Урок исследование




Скачать 272.66 Kb.
НазваниеУрок исследование
страница1/3
Дата публикации10.03.2013
Размер272.66 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3
СОЛНЦА КРАСКИ НА ЗЕМЛЕ

(Цветок — генеративный орган растения. Квіти в усній народній творчості.

Цветок – зашифрованная формула жизни.)

Цели урока: Обобщить знания учащихся о цветке как важном элементе в жизненной цепочки природных организмов; продолжить формировать целостную систему научных представлений об окружающем мире; расширить знания о строении цветка, биологическом значении его главных частей; выяснить черты сходства и отличия цветов различных растений; обосновать эстетическую ценность и благотворное влияние растений на человека; развивать критическое мышление; развивать исследовательские умения; практические навыки анализировать разного рода информацию, выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, продолжить развитие умений работать с натуральными объектами, приборами и лабораторным оборудованием, развивать инициативу, уверенность в своих силах; воспитывать эстетическую культуру учащихся, национальное сознание, бережное отношение к природе; содействовать профориентации учащихся.

^ Тип урока: интегрированный

Форма проведения: урок – исследование

Эпиграф урока: Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры…

Киримиза Жане
^ Ход урока:

  1. Организационный этап

На уроці вас вітаємо,

Доброго настрою всім бажаємо.

Все сьогодні щоб вдалося

Й до душі вам всім прийшлося.
Таємниці щоб відкрили

І знання щоб збагатили.

Будьте впевненими в силі,

Дійте в згоді з колективом!

Дорогие ребята, приветствуем вас в стенах научной лаборатории. Несмотря на холодное время года, в ней царит благоприятная атмосфера. Посмотрите: в нашей лаборатории функционируют три исследовательские группы и экспериментальная оранжерея, в которой собраны разнообразные представители царства Флоры. Они привлекают внимание разнообразием форм и оттенков листьев и цветов. Но ответьте на вопрос: смогут ли части растения жить отдельно друг от друга? Нет. Вот так и учитель на уроке не может существовать без учеников. Вы, наверное, обратили внимание на то, что на нашем занятии присутствуют еще 2 учителя: учитель искусства Захарова Ю.Г. и учитель украинской филологии Гусева А.В.. На уроке вы будете пользоваться двумя языками – в зависимости от того, на каком языке к вам обращается учитель.

Сегодня мы должны объединить свои усилия для работы, потому что перед людьми стоит глобальная проблема. На днях весь ученый мир всколыхнуло невероятное потрясение: наш мир стоит на грани катастрофы. Перед нами поставлена сложная задача - помочь светилам науки найти путь спасения мира. Мы рассчитываем на вашу активность и креативность, надеемся, что дух партнерства поможет нам разрешить сложившуюся проблему.

  1. ^ Актуализация опорних знаний

Внимание на экран! (появляется сообщение на слайде «СОС»: «Внимание! Жители планеты Земля! Мы обеспокоены открытием, сделанным нашими учеными. В середине 2012 года планета Земля окажется на краю гибели. И только благодаря совместным усилиям молодых перспективных исследователей у землян появится возможность найти пути спасения. Однажды наша планета уже пережила подобную катастрофу, но жители Земли сумели предотвратить ее гибель. Нами был обнаружен древний манускрипт, расшифровав который, вы получите ключ к решению проблемы.

Мы надеемся, что вы расшифруете этот манускрипт, сложив «Мозаику». Сейчас вы получите фрагменты манускрипта, которые вам предстоит расшифровать. Каждый фрагмент содержит 13 пазлов, на которых находятся ответы. Расположив правильно часть манускрипта, вы расшифруете послание.

^ ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

  • Какие вегетативные органы имеет цветок? Корень, стебель, лист

  • Каково значение корня? Якорь, насос, запас питательных веществ

  • Растения, имеющие видоизменения корней? Омела, морковь, орхидея

  • Какие функции выполняет лист? фотосинтез, дыхание, испарение

  • У каких растений листы сложные? Земляника, шиповник, каштан

  • Что нужно для фотосинтеза? СО2, Н2О, свет, хлорофилл

  • За счет каких клеток утолщается стебель? Камбий

  • Какими способами осуществляется размножение? Вегетативное, половое, бесполое

  • Генеративный орган растения? Почка, цветок, семя




  1. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, какая картинка у вас получилась? Покажите друг другу.

Подумайте и укажите, почему именно цветок может спасти планету (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС НА ЭКРАНЕ). С чем у вас ассоциируется цветок, с какими событиями в вашей жизни? Свои ответы – цветочки разместите на нашей страждущей ПЛАНЕТЕ.

Звучит музыка

Ассоциации детей:

  • Украшение;

  • Пища;

  • Оберег;

  • Здоровье;

  • Косметика;

  • Лекарство;

  • Символ;

  • Аромат;

  • Жизнь.

Сегодня на нашем ученом совете мы будем говорить о цветах. Попытаемся рассмотреть цветок с нескольких сторон: биологической, литературной, культурологической и физической. И доказать, что цветок – это основа жизни, источник вдохновения и бессменный спутник человека.

(Логические линии: цветок – Вселенная; цветок – планета; цветок – человек; цветок – искусство. Сообщение темы, цели, задач урока, ожидаемых результатов).

  1. ^ Изучение нового материала

Спасение планеты будет эффективным только благодаря комплексу предпринятых мер.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я – цветы, как люди плачут,

И росу роняют на песок.

Уважаемые исследователи, как вы думаете, почему же плачут цветы? (^ Они исчезают, люди бездумно их уничтожают, а с исчезновением цветом может погибнуть планета). Почему научные светила всех отраслей науки бьют тревогу? Почему именно цветок стал объектом пристального внимания? Ответить на этот вопрос мы сможем в конце исследования. Но сначала давайте вспомним, что нам известно о цветке?

- ^ Скажите, у всех ли растений образуются цветки? (Ответы учащихся). Цветки образуются только у цветковых растений. Цветение - наиболее яркое и значительное явление в растительном мире (фрагмент фильма)

Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи.

Цветки отцветают, а уж потом появляются плоды и большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник.

- Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единое строение. Давайте познакомимся с ним поближе.
Цветы к стеблю растения прикрепляются при помощи цветоножки. На верхнем конце ее есть небольшое утолщенное место, на нем «сидят» все части цветка. Это — цветоложе. У различных цветов форма и длина цветоножки бывают разными. В природе встречаются цветы и с неразвитым цветоложе.

Чашечка — это слой, удерживающий цветок снаружи. Чашечка состоит из чашелистиков. Она чаще бывает зеленого цвета.

Венчик — это часть околоцветника, расположенная внутри чашечки. Он состоит из совокупности лепестков. Венчик бывает разного цвета.

- Как окрас цветов влияет на процесс их опыления?

Ученик. Великий ученый – испытатель Ч. Дарвин впервые выявил показал истинные причины происхождения многообразной окраски цветов. Поскольку цветы обычно располагаются на общем зеленом фоне, окраска их резко контрастирует с ним, поэтому чаще встречаются белые и желтые цветы и реже красные. Они хорошо выделяются на фоне густой листвы деревьев. Кроме того, голубые цветки васильков явно выделяются на желтом фоне пшеницы, а нежные цветы подснежников - на фоне опавшей листвы.
Красочность цветов привлекают насекомых опылителей, причем каждый вид насекомых предпочитает определенный цвет. Можно утверждать, что окраска цвета отнюдь не случайна и привлекает не всех насекомых, а именно тех, кто может произвести его опыление. Так, пчел привлекают синие и фиолетовые цветы, желтых – они не замечают, а красные – их даже отпугивают, тогда как бабочки посещают именно этой окраски цветы. Ночные бабочки особенно отчаянно посещают белые и бледно – желтые цветы. Тоже назначение имеет и объединение отдельных цветков в соцветия. Посмотрите на ветку сирени – только множество цветков делают ее столь красивой

Напрашивается вывод: цветы, не имеющие яркую окраску, не привлекают насекомых, а значит чаще остаются не опыленными. Цветок же, выделенный яркой окраской, приятным ароматом и сладким угощением, лучше был заметен крылатым насекомым. Таким образом, яркоокрашенный цветок победил растения с невзрачным окрасом в борьбе за существование.

Борьба насекомых за свою жизнь обеспечивает условия для сохранения жизни на всей планете. (Линия цветок – планета).
Обратим внимание на строение цветка как важное условие для образования плода.

Ближе к центру цветка располагаются тычинки. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночные нити поддерживают пыльник и соединяют его с цветоложем. В зависимости от вида растения тычинок бывает от одной до нескольких штук. Количество и форма тычиночных нитей зависят от цветка. Поэтому тычиночные нити располагаются в цветоложе по отдельности, попарно или кучей. У некоторых цветов тычиночные нити отсутствуют.

Пестик — располагается в середине (или центре) цветка. Он состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца.

Рыльце — самая верхняя часть пестика (столбика) — верхушка. Оно служит местом оседания пыльцы. Он бывает простым и сложным.

Столбик — средняя часть пестика. Он соединяет завязь и рыльце. Внутренняя часть его пористая.

Завязь — нижняя утолщенная часть пестика. Внутри нее расположена семяпочка. Из завязи образуется плод. Завязи бывают верхние и нижние. По строению завязь бывает одногнездовой и многогнездовой. (фрагмент 2)

Таким образом, строение цветка обеспечивает оптимальные условия для формирования плода как связывающего звена в жизненной цепочке.

Ю.Г.

Обратите внимание на слайд. Это – ЦВЕТОК ЖИЗНИ. Он был обнаружен во многих странах как рельефное изображение на стенах храмов. В пропорциях этого рисунка содержатся все до единого аспекты жизни. Рисунок содержит все формулы жизни в сфере математики, искусства, физики, биологии, а также строение всей Вселенной. Давайте сравним изображение Цветка Жизни с особенностями изучаемого нами растения и попытаемся доказать, что именно цветок является неотъемлемой частью жизни.

Несмотря на общее строение, цветы имеют и отличительные особенности. Научные сотрудники исследовали данную тему, мы просим их дать экспертное заключение.

^ ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ЦВЕТОК - ГЕНЕРАТИВНЫЙ ОРГАН»

В цветке различают вспомогательные части – покровы цветка, нектарник и части, связанные с половым размножением (тычинки и пестик или пестики).

Чашечка обычно зеленая, состоит из свободных или более или менее сросшихся чашелистиков: поэтому может быть сростно – и раздельнолистной.

Венчик, обычно ярко окрашенный, состоит из свободных или сросшихся лепестков: сростно- и раздельнолепестный. Иногда венчик совсем не окрашен или окрашен неярко (например, у ветроопыляемых).

Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник, или покровы цветка. От строения и разнообразия частей околоцветника зависит и внешний вид цветка. Околоцветник с чашечкой и венчиком называют двойным; околоцветник, состоящий только из венчика – простым.

Цветки бывают обоеполые, когда они имеют тычинки и пестики, и однополые, если они имеют или только тычинки (мужские цветки) или только пестики (женские цветки).

Растения, у которых женские и мужские цветки находятся на одном растении, называются однодомными, а на различных – двудомные.

Различают цветки правильные, или актиноморфные (если через них можно провести несколько плоскостей симметрии), и неправильные, или зигоморфные (если через них можно провести только одну плоскость симметрии).

Неправильные цветки бывают двугубые, язычковые. Встречаются и асимметричные цветки, через которые нельзя провести ни одной плоскости.

Другими словами, околоцветник, а также и весь цветок называют правильным, если все его части более или менее одинаковы по величине и форме, и неправильным, если лепестки или чашелистики неодинаковы.

*Цветок – укороченный, с ограниченным ростом побег, все части которого видоизменены в соответствии с функциями перекрестного опыления или самоопыления и плодоношения.
Чтобы облегчить знакомство со строением цветка, пользуются диаграммой и формулой цветка. Изображение строения цветка в виде схемы называется диаграммой цветка. Сокращенное описание количества частей цветка называется формулой цветка. Части цветка в формуле обозначаются их начальными буквами, а их количество — цифрами. Например: Ч — чашелистик, Л — лепестки, Т — тычинка, П — пестик, Ок — околоцветник простой. Если части цветка в кольце сросшиеся, то число, показывающее их количество, пишется в скобках. И наоборот, если эти части несросшиеся, они записываются без скобок (открыто). Если частей в кольце (или в кругу) много, то ставится знак ∞, обозначающий бессчетное множество. Если нужная часть цветка в кругу не развивалась, то ставится 0 (ноль). Если какая-то часть цветка не одна, а расположена в двух кругах, то после каждой цифры ставится знак + (плюс), затем указывается количество частей следующего круга (или кольца).

- Спасибо, за дополнение. Давайте просмотрим на цветы, которые изображены на слайде и попытаемся написать их формулу. ^ Запись в тетрадях.

- Прошу вас зафиксировать полученную информацию в исследовательских журналах. (выполнение лабораторной работы)

- Пока юные сотрудники выполняют задание, вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагается информационная минутка, которую для Вас проведет наши консультанты.

^ Цветы – косметологи

Это шутка? Вовсе нет! Цветы способны не только радовать глаз своей красотой, но и дарить красоту их главным ценительницам – нам, женщинам.

Роза

Лепестки королевы оранжерей содержат драгоценное розовое масло. Сделав вытяжку из лепестков, можно получить снадобье, которое прекрасно лечит различные воспаления кожи, добавляется в домашние лосьоны и воду для умывания.

Розовое масло можно использовать для любых масок, а лепестки можно просто накладывать на лицо. Такая «маска» избавляет от чрезмерной сухости кожи, питает её и обладает разглаживающим эффектом.

Лилия

В косметических целях используют обычную белую лилию. Из лепестков лилии делают два волшебных целительных средства.

Спиртовая настойка – прекрасное противовоспалительное средство, её можно использовать аналогично розовой настойке. Лепестки хорошо накладывать на ранки, нарывы, фурункулы в виде пластыря. Это отличное ранозаживляющее, противовоспалительное и очищающее средство.

Заживляющее свойство лилейного масла используют при различных ожогах. Эффективность средства очень высокая. А лепестки по своим свойствам просто волшебны. Накладывая их как маску на лицо, вы в короткие сроки заметите омолаживающий, очищающий и питательный эффект лилии.

Ромашка

Целебные свойства имеет простая аптечная ромашка. Используются цветы свежие или сушёные.

Отвар можно использовать для умывания. Кубики ромашкового льда – прекрасное средство для контрастного массажа лица, который можно делать утром или вечером при умывании. Отвар ромашки используется как ополаскивающее средство для волос, как средство интимной гигиены. Азулен, активное вещество, содержащееся в ромашке, имеет противовоспалительное, бактерицидное и успокаивающее действие.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследование iconУрок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл....
Ребята, сегодня м с вами проведём урок- исследование, но будем это делать, работая в группах: психологи, литераторы

Урок исследование iconУрок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл....
Ребята, сегодня м с вами проведём урок- исследование, но будем это делать, работая в группах: психологи, литераторы

Урок исследование iconУрок обобщения и систематизации знаний
Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ

Урок исследование iconУрок химии 8 класс. Урок-исследование по теме «Количество вещества. Моль. Молярная масса»
Разработала учитель химии I категории, увк «школа-гимназия» №1 Танюкевич Виктория Владимировна

Урок исследование iconУрок Ученичество и молитва 20 Урок Комментарий для учителей. 24 Урок...
В начале Бог сотворил совершенный, безгрешный мир. Люди радовались преимуществу чтить своего Творца, поклоняться Ему и следовать...

Урок исследование iconУрок-исследование (2 урока)
Продожить работу над анализом повести, системой образов, выявить его основные лейтмотивы

Урок исследование iconУрок обобщения по теме: Построение графиков квадратичной функции. Неравенства второй степени
Образовательная: закрепить знания по теме : «Построение и исследование графиков квадратичной функции»; учащиеся должны уметь строить...

Урок исследование iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок исследование iconИсследование термоэмиссионных свойств
Л. О. Бирюкович, А. Н. Степанчук. Исследование термоэмиссионных свойств сплавов системы Lab6-Meb6 (где Me-Ce,Pr,Nd). В работе проведено...

Урок исследование iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<