Psikhologicheskii zhurnal




Скачать 291.42 Kb.
НазваниеPsikhologicheskii zhurnal
страница1/3
Дата публикации23.02.2013
Размер291.42 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3

  • Psikhologicheskii zhurnal

  • 2004-04-30PZH-No. 002

  • Size: 60.0 Kbytes .

  • Pages:86-95.

  • Words: 5958



Психология профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Автор: М. М. АБДУЛЛАЕВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 1

© 2004 г. М. М. Абдуллаева

Старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

Рассматривается профессиональная идентичность как возможная характеристика субъективного мира профессионалов на основе изучения оппозиции, связанной с функционированием самосознания: "реальное Я- идеальное Я". Профессиональная идентичность операционализировалась в нашем исследовании как семантическая близость конструктов "Я сам" (представление о том, какой я профессионал на самом деле), "Я идеал" (каким я хотел бы стать), "Я возможное" (каким я могу стать) у юристов, врачей- терапевтов и бухгалтеров.

^ Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная идентичность, субъективная модель мира, Я-концепция профессионалов.

Деформация личности профессионала - одна из психологических проблем профессионализации в современных социально-экономических условиях, требующих большой мобильности, устойчивости к стрессовым воздействиям, к которым можно отнести и ситуацию жесткой конкуренции. Возникает вопрос: где же заканчивается профессионализация, выражающаяся, в частности, в специфическом восприятии окружающего мира и себя в нем? Когда у специалистов обнаруживается "то общее, что приводит к неодинаковому видению мира, создает в своих крайних проявлениях "смысловые барьеры" во взаимопонимании профессионалов, где необходимо их взаимодействие, например, между учителями и психологами" [15, с. 43], и когда начинается собственно "деформация", ведущая к утрате ими положительного отношения к объекту своей деятельности и как следствие - потери соответствующей квалификации? Следует учесть, что на самом деле мы имеем достаточно сложную соотнесенность естественного стремления человека к высотам профессионализма, накоплению опыта, трудовым успехам и ограниченности его внутренних ресурсов и реальных возможностей. Известно, что одним из важных условий "благополучного" вхождения в профессию, обеспечивающего гармоничное развитие личности профессионала, является активное построение адекватного эмпирической реальности образа мира, расставляющего акценты значимости в мире предметов и отношений. Большинство исследователей, занимающихся проблемами профессионального становления, допускают выделение в обобщенном образе мира "мира своей профессии" как особой устойчивой категориальной сетки типизации и интерпретации профессиональных задач, как комплекса глубинных структур, отражающих пристрастное отношение человека к миру и определяющих стиль и способ его поведения в жизненных и профессиональных ситуациях [2]. Становление специалиста, заключающееся в конечном счете в полноценном овладении профессией, кроме усвоения определенных когнитивных схем, способов манипулирования предметом своего труда, принятия профессиональных норм и ценностей, особенностей коммуникации и стиля общения социального окружения, закономерно сопровождается изменением представлений человека о себе, своих способностях и слабостях, интенсивным самоопределением и поиском собственного места в профессиональном мире.

Обращение к проблеме профессиональной идентичности обусловлено несколькими причинами. Во-первых, "профессиональное самосознание является важнейшим регулятором труда и построения профессиональных жизненных путей" [8, с. 20]; во-вторых, одна из задач организационной психологии - это "осмысление значимости индивидуально-психологических и личностных факторов, определяющих отношение трудящегося к своей работе и особенности групповых взаимодействий" [13, с. 5]; в-третьих, "многовариантность отношения к профессиональной деятельности, постоянное технологическое развитие самих профессий определяет постоянную актуальность профессионального самоопределения на всем протяжении профессионального пути" [12, с. 3].

В психологии под идентичностью понимается сформированный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений чело-



1 Работа поддержана грантом РФФИ N 02 - 06 - 00074а.

стр. 86



века к окружающему миру. Основные "планы" рассмотрения идентичности ("познающее-познаваемое" у У. Джемса [5], "Я-как-есть"-"Я-глазами-других" у Дж. Мида [30], "социальное-персональное" [3, 9 - 11, 22, 25], "социальное- духовное" или "социальное-индивидуальное" [19 и др.]) принципиально бесконечны, т.е. сколько ситуаций для проявления активности субъекта, столько может быть образов Я. "Идентичность" и смежные, но не тождественные с ней понятия обсуждаются в ряде работ отечественных и зарубежных авторов [3,9,17,27,30]. Проблема осложняется многозначностью, понятийной нечеткостью, отсутствием согласованности в различных подходах к трактовке идентичности. Современные исследователи идентичности выделяют психоаналитический, когнитивно ориентированный, интеракционистский, экзистенциально-гуманистический подходы как наиболее разработанные с точки зрения структурно-содержательных и динамических аспектов [18].

Изучение данной проблематики в отечественной психологии связано с исследованием самосознания, самоотношения и с разработкой понятия "самоопределение" [4, 16, 22 и др.]. Не обсуждая особенностей отдельных подходов, различающихся содержанием и широтой охвата психологических феноменов, относимых авторами к идентичности личности, отметим, что в структуре последней выделяются когнитивный (Я-концепция или образ Я, самокатегоризация), аффективный (эмоционально-ценностный аспект отношения к себе), поведенческий (принятие и процесс решения жизненно важных задач) компоненты. Так же как и А. Е. Жичкина [7], мы будем рассматривать понятия "Я" и "идентичность" как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность личности, а "Я-концепцию" как осознаваемую часть идентичности.

Введение понятия "профессиональная идентичность" акцентирует внимание на проблемах специалиста, обусловленных профессиональной средой: необходимостью принимать самостоятельные решения при большей свободе выбора, полноценно решать профессиональные задачи, отвечать требованиям самоопределения в системе социальных ролей, осознавать свои особенности и способности с точки зрения соответствия своему профессиональному статусу, приобретать определенную независимость от влияния оценок внешнего окружения [1, 26 и др.]. Так, И. Ю. Хамитова [23], обсуждая проблемы профессиональной идентичности консультанта, выделяет в ней внешние и внутренние компоненты. Первые связаны с тем, как коллеги и клиенты воспринимают и оценивают специалиста, ко вторым относятся процессы самовосприятия и профессионального самосознания. Е. П. Ермолаева описывает феномен профессионального маргинализма как полярный по отношению к профессиональной идентичности и психологически проявляющийся "в ее утрате, равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды" [6, с. 69]. Таким образом, профессиональная идентичность как объект психологического анализа - это многомерное образование, различающееся по степени сложности и организованности, и подходы к ее изучению различны.

Диагностика степени сформированности "профессиональной идентичности" позволит подойти к решению проблем профессионального отбора и грамотной расстановки кадров с учетом индивидуальных особенностей. Отбор только по уровню знаний, формальным характеристикам профессионала (образование, стаж, предыдущие места работы и т.п.) не гарантирует "результативности" человека на новом рабочем месте, но, если бы мы могли диагностировать, например, структуру сформировавшейся идентичности, соответствующую требованиям профессии, то проблема отбора и подбора персонала, возможно, решалась бы более продуктивно.

В нашей работе исследуются самокатегоризации как "упрощенный" вариант, "практический конструкт" идентичности разных профессионалов в целях выявления в этих описаниях специфического, того, что мы можем ожидать от каждого отдельного профессионала в профилях "Я". При наличии в арсенале психологов описания образов Я профессионалов на каждом этапе, от ученичества до наставничества, от уровня профессиональной зависимости до уверенности и интеграции, индивидуальные профили могли бы стать косвенными показателями особенностей профессионального развития.

В нашей работе, которая носит поисковый и гипотезопорождающий характер, мы остановились на рассмотрении только одного аспекта идентичности - Я- концепции как когнитивной системы, функция которой заключается в построении позитивного самоотношения, обеспечивающего принятие себя как представителя своей профессиональной общности. Мы исходили из предположения, что специалисты, работающие в различных областях, будут иметь разные групповые инварианты Я-концепций, или самокатегори-заций по Дж. Тернеру, отражающие характерные особенности, которые возникают на основе сходного профессионального опыта. В нашей работе мы опирались на данное положение при изучении оппозиции, связанной с функционированием самосознания с точки зрения морали, - это "реальное Я-идеальное Я". В работах клинически ориентированных психологов [20, 24] эта оппозиция представлена как форма внутриличностного конфликта, когда желание соответствовать собст-

стр. 87



венному идеальному образу приобретает масштабы, разрушающие личность.

Близкой, но принципиально отличающейся от рассмотренной оппозиции "идеальное Я-реаль-ное Я" является дихотомия "наличное Я-возможное Я", означающее лишь возможность развития по тому или иному пути в будущем при некоторых условиях, но не предполагающее обязательности и долженствования того или иного варианта развития. Включенность в Я- концепцию конструкта "возможное Я" как представления о том, каким человек мог бы стать, отличающегося от представления о том, каким человек хотел бы стать, была постулирована еще М. Розенбергом [33]. Детально "возможное Я" рассматривается в концепции Х. Маркуса [29] в контексте решения проблемы изменчивости-стабильности "Я" при введении понятия "рабочая Я-концепция", определяемая как "Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия".

Опираясь на теорию социальной идентичности Г. Тэджфела [34], мы можем сопоставить такие аспекты идентичности, как "идеальное Я" и профессиональная идентичность. Представление об "идеальном Я", которое в онтогенезе является исходно внешним и социальным, а уже потом становится внутренним [3, 20, 24], дает основание признать сходство "идеального Я" с профессиональной идентичностью по своему происхождению и по роли детерминации адаптивной или, точнее, нормативной активности. Однако идеал Я отражает не столько существующие социальные идентификации, сколько прошлые, а они, в отличие от актуальной идентификации с той или иной социальной группой, часто не осознаются (см. [7]). Концепция "возможных Я" представляется удачным решением проблемы анализа ситуативного изменения идентичности. В связи с тем что Х. Маркус [29] рассматривал "возможные Я" как "посредники между мотивацией и Я-концепцией", в контексте нашей работы можно предположить, что возможные Я, ситуативные и немотивированные по характеру проявления в зависимости от особенностей "профессионального взросления" и требований к человеку со стороны его общественно регламентированной деятельности, а также от степени его успешности, в дальнейшем могут детерминировать активность субъекта труда.

Таким образом, профессиональная идентичность операционализировалось в нашем исследовании как семантическая близость конструктов "Я сам" (представление о том, какой я профессионал на самом деле), "Я идеал" (каким я хотел бы стать), "возможное Я" (каким я могу стать) у трех групп профессионалов - юристов, врачей-терапевтов и бухгалтеров.

^ Основная гипотеза исследования: когнитивные представления профессионалов, включающие в себя экзистенциальные, ролевые и персональные самокатегоризации, как компонент профессиональной идентичности у разных групп профессионалов будут различны.

Проверка гипотезы осуществлялась решением следующих задач:

* исследовать когнитивный компонент профессиональной идентичности через шкалирование выделенных самокатегоризаций по списку антонимичных прилагательных разными профессионалами;

* сопоставить полученные семантические профили в оцениваемых триадах "образов Я" в каждой группе;

* сравнить семантические структуры оценивания "образов Я" разных профессиональных групп.

МЕТОДИКА

Испытуемые. В каждую профессиональную группу, условно уравненную по полу (в случае бухгалтеров сделать это было достаточно сложно), - юристов (9 мужчин, 6 женщин), врачей (7 мужчин, 8 женщин), бухгалтеров (10 женщин, 5 мужчин) - включено по 15 специалистов. Выбор этих специальностей обусловлен их развитостью как общественных институтов, имеющих широкий спектр учебных заведений по подготовке кадров, обеспечиваемых рабочими местами. Кроме того, для нас было важно, что каждая из этих специальностей предполагает: определенные познавательные схемы; усвоение значений, приписываемых явлениям, событиям, предметам; специфические профессиональные установки; особое восприятие профессионально значимых объектов и профессионального поведения по отношению к ним; систему мотивов и ценностных ориентации, нормативно заданных в этой профессии, ведущей к глубинной перестройке личностных структур.

Таким образом, выборку составили 45 человек разного пола, от 29 до 52 лет, имеющих среднеспециальное и высшее образование и стаж работы по своей специальности не менее 5 лет. Ограничение испытуемых по стажу работы было неслучайным. Понятно, что время обретения профессиональной идентичности как обязательного условия принятия своей профессии - индивидуально, но, как показывает опыт и данные литературы, на это требуется не менее четырех лет, а "синдром выгорания" как один из признаков потери идентичности может "проявиться" уже после пяти лет работы.

^ Объекты оценки. Испытуемым предлагалось оценить следующие объекты: "Я сам" (представление о том, какой я профессионал на самом деле), "Я идеал" (каким я хотел бы стать), "возможное Я" (каким я могу стать).

^ Используемый метод тестирования. Объекты оценивались по 25- шкальному стандартному семантическому дифференциалу (СД) Ч. Осгуда [31] (русскоязычная версия Е. Ю. Артемьевой [2]) с 3-балльной градацией выраженности каждого качества, представляющего собой список пар антонимичных прилагательных, которые включают и эмоционально-оценочное (хороший-плохой), и метафорическое (дорогой-дешевый), и физическое (легкий-тяжелый) описания. Этот список благодаря семантической "разноплановости" прилагательных универсален как действующий механизм синестезии и подходит к описанию любого класса объектов.

^ Обработка результатов. Для обработки данных, представляющих массив оценок трех объектов по 25 шкалам, в каждой группе испытуемых была использована статистическая программа "SPSS 10.0" для Windows. Обработка прово-

стр. 88



дилась с последовательным использованием следующих статистических процедур:

1. Факторный анализ (метод главных компонент с vari-max-вращением), ставший классической формой подачи материала, полученного с помощью СД. Цель этой процедуры - выявление основных структурных компонентов полученных описаний, сопоставление факторных структур по каждому оцениваемому объекту между разными группами. Важными для нас показателями данного анализа были: 1) величина факторной нагрузки каждой шкалы, вошедшей в фактор, и 2) процент описываемой дисперсии, полученной факторной структурой.

2. Расчет показателей описательной статистики, которые включали среднее значение и стандартное отклонение, значение дисперсии, минимальное и максимальное значение.

3. Дисперсионный анализ (однофакторная модель ANOVA) проводился в целях выявления значимых различий в оценках по шкалам в зависимости от объекта описания. Это предполагало попарное сравнение полученных описаний между профессиональными группами, что позволило судить о различиях в оценках.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. В результате факторного анализа оценок "Я сам" в каждой группе получено устойчивое четырехфакторное решение. Величина факторных нагрузок свидетельствует об относительной устойчивости вхождения шкалы в каждый из выделенных факторов.

Рассмотрим полученные результаты в группе юристов.

Первый фактор - условное название "эмоциональная оценка объекта", объясняет 19.2% общей дисперсии. Оппозитом "приятного (0.797), доброго (0.797), хорошего (0.632), жизнерадостного (0.588), активного (0.584)" в описаниях "Я сам" юристов стал "упорядоченный (-0.689)". Возможно, профессиональная необходимость следовать требованиям порядка самого разного уровня условно исключает "приятную доброту и хорошую, активную жизнерадостность" этих специалистов. Второй фактор, составивший 16.5% общей дисперсии, назван "напряженность" по шкале, получившей максимальную нагрузку (-0.958) в паре с "умный" (-0.958). Интересно, что если "Я сам" напряженный и умный, то уже недорогой, и небыстрый, и нелюбимый. Третий фактор "сила", объясняющий 12.9% дисперсии, включает в описаниях "Я сам", с одной стороны, "холодный (0.64), сильный (0.623), хороший (0.544), большой (0.536)", с другой - "острый" (-0.744), "радостный" (- 0.64), "сложный" (-0.482). "Сила" юристов в исключении "сложности" и "остроты". Четвертый фактор, описывающий 11.2% общей дисперсии, сложно объяснить однозначно; самый "весомый" оппозит, составивший этот фактор, "твердый (-0.79) - чистый (0.79)".

На массиве данных оценивания "Я сам" в группе врачей мы также ограничились четырехфакторным решением. Следует сразу отметить, что во всех выделенных факторах у врачей присутствуют эмоционально-оценочные шкалы.

Первый фактор (21.3% общей дисперсии) назван "эмоциональное принятие объекта", потому что "Я сам" "любимый (-0.87), свежий (-0.84), светлый (-0.617)" противостоит "родному (0.622), горячему (0.617), злому (0.569), острому (0.506)". Второй фактор (17.98% общей дисперсии) условно обозначен как "физические характеристики объекта" из-за оппозита с самой большой нагрузкой "гнилой (-0.855) - чистый (0.885)", хотя шкалы "Активность" (-0.561) и "Сила" (0.802), по Осгуду, здесь имеют большой вес. Третий фактор "напряженность" (14.1% общей дисперсии). "Дешевый (0.969), маленький (0.961), напряженный (0.961)" "Я сам" врачей является антиподом "жизнерадостному" (-0.586). Четвертый фактор "порядок" (10.1% описываемой дисперсии) получил название по шкале "Упорядоченный" с наибольшим весом (0.831) и содержательно не противоречащими ей характеристиками "твердый (0.769), жизнерадостный (0.656)" в отличие от сгруппированных на противоположном конце "гладкий (0.595), чужой (0.577), противный (0.571), добрый (0.534)"
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Нейропсихология. Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психосемантика. Базовые и стратегические процессы распознавания семантических отношений

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Кросскультурные исследования. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Дискуссии. Соотношение интуиции и сознания в интеллектуальной деятельности: системная модель

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Социальная психология. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Когнитивная психология. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Методологические и теоретические проблемы. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология эмоций. "Информационная" и "энергетическая" модели влияния результатов деятельности на эмоции

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
История психологии. А. А. Богданов и отечественная психология (к 130-летию со дня рождения)

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Национального университета, Донецк, Украина

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<