Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри)




НазваниеСандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри)
страница1/29
Дата публикации20.05.2013
Размер5.08 Mb.
ТипКнига
uchebilka.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

М. Е. Сандомирский

ЗАЩИТА ОТ СТРЕССА


Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем

(Метод РЕТРИ)
Издательство Института Психотерапии

Москва

2001

Сандомирский М. Е.

Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 336 с.

Рецензент: доктор психологических наук, профессор В. В. Козлов

Эта книга очень выделяется в ряду других изданий, посвященных стрессу. У нее два содержательных пласта и, соответственно, две категории читателей. Первая категория (независимо от уровня подготовки и профессиональных интересов) прежде всего ищет ответ на вопрос «Как?» и заинтересована в ее практическом использовании. Поэтому в книге описаны простые и доступные способы защиты от стресса с помощью психоло­гической саморегуляции. Упражнения для мышечной релаксации, дыхательные техни­ки, способы работы с телесными ощущениями для нейтрализации отрицательных эмо­ций и т. д. тщательно отобраны и проверены практикой. Их можно делать самостоя­тельно. Причем эффект от этих упражнений не ограничивается только снятием стресса. Их выполнение поможет лучше узнать самого себя, научит концентрироваться и даже развивать свои творческие способности.

Вторая категория читателей найдет здесь ответы на вопросы, почему та или иная рекомендация действительно работает и на каких механизмах основаны те или иные психологические явления. Практические упражнения сопровождаются подробным фи­зиологическим обоснованием. Автор проводит интересные параллели между разными методами решения психологических проблем, доказывая, что в их основе лежат одни и те же физиологические механизмы. И ведущее место в этом принадлежит так называе­мым измененным состояниям сознания, основанным на физиологической возрастной регрессии.

Книга предназначена как для специалистов по психологии и психотерапии, так и для всех, кто заинтересован в самостоятельном изучении методов снятия стресса и лич­ностного роста с помощью психологической саморегуляции.
ISBN 5-89939-052-2

© М. Е. Сандомирский, 2001

© Изд-во Института Психотерапии, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................................7

Введение. Метод решения психологических проблем...............10

Краткий перечень психологических проблем: показания

к применению метода .................................................................... 14

Позиция «Они не благополучны»..............................................20

Позиция «Я не благополучен»...................................................22

Может ли человек самостоятельно справиться

с психологической проблемой ...................................................... 25

Принцип саморегуляции: как научиться правильно хотеть......26

Новая постановка старых вопросов «Что делать?»

и «Кто виноват?» или «Вижу цель!»...........................................27

Стресс как причина заболеваний.................................................31

Чего необходимо избегать при стрессе......................................34

Стресс и негативные эмоции.....................................................37

Как разгорается эмоциональный пожар....................................40

От реакции напряжения к «реакции расслабления».................43

Начинаем упражнения: «Дышите глубже, вы взволнованы».....46

1. Избавление от нежелательных эмоций.

Вызывание желаемых эмоций....................................................46

Упражнение «Влюблен... по собственному желанию»..........47

Упражнение «И чувство клином вышибают».........................47

2. Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация..........48

Упражнение «Марионетка».....................................................48

3. Избавление от нежелательных эмоций.

Переход в нейтральное состояние..............................................49

Развитие навыков самонаблюдения...........................................50

Упражнение «Знакомство с собой»........................................51

Упражнение «Выпустите свою фантазию наружу».................53

Расслабление мышц — снятие физического напряжения

и эмоционального стресса..........................................................55

Упражнение «Уставшая рука» ................................................. 57

Упражнение «Мысленное движение - пальцы рук»..............60

Упражнение «Мысленное движение — от макушки до пяток» ... 60 Дыхание и эмоции.....................................................................64

■г

Дыхательная релаксация: дыхание покоя ..................................65

Упражнение «Дышим животом» ............................................. 67

Упражнение «Осознавание дыхания».....................................67

Упражнение «Направленное дыхание»...................................68

Упражнение «Расслабляющее дыхание».................................69

Упражнение «Дыхание с облегчением» .................................. 70

Упражнение «Дыхание на счет».............................................70

Дыхание: поиск ритма................................................................72

Упражнение «Дышим в ритме пульса»...................................75

Упражнение «Спонтанное дыхание»......................................76

Упражнение «Дирижируем дыханием, или

Найдите свой ритм» ................................................................ 77

«Энергетические» ощущения направляются дыханием.............78

Упражнение «Рука руку чувствует»........................................ 78

Упражнение «Дыхание через ладони».................................... 82

Упражнение «Дыхание по кругу»........................................... 85

Упражнение «Исцеляющее дыхание».....................................86

Упражнение «Дыхание против боли».....................................89

Упражнение «Осознавание границ»....................................... 93

Упражнение «Чакровое дыхание»...........................................96

Три «мостика» между телом и душой: элементы психовегета­тивной интеграции .................................................................... 104

Упражнение «Перекатывание на спине»...............................107

Упражнение «Интеграция чакр»............................................ 197

Три функциональных центра, возрастное развитие и

личностно-характерологические типы ........................................ 109

Установка «Я не благополучен», или «Я хуже других».............. 110

Установка «Они не благополучны», или «Другие хуже меня» ... 111

ОТ ТЕЛА К СОЗНАНИЮ ....................................................................... 113

Мышление: преодоление двойственности.................................113

Как устроено подсознание: такие разные «Я»........................... 117

Детство... как источник психологических проблем...................124

Взросление: пути избавления от собственных недостатков......131

Подсознание и его место в нашей жизни................................. 135

Подсознание — источник внутреннего конфликта....................139

Внутренняя экология: как комплексы могут уживаться

друг с другом.............................................................................. 140

Внутренняя перестройка: стирание психологических

стереотипов и ограничивающих убеждений..............................146

Инфантильность как источник психологических проблем.......152

Левое и правое: где находится подсознание?.............................158

Когда левые бывают правыми: полушария и характер...............170

Эпигенез: как формируется индивидуальность...........................176

Между «правыми» и «левыми»: загадка «русской души» —

в ее физиологии?............................................................................ 182

Целебная рольтранса: естественное самоисцеление.................189

Регрессия № 1 — эволюционная: назад... к мозгу далеких предков......................................................................................201

Упражнение «Немного кинезиологии, или

Держите голову... в руках»......................................................205

Регрессия № 2 — возрастная: возврат в детство........................208

Измененные состояния сознания и эволюционно-возрастная регрессия................................................................................... 209

Комплексы и проблемы как пережитки прошлого:

эволюционные различия «левого» и «правого» мышления........212

Что делать, если полушария шагают не в ногу: внутренняя

дипломатия............................,................................................... 217

Как измерить глубину ИСС.......................................................219

Диалог сознания и подсознания..................................................226

Медитация: спокойствие безмыслия...........................................231

Упражнение «Прекращение внутреннего диалога»................238

Что за образ мне явился: толкование снов наяву.......................241

Реструктурирование подсознания: перестройка... внутри себя.....249

Упражнение «Сочинение на заданную тему».........................250

Как реконструируется подсознание: физиологическое

обоснование внутренней перестройки......................................252

Повышенная запечатлеваемость информации и оживление воспоминаний....................................................................... 253

5

Изменение образа «Я»............................................................256

Изменение стратегии мышления...........................................258

Для чего необходимо подсознательное переструктурирование: мозговые механизмы психологических проблем.......................265

Современные технические средства снятия стресса.................280

Такие простые истины: если хочешь быть счастливым, будь им ... 288 Вместо заключения: познать самого себя...................................293

Краткие сведения об основных направлениях психологической саморегуляции/психотерапии и основные термины..................299

Приложения...................................................................................308

Приложение 1. Метод психологической саморегуляции РЕТРИ:

формальное описание................................................................ 308

Приложение 2. Телесно-ориентированная психология и психотерапия: краткий очерк (Сандомирский М.Е.,

Белогородский Л.С.) ..................................................................309

Приложение 3. Перечень основных методов телесно-ориентированной психологии и психотерапии

(в хронологическом порядке)....................................................312

Приложение 4. Физиологическая возрастная регрессия

как механизм психотерапевтических измененных состояний

сознания и индикатор интенсивности невербальной

коммуникации психотерапевта с пациентом.............................314

Список сокращений..................................................................315

Литература......................................................................................316

ПРЕДИСЛОВИЕ

Начиная с последних десятилетий XX века, возрастает психоло­гизация жизни общества (А. Тоффлер), в последние годы она проте­кает столь бурно, что порой рассматривается как психологическая ре­волюция (А. Довгань). Существенным следствием психологизации современной жизни является то, что становятся все более востребо­ванными различные методы психотерапии, психологической само­регуляции, личностного роста и духовного самосовершенствования, помогающие человеку найти свое место в меняющемся мире. Появ­ляется все больше публикаций на эти темы, предназначенных как для специалистов, так и для массового читателя. К сожалению, на этой волне общественного интереса всплывает и немало мусора - печат­ных «трудов», в которых содержатся рекомендации в лучшем случае наивно-фантастические, нередко откровенно спекулятивные, а по­рой и утопически-бредовые. Часто подобные «информационные шумы» и искажения возникают из-за односторонности подхода к ак­туальным проблемам человеческого бытия, проблемам, возникающим на стыке разных дисциплин - психологии, психофизиологии, меди­цины, социологии.

Зарубежные авторы, в частности, К. П. Каймбелл (1979), даже предла­гают для обозначения этого хитросплетения, «клубка» проблем специ­альный термин — «социопсихопатофизиология». Особенно много до­мыслов при этом возникает на границе психологии и физиологии. По­этому в данной работе автор намерен, придерживаясь строго научного принципа изложения, попытаться заполнить пробел между психологи­ческим описанием и его медико-физиологическим обоснованием.

В полном объеме — включая как систему психофизических уп­ражнений (метод РЕТРИ), так и их психофизиологическое обосно­вание, — книга предназначена для профессиональных психологов и психотерапевтов. Она может быть интересна и тем, кто по роду своей работы соприкасается с практической психологической помощью людям — медицинским работникам любого профиля, социальным работникам, педагогам - как для использования в профессиональ­ной деятельности, так и для предотвращения собственных профес-

сиональных стрессов, профилактики синдрома «выгорания». Описа­ния же практических упражнений метода РЕТРИ полезны букваль­но всем и каждому, кто заинтересован как в собственном личностном росте и в решении психологических проблем, так и в помощи ближ­ним. В этом случае часть теоретических описаний, которые предназ­начены для углубленного изучения специалистами и приведены мел­ким шрифтом, можно пропустить, по крайней мере при первом про­чтении, уделяя основное внимание практике.

Еще одна проблема современной психотерапии и практической психо­логии связана с огромным разнообразием предлагаемых ими методик, исходящих порой из диаметрально противоположных подходов к пси­хике человека, с отсутствием принципов унификации психолого-кор-рекционных методик и их единых стандартов: только в рамках психоте­рапии, поданным Н.Н. Нарицына (2001), подобных методов на сегодня в Европе насчитывается около 5000. По мнению автора, именно физио­логически-ориентированный подход может и должен объединить раз­нородные методы решения психологических проблем. На наш взгляд, их интеграция (безусловно, необходимая) возможна именно на почве физиологии как на том общем фундаменте, на котором выстроены все без исключения разнородные психотехнологии. И ведущее место в этом, как будет показано в дальнейшем, принадлежит так называемым изме­ненным состояниям сознания, основанным на физиологической воз­растной регрессии.

Актуальной задачей представляется также объединение современных научных представлений о душевном и физическом здоровье с многове­ковым опытом традиционных духовных и оздоровительных практик. Об интеграции традиционной («альтернативной», особенно восточной) и классической («научной») медицины в последнее время говорится дос­таточно много. Здесь же необходимо подчеркнуть, что и современные интегративные психологические технологии во многом используют опыт традиционных духовных практик. В сущности, их задачи близки; так, разрешение психологических проблем и вытекающий из этого лич­ностный рост, к которым стремится психотерапия, близки к понятию «просветления» в традициях духовного совершенствования (ЭйнрайтДж., 1994). С этой точки зрения современная психология и психотерапия могут рассматриваться как «основания духовности» (Уолш Р., 2000).

Следующий важный в представлении автора момент связан со сходством и различиями психотерапии и практической психологии. Естественно, что у них общие основы и сходные методы работы, да и поле деятельности практически одно и то же: и к психотерапевту, и к психологу приходит человек - неважно, называется ли он пациен­том или клиентом, — со своими психологическими проблемами, что-

8

бы найти их решение. И те универсальные решения человеческих проблем, которые известны и психотерапевту, и психологу, по боль­шому счету одинаковы. Разница лишь в способе их достижения.

Психотерапия, проводимая с людьми зрелого возраста (особенно пси­ходинамические и суггестивные методики), в большой степени напо­минает... перевоспитание чужих взрослых детей. При этом психотера­певт, принимая на себя функции заботливого и опекающего «родите­ля», делит с пациентом ответственность за то, что с последним должно происходить. Вначале значительную часть этой ноши терапевт возлага­ет на себя и лишь затем — постепенно, шаг за шагом — передает паци­енту всю полноту ответственности. Собственно, принятие пациентом в полной мере ответственности за события собственной жизни и состав­ляет основную цель традиционной психотерапии. Цель же психологи­ческого подхода иная — предложить человеку технологию, способную помочь в решении проблем, при условии, что он сам возьмет на себя ответственность за ее применение и освоит необходимые для этого прак­тические навыки (принцип активности). В сущности, подход, на кото­ром основано наше изложение, представляет собой не что иное, как обу­чение человека методам психологической самопомощи. В зарубежной ли­тературе это обозначается специальным термином psychoeducation (Colom F. e.a., 1998).

Иными словами, если психотерапевт лечит, делая при этом за своего пациента значительную часть работы по «строительству свет­лого будущего», то психолог консультирует и обучает, вооружая тем самым своего клиента знаниями, всем необходимым для последую­щей самостоятельной, внутренней работы над собой. Для этого и пред­назначена данная книга.

Необходимо подчеркнуть, что приведенные в книге практичес­кие упражнения по саморегуляции, входящие в метод РЕТРИ, были отобраны автором в процессе достаточно длительной работы с па­циентами, на протяжении более чем десяти лет. Их доступность для са­мостоятельного освоения, при использовании книги в качестве своеоб­разного самоучителя, подтверждена опытом общения с читателями предыдущей книги — «Как справиться со стрессом» (1-е изд., 1995 г.; 2-е изд., 2000 г.).

Автор выражает благодарность тем, кто содействовал появлению этой книги - Л.А. Сандомирской, доктору медицинских наук, про­фессору В.В. Макарову и доктору психологических наук, профессору В.В. Козлову.

Введение.

^ МЕТОД РЕШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Как укрепить волю, повысить уверенность в себе, раз i навсегда избавиться от раздражительности и плохого настроения? Ка: научить­ся мобилизовать внутренние резервы своего организма, чтэбы спра­виться с трудной ситуацией? Как научиться снимать псиюлогичес-кое (и физическое) напряжение, чтобы расслабиться и отдохнуть от груза житейских проблем? Как улучшить отношения с ок|ужающи-ми, забывая о прошлых обидах и конфликтах, научиться hi реагиро­вать на конфликтную ситуацию? Да и возможно ли это восбще?

Все сложное часто оказывается неожиданно простым.

Источник большинства психологических (и многих сошальных) проблем сокрыт в противоречии биологической и социальной эво­люции человека, а именно в несоответствии механизмов эмоциональ­ного реагирования, заложенных в организме природой, и офаза жиз­ни современного человека, накладывающего многочисленные запре­ты («табу», по выражению 3. Фрейда) на его поведение \ способы отреагирования эмоций. Для того чтобы снять это противоечие, не­обходимо с помощью современных психотехнологий на корггкое вре­мя как бы вернуться на ступеньку назад по эволюционной лестнице. Естественно, не во внешнем, реальном мире (иначе поведение чело­века уподобилось бы первобытному дикарю), а во внутреннем, вир­туальном. А так как известный закон биологии гласит, что ждивиду-альное развитие повторяет в свернутом, сжатом виде развитие эво­люционное, то все, что надо сделать, чтобы совершить скаюк в свое эволюционное прошлое с помощью воображаемой «машиш време­ни», - это вернуться в свое собственное реальное прошлое,в ранний период своей личной истории (период новорожденности и мце более раннего развития). При этом «вернуться» к столь раннем; времени вовсе не означает в буквальном смысле вспомнить и прожкгь заново некоторые моменты этого периода своей биографии. (Это гоже воз­можно, но только в определенных состояниях, которые ноеят назва­ние возрастной регрессии и достигаются с помощью глубокого гип-

10

ноза или техник так называемой трансперсональной психотерапии.) Для нас же более важным является на время восстановить физиоло­гическое состояние нервной системы, в некоторых основных чертах повторяющее состояние нервной системы ребенка. Это также возра­стная регрессия, но только физиологическая. Вызвать такое состоя­ние гораздо проще и по силам практически каждому. Причем даже кратковременное пребывание в этом незабываемом состоянии ока­зывает целительное действие на душевные раны и снимаете плеч груз стрессов, психологических проблем, волнений и невзгод.

Таким образом, универсальный рецепт решения психологических проблем существует и выглядит на первый взгляд достаточно просто — это осуществляемый по собственному желанию кратковременный (минуты, иногда часы) «возврат в детство». Проблема же состоит в том, что преодолеть внутренний психологический и физиологичес­кий временной барьер невозможно без определенных умений, игра­ющих роль своеобразной «машины времени». Важно подчеркнуть, что как при освоении этих умений, так и при их практическом примене­нии должна соблюдаться определенная последовательность, включа­ющая:

1) мышечное расслабление (и связанное с ним контролируемое, рит­мически организованное дыхание, согласованное с собственны­ми биоритмами организма);

2) остановку вербальных, словесно-оформленных процессов мыш­ления (внутренней речи, мысленного диалога) и переключение внимания на внутренние ощущения или невербальные образы;

3) пребывание в особом, измененном состоянии сознания и его це­ленаправленное использование (устранение негативных эмоций и их последствий — психосоматических расстройств, избавление от травматичных воспоминаний, а также принятие решений с опорой на подсознание, интуицию).

Прохождение этих этапов можно ускорить с помощью современ­ных технических средств.

В этом вкратце и заключается суть предлагаемого вам рецепта решения проблем. Все, что вы найдете далее в этой книге, представ­ляет собой подробные разъяснения того, как этим рецептом восполь­зоваться, или пояснения, почему он действительно работает.

Направленность данного изложения сугубо практическая: это не сборник полезных советов, а руководство к действию. В огромном море современной литературы, посвященной проблемам стресса и

11

психотерапии, нет недостатка в книгах теоретико-познавательного характера, приводящих множество мудрых рекомендаций (В. Сатир, Т. Харрис, Э.М. Рутман и другие, упомянутые в нашем библиографи­ческом указателе). Задача же нашего повествования иная - не «учить жить», а помочь практически. Поэтому при чтении книги желатель­но попробовать на практике проделать те доступные упражнения, которые описаны ниже. Многие из них используются в хорошо изве­стных технологиях (аутотренинг, ребефинг, вайвейшн, различные формы медитации и др.). Собранные вместе, они составляют простои и доступный метод психологической самопомощи и самосовершенство­вания — РЕТРИ (расшифровку этого названия вы найдете в конце книги, ознакомившись предварительно с основами метода). Крите­рием их отбора служила проверенная автором на практике простота обучения и применения для людей различных возрастных групп, с разным образовательным уровнем.

Еще одно отличие нашего повествования — подробное физиоло­гическое обоснование описываемых психических процессов и приво­димых психологических упражнений. Нередко новоявленные гуру на­шего времени, снабжающие читателя массой рецептов моментального просветления + исполнения любых желаний и ничтоже сумняшеся рассуждающие о таких основах мироздания, которые не подлежат экс­периментальной проверке, - «эгрегорах», «карме» и прочем, в стрем­лении к духовному и возвышенному забывают о простых и приземлен­ных вещах. Практика же показывает, что духовный поиск бесплоден в отрыве от материальной почвы. Напротив, настоящий духовный по­иск должен строиться на прочной материальной основе. Именно в ка­честве такой основы в нашем изложении и рассматривается материаль­ная основа психики — иными словами, анатомия и физиология нервной системы. Это положение исключительно важно в свете бурного про­гресса психо- и нейрофизиологии и углубления наших знаний о том, как устроен и работает мозг человека. Настанет время - оно уже не за горами, — когда практическая психология и психотерапия смогут пе­рейти от уже известного нейролингвистического программирования к программированию нейрофизиологическому. На уровне же саморегуляции, «самопрограммирования» это доступно каждому уже сейчас — дело лишь в практике, в повседневных и целенаправленных упражнениях.

И если читатель намерен в дальнейшем применить на практике знания, почерпнутые из этой книги, то автор хотел бы предостеречь его от поверхностного отношения к выполнению описанных упраж­нений. При чтении подобного рода литературы зачастую возникает иллюзия усвоения, т. к. все вроде бы просто и понятно, «я всегда это

12

знал», но, увы, искомый результат ускользает из рук. Главное здесь состоит не столько в отвлеченном теоретизировании, сколько в его сочетании с практическими навыками, неустанной их тренировке и самонаблюдении. Для того чтобы знание стало в полном смысле лич­ностным — как неотъемлемая часть собственного «Я», как привыч­ный и прилаженный инструмент для работы, — оно должно опирать­ся на личную практику.

Этот принцип хорошо известен и проверен многовековой традицией во­сточных психодуховных техник (Д.Т. Судзуки): вначале — непосредствен­ный опыт, а затем его рациональное объяснение. В то же время и объяс­нение испытываемых в процессе занятий феноменов играет немаловаж­ную роль в достижении нужного эффекта, что также подтверждено ве­ковой практикой. Необходимо именно гармоничное сочетание опыта, получаемого путем упражнений, и понимания происходящих во время прдобной практики изменений, достигаемого при изучении теории. Об этом писал средневековый суфийский философ Бахауддин Накшбанди (цит. по Идрису Шаху, 1994): «Не полагайтесь на свое собственное мне­ние, когда думаете, что вам требуются книги и не нужны упражнения. Меньше полагайтесь на свое убеждение, когда думаете, что нуждаетесь в упражнениях, а не в книгах». Говоря языком физиологии, необходимо перейти от описательного — декларативного знания к знанию проце­дурному, применяемому на практике. При этом в практических заняти­ях исключительно важны направленность внимания, осознанность или, пользуясь выражением М. Фельденкрайза (в переводе психотерапевта М. Папуша), «понимание при делании», помогающие постоянно отыс­кивать новые нюансы, новые ощущения при выполнении упражнений, соответственно, помогающие обрести умение применить их в любой жизненной ситуации. Ведь каждый раз практические упражнения вы­полняются в несколько иной обстановке, да и сам практический навык представляет собой не просто стереотипное повторение одной и той же последовательности действий, а умение каждый раз решать поставлен­ную задачу заново, приспосабливаясь к исходному функциональному состоянию организма и переменчивым условиям окружающей среды («повторение без повторения» по Н.А. Бернштейну, 1990).

Для того чтобы занятия саморегуляцией были эффективными, необходимо еще одно условие — человек должен принять на себя от­ветственность за собственное состояние, физическое и душевное. Ответственность за то, чтобы не приписывать сугубо внешним об­стоятельствам вину за свое плохое настроение, перепады душевного состояния или вызванное стрессом неважное самочувствие. Ответ­ственность за то, чтобы самому управлять физиологическими функ­циями собственного организма, связанными с эмоциями.

13

краткий перечень психологических проблем:

показания к применению метода

Что же мы подразумеваем под психологическими проблемами в нашем практически-ориентированном изложении? В первую очередь это проблемы внутреннего порядка, связанные с особенностями лич­ности человека. Быть может, вы раньше не задумывались о том, что во многих случаях мы добровольно вешаем себе на шею тяжелый ка­мень и самостоятельно связываем себя по рукам и ногам (даже соби­раясь на пляж), сами собираем трудности, хлопоты и неприятности на свою голову. И большинство наших проблем созревают внутри нас, в тайниках мозга, в глубинах души; все же остальное, внешнее явля­ется только поводом для того, чтобы скрытые до сего времени про­блемы наглядно проявились. Появление проблемы (точнее, ее «всплывание», или внешняя манифестация) может быть вызвано вне­шними обстоятельствами, конкретной жизненной ситуацией, но ее корни уходят вглубь индивидуальной психологии. Ее центр тяжести лежит в подсознании человека, в области детских воспоминаний, прошлых обид и негативного опыта, а также ограничивающих сте­реотипов мышления и поведения, которые человек усваивал в дет­стве путем подражания и послушания (простой пример: вредные при­вычки взрослых в глазах ребенка становятся атрибутами «взрослос­ти», самостоятельности). Перечислим хотя бы некоторые из подоб­ных проблем:

• Неуверенность в себе, в своих силах (сомнения, негативные ожи­дания, внутренние противоречия). Это, пожалуй, основной ог­раничивающий фактор, мешающий человеку и начать по-насто­ящему значительное дело, сделать первый шаг, и довести свои начинания до победного финала. Наличие внутренних противо­речий, зачастую разрастающихся до настоящего внутреннего кон­фликта, как мы увидим в дальнейшем, связано с существовани-

14

ем противостоящих друг другу автономных частей личности. И если одна из них выступает как «рабочая лошадь», впряженная в ярмо повседневности, тянущая на себе весь ворох забот и суеты, спотыкаясь от усталости, но двигаясь вперед за миражом успеха, вот уже вроде бы замаячившим за ближайшим поворотом, то дру­гая активно ей противодействует, не брезгуя никакими средства­ми, от саботажа до диверсии, направленных... на собственный организм.

Неумение «подать» себя в общении, «закомплексованность» (это понятие скорее обиходное, в его основе, как правило, лежит не­довольство собой, образом своего «Я», недостаточное самоува­жение). Как утверждают приверженцы направления духовного совершенствования «нью эйдж», одна из основных проблем че­ловека в современном обществе — недостаток... любви к самому себе.

Излишняя эмоциональность, приводящая к бурным вспышкам эмоций, порой с драматическими последствиями. Зачастую это связано просто с неумением контролировать эмоции, отсутствием необходимых навыков, которым можно научиться. Повторяющиеся травматичные воспоминания о пережитых стрессах, отравляющие жизнь и нарушающие самочувствие, — посттравматические стрессовые расстройства. Постоянная или свободно плавающая тревожность, порой при­ступообразно усиливающаяся — панические атаки. Навязчивые страхи, самым распространенным из которых является страх смерти (на самом деле он представляет собой подавленные вос­поминания о травме рождения). Иные навязчивые мысли, дей­ствия, невозможность «держать себя в руках». Беспричинное, немотивированное снижение работоспособнос­ти, сопровождающееся снижением общего тонуса (астенические состояния и синдром хронической усталости). «Психологическая часть» многих проблем со здоровьем, обус­ловленных стрессом (психосоматических заболеваний).

Важно отметить, что для решения проблемы роста психосоматических заболеваний, наблюдающегося в последнее десятилетие, необходим си­стемный подход к проблеме здоровья. Напомним, что здоровье, по оп­ределению Всемирной организации здравоохранения — не что иное, как состояние полного физического, психического и социального благопо­лучия. К этому необходимо добавить еще и высший уровень — благопо­лучие духовное. Так выстраивается «пирамида здоровья», соответству­ющая пирамиде человеческих потребностей (по А. Маслоу) — от низ-

15

ших к высшим. Поэтому обеспечение полноценного здоровья должно в обязательном порядке учитывать и его психолого-духовные аспекты. В этой связи немаловажно отметить, что, по мнению авторитетных спе­циалистов в области холистической медицины (Л. Дуль), современная медицина вступила в период глубоких перемен, она быстро усваивает концепции из смежных областей. И, пожалуй, главным направлением ее развития является именно продвижение к «медицине духа и тела», или психологической медицине (Коллиндж У., 1997).

Стойко пониженное настроение, потеря интереса к жизни, ины­ми словами — депрессия (частой причиной которой служит на­зревающий конфликт между сознанием и подсознанием). Как мы убедимся в дальнейшем, зачастую это всего лишь негативные мысли, которые можно отбросить, как и все остальные, мешаю­щие самореализации человека.

Здесь уместно сделать некоторое отступление, посвященное проблеме депрессии, важность которой в нашем обществе до сих пор недооцени­вается. К сведению читателя, интересующегося медицинскими аспек­тами этой проблемы: депрессия — весьма распространенное расстрой­ство, лишь ненамного уступающее по частоте таким известным в наро­де проблемам, как перхоть и кариес. Этой иронией автор лишь хотел подчеркнуть, что в депрессии нет ничего постыдного, и человек, стра­дающий ею, не должен стесняться сказать о своих переживаниях врачу. Говоря же серьезно, нужно обратить внимание читателя, что люди, ко­торые страдают депрессией, в подавляющем большинстве являются па­циентами не психиатра, а обычного участкового терапевта. В западной медицине описывается современная «эпидемия» депрессивных рас­стройств. При этом депрессия выступает как обыкновенная форма ре­акции человека на жизненные обстоятельства и способ их осмысления (Тополянский В.Д., Струковская М.В., 1986). Правда, подход к диагно­стике депрессии по международной классификации (МКБ-10) доволь­но жесткий: если у человека в течение двух недель постоянно снижено настроение — пора к врачу. Наши же люди, которых жизнь откровенно не балует, настолько терпеливы, что предпочитают собственную деп­рессию не замечать. По выражению С.Н. Осколковой (1995), в этом от­ношении для них характерно «смирение-привыкание». Поэтому будьте бдительны: если у ваших близких в течение длительного времени (не­скольких недель) отмечается стойко пониженное настроение, подав­ленность и «тяжесть на душе», нарушения сна и ухудшение самочув­ствия в утренние часы, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Все перечисленное выше представляет собой один взгляд на психоло­гические проблемы, их медико-психологическую трактовку. Здесь пси­хологической проблемой выступает срыв психологической адаптации, на­рушение процесса непрерывного приспособления психики человека к

16

требованиям окружающей физической и социальной среды, обеспечи­вающего возможность его нормального физиологического, психологи­ческого и социального функционирования. И здесь как нельзя более не­обходимо и уместно применение психологических технологий (в русле пси­хотерапии либо психологической саморегуляции), позволяющих подобное положение исправить.

Другой взгляд на психологические проблемы предлагают экзистенци­альная психология и психотерапия, с точки зрения которых все про­блемы человека сводятся к четырем основным: страх смерти, бег­ство от свободы (от ответственности и необходимости делать выбор), одиночество и отсутствие смысла жизни. При этом, как подчеркива­ет И. Ялом (1999), «тревога смерти значительно повышается неудачей жизни». Таким образом она превращается в глубинный источник мно­жества психологических проблем, на первый взгляд, казалось бы, не имеющих прямой связи с ней. Попытка защититься от страха смерти приводит к формированию стратегий его отрицания — убеждению в соб­ственной исключительности и бессмертии либо поиску защитника/спа­сителя. Бегство от свободы лежит в основе инфантильного ухода от от­ветственности, перекладывания ее на других, неумения сделать выбор (принять решение) и тем самым избегания чувства вины за собствен­ные ошибки. С этим же связаны вытеснение человеком своих желаний и, соответственно, подавление эмоций. При этом страх смерти являет­ся основной, фундаментальной проблемой человеческого бытия, из которой вытекают все остальные.

С точки же зрения трансперсональной психологии (холотропной пара­дигмы, развиваемой С. Грофом) в основе страха смерти лежит бессоз­нательное желание человека избежать неопределенности, связанной с вытесняемыми воспоминаниями о собственном рождении («травма рождения» по О. Ранку). Отсюда и описанные ранее поиск человеком «бессмертия» как беспроблемного существования, нежелание расти и стареть как стремление вернуться к внутриутробному состоянию (1 пе­ринатальная матрица) или поиск «спасителя» как «высшего» существа, берущего на себя заботу о беспомощном новорожденном ребенке (IV перинатальная матрица).

Другая область применения психотехнологий связана с психоло­го-социальной трактовкой психологических проблем, на стыке про­блем внутреннего порядка и проблем внешних — жизненных обстоя­тельств, конфликтов... Влияет ли наше внутреннее благополучие на разрешение внешних проблемных ситуаций? Может ли психология здесь чем-либо помочь? Конечно, психология не может подсказать универсальные решения на все случаи жизни. Да это и не входит в ее задачи. Зато психология может обучить человека навыкам саморегу­ляции, то есть помочь мобилизовать внутренние ресурсы, дремлющие

2 — 1609

17

потенциальные возможности, интуицию (внутреннюю мудрость), а заодно и наладить отношения с окружающими, достигнув собствен­ного внутреннего равновесия и спокойствия. И если обычно внут­ренние противоречия, создающие искусственные барьеры и ограни­чения, ослепляющие человека, обезоруживающие его, заставляют человека принимать неверные решения, совершать необдуманные поступки, вносящие в его жизнь сложности, которых иначе можно было бы избежать, то разрешение психологических противоречий, дающее спокойную уверенность, внутреннюю решимость и целеуст­ремленность, помогает избавиться от этих досадных осложнений. Достижение спокойствия и уверенности в себе, их демонстрация (если она естественная, а не притворная) также помогает повысить влия­ние на окружающих. Разумеется, видя перед собой человека, уверен­ного в своей силе, контролирующего свои эмоции, его партнер по об­щению воздерживается от агрессии, да и чаще идет на уступки. Кро­ме того, как считают практичные американские психологи, чем мень­ше человек подвержен стрессу, тем более ясно его сознание. А это -основа и для здоровья, и для успешной деятельности (Ротх Р., 1994).

Профилактика стресса и освоение практических навыков психо­логической саморегуляции приносят большую помощь и при реше­нии проблем профессионально-личностных отношений. Иными сло­вами, везде, где возникает источник стресса или длительной психо­логической напряженности: как в отношениях между сотрудниками и клиентами, так и среди сотрудников (западные психологи называ­ют проблемы взаимоотношений человека с коллективом термином «моббинг»), а также в отношениях начальник — подчиненный («бос-синг»). Владение приемами саморегуляции необходимо человеку и для формирования и укрепления навыков лидерства.

Еще один аспект обсуждаемой проблемы связан с личностно-со-циальным развитием. Типичная ситуация: у человека все вроде бы в порядке, в жизни ему спокойно и комфортно, но вот незадача — при попытке выйти за пределы привычных обжитых рамок, добиться боль­шего, чтобы перейти на качественно иной уровень достижений, что-то как будто мешает, сводя на нет все усилия и подрывая уверенность в успехе. То обстоятельства никак не складываются нужным образом, то внезапные болезни расстраивают планы в самый неподходящий момент. На самом же деле в основе неуспеха лежит внутренняя него­товность к переменам.

Показано, что любые изменения жизни, включая позитивные, требуют пси­хологических жертв и повышают риск расстройства здоровья (Холмс Т.Х.,

18

Рейх Р.; цит. по А. Тоффлеру, 1997). Поэтому планирование и осуществ­ление реальных жизненных изменений требуют соответственного внут­реннего настроя, психологической готовности.

Наконец, для любого человека, даже не имеющего на сегодняш­ний день актуальных психологических проблем, безусловно важна профилактика их возникновения в будущем, связанная с личност­ным ростом, достижению которого также способствуют навыки пси­хологической саморегуляции.

Краткий перечень составляющих личностного роста (по И. Ялому, 1999; с дополнениями) охватывает: 1) изменение жизненных приоритетов, по­вышение значимости главных жизненных целей и снижение актуаль­ности мелких рутинных, житейски-бытовых проблем; 2) достижение чувства освобожденное™, способность производить осознанный выбор, не делая то, что не хочется делать (и наоборот); 3) обостренное пережи­вание жизни в настоящем вместо откладывания ее на потом; 4) пере­живание единства с природой; 5) более глубокий контакт с близкими людьми; 6) улучшение способности общения, снижение межличност­ной напряженности и страха одиночества; 7) выработка осознанного отношения к риску, переход к жизненному сценарию «удачника» (по В.В. Макарову, 2000); более ясное осознание своих жизненных целей и более полное использование собственных потенциальных (подсозна­тельных) ресурсов.

Все описанное выше — область приложения классической науч­ной психологии. По мнению же психологов, работа которых протека­ет в русле духовно-эзотерической традиции, любая жизненная пробле­ма, любая неуспешность человека в жизни является, по сути, пробле­мой психологической. С этой точки зрения каждый человек - кузнец собственного несчастья, которое он создает собственными руками из-за незнания или непонимания духовных принципов и психологичес­ких законов, главным образом своего места в жизни («изначального намерения» по Дж. Редфилду), своих отношений с окружающими и обязанностей по отношению к ним. Его положение напоминает не­удачливого студента, которому вновь и вновь приходится пересда­вать «заваленный» экзамен, пока он не дотянет до спасительной тро­ечки. Так же и человека, несущего в себе нерешенную судьбоносную («кармическую») проблему, судьба вынуждает вновь и вновь прохо­дить одинаковые испытания, бежать по замкнутому кругу, в котором он оказывается, до тех пор, пока не сделает для себя надлежащие вы­воды. Когда же меняется сам человек, когда проблема его разрешает-

19
ся изнутри, на психологическом уровне, тогда она находит и внеш­нее разрешение в окружающей его жизни.

Почему же проблема внешняя, жизненная тянет за собой пробле­му внутреннюю, психологическую? Как возникает замкнутый круг психологической проблемы, которая не разрешается, несмотря на все усилия? Психологическая проблема напоминает ловушку, которую разум устраивает сам себе: один шажок... одна мысль... одно воспо­минание... еще одно... Хлоп! И дверца захлопнулась. А иногда она затягивает как трясина, в которой «если коготок завяз, то и всей птич­ке пропасть». И чем больше жертва барахтается, тем глубже погружа­ется в бездонную трясину. Применительно к реальной жизни и ре­альному человеку это означает, что в поисках выхода из житейской ситуации человек «зацикливается» на проблеме, думает только о ней, снова и снова «прокручивая» одну и ту же цепочку мыслей, как гово­рят американцы, «застревает» на проблеме... А это значит, что на са­мом деле используется один и тот же участок мозга. Естественно, что при этом возможности собственного мозга используются далеко не полностью. И если проблема реальная, жизненная действительно се­рьезна и создается иллюзия безвыходности, то организм реагирует сообразно этой пессимистической картине не только на уровне пси­хологии, но и на уровне физиологии. И растет стресс, и развивается по своим законам, вступая в «пограничную» третью и болезненную четвертую стадию (см. далее о стрессе). И вот уже человек не видит возможности выбраться из всего этого, испытывая астенические от­рицательные эмоции, разочаровываясь в собственных силах. И за­тем наступает состояние пассивности, когда человек перестает пред­принимать практические, конструктивные действия, уходя из мира реальности в искусственный мир призрачных иллюзий. И тогда че­ловек в своих мыслях от конкретно-практического вопроса «Что де­лать?» переходит к абстрактному «Кто виноват?». И в этих, на мой взгляд, полностью бесперспективных, поисках виновников скорее мнимых, чем действительных, человек может занимать, по мнению психолога Э. Берна (в интерпретации Т. Харриса), одну из двух про­тивоположных позиций: позицию обвинения окружающих («Они не благополучны») или позицию самообвинения («Я не благополучен»).

Позиция «Они не благополучны»

Если человек стремится сваливать все на других, обвинять всех, кроме себя самого (экстрапунитивная реакция), то получает от этого облегчение, но, увы, ненадолго. Если проблема не нашла своего раз-

20

решения в реальной жизни, если не выдернуто ее ядовитое жало, если вновь и вновь человек возвращается к негативным мыслям и сопут­ствующим им эмоциям, его чувство обиды или разочарования, нена­висти или унижения растет, перерастая конкретных обидчиков, уве­личиваясь порой до обобщений, вплоть до глобальных масштабов (вспомним извечное «ВСЕ мужчины подлецы...» или более современ­ное — «ВСЕ коммерсанты жулики и спекулянты... ВСЕ эти фирмы ихние - мыльные пузыри, кругом сплошные пирамиды, надуватель­ство...»). Кстати, многие политические лозунги и опираются на вос­приятие таких невротизированных, отчаявшихся людей. Говоря сло­вами Гегеля, человек, вместо того чтобы мыслить конкретно, начи­нает мыслить абстрактно. Он переносит свою обиду, разочарование, несбывшиеся надежды на окружающих, на семью; переносит свои претензии, ожидания в отношениях с одним человеком на другого, совершенно к тому непричастного. Это явление переноса было откры­то еще Фрейдом и, хотя обычно без помощи терапевта-аналитика не осознается, играет огромную роль в жизни каждого из нас, в наших отношениях с близкими, в выборе спутников жизни... и создает нам кучу проблем. Осознав это, человек может освободиться из плена негативных чувств, отказавшись и от ненависти, и от обиды, и от бес­плодных ожиданий, и от необоснованных притязаний.

Уместно заметить, что обида, ненависть, жажда мести и тому по­добные чувства, обычно сопровождающие человека всю жизнь, -никудышные помощники и плохие советчики. Даже в боевых искус­ствах, чтобы одержать победу, рекомендуется относиться к против­нику хладнокровно. Ненависть, как и обида, непродуктивна. В Биб­лии сказано: «Возлюби врага как ближнего своего». На наш взгляд, это рациональная, сугубо практическая рекомендация, вытекающая из соображений экономии своей душевной энергии и рациональной организации физиологических процессов собственной нервной сис­темы. Латинская поговорка «Ты сердишься — значит, ты не прав» име­ет глубокую физиологическую основу и актуальное повседневное зна­чение. Человек должен ясно осознавать, что таить злобу, накапливать невысказанные обиды просто вредно для его же собственного здоровья. Вредно, ибо это означает создание и поддержание в мозге на подсоз­нательном уровне образа обидчика (изменника, предателя, недобро­желателя и проч.).

Психологические механизмы этого явления мы рассмотрим позже, при обсуждении закономерностей работы подсознания. Пока же только под­черкнем, что подобный негативный образ может длительное время, бук-

21

вально годами сохраняться не только на психологическом, но и на фи­зиологическом уровне, представляя собой устойчивое объединение, «ан­самбль» нервных клеток («нейронная модель» образа). Раз возникнув, подобный комплекс может начать жить собственной жизнью, не под­чиняясь контролю сознания, конкурируя за ресурсы с другими нейрон­ными ансамблями (феномен доминанты) и внося разлад в собственное же душевное равновесие его носителя. Единственный выход для мозга — изолировать этот паразитический, негативный образ, окружить его за­щитным барьером («психологическая защита»). А на это расходуются мозговые ресурсы, которые отнимаются у других, полезных и жизнен­но важных процессов (в медицине это называется «синдром обкрады­вания»).

Позиция «Я не благополучен»

Если же человек приходит к выводу: «Виноват я сам» (интрапу-нитивная реакция), то это самообвинение, начавшись с конкретной ситуации, распространяется на другие события, которые весьма ус­лужливо подсовывает память, и негативные мысли по ассоциации нанизываются одна на другую. Приведем условный, но достаточно близкий к реальной жизни пример подобной цепочки ассоциаций: «Опять я погорел по собственной глупости ... вот и в прошлый раз было так же... опять не повезло... впрочем, мне никогда особо-то и не везло... мне всегда не везет... всю жизнь так... говорил мне отец (мать, друг, жена, учитель в школе, сержант в армии, начальник, кореш-со­бутыльник и проч. - выбирайте сами), что я неудачник... Я НЕУДАЧ­НИК...» Далее следует эмоциональная реакция, сопровождающаяся агрессией против себя либо против окружающих, в явной или скры­той форме. Возможны разнообразные вариации: «Я несчастный че­ловек, меня девушки не любят» (помните трагикомическую фигуру Паниковского в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова? Не так уж ред­ко современные молодые мужчины страдают подобным «комплексом Паниковского», стараясь всеми доступными способами доказать себе обратное — свою мужскую состоятельность). Или комплекс самооб­винения женщины, у которой не складывается семья: «Я беспросвет­но одинока... я никому не нужна, на меня не обращают внимания... они все просто сбегают от меня, ни один долго не задерживается... они чувствуют во мне что-то такое... как будто на мне какое-то про­клятие...» Или комплекс самообвинения женщины, узнавшей об из­мене мужа, но обвиняющей себя в том, что «...я его не удержала... Я ему совсем не нужна... Даже не общаемся... Приходит домой, мол­чит... Это из-за меня он так... Я хочу ему как-то помочь, но ничего не

22

получается... Я боюсь, что он заберет у меня и детей, они ближе к отцу...»

Естественно, подобное самообвинение не проходит даром. И вот уже появляются негативные эмоции — то орудие пыток, с помощью которого в данном случае человек сам себя мучает и истязает. И вот человек, вместо того чтобы вернуться к реальной жизни, активными действиями решать свои проблемы, автоматически становится на пораженческую позицию, настраивает себя на худшее, пассивно ждет плачевного исхода, окончательного провала, фатальной неудачи.

Так как же справиться с этой напастью, может ли человек сделать это самостоятельно?

В конечном счете обе вышеописанные позиции «Я не благополучен» и «Они не благополучны» представляют собой проявление недостаточ­ной личностной зрелости, инфантильности. По мнению Д. Осгуда (1992), подобная жизненная позиция основана на идеализации действи­тельности, приводящей в итоге к крушению нереалистичных надежд. А следствие этого — либо пассивная капитуляция перед действительнос­тью («Я не благополучен»), либо агрессия, деструктивное наивно-бун­тарское неповиновение ей с перекладыванием ответственности на ок­ружающих («Они не благополучны»).

Когда мы говорим, что эти незрелые личностные установки связаны с нереалистичным восприятием действительности, то имеем в виду, что человек реагирует на окружающую ситуацию, исходя не из настоящего, а из прошлого (Макаров В.В., 2000), руководствуясь механически усво­енными стереотипами, копирующими поведение других людей. Как пра­вило, это фрагменты чужого опыта, «непереваренные», некритически усвоенные человеком в детстве (родительское программирование), не переосмысленные самостоятельно в период взросления. Связанные с ними нерациональные, не поддающиеся логической коррекции убеж­дения представляют собой источник конфликта между сознанием че­ловека и его подсознательными установками. (На этом внутреннем кон­фликте мы подробно остановимся в дальнейшем.) Они лежат в основе неадаптивного поведения и представляют собой негативно-поражен­ческие неосознаваемые жизненные планы — «сценарии» и психологи­ческие «игры», в которых мнимый выигрыш (удовлетворение инфан­тильных потребностей) достигается ценой неоправданных жертв и не­соизмеримых потерь — как материальных, так и психологических, и духовных.

Противоположностью этому служит зрелая — активная или продуктив­ная жизненная позиция, к которой человек приходит в результате ос­мысления своего отношения к жизни, сознательной «работы над со­бой». Она основана на оптимистичном, убежденно-реалистичном подходе к действительности. Отсюда и осознавание ее возможных огра-

23

ничений, а наряду с этим — своих собственных недостатков. Здесь нет места односторонним оценкам «не благополучен», напоминающим при­говор, который не подлежит отмене. Еще одна основа активной пози­ции — чувство персональной ответственности. Реалистичный взгляд на мир признает наличие в нем проявлений несовершенства и нерешен­ных проблем, которые являются не чем иным, как материалом для ра­боты по их исправлению. Тем самым данная позиция включает в себя основополагающую готовность человека к практическим действиям по преодолению внешних, жизненных барьеров и коррекции своих внут­ренних проблем. Это проявляется, по Д. Осгуду, в формулировке конк­ретных, практически достижимых жизненных целей и активной дея­тельности по их достижению.

^ МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК

САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВИТЬСЯ

С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ

Действительно, если человек может самостоятельно справиться с психологической проблемой, то зачем же существует целая армия психологов, психоаналитиков, социальных консультантов (это у них, «за бугром»), проповедников новомодных экзотических или доморо­щенных псевдорелигий, экстрасенсов (ясновидящих, но туманно-внемлющих), астропсихологов, потомственных магов (шаманов, во­рожей, колдунов) в ...надцатом поколении и прочих специалистов широкого эзотерического профиля (это у нас)?

Впрочем, не привыкли у нас люди обращаться к психотерапев­там, аналитикам, консультантам и прочим профессионалам от пси­хологии. Многие, находясь в плену ложных представлений, боятся подвергнуться чужому влиянию, гипнозу, «кодированию». Хотя на всякий случай, если читатель захочет все-таки прибегнуть в слож­ный момент своей жизни к посторонней помощи, автор намерен при­вести хотя бы конспективно-краткие, отрывочные сведения о суще­ствующих направлениях современной психотерапии, их методах и возможностях. Элементарные знания об этом предмете необходимы для того, чтобы люди, нуждающиеся в психологической помощи, не становились жертвами «колдунов», «биопсихоэнергосуггестологов»... да и кого только не бывает.

Итак, автор утверждает, что освободиться из психологической ловушки, так драматично описанной ранее, вполне возможно соб­ственными силами. Вот только выход из нее нужно искать... с нео­жиданной стороны, прямо противоположной первоначальным ожи­даниям. Что же касается психотерапии, то все ее современные на­правления рассчитаны на сотрудничество терапевта и пациента, на активную роль последнего. Более того, автор считает, что при любой долгосрочной психотерапии, начиная от старого доброго психоана­лиза и заканчивая новомодным псевдотерапевтическим «дианетичес­ким одитингом», позитивный результат в некотором роде обуслов­лен... побочным эффектом. Дело в том, что за долгие часы бесконеч-

25

ных, как бы это проще назвать, бесед пациент неосознанно обучает­ся навыкам самонаблюдения, самоанализа. И вернувшись в реаль­ную жизнь, он обретает способность избегать накопления новых про­блем взамен старых, от которых он благополучно избавился благода­ря сотрудничеству с терапевтом, именно опираясь на эти навыки. Более того, некоторые сравнительно молодые методы психотерапии (ребефинг, вайвейшн, «свободное дыхание», голодинамика) специ­ально рассчитаны на то, чтобы обучить человека некоторым практи­ческим навыкам... и отправить его в самостоятельное плавание по волнам памяти, через бушующее море эмоций, на поиски желанной суши, где можно обрести покой в тихой гавани душевного комфорта и наконец-то почувствовать уверенность в себе, ощущая твердую по­чву под ногами. И все добираются благополучно, даже без компаса (практического опыта) и карты (подробных знаний), ориентируясь по наитию. И обретают спокойствие, уверенность и внутреннюю силу. Каждый может это сделать. Нужно только захотеть по-настоящему.

Принцип саморегуляции:

как научиться правильно хотеть

Есть вещи в нашем организме, которые происходят как в сказке, по принципу Иванушки-дурачка, которому стоит только сказать, лежа на печи: «По щучьему велению, по моему хотению...», как все тут же получается само собой. Как говорится, сказка - ложь, да в ней намек. Обратите внимание на один нюанс: от Иванушки-дурачка все же тре­бовалось одно действие, а именно — хотение. Иванушка не просто знал волшебное слово, он еще и умел... хотеть. А хотеть по-настоящему не так-то просто, это целое искусство. Здесь мало только иметь сильную волю. Хотеть по-настоящему — это значит хотеть не только сознатель­но, но и на уровне подсознания. При занятиях саморегуляцией, при управлении собственным организмом «силой мысли» старайтесь не слишком заботиться о результате, и тогда он сам собой придет. Ины­ми словами, старайтесь не стараться. Если долго не получается, по­пробуйте представить себе результат, противоположный желаемо­му. В. Франкл (1990) проиллюстрировал этот принцип «парадоксаль­ного намерения» следующим образом: «Если желание заснуть делает засыпание невозможным, то желание не спать парадоксальным обра­зом вызывает сон». Хотеть подобным образом - на сознательном и бес­сознательном уровнях — значит мобилизовать все внутренние резер­вы, настроиться, когда все внутренние части собственного «Я» хотят чего-либо единогласно, а не устраивают бесконечные парламентские

26

споры «за» и «против». Хотеть - значит создать для себя установку, т. е. заложенную в подсознании программу действия, запрограммировать свой организм на достижение результата (помните у Кашпировского: «Даю установку...»). И тогда можно начать действовать без сомнений и колебаний, не задумываясь о результате. И там, где встретятся трудно­сти на пути, где ум, сознание заблудится в лабиринте противоречий, подсознание найдет наилучший из возможных выход из тупика. Оно подскажет, что дальше делать, а обстоятельства как бы сами собой бу­дут складываться в вашу пользу.

Иными словами, то, что происходит с человеком, действительно по­знавшим себя, сумевшим найти опору в своем подсознании, на прак­тике изучившим собственную психологию и физиологию зачастую дей­ствительно представляется чудом. Чудеса же, как считают серьезные ученые (сошлемся на известного философа А.Г. Спиркина) тоже имеют и свою психологию, и свою физиологию. Физиология чуда — это освое­ние навыков психологической саморегуляции, открывающих сознатель­ный доступ к подсознательным ресурсам, к интуитивной мудрости орга­низма. За счет подключения внутренних резервов и более полного ис­пользования тех потенциальных возможностей, которые заложены при­родой в человеческом организме, значительно повышается «коэффи­циент полезного действия» мозга и организма в целом (в обыденном состоянии, по оценкам разных авторов, не превышающий 5-10%), а так­же эффективность взаимодействия с внешней средой. Так происходят «чудеса», когда человек вдруг исцеляется от неизлечимой болезни, сбра­сывает десятки килограммов лишнего веса, раз и навсегда избавляется от вредных привычек. И так происходят «чудеса», когда человек ходит босиком по горящим углям, нежится на мягком ложе из гвоздей или битого стекла, и еще многое другое, поражающее воображение.

Так вообще происходит всегда, когда человек добивается чего-либо в жизни, совершает что-либо, преодолевая трудности. В общем, сто­ит только захотеть по-настоящему — и все получится.

Надо только научиться хотеть по-настоящему.

Новая постановка старых вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?», или «Вижу цель!»

Читатель, конечно, подумал: «Слышали мы эти сказки. По щучь­ему велению... и все такое прочее. Легко сказать: вы, мол, сами все это можете. Но как?» Действительно, как же вырваться из этого зам-

27

кнутого круга, прокрустова ложа проблем? Что здесь зависит от нас самих, что подвластно нашим робким усилиям? Кто внутри нашего организма виноват во всех этих бедах? И что с ним делать? Примем для простоты, что внутренний мир человека складывается из трех частей: разум - эмоции — телесные ощущения (дух - душа — тело в европейской традиции или небо — человек — земля — в восточной. С этими тремя сферами психической жизни человека связаны три груп­пы нервных центров, которые будут описаны в дальнейшем). При этом пресловутые эмоции, озаряющие нашу жизнь теплом и радостью либо, наоборот, делающие ее невыносимой, находятся как бы на стыке ра­зума и тела (рис. 1).

Рис. 1. Три сферы бытия человека: физическая (3), эмоциональная (2) и ментальная (1)

Механизм развития психологической проблемы, поддерживаю­щий ее в «хроническом» состоянии, может функционировать в пос­ледовательности (I) -> (2) -> (3). Это очень просто: негативные мыс­ли (как на уровне сознания, так и подсознания) вызывают негатив­ные эмоции. При развитии эмоций возникают связанные с ними внутренние ощущения. Эти ощущения в теле осознаются нами, на­поминая (в сознании или бессознательно) о неприятных эмоциях, по ассоциации всплывают те же мысли... и круг замыкается.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconСандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный...
Книга предназначена как для специалистов по психологии и психотерапии, так и для всех, кто заинтересован в самостоятельном изучении...

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconСандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход
Телесная психология: механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconЛичностно-ориентированный поход в процессе обучения физике, информатике, астрономии
Я считаю, что в настоящее время личностно-ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconСтратегия работы с bsff 26 Часто Задаваемые Вопросы 27
Практическое руководство по решению психологических проблем и ликвидации ненужных убеждений собственными силами

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconПрограмма (предварительная) 2-го научно-практического семинара
...

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconСкоробогатова Т. Н. Системный подход к управлению предприятием
Системный подход – это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного...

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconПечатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР
Кандидат психологических наук Г. Г. Кравцов, кандидат психологических наук Т. А. Флоренская, доктор психологических наук, профессор...

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconКнига рассчитана на тренеров, спортсменов и специалистов, работающих...
Большое внимание автор уделяет изучению социальной психологии, проблемам повышения эффективности обучения в спорте. В книге даются...

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconОбъектно-ориентированный подход к синтезу системы управления винтовым компрессором

Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод ретри) iconПредстоящие специализированные бизнес-туры
В современных условиях особую важность приобретает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и отраслях...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<