Достижение успеха в ситуации безработицы




Скачать 320.71 Kb.
НазваниеДостижение успеха в ситуации безработицы
страница1/3
Дата публикации22.04.2013
Размер320.71 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3





© 2002 г.
А.Н. ДЁМИН

ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В СИТУАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ



ДЁМИН Андрей Николаевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
Российская безработица уже отметила свое десятилетие, в течение которого она неоднократно становилась объектом исследования: как элемент общей динамики социальной структуры; с точки зрения издержек для различных групп населения; трудовой мобильности и маргинализации после потери работы; в сравнительной межстрановой перспективе; в контексте социокультурных детерминант, индивидуальных и групповых способов адаптации в трудной жизненной ситуации; с точки зрения социальной политики на рынке труда. К вопросу об успешности преодоления людьми ситуации безработицы отечественные авторы обращаются регулярно, и, как нам кажется, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, новизной безработицы для России, которая еще не приобрела статус воспроизводящейся в социальных группах и поколениях субкультуры, поэтому ее социальные и индивидуальные эффекты не всегда прогнозируемы и однозначно негативны. Эта проблема осмысливается с разных точек зрения. Большой эвристический потенциал заложен в позиции Л.А. Гордона и Э.В. Клопова, предлагающих метафору: российская безработица – резервация или школа выживания? [1]. Во-вторых, на интерес к успешному поведению влияет динамичность безработицы как социального явления, которая, в свою очередь, зависит от изменяющихся институциональных, финансовых, социопсихологических факторов. Прошедшее десятилетие дает немало поводов для размышлений. В частности, если обратиться к результатам исследований начала 90-х годов, то среди факторов восстановления занятости мы можем не обнаружить возраст [2], в значении которого сейчас вряд ли кто сомневается. В-третьих, проблема успешного поведения в ситуации безработицы тесно связана с изменениями в политике на рынке труда, стремлением перенести акценты на превентивные, адресные, в ряде случаев - индивидуально активизирующие формы социальной поддержки. Эти попытки сопровождаются проработкой методологических основ профессиональной ориентации [3], а также растущим интересом к технологиям профилирования безработных [4]. Наконец, оценка поведения людей, потерявших работу, в существенной степени зависит от трактовки самого успеха/неуспеха и профессиональной принадлежности исследователя. Одни авторы обращают внимание в основном на социальные, другие - на экономические, третьи – на индивидуально-психологические факторы успеха, хотя более продуктивным было бы рассматривать их в едином комплексе и уже этот комплекс интерпретировать с позиции «своей» дисциплины.

Теоретическими предпосылками нашего исследования являются представления о факторах и эффектах совладающего поведения личности [5] и факторах структурирования рынка труда [6]. С учетом этих предпосылок успешное/неуспешное поведение безработных может быть рассмотрено в рамках общей аналитической схемы, один блок которой образуют регуляторы занятости, а другой – эффекты поведения в ситуации безработицы (они же являются критериями успеха). В содержание первого блока входят элементы внешнего хозяйственного мира (рабочие места, социально и экономически структурированные доступы к ним, идеологические и культурные нормы поведения на рынке труда), социальная сеть индивида и особенности его домохозяйства (состав, экономический статус, внутрисемейные ценности и традиции занятости), индивидуальные свойства человека, принимающего решения о занятости. Три перечисленные группы факторов взаимосвязаны: внешние регуляторы находят специфическое отображение в сознании индивидов, композиции и привычках домохозяйств; индивидуальные предпочтения и решения интегрируются в семейные стратегии и в сочетании с внешними возможностями и ограничениями порождают конкретные формы поведения безработного.

Данные формы могут интерпретироваться с точки зрения социальных и индивидуальных эффектов. В первом случае речь идет о социальных маршрутах поведения безработных, в числе которых - перемещение к работодателям, т.е. на предприятия; к государственным и негосударственным организациям, оказывающим услуги на рынке труда; альтернативный образ жизни (сюда относятся домашнее хозяйствование и, отчасти, деятельность в статусе самостоятельного работника). Каждый маршрут обладает своей сущностной спецификой. Первый характеризуется отношениями трудового найма и является поведением собственно на рынке труда. Существование второго маршрута обусловлено тем, что на уровне капиталистического государства правительствам приходится создавать социальную оболочку для успешного функционирования рыночной экономики [7]; он становится самостоятельной сферой поведения для части людей, попавших в трудную ситуацию после потери работы, и является, по сути, механизмом переключения на два других маршрута. Третий маршрут обозначен как альтернативный, поскольку он противостоит первому и в своей основе подпадает под такие понятия, как неформальная, неизмеримая, семейная, моральная экономика и более широкую категорию эксполярных структур [8]. Выбранные и реализуемые маршруты поддерживают и воспроизводят конкретные формы поведения, а также влияют на регуляторы занятости, например, степень напряженности рынка труда, материальные ресурсы и структуру власти в семье, удовлетворенность или стрессированность отдельных ее членов и т.д.

Индивидуальные эффекты поведения безработных удобно соотнести с критериями успешного преодоления жизненной трудности как более общего явления. К ним относят: разрешение конфликтной ситуации, восстановление или улучшение социального статуса, приемлемость поведения для ближайшего окружения, его соответствие социальным нормам, поддержание позитивной самооценки, уменьшение стрессированности, сохранение физического и психического здоровья и др. [9]. Критерии можно объединить в три группы: 1) качество социального функционирования, 2) уровень психологического благополучия, 3) состояние физического здоровья. Эти группы относительно самостоятельны, достаточно представить ситуацию, когда найденная работа не приносит человеку удовлетворения, т.к. он обесценил свою квалификацию, или ему приходится очень интенсивно работать, хронически переутомляться, подрывая тем самым здоровье. Важным является деление критериев на долгосрочные и ситуативные (достигается успех в конкретном действии или не достигается, какие эмоции и мысли при этом возникают, какие физиологические изменения в организме происходят). Главная методическая проблема, встающая при определении факторов успешного/неуспешного поведения на достаточно протяженном участке жизненного пути, состоит в том, чтобы зафиксировать сам факт успеха или неуспеха. С одной стороны, нельзя ограничиваться только ситуативными критериями, с другой стороны, долгосрочные критерии зависят от времени отслеживания, а значит, и привходящих факторов, связанных с меняющимися экономическими, политическими и т.п. обстоятельствами. Поэтому в исследование целесообразно вводить промежуточные критерии. В нашем случае к ним были отнесены: ощущение близости к успеху при решении самой острой проблемы, поддержание чувства общей самоэффективности (веры в свою способность справляться с проблемами) и низкого уровня стрессированности. Данные критерии (эффекты), обобщая успешность/неуспешность индивида в повседневной жизни, одновременно влияют на направленность его поведения, приближая к другим ситуативным успехам или отдаляя от них и таким образом влияя на конечный результат (трудоустройство, психологическое благополучие). Промежуточные критерии являются индикаторами успеха, наиболее доступными исследователю.

Соотношение регуляторов и индивидуальных эффектов поведения в ситуации безработицы может быть представлено в виде линейной модели: регуляторы занятости (включая поведение после сокращения)  ситуативные эффекты  промежуточные эффекты  приближающее/отдаляющее от успеха поведение  долгосрочные эффекты [10]. Предлагаемая моделью схема анализа имеет ограничения, связанные с невозможностью проконтролировать неожиданные события, которые способны нарушить логику индивидуального поведения. Но если мы признаём, что такая логика все-таки существует, следует говорить о некоторых типичных способах взаимодействия безработного с миром в изменившейся после увольнения жизненной ситуации. Данная модель позволяет их выявить.

Основная задача статьи – заключается в изучении факторов, влияющих на промежуточные индивидуальные эффекты поведения в ситуации безработицы. При этом мы исходим из предположения, что ее успешное преодоление обусловливается не каким-то одним фактором, а их комплексом, который имеет определенную структуру и включает элементы внешнего хозяйственного мира, особенности домохозяйства и социальной сети, индивидуальные свойства человека. В работе использовалась база количественных данных, собранных летом 1999 г. в рамках проекта «Совладание в посткоммунистической России: социальные и экономические стратегии андекласса»1. Обследование проводилось в четырех регионах (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар). Было опрошено 257 человек, имевших стаж безработицы от 3-х до 12-ти месяцев. Выборка квотировалась по полу, возрасту, образованию. Анализировались показатели 310 шкал, из которых 258 были отнесены к регуляторам занятости.

Исходное предположение проверялось в два этапа. Сначала мы попытались выделить перечень факторов, влияющих на успешное поведение в ситуации безработицы. Для решения этой задачи собранные данные анализировались ретроспективным способом, при котором выделяются две группы с наличием и отсутствием результирующей переменной и определяется представленность в каждой группе исходных факторов (переменных) [11]. В нашем случае респонденты делились на тех, кто считал себя близким к решению самой острой проблемы и тех, кто не знал, что предпринять; кто имел на момент опроса самоэффективность "нормальную" и ниже нормы; кто имел низкий и высокий уровень стрессированности. Соответствующие вопросы были включены в анкету. При самооценке близости к решению самой острой проблемы безработные сначала отмечали наиболее острые для себя проблемы по закрытому списку. Затем выбирали самую острую проблему из отмеченных и уже по поводу нее отвечали на вопрос: "Решаете ли Вы эту проблему?" с вариантами ответов: не знаете, что предпринять - знаете возможные пути решения, но пока их не используете - предпринимаете практические шаги, но пока далеки от решения - близки к успешному решению проблемы - затрудняюсь ответить. Самыми острыми проблемами для опрошенных оказались «нехватка средств для нормальной жизни» и «невозможность использовать образование, квалификацию». Для измерения общей самоэффективности использовалась шкала Р.Шварцера, М.Ерусалема, В.Ромека [12], базирующаяся на концепции А.Бандуры. Уровень стресса измерялся с помощью шкалы Л.Ридера [13]. Для определения значимости различий между факторами использовались t-критерий для долей, t-критерий для средних, критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.

На втором этапе переменные, влияющие на достижение успеха в ситуации безработицы, были подвергнуты корреляционному анализу. С этой целью показатели каждой переменной были преобразованы в бинарные шкалы. Например, для переменной “высшее образование” значение “1” присваивалось показателю “наличие высшего образования”, а значение “0” получали показатели остальных уровней образования; для переменных, показатели которых выражались мерой центральной тенденции (среднее значение или медиана), значение “1” присваивалось показателю, не превышающему, а значение “0” – превышающему эту меру, либо наоборот – в зависимости от содержания переменной. Далее определялась теснота связей между всеми переменными с помощью фи-коэффициента, полученная интеркорреляционная матрица анализировалась методом расслоения, являющимся дополнительным методу факторного анализа [14]. Он направлен на выявление непосредственных индикаторов (ядер) корреляционной структуры, а не латентных переменных, лежащих в ее основе.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Достижение успеха в ситуации безработицы iconВосприятие безработицы человеком и ее место в жизни современного общества
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании общества. Причинами безработицы могут быть многие...

Достижение успеха в ситуации безработицы iconМолодежная безработица в украине: причины и перспективы
В данной работе раскрывается сущность молодежной безработицы, причины безработицы, анализируется ситуация в Украине, а так же расматриваются...

Достижение успеха в ситуации безработицы icon02 03 ноября 2011 г
Целью мероприятия является предоставление и обсуждение актуальной информации о принципах менеджмента качества и достижение устойчивого...

Достижение успеха в ситуации безработицы iconТема Категория
Влияние инновационных педтехноло-гий на создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе

Достижение успеха в ситуации безработицы iconБезработное население и уровень безработицы в Автономной Республики...
Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы

Достижение успеха в ситуации безработицы iconЛакиза Ю. О., Пучкова Л. Э
Необходимость изучения проблемы безработицы, обусловлена многими причинами, среди которых особенности социально-экономической ситуации...

Достижение успеха в ситуации безработицы icon№11 21 декабря 2008
Многим известно выражение «кадры решают все». Действительно, люди – основа успеха любого бизнеса. И достижение его напрямую зависит...

Достижение успеха в ситуации безработицы iconВероника Скальская, Екатерина Сахно
Разрабатываются новые технологии в обучении, целью которых является повышение эффективности и результативности преподавания. Однако...

Достижение успеха в ситуации безработицы iconИ. А. Шокина гендерные аспекты хронической безработицы
В условиях нестабильности современного рынка труда практически каждый российский гражданин трудоспособного возраста сталкивался с...

Достижение успеха в ситуации безработицы iconМеханизм вашего успеха
Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, он направляет нас и ориентирует на ее достижение. Благодаря этому механизму, находящемуся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<