Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 108.41 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации19.06.2014
Размер108.41 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Любовь как эмоция и ее исследования в психологии

В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для нее еще стоит жить и которая, несомненно, сильна как смерть: это любовь. Г. Сенкевич Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучениюкоторой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и егокристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более раннихфилософских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональныхсоставляющих переживания любви. В своей работе я хотел бы остановиться нанекоторых аспектах любви как эмоции: ее месте в структуре эмоциональнойжизни человека; ее определениях и типах в разных психологическихнаправлениях; причинах ее развития у человека и ряде других.Для начала необходимо коротко рассмотреть некоторые теории эмоций и затемопределить какое место занимает любовь в них.Общая характеристика эмоцийВ каждой психологической школе эмоции по разному.1. Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. В своих трудах Фрейд предложил способ анализа механизмов функционирования личности, выделив при этом концепцию аффекта. В ее основе лежит теория инстинктивных влечений, которым свойственны: безусловность, цикличность, избирательность и заменяемость. Сам же аффект определяется в ранних работах Фрейда как единственная побудительная сила психической жизни, а в более поздних трудах аффектам дается дефиниция интрапсихических факторов, побуждающих фантазии и желания индивида. В психоаналитическом подходе выделяют 3 аспекта аффекта: энергетический, процесс разрядки и восприятие окончательной разрядки. Из более поздних направлений исследования эмоций можно выделить работы Э. Фромма, в частности его работу «Искусство любви», некоторые компоненты которой я рассмотрю ниже.2. Когнитивные теории. К ним относят теории самосознания (теории «Я»), в которых причиной эмоций являются когнитивные процессы. Центральным понятием этих теорий является Я-концепция (целостный, интегрированный феномен, возникающий при сложении восприятия и познания индивидом самого себя). Чем больше восприятие/познание человеком себя, чем больше они связанны с ядром его личности, тем больше они включают в себя чувства и эмоции. Другой группой когнитивных теорий является рассмотрение эмоций как функций (реакций), обусловленных когнитивными процессами. Так Арнольд, считает, что эмоция возникает в результате влияния определенной последовательности событий, которые описываются в терминах восприятия (как элементарное понимание) и оценок (мгновенный интуитивный акт). Другие представители когнитивного подхода (Шехтер и др.) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, ставшей причиной этого возбуждения.3. Эмоции как результат биологических процессов. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Так Плучик, определяет эмоции как телесные реакции, связанные с определенным адаптивным биологическим процессом. Он же предложил рассматривать личностные черты как комбинацию нескольких первичных эмоций. Например любовь определяется как радость + принятие.4. Теория дифференциальных эмоций, объектом изучения которой, является отдельные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на познавательную и поведенческую сферу человека. Основой этой теории являются следующие положения: а) 10 фундаментальных эмоций (страх, смущение, печаль, радость и др.) образуют основную мотивационную систему жизни человека; б) эти фундаментальные эмоции переживаются и влияют по- разному на познание и поведение человека; в) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них. Следует заметить, что это влияние двухсторонне. Активаторами эмоций здесь делятся на 3 группы: нейронные и нервнво-мышечные; аффекторные и когнитивные. Здесь же вводиться понятие базовая эмоция, определяемая как имеющая отчетливые нервные субстраты; она проявляет себя с помощью мимики и влечет за собой отчетливое переживание, осознаваемое человеком; она оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека. Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления и др. Континуум эмоциональной сферы человека здесь выглядит следующим образом: а) рефлексы (автоматизированная реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не предполагающая сознательного выбора модели поведения) - б) инстинкты - в) драйвы или survival needs (физиологические потребности, являющиеся основой для животной жизни) - г) эмоции. Определяя эмоции как то, что переживается как чувство, что мотивирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия, мы можем сказать, что они входят практически во все сферы жизни человека, оказывая то или иное влияние на них.5. Деятельностный подход. Согласно ему к эмоциональным процессам относится большой класс процессов внутренней регуляции деятельности, выполняющих эту функцию, «отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого, эмоции являются одной из форм существования и личностного смысла, когда связь между событиями и мотивами, а также их личностный смысл проявляется возникающими эмоциональными переживаниями. Здесь проводится терминологическое различие, относящиеся к эмоциональным явлениям: оно (целостное явление) представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и его эмоционального переживания. Эмоциональные явления распадаются на две группы: а) переживания, которые «окрашивают» сами предметы и превращают их в мотивы и б) явления, возникающие в процессе деятельности и выражающие определенное отношение субъекта к различным условиям, ситуациям и т.п. Ряд других концепций и их положения будут рассмотрены ниже.Некоторые определения любви Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличаетсяот таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми ониявляются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения,присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерныактивности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством,характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, болеекомплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплавэмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов. Изард, проводяобзор некоторх из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не толькоиз позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольстивие- радость, но ииз ряда негативных - печаль, злость, гнев и др. Он также дополняетперечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь какпереживание и любовь как отношение. Понимание причины возникновения эмоции может повлиять на протеканиеэмоционального процесса и тогда предметом переживания становиться этапричина. В учении Спинозы, это переключение отразилось в том, что такойаффект как любовь, служащий основой для возникновения других аффектов,определяется как удовольствие, которое сопровождается знанием внешнейпричины. Анализ процесас развития этих аффектов, т.е. переход переживания снепосредственных на опосредованные причины удовольствия, можно найти вработах Юма. Он четко различает объект и причину любви-ненависти. Причинныесвязи, описываемые в учениях Спинозы и Юма можно изобразить следующимобразом: 1) предмет любви - 2) предмет удовольствия - 3) удовольствие - 4)любовь. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатомразвития эмоционального процесса, а является основой для возникновениядругих чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это являетсяосновой для развития этого чувства и зарождения взаимного. Дальнейшееразвитие этого эмоционального процесса определяется познанием рядаобстоятельств: возможность развития; намеренностью и признаниемоправданности этих действий; Э. Фромм понимает любовь как «ответ на проблему человеческогосуществования». Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознаваясвою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. Т.е. то, чтоне по своей воле он рожден и не по своей умрет и т.п. Человек «стал быбезумным», если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинув ее,объединившись в той или иной форме с людьми и окружающим миром. Способпреодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это«активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Важнымаспектом является то, что не смотря на то, что Фромм и предлагает типологиювидов любви, он пишет, что любовь есть направленность на все, а не на что-то одно. При этом в действенный характер любви (в отличии отсимбиотического, основанного на том или ином использовании другогочеловека) он включает такие неотъемлемые элементы как давание (отдачу),заботу, ответственность, уважение и знание. Э. Берн определяет любовь как - «наиболее полное и наиболееблагородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всехостальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу иинтимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когдаРодитель теряет свою зоркость и настороженность, а Взрослый своюпредусмотрительность. Любовь здесь это отношение Ребенок-Ребенок.Истоки любвиОсновополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половоеразмножение, при котором самец и самка вносят в процесс сотворения новогосущества равное количество генов, что обеспечивает генетическуюизменчивость и, следовательно, является средством необходимым для выживаниягруппы. Другой биологический феномен, сыгравший особую роль в эволюции эмоций- родственный отбор. Его определяют как процесс, обеспечивающий передачуопределенных признаков индивида через его гены и гены его родственников.При этом, решающее для эволюции значение играют черты, представляющиеособую ценность для отдельного индивида. Так существуют определенныедоказательства о том, что родственный отбор оказал влияние на возникновениеи развитие альтруистического поведения у человека, важным компонентомкоторого является способность к эмпатии. В свою очередь следует помнить и отом, что существенной частью эмпатии является эмоциональное переживание,которое входит в переживание любви. Особенностью развития человека в онтогенезе является большой периодзависимости от родителей (особенно матери), от которой требуется опека изабота об новорожденном. Защита и кормление младенца - свидетельство любви. Последней биогенетической причиной любви у человека стали оседлыйобраз жизни и охота. На заре человечества охота была сложной и рискованнойработой: она требовала выдержки и настойчивости, мужчины были вынужденыскитаться по несколько дней вдали от дома, прежде чем вернуться «домой» кженщинам и детям со свежей добычей. Учитывая, что это была и физическитяжелая работа, они возвращались домой не только обремененные добычей, но иизнуренные погоней и т.п. Причиной, заставлявшей их отправляться в долгийпуть домой, была привязанность к их женщинам и детям.Классификация типов любвиСуществует множество классификаций любви. Остановимся коротко на некоторыхиз них.В рамка теории дифференциальных эмоций выделяют следующие типы любви:1. Материнская. Ее особенностью является ее жизненная необходимость для ребенка.Выделяют следующие элементы материнской любви: . телесный контакт. Существует ряд экспериментальных исследований этого элемента: начиная от ставших классическим экспериментов Харлоу с новорожденными обезьянами, которым предъявлялись различные манекены матери и заканчивая наблюдениями Howard A. Moss о половых различиях в материнском внимании. Moss были выбраны 30 новорожденных первенцев, которые наблюдались в течении 3 месяцев. Результаты показали, что матери в течение первого месяца жизни детей, обращают большее количество своего внимания мальчикам:|Материнское поведение | 3 недели | 3 месяца жизни|| |жизни | || |мальчики|девочки |мальчики |девочки ||Общее кол-во держаний на |131.3 |105.5 |86.9 |73.4 ||рука (хholds) | | | | ||Материнский контакт (holds |171.1 |134.5 |158.5 |133.8 ||and attends) | | | | ||Качание |35.1 |20.7 |20.0 |23.9 ||Кол-во внимания (взглядов) |182.8 |148.1 |179.5 |161.9 ||обращенного на реб-ка | | | | ||Разговоры с реб-ком |104.1 |82.2 |117.5 |116.1 ||Поведение ребенка |мальчики|девочки |мальчики |девочки ||Плачь |43.6 |30.2 |28.5 |16.9 ||Раздражительность (плачь и |78.7 |56.8 |67.3 |42.9 ||возбуждение) | | | | ||Бодрствание (пассивное) |190 |138.6 |257.8 |241.1 | Как видно из приведенных выше результатов наблюдения матери с определенного периода наблюдается снижение материнского внимания к мальчикам, по сравнению с увеличением к девочкам. Авторами исследования приводятся две теории, объясняющие этот факт. Первая теория объясняет это тем, что девочки активнее откликались на материнское поведение. Тот факт, что матери в начале жизни их дочерей уделяли им меньше внимания (но затем данные уравниваются), объясняет лучшую обучаемость девочек социальным реакциям (responses). Второе объяснение - вызывает формы различного подкрепления при которых мать, придерживаясь определенных культурных ожиданий, инициирует паттерн, стимулирующий мальчика быть более агрессивным, настойчивым и хуже реагирующим на социализацию. . привязанность или прочная эмоциональная связь ребенка и матери. В анализе работ по этой теме Д. Боулби выдел общую характеристику материнско-детской привязанности: устойчивость-неустойчивость. Наблюдая за реакциями ребенка в различных ситуациях, связанных с уходом и появлением матери в незнакомой обстановке, можно выделить несколько типов привязанности: избегательная, амбивалентная и устойчивая. На характер этих привязанности в основном влияют различные проблемы, возникающие в семье: напряженность в отношениях, развод, потеря работы и т.п. Результаты исследований других авторов (Matas, Arend, Sroufe, 1978) показали, что дети с устойчивым типом привязанности, обычно, лучше и успешнее адаптируются к условиям садов и др. дошкольных учреждений. . эмоциональная доступность матери, под которой подразумевают не только физическое присутствие матери, но и ее готовность отдать свою любовь ребенку. . чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность их удовлетворить. Существует ряд специфичных эмоций, переживаемых при материнской любви. К ним относят: а) чувственный или физический аспект или т.н. физиологический драйв (вызванный частично гормональными изменениями, происходящих в организме матери); б) эмоции радости (социальной по своей природе т.к. вызывается фактом причастности к жизни, развитию ребенка); в)эмоции интереса.2. Сиблинговая любовь. Это вид тоже является особым феноменом. Старший сиблинг становиться первым партнером ребенка в игре; он же, как правило, заботиться вместе с родителям о младшем, обеспечивая ему социальную поддержку. Здесь следует упомянуть феномен детской ревности, когда рождение младшего брата или сестры становиться испытанием для ребенка, любви и заботы, уделявшегося ему ранее.3. Романтическая любовь. Здесь следует различать любовные переживания и любовные отношения. Первые всегда сопряжены с эмоциями радости и интереса, а вторые могут включать в себя весь спектр эмоций.Похожая классификация существует и у Э. Фромма. Он выделяет:. Братскую любовь, которая является наиболее фундаментальным вид, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы - одно, а существующие различия не в счет.. Материнскую любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. В противоположность братской и эротической любви, являющиеся любовь между равными, связь матери и ребенка есть, по своей сути, неравенство. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви.. Эротическую любовь. В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком и в ней также есть предпочтительность.. Любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себя, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других.. Любовь к богу.Р. Стернберг в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви(страсть, интимность и преданность), на основании которых определяютсявозможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательства. При этом идеальной считается совершеннаялюбовь - сочетание всех трех компонентов.З. Рубин выделил следующие факторы, являющиеся основой для классификациитипов любви: привязанность, забота и интимность.Таким образом, несмотря на то, что проблематика любви давно изучается как впсихологии вообще, так и в психологии эмоций в частности, не существуетчеткой картины этого эмоционального переживания. Выделенные выше критерии ипонятия скорее описывают отдельные стороны и проявления любви как эмоции,что может быть связано, на мой взгляд, с фундаментальностью и значимостьюэтой темы.Использованная литература:1. В.К. Вилюнас «Психология эмоциональных явлений», М., 19762. Э. Берн «Секс в человеческой любви», М., 19983. Howard A. Moss «Sex, Age and State as Determinants of Mother-Infants Interactions», из Merrill-Palmer Quarterly ‘1967, vol. 13.4. Д. Майерс «Социальная психология», С-Пб., 19995. Э. Фромм «Искусство любви», Харьков, 19906. К. Изард «Психология эмоций», С-Пб, 19997. К. Холл, Г. Линдсей «Теории личности», М., 19998. «Психология эмоций. Тексты», М., 1984

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don