Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава




НазваниеЛекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава
страница1/9
Дата публикации23.02.2013
Размер1.13 Mb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Военное дело > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Теория международных отношений. Курс лекций.

Теория международных отношений. Курс лекций. Мн. 2011.

Доцент, кандидат исторических наук Смирнов А. В.
Книга является исследованием теории международных отношений и внешней политики государств в новое и новейшее время. В работе рассматриваются международные системы договоров начиная с Вестфальской и заканчивая Ялтинской. Дается краткий анализ внешней политики США, России и Республики Беларусь. В учебном пособии содержатся сведения о политических идеологиях, влияющих на международные отношения.
^
Книга предназначена для студентов специальности “международные отношения” для подготовки к экзамену, а также всем интересующимся данной тематикой.


УДК
Оглавление

^ Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава……………

Лекция №2. Международные системы. Вестфальская международная система……

Лекция № 3 Венская система международных отношений…………………………….

Лекция № 4. Крымская война и Парижский мир……………………………………….

Лекция № 5. На путях к первой мировой войне. Причины войны……………………

Лекция № 6. Версальско-Вашингтонская система……………………………………….

Лекция № 7. Причины второй мировой войны……………………………………………

Лекция № 8. Ялтинская система международных отношений………………………….

Лекция № 9. Холодная война. Крах СССР…………………………………………………

Лекция № 10. Однополярный мир…………………………………………………………..

Лекция 11. Место России в мире. …………………………………………………………..

Лекция № 12. Субъекты и объекты МО. Методы теории МО…………………………..

Лекция № 13. Республика Беларусь (РБ) в современном мире………………………….

Лекция № 14. Основные направления внешней политики РБ…………………………..

Лекция № 15. Конфликт в МО. Глобальные проблемы современности………………..

Лекция № 16. Закономерности МО…………………………………………………………..

Лекция № 17. МО в истории социально-политической мысли……………………….....

Лекция №18. Марксизм в МО………………………………………………………………..

Лекция № 19. Феминизм в МО………………………………………………………………..

Лекция № 20. Глобализация и ТНК…………………………………………………………..

Лекция № 21. Европейская школа геополитики……………………………………………

Лекция №22. Американская школа геополитики…………………………………………..




Введение

Данное пособие предназначено для студентов вузов гуманитарных специальностей, в первую очередь международников, а также всех интересующихся международными отношениями. История международных отношений в узком смысле дипломатии насчитывает 5 тысяч лет, столько сколько существуют государства. Народы торговали друг с другом, воевали, заключали союзы, учились наукам. Влияние международных связей на культуру разных цивилизаций огромно. Следы римской культуры (монеты, предметы быта, оружие) находят в степях Украины, лесах Беларуси. Византия оказала серьезное воздействие на развитие Сербии, Болгарии, России, Беларуси, Украины. Англо-саксонское экономическое, политическое и культурное влияние (естественно негативное) с XVIII века непрерывно расширяется и с 20 века охватывает весь мир. Изучение международных отношений поможет людям лучше понять историю цивилизаций, сделать терпимее друг к другу.

^ Теория международных отношений – составная часть науки международные отношения, изучающей современную внешнюю политику государств и историю дипломатии. Предметом дисциплины является изучение закономерностей международных отношений, методов, объекта и субъектов международных отношений, понятие геополитики, понятие системы (Вестфальская, Венская, Крымская и др.), понятие национального интереса, интеграции, дезинтеграции, глобализма и антиглобализма.

^ Методы исследований, используемые в данной книге: метод сравнительного анализа внешней политики ведущих государств мира и Беларуси, метод генетической ретроспекции – рассмотрение явления от зарождения до укрепления, выяснения последствий данного явления для международных отношений.

Значительное место в книге уделено политическим идеологиям, влиявшим на международные отношения, таким как идеализм, реализм, либерализм, неоконсерватизм, марксизм, феминизм. Есть в работе и особо актуальная ныне тема глобализации и деятельности ТНК. Глобализация несет угрозу уникальным человеческим культурам и независимости государств. Суть данных процессов анализируется автором: “глобализация устанавливает примитивную стандартную массовую культуру по всему миру. Это культура комиксов, так называемой попсовой музыки, рока, детективной литературы, американского кино и образа жизни, МТV. Культура эта бездуховная и аморальная“.

Поскольку пособие предназначено в первую очередь для студентов, в него включены тесты для проверки уровня усвоенности учебного материала. Предусмотрен и список тем для самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарским занятиям.

^ Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава.

В 16 веке произошло резкое возвышение Испании как державы способной претендовать на гегемонию в Западной и Центральной Европе. На рубеже 15 и 16 вв. уровень жизни населения Испании был на более высоком уровне, чем во Франции или Англии. Открытие Колумбом Америки привело к колоссальному притоку золота и серебра из колоний, избрание короля Испании, правителя Фландрии Карла V императором Священной Римской империи германской нации, завоевание большей части Италии испанцами привело к тому, что Испания имела материальные возможности для осуществления национальной идеи всемирной католической державы испанских королей. Во время правления сына Карла V Филиппа II Испании в борьбе с Францией досталась большая часть Италии. В 1581 г. Филипп II после пресечения династии португальских королей стал королем Португалии, объединив под своей властью не только весь Пиренейский полуостров, но и огромные колониальные владения Португалии – побережье Бразилии, Анголы, Мозамбика, ряд городов в Индии, земли в Индонезии. В 80 гг. началось и временное ослабление Османской империи – могучего соперника испанских Габсбургов. В 80 гг. казалось, что Франция убрана с пути как конкурент в борьбе за мировое господство, поскольку власть все более ускользала из рук ослабевшего королевского правительства в пользу происпански настроенных Гизов. В 1580-е гг. создавалось впечатление, что Европа будет испанской.

Однако на пути к мировому господству стояло слишком много врагов, борьба с которыми оказалась непосильным бременем для испанской казны – протестантские князья северной Германии, протестанты восставшей северной Фландрии (будущей республики Голландия), Англия и Франция. Оставалось сокрушить главного на тот момент врага – Англию. Однако к изумлению всего мира самый сильный король Европы Филипп II потерпел поражение в 1588 г. от английского флота, не позволившего Непобедимой армаде высадиться в Англии. В 1590-е гг. рухнули мечты испанцев утвердить во Франции свое влияние. На престол взошел враг Габсбургов король Генрих IV, основатель французской династии Бурбонов. В результате огромных военных расходов (ежегодный доход бюджета 6 миллионов дукатов в 1570-е гг. расходы на войны 10 миллионов) и роста налогов экономика Испании начала приходить в упадок. Кроме того, Испания как никакая другая держава пострадала от революции цен, вызванного притоком дешевого золота и серебра из Америки. Удешевление золота вызвало подорожание испанских товаров, которые стали неконкурентоспособными в Европе.

В 16 веке испанские послы при королевских дворах пользовались правом первоочередного дипломатического обслуживания, что подтверждало особый статус Испании в Европе. Кстати, практика постоянного пребывания послов в соседних западноевропейских государствах сложилась тоже в 16 веке. До этого посольства были временными и отправлялись в соседние государства только для выполнения определенной задачи.

Упадок Испании продолжался в 17 веке. Однако вплоть до 1640 г. Испания имела военные и финансовые ресурсы для новых попыток утвердить свою гегемонию в Европе. Испанская валюта до 20-х гг. XVII в. была самой сильной валютой Европы, испанская пехота славилась среди всех армий мира, испанская дипломатия смогла во время Тридцатилетней войны (1618-1648) удержать в среде нейтральных стран Англию. К 1618 г. в Европе сложилось два блока государств, враждебные друг другу. С одной стороны сплоченный союз испанских и австрийских Габсбургов, к которым примкнули католические князья южной Германии. С другой – протестанты Германии, Голландия, Дания, Швеция. Противники Габсбургов воевали поодиночке, чем те и пользовались.

Но, несмотря на колоссальные усилия и трату последних ресурсов мировое господство ускользнуло от данной сверхдержавы, да и сама она рухнула. В 1635 г. встревоженная успехами испанских и австрийских Габсбургов в Германии, в войну вступила Франция. Разоренная Испания не смогла противостоять новому мощному врагу и потерпела в Тридцатилетней войне поражение. Вдобавок в 1640 г. отсоединилась Португалия, избрав себе короля из среды местной аристократии. Плюс ко всем несчастьям после окончания Тридцатилетней войны войну Испании объявила кромвелевская Англия, нанеся испанскому флоту ряд серьезных поражений. Как итог, во второй половине 17 века Испания перестала считаться великой державой. Когда в 1700 г. умер последний король из династии испанских Габсбургов, в казне не было денег даже на его погребение.

^ Лекция №2. Международные системы. Вестфальская международная система.

Системой называют совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Элементы – простейшие составные части системы. Пример международной системы – Венская (c 1815 г.). Система политических договоров опутала всю Европу, ей руководствовались все государства континента, но гарантами ее существования были пять великих государств, которых и можно считать 5 простейшими элементами, из которых и состояла вся сложная международная система. Эти государства Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия. Среда – это то, что влияет на систему, с чем она взаимодействует. А влияли на Венскую систему как другие государства (например США и Османская империя), так и внутриполитическая и экономическая обстановка в самих великих державах. Под влиянием этих факторов среды и вырабатывались решения на международных конгрессах, происходило то укрепление, то расшатывание Венской системы.

^ ЕС – пример сложной социальной системы. Элементы ее – 27 входящих в Содружество государств. В ЕС по размерам территорий можно выделить несколько подсистем: 1- крупные государства (Англия, Франция, Германия, Италия, Испания), 2- средние Португалия, Бельгия, Чехия, Австрия, 3- небольшие Эстония, Литва, Латвия, Люксембург, 4 - карликовые Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, Андорра.

Особенности, которые оказывают влияние на систему ЕС:

1. большинство из стран ЕС (но не все) входят в НАТО

2. сильное воздействие на ЕС оказывают США

3. экономически ЕС очень неоднороден, что является причиной многочисленных конфликтов – менее развитый юг и восток Европы требуют значительных капиталовложений за счет Германии, Англии и Франции.

^ Вестфальский мир – мирный договор, подписанный в октябре 1648 г. в Мюнстере и Оснабрюке Австрией с Францией и Швецией, завершивший Тридцатилетнюю войну. Договор появился в ходе мирных переговоров, проходивших в немецком городе Мюнстере (регион Вестфалия) с 1644 г. Вместе с тем война Франции и Испании продолжалась до 1659 г. Испания утратила провинцию Артуа. Франция присоединила к себе и часть Лотарингии

Разгромом Габсбургов воспользовались прежде всего две великие державы – Франция и Швеция. Согласно Вестфальскому мирному договору Швеции досталась Западная Померания, часть Восточной Померании. Швеция стала контролировать устья крупнейших рек северной Германии и получила возможность влиять на политический процесс в Германии.

Франция присоединила к себе Эльзас (без Страсбурга). Под ее опекой оказались 10 немецких городов.

Голландия добилась международного признания как независимого государства.

Расширил свои владения Бранденбург, усилились и некоторые другие немецкие княжества. Но Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии на множество крупных и мелких государств. Германия в ходе кровопролитной войны и зверств с обеих сторон обезлюдела (погибло 2/3 населения). Ее экономике и культуре был нанесен сильный удар.

По итогам Вестфальского мира значение религиозного фактора в европейской политике уменьшилось. Впервые делегатов папы Римского не пригласили участвовать в подписании условий мира.

Вестфальская система соглашений означала господство в международной политике принципа преобладания независимых национальных государств как главной силы и субъекта международных отношений и соответственно крушение средневековых представлений правителей о государстве как большом феодальном поместьи, или даже системы поместий из разных регионов Европы с которыми можно делать все что заблагорассудится.

С 1648 г. сильнейшей державой Европы была Франция Людовика XIV. Его притязания на господство в Европе и территориальные захваты у Испании и в Германии встревожили соседей. Понимая, что в одиночку с Францией не справиться Англия, Австрия и Голландия – три великие державы – образовали коалицию, которая в ходе ряда войн смогла положить конец французским притязаниям на роль сверхдержавы. К моменту своей смерти в 1715 г. Людовик оставил страну совершенно разоренной. До краха Наполеона в 1815 г. Франция продолжала оставаться наряду с Англией крупнейшей и влиятельнейшей державой Западной Европы. Со времен Людовика XIV и вплоть до 20 века официальным языком дипломатии был французский. До этого времени использовалась латынь.

^ Лекция № 3. Венская система международных отношений.

При Наполеоне Бонапарте с 1799 по 1815 гг. Франция предприняла еще одну попытку возвыситься над прочими великими державами. Весь данный период времени прошел в войнах Франции против ряда коалиций. Несмотря на временный успех Франция вновь, как и при Людовике XIV, потерпела поражение. Ее территория была оккупирована победителями – Англией, Австрией, Пруссией и Россией. Победители собрались в столице Австрии Вене и продиктовали всему миру свою волю, в очередной раз в острой дипломатической борьбе перекроив карту Европы. Главная роль на конгрессе принадлежала русскому царю Александру I, австрийскому канцлеру Меттерниху и английскому министру иностранных дел Каслри.

Согласно условиям Венских соглашений окончательно подписанных в 1815 г. Австрия присоединила к себе северную Италию, Пруссия получила Рейнскую область и Вестфалию в Западной Германии, а также Померанию на севере. Россия получила центральную Польшу с Варшавой. Англия присоединила к своим владениям Капскую провинцию на юге Африки и Цейлон. Для создания противовеса Франции страны-победительницы объединили Бельгию с Голландией в единое Нидерландское королевство. Оно просуществовало до 1830 г. Первой главной целью участников конгресса был раздел Европы, второй – сдерживание Франции, третьей – борьба с революциями, ликвидация политических последствий Французской революции, отстаивание прав законных правителей Европы, утверждение принципа консерватизма. В том же 1815 г. был подписан акт создания Священного союза между европейскими монархами с целью оказания друг другу братской помощи в духе христианской религии. Взаимная помощь относилась в том числе и к подавлению революций у соседей при условии просьбы о вмешательстве со стороны правительства страны, в которой вспыхнула революция. По решению регулярных конгрессов (встреч представителей государств) Священного союза были подавлены силой неаполитанская и испанская революции.

Венская система просуществовала до ^ Крымской войны (1853-1856). Серьезный удар был нанесен по ее принципам революциями 1830 и особенно 1848 гг. Главными защитниками Венской системы и принципов монархического легитимизма и консерватизма были Россия и Австрия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconПлан Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени....
Вопрос о хронологических рамках Нового времени по разному определяется в различных исторических школах

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconФилософия Нового времени Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля)
И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconИспанская баллада 8
Прибытие в Барселону. Трансфер в отель. Посещение представления Волшебного фонтана Барселоны. Ужин в в архитектурном музее «Испанская...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconИспанская баллада барселона –Сарагоса- мадрид – Толедо Кордова- гранада-Севилья – Валенсия
Прибытие в Барселону. Трансфер в отель. Посещение представления Волшебного фонтана Барселоны. Ужин в в архитектурном музее «Испанская...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Историко-философское становление...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconУрока. Понятие времени в Библии
Библии, как на определенный Богом промежуток времени, помогает нам раскрывать глубину ее содержимого и открывает ее не только как...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconУрок №4 Тема: Завет 2ч
Посмотрите, что написано в начале книги Библии: «Ветхий Завет». Что написано в начале книги Нового Завета: «Новый Завет. Автор (Бог)...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава iconЛекция I 11 проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава icon«Миссис Европа – 2013»
Украине, в связи с тем, что обладательницей титула миссис Европа 2012 стала наша соотечественница, и по условиям конкурса, пройдет...

Лекция №1. Европа в начале Нового времени. Испанская сверхдержава icon«Миссис Европа – 2013»
Украине, в связи с тем, что обладательницей титула миссис Европа 2012 стала наша соотечественница, и по условиям конкурса, пройдет...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don