Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека»




НазваниеКонспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека»
страница1/9
Дата публикации17.04.2013
Размер1.94 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Конспект лекций

COGITO, ERGO SUM

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ



Конспект лекций

Книгу подготовила

Векилова Севилъ Афрасябовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры

«Психология человека»

Санкт-Петербургского государственного

педагогического университета, им, А. И. Герцена

аС

ИЗДАТЕЛЬСТВО СОВА

Москва Санкт-Петербург 2005

УДК 159.9 ББК88.1 И90

Серия «Университетская библиотека»

История психологии: конспект лекций / кн. подгот. И90 С.А. Векиловой. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. — 156, [4] с. — (Университетская библиотека).

ISBN 5-17-028142-0

Конспект лекций содержит наиболее значимую информацию по истории психологии. В нем осве­щены вопросы предмета психологии, методологии и методов исследования; описаны основные этапы развития психологии как науки, ее базовые идеи и понятия. Конспект предназначен для студентов и преподавателей психологических факультетов выс­ших учебных заведений и всех тех, кто интересуется вопросами истории психологии.

УДК 159.9 ББК88.1

© ООО «Сова», 2004

Предисловие 5

Раздел 1. Философский период развития психологии ... 8

Тема 1. Предмет истории психологии 8

Тема 2. Генезис и характерные черты античной

философии 12

Тема 3. Атомистические материалистические

концепции души в античной философии 15

Тема 4. Философская и медицинская школа

Гиппократа 18

Тема 5. Идеалистические гуманистические

философские концепции Сократа, Платона,
Аристотеля 21

Тема 6. Психологические идеи поздней античности ... 32

Тема 7. Научные и философские идеи периода

Возрождения 36

Тема 8. Изменение стиля научного мышления

при переходе от эпохи античности к эпохе
Возрождения 39

Тема 9. Философия Нового времени: рационалистиче­
ский и эмпирический пути познания мира 41

Тема 10. Рационалистические обоснования

философских концепций XVII в 43

Тема 11. Становление и развитие эмпирической

психологии в учениях английских философов XVII-XVIII вв........................................................51

Содержание

Тема 12. Развитие идей эмпирической психологии
в работах французских философов периода
Просвещения-XVIII в 57

Раздел 2. Развитие психологии как самостоятельной

науки 64

Тема 1. Естественно-научные предпосылки

преобразования психологии в самостоятельную

науку 64

Тема 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние

на развитие психологии : 73

Тема 3. Выделение психологии в самостоятельную

науку 80

Тема 4. Развитие экспериментальной психологии

в Европе на рубеже XIX-XX вв 86

Тема 5. Структурализм и функционализм

в американской психологии 100

Тема 6. Психологические идеи в рамках

гештальтпсихологии 107

Тема 7. Формирование и развитие психоанализа 114

Тема 8. Бихевиоризм как новая методология

психологического исследования 123

Тема 9. Когнитивная психология и процессы

приобретения опыта 131

Тема 10. Развитие психологии в России в середине

Х1Х-начале XX в 138

Тема 11. Категориальный строй, представления

о причинности и ключевые проблемы

современной психологии 148

^ Рекомендуемая литература 153

Предисловие

Конспект лекций курса «История психологии» содержит информацию об основных этапах раз­вития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преем-ственности. В курсе освещены вопросы, касающие­ся изменения в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и ме­тодов исследования.

Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках — физи­ке, химии, ученые-психологи вынуждены постоян­но обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустан­ного интереса психологов-к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психо­логия существует всего 125 лет, со времени основа­ния в 1879 г. Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Мож­но смело утверждать, что психология — одна из наи­более молодых дисциплин в современной науке, поэтому «допарадигмальный» статус (Кун Т., 1977,

Предисловие

Предисловие


Щульц Д., Шульц С., 1998), в котором она находит­ся, — закономерное явление.

Одна цель курса — помочь студенту увидеть ис­торию психологии в общекультурном контексте. В связи с этим в тексте приведены фрагменты опи­саний исторических эпох, событий, краткие биогра­фические сведения наиболее известных авторов. Другая — помочь студенту сориентироваться в том, какую историческую линию (теоретическую или экспериментальную) он продолжит в своем диплом­ном исследовании, на чьи идеи будет опираться, в каком направлении будет разрабатывать собственную исследовательскую проблему.

Если провести аналогию с формированием лич­ностной идентичности, то курс «История психоло­гии» может помочь в обретении профессиональных корней и профессиональной идентичности.

Принимаясь за данную работу, составитель, безусловно, использовал наиболее значимые ис­следования по истории психологии отечествен­ных психологов — М. Г. Ярошсвского, В. А. Якунина, А. Н. Ждан и зарубежных философов и психологов: итальянских авторов Д. Антисери и Дж. Реале, английского физика и философа Берт­рана Рассела и американских психологов Ф. Алек-сандера и Ш. Селестика, Д. Шульц и С. Шульц, Т. Лихи, Н. Смита.

В изложении текста соблюдены описанные М. Г. Ярошевским (1985) принципы: контекстный (привязка к культурному, историческому контек-

сту, или «духу времени»), персоналистский (при­вязка изложения к определенным именам), прин­цип контрастирующих пар (попытка изложить ма­териал через знакомство с альтернативными, часто оппозиционными идеями).

В данном издании представлены основные темы по истории психологии.

РАЗДЕЛ 1

^ Философский период развития психологии

Тема 1. Предмет истории психологии

Предмет история психологии — это изучение изменений в представлениях ученых о психичес­ких феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки.

Психология как наука начинается с понятия «душа», но, несмотря на то что человечество зада­ется вопросом о том, что такое душа, с доистори­ческих времен, оно так и не получило ответа. Труд­ности в изучении феномена души (или психики) заключаются, во-первых, в том, что он не имеет не­посредственного материального воплощения (пси­хика — это идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и позна­ваемый феномен нерасторжимы, или то, «чем по­знается», и то, «что познается», — едины.

Философский период развития психологии

Психология имеет дело с «опредмеченными» во­площениями психической активности, выраженны­ми соматически (вегетативные проявления при пе­реживании эмоций), вербально (в письменной и устной речи) и в продуктах человеческой деятель­ности. Тот факт, что сам феномен не опредмечен, а значит, и не наблюдаем, порождает множество кон­цепций, версий того, что такое душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до середины XIX в.) концепции психики были результатом субъективных раздумий филосо­фов о душе. Естественно, что эти концепции явля­ются непроверяемыми или неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ними — это результат до­верия им. Лишь с началом использования экспери­мента в психологии (1879 г.) возникла возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к статусу так называемой нормаль­ной науки. Теперь нам становится ясно, почему пси­хология имеет «столь долгую предысторию и столь короткую историю», почему человечество так дале­ко продвинулось в познании объективированного мира внешней реальности и так мало — в познании субъективного мира внутренней реальности.

^ Периодизация развития психологии. В попыт­ках исследовать историю развития психологичес­кой науки наиболее типичны два подхода к выделе­нию периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода — философский период развития

Раздел 1

психологии (начинается от античности и длится до 70-х гг. XIX в.) и период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х гг. ХIХ в. до настоящего времени). Рубежом между периодами является 1879 г. — год основания немецким физио­логом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейп­циге Лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало ключевым, так как с этого мо­мента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние это становилось внешним, дис­куссии по наиболее острым вопросам перемести­лись в узкопрофессиональное пространство.

Второй подход, предложенный А. Н. Ждан(1997), более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения пред­мета психологии. В этом подходе выделялись три периода.

Первый период — психология как наука о душе, он продолжался от античности и до начала Нового времени (XVII в.). Под душой понималась матери­альная, идеальная, а затем и божественная субстан­ция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и по­знающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нрав-

Философский период развития психологии

ственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, пред­ставления, воображение, аффект, воля, характер.

Второй период — психология как наука о со­знании; он связан с именем Репе Декарта (начало Нового времени-XVII в.) и продолжался до начала XX в. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себя наряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные по­требности, бессознательное, психическое развитие, перцепция и апперцепция, законы ассоциации, вре­мя реакции, пороги ощущений, психология, психо­физика, психофизиология, одаренность и ее насле­дование, кривая забывания.

Третий период — психология как наука о пове­дении, он связан с развитием бихевиоризма и с име­нем Джона Уотсона (начало-конец XX в.). Психо­логия стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и ма­тематический аппарат для обработки результатов экспериментов. Снова к уже существующим тер­минам добавились такие, как условный и безуслов­ный рефлексы, подкрепление, респондентное и опе-рантное научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Таким обра­зом, современная психология продолжает оставать­ся дисциплиной, в которой используется весь тер-


10

11

Раздел 1

минологический аппарат, формировавшийся с вре­мен античности, и в отдельных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть и душа, и со­знание, и поведение.

^ Тема 2. Генезис и характерные черты античной философии

Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни челове­чества — философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия челове­ка с его биологическими потребностями — устано­вилась окончательная, непреодолимая граница меж­ду животным миром и человеком. «Философия родилась в процессе выделения логоса и обособле­ния его от фантазий и мифов» (Антисери Д., Реа­ле Дж., 2001).

Из философских размышлений сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рацио­нальный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные яв­ления имеют естественные (а не сверхъестествен­ные) объяснения, открывали желанную возмож­ность контролировать мир, а в конечном счете -господствовать над природой (сейчас мы можем го­ворить о том, что это господство стало опасным для самого человека). Именно эта традиция породила

Философский период развития психологии

науки и этические ценности современной Европы. Такие формы греческой культуры как религиозные, политические и военные институты, ремесла и тех­нические достижения имелись и у других народов.

В чем причины того, что греческая культура ста­ла ключевым фактором развития европейской ци­вилизации? Приводятся несколько причин разно­го характера.

Греция является полуостровным государством, где мореходство развивалось с незапамятных вре­мен. Активная торговля способствовала многочис­ленным кросскультурным контактам греков, что способствовало формированию многомерной кар­тины мира, допускающей многообразие языков, тра­диций, жизненных стилей, и порождало раздумья.

Кроме того, греческая цивилизация представля­ла собой культуру, свободную от насильственной религиозности. Немаловажное значение имел и тот факт, что элита греческого общества смогла упо­требить свою «праздность» для целей философско­го размышления.

Эпоха античности продолжалась с VI в. до н. э. до II-III вв. н. э., т. е. примерно 8 веков. Внутри нее выделяются три периода с характерными призна­ками каждого из них.

^ Первый период получил название атомистиче­ской материалистической античности, и для него характерны:

• огромный интерес к космосу и создание пер­вых космологических теорий;


12

13

Раздел 1

• поиск первоосновы мира в виде знаменитых
первоэлементов и споры о приоритетности того или
другого из них;

• одушевление мира и приписывание ему свойств
разумности и справедливости.

^ Второй период получил название гуманистиче­ской идеалистической античности, и для него ха­рактерны:

  1. интерес к человеку, его взаимоотношениям
    с миром;

  2. создание концепции высшего мира с его иде­
    альными свойствами;

  3. признание разума как высшей человеческой
    ценности;

  4. признание добродетели и ценностей нравствен­
    ного начала в человеке;

  5. изменение представлений о связи души и тела,
    последовательность переходов, описанных разны­
    ми авторами, выглядит следующим образом: тело —
    это отличная от души субстанция; тело — случай­
    ное пристанище души, тело — тюрьма для души.

^ Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны:

  1. создание и проработка религиозной концеп­
    ции человека;

  2. существенные изменения в представлениях
    о человеке; если в предыдущий период человек
    представлялся существом героическим, доброде­
    тельным, процветал культ здорового красивого тела
    и любви, то в поздней античности человек пред-

Философский период развития психологии

ставлялся существом греховным по факту своего рождения, поэтому он печален и его прижизненная задача — искупить свою греховность;

* формирование ценностей страдания, эмоцио­нальных и волевых свойств, которые стали приори­тетными над интеллектуальными.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconК. С. Лисецкий психология ранней наркомании
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Самарского госуниверситета О. В. Лаврова

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских...

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлениям...
И классификация

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций по ахд конспект лекций по предмету: «Анализ хозяйственной...

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций в двух частях часть 2
Аналитическая химия : конспект лекций / составители: И. Г. Воробьева, Л. М. Миронович, С. Б. Большанина. – Сумы : Сумский государственный...

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций по дисциплине «Математические методы и модели энергетического...
Основы работы в системе компас: конспект лекций составитель: Э. В. Колисниченко. – Сумы: Изд-во СумГУ, 2010. – 249 с

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности «Автоматика...
Конспект лекций рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрами «Менеджмента и маркетинга» и «Экономика предприятий» Донижт, протокол...

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconКонспект лекций 2007 Экология. Конспект лекций. Для студентов специальностей...
Экология. Конспект лекций. Для студентов специальностей 080201 «Информатика», 090220 «Оборудование химических производств и предприятий...

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconТ. П. Демиденко конспект лекций
Конспект лекций «Инженерная графика» для студентов 1 курса дневной формы обучения бакалавров по направлению 140101 «Гостинично-ресторанное...

Конспект лекций cogito, ergo sum история психологии • Конспект лекций Книгу подготовила Векилова Севилъ Афрасябовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология человека» iconДостижение успеха в ситуации безработицы
Дёмин андрей Николаевич кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don