Psikhologicheskii zhurnal




Скачать 314.05 Kb.
НазваниеPsikhologicheskii zhurnal
страница1/4
Дата публикации16.06.2013
Размер314.05 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
Psikhologicheskii zhurnal

2004-08-31PZH-No. 004

Size: 94.0 Kbytes .

Pages:28-40.

Words: 8112
--------------------------------------------------------------------------------
Психология индивидуальных различий. АКТИВАЦИЯ И ТОРМОЖЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Автор: Г. Г. КНЯЗЕВ, Е. Р. СЛОБОДСКАЯ, А. Н. САВОСТЬЯНОВ, Т. И. РЯБИЧЕНКО, О. А. ШУШЛЕБИНА, Е. А. ЛЕВИН

АКТИВАЦИЯ И ТОРМОЖЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ 1
© 2004 г. Г. Г. Князев*, Е. Р. Слободская**, А. Н. Савостьянов***, Т. И. Рябиченко****, О. А. Шушлебина*****, Е. А. Левин******
Теория Грея объясняет природу разнообразия в поведении и эмоциональном реагировании людей свойствами двух нейропсихологических систем: торможения поведения и его активации. Предполагается, что чувствительность этих систем лежит в основе индивидуальных особенностей, обобщенных в суперфакторах Айзенка. Для измерения чувствительности систем торможения и активации поведения созданы опросники Грея - Уилсона и Карвера - Уайта. В данной работе с помощью конфирматорного факторного анализа и моделирования линейными структурными уравнениями проанализирована факторная структура русских версий опросников Грея - Уилсона и Карвера - Уайта в выборках различного пола и возраста и определена прогностическая ценность шкал торможения и активации поведения в отношении суперфакторов Айзенка. Шкалы Грея - Уилсона и Карвера - Уайта объясняли 43% разнообразия оценок нейротизма, 32% разнообразия оценок психотизма и 19% разнообразия оценок экстраверсии. Для нейротизма и экстраверсии доля объясненного разнообразия у мужчин и женщин была различной. Это позволяет сделать вывод, что у женщин по сравнению с мужчинами экстраверсия больше зависит от социальных факторов, а нейротизм в большей степени определяется биологическими предпосылками.
Ключевые слова: торможение поведения, активация поведения, экстраверсия, нейротизм, психотизм, конфирматорный факторный анализ.
Изучение физиологических основ личности традиционно является сильной стороной отечественной психологии. Достаточно назвать такие имена, как И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов. Идеи русского физиолога И. П. Павлова оказали большое влияние на развитие мировой науки, в том числе и психологии. Как минимум две зарубежные психологические школы считают себя последователями И. П. Павлова. Во-первых, это школа Яна Стреляу в Польше и, во-вторых, британская школа, яркими представителями которой являются Ганс Айзенк и Джеффри Грей. Введенные И. П. Павловым представления о "силе торможения" и "силе возбуждения" как фундаментальных свойствах нервной системы, определяющих индивидуальные различия в поведении животных и людей, оказались очень плодотворными. У И. П. Павлова это было скорее гениальным предвидением, так как эмпирические данные того времени не позволяли конкретизировать эти понятия в терминах физиологии или психологии. Накопленный позднее, в основном в экспериментах на животных, эмпирический материал позволил Дж. Грею разработать теорию физиологических основ личности, основными конструктами которой являются система торможения поведения (СТП) и система активации поведения (САП) [1]. СТП реагирует на стимулы наказания и вызывает поведение избегания и субъективное чувство тревоги. САП реагирует на стимулы награды и является нейрофизиологическим субстратом поведения приближения. Эти две системы по теории Грея составляют основу таких личностных черт, как тревожность и импульсивность. Представление о торможении и активации поведения как основе личностных различий получило

--------------------------------------------------------------------------------
*Доктор биол. наук, главный научный сотр. ГУНИИ физиологии СО РАМН, Новосибирск
**Доктор психол. наук, главный научный сотр., там же
***Кандидат биол. наук, научный сотр., там же
****Кандидат мед. наук, старший научный сотр. ГУНЦ клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, Новосибирск
***** Начальник учебного отдела Новосибирского института экономики, психологии и права, старший преподаватель кафедры психологии, Новосибирск
******Инженер ГУНИИ физиологии СО РАМН, Новосибирск
1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (N 03 - 06 - 80058-а).
Авторы благодарны М. В. Сафроновой за помощь в сборе материала, Л. Г. Митрофановой за помощь в обработке данных и Г. Уилсону за помощь в работе с опросником Грея - Уилсона.
стр. 28

--------------------------------------------------------------------------------
развитие и в работах других теоретиков [9, 22]. Однако, безусловно, влиянием СТП и САП не исчерпывается все многообразие свойств личности.
Психофизиологические теории, например, теория Грея, дают представление о причинах личностных различий, но видимые проявления этих различий рассматриваются в рамках других теорий. Наиболее влиятельные в настоящее время в мировой психологии теории, описывающие личность, - это трехфакторная модель Айзенка [14] и пятифакторная модель, или "Большая пятерка" [12].
Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождалось конструированием опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надежность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Психометрический инструментарий для определения конструктов теории Грея разработан гораздо меньше. В большинстве работ, посвященных ее проверке, использовали либо шкалы Айзенка, либо опросники на личностную тревожность и импульсивность. Однако эти инструменты не позволяют точно оценить свойства СТП и САП.
Два наиболее популярных опросника, специально разработанные для оценки активности СТП и САП, - Карвера - Уайта [8] и Грея - Уилсона [35] - страдают рядом недостатков. В опроснике Карвера - Уайта СТП представлена одной шкалой, а САП - тремя подшкалами, теоретический смысл которых не вполне понятен и не вытекает прямо из теории Грея.
Личностный опросник Грея - Уилсона был разработан для оценки стилей поведения человека, аналогичных лежащим в основе теории Грея шести парадигмам обучения животных. Соответствующие шкалы опросника измеряют приближение (ПР), активное избегание (АИ; ПР и АИ составляют САП), пассивное избегание (ПИ), угашение (УГ; ПИ и УГ составляют СТП), борьбу (БО) и бегство (БЕ; БО и БЕ составляют систему борьбы и бегства, добавленную Греем позднее). Этот опросник был переведен на русский [33] и многие другие языки. Его шкалы хорошо коррелировали с физиологическими показателями [25 - 27] и оценками отклонений психического здоровья у российских подростков [23, 24], подтверждая тем самым обоснованность применения опросника.
Учитывая трудности, связанные с конструированием шкал, сбалансированных по количеству прямых и обратных вопросов и охватывающих лишь одну из шести парадигм обучения, неудивительно, что психометрические свойства опросника не были идеальными. Коэффициенты внутренней согласованности для большинства шкал оказались невысокими. Кроме того, и в британской [37], и в японской [36], и в российской [33] выборках факторный анализ второго порядка выявил не три, а два фактора, что соответствует более ранней модели Грея. В то же время стабильность факторной структуры опросника в разных культурах и его надежность в предсказании межполовых различий и психопатологии подтвердили ценность идей, заложенных в его основу.
В силу описанных трудностей в мировой литературе практически отсутствуют эмпирические исследования, ставящие своей целью проверку предположения о том, что конструкты теории Грея являются причиной личностных различий. Джексон [20] предпринял такую попытку и пришел к выводу, что конструкты теории Грея имеют небольшую прогностическую значимость по отношению к суперфакторам Айзенка. Однако Джексон использовал для измерения конструктов теории Грея личностный опросник Грея - Уилсона со всеми присущими ему недостатками.
Первая задача настоящей работы - с помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА) определить факторную структуру опросников Грея - Уилсона и Карвера - Уайта. Вторая - с помощью конфирматорного факторного анализа (КФА) проверить идентичность факторной структуры этих опросников в выборках различного пола и возраста. Третья задача - сравнить прогностическую ценность этих опросников в отношении модели личности по Айзенку, и определить какую долю разнообразия суперфакторов Айзенка можно объяснить с помощью конструктов теории Грея. Мы предполагали выявить главные эффекты СТП и САП и оценить взаимодействие между ними.
Согласно исходной теории Грея, СТП и САП не зависят друг от друга, а значит между ними не должно быть взаимодействия [30]. Однако недавно Корр [11] предложил пересмотреть этот постулат Грея и показал взаимодействие СТП и САП в эксперименте с положительным и отрицательным подкреплением. Наши данные также указывают на взаимодействие СТП и САП применительно к психопатологии подростков. После нахождения наилучшей модели, объясняющей взаимоотношение между конструктами Грея и суперфакторами Айзенка, нами решалась дополнительная задача - проверка стабильности этой модели в выборах испытуемых различного пола и возраста.
МЕТОДИКА
Участники исследования. Выборка составила 345 человек (93 мужчины и 252 женщины) в возрасте от 14 до 65 лет (средний возраст 20.0, стандартное отклонение 5.5). Для проверки возрастных различий выборку разбивали на две группы: 14 - 19 лет (n = 223,
стр. 29

--------------------------------------------------------------------------------
средний возраст = 17.8, σ = 1.1) и 20 - 65 лет (n = 122, средний возраст = 24, σ = 7.6). Распределение мужчин и женщин в этих группах было одинаковым (χ2 = 0.05; df = 1, p > 0.05). Большая часть испытуемых - студенты и преподаватели новосибирских вузов, их родственники и друзья.
Процедура исследования. Испытуемым предлагали заполнить русские версии опросников Грея - Уилсона [33, 35], Карвера - Уайта [8] (переведен на русский язык первыми двумя авторами) и Айзенка (EPQ-R) [19]. (Коэффициенты однородности шкал (α-Кронбаха) личностного опросника Айзенка: 0.83 - экстраверсия, 0.83 - нейротизм, 0.52 - психотизм и 0.84 - шкала лжи.)
Статистические процедуры и критерии. Конфирматорный факторный анализ и моделирование с помощью линейных структурных уравнений (МЛСУ) проводили с помощью пакета LISREL 8.53 [21]. До настоящего времени не разработано единого универсального показателя, оценивающего соответствие между матрицей ковариаций, построенной на основе модели и матрицей, рассчитанной на основе эмпирических данных, поэтому принято использовать ряд показателей. Мы оценивали соответствие моделей эмпирическим данным (далее просто соответствие) с помощью абсолютных индексов χ2 и RMSEA. χ2 - показатель абсолютного соответствия. Если значение χ2 не достоверно, значит, ковариационная матрица, предсказанная моделью, не отличается от наблюдаемой ковариационной матрицы. Поскольку индекс χ2 чувствителен к размеру выборки и количеству степеней свободы, для оценки соответствия модели часто используют показатель χ2 /df. Значения этого показателя меньше двух считают признаком хорошего соответствия [6]. Значения RMSEA меньше 0.05 считают показателем очень хорошего соответствия, а между 0.05 и 1.00 - хорошего [29]. Дополнительно мы использовали нормированный (NFT), ненормированный (NNFI) и сравнительный (CFI) индексы соответствия, величина которых не зависит от размеров выборки и количества степеней свободы. Значения этих индексов выше 0.90 считают показателем хорошего соответствия модели [5]. (Для ознакомления с методами МЛСУ можно рекомендовать обзор Е. Л. Григоренко [2].)
РЕЗУЛЬТАТЫ
α-Кронбаха для шести шкал опросника Грея - Уилсона (0.56, 0.33, 0.63, 0.61, 0.61 и 0.71 для шкал П, АИ, ПИ, УГ, БО и БЕ) указывали на низкую внутреннюю согласованность шкал, что соответствует данным предшествующих исследований как англоязычной версии, так и ее переводов на ряд языков. Инспекция корреляций индивидуальных пунктов с суммарными оценками шкал показала, что некоторые пункты обнаруживают очень низкие или даже отрицательные корреляции с соответствующими шкалами. Следуя предложению Джексона [20], мы сократили все шкалы до восьми пунктов, оставив лишь пункты, хорошо коррелирующие с суммарной оценкой шкалы. α-Кронбаха для укороченных шкал - 0.60, 0.48, 0.67, 0.64, 0.67 и 0.70, что можно считать приемлемым для шкал такой длины. Корреляции новых шкал с исходными составили: 0.86, 0.76, 0.87, 0.87, 0.89 и 0.90.
Затем 48 пунктов, вошедших в шесть новых шкал, были подвергнуты факторному анализу методом максимального правдоподобия. Собственные значения для первых семи факторов (5.30, 3.79, 2.60, 1.99, 1.66, 1.64 и 1.49) указывают на то, что наилучшим является трехфакторное решение. Помимо анализа собственных значений метод максимального правдоподобия дает возможность оценки изменений соответствия модели эмпирическим данным при переходе от одного решения к другому. Для этого мы использовали индекс Δχ2 /df [6], где Δχ2 - разница χ2 для двух соседних решений, например однофакторного и двухфакторного, а df - разница степеней свободы для этих решений. Для двух-, трех-, четырех-, пяти-, шести- и семифакторных решений были получены показатели: 10.27, 12.58, 3.58, 3.04, 2.52 и 2.26. Этот метод еще более однозначно указывает на превосходство трехфакторного решения.
Из пунктов с наибольшими факторными нагрузками на первые три фактора (табл. 1) были созданы три новые шкалы: СТП Грея - Уилсона (СТПГУ, 12 пунктов, α-Кронбаха = 0.79), САП - Борьба (САПБ, 12 пунктов, α-Кронбаха = 0.71) и САП - Приближение (САПП, 12 пунктов, α-Кронбаха = 0.67). В отношении последних двух шкал можно высказать три предположения. Первое, основываясь на предшествующих работах, указывающих на то, что при факторном анализе второго порядка шкалы опросника Грея - Уилсона группируются в два фактора, можно думать, что САПБ и САПП не являются самостоятельными шкалами и должны быть объединены. Второе, следуя положенной в основу опросника теории Грея, можно думать, что САПБ и САПП представляют системы борьба - бегство и САП, и в этом случае они должны быть независимы друг от друга. Третье, можно предположить, что САПБ и САПП являются компонентами фактора второго порядка, а именно САП. В этом случае они должны коррелировать друг с другом. Правдоподобие этих трех гипотез проверялось с помощью КФА.
Чтобы избежать нестабильности модели, связанной с использованием отдельных пунктов опросника в качестве актуальных переменных [17], мы использовали подход, при котором все пункты шкалы делили на два пакета следующим образом. Пункт с наибольшей факторной нагрузкой включали в первый пакет, следующие два - во второй, следующие два - в первый и т. д. Эти два пакета и использовали в качестве актуальных переменных, представляющих шкалу. Следует отметить, что этот подход не лишен недостатков, но он значительно упрощает КФА опросников с большим количеством пунктов. Для опросника
стр. 30

--------------------------------------------------------------------------------
Таблица 1. Трехфакторное решение для ключевых пунктов опросника Грея - Уилсона (указаны лишь факторные нагрузки выше 0.30)


СТП

САПБ

САПП

Легко ли Вы расстраиваетесь, попав в обществе в затруднительное положение?

.63

Вы принимаете близко к сердцу критику и можете от этого совсем упасть духом?

.62

Можно ли сказать, что Вы сохраняете спокойствие и уверенность, когда обстоятельства оборачиваются против Вас?

-.60

Если бы крепкий мужчина угрожал Вам ножом, требуя деньги и ценности, отдали бы Вы все, что у Вас есть?

.56

Избегаете ли Вы спортивных соревнований и игр, если велика вероятность проигрыша?

.56

Если бы Вас остановили на улице хулиганы, стали бы Вы кричать и убегать?

.56

Если бы Вам пришлось выступать перед публикой, растерялись бы Вы?

.51

Вскрикиваете ли Вы от боли, когда подвернете ногу или случайно уколетесь?

.51

Радуетесь ли Вы возможности сыграть с более сильным соперником?

-.49

Если во время землетрясения Вы окажетесь в шатающемся здании, станете ли Вы метаться в панике?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Нейропсихология. Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психосемантика. Базовые и стратегические процессы распознавания семантических отношений

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Кросскультурные исследования. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Дискуссии. Соотношение интуиции и сознания в интеллектуальной деятельности: системная модель

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Социальная психология. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Когнитивная психология. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Методологические и теоретические проблемы. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология эмоций. "Информационная" и "энергетическая" модели влияния результатов деятельности на эмоции

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
История психологии. А. А. Богданов и отечественная психология (к 130-летию со дня рождения)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<