Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии




НазваниеЕ. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии
страница1/40
Дата публикации16.08.2013
Размер2.83 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Перевод с английского

Е. П. САВЧЕНКО

Научная редакция, предисловие и комментарии

к русскому изданию

доктора психологических наук,

члена-корреспондента АПН Украины,

профессора Л. Ф. БУРЛАЧУКА

Перевод книги одного из ведущих специалистов в области психодиагностики. Книга представляет собой идеальное учебное пособие для тех кто занимается конструированием тестов (психологических, профессиональных, учебных и т.д.), и для тех кто эти тесты применяет в практической работе. Пособие квалифицированно раскрывает сложные вопросы внутреннего построения тестов.

ISBN 5-7101-0024-2 © "ПАН Лтд.",1994

© Перевод. Е.П.Савченко, 1994

^ Предисловие редактора русского перевода

Одной из важнейших и сложнейших задач психодиагностики является создание и совершенствование средств измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Судьба психодиагностики как области той науки, которая до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового использования тестов на этапе становления, через период запрета на их применение, который продлился без малого полвека, до второгорождения в конце 60-х годов — вот путь отечественной психодиагностики.

Однако, будучи даже официально признанной, психодиагностика продолжает находиться на периферии психологического знания. Известные достижения и определенный подъем психодиагностических исследований в 70—80-е годы связаны скорее с усилиями немногих энтузиастов, нежели с содействием со стороны академической психологии, чаще всего занимавшей позицию невмешательства, если не игнорирования нужд этой науки. Именно этим в первую очередь можно объяснить низкий уровень психометрической культуры большинства наших психологов, не только широко заимствующих зарубежные тесты, но и стремящихся разработать собственные. Примеров тому несть числа. Взять хотя бы так называемую Санкт-Петербургскую школу психологического тестирования. "Тесты", разработанные в этой "школе" ("Последний патрон Фанни Каплан", "Тест на оценку нереализованного интеллектуального потенциала" и др.) не диагностируют ничего, кроме дурного вкуса разработчика, и, согласимся с их автором, "не имеют аналогов ни в нашей стране, ни зарубежом" (с.274).*

Перевод на русский язык книги Пола Клайна как раз и призван восполнить существенный пробел в той части отечественной психодиагностики, которая занимается конструированием и научно обоснованной адаптацией зарубежных психологических тестов. Автор настоящего издания — известный психолог, работающий на факультете психологии Эксетерского университета (Великобритания). Его монографии "Научный анализ личности и мотивации" (совместно с Р.Кэттеллом), "Теория и измерения личности", "Психология и фрейдовская теория", "Факт и вымысел в фрейдовской теории",другие книги и статьи всегда вызывают интерес специалистов многих стран мира.

* Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Под ред. А.Ф.Кудряшова. — Петрозаводск: Петроком, 1992.
Руководство П.Клайна вводит читателя в мир психологических измерений. Уже в самом начале книги автор пишет о том, что про­гресс в психологии, как и в естественных науках, зависит от разра­ботки эффективной системы измерений; точное измерение — обяза­тельное условие научности. Зачем я здесь упоминаю об этом доста­точно банальном суждении?

Дело в том, что мне, в отличие от автора книги, хотелось бы всячески выделить, подчеркнуть тот момент, что речь идет об измерениях во внефизической сфере, сфере гуманитарной науки. Вряд ли кому-то сегодня придет в голову мысль отказаться от измерения в психологии по причине грубости, неточности измерительных процедур. Прогресс в области психометрии, психодиагностики виден невооруженным взглядом. В то же время никогда не следует забывать о том, что гуманитарные науки накладывают на измерение как одну из основных процедур гораздо больше ограничений, чем естественные и технические. Формализация и количественные методы, математические модели в психологии никогда не смогут заменить разработку теоретических конструктов, фундаментальных принципов исследования.

Для П.Клайна характерно стремление (и не хочется его в этом упрекать!) прежде всего средствами математики, а тем самым точного измерения, объяснить, как сделать психологический тест надежным, дискриминативным и валидным. При этом порой забывается, что измерению подлежат фрагменты человеческого поведения, а не, скажем, физические явления. Это отчетливо просматривается в заключении автора о том, что "надежность оценки возрастает с увеличением размера теста" (с.36), а также анализе причин снижениями надежности при высокой дискриминативности.

Для понимания теоретических позиций автора наиболее важна четвертая глава, посвященная конструированию т. н. "объективных тестов". Прежде всего о том, что автор понимает под таковыми. Основными признаками объективного теста являются следующие : 1) цель скрыта от испытуемого; 2) полученные результаты могут быть оценены независимо от лица, выполнявшего обследование и интерпретацию. Такое понимание объективных тестов, идущее от Р.Кэттелла, — ни что иное, как стремление (уже понятное нам) максимально объективировать процесс психологического измерения, уподобить его измерению в естественных науках *. А поскольку достигнуть этого невозможно, то и появляются сентенции типа:

* Хорошо известно, что "объективные" методы не обеспечивают объективности даже в точных науках. Результаты любых исследований обретают смысл исключительно в рамках концептуальных установок ученого.

"Лучше иметь валидный тест, результаты которого, вероятно, могут быть искажены испытуемым, чем невалидный, но противостоящий всем попыткам фальсификации (с.116). В разработке объективных тестов, как с очевидным сожалением констатирует П.Клайн, "все еще необходимо определенное чутье, интуиция" (с. 128).

Психологи, со студенческой скамьи усвоившие то, что темперамент и личность совсем не одно и то же (и это справедливо!), сразу обратят внимание на постулируемое автором тождество тестов личности и темперамента. Кстати, ничего нового в этом нет. Достаточно вспомнить "Обзор темпераментов" Гилфорда—Циммермана (1956), измеряющий такие его (темперамента) особенности, как самообладание, властность, дружелюбие и др. Подобные пассажи зарубежных психологов, даже весьма именитых, — свидетельство слабости их методологических позиций, нежелания обращаться к вопросам теории, удовлетворенность эмпирическими данными, далеко не всегда позволяющими отделить друг от друга разноуровневые составляющие целостного поведения. Естественным следствием эмпиризма, пренебрежения разработкой исходных теоретических позиций о личности как объекте исследования являются те объективные тесты, в которых по диагностируемым физиологическим и психофизиологическим параметрам делаются выводы о психологических особенностях личности, хотя П.Клайн, вслед за Р.Кэттеллом (1967), и вынужден сказать о том, что "совсем не просто теоретизировать с какой-либо степенью ответственности о психологических аспектах физиологических функций" (с. 140).

Нельзя не упомянуть о позиции автора книги по отношению к проективным методикам диагностики личности. П.Клайн полагает, что, несмотря на огромное количество исследований в области проективных тестов, фактически нет каких-либо существенных открытий, обогащающих психологическую теорию и практику. Его замечания в адрес проективных методик страдают излишней академичностью и никак не позволяют объяснить, например, сохраняемого уже полвека лидирующего положения этих инструментов изучения личности в области клинической психологии. Понятно, что П.Клайна смущает прежде всего известная субъективность интерпретации результатов, получаемых с помощью этих методик.".. .Необходимо только реализовать объективное оценивание показателей и отказаться от бессвязных интерпретаций, столь излюбленных многими исследователями, использующими проективные тесты" (с. 142). Исходя из этого, П.Клайн аргументирует не только возможность работы с уже известными проективными тестами, но и целесообразность создания новых. Но ему опять-таки приходится признать, что при т.н. объективной оценке утрачивается часть того богатства сведений о личности, которое содержится в протоколах обследования!

В главах, обращенных к имеющим в психометрии принципиальное значение вопросам расчета различных показателей (надежности, дискриминативности, оценке заданий и т.п.) читатели получают знания о том, что скрывается за фасадом внешне простых и безыскусных диагностических методик. Для одних читателей это будет расставание с иллюзией общедоступности конструирования тестов, для других — руководством к действию. Ныне, во времена повсеместного использования вычислительной техники, которая, конечно же, избавляет нас от рутинной, непродуктивной деятельности, хочется еще раз, следом за автором, напомнить о том, что всем разработчикам необходимо пройти через анализ теста вручную, поскольку "видение реального процесса обработки показателей. . ., постоянная перетасовка заданий теста дают глубокое проникновение в смысл того, что происходит … — интуицию, которая не может возникнуть из компьютерных распечаток" (с. 193).

И еще о компьютерах и компьютерном тестировании *. П.Клайн, имеющий большой опыт разработки тестов, весьма скептичен по отношению к модному компьютерному тестированию. Он пишет о том, что "компьютеризированная версия стандартного теста напоминает, вероятно, прекрасно оформленное издание книги, но сафьяновый переплет не улучшит ее содержания" (с.258), и справедливо видит подлинную мощь этого направления психодиагностики в индивидуально-ориентированном тестировании.

* Подробнее об этом см.: Бурлачук Л.Ф. Компьютерная психодиагностика: проблемы и исследования // Ваша тестотека. Прикладной психологический журнал. — 1992. —N1. —С. 4—13

Не только за рубежом, но в последнее время и у нас, пока, правда, весьма робко, обсуждается вопрос об этике психодиагностических исследований, основной заповедью которой, как и в медицине, является "не навреди!". Какое это может иметь отношение к вопросам конструирования тестов? П.Клайн утверждает, и надо всячески поддержать его в этом, что "нельзя выходить за границы той системы ценностей, которой привержены испытуемые" (с. 126). Хотел бы обратить также внимание читателей на то, что в книге очень часто сталкиваешься с психоаналитической терминологией, психоаналитически ориентированными исследованиями, которым совсем не чужд и сам ее автор. Не буду здесь вступать в давний спор о месте и вкладе психоанализа в изучении человеческого поведения. Бесспорно другое — неподготовленность многих психологов, воспитывавшихся в материалистических традициях, к пониманию того, о чем идет речь. Впрочем, для постижения принципов конструирования тестов это не имеет никакого значения, но, даст Бог, послужит стимулом к освоению идей психоанализа.

И последнее. Несколько слов об особенностях перевода книги. Редактор и переводчик старались ориентироваться на уже осуществленные издания переводов зарубежных книг по психодиагностике и математической статистике, сохраняя, насколько это возможно, начинающий складываться на русском языке терминологический аппарат. Однако, не всегда это оказывалось возможным. Так, несмотря на существующую в литературе по психологии традицию перевода "error of measurement" как "ошибка измерения", мы сочли необходимым употреблять термин "погрешность измерения".

Книга П.Клайна не относится к тем, которые легко читаются, тем, в которых все доступно, понятно. Многие ее страницы заставят к ним не раз возвратиться, особенно тех, кто делает первые шаги в психодиагностике и психометрии. В конечном счете все усилия, затраченные на работу с этой книгой, окупятся сторицею — повышением эффективности наших инструментов исследования личности. Руководства по конструированию тестов имеют много общего с кулинарной книгой. Рецепты одинаковы для всех, а вот блюда получаются разные. Поэтому не следует огорчаться возможным первым неудачам. Опыт практической деятельности, приобретаемые знания, интуиция — залог того, что разработанные вами тесты окажутся достойными их создателя.

^ Л.Ф. Бурлачук Киев, июль 1993 г.

Предисловие к английскому изданию

Название этой книги — "СПРАВОЧНОЕ РУКОВОДСТВО ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕСТОВ" — указывает на то, что ее автор преследовал сугубо практические цели. Она создавалась как методическое пособие, путеводитель для всех, кому необходимо разрабатывать психологические тесты.

Книга содержит вводную теоретическую главу с подробным изложением статистических методов, используемых при составлении описанных в ней психологических тестов. Это сделано для того, чтобы автор мог быть уверенным, что его читатели понимают суть математических методов, а не слепо поклоняются догмам. Такое понимание позволит читателям также, как надеется автор, модифицировать любую из методик в свете их практических нужд.

Эта книга — попытка не только помочь разработчику тестов выполнять психометрические требования и соблюдать технологии, необходимые для разработки адекватных тестов, но также и стимулировать осознанное измененение и формулировку им новых заданий. А это уже настоящее искусство, потому что хотя в этой области и есть определенные приемы и правила, все же на долю разработчика остается достойная творчества часть, так как в конце концов качество теста ограничивается качеством его заданий. Будучи вооруженным данным руководством, читатель сможет сам конструировать и валидизировать психологические тесты.

Я также выделил описание вычислительных алгоритмов для многих психометрических методик, пытаясь устранить пугающую зависимость от компьютерных программ, развившуюся у многих психологов и социологов. Изучая докторские диссертации во многих университетах, я обнаружил, что соискатели используют сложные и экзотические статистические методики с минимальным их пониманием. Это не лучший путь развития психологии — путь, сопряженный с весьма объемными и утомительными разъяснениями того, что следует делать, а также с подробными инструкциями к компьютерным программам.

^ Пол Клайн

Факультет психологии

Университет г. Эксетера (Шотландия)

Апрель 1986 г.
Глоссарий

анализа заданий процедура (item analysis) — процедура для оценки эффективности заданий в тесте; она может включать определение корреляции заданий с общим показателем по тесту, факторный анализ заданий, шкалирование заданий по Рашу или другие виды оценивания заданий по их характеристическим кривым.

валидность (validity) — комплексная характеристика теста, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры.

дифференциальная (differential validity) —один из компонентов прогностической валидности, отражающий способностью методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств.

инкрементная (incremental validity) — один из компонентов прогностической валидности, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора.

конкурентная (concurrent validity) — характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике; измеряется корреляцией результатов данного теста с измерениями при помощи других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной.

конструктная (construct validity) — один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста; чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.

очевидная (face validity) — представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Чем более тест выглядит измеряющим то, для измерения чего он предназначен, тем выше его очевидная валидность.

прогностическая (predictive validity) — информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения; чем лучше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность.

содержательная (content validity) — один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области психических свойств.

выборка (sample) — случайным образом формируемое из генеральной или выборочной совокупности множество: а) заданий; или б) испытуемых (стат.)

гиперплоскость (hyperplane) — плоскость в многомерном факторном пространстве, образованная всеми теми переменными, которые имеют нулевые факторные нагрузки по фактору, ортогональному данной гиперплоскости (факторный анализ).

дискриминативность (discriminatory power) — способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста.

дисперсионный анализ (variance analysis) — статистический метод изучения влияния отдельных переменных на изменчивость изучаемого признака (стат.).

дисперсия (variance) — показатель изменчивости, разброса некоторого множества измерений вокруг арифметического среднего; среднее значение возведенных к квадрат отклонений от арифметического среднего, квадрат стандартного отклонения (стат.)

дистракторы (distractors) — в заданиях тестов интеллекта, специальных способностей и достижений варианты ответов, близких к правильному; испытуемый должен выбрать единственный верный ответ, дистрактором не являющийся.

"задание-ответ" кривые зависимости (item-characteristic curves) —характеристические кривые заданий, отражающие вероятность ответов на задания, предназначенные для измерения некоторых гипотетических свойств или латентных черт испытуемых.

измерения стандартная погрешность (standard error of measurement) — статистическая величина, отражающая степень точности отдельных измерений; диапазон изменения показателей, в который попадает теоретический показатель, при данном выборочном показателе, с различной степенью вероятности (стат.)

корреляционная матрица (correlation matrix) — набор значений коэффициента корреляции между переменными, представленный ввиде матрицы (стат.).

корреляция (correlation), корреляционный анализ — комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями (стат.).

бисериальная (biserial correlation) — метод корреляционного анализа отношения переменных, одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая — в интервальной шкале отношений или порядковой шкале (то есть является континуальной) (стат.).

корреляции коэффициент — показатель степени взаимозависимости двух переменных; изменяется в пределах от —1 до +1. Значение коэффициента корреляции 0 указывает на возможное отсутствие зависимости, значение +1 свидетельствует о согласованности переменных (стат.).

дихотомический — показатель связи признаков (переменных) , измеряемых по дихотомическим шкалам наименований.

произведения моментов Пирсона (Pearson product-moment correlation) — коэффициент корреляции, используемый для континуальных переменных (стат.).

ранговой корреляции Спирмена (Spearmen's rank-order correlation) — коэффициент корреляции для переменных, измеренных в порядковых (ранговых) шкалах (стат.).

точечно-бисериальной корреляции (point-biserial correlation)— коэффициент корреляции, применяемый в случае анализа отношения переменных, одна из которых измерена в континуальной шкале, а другая — в строго дихотомической шкале наименований (стат.)

коэффициент коэффициент корреляции, используемый в случае, если обе переменные измерены в дихотомической шкале наименований (стат.).

четырехпольный (tetrachoric) — коэффициент корреляции, используемый в случае, если обе переменные измерены в континуаьных шкалах.

критериально-ключевых признаков методика (criterion-keying) — способ конструирования тестов (например, для шкал настроений и состояний), основанная на экспериментальном выделении критериальных групп (criterion groups) испытуемых; в тест отбираются те задания, которые обеспечивают разделение критериальной группы и контрольной по измеряемому признаку.

надежности коэффициент (reliability coefficient) — средняя величина корреляции одного теста или задания со всеми тестами или заданиями из генеральной совокупности,

Кронбаха оценка корреляции данного теста с тестом такой же длины из одной генеральной совокупности заданий.

^ Кьюдера-Ричардсона формула (Kuder-Richardson, KR-20) — частный случай коэффициента  для заданий дихотомического типа.

надежность (reliability) — характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов; согласованность теста внутренняя и по прошествии времени.

параллельных форм (parallel-form reliability) — характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста, предъявляемых одной и той же группеиспытуемых.

ретестовая (test-retest reliability) — характеристика надёжности психодиагностической методики при повторном исследовании испытуемых с помощью одного и того же теста по прошествии времени.

частей теста (split-half reliability) —характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или отдельных заданий теста.

нормы (norms) — показатели для различных групп испытуемых, полученные при стандартизации теста.

общность (communality) — доля дисперсии, общее изменение данной переменной, обусловленное факторами, общими для некоторой совокупности переменных (термин из дисперсионного и факторного анализа).

опросники личностные (personality inventories) — психодиагностические методики, направленные на измерение различных особенностей личности, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений).

ответ ключевой (keyed responce) — ответ на задание (вопрос или утверждение) в личностном опроснике, указывающий на наличие измеряемой особенности личности.

оценка истинных показателей (estimate) — приближенные значения истинных (теоретических) показателей, получаемые на основе выборочных показателей и погрешностей измерения.

перцепт-генетическая методика (percept-genetic method) — прием тестирования, в котором используется тахистоскопическое предъявление стимулов, основанный на концепции развития образов (восприятий).

показатель (score) — количественная характеристика выраженности измеряемого психологического свойства, получаемая при помощи данного теста.

— выборочный (fallible score) — показатель, получаемый испытуемым, выполняющим задание, относящееся к той выборке, которая формируется из генеральной совокупности заданий (стат.).

ипсативный (личностный) (ipsative scores) — показатель, допускающий сравнение выраженности тех или иных психологических особенностей относительно самого обследуемого (в отличие от нормативных, дающих внешние сравнения относительно нормативной выборки.

истинный (true score) — гипотетический (теоретический) показатель, который получил бы испытуемый, если бы он выполнил все задания из генеральной совокупности заданий, относительно которой задания данного теста являются некоторой выборкой (стат.)

^ IQ — стандартизованный показатель, имеющий распределение со средним 100 и стандартным отклонением 15.

необработанный ("сырой") (raw score) — первичный (не подвергнутый обработке) показатель, полученный испытуемым по данному тесту.

нормализованный стандартный — стандартизованный показатель, приведенный к нормальному распределению.

процентиль (percentile) — ранг показателя в виде процентного отношения в нормативной группе тех испытуемых, которые получили более низкий показатель.

стандартизованный (standard score) — показатель, отражающий степень выраженности измеряемого психологического свойства, черты у испытуемого относительно некоторой нормативной группы (стат.).

стенайны (stanines) — нормализованный стандартный показатель на одномерной шкале ранжирования от 1 до 9.

— стены (stens) — нормализованный стандартный показатель на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10.

Т-показатель (T-score) — стандартизованный показатель, имеющий распределение со средним 50 и стандартным отклонением 10.

Т-показатель нормализованный (T-score normalized) — стандартизованный показатель, имеющий нормальное распределение со средним 50 и стандартным отклонением 10.

Z-показатель (Z-score) — стандартизованный показатель, имеющий распределение со средним 0 и стандартным отклонением 1.

простая структура (simple structure) — положение набора факторов, полученное в результате их вращения, при котором лишь несколько факторов имеют высокие нагрузки, а у остальных нагрузки нулевые.

распределение частотное (frequency distribution) — для каждого значения оказателя количество лиц, получивших этот показатель по данному тесту (стат.).

регрессия множественная (multiple regression) — статистиче­ский метод для вычисления корреляции между некоторым набором переменных и критериальной переменной. Каждая переменная по­лучает оптимальный весовой коэффициент для максимизации этой корреляции — коэффициент (стат.).

репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности; означает, что с определенной погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков со­ответствует их реальному распределению.

совокупность выборочная, популяция (population) — репрезен­тативная часть генеральной совокупности, определенное множество: а) заданий для измерения данной черты, из которого формируются выборки заданий теста; или б) испытуемых, из которого формируют­ся репрезентативные выборки испытуемых (стат.).

совокупность генеральная (universe) — гипотетическое множе­ство элементов, объединенных общей характеристикой: а) всех воз­можных заданий для выявления измеряемой черты или свойства; или б) всего контингента испытуемых (стат.)

согласованность внутренняя (internal consistency) — характеристика теста, указывающая на степень однородности состава зада­ний с точки зрения измеряемого качества.

стандартизация теста (test standardisation) — процедура пол­учения показателей по тесту для репрезентативных групп испытуе­мых, чем достигается сопоставимость получаемых результатов у раз­ных испытуемых.

стандартное отклонение (standard deviation) — характеристика изменчивости; определяется как квадратный корень из дисперсии (стат.).

степени свободы (degrees of freedom) — характеристика распределения, используемая при проверке статистических гипотез;пока-затель количества значений, которые могут произвольно изменяться (стат.). стимульно-инструктивная ситуация (stimulus-instruction situation) — термин, обобщающий особенности как материала теста, так и прилагаемой к нему инструкции. таблицы ожиданий (expectancy tables) — метод интерпретации показателей теста (отличный от норм) с целью прогнозирования критерия; в таблицах указывается вероятность того, что испытуемые, получившие некоторый показатель по тесту, достигнут крите­риального показателя; наиболее часто используется при тестирова­нии результатов обучения.

тест психологический (test) —стандартизированное, часто огра­ниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических особенностей.

аттитюдов (test of attitude) — группа опросников, предназна­ченных для измерения относительной ориентировки индивидуума в одномерном континууме (шкале) аттитюда.

групповой (group test) — методика, пригодная для одновре­менного тестирования группы испытуемых.

достижений (attainment test) — тест, направленный на оценку достигнутого уровня развития умений, навыков и знаний.

индивидуально-ориентированный (tailored test) — тест, спе­циально создаваемый или модифицируемый для определенного ис­пытуемого.

индивидуальный (individual test) — методика, предназначен­ная только для индивидуального тестирования, не пригодная для одновременного тестирования группы испытуемых.

интеллекта (intelligence test) —совокупность методик, образо­ванных в рамках объективного диагностического подхода, предназ­наченных для измерения уровня интеллектуального развития.

интересов (test of interest) — группа опросников, предназна­ченных для измерения интересов.

критериально-ориентированный (criterion-referenced test) — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуаль­ных достижений относительно некоторого критерия (знаний, уме­ния, навыка), а не относительно групповых норм.

личности (personality test) — собирательное наименование группы методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. В данной книге то же, что и тесты темпера­мента.

  • мотивов (motivation test) — группа методик, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность индивидуума и как осуществляется регуляция динамики его поведения. В данной книге то же, что и тесты динамики (dynamics).

  • настроений и состояний (mood and state test) — тесты временных, преходящих состояний, таких как эмоции, в отличие от более стабильных черт личности.

объективный (objective test) — в данной книге: тест, результа­ты которого могут быть оценены объективно (то есть для вычисления показателей по которому и их интерпретации не привлекаются субъ­ективные суждения) и назначение которого испытуемому практиче­ски невозможно угадать.

параллельная форма (parallel form of test) — вариант теста, близкий его основной форме по критериям валидности, надежности и другим характеристикам и способный его заменить.

проективный (projective test) — совокупность методик, образо­ванных в рамках проективного диагностического подхода; характе­ризуются неопределенностью, неоднозначностью используемых сти­мулов, что допускает почти неограниченное разнообразие возмож­ных ответов. Поэтому стимулы этих тестов рассматриваются как своего рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характер­ные для него потребности, конфликты, способы защиты "Я".

результативности (power test) — тест, не имеющий ограниче­ний по времени. Задания подобраны так, что лишь небольшое коли­чество испытуемых может выполнить все их правильно, как бы долго они над ними ни работали.

скорости (speed(ed) test) — тип тестов, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) заданий теста.

специальных способностей (test of ability) — группа тестов, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспек­тов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обес­печивающих эффективность в конкретных, достаточно узких обла­стях деятельности.

факторно-аналитический (factor analytic test) — тест, сконструированый при помощи факторного анализа и измеряющий опреде­ленный фактор (факторы).

теста задания (test items) — отдельные задания методики, слу­жащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельнос­ти, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа ус­тановок и отношений личности и пр.

альтернативные (true-false item) — форма задания, которое содержит некоторое утверждение, которое испытуемый должен оце­нить как истинное или ложное (дать ответ "да" или "нет").

дихотомические (Yes-No items, dichotomous items) — вопросы личностных опросников с ответом типа "да—нет".

на аналогии (analogies) — форма заданий тестов интеллекта, в которой испытуемый должен выявить отношение аналогии между парами элементов (слов, наименований, цифр, изображений и пр.)

на восстановление соответствия (matching items) — форма заданий тестов интеллекта, специальных способностей и достиже­ний, в которых испытуемому предлагается восстановить соответ­ствие между элементами двух списков.

на завершение последовательности (sequences) — форма за­даний тестов интеллекта, в которых испытуемый должен завершить предъявляемую последовательность элементов (вербальных, число­вых, графических и пр.)

с вариантами выбора (multiple-choice items)—форма заданий тестов интеллекта, специальных способностей и достижений, в ко­тором испытуемый должен выбрать правильный ответ из несколь­ких вариантов, один из которых правильный, а остальные (являющи­еся дистракторами) — нет; используется также в личностных тестах как предложение выбрать вариант, наиболее приемлемый для испы­туемого.

с вынужденным выбором (forced-choice items) — форма зада­ний опросников, в которых испытуемые должны выбрать то утверж­дение (обычно из двух), которое наиболее соответствует их представ­лению о себе и (или) явлениях действительности.

с ограничениями на ответы (limited-response items, restric­ted-response items) — форма заданий, в которых испытуемые должны давать ответы, возможности формулирования которых соотвествую-щим образом ограничены.

со cвободным (произвольным) ответом (free-response items) — форма заданий, в которых на ответы не накладываются никакие ограничения, однако при корректной формулировке заданий предпо­лагается наличие только одного правильного ответа.

с ответами типа "нравится—не нравится" dike-dislike items) — форма заданий опросников, в которых испытуемые должны ука­зать, нравится им предложенное или нет.

с рейтинговыми шкалами (items with rating scales) — форма заданий опросников, в которых испытуемым для оценки предъявляе­мых утверждений прилагаются рейтинговые шкалы.

типа "встретил лишнее — убери" (odd-man-out) — форма заданий тестов интеллекта, в которой испытуемый должен выявить общую закономерность для списка элементов и устранить лишний для этой закономерности элемент.

трихотомические (trichotomous items) — задания, предуматри-вающие три варианта ответов: "да—?—нет", "да—затрудняюсь от­ветить—нет", "обычно—иногда—никогда", "согласен—не уверен­ие согласен" и пр.

теста область заданий (domain) — множество заданий, материал, подбираемый исследователем и являющийся исходным для формирования теста (стат.)

теста область применения (domain) — характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест (стат.)

теста однородность (test homogeneity) — характеристика теста, отражающая степень соответствия всех заданий измеряемой черте или свойству; определяется как средняя корреляция между заданиями теста.

теста трудность заданий (difficulty) — характеристика заданий теста, отражающая статистический уровень их выполнения в данной выборке стандартизации.

угадывание ответов (guessing) — проблема в конструировании тестов интеллекта, специальных способностей и достижений, состо­ящая в возможности случайного угадывания испытуемыми правильных ответов, искажающего их показатели по тесту.

установки на ответ (response sets) — стереотипы ответов на задания теста, ведущие к нарушению валидности; наиболее распро­страненные — установка на согласие и установка на социально одоб­ряемые ответы; наибольшее значение имеют для личностных тестов (опросников).

на крайние ответы (response set of using the extreme response) — тенденция испытуемого выбирать крайние ответы шкалы.

на неопределенные или средние ответы (response set of using the uncertain or middle cathegory) — склонность испытуемого прибе­гать к средней или неопределенной категории ответов как к безопас­ному компромиссу.

на согласие (response set of acquiescence) — тенденция испы­туемого соглашаться с утверждениями (вопросами) теста независимо от их содержания.

на социально одобряемые ответы (response set of social de­sirability) — тенденция испытуемого отвечать на вопросы так, чтобы выглядеть "социально положительным".

фактор — измерение, конструкт или вектор, который может ма­тематически отражать ковариацию между переменными (факто­рный анализ).

генеральный (general factor) — фактор, соответствующий всем элементам данного множества переменных, то есть имеющий нагруз­ки по всем переменым. Применительно к тестам интеллекта обычно выделяют:

фактор "g" (general factor) — фактор, определяющий положительные корреляции между любыми тестами интеллекта. Из него выделены:

фактор "gf " текучие способности (fluid abilities) — способность отыскивать связи и выявлять отношения, зависимости на ма­териале, который, как предполагается, минимизирует индивидуаль­ные различия в образовании и культурном уровне.

фактор "gc" кристаллизованные способности (crystallized abilities) — результат обучения и опыта, изменяются в зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, активности, интересов ЛИЧНОСТИ.

групповой (group factor) — фактор, определяющий положи­тельные корреляции ограниченных групп тестов, но не являющийся универсальным, подобно фактору "g" для тестов интеллекта; имеет нагрузки на группу переменных из общего множества переменных.

зависимые (облические) (oblique factors) — коррелирующие факторы; при векторном представлении факторные оси стоят под острыми углами друг к другу.

общий (common factor) — фактор, соответствующий по край­ней мере двум элементам данного множества переменных.

ортогональные (orthogonal factors) —не коррелирующие меж­ду собой факторы.

специфический (specific factor) — фактор, соответствующий лишь одному элементу данного множества переменных.

факторов вращение (factor rotation) — при векторном представ­лении факторов возможно вращение одного фактора относительно другого; при этом значения факторных нагрузок (представляющих собой проекции вращаемого вектора на оси координат, образуемые другими факторами) изменяются, но в целом они математически эквивалентны, так что существует бесконечное количество эквива­лентных факторно-аналитических решений (стат.).

факторов облическое (косоугольное) вращение (oblique rota­tion) — при таком вращении векторов или факторов, находящихся в косоугольном положении (то есть угол между ними менее 90 граду­сов), факторы коррелируют, а значение их корреляции равно коси­нусу угла между ними (стат.).

факторов ортогональное вращение (orthogonal rotation) — при ортогональном вращении факторов сохраняются прямые углы между векторами, и значение их взаимной корреляции равно нулю (стат.).

факторные нагрузки (factor loadings) — значения корреляции факторов с переменными; фактор может быть определен по его фак­торным нагрузкам (стат.).

факторный анализ (factor analysis) — раздел многомерного ста­тистического анализа, объединяющий математико-статистические методы снижения размерности изучаемого многомерного признака. В исследованиях Р.Кэттелла и его последователей факторный анализ выступает не только в качестве статистического метода, но и как инструмент познания личности.

^ Холли методика (Holley) — методика вычисления показателей проективных тестов, заключающаяся в содержательном анализе протоколов тестирования и оценкой 0 или 1 отсутствия или наличия тех или иных особенностей.

черта (trait) — измерямая при помощи психодиагностической методики особенность испытуемого.

скрытая черта (latent trait) — внутренняя, скрытая особен­ность исследуемого объекта или явления, выявляемая на основе ее внешних проявлений.

шкала — форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочением их в определенную числовую систему.

Гутмена (Guttman scales) — тип шкал для тестов способностей, достижений, интеллекта и аттитюдов, в которых предполагается, что задания упорядочены по трудности, а их выполнение испытуемыми описывается кривыми зависимости "задание-ответ".

интервалов (interval scale) — континуальная шкала без фикси­рованной нулевой точки (точки отсчета), с равномерным разбиением измеряемого интервала делениями шкалы.

Лайкерта (Likert scales) — тип шкал для тестов аттитюдов, состоящих из утверждений с 5- или 7-балльными шкалами, указыва­ющими степень согласия испытуемого с этими утверждениями; пред­полагается также, что отдельные задания монотонно связаны с изме­ряемым аттитюдом.

наименований (номинативная) (nominal scale) — простейшая классификация, устанавливающая соответствие признака тому или иному классу.

лжи (lie scale) — шкала для тестов личности (опросников), состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей; используется для выяв­ления лиц, склонных к социально одобряемым ответам.

отношений (ratio scale) — континуальная шкала с равномерно нанесенными делениями и со значимой нулевой точкой.

порядковая (ранговая) (ordinal scale) — элементы шкалы упо­рядочены (ранжированы), но в этой шкале не учитываются расстоя­ния между ними.

сбалансированная (balanced scale) —шкала для тестов личности (опросников), в которой примерно равное количество заданий имеют ключевые ответы "да" или "нет"; используется как один из способов минимизации влияния установки на согласие.

Терстоуна (Thurstone scale) — тип шкалы для тестов аттитю­дов, по которой ответы испытуемого оцениваются относительно 11-балльной шкалы с равномерно распределенными по ней заданиями (утверждениями относительно данного аттитюда), оцененными предварительно экспертами.

шкалирование по Рашу (Rasch scaling) — метод шкалирования заданий, разработанный Рашем, в котором предполагается, что ве­роятность правильного ответа определяется двумя параметрами: сте­пенью, в которой задание выявляет скрытую черту, и выраженно­стью у испытуемого этой черты. Эти параметры могут оцениваться независимо.

элементарные когнитивные задачи (elementary cognitive tasks — ECTs) — экспериментальные задачи, рассматриваемые как индика­торы психических процессов, разработанные в рамках когнитивного подхода к изучению способностей, для метода прогнозирования эф­фективности (успешности) деятельности по факторам успешности выполнения этих задач.

^ Q -анализ — факторно-аналитическая методика, в которой в ка­честве переменных представлены испытуемые, а не тесты или изме­ряемые свойства (стат.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconСодержание
Карен Хорни женская психология перевод с английского Е. И. Замфир Научная редакция: профессор М. М. Решетников и кандидат философских...

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconДмитрий Соколов Сказки и Сказкотерапия: Теория и Комментарии Предисловие...
Комментарии к лени и теор глава №2: основные подходы к психологическому анализу сказок

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconС. В. Савченко інформаційна безпека
Савченко С. В. Інформаційна безпека та організаційно-правовий захист інформації: Конспект лекцій. Дніпропетровськ, нметАУ, 2008....

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconJoan Halifax "the human encounter with death"
Перевод с английского: Александр Неклесс, научная редакция к ф н. Владимира Майкова, Издательство Трансперсонального Института, М.;...

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconВей Содержание Предисловие издателей 4 Предисловие 4 Предисловие...
Для склонения кого-либо на предмет вожделения или создания сексуально благоприятной ситуации 60

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconКраткое содержание и выводы 32
Предисловие научного редактора перевода Предисловие к пятому изданию 8 Предисловие к первому изданию 11 Благодарность 12 Введение...

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconДействующая редакция Предлагаемая редакция
Верховной Рады Автономной Республики Крым о внесении изменения в состав Комиссии

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconНаучная конференция «ломоносовские чтения» 2010 года международная научная конференция
Научная конференция «Ломоносовские чтения» и Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов...

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconКлиффорд Гирц Интерпретация культур Электронное оглавление Предисловие Комментарии
В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной...

Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии iconКлиффорд Гирц Интерпретация культур Электронное оглавление Предисловие Комментарии
В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<