Скачать 127.69 Kb.
|
Творческий тест Торранса (вербальный) Автор: Гилфорд, П. Торранс, модификация – Е. Туник. Цель: исследование творческой одаренности детей. Возраст: 5-15 лет. Литература: Козловский О.В. Открой в себе гения. – Донецк.: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 736 с. С детьми от 5 до 8 лет тестирование проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Время проведения процедуры – около 40 мин. ^ : Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов. Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов. Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. Инструкция: Субтест 3 (слова или предложения) имеет две модификации:
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) Алгоритм1. Необходимо перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. 2. Инструкция для испытуемого: «Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?» 3. Инструкция зачитывается устно. 4. Время выполнения субтеста – 3 мин. 5. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются экспериментатором. 6. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. 7. Время засекается после прочтения инструкции. ^ Результаты выполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям: Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. Б = n, где Б – беглость; n – число уместных ответов. Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д. Гибкостпь – число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и игрушек. Категории ответов:
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла. Г = З*т, где Г – показатель гибкости; т – число использованных категорий. Оригинальность – число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются. Ор = 5*k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов. Подсчет суммарного показателя по каждому субтесгу следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода «сырых» баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а, следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными. Т = Б + Г + Ор = n + 3*т + 5*k, где Т – суммарный показатель первого субтеста; Б – беглость по 1 субтесту; Г – гибкость по 1 субтесту; Ор – оригинальность по 1 субгесту; n – общее число уместных ответов; т – число категорий; k – число оригинальных ответов. ^
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям: Беглость (беглость воспроизведения идей) – общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) – 1 балл. Б=nОригинальность – число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке в 30-40 человек) 1 оригинальный ответ – 5 баллов. Ор = 5k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных ответов. Т = n + 5k, где Т – суммарный показатель второго субтеста. Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче. ^ 1. Модификация для детей 5-8 лет. 2. Субтест проводится индивидуально. 3. Необходимо придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. 4. Инструкция для испытуемого: «Часть 1. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например полка. На ответ дается 2 минуты. Часть 2. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «кА», например сумка. На ответ дается 2 минуты». 5. Время выполнения всего субтеста – 4 минуты. ^ Результаты выполнения оцениваются в баллах по двум показателям: Беглость – общее число приведенных слов. 1 слово – 1 балл. Б = n, где Б – показатель беглости; n – общее число слов. Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова. Оригинальность – число оригинальных слов, приведенных один раз на выборке в 30-40 человек. 1 оригинальное слово – 5 баллов. ^ = 5k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных слов. Т = n + 5k, где Т – суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет). Субтест 3 б. Предложения Алгоритм1. Модификация для детей 9-15 лет. 2. Необходимо придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. 3. Инструкция для испытуемого: «Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами». 4. Время выполнения субтеста – 5 мин. ^ Беглость – число придуманных предложений (и). 1 предложение – 1 балл. Б = n. Гибкость – число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово – 0,1 балла. Г = 0,1*m, где Г – показатель гибкости; т – число слов, используемых один раз. Оригинальность – число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение – 5 баллов. Ор = 5k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных предложений. Т = n + 0,1m + 5k, где Т, – суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет). ^ 1. Необходимо привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. 2. Инструкция для испытуемого: «Найди как можно больше определений для слова книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? 3. Время выполнения субтеста – 3 мин. ^ Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям: Беглость – суммарное число приведенных определений (n). Одно определение – 1 балл. Б = n, где Б – показатель беглости. Гибкость – число категорий ответов. Одна категория – 3 балла. Г = 3m, где Г – показатель гибкости; m – число категорий ответов. Категории ответов:
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл – 12 х 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория) . Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться. Г = 3т, где Г – показатель гибкости; т – число категорий. Оригинальность – число оригинальных определений. Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное определение – 5 баллов. ^ , где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных определений. Т, = n+ 3т+ 5k, где Т, – суммарный показатель четвертого субтеста. ^ 1. Необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. 2. Инструкция для испытуемого: «Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок» 3. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания – лампа. 4. Время выполнения всех рисунков – 8 мин. 5. Длина стороны квадрата – 8 см (для тестового бланка). ^ Рисунок квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник (вытянут в горизонтальном направлении); комбинированная фигура: вертикально расположенный прямоугольник соединен с полукругом^Оценивание производится по двум показателям: Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются: n1 – число изображенных элементов (деталей); n2 – число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n2 изменяется от 0 до 4. Одна деталь – 0,1 балла. Один класс фигур – 1 балл. n3 – число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка – минус 0,1 балла. Ор = (0,1n2 + n2 - 0,1n3). Баллы Б суммируются по четырем рисункам. Оригинальность. k1, – число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент – 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. K2 – оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборке в 30-40 человек. K2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку). Ор = 5k + k1 Т= Б + Ор, где Т, – суммарный показатель пятого субтеста; Б беглость; Ор – оригинальность. Субтест 6. Эскизы Алгоритм1. Необходимо превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. 2. Инструкция для испытуемого: «Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку». 3. Время выполнения задания – 10 мин. 4. Тестовый бланк – это лист бумаги, на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 х 5 см, диаметр каждого круга – 1,5 см. ^ Проводится по трем показателям: Беглость – число адекватных задаче рисунков. Один рисунок – 1 балл. Б = n, где – n число рисунков (изменяется от 0 до 20). Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круг. Гибкость – число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория – 3 балла. Г = Зт, где т – число категорий. Категории ответов:
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория. Оригинальность. Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в ЗО - 40 человек). Один оригинальный рисунок – 5 баллов. Ор = 5k, где Ор – показатель оригинальности; k – число оригинальных рисунков. Т = n + Зm + 5k, где Т – суммарный показатель шестого субтеста. При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет. Субтест 7. Спрятанная форма Алгоритм1. Необходимо найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало – структурированном изображении. 2. Инструкция для испытуемого: «Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?» 3. Время выполнения субтеста – 3 мин. 4. Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время. ^ Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям: Беглость – суммарное число ответов n. Один ответ – 1 балл. Оригинальность – число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ – 5 баллов. Ор = 5k, где Ор – оригинальность; k – число оригинальных, редких ответов. Т, = n + 5k, где Т, – суммарный показатель седьмого субтеста. Стимульный материал Эль Лисицкий. КомпозицияА. Колдер. Ловушка для омара и рыбий хвост Д. Бомберг. Грязевая ванна В. Кандинский. Казаки |
![]() | Можно сказать, что личность человека имеет свою телесную ипостась, которая от нее столь же неотъемлема, как качества интеллектуальные,... | ![]() | Накрыть Фотолампу и кроватку тканью для улучшения эффекта фототерапии и во избежание рассеивания лучей по комнате (можно использовать... |
![]() | Этот файл можно использовать как шаблон, непосредственно заполняя соответствующие поля. В таком случае указания по выставлению параметров... | ![]() | Можно ли приостановить износ трущихся деталей? Реально ли отремонтировать двигатель, не разбирая его? Что для этого необходимо и... |
![]() | Эту теорию можно было использовать для доказательства положительных качеств шифра, но ее же можно было использовать для поиска новых... | ![]() | Предложите, как можно использовать для нагнетания в камеры воздуха непосредственно процесс езды на велосипеде. При этом можно вносить... |
![]() | Ыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас... | ![]() | Вы уже знаете, что Рициниол был создан ровно 30 лет назад и предназначался для борьбы с простудными и лор-заболеваниями у детей.... |
![]() | Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Но зато можно придумать множество вариантов «что бы это могло... | ![]() |