Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»




Скачать 341.78 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»
страница1/3
Дата публикации16.10.2013
Размер341.78 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ




Методические указания

к самостоятельным занятиям для студентов,

временно освобожденных от практических занятий

всех специальностей дневной формы обучения

по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»

Севастополь

2012


УДК 615.825:616.36 (076)
Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод. указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий

всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост. ст. преп. О. В. Имамутдинова – Севастополь: изд-во СевНТУ, 2012. – 24 с.

Целью методических указаний является ознакомление студентов с научным обоснованием применения физических упражнений (при заболеваниях печени и желчных путей) и восстановление их физического здоровья.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры физического воспитания и спорта СевНТУ, (протокол № 5 а от 22 декабря 2011 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: зав. кафедрой Физического воспитания и спорта,

канд. пед. наук доцент Гальчинский В. А.


Содержание

Введение…...………………..…...………………..…...………………..

4

1. Применение физических упражнений при заболеваниях печени и желчных путей. …...………………..…...………………..…...………..


5

1.1. Цель и задачи…...………………..…...………………..…...………

6

1.2. Формы занятий, средства физического восстановления .…...……

7

1.3. Воздействие специальных упражнений на организм человека и методика проведения занятий. …...………………..…...………………

8

2. Физическая реабилитация при хроническом гепатите…...…………

11

3. Физическая реабилитация при желчекаменной болезни…………..

13

4. Физическая реабилитация при холецистите…...………………..….

15

5. Физическая реабилитация при дискинезии желчевыводящих путей

17

6. Лечебное питание при заболеваниях печени и желчных путей…..

19

Заключение…...………………..…...………………..…...………………..

23

Библиографический список…...………………..…...………………..…..

24

ВВЕДЕНИЕ

Реабилитация студентов, имеющих заболевания печени и желчных путей, - это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности студентов посредством комплексного использования различных физических упражнений, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций печени и желчных путей.

Так как печень выполняет более 70 функций в организме человека, её можно рассматривать как главную биологическую лабораторию, которая контролирует обмен веществ, обеспечивает организм на 90 % жизненно необходимыми соединениями и питательными веществами, участвует в процессах кроветворения, пищеварения и усвоения питательных веществ, а также – вырабатывает желчь и является органом, производящим утилизацию аллергенов, токсинов, гормонов и других соединений.

Основным и наиболее доступным средством физической реабилитации для студентов являются специально подобранные с учётом состояния здоровья физические упражнения. В данной работе приводится в виде общеукрепляющих комплексов наиболее доступные физические упражнения для студентов, имеющих определённые отклонения в работе печени и желчевыводящих путей.



  1. ^ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ
Печень и желчные пути – единая функциональная система тесно связанная как в физиологических, так и в патологических состояниях с обменом веществ в организме, кровообращением, дыханием, пищеварением. Поэтому различные заболевания печени и желчных путей сопровождаются функциональным снижением, а иногда расстройствами обмена веществ, кровообращения, дыхания, пищеварения.

Нарушение слаженной деятельности этой системы происходит впоследствии ослабления координирующей роли центральной нервной системы и связанными с ней нейрогуморальными изменениями в целостном организме [1].

Учитывая, что систематическая физическая нагрузка способствует совершенствованию функции центральной нервной системы, лечение больных предусматривает использование средств лечебной физкультуры. В стадии обострения заболевания оно должно быть направлено на уменьшение воспалительного процесса, улучшение оттока желчи из печени, желчного пузыря и протоков, нормализацию обменных процессов. Эти основные патогенические факторы связаны между собой; воспалительный процесс в желчном пузыре способствует нарушению растворимости холестерина, всасыванию желчных пигментов, солей кальция и образованию желчных камней; дискинезия желчных путей, застой желчи – инфицированию желчи и метаболическим расстройствам. В свою очередь образовавшиеся желчные камни усугубляют дискинетические расстройства, активизируют воспалительный процесс, облегчают проникновение инфекции.

По современным представлениям, мышечная деятельность играет основную роль в управлении и регуляции взаимодействующих в целостном организме систем. Применение лечебной физкультуры базируется на потребности движения – физические упражнения обеспечивают тонизирующее влияние, воздействие на трофические процессы, формирование компенсации, нормализацию функций.

При различных заболеваниях печени и желчных путей, снижается общий тонус организма. Что проявляется ухудшением процессов жизнедеятельности, т. е. снижением уровня протекания нейрогуморальной регуляции физиологических функций.

Вследствие сниженного тонуса организма ухудшается сопротивляемость вредно действующим факторам, ослабляется способность тканей к регенерации. В этом заключается тонизирующее влияние физических упражнений на организм. Воздействие физических упражнений на трофические процессы проявляются в улучшении обмена и питания тканей, повышают все виды обмена, а также способствуют рассасыванию остаточных воспалительных явлений.

Симулируя экстракардиальные факторы кровообращения (экскурсия грудной клетки, диафрагмы, ритмичное сокращение и расслабление скелетных мышц, движения в суставах), физические упражнения способствуют улучшению гемодинамики. Ускорение артериального и венозного кровотока, увеличение количества циркулирующей крови обеспечивают улучшение окислительно– восстановительных процессов в желчевыводящей системе. Способствуют ликвидации воспалительного процесса в ней и повышают ее функциональную работоспособность.

Физические упражнения при некоторых формах расстройства углеводного обмена способствуют формированию компенсации пониженного гликогенообразования в печени за счет повышения гликогеносинтетической функции мышц [2].

Под влиянием физических упражнений улучшается общее состояние организма, нормализуется сон, повышаются настроение, работоспособность, снижается реактивность нервной системы.

Свободный режим ( режим восстановления ) включает утреннюю гигиеническую, лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, спортивные упражнения. Применение физических упражнений и средств закаливания восстанавливает адаптацию к нагрузкам и повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды [3].

1.1. Цели и задачи
1. Улучшение обмена веществ, оздоровление и укрепление организма.

2. Уменьшение застойных явлений в печени и желчном пузыре.

3. Снятие спазматических явлений в желчном пузыре и протоках.

4. Увеличение подвижности диафрагмы – главного регулятора внутрибрюшного давления.

5. Улучшение кровообращения в печени и других органах брюшной полости.

6. Содействие оттоку желчи в желчном пузыре.

7. Укрепление брюшного пресса с целью удержания органов брюшной полости в нормальном положении, а также урегулирование отправлений желудка и кишечника.

8. Восполнение дефицита мышечной активности (главного стимулятора функции внутренних органов), вызванного болезнью.
^ Занятия лечебной физической культурой показаны в период госпитализаций при отсутствии частых приступов и обострений. При этом не является противопоказанным:

а) наличие субфебрильной температуры тела;

б) наличие болезненности при пальпации в области желчного пузыря, небольшое увеличение печени, также легкие болезненные ощущения в области печени;

в) незначительная желтуха, иногда возникающая у больных ангио- холециститом в результате задержки оттока желчи из желчного пузыря, а облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и дыхательные упражнения способствуют улучшению желчеотделения и быстрой ликвидации желтухи.

ЛФК полностью противопоказана в острый период болезни при высокой температуре тела, РОЭ и сильных болях;

г) после выписки из стационара ЛФК не только показана, но и необходима, поскольку в большинстве случаев больные выходят из больницы с остаточными явлениями заболевания. Именно в этот период систематические занятия ЛФК позволяют значительно укрепить здоровье [4].
^ 1.2. Формы занятий, средства физического восстановления
Лечение заболеваний печени и желчных путей эффективно при использовании, наряду с основными, дополнительных средств восстановления. К основным средствам относятся специальные гимнастические упражнения – общеразвивающие с предметами; спортивно – прикладные - ходьба, ходьба - бег, гребля, плавание и др., игры: бадминтон, волейбол, теннис. Наряду с физическими упражнениями используют естественные факторы природы: солнце, воздух - воздушные ванны, вода – обтирания, души, купание в море. Из дополнительных средств применяют массаж, терренкур, дозированную ходьбу, дозированный бег трусцой.

Обязательным условием восстановления является питание, рекомендуемое врачами.

Самостоятельные занятия рекомендуются при свободном режиме в стадии неполной и полной ремиссии заболевания.

Лечебная гимнастика – основная форма занятий – предусматривает 3 раздела – вводный, основной и заключительный. Лечебной гимнастикой можно заниматся индивидуально и групповым методом.

Во вводный раздел занятия включают подсчет пульса, простые гимнастические, дыхательные упражнения, ходьбу, упражнения, подготавливающие организм к предстоящей нагрузке в основном разделе занятия. Вводный раздел кратковременный и составляет 15- 25 % продолжительности всего занятия.

В основном разделе решают главные лечебно – восстановительные задачи. Упражнения подбирают с учетом клинической картины, течения и периода заболевания, возраста, функциональных возможностей.

Наряду с общеукрепляющими и дыхательными упражнениями вводятся специальные целенаправленные упражнения, выполнение которых способствует нормализации функции печени и желчевыводящих путей. При подборе упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в физические упражнения, а по мере утомления – включать с учётом самочувствия паузы пассивного отдыха, продолжительность которых зависит от степени утомления. Продолжительность основного раздела – 50 70% всего занятия.

Цель заключительного раздела – привести организм после нагрузки в относительно спокойное состояние, снизить эмоциональное возбуждение, успокоить деятельность сердечно- сосудистой системы, дыхания. С этой целью рекомендуют простые гимнастические упражнения с небольшой нагрузкой, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц. Продолжительность этого раздела – 15 – 25 % всего занятия.

При хронических заболеваниях печени и желчных путей в занятия включают гимнастические упражнения для верхних, нижних конечностей, туловища, мышц брюшного пресса и тазового дна, упражнения в расслаблении скелетной мускулатуры с предметами, дыхательные, и др.

Упражнения с предметами – палками, гантелями, набивными мячами – усиливают лечебное действие за счет массы предмета, удлинения рычага перемещаемого сегментами тела. Упражнения на снарядах (на гимнастической стенке, скамейке) могут воздействовать на функцию органов брюшной полости, активизирует обменные процессы в тканях, укрепляют мышцы брюшного пресса, нормализуют желчеотделение, уменьшают застой желчи.

Таким образом, нормализация относительной плотности желчи, ее вязкости, содержания в ней холестерина, желчных кислот, билирубина и других физико - химических свойств является серьезным аргументом в пользу ЛГ [5].

^ 1.3. Воздействие специальных упражнений на организм человека и методика проведения занятий
Гимнастические упражнения эффективно воздействуют на организм, нормализуя или улучшая нервно- трофические процессы и обмен веществ. Правильно подобранный комплекс упражнений позволяет разносторонне воздействовать на различные группы мышц, дыхательную и кровеносную системы, влиять на функциональные отправления внутренних органов. Под влиянием регулярно проводимых физических упражнений укрепляется условно - рефлекторная деятельность организма, улучшаются обменные процессы. Комплексы специальных упражнений применяются в определенной последовательности. Нагрузка усиливается по мере увеличения тренированности и улучшение самочувствия.

Факторами, влияющими на приток крови к печени, являются:

а) внутрибрюшное давление,

б) активность пищеварительных процессов,

в) перистальтика кишечника.

На отток крови из печени влияют:

а) периодическое повышение внутрибрюшного давления,

б) положение и движение диафрагмы,

в) дыхательная экскурсия грудной клетки,

г) полноценная функция сердечное системы,

д) положение тела лежа, а потом – сидя и стоя.

Наилучший эффект специальных упражнений при болезнях печени, в частности для оттока желчи, несомненно, достигается в исходном положении лежа, при этом из 4-х возможных положений каждое имеет свои особенности (лежа на спине, животе, на правом боку, на левом боку).

С учётом расположения билиарной системы в брюшной полости определяется наилучшее исходное положение лежа на левом боку. При этом обеспечивается свободное перемещение желчи в желчном пузыре к его шейке по пузырному протоку. В то же время это положение резко ограничивает применение разнообразных упражнений, необходимых для улучшения деятельности других функций организма.

Исходное положение лежа на спине позволяет значительно расширить круг упражнений для брюшного пресса, конечностей и диафрагмального дыхания. Однако эффективность использования упражнений в этом исходном положении для оттока желчи несколько ниже, чем в первом варианте.

Исходное положение лежа на животе обеспечивает повышение давления брюшной полости.

За счет образования так называемого прессорного давления на желчный пузырь возникает дополнительное воздействие, способствующее его опорожнению.

Исходное положение лежа на правом боку неблагоприятно для оттока желчи, так как ее поступление в шейку желчного пузыря затрудняется. Однако в этом положении рекомендуется применять ряд упражнений для диафрагмального дыхания. В этом исходном положении значительно улучшается экскурсия правого купола диафрагмы, что ведет к увеличению кровообращения в печени.

В исходном положении сидя и стоя создается возможность применения широкого комплекса гимнастических упражнений. Эти положения менее благоприятны для оттока желчи, зато расширяют область двигательных, дыхательных и игровых упражнений. Последнее особенно важно при работе со студентами.

В комплекс должны входить в определенной последовательности гимнастические упражнения из различных исходных положений, влияющие на разные отделы деятельности человеческого организма. При этом особое внимание должно быть уделено упражнениям специфического характера, необходимого именно для этого заболевания [6].

В вопросе дозировки не может быть, каких – либо общих рекомендаций. Она должна проводиться в каждом конкретном случае индивидуально с учётом самочувствия.

Большое значение как общеукрепляющее (повышающее жизненный тонус организма, укрепляющие нервную систему и способствующие выздоровлению) имеют вспомогательные физкультурные мероприятия. К ним относятся упражнения с длительной умеренной физической нагрузкой ( прогулка по ровной местности, терренкур, экскурсии пешком, ближний туризм). В определенных условиях целесообразно применять плавание, дозированная ходьба - бег, игра в волейбол, теннис. Хороший эффект дают занятия трудотерапией на свежем воздухе в доступной форме.

Наряду с комплексом специальных гимнастических упражнений немаловажное значение имеет массаж живота и кишечника.

Регулярное применение специальных физических упражнений имеет не только лечебное, но и важное профилактическое значение.

Ниже приводится перечень примерных упражнений целенаправленного воздействия при заболеваниях печени и желчных путей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной...

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к теоретическим и практическим занятиям для...
Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы...

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к теоретическим занятиям для студентов специального...
Смо всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост ст преп. Олейник Г. Н., ст преп....

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания для подготовки студентов всех специальностей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconНормализация массы тела средствами физического воспитания и контроля за питанием
Метод указания к учебным и самостоятельным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине "Физическое...

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к учебным и самостоятельным практическим занятиям...
Ального тренинга с отягощениями на занятиях по атлетической гимнастике: Метод указания к практическим занятиям для преподавателей...

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех...
Метод указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт», специализация...

Методические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно освобожденных от практических занятий всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» iconМетодические указания к теоретическим и самостоятельным занятиям...
Методические указания к теоретическим и самостоятельным занятиям по дисциплине «Управление профессиональной работоспособностью» (для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<