Урока: образовательные




Скачать 113.65 Kb.
НазваниеУрока: образовательные
Дата публикации10.03.2013
Размер113.65 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок


Обобщение и систематизация знаний по теме

"Взаимодействие тел. Сила».

Албул Валентина Сергеевна

Донецкий многопрофильный лицей № 124




Обучение проводится в модульно-развивающей системе (3 модуля по 30 минут).

Занятие проводится в игровой форме.

Цели урока:
образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Взаимодействие тел»;

  • формировать целостную систему личных знаний темы;

  • развивать творческую рефлексию;

развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию навыков коллективной работы в сочетании с активизацией самостоятельной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию у учащихся оперативного, логического мышления и культуры речи;

  • создавать условия для развития творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию интереса к изучению физики у учащихся;

воспитательные:

  • показать роль знаний для самоутверждения учащихся;

  • воспитывать культуру общения при работе в группах;

  • прививать дух соперничества и взаимопомощи.


Оборудование и учебные материалы: динамометры, трибометры, грузы, штатив, наждачная бумага, две стеклянные пластинки; песочные часы;

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку «Взаимодействие тел. Сила»; карточки с текстами заданий.

Учащиеся класса заранее создали 4 команды по 6 человек.

Названия команд: «Ньютоны», «Да Винчи», «Невесомые», «Инертные».

^ На экране – слайд презентации с эпиграфом:

«Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Архимед. (287 – 212 до н.э.)

Структура дидактического модуля:


  1. Семинар по теме «Взаимодействие тел. Сила». Системно-обобщающий модуль.




  1. Обобщающее повторение темы «Взаимодействие тел. Сила». Системно-обобщающий модуль.




  1. Обобщающее решение задач по теме «Взаимодействие тел. Сила». Системно-обобщающий модуль.

I модуль.

Ход урока.

  • Оргмомент. 2 мин.

  • Мотивация учебной деятельности 5 мин.

  • Проведение конкурсов 23 мин.

Мотивация учебной деятельности

Двое учащихся произносят вступительные слова:

Жила-была в Большом Космосе маленькая Планета. А жители этой Планеты звались планетянами.

Каждое утро планетяне просыпались, здоровались со своей Планетой и начинали с ней взаимодействовать…

Делали они это, не задумываясь: бегали по ее полям, поднимались в ее горы, плавали в ее реках, опускались в ее пещеры. Они даже пытались подняться в ее атмосферу, но почему-то всегда при этом падали вниз.

- Подтолкни нас, Планета! – молили Планетяне. – Дай посмотреть на тебя с высоты!

А в ответ слышали: « Вы всегда будете падать.… Пока не познаете меня! Вы должны изучить мои законы! И тогда я открою вам свои тайны. И тогда я пущу вас в свои высоты и в свои глубины».

Много лет изучали Планетяне свою Планету. Много открытий сделали они для себя. Много знаний накопили они. И поняли планетяне, что есть у Планеты силы сильные… Силы сильные и силы разные... И кто узнает все про эти силы, тот разгадает тайны взаимодействия… и со своей Планетой, и с другими, чужими планетами…

Мы тоже изучали силы и пытались понять, как происходит взаимодействие тел с нашей Планетой и взаимодействие тел друг с другом.

Учитель предлагает учащимся продемонстрировать свои знания и умения при выполнении заданий, знакомит учащихся регламентом занятия, с правилами конкурсной игры, в которой им предстоит участвовать.


  • Актуализация опорных знаний. 22 мин.

Учитель спрашивает, какие ключевые слова обязательны в раскрытии темы.

Учащиеся называют: инерция, инертность, масса, взаимодействие, сила.
Объявляется начало игры и первый конкурс, в котором проверяется знание основных определений, законов, ключевых понятий.


  1. Разминка.

Участвуют все члены команды. Каждому участнику команд поочередно задается по одному вопросу, на который тут же должен прозвучать ответ. Каждый правильный ответ, данный с первой попытки, оценивается в один балл. Максимальное количество балов 6.

Вопросы команде

Вопросы команде

Вопросы команде

Вопросы команде

  1. Что такое инерция?

  2. Каковы причины изменения скорости тела?

  3. Каков результат действия силы?

  4. Каким прибором измеряется масса?

  5. Чем характеризуется сила?

  6. Что сильнее притягивает: Луна Землю или Земля Луну?

  1. Что такое взаимодействие?

  2. Что является мерой инертности?

  3. Что является мерой взаимодействия?

  4. Что такое сила трения?

  5. Уравновешивают ли друг друга силы взаимодействия?

  6. От чего зависит коэффициент упругости тела?




  1. Что такое инертность?

  2. Каким прибором измеряют вес?

  3. В каких телах возникает сила упругости?

  4. В каких единицах измеряется сила?

  5. Что такое сила тяжести?

  6. Какой из видов сухого трения самый большой? Самый маленький?

  1. Какое слово переводится на русский язык как «бездеятельность» и даже... «лень»?

  2. Каким является движение по инерции?

  3. Что такое вес тела?

  4. Куда направлена сила упругости?

  5. Какова природа силы тяжести?

  6. Как зависит сила притяжения от расстояния между телами?


Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель при необходимости корректирует их, объявляет результаты первого конкурса и начало второго.


  1. ^ Конкурс сказочников. Получение заданий.

Участвуют по одному сказочнику от каждой команды. Участники получают задание: переделать русскую народную сказку (или ее фрагмент), включая в нее по смыслу 8 ключевых слов (физических терминов). На «сочинительство» отводится 7 минут. Сказки зачитываются в начале следующего модуля.

Оцениваются: сочетание стиля сказки и знание темы; лаконичность; литературный стиль. Максимальное количество баллов 10.


  1. ^ СКАЗКА ПРО КОЛОБКА


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

  Плотность; криволинейная траектория; материальная точка; сила тяжести; инерция; инертный; скорость; трение качения



  1. ^ СКАЗКА ПРО РЕПКУ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

  Состояние покоя; взаимодействие; инертность; масса; равнодействующая сила; явление инерции; сила трения покоя; материальная точка.


  1. ^ СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Сила; взаимодействие; инертность; сила тяжести; явление инерции; сила трения качения; сила упругости, гравитация.



  1. ^ СКАЗКА ПРО ЕМЕЛЮ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Сила трения покоя; сила трения скольжения; инерция; инертность; сила тяжести;

масса; взаимодействие; скорость.



  1. ^ Конкурс «Назови силу».

Учащиеся работают в командах. На экране появляются слайды с фотографиями или рисунками тел под действием силы. Участники команд сразу же называют эти силы и озвучивают формулы этих сил. Максимальное количество баллов 2.


  1. Конкурс Вопросы «на засыпку».

Учащиеся работают в группах (командах). Команда выбирает номер задания на клавиатуре слайда № 15. Время на обдумывание каждого вопроса – 1 минута. Если команда затрудняется ответить или отвечает неправильно, может ответить другая команда.

Оцениваются: правильность и обоснованность ответа; оперативность; умение выражать свои мысли; умение работать в коллективе. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов. Максимальное количество баллов 10.

1

Школьник Петя – юный футболист.

Однажды, попав мячом в оконное стекло тети Оли и представив весь ужас ситуации, Петя задумался: а что же все-таки подействовало с большей силой: мяч на стекло или стекло на мяч?
Ответ: Силы взаимодействия одинаковы.
2

Любопытный Вова, поднявшись на лестницу, выпустил из рук банку с водой.

Он очень хотел видеть, будет ли при этом выливаться вода из отверстия в дне этой банки.

Что же видел Вова во время падения банки с водой?
Ответ: видел Вова, что вода не выливается… Веса-то нет ни у банки, ни у воды…
3

Когда у школьников Пети и Маши спросили, что означает каждый цвет светофора, они правильно ответили про зеленый и красный. Про желтый цвет Петя сказал, что он нужен, чтобы сомневаться, а Маша сказала, что он – для красоты.

Так для чего же нужен светофору желтый цвет?
Ответ: Желтый цвет нужен не светофору, а автомобилям и их водителям. Так как у автомобилей большая инертность и им нужно время для того, чтобы изменить свою скорость перед перекрестком.




Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. «Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота себя вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами».

Стоит ли верить этому уважаемому человеку?
Ответ: не стоит… Для изменения скорости тела, нужно взаимодействие. Внутренних сил не достаточно…
5

Витя опаздывал в кино и бежал с ужасно большой скоростью. Кинотеатр был за углом и Витя при повороте обхватил столб рукой и успешно повернул направо.

^ Для чего же руками столб обхватывать-то?
Ответ: Наблюдается явление инерции. Верхняя часть тела (туловище) продолжает двигаться с прежней скоростью. Для изменения скорости нужно взаимодействие.
6

Однажды император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге.

Начальник строительства дороги, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво…

Однако генерал не учел одного обстоятельства…..

О чем же забыл генерал?
Ответ: о том, что масляная краска является смазкой и уменьшает сухое трение… Поезд-то забуксует…

7

Два мальчика, зная, что нужная каждому из них веревка может порваться при действии на нее силы 200 Н, обрадовались, ухватились за ее концы и стали тянуть ее в противоположные стороны с силами по 100 Н каждый.

^ Правильно ли они поступили с веревкой? Почему же?

Ответ: Нет, неправильно. Сила натяжения веревки будет 100 Н.
8

Как-то раз на даче Маша решила самостоятельно собрать урожай морковки.

Маша очень резко, изо всех сил дергала за ее за ботву. Но вредная морковка никак не хотела выдергиваться из земли.

Как же быть: морковки-то хочется?..
Ответ: Нужно, Машенька, инертность учитывать... Медленнее выдергивать надо.


Учитель: Спасибо. У вас есть несколько минут отдыха перед следующими конкурсами.

II модуль

Ход урока.

  • Оргмомент. 1 мин.

  • Прочтение сказок и оценивание конкурса. 12 мин

  • Проверка умений работать с единицами измерения. Конкурс «Кто быстрее?

10 мин.



  1. Конкурс «Кто быстрее?».

Команда выбирает номер задания на клавиатуре слайда № 20 (прил.1). Учащиеся в тетрадях выполняют задания по переводу единиц измерения различных физических величин в систему СИ. Ответы появляются на экране только после выполнения заданий всеми учащимися. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 4.
Перевести в СИ:


Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


50 л = 0,05 м3

0,3 т = 300 кг

9 км/ч = 2,5 м/с

5 мин = 300 с

200 см3 = 0,2 м3

350 г = 0,35 кг

20 мин = 1200 с

0,5 МН = 500000 Н

1,5 кН = 1500 Н

8,9 г/см3 = 8900 кг/м3

2 ч = 7200 с

17 мм = 0,017 м

25 дм3 = 0,025 м3

15 мН = 0,015 Н

0,5 ч = 1800 с

900 мг = 0,009 кг


После выполнения задания – самопроверка. Слайд № 21 демонстрирует эти же задания с правильными ответами.

Результаты анализируются, при необходимости корректируются, подводятся итоги конкурса.
III модуль

Ход урока.

  • Оргмомент. 1 мин.

  • Проведение конкурса «Исследования» 10 мин.

  • Проведение конкурса «Решение задач» 10 мин.

  • Домашнее задание и итог урока 4 мин.


Учитель организовывает практическую деятельность учащихся, основанную на системе знаний, полученных при изучении темы и проверенных на предыдущем модуле.


  1. ^ Конкурс «Исследования».

Учащиеся работают в группах (командах). Представители команд выбирают карточку с номером и текстом задания исследовательской работы. Учащиеся должны подобрать на демонстрационном столе оборудование, необходимое для проведения конкретной работы. Тексты заданий для исследования представлены на слайде № 23(прил.1). Максимальное количество баллов 10.


  1. Исследование зависимости веса от видов движения тела.

  2. Раскачайте немного динамометр с грузом, отметьте, как изменятся его показания:

  • при движении вверх;

  • при движении вниз;

  1. Что изменилось при движении груза: масса, сила тяжести или сила упругости?

  2. Объясните, почему изменяются показания динамометра.


2. Исследование зависимости силы трения от шероховатости поверхности.

  1. Прикрепите брусок к динамометру, и протяните его по горизонтальной поверхности так, чтобы он двигался равномерно…

  • по деревянной линейке;

  • по наждачной бумаге;

  • по стеклу.

  1. Сравните полученные значения силы трения и объясните их различия.




  1. Исследование видов сухого трения

  1. Прикрепите нагруженный брусок к динамометру, расположите его на горизонтальной поверхности деревянной линейки. Потяните динамометр так,

  • чтобы брусок оставался неподвижным. Какая называется сила, действующая на неподвижный брусок?

  • чтобы он двигался равномерно. Назовите силу, действующую на брусок, в этом случае.

  1. Положите этот же брусок, прикрепленный к динамометру на тележку, потяните динамометр, чтобы тележка с бруском катились по поверхности стола. Какую силу показывает динамометр?

  2. Сравните значения сил и сделайте вывод.




  1. Исследование зависимости силы трения от площади поверхности тела.

  1. Измерьте длину, ширину и высоту бруска и вычислите площади основания бруска и боковой поверхности.

  2. Положите нагруженный брусок основанием на линейку и измерьте силу трения.

  3. Положите этот же брусок боковой гранью на линейку и измерьте силу трения.

  4. Сравните значения силы трения и сделайте вывод.


После выполнения заданий команды представляют отчет в устной форме, который подтверждается записями, сделанными в тетрадях.


  1. ^ Конкурс «Решение задач».

Учащиеся работают в командах. Команда выбирает номер задачи на клавиатуре слайда № 24 (прил.1). Учащиеся обсуждают решение задачи в команде, оформляют ее решение в тетрадях. Максимальное количество баллов 10.
Задача № 1:

Жидкость весом 24 Н имеет объем  3 л. Какая это может быть жидкость?

Ответ:  = 800 кг/м3; керосин.
Задача № 2:

Сила, удерживающая репку в земле, равна 0,71 кН. Дед тащит репку с силой 0,6 кН. Бабка прикладывает силу 100 Н; внучка – 50 Н; Жучка – 30 Н; кошка – 10 Н; мышка – 2000 мН. Удастся ли им в результате совместных усилий вытянуть репку из земли?

Ответ: Удастся, т.к. Fр = 7,2 кН.
Задача № 3:

Парашютист массой 75 кг спускается с раскрытым парашютом. Вес парашюта 50 Н. Чему равна сила сопротивления воздуха при равномерном движении парашютиста?

Ответ: 800 Н.
Задача № 4:

Конькобежец массой 50 кг равномерно движется по льду на коньках. Определите силу тяжести, действующую на конькобежца и силу трения коньков о лед. Коэффициент трения равен 0,02.

Ответ: 500 Н; 10 Н.
Дополнительные задачи:

Задача № 5. Сила 0,2 кН растягивает пружину на 4 см. Какова сила, растягивающая пружину на 1,2 дм?

Ответ: 600 Н.
Задача № 6. В два сосуда захотели налить разные жидкости одинаковой массы – воду и керосин. Какая из жидкостей займет больший объем и во сколько раз?

Ответ: керосин. В 1,25 раз.
^ КОНКУРСЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ.

Подсчет баллов. Объявление команды-победителя.


  • Заключительное слово учителя. Анализ и оценка взаимодействия в группах и индивидуальной работы.


Молодцы, планетяне!!! Спасибо за взаимодействие. Удачи на контрольной работе.


  • Домашнее задание:

  1. Повторить конспект в рабочей тетради.

  2. Выполнить задания из сборника 1:

  • выполнить тестовые задания № 21 – 30 на стр. 10,11;

  • устно выполнить качественные задачи № 14, 15, 20,21,23 на стр. 12,13.

  • решить задачи: ср. уровень: стр. 14, № 8, 9, 22;

дост. уровень: стр. 15, № 25, 27,29;

выс. уровень: стр. 16, № 41, 42.

Используемая литература:

  1. Сборник заданий для оценивания учебных достижений учащихся по физике, Донецкий ИППО, 2008.

  2. У.В. Коршак. Учебник Физика, 8 класс, Киев, Генеза, 2008 г.

  3. Интернет-ресурсы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение технике ловли и передачи мяча на месте и в движении, технике перемещений, остановке прыжком, поворотам,...

Урока: образовательные iconУрока. Образовательные
Тип урока: Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Урока: образовательные iconТема урока: Первообразная. Основное свойство первообразной. Цели урока
Образовательные: Сформировать представление о понятии "первообразная", способствовать формированию умений применять полученные знания...

Урока: образовательные iconКонспект урока на тему: ангелы образовательные цели урока: а вооружить...
Боге как о Творце мира, пробудить любовь к Иисусу Христу рассказами о Его любви к людям

Урока: образовательные iconУрока: образовательные
«Я – концепции», самостоятельности, коллективизма, навыков общения и работы в микрогруппах

Урока: образовательные iconУрока: образовательные
Оборудование: мультимидийная установка, презентация, кросворд, словари антонимов и синонимов, раздаточный материал

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные (по географии)
Сформировать новые географические понятия «экономический потенциал», «ввп», «внп», «национальный доход»

Урока: образовательные iconТема урока. Один дома
Образовательные рассмотрение правил поведения и опасных ситуаций, возникающих дома

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Тема: Решение задач. Вычисление по химическим формулам молярной массы вещества, количества вещества

Урока: образовательные iconТема. Линейная функция и ее график Цели урока. Образовательные
«Найди ошибку», самоконтроль, контроль путем выбора задания, самопроверка, «Интрига», беседа диалог

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<