобретателей, фотографии успешных учеников, ступеньки успеха, карточки с заданиями,...

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconУрок по основам здоровья в 1 классе тема урока. Значение хорошего...
Практическая работа: обсуждение поведения известных литературных героев, их отношение к здоровью

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconТема: «Эмпатия и рефлексия в общении»
Цель: познакомить учащихся с понятиями эмпатия и рефлексия; исследовать особенности развития этих качеств у каждого

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconНекрасова И. Н
«рассогласование обобществленных и субъективных смыслов→рефлексия смыслов», «рефлексия смыслов→деструктивность поведения» и т п Содержательные...

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconПрактическая работа. Цели модуля
Тема модуля: Анимация и звук в среде Macromedia Flash. Оценочная практическая работа

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconПрактическая работа №1 по дисциплине «Микробиология и физиология»...
Цель: Научиться составлять меню суточного рациона питания для различных групп населения, определять химический состав и калорийность...

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconКирилл Туровский. Притча о слепце и хромце Кирила
Кирила1 мниха притча о человѣчстѣй души и о телеси, и2 о преступлении Божия3 заповѣди, и о воскресении4 телесе человѣча5, и о будущемь...

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconПроектная работа в 7-8 классах
Интересно было наблюдать за творческой работой учеников 7-8 классов в проектах по физике

Практическая работа «Проектная мастерская» Выступление групп. Обсуждение Рефлексия Притча «приветствие» iconПроектная работа
Цель работы: Формирование коммуникативной компетенции учащихся с помощью информационно-коммуникационных технологий

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<