1. Введение в предмет «Психология общения»




Скачать 267.99 Kb.
Название1. Введение в предмет «Психология общения»
Дата публикации16.05.2013
Размер267.99 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Психология > Методические указания
Министерство здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Кафедра философии и социально гуманитарных дисциплин



Штейн Н. Г.
Психология общения.


Методические указания студентов
I курса медицинских факультетов

                                 
                                  


Донецк – 2011




Министерство здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Кафедра философии и социально гуманитарных дисциплин


преподаватель Штейн Н. Г.

             Психология общения                                

методические указания к семинарским занятиям для студентов
I курса медицинских факультетов

                                 
                                  


     

 ^ Донецк - 2010



ББК 86. С я 73.
УДК Р36
Штейн Н. Г.
            Психология общения: методические указания к семинарским занятиям для студентов I курса медицинских факультетов. - Донецк: ДонНМУ, 2011 - С
Методические указания содержат материалы, необходимые для подготовке к семинарам занятиям по Психологии общения. Они включают об грунтования актуальности тем и целей семинарских занятий, теоретические вопросы к ним, перечень основной и дополнительной литературы, графы логических структур тем, комплекс обучающих задач, определение новых понятий, а также характеристик методических форм проведения занятий.
Авторский коллектив:
 Александровская В.М. д.филос.н,

Штейн Н. Г.:

Рецензенты:                       
Утвержден на заседании совета
  (Протокол №


 © Александровская В.М            

Штейн Н.Г.  

© ДонНМУ

^ Тема 1. Введение в предмет «Психология общения».
Актуальность:

Обусловлена необходимостью владения теоретическими знаниями общения с людьми для осуществления врачами своих профессиональных обязанностей.

Цели

^ Общая цель:

Сформировать представление об общении, а также продемонстрировать важность коммуникативной компетентности для врача. Рассмотреть взаимосвязь общения в деятельности медика.
Конкретные: уметь

1) анализировать роль психологической функции в общении между людьми.

2) интерпретировать определение «Культура общения»

3) определить факторы, которые влияют на формирование общения.

4) проанализировать механизмы социальной перцепции 



  1. Основные теоретические вопросы к теме:

1. Определение, виды, психологические функции, компоненты, структура общения.

2.  Эффекты межличностного восприятия. «Культура общения».

3. Факторы, влияющие на общение.

4.  Механизмы социальной перцепции.


  1. Источники информации:


1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

С. 18 – 42, 49 – 60.

2.  В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша «Межличностное общение» - Спб.: «Питер», 2001 С. 166 - 172

3. О. Сергеева «Язык жестов. Как читать мысли без слов.» http://vse-knigi.su/book/88691



  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


ТЕСТ 1. Существует несколько функций в общении между людьми. Какова роль психологической функции?

А. эмоциональное удовлетворение;

В. межличностное восприятие;

С. понимание людьми друг друга;

Д. организация, управление и контроль общения;

Е. обмен информацией.
ТЕСТ 2. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Раскройте понятие «Культура общения».

А. все нижеперечисленное верно;

В. чуткость;

С. доброжелательность;

Д. уважение к людям;

Е. чувство меры во взаимоотношениях.
ТЕСТ 3. Существует несколько классификаций общения, в основе которых лежат разные характеристики, влияющие на формирование общения. Общение, в котором большую роль имеют личностные отношения, его цель - психологический контакт. В норме они не имеют четких границ относится:

А. неформальное общение;

В. формальное общение;

С. опосредованное общение;

Д.; неопосредованное общение

Е. Вербальное общение .

ТЕСТ 4. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Перцептивная сторона общения – это процесс:

А. восприятия и понимания друг друга;;

В. обмена информацией;

С. взаимодействие и организация

Д. поведения партнера;

Е.нет верного ответа.


  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:


Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.


^ Граф логические структуры к теме 1: Введение в предмет психология общения



Тема 2. Манипулятивное общение.
Актуальность:
Приобретение техник и способов защиты от манипулятивных воздействий в общении с пациентами и медперсоналом.
Цели

^ Общая цель:

Научиться правилам ассертивности. Уметь анализировать основные характеристики манипуляторов и актуализаторов; Научиться проводить самоанализ на границы и устанавливать их.

Конкретные: уметь

  1) классифицировать (приемы) манипулятивного воздействия ;

  2)  интерпретировать манипуляции по «макиавеллическому» типу личности;

  3)  объяснить причины манипуляций;

  4) дать сравнительную характеристику актуализаторов и манипуляторов.


  1. Основные теоретические вопросы к теме

1. Способы (приемы) манипулятивного воздействия.

2. Манипулятивный (макиавеллический) тип личности

3. Причины манипуляции. Типы манипуляторов.

4. Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов. Защита от манипулирования.



  1. Источники информации:


1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 114 – 126.

2. . Г.Клауд. Дж.Таунсенд «Барьеры». 6-е издание СПБ. Мирт. 2004. – 382 с. С. 302 -344.


  1. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. - М.,1994. С. 10 – 29.


  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


Тест 1.Существует семь аспектов агрессивного манипулирования и семь аспектов пассивно - агрессивного манипулирования. К типичным приёмам агрессивного манипулирования относится …?

А. показное расположение;

В. молчание;

С. презрение;

Д. показные слезы;

Е. нет верного ответа.
Тест 2. Существует, тип личности, название которого связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI в. Никколо Макиавелли. Макиавеллизм определяется как:

А. циничная установка по отношению к другим людям;

В. эксплуататорская установка по отношению к другим людям;

С. установка по отношению к слабым;

Д. к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей;

Е. все верно.

Тест 3. Психологи определили ряд причин феномена манипуляции. Основная причина возникновения феномена манипуляции по Фредерику Перлзу заключается…?

А. в внутреличностном конфликте человека;

В. в низкой самооценки;

С. в отсутствии любви;

Д. в стремлении к независимости;

Е. все верно.

Тест 4. Можно выделить четыре основных типа манипулятивных схем. Манипулятор, который рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть: третьего не дано. Для него жизнь — это поле битвы, а все остальные — соперники или враги, реальные или потенциальные. Эти качества относятся к:

А. соревнующемуся;

В. активному;

С. пассивному;

Д. безразличному;

Е. нет верного ответа.

  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:

Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.

^ Граф логические структуры к теме 2: Манипулятивное общение

Тема 3. Коммуникативные эмоции.
Актуальность:

Использование эмпатии, рефлексии (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), идентификации в процессе общения. Умение преодолевать коммуникативные барьеры, которые могут возникать при общении.

Цели

^ Общая цель:

Научиться определять формы коммуникативного процесса; изучить влияние самооценки на построение взаимоотношений. Развить чувство эмпатии.

Конкретные: уметь

1) определить морально психологический механизм общения Мотивы общения;

2) проанализировать, влияние заниженной самооценки гармоничное общение;

3) различать степени гнева и его проявление;

4) выделять стадии переживания горя.


  1. Основные теоретические вопросы к теме:

1. Совесть – как морально психологический механизм общения. Мотивы общения;

2. Заниженная самооценка - как препятствие для гармоничного развития взаимоотношений.

3. Степени гнева и его проявление.

4. Стадии переживания горя.



  1. Источники информации:


1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003- 320 с. С. 30 – 42.

2. . Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 416 с. С. 42 - 48
3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 145 - 169


  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


Тест 1. Существует особый морально-психологический механизм, который действует

изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг, выполняя функцию самоконтроля. К нему относится:

A. совесть;

B. стыд;

C. смущение;

Д. чувство вины;

Е. все верно.

Тест 2. Стиль жизни человека, который стремиться жить по чужим, нереальным стандартам и завышенные ожида­ния по отношению к себе. Относиться эмоция:

А. заниженная самооценка;

В. зависть;

С. ревность;

Д. страх;

Е. всё верно.

Тест 3. Гнев имеет множество степеней — от лёгкого и контролируемого раздражения до неподдающегося управлению взрыва. Что относиться к пылающей, неукротимой, дикой, жестокой эмоции, которая сопровождается потерей контроля над собой и временной потерей разума?

A. неистовство;

B. лютая ярость;

C. ярость;
Д. возмущение;
Е. дисфория.

Тест 4. К. Изгард рассматривает горе как взаимодействие печали, страдания с другими базовыми эмоциями: страхом, гневом и чувством вины. Существует 5 стадий переживаний горя. К какой стадии относиться депрессия?

А. 4;

В. 1;

С. 3;

Д. 5;

Е. 2.


  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:


Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.

^ Граф логические структуры к теме 3: Коммуникативные эмоции

Тема 4. Этика общения.
Актуальность:

Приобретение навыков оптимального поведения в разнообразных ситуациях, оптимизации необходимых психологических условий в осуществлении медицинской практики и гармонизации личности.
Цели

^ Общая цель:

Сформировать представление о механизмах, способствующих взаимопониманию в общении, показать усиление эффективности общения. Совершенствование и развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного развития своей личности. Иметь представление о необходимости использования в профессиональной деятельности врача и развития такого психического свойства человека как наблюдательность
Конкретные: уметь

1) Формировать беседу, используя грамотную постановку вопросов.

2) определить, как создать позитивную атмосферу для пациента, искусство слушать собеседника.

3) проанализировать, как правильно строить доверительные отношения с людьми на основе конгруэнтности.

  1. Основные теоретические вопросы к теме

1. Тактика медицинского работника. Построение беседы, используя грамотную постановку вопросов.

2.. Активное слушание как способ понимания собеседника.

3.. Конгруэнтность – как способ доверительных отношений с людьми.


  1. Источники информации:


1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 205 - 221

2. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. – МГУ, 1989

3.  Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с. С. 68 -102, 160 -165.


  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:

Тест 1. На основном этапе беседы большое значение придается вопросам, которые собеседники задают друг другу. Вопросы бывают разных видов. Вопросы, не требующие ответа, их цель – вызвать новые вопросы или указать на нерешенные проблемы относятся:

А. к риторическим;

В. к альтернативным;

С. к закрытым;

Д. к открытым;

Е. нет верного ответа.
Тест 2. Умение слушать — наиболее важное из всех качеств, ко­торыми должен обладать успешный в общении человек. Сущест­вуют определенные приемы активного слушания.

Понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств относиться:

А. к эмпатическому слушанью;

В. к рефлексивному слушанью;

С. к нерефлексивному слушанью;

Д. Нет верного ответа;

Е. Все ответы верны.

Тест 3. Необходимым условием любого общения является наличие доверия: если доверия нет, то нет и общения. Доверие бывает двух типов: сознательное и бессознательное. Бессознательное доверие это:

  1. конгруэнтность;

B. связано с содержанием, вербальной частью;

^ C. связано с тем, насколько он похож на вас;
Д. насколько человек «свой»;
Е. связано с невербальным общением.



  1. Краткие методические указания к работе на практическом занятии:


Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.
Граф логические структуры к теме 4: «Этика общения »


^ Тема 5. «Конфликтология».

Актуальность:
Развитие навыков по управлению и разрешению конфликтных ситуаций.
Цели

Общая цель:

Показать продуктивные методы нормализации эмоционального состояния партнера по общению.

Конкретные: уметь

1) Определять понятия и функции конфликтов

2) вырабатывать стратегию поведения в конфликтной ситуации. Конструктивно подходить к решению конфликтов;

3) проанализировать типы конфликтов по степени остроты и противоречий.



  1. Основные теоретические вопросы к теме

  1.  Определение понятия и функции конфликтов

  2.  Стратегии, тактики конфликтного поведения. Условия и факторы, способствующие конструктивному разрешению конфликтов. 

  3. Типы конфликтов по степени остроты и противоречий.



  1. Источники информации:


1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). С. 116 – 132.

2. Н.В. Гришина Психология конфликта, 2002 С. 175 - 234

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 224 - 230


  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


Тест 1. Определите понятие: резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблем, имеющих деловую или личную значимость для каждой из сторон называется:

A. конфликт;

B. оппонент;

C. инцидент;

Д. ролевой конфликт;

Е. всё верно.
Тест 2. В любой конфликтной ситуации существует стратегия поведения. К какому виду поведении относится изменение своей позиции в конфликтной ситуации?

A. Компромисс;

B. Игнорирование;

C. Сотрудничество;
Д. Соперничество;
Е. Приспособление.

Тест 3. Любое собрание людей с их индивидуальным внутренним настроем, мышлением и восприятием, чувствами и ожиданиями это потенциальная среда для возникновения конфликтов. Конфликты разделяются по степени остроты противоречий. Конфликт, возникающий в результате противоречий между различными группами называется:

A. межгрупповой;

B. запланированные;

C. недовольство;
Д. экономические;
Е.межличностные.

  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:


Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.


^ Граф логические структуры к теме 5: «Конфликтология»


Тема 6. «Деловое общение».
Актуальность:
Психология управления в медицинской деятельности между врачом и пациентом, медперсоналом, подчиненными, начальством.

Цели

^ Общая цель:

Научиться специфике межличностного взаимодействия и профессионального общения с пациентами, медицинским персоналом.

Конкретные: уметь

1)классифицировать факторы, которые влияют на достижение успеха в общении;

2) изучить ведение деловых бесед и переговоров;

3) освоить принципы создания позитивного психологического климата в коллективе.

  1. Основные теоретические вопросы к теме:

1. Факторы, влияющие на достижение успеха в общении. Влияние личностных качеств на общение.

2. Диалоговое общение. Деловые беседы и переговоры.

3. Построение позитивного психологического климата в коллективе.

.


  1. Источники информации:



1. Зельдович Б.З. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: Учебное пособие. — М: Издательство Альфа-Пресс, 2007. — 456 с. С. 342 - 359

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. ЮНИТИ, 1997. - 279 с. С. 116 - 123

3. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. - М.: 2002.- 320. С.147 - 186

4.. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 283 - 311

  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


Тест 1. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. К этим факторам относятся:

A. всё перечисленное верно;

B. конфиденциальность;

C. доброжелательность;

Д. приветливость;

Е. компетентность.

Тест 2. Теория менеджмента предлагает различные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания. Совещание, которое состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию (выбору) председательствующего, называется:

А. Сегрегативное;

B. дискуссионное;

C диктаторское;

Д. автократическое;

Е. творческое.

Тест 3.Каждый сотрудник является участником в создании психологического климата коллектива. Для комфортного существования личности в коллективе требуется:

A. все верно;

B. профессиональная этика взаимоотношений сотрудников друг с другом;

C. высокая самооценка;

Д. позитивное отношение к жизни;

Е. Имидж менеджера.



  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:


Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.


^ Граф логические структуры к теме 6: «Деловое общение »

Тема 7. «Межличностное общение врач - пациент».
Актуальность:
Специфика межличностного взаимодействия и профессионального общения с пациентами, коллегами и медицинским персоналом.

Цели

^ Общая цель:

Изучить основные механизмы и закономерности формирования и развития взаимоотношений врача и пациента. Умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Конкретные: уметь

1) классифицировать основные модели взаимоотношений врача и пациента;

2) выделять профессиональные значимые типы личности врача и его качества;

3) изучить способы предупреждения ятрогений.

1. Основные теоретические вопросы к теме:
1. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента. Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

2. Профессиональные значимые качества врача

3.  Ятрогении как результат неправильного общения и взаимодействия медицинских работников с людьми. Медицинская этика
 


  1. Источники информации:



1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: — (Серия «Мастера психологии»). С. 358 – 364

^

2. Гройсман А.Л. Медицинская психология: . М.: Издательство Магистр, 1995. С. 79 – 89



3. Р.Кочюнас Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999. С. 145 - 125

4. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб: Питер, 2002.С.391 - 418


  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:

Тест 1. По классификации Роберта Вича существует 4 модели взаимоотношений врача и пациента. Модель, которая является пациент - центрированной. Пациент играет активную роль в согласовании решения врача называется:

A.Коллегиальной;

B. Контрактной;

C.Патерналистской;

Д. Технической;

Е. Всё верно.
Тест 2. Выделяют несколько типов личности врачей», которые определяют особенности его общения и взаимоотношения с больными. Определите, к какому типу личности врачей относится врач, который обладает чрезмерным самомнением?

A. личность безапелляционного типа;

B. личность неуверенного типа;

C. личность сомневающегося типа;
Д. личность неуспешного типа;

Е. нет верного ответа.
Тест 3. Существуют расстройства психики, возникающие как следствие ошибок медицинских работников - неправильных, неосторожных высказываний или действий (ятрогении). Ятрогении, проявляющиеся в форме невро­зов, психозов, неврастений, истерий, фобий, депрессий, чувства тревоги, депрессивных и ипохондрических рас­стройств относятся к:

А. психогенным;

Б. травматическим;

C. лекарственным;

Д. инфекционным;
Е. всё верно.

Тест 4.


  1. Краткие методические указания к работе на практическом занятии:



Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.
^ Граф логические структуры к теме 7: «Межличностное общение врач - пациент »
Тема 8. «Межличностное общение в семье».

Актуальность:
Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Этические требования в работе с семьей. Область применения: Семейный доктор.
Цели

^ Общая цель:

Сформировать представление о семье, ее функциях, структуре, о влиянии стиля воспитания в семье на развитие личности. Раскрыть общие закономерности семейных отношений.

Конкретные: уметь

1) выделять основные этапы жизненного цикла семьи.

2) проанализировать признаки функциональной и дисфункциональной семьи.

3) классифицировать стили общения и взаимодействия с ребенком


  1. Основные теоретические вопросы к теме:

1.  Функции, структура и динамика семьи. Жизненный цикл семьи.

2. Признаки функциональной и дисфункциональной семьи

3. Стили воспитания в семье

  1. Источники информации:


1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. С. 75 – 85, 159 - 212

2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 366 - 398

3. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Е. А. Калинина ; Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с. С. 213 - 228

4. Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. М. – Воронеж, 2003. С. 171 – 230.

5. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб: Питер, 2002. С. 355 -366


  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


Тест 1. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи. Наиболее известна система «стадий», предложенная E.Duvall. По его определению жизненный цикл семьи состоит из:

а) 8 стадий;

б) 6 стадий;

в) 3 стадий;

г) 5 стадий;

д) 7 стадий;

е) 4 стадий.
Тест 2. Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена. Дисфункциональная семья это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют. К признакам дисфункциональной семьи относиться:

а) Всё верно

б) Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной;

в) Склонность к полярности чувств и суждений;

г) Вакуум интимности

д) Конфликтность во взаимоотношениях

е) Отрицание проблем и поддержание иллюзий

Тест 3. Воспитание играет решающую роль при формировании характера ребенка. Известный отечественный психиатр Личко А.Е. выделил типы неправильного воспитания в семье. Определите, какие из них относятся к неправильным:

а) всё верно;

б) повышенная моральная ответственность;

в) противоречивое воспитание;

г) доминирующая гиперпротекция;

д) условия жёстких взаимоотношений;

е) эмоциональное отвержение.



  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:


Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.

^ Граф логические структуры к теме 8: «Межличностное общение в семье »


Тема 9. «Коммуникативные барьеры. ПМЗ».

Актуальность:
Работа с психосоматическими расстройствами, барьерами в общении врача и пациента, медицинского персонала. Возможность психологически воздействовать на внутреннюю картину болезни.
Цели

^ Общая цель:

Научиться определять включение психологической защиты в процессе взаимодействия врача и пациента и способам работы с данными феноменами. Необходимость знания механизмов психологической защиты как важного средства «спонтанного» устранения психологических травм

Конкретные: уметь

1) выделять барьеры, которые препятствуют общению;

2) определять причины возникновения сопротивлений. Ситуации, в которых включается ПМЗ.

3) проанализировать факторы, мешающие правильному восприятию собеседника.


  1. Основные теоретические вопросы к теме

1. Барьеры как факторы, мешающие общению

2. Определение, Ситуаций, причин в которых включаются МПЗ. Классификация МПЗ.

3. Факторы, мешающие правильному восприятию собеседника.

  1. Источники информации:


1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: МГУ, 1997. С. 191 – 213.

2. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб: Питер, 2002. С. 411 - 417

3. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара Изд-во «Бахрах – М»; 2006г. С. 339 - 391



  1. Набор задач для проверки достигнутых конкретных целей обучения:


Тест 1. Существуют барьеры взаимопонимания во взаимоотношениях. К барьерам, возникающим при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает, относиться:

а) стилистический;

б) семантический;

в) фонетический;

г) логический;

д) социальный;

е) всё верно.
Тест 2. Наша психика обладает способностью к самозащите. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других. Бессознательным переносом на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя называется:

а) идентификация;

б) сублимация;

в) рационализация;

г) замещение;

д) проекция;

е) всё верно.
Тест 3. Если человек имеет неверное представление о себе, о слушателях и, главное, о том, как его воспринимают слушатели, то его взаимопонимание будет исключено. Факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей являются:

а) всё верно

б) «эффект последней информации»

в) эффект «проецирования»

г) «эффект первичности»

д) наличие заранее заданных установок

е) эффект «ореола».


  1. ^ Краткие методические указания к работе на практическом занятии:



Форма проведения занятия - двухчасовой семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно изучаемой темы.
Основой обучения является работа в соответствии с планом семинарского занятия.

Ролевые игры, психологические тесты, ситуативные задачи по теоретическим вопросам, в сфере медицинской практике.

После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводится итоги.
^ Граф логические структуры к теме 9: «Коммуникативные барьеры. ПМЗ »






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Введение в предмет «Психология общения» iconКраткий курс «Психология деловых отношений» Лекция № Предмет, основные...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...

1. Введение в предмет «Психология общения» iconБороздина Г. В. Психология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...

1. Введение в предмет «Психология общения» icon1. Психология и этика эффективного делового общения
Составные успешного общения. Трудности коммуникативного процесса и способы их преодоления (ошибки и стереотипы восприятия личности...

1. Введение в предмет «Психология общения» iconСамостоятельная работа к практическому №4 «Психология управленческого труда»
Вместе с тем есть нечто общее, что объединяет все эти формы делово­го общения — стремление разрешить конкретные де­ловые проблемы...

1. Введение в предмет «Психология общения» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Невербальные средства общения...

1. Введение в предмет «Психология общения» icon№1. Психология политической жизни. Предмет политической психологии
Теоретические основы и методические указания к изучению курса «Политическая психология» для студентов всех форм обучения

1. Введение в предмет «Психология общения» iconВведение Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия
Человек: информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психология

1. Введение в предмет «Психология общения» iconПредмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического...

1. Введение в предмет «Психология общения» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предмет и задачи психологии...

1. Введение в предмет «Психология общения» iconВозрастная психология. Вопрос №1. Предмет возрастной психологии....
Овременности); онтогенетическое (развитие психики одного человека). Возрастная психология изучает онтогенетическое направление (от...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<