Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение




Скачать 119.92 Kb.
НазваниеСочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение
Дата публикации22.04.2013
Размер119.92 Kb.
ТипСочинение
uchebilka.ru > Военное дело > Сочинение
Константиновская общеобразовательная школа

I-III ступеней




учитель русского языка

и литературы: А. С. Аблаева


Константиновка-2012
Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

Цели:

-Расширить словарный запас; продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.

-Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

-Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.

-Формировать общечеловеческие нравственные ценности

- Научить вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).

Оборудование: Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.

^ Ход урока

1. Организационный момент: формирование групп; выбор (ответственного) руководителя группы; рабочая тетрадь.

2. Целеполагание

- Что такое сочинение?

Сочинение - это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.

- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

Что такое сочинение-рассуждение. Какова его структура? (Отвечая на этот вопрос, ребята работают у доски, на доске написана структура сочинения-рассуждения, но пропущены слова, прочитав термин, ученики должны вклеить название понятия.)

^ 3. Работа над содержанием.

- Определимся в первую очередь с содержанием.

Частично тема уже задана.

а) Проведём словарную работу.

(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)

- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)

- ответы учеников

- на доску помещаем определение из словаря Ожегова.

- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)

- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?

- вот какое толкование дает словарь (на доску)

б) Подбор синонимов.

- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)

- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» синонимы)

в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)

- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. Сегодня мы поговорим о милосердии.

Ребята заранее разделены на группы, каждой группе выдается папка с раздаточным материалом. (см. Приложения к уроку) Ребята читают текст и пытаются сделать пересказ и анализ содержания по вопросам к тексту.

- А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик).

г) Беседа по содержанию.

- Какую проблему поднимает Д. Гранин?

- По какому поводу собирается он «бить тревогу»?

- Об отсутствии, какого нравственного начала в человеке тревожиться автор? (милосердие)

- Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)

- Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность») Подбор синонимов: доброта, отзывчивость, честность, открытость, сострадание, теплота души, бескорыстность,

Подбор антонимов.

- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Тетрадь: Милосердие. Антонимы - равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие.

-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры…)

4. Планирование дальнейшей деятельности.

- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами)

- Нужно ли милосердие в наше время?

- В чем оно проявляется? Примеры.

- В чем причины людского равнодушия и невнимания?

- Можно ли воспитать милосердие в себе?

5. Работа в группах.

- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам: (в конвертах - тексты, фотографии, репродукции картин), (Приложение 1).

(самостоятельная работа сопровождается музыкой)

1гр. – Прочитайте материал о баронессе Юлии Петровне Вревской. Кратко расскажите о ней.

Вспомните стихотворение И. С. Тургенева «Памяти Ю. Вревской». Как сможем его использовать в работе? О чем стихотворение? Чему учит нас жизнь Ю. П. Вревской

2 гр. Прочитайте продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».

-Какой совет он дает читателю? Как сможем использовать в работе этот очерк?

3 гр. – Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.

- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

- Как можем их использовать в своем сочинении?

^ 4. Отчет групп о проделанной работе.

(тетрадь - запись примеров, какие сможем использовать, опорных слов к сочинению).

5. Рефлексия.

1-2-3-…предложения.

- Ответы на вопросы (Милосердие –это, нравственность –это.., мораль-это…, Этика-это…на листочках- гипотезах) (опрос по цепочке)

6. Оценивание.

- Учитель – оценки тем, кто помогал группе – капитан команды(с кратким комментированием)

7. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Нужно ли быть милосердным в современном мире?».

^ 8. Итог урока.

- Стихотворение Э. Асадова Падает снег. (читает наизусть учитель, либо можно включить песню).

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека - обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

Флажка

Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска-

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб падали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!
Заключительное слово: Равнодушие и черствость отравляют нашу жизнь, из-за них возникают многие проблемы общества, так будем же милосердны и добры друг к другу, украсим нашу жизнь теплом, добром и пониманием…




Приложения

1 группа

И. С. Тургенев Памяти Вревской

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращённого в походный военный гошпиталь, в разорённой болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на неё; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могла держаться на ногах, поочерёдно поднимались с своих заражённых логовищ, чтобы поднести к её запёкшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились…два-три человека тайно и глубоко любили её. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз.

Нежное кроткое сердце…и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи…она не ведала другого счастия…не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена…дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу!

Родилась в городе Лубны Полтавской губернии в семье участника Бородинского сражения, командующего Отдельной резервной кавалерийской дивизией, генерал-лейтенанта Петра Евдокимовича Варпаховского (ок.1791 — 1868) и Каролины Ивановны (урождённой Блех) (ок.1805 — 1870). Училась Юлия Петровна сначала в Одесском институте благородных девиц, а затем, после переезда в 1848 году семьи в Ставрополь, в Ставропольском «Среднеучебном Заведении Св. Александры для воспитания женского пола». В 1857 году вышла замуж за И. А. Вревского. После свадьбы они переехали из Ставрополя во Владикавказ. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго. В конце августа 1858 года И. А. Вревский был тяжело ранен в бою и через несколько дней скончался. Оставшись вдовой в восемнадцать лет, Ю. П. Вревская переезжает в Петербург, где была приглашена ко двору и получила место фрейлины Марии Александровны.

Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные обязанности и светская жизнь. Среди её друзей в России были писатели Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, В. А. Соллогуб, поэт Я. П. Полонский, художники В. В. Верещагин и И. К. Айвазовский. Она много путешествует по Европе, Кавказу, Ближнему Востоку; знакомится с замечательными людьми (в том числе с Виктором Гюго и Ференцем Листом). Вревская поражала всех, кто её знал, своей начитанностью. С 1873 г. Юлия Петровна дружит и переписывается с И. С. Тургеневым.

В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия, с 19 июня 1877 г. в 45-ом военно-временном эвакогоспитале г. Яссы (Румыния), а с 20 ноября 1877 г. в 48-ом военно-временном эвакогоспитале близ г. Бяла в Болгарии, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», — пишет она на родину. В декабре Вревская работает в прифронтовом перевязочном пункте в д. Обретеник. Последнее письмо Юлия Вревская написала своей сестре Наталье 12 января 1878 г. 17 января заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Скончалась 5 февраля 1878 г. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле.
Приложения

2 группа

«О милосердии» из очерка «О милосердии» (Гранин)

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в кроии, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных осознанных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

Даниил Алекса́ндрович Гра́нин (настоящая фамилия Ге́рман; 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния, по другим сведениям — Волынь Курской области) — русский писатель и общественный деятель.

Кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда (1989), Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005), лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, премии Гейне и других премий.

Родился в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушёл на фронт и воевал до конца войны в танковых войсках. Член КПСС с 1942 года. С 1946 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. Избирался народным депутатом СССР (1989—1991). Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва.
Приложения

3 группа


«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

^ ТЕКСТ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconКурсовая работа На тему: «Политическая культура современной Украины»
Процесс становления политической культуры – составляющая национального возрождения Украины, это системный сложный процесс, который...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconКурсовая работа На тему: «Политическая культура современной Украины»
Процесс становления политической культуры – составляющая национального возрождения Украины, это системный сложный процесс, который...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconУрок на заданную тему
Полтавской дирекции железнодорожных перевозок и пожарного поезда станции Кагамлыкcкая, состоявшиеся на минувшей неделе в рамках семинара-совещания...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconТворческая работа по математике на тему
Нас заинтересовал вопрос: есть ли закономерности расположения цифр в таблице квадратов? Поэтому мы решили рассмотреть отдельно разряды...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconУрок- мастерская письма. Ход урока Мотивация учебной деятельности....
«слоган», развивать речевые навыки учащихся ( составление синтаксических конструкций на заданную тему, формулирование основной мысли...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconИзложение Учения Крещение Святым Духом
«Да это же дьявольская ересь!» – лучше скажите: «Я считаю, что автор здорово заблуждается, а само изложение в корне неверное!» Это...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconПисьмо, пушка и звезда
Каково это оставить все, что тебе знакомо и дорого? Каково это быть одной в чужой стране, под чужой фамилией, с чужими людьми? И...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconСамостоятельная работа это средство обучение, которое способствует...
Самостоятельная работа – это средство обучение, которое способствует развитию познавательной самостоятельности

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconЭто ваш мир, это ваша война, это наследие
Мы делаем что-то другое с Риском Legacy. Это игра, где ваш выбор в одной игре в конечном итоге влияет на будущие игры, где действия...

Сочинение это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма это создание, изобретение и творение iconXliv.═══ Метафизика половой любви
Высокие мудрецы, скажите мне это! Подумайте, подумайте, что это случилось со мной, как это, где это, когда это и почто это случилось...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don