67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству




Скачать 74.22 Kb.
Название67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству
Дата публикации15.06.2013
Размер74.22 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Военное дело > Урок
Торезская общеобразовательная школа I-III ступеней № 10i:\i.jpg
67 годовщине Победы посвящается

Конспект урока в 11 классе,

Посвященного творчеству

В.С. Высоцкого на военную тему:

«Он не вернулся из боя»

Учитель ТОШ № 10

Тищенко Н.К.
i:\тттттт.jpg

Тема урока : «Он не вернулся из боя»


Эпиграфы: «Это я не вернулся из боя»
В. Высоцкий
«Ни единою буквой не лгу…»
В. Высоцкий

Цели и задачи: совершенствование навыка работы с

текстом поэтического произведения ,

выработка умения создавать эссе,

вызванные восприятием произведения,

развивать познавательную,

коммуникативную, личностную

компетентности, совершенствовать

навыки выразительного чтения,

развивать чувство эстетического вкуса,

прививать любовь к поэтическому слову,

воспитывать любовь к поэзии

В.С. Высоцкого, к Отчизне, благодарность

воинам, погибшим на войне, и ветеранам,

живущим на земле, за Победу в самой

страшной войне.
Оборудование: тексты стихотворений В.С.Высоцкого,

Его фотографии в жизни, в спектаклях,

на концертах; иллюстрации к его

произведениям
Цели и задачи: урок-эссе

Ход урока

I . Организационный момент

II. Опережающее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений В.С. Высоцкого, сообщения из биографии поэта из воспоминаний о нем его друзей и современников; составить литературоведческую справку о творчестве поэта.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя ( слышится звук биения сердца. Сначала ритм размеренный, но постепенно он учащается и переходит в бешенный галоп. Звук усиливается и внезапно обрывается… В тишине звучит голос…)

Владимир Высоцкий. Его сердце остановилось в 4 часа 10 минут

25 июля 1980 года. Ему было 42 года.

(Звучит песня «Кони привередливые»

Мы в преддверии празднования 67-летия Великой Победы над немецко-фашистской Германией, поэтому в творчестве В.С. Высоцкого сегодня нас интересует военная лирика, а также ваши оригинальные взгляды на стихотворения поэта о войне 1941-1945 годов.

IV. Работа над темой урока

Сообщения учащихся о В.С. Высоцком

«Микрофон» (учащиеся говорят кратко о жизни поэта)
- Владимир Высоцкий умер рано. Впрочем…он жил в таком темпе, так полно проживал отпущенное ему время, оставил такой заметный след в театре, так ярко вспыхивал на экране и, главное, оставил столько стихов и песен. Нет, эту жизнь нельзя назвать короткой. Вместе со скорбью мы испытываем радость, что этот человек родился на белом свете. И это единственное, чем мы можем утешить и себя, и тех, кто будет после….
- Поразительно, но по таланту и размаху он не человек, а стихийное событие природы, непредсказуем и «сувенирен» во всем. И на сцене, и с гитарой, и с авторучкой, и один на один с судьбой Высоцкий был личностью. Он был истинным творцом и великолепным человеком – очень милым, чувствительным, хрупким, деликатным. О нем ходили разные слухи. Он был естественным. Таким же, как и его песни – прямым, откровенным, доброжелательным и острым (звучит песня «По натянутому канату»)
- Владимир Высоцкий будет современен всегда. Он патриот. Его песни-монологи объединяло нечто общечеловеческое – позиция человека, гражданина, патриота, творца. В его песнях-стихах каждый узнавал себя, его меткие, единственно верные слова бьют прямо в цель, душа просыпается и

Обретает зоркость. Высоцкий страшно спешил. Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать около шестисот песен, одна из главных тем которых была военная.


IV. 2. Справка группы литературоведов
- Владимира Высоцкого часто спрашивали, почему он все время возвращался к военной теме. В письмах, например, спрашивали: »Не тот ли Вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?» Или: «Были ли Вы на3-м украинском фронте, деревня такая-то и в такое-то время?» Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошел через войну.
Почему много военных песен? Война всегда будет нас волновать – это такая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеют пером.
- У него была военная семья, в которой есть и погибшие, и большие потери, и те, кого догнали старые раны, кто погиб от них. Его отец, военный связист, прошел всю войну. Дядя геройски воевал на передовой. Сам Высоцкий еще в детстве почувствовал тяжесть войны.
Герои поэта чисты, часто находятся в самой крайней ситуации в момент риска, каждую минуту они могут заглянуть в лицо смерти.
- Это не песни-ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни-асссоциации. Их можно петь всегда. Они написаны на военном материале с прикидкой на прошлое. «У каждой военной песни

В.С. Высоцкого длинная судьба и тернистый путь. Они решают самые главные проблемы: надежности, дружбы, чувства локтя, преданности.
V. Творческий «Марафон»
V. 1 Слово учителя.
Для создания эссе следует напомнить его особенности.
В эссе – (от французского буквально – опыт) – главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом трудность и прелесть жанра.

Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление.

V. 2 Слово учителя.
Учащимся предлагаются для создания эссе лирические стихотворения на военную тему:
- «Штрафные батальоны»
- «Все ушли на фронт»
- «Братские могилы»
- «Песня о звездах»
- «Две песни об одном воздушном бое»
- «Он не вернулся из боя»
- «Разведка боем»

- «О моем старшине»
- «Мы возвращаем землю»
- «Мерцал закат, как сталь клинка»
Учащиеся создают эссе (рассуждения-размышления), связанные с содержанием указанных выше стихотворений, в это время звучат песни Высоцкого на военные темы «Он не вернулся из боя». «Братские могилы», «Песня о звездах».

V. 3 Учащиеся выступают со своими эссе
- Например, эссе на стихотворение-песню «Братские могилы»
Эта песня живет долго и на пластинке, и в кино, и в театре, и на концертах. У нее счастливая судьба. Она отвечает чувствам в дущах людей, горячо любящих свою Родину, свой родной край, своих родных и близких. Война – страшная, неизмеримо жестокая трагедия для людей. Многие не знали и до сих пор не знают, где нашли свое последнее пристанище их деды, отцы, сыновья и дочери, и поэтому они приходят на братские могилы, где горит Вечный огонь – знак почтения, благодарности и великого признания за нашу счастливую, свободную жизнь. Но главное – память, а в ней «горящий Смоленск и горящий рейхстаг». Горечь поражений и радость Победы, но не забыть, никогда не забыть «горящие русские хаты», «горящее сердце солдата», здесь нет отдельных судеб, здесь не ставят крестов. В братских могилах лежат братья и сестры, в единые судьбы все «слиты». Война проверяет всех на прочность. И эта правда, такая ободранная до крови правда, кричит в его песне 2Братские могилы». Никто не может остаться равнодушным, слушая это произведение. Сердце и душа обливаются кровью, каждый нерв дрожит от напряжения чувств. Хочется кричать, взывать к сильным мира сего: «Люди, никогда, пусть никогда не будет войны!»

-Эссе по стихотворению В.С. Высоцкого «Мерцал закат, как сталь клинка».
Странная была война на Кавказе. Там воевала немецкая дивизия «Эдельвейс», которая состояла из альпинистов. Эти альпинистские стрелки перед войной прошли прекрасную практику в горах и у себя, и на Кавказе вместе с советскими альпинистами. Они стали друзьями. И вот теперь они вынуждены сражаться как противники. Раньше их жизнь зависела друг от друга, и теперь тоже, но уже иначе. Как это противоестественно. Еще недавно, несколько лет назад, «немецкий парень брал с тобою» эту гору и падал вниз, но русский альпинист, рискуя своей жизнью, спасал его. А сейчас они оба готовят автоматы, чтобы идти в смертельный бой. Врага нужно уничтожить, это наши горы, это наша Родина. Владимир Высоцкий очень достоверно, убедительно раскрывает хронику настоящего боя с дивизией «Эдельвейс». Какая сила, убежденность в победе, мужество звучат в стихотворении «Мерцал закат, как сталь клинка…».

- Эссе по стихотворению В.С. Высоцкого «Песня о звездах»
Главное было выиграть бой, взять очередную высоту, каждый бой мог стать последним, и каждый мог стать последним, и каждый боец надеялся выйти «живым из боя». И вот уже «миновала беда», и, кажется, «Удалось отвертеться», но шальная пуля попадает прямо в сердце. Жизнь обрывается. И снова, и снова падают звезды, кому на погоны, а кому на могилы. Как довелось им жить, растить сыновей, любить женщин, заботиться о родителях. Невозможно представить себе кровавые сражения, гибель людей, воздух пропитанный смертью. Я верю, что все погибшие живут звездами на ярком небосклоне.
Я думаю, что и сам Высоцкий тоже звезда, ярчайшая из звезд, отдавшая свое сердце людям, ушедшая в бессмертие. Я верю, что его звезда не упадет и не потому, что «некуда падать», а потому, что ее место среди других великих звезд. Это феномен Высоцкого, а он к этому никогда не стремился. Просто он прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волнует и тревожит, - предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда наши сердца начинали биться в унисон с его большим благородным, но таким больным сердцем.

Удивительно ли, что оно не выдержало?

VI. Работа с эпиграфами «Займи позицию»
- Какой из них более соответствует теме урока?

(Оба своевременны, актуальны, решают вечные проблемы, будят наше сознание)

VII. Д.з. Высокий и достаточный уровень:
Написать эссе по стихотворению «Песня о погибшем летчике»
Средний и низкий уровень:
Подобрать ассоциативный ряд к словосочетаниям из стихотворений В.С. Высоцкого:

«Разведка боем», «Вращаем землю», «Жжет нас память», «Наши павшие, как часовые», «Смертью пропитан воздух».

Аргументация оценок


VIII. Подведение итогов, оценок

Слово учителя

Читаем Высоцкого - и вместе с ним проходим – который раз – «по канату, натянутому, как нерв». И где здесь граница между поэзией и прозой, между его книгой и нашей жизнью.
Сейчас, когда он умер, с нами живут его песни, фильмы. Живы люди, близко знавшие его, которые хранят в своей памяти образ этого человека, и он после смерти продолжает дарить людям силу и надежду, мужество и волю к победе, поддерживает нас в трудную минуту, протягивает руку в беде, и в радости он тоже с нами, смеется и шутит, поздравляет нас с нашими победами и говорит «Так держать!».


Своими эссе вы это доказали и подтвердили.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconПоложение о проведении І городского военно-спортивного турнира «наследники победы»
«Наследники Победы» проводится в соответствии с Планом мероприятий городской программы патриотического воспитания детей и молодёжи...

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconСценарий праздника, посвященного 66-ой годовщине великой победы
Добрый день дорогие жители и гости поселка! От всей души поздравляем вас с этим великим праздником – Днем Победы! Желаем всем здоровья...

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconСценарий торжественного митинга, посвященного 66-й годовщине Дня Победы
Площадь у Мемориального комплекса готова к проведению Митина. У обелиска стоит почетный караул школьников. В записи звучат песни...

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме:,,Я-сказочник”
Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconКонспект урока по математике в 1 б классе Тема: «Нахождение неизвестной...
Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconVi-го международного военно-исторического фестиваля "альминское дело",...
Международного военно-исторического фестиваля "альминское дело", посвящённого 157-й годовщине окончания

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconУрок литературы в 11 классе Тема урока : Во всем мне хочется дойти до самой сути…
...

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconКонспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года...
Цель урока: дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного...

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconКонспект урока математики в 1 классе
Тема. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания числа Сравнение выражений

67 годовщине Победы посвящается Конспект урока в 11 классе, Посвященного творчеству iconКонспект урока по информатике в 6 классе Тема: «Алгоритмы и исполнители»
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, раздаточный материал (контрольная работа)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<