Скачать 90.05 Kb.
|
Федорченко Татьяна Андреевна учитель-методист начальных классов Донецкой ОШ №97 ![]() Конспект интегрированного урока в 3 классе ( чтение, природоведение, основы здоровья) Тема урока. Снежная книга Зимы. Цель: обобщить представления детей о зиме, познакомить с новыми рассказами и стихотворениями о зиме; продолжить работу над техникой чтения. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к природе. Оборудование: карточки для чтения, картинки на зимнюю тему,презентация «Волшебница – зима», музыка для проведения физминутки. І. Актуализация знаний учащихся. 1. Вступительное слово учителя. Приглашаю вас, дети, отправиться в гости к очень красивому времени года. К какому? Угадайте. Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идёт красавица … зима. Зима – удивительное время года. Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И всё кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки. - Какие чувства, ассоциации, слова приходят вам в мыслях при слове ЗИМА? Признаки зимы: снег. Давайте будем лепить снежные комья. 2. Составление ассоциативного куста. Дети подбирают слова к теме ЗИМА. На доске появляются три круга. ![]() ![]() ![]() Круги составляются в пирамидку, затем на доске вместо кругов появляется снеговик. - Кто же у нас сегодня на уроке? СНЕГОВИЧОК. Скоро окончится зима. Давайте вспомним самое интересное о ней. - Предлагаю составить ^ . Первая страница. Зима – холодная пора. Беседа. - Из скольких месяцев состоит зима? - Назовите зимние месяцы. - Почему их так назвали? - Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. ^ Январь –«студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина. Февраль-«лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели». -Как вы думаете, когда наступает зима? Чтение текста на карточке № 1 П ![]() А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.) -Из чего состоит снег? (Из снежинок.) -Рассмотрите разнообразные снежинки. (Картинки на доске) -Как же образуется снег? Ч ![]() Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Чтение текста В.Архангельского «Летят снежные пушинки». Карточка № 3 Летят снежные пушинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! ^ Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. ^ Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок Получается снежок. Мы деревья побелили - Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок И умчался весь снежок. Беседа по содержанию текста. На что похожи снежинки? Подберите слова – прилагательные к слову снежинка. Какая она? Пушистая, нежная, красивая, серебристая, ослепительная, белая. Игра «»Хлопки» - Хлопните в ладоши, если услышите зимнее слово. Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт птиц, оттепель, сосулька, гололедица. Почему говорят, что зима – это сон природы? - Давайте прочитаем два стихотворения. Определите их настроение. Чтение стихотворений. Карточка № 4 Ф.Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. ^ Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, ^ А.С.Пушкин Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз . И рады мы Проказам матушки – зимы. Рады ли авторы приходу зимы? Докажите. Какими словами называют авторы зиму? Групповая работа. Собрать стихотворение. - Я приготовила для вас два стихотворения. Но весёлый снеговичок, пока нёс их к вам, спутал листочки, и стихотворения смешались. Соберите их. Белый снег, пушистый, В воздухе кружится Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, И на землю тихо Падает, ложится. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. И под утро снегом Поле забелело, В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Точно пеленою Всё его одело. Вьюга злится, снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром. Конкурс на лучшее чтение зимних стихотворений. Вторая страница. Экскурсия в зимний лес. Просмотр презентации «Волшебница – зима». - Приглашаю вас прогуляться к зимнему лесу. Идите тихо, не спугните спрятавшегося от лисицы зайчика, не напугайте птиц. - Почему в лесу тихо зимой? Всё в лесу спит, вернее, дремлет. Лес стоит загадочный, Лес стоит таинственный. Безмолвна тишина: Зверушек и пичужек – Всех спрятала зима. Просмотр презентации. _ От чего или от кого прячутся звери и птицы? Какие трудности они испытывают зимой? Виталий Бианки - русский писатель – тоже очень любил бродить зимним лесом, наблюдать за жизнью там зверей и птиц, а затем он рассказывал о своих наблюдениях детям в рассказах. Сегодня мы почитаем его Снежную книгу. ФИЗМИНУТКА «Снежинка». Чтение текста. Карточка № 5 Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было. Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних — круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его — другой след, побольше; в снегу от когтей дырки лисий след. А по другую сторону заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт. Заячий дал круг по полю; лисий — тоже. Заячий в сторону — лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. А вот в стороне — опять заячий след. Пропадает, дальше идёт... Идёт, идёт, идёт — и вдруг оборвался — как под землю ушёл! А где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул. Куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам. Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапами, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел. Пошёл искать, где спрятаться. А вот — лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь, заячий след на снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась — след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересек — и в сторону. След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял. Лиса бежала, бежала — видит: поперёк следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок — по свежему следу; бежит, бежит — и стала: оборвался след! Куда теперь? А дело простое: это новая заячья хитрость — двойка. Заяц сделал петлю, пересек свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся — и назад по своему следу. Аккуратно шёл — лапка в лапку. Лиса постояла, постояла — и назад. Опять к перекрёстку подошла. Всю петлю выследила. Идёт, идёт, видит — обманул её заяц, никуда след не ведёт! Фыркнула она и ушла в лес по своим делам. А было вот как: заяц двойку сделал — прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл — и махнул через сугроб — в сторону. Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, — как прыснет из-под хвороста — и в чащу! Прыжки широкие — лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне... А на пне сидел большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет. Беседа по содержанию. - Кто на картинках есть в рассказе Бианки? Кто лишний? Можно ли его увидеть зимой? ( На картинке: медведь, ёж, заяц¸ лисица, филин). - Чем питается заяц зимой? Как он это делает? - Кто из вас догадался, почему заячьи следы разбросаны по всему лесу? Зачем он петлял? Что же случилось с зайцем? - Кто – враг в лесу для зайца? Третья страница. Народное творчество.
Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам :(мороз) Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох! Отвечает старший брат: -Твой горох ведь это:(град) На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий :(лед) Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а :(снежинки) Зимние каникулы! Веселые деньки! Нужны ребятам санки, Лыжи и :(коньки) Наступили холода, Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой) ^ Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц)
Карточка № 6
Четвёртая страница. Охрана здоровья зимой.
ІІ. Подведение урока. Что вам понравилось на уроке? Что интересного узнали вы ещё? ІІІ. Домашнее задание: составить рассказ «Зимний лес». |
![]() | Воспитывать у учащихся интерес к занятиям физической культурой и спортом, чувство ответственности и коллективизма | ![]() | Чтение стихотворения «Я маму люблю» заранее подготовленными учащимися со слабым зрением |
![]() | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений В. С. Высоцкого, сообщения из биографии поэта из воспоминаний о нем его друзей... | ![]() | Земле, о трех состояниях воды и её свойствах; развивать творческое воображение, умение анализировать и сравнивать; воспитывать бережное... |
![]() | Цель: совершенствовать технику чтения, выразительность; познакомить учащихся с авторами песен; вызвать интерес к изучению песен;... | ![]() | Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения |
![]() | Практическая работа: обсуждение поведения известных литературных героев, их отношение к здоровью | ![]() | Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах |
![]() | Цель: развивать речь учащихся, учить писать текст-описание, использовать в речи пословицы и поговорки, воспитывать любовь к природе,... | ![]() | Цель урока: дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного... |