К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением




НазваниеК оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
страница1/15
Дата публикации10.05.2013
Размер1.5 Mb.
ТипКнига
uchebilka.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО

ПРЕБЫВАНИЯ

Под ред. Е.А. Стребелевой Издание второе

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве

методического пособия

Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА 2004

УДК 376.02 ББК 74.30 К66

Министерство образования Российской Федерации

Государственное научное учреждение

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям

с выявленными отклонениями в развитии»

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Авторы:

Е.А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2,3.1, 3.2, приложение— 1,2, 3); Ю.Ю. Белякова (гл. 1); М.В. Браткова (гл. 3.2);

И.А. Выродова (гл. 3.3, приложение — 4); Т.В. Николаева (гл. 2); Г.А. Мишина (гл. 4); Л. В. Пронина (гл. 3.2).

К66 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах крат­ковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)

ISBN 5-94692-882-I

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педа-гогической работе с детьми третьего года жизни с органическим по­ражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музы­кальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

УДК 376.02 ББК 74.30

Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004.

Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. 5,60. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348

ISBN 5-94692-882-1

© Коллектив авторов, 2004

О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004

Оглавление

Предисловие 5

Глава 1. Организация коррекционно-педаго-
гической работы в группах кратковременного
пребывания 8

Глава 2. Методика психолого-педагогического

обследования детей третьего года жизни 15

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего

года жизни 15

Особенности развития детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 20

Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни .... 23

Глава 3. Воспитание и обучение детей третьего года жизни с органическим

поражением ЦНС 38

Основные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 38

Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 40

Музыкальные занятия с детьми третьего года
жизни с органическим поражением ЦНС 66

Глава 4. Работа педагога-дефектолога с роди­
телями в группах кратковременного
пребывания 81

Литература 107

3

Приложение 1. Примерная модель организации
помощи детям с органическим поражением
ЦНС в группах кратковременного пребы­
вания 109

Приложение 2. Результаты первичного комплекс­
ного психолого-педагогического обследования
детей третьего года жизни 109

Приложение 3. Пример индивидуальной програм­
мы развития ребенка раннего возраста с органи­
ческим поражением центральной нервной
системы 111

Приложение 4. Примерные конспекты музыкаль­
ных занятий 116

Предисловие

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработа­ла и внедрила в практику методы комплексной реабили­тации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имею­щие отставание (искажение) в психофизическом разви­тии вследствие нарушения деятельности одного или не­скольких анализаторов (зрительного, слухового, двига­тельного, речевого) или обусловленное органическим по­ражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, ко­торые рано выявляются врачами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагоги­ческом воздействии.

Дети с органическим поражением ЦНС составляют са­мую представительную группу среди детей с нарушения­ми в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия по­ражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникно­вения и качественном своеобразии всех видов детской де­ятельности и психологических новообразований и, глав­ное, в неравномерности, нарушении целостности разви­тия личности.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интел­лектуальной недостаточностью больше всего детей дош­кольного возраста с органическим поражением ЦНС.

Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особеннос­ти, затем разработать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, а также оказать психологичес­кую помощь родителям.

Одной из новых организационных форм коррекцион-ной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратков­ременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правитель­ства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16).

Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных об­разовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно в 3 года начинают строи­ться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными пробле­мы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам).

В методическом пособии рассказывается, как органи­зовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; из­лагается содержание коррекционно-развивающего обуче­ния и воспитания детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями.

Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает большую гибкость. Время освоения содержания строго индивидуально и за­висит от целого комплекса причин, определяющих струк­туру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с ос­новными линиями развития ребенка, помогут в разработ­ке индивидуальной программы обучения воспитанников.

Распределение материала в соответствии с основны­ми линиями развития ребенка раннего возраста дает воз­можность учитывать онтогенетический принцип разви­тия, а также индивидуальные и возрастные особенности

6

развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это позволит сформи­ровать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что своевременно не появилось у проблемного ребенка, со­здать основные предпосылки к возрастным психологи­ческим новообразованиям (восприятие, наглядно-дей­ственное мышление, потребность в общении и речь), сде­лать воспитательный процесс целостным, а обучение — непрерывным.

Содержание индивидуальной программы разрабаты­вается на основе информации и анализа собранных дан­ных, полученных в процессе психолого-педагогического обследования ребенка и в результате анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблю­дения за характером взаимодействия матери со своим ре­бенком). Специалисты дают оценку «актуального» и «по­тенциального» уровня развития ребенка, определяют ха­рактер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность индивидуальных трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях коррекции или сглаживания остро­ты проблемы.

Методическое пособие адресовано педагогам (педаго-гам-дефектологам, музыкальным руководителям, педа­гогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп крат­ковременного пребывания, в центрах психического здо­ровья, реабилитационных центрах, а также руководите­лям этих дошкольных учреждений.

Эта книга представляет собой обобщение и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми ран­него возраста с органическим поражением ЦНС, которые посещали группу кратковременного пребывания в Инсти­туте коррекционной педагогики РАО, а в дальнейшем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с наруше­нием интеллекта (умственно отсталых).

Глава 1

Организация

коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания

Многолетние исследования и опытно-эксперимен­тальная работа ученых и практиков показали, что сте­пень эффективности коррекции вторичных отклоне­ний в развитии и формирования компенсаторных ме­ханизмов зависит от следующих факторов:

  • раннего выявления и раннего начала целенаправ­
    ленной коррекционно-педагогической работы;

  • содержания и методов обучения и воспитания;

  • своевременного включения родителей в коррекци-
    онно-педагогический процесс;

  • реализации единства требований к воспитанию и
    обучению ребенка в семье и дошкольном образова­
    тельном учреждении;

  • правильных форм взаимодействия разных специа­
    листов, участвующих в комплексной реабилитации
    ребенка с нарушениями в развитии.

Появилась возможность создать новые организаци­онные формы оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития.

При уточнении первичного нарушения и определе­нии специфических образовательных потребностей де­тей (по заключению ПМПК) коррекционная поддерж­ка организуется в группах кратковременного пребы­вания ребенка в дошкольном образовательном учреж­дении компенсирующего или комбинированного вида.

^ Цель деятельности групп кратковременного пре­бывания — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.

8

Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному про­цессу в семье и дошкольном образовательном учреж­дении.

В группах кратковременного пребывания создают­ся специальные условия для обеспечения чувства за­щищенности, где педагоги создают атмосферу психо­логического комфорта, формируют навыки адаптив­ного поведения в новых социальных условиях, способ­ствуют появлению возрастных психологических ново­образований, коррекции и предупреждению вторич­ных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развиваю­щей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (спе­циальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждо­го воспитанника.

^ Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психо­лога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

Разработку программы для проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербаль­ные; способы усвоения общественного опыта — совме­стные действия, указательный жест, подражание, дей­ствия по образцу и словесной инструкции), физичес­кой (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, фор­мы мышления, представления об окружающем, раз­витие речи, предметно-игровая деятельность, предпо­сылки к продуктивным видам деятельности). Содер­жание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие

актуальный уровень основных линий развития ребен­ка и его потенциальные возможности, т. е. зону бли­жайшего развития. Кроме того, в программе указыва­ется, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников.

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педа­гога-психолога, музыкального педагога, врача) с семь­ей планируется после изучения характера взаимодей­ствия матери с ребенком, а также с учетом уровня пе­дагогической компетентности родителей, анализа ус­ловий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период — на два или три месяца и разрабатывается по следующим на­правлениям:

  • условия и правила проведения коррекционно-педа-
    гогической работы с ребенком в семье;

  • содержание работы (указываются задачи, методы и
    приемы) с ребенком по основным линиям его раз­
    вития;

  • виды деятельности в целях формирования положи­
    тельных форм взаимодействия с другими детьми;

  • формы работы с родителями: консультации, обуче­
    ние матери путем наблюдения за работой педагога-
    дефектолога с ребенком; лекции с указанием тем,
    места и времени их проведения; участие в коллек­
    тивном обсуждении проблем воспитания детей в
    семье.

Комплектование групп кратковременного пребыва­ния осуществляется по заявлению родителей и на ос­новании заключения психолого-педагогической и ме­дико-педагогической комиссий с учетом психофизи­ческого нарушения, имеющегося у ребенка.

В группы кратковременного пребывания дошколь­ного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принима­ются дети с органическим поражением ЦНС в возрас­те от рождения до 7—8 лет:

•дети раннего возраста (первых 2—3 лет жизни) с

органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы;

10

.дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интел­лекта.

Состав группы может быть постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может прово­диться в течение всего года по мере поступления заяв­лений от родителей и при наличии свободных мест.

Обучение ребенка в группе кратковременного пре­бывания осуществляется 1—2 года или до его поступ­ления в образовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педаго­гическая и медико-педагогическая комиссии по ре­зультатам обследования дают индивидуальные реко­мендации о дальнейших формах обучения ребенка.

Кратковременное пребывание детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных уч­реждениях предполагает проведение занятий с ребен­ком различными специалистами либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. В некоторых случаях допус­кается сокращение времени пребывания (при нали­чии тяжелой патологии, сложной структуры отклоне­ний у воспитанника и др.)

Наполняемость группы кратковременного пребыва­ния, как правило, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и нали­чия детей со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп кратковременного пребывания выделяется помощник воспитателя, а также необходи­мый медицинский и обслуживающий персонал: врач-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра.

При выделении штатных единиц на группу и необ­ходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми шта­тами дошкольных учреждений, утвержденными При­казом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Постановлением Мини­стерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и обслуживающего пер­сонала группы кратковременного пребывания опреде-

11

ляются Тарифно-квалификационной характеристикой (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268.

Итак, в чем же заключается коррекционно-педаго-гическая деятельность специалиста в группе кратко­временного пребывания в дошкольных образователь­ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта?

Основным специалистом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индиви­дуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с вос­питанниками группы; проводит коррекционные заня­тия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает ро­дителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.

Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каж­дого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; зак­лючительные психолого-педагогические характерис­тики и рекомендации на каждого ребенка.

Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания — индивидуаль­ные занятия с детьми. По возможности занятия про­водятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совмест­ная деятельность 3—4 детей.

Продолжительность каждого занятия с одним ре­бенком, как правило, 1 час. В это же время оказыва­ется психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неде­лю, но при необходимости и по желанию родителей — чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребен-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconВлияние преморбидного фона на клиническое течение острых бронхитов у детей раннего возраста
Целью нашей работы явилось изучение особенностей течения острых бронхитов у детей раннего возраста, протекающих на неблагоприятном...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconМетодическое объединение воспитателей групп раннего возраста «Методика...
Исполнительного комитета першотравенского городского совета комунального дошкольного учебного учреждения «калинка»

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconРегиональная программа развития дошкольного образования
Целью программы является разработка механизма развития дошкольного образования, обеспечение конституционных прав и государственных...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconКоллективу дплкх
Донецкой области, где круглосуточно и круглогодично оказывается безвозмездная полноценная помощь одномоментно 100 детям дошкольного...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconОсобенности течения острого обструктивного бронхита у детей грудного...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconОсобенности течения острого обструктивного бронхита у детей грудного...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconРазвитие фонематического восприятия у детей раннего возраста
К43 Развитие фонематического восприятия у детей раннего воз­раста. — М.: Тц сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопе­да). (4)

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconП. Расходы, которые производятся из Качинского поселкового, Верхнесадовского...
Нахимовского района, Детские дома (в т ч семейного типа, приемные семьи), Помощь детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки,...

К оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconГосударственная социальная помощь на 01. 10. 2008г
Временная государственная помощь детям, родители кот уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<