Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки




Скачать 138.66 Kb.
НазваниеУрока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки
Дата публикации12.03.2013
Размер138.66 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок
Урок по всемирной истории в 8 классе

Тема урока: Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки.

Цели: ◘ Выяснить, как закладывались в XVI-XVII вв. новые знания о Вселенной, противоположные тем, которые поддерживала религия.

◘ Развивать умение доказывать, что появление гелиоцентрической системы сделало переворот в науке и образовании.

◘ Воспитывать учащихся на примере подвига великих ученых во имя науки.

Оборудование :таблица «Сонце. Сонячна система», Портреты Коперника, Д.Бруно, Кеплера, Галилея. Картина «Казнь Д. Бруно»

^ Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

III.Мотивация учебной деятельности.

Учитель : В 14-15в. Произошли большие перемены. Появились ученые, которые обратились к исследованию природы. Их работы положили начало современной науке. Сегодня на уроке вы узнаете, какой подвиг во имя науки они совершили. По ходу урока вы заполните таблицу «Достижения ученых».



Ученный

Его открытия и достижения



















IV. Систематизация и обобщение изученного материала.

1.Вступительная беседа.

Учитель : Ученные, поэты и зодчие искали опору не в богословских трудах, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Поэтому XIV-XVI в. в истории Европы получил название эпохи Возрождения или Ренессанса. В средние века религия и католическая церковь мешали развитию человеческой мысли и культуры. Богословие, т. е. учения о Боге и том, как он создал мир таким, каков он есть, считалось всеобщей наукой. Почему же в XIV-XV в. прежнее представление о мире перестало удовлетворять людей? В Европе всё еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием всё большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились мануфактуры. Многие города разрастались. Горожане обменивались не только товарами, но так же сведениями познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познания лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делают товары, и способы его обработки. Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки. В это время появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства. Всё это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах и в могуществе ума.

2.^ Работа по таблице «Сонце. Сонячна система.»

Беседа: Портреты, каких ученых изображены на таблице?

Какое учение проповедовала церковь?

Что вы знаете о гелиоцентрической системе?

3. ^ Сообщение учащихся о жизни и деятельности Коперника.

1 ученик: Николай Коперник родился в г. Торуне 19 февраля 1473 г. После ранней смерти отца Николай оказался на попечении Лукаша Ватцендроне – своего дяди по матери в, последствии епископа Вармийской епархии. В 1491 г. поступил в Краковский университет, где увлекся астрономией, сохранив это увлечение до конца своих дней. С 1410 г. существовала кафедра астрономии и математики, он получил здесь основы точных астрономических и математических знаний. В 1494 г., не закончив Краковский университет, Коперник вернулся домой по вызову дяди и в 1496 г. отправился в Италию для продолжения образования, выбрав по настоянию дяди юридический факультет Балонского университета, хотя по-прежнему увлекается астрономией, математикой и греческим языком. Через полгода заочно избрали каноником Вармийской епархии. Материальное положение его резко улучшилось и в 1500 г. он уехал в Рим, где продолжал заниматься астрономией, выступал с лекциями по математике и астрономии перед широкой аудиторией студентов и ученых. В 1503 г. в Феррари Коперник получи степень доктора канонического права, продолжая изучать медицину в Падуе. Получил ли он ученную медицинскую степень неизвестно, но точно известно, что впоследствии он часто успешно врачевал больных. В начале 1506 г. Коперник возвратился на родину, принеся с собой в далекую Вармию новые знания и дух Ренессанса, неудовлетворенность космологическими построениями великого астронома древности Клавдия Птолемея. Гражданское и каноническое право, медицина, греческие и латинские языки, математика и прежде всего астрономия – вот области, в которых молодой Коперник был широко эрудирован. В 1509 г. появилась первая печатная работа Коперника, показавшая, насколько хорошо автор владеет греческим языком, что было необходимо для занимаемой должности. В 1519 г. он составил записки об улучшении монетного обращения в Пруссии, «Соображение о чеканке монет». Несмотря на свою занятость, он продолжал усиленно заниматься астрономией. Коперник впервые создал научную картинку мира, заложив тем самым современное научное мировоззрение. Люди давно наблюдали движение Луны, Солнца и других известных им планет, отмечали на небе положение звезд, следили за их изменением положения в течение суток и года, стремясь понять и объяснить свои наблюдения. Создать же полную картинку мира выпало на долю Клавдия Птолемея, который изложил геоцентрическую систему мира, в которой шарообразная земля занимает центрально неподвижное положение, а вокруг нее по своим круговым орбитам движутся небесные тела: Луна, Меркурий, Венера, Солнце Марс, Юпитер, Сатурн. Это была геометрическая теория, позволяющая заранее предсказать местоположение всех планет, Луны и Солнца на много лет вперед. Система Птолемея продержалось в науке XIV века.

Но с начала великих географических открытий, с переходом от феодального средневековья к новому времени назрела необходимость заменить теорию Птолемея новой. Это и сделал Коперник. После возвращения на родину Коперник в течение 10 лет оформил свои идеи, рожденные в годы учебы и странствий в виде научной теории - гелиоцентрической системы мира. Она привела к перевороту в мировоззрении людей. Целых 16 лет Коперник вел астрономические наблюдения, чтобы последовательно подтвердить свою теорию. В 1532 г. накануне своего 60 - тилетия он закончил труд своей жизни « О вращении небесных сфер». Но опубликовать его он не решался, видя неустойчивую политическую обстановку и религиозные войны. Но вот в 1539 г. к Копернику приезжает во Фромборк 25-летний профессор Виттенбергского университета Ретик. Он проводит во Фромбоке два года, детально изучает учение Коперника ив 1540 г. с помощью епископа Гизе, большого друга Коперника издает небольшое сочинение « О книгах обращения Николая Коперника первое повествование». Талантливо изложив его учение, чтобы оно было доступным для понимания многих. Сочинение сразу же нашло своего читателя и на много десятилетий оказалось прекрасным пропагандистом учения Коперника. Из-за этого Ретик потерял кафедру в Виттенбергском университете. В феврале 1543 г. бессмертное сочинение Коперника было напечатано. В предисловии, посвященном папе Павлу 3 он предвосхищает возможные упреки в отсутствии почтения к Библии и отстаивает свои идеи с большой смелостью и убедительностью.

Существует прекрасная легенда, о всаднике, скачущем через поля с заветным первым экземпляром напечатанного трактата. Всадник соскочив со взмыленной лошади у башни Фромборского собора , вбежал по ступенькам каменной лестницы и вошел в комнату, где лежал на смертном одре престарелый каноник собора. Он успел вовремя. Старик взял своими высохшими руками книгу и умер, прижав ее к груди. Но это только легенда. Не было спешащего гонца. Книгу не торопились показать автору, хотя в ту последнюю зиму он очень болел. Умер Коперник 24 мая 1543 г. Его великое творение начало свою бессмертную жизнь после смерти своего создателя. А в 1616г. произведение Коперника было внесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». И этот позорный запрет продолжался более 200 лет. В Россию сведения о гелиоцентрической системе стали проникать только в XVII в. Книга вызвала негодования Синода и была запрещена, а выпущенные экземпляры собирались и сжигались. Нарушить волю синода осмелился только Ломоносов, чрезвычайно ценивший учение Коперника. Грандиозные успехи в астрономии в конце XVIII-вначале XIX в. Вынудили католическую церковь сдаться. И в 1822г. запрет с книги Коперника и других ученых был снят. В настоящее время учение Коперника не утратило своего значения.

Исследует он быстрый бег Луны,

Движенье переменчивых созвездий

И путь планет средь звездной тишины,

Шаг времени в непостижимой бездне.

В основу рассуждений положил

Он принцип новый и необычайный.

И мир вещей покорно приоткрыл.

^ 4.Работа с картиною. «Сожжение Джордано Бруно»

( Дети самостоятельно составляют рассказ по картине, предварительно ознакомившись с биографией Джордано Бруно )

5/^ Сообщение учащихся о жизни и деятельности ученого Кеплера.

2 ученик: Иоганн Кеплер/ 1571-1630/- великий астроном и математик. Замечательного немецкого ученого всю жизнь преследовали страшные тяготы и лишения. Но, несмотря на это Кеплер поставил и решил задачу о законах движения планет. Для этого ему пришлось восстать против духовного застоя. Он родился 27 декабря 1571 г. вблизи г. Вейля. Отец его, Генрих Кеплер – разорившийся дворянин, служил простым солдатом. Мать дочь деревенского трактирщика, не умела читать и писать. При рождении мальчик чудом остался жив. Когда ему было 4 года, родители бросили его больного оспой на произвол судьбы. В 13 лет он умирал в 3-й раз. На этот раз все думали, что он умрет, но он выжил. Этот худой, хилый человек словно не хотел уйти из мира, не оставив в нем память о себе. С 4-х лет Кеплер воспитывался у деда, в 6 лет он пошел в школу. Но родители со временем заберут его из школы и заставят работать в своем трактире, открытом для поправки материального положения. Так с прислуживания в кабаке, начал жизненный путь Иоганн Кеплер. Семья вскоре распалась, и болезненного, но способного мальчика отдали в монастырскую школу, через два года он перевелся в духовную трехгодичную школу, после которой учился в Тюбингенской семинарии, а затем в Тюбингенском университете. В университете Кеплер познакомился с учением Коперника, сделавшись его горячим сторонником. С этих пор богословием он не занимался. После блестящего окончания университета он был назначен учителем математики и философии в училище г. Граца, где стал заниматься научной работой по астрономии, а также составлять календари и гороскопы. Занимался астрологией, чтобы не умереть с голоду, прокормить свою семью и вести исследования по астрономии. Его первая книга, изданная в 1957 г. вышла под интересным названием «Космографическая тайна». Свою работу он отослал датскому астроному Тихо Браге и Галилео Галилею. Браге довольно холодно отнесся к его идеям, но обнаружил у автора прекрасные навыки вычислителя, поэтому приглашает Кеплера в свой астрономический городок Ураниенбург. И в 1601 г. когда из-за преследования со стороны католической церкви жизнь на родине стала не возможной, Кеплер, приняв предложение Тихо Браге, поехал к нему в Прагу, т.к. знаменитый датский астроном покинул свое детище – Ураниенбург, не поладив с приближенными молодого датского короля. В 1609 г. в Праге вышла в свет книга Кеплера «Новая астрономия, или небесная физика с комментариями на движение планеты Марс по наблюдениям Тихо Браге». 8 лет корпел он над расчетами, 70 раз повторил каждое вычисление, пока над его столом не выросла гора бумажных листов. Он жил впроголодь, впадал в отчаяние, доходил до иступления, но победил, сформулировав два закона о движении планет. Первый экземпляр книги Кеплер направил императору с личным посвящением. Но государь, получив книгу, ничем не помог математику. Кеплер писал: « Касса пуста и жалованья не дают». Даже великое не принесло Кеплеру благополучия: нужда и несчастья продолжали преследовать его. В 1610 г. умерли его жена и сын, и он остался с двумя детьми на руках. Материальная нужда заставила Кеплера покинуть Прагу и поехать в Линц, где он занял место преподавателя математики. В 1613 г. он женился во второй раз. Семья быстро росла и проблема куска хлеба все сильнее угнетала ученого. И вот новый удар судьбы: в 1615 г. его мать обвинили в колдовстве. Кеплер все свои силы, находчивость, изобретательность и здоровье тратит на то, чтобы спасти свою мать от костра. Только в 1620 году ее освободят из подземелья инквизиции. Разве не поражает нас железная сила духа этого человека, который в таких условиях выпускает в 1619 г. новое произведение «Гармония мира» содержащий 3-й закон движения планет. У него имеются труды по оптике, математике. Наиболее известны «Рудольфовы таблицы» - это астрономические планетные таблицы, над которыми Кеплер работал более 20 лет. Они названы в честь императора Рудольфа II . Эти таблицы в течение двух веков служили морякам и астрономам, составителям календарей и астрологам. Их заметили только в XIX в.

В 1618 г. начинается Тридцатилетняя война. Казна по-прежнему пуста, Кеплеру вновь не платят жалованье. Он живет случайными заработками, пока в 1628 г. не поступает на службу астрологом к полководцу Валенштейну. Но его гороскопы и независимый характер не понравились грубому и честолюбивому полководцу. Кеплер вновь возвращается в г. Линц. Совершает многочисленные поездки в Регенсбург, хлопоча о выдаче ему жалованья. За 30 лет службы он получил лишь восьмимесячный оклад. Во время одной из таких поездок он простудился, заболел и умер 15 ноября 1930 г. в Регенсбурге. Беды не оставили Кеплера и после смерти. Во время Тридцатилетней войны было полностью разрушено кладбище, на котором похоронили Кеплера. Его рукописи растащили и растеряли. В 1774 г. Петербургская академия наук купила большую часть архива Кеплера. В честь этого замечательного человека и большого ученого на его родине, в Вейле и Регенсбурге, установлены памятники и открыты музеи.

3 ученик: Галилео Галилей - великий итальянский ученый, создатель классической механики, родился 15 февраля 1564 г. в Пизе, в семье небогатого пизанского дворянина. Отец его Винченцо Галилей, был музыкантом, искусствоведом, композитором и даже математиком. В 1575 г. семья переезжает во Флоренцию, один из самых культурных городов Италии, на родину многих замечательных людей эпохи Возрождения. Образование получил в монастыре, изучал греческих и латинских классиков. Однако отца не устраивала монашеская карьера сына, и он забрал его из монастыря. В 17 лет поступил в Пизанский университет на медицинский факультет, затем перешел на юридический. Изучал математику и философию. Труды Евклида и Архимеда становятся настольными книгами молодого Галилея. В 1586 г. появляется первое небольшое сочинение о сконструированных им гидростатических весах. В 1589 г. 25-летний Галилей назначается профессором математики в Пизанский университет. Три года работы Галилея в Пизанском университете овеяны легендами. Одна из них рассказывала о публичных опытах молодого профессора по сбрасыванию тел с «падающей» Пизанской башни. Однако в университете механику и астрономию приходилось излагать в духе Аристотеля и Птолемея. В поисках более благоприятных условий для работы Галилей принял предложение правительства Венецианской республики и в 1592 г. стал профессором университета в Падуе, где проработал 18 лет. Это был самый плодотворный период его деятельности. Он занимается вопросами механики и открыто выступает против системы Птолемея-Аристотеля/учение о пропорциональности скорости падения веса тела/. Услышав об изобретении зрительной трубы, Галилей начал работать над ее конструкцией. Вскоре он изготовил трубу с увеличением в 32 раза. Направив эту трубу на небо, Галилей обнаружил горы на луне, 4 спутника у Юпитера, фазы Венеры. Млечный путь оказался состоящим из множества звезд, число которых росло с ростом увеличения трубы. Все это не соответствовало взглядам Аристотеля, а подтверждало систему Коперника. Галилей пишет книгу «Звездный вестник», которая произвела на современников ошеломляющее впечатление и его стали называть «Колумбом неба». Но не дремали враги Галилея, число которых росло с каждым днем. Все громче раздавались голоса невежд. Нападки на Галилея вскоре приняли публичный характер. Но вскоре появились проверочные наблюдения, которые подтвердили справедливость открытий Галилея. От этих открытий уже нельзя было отмахнуться, что еще больше злило врагов Галилея. С 1610 г. начинается трудный и драматический период в жизни Галилея. Друзья упорно советуют ему остаться в Падуе, поскольку Венецианская республика была одним из менее досягаемых для инквизиции мест в Италии. Но Галилей рвется в родную Флоренцию, считая, что там силы мира сего защитят его не хуже. После долгих хлопот он переезжает во Флоренцию и поступает на службу при дворе Медичи. В 1612 г. Галилей издает свой труд «Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся». Работа была направлена против механики Аристотеля. Вслед за ней появляется письмо Галилея о солнечных пятнах, которое не могло пройти не замеченное церковью. Святая инквизиция обвинила Галилея в том, что он доказывает движение Земли и неподвижность Солнца. После запрещения в 1616 г. учение Коперника, Галилея вызвали к кардиналу Беллармино для предупреждения, чтобы он больше не выступал публично с защитой гелиоцентрической системы мира. Так . Галилей получил от святой инквизиции приказ молчать. С 1616 г. по 1623 г. Галилей хотя и молчит, но много работает, скрывая результаты своих трудов от внешнего мира. В 1629 г. Галилей закончил свою основную работу «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой». В 1630 г. Галилей отправляется в Рим и начинает усиленные хлопоты по опубликованию своего «Диалога». Ему пришлось проявить незаурядные дипломатические способности, прежде чем в феврале 1623 г. во Флоренции книга увидела свет. Он представил не только астрономические, но и механические доводы в пользу учения Коперника. Специально выбрал форму диалога, чтобы не быть ответственным за взгляды спорщиков. Автор как бы стоя в стороне, старался объективно излагать обе точки зрения. Успех «Диалога» был потрясающим. Единомышленники восторженно приветствовали Галилея с открытием новой эры в изучении природы. Противники не остались в долгу. Они распустили слух, что под одной из масок спорщиков «Диалога» выведен сам папа. Началась травля Галилея. Автору было передано повеление папской инквизиции явиться в Рим. Ученый болен и просит рассмотреть его дело во Флоренции. Но ему дают лишь небольшую отсрочку, а затем грозят доставить в Рим в кандалах. В феврале 1633 г. Галилей прибывает в Рим. На допросе Галилей выбрал остроумную тактику. Он категорически отрицал что разделял учение Коперника после того как инквизиция объявила его еретическим. А книга была выпущена в свет с разрешения цензуры. Получалось, что ученый ни в чем не виноват. Но после допроса Галилей был арестован и заключен в камеру инквизиции. Для того, чтобы вырвать у него отречение церковники пошли на подлог. В течение 18 дней ученого уговаривали отречься от своих взглядов. 22 июня 1633 г. в церкви Святой Марии при большом стечении народа состоялся последний акт судилища над Галилеем. Ученый в покаянной рубашке стоя на коленях, выслушал приговор. Отныне его книга запрещалась, а сам он подлежал тюремному заключению. После оглашения приговора Галилею вручили текст отречения, который он должен был прочитать внятно и громко. Существует легенда, что зачитав текст отречения, Галилей выкрикнул: «А все-таки она вертится». Приговор и отречение произвели тяжелое впечатление. Унизительный акт судилища и отречения сильно подорвал здоровье семидесятилетнего ученого. Но Галилей не сломлен. Работает над: «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» которое закончил в 1637 г. Несмотря на запрет инквизиции печатать какие бы то ни было книги, новая работа Галилея выходит в Лейдене в 1638 г., незадолго до смерти ученого. В книге обобщено все то, что сделал Галилей в области механики. Именно « Беседы» являются лучшим доказательством непримиримости ученого. В 1642 г. Галилея не стало. Ушел из жизни один из замечательных мыслителей, великий астроном, механик, физик, математик. Он умер на 78-м году жизни вблизи Флоренции на руках своих учеников Вивиани и Торричели. И только через 95 лет была исполнена его последняя просьба: его прах был перенесен в церковь Санта-Кроче во Флоренции, где он и покоится рядом с Микеланжело. Только в 1971 г. католическая церковь отменила решение об осуждении Галилея. Следует заметить, что работы Галилея написаны языком, близким к современному.

\походу сообщений учащихся учитель демонстрирует портреты выдающихся ученых.\

5. Закрепление знаний учащихся

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомились с вами с развитием медицины, математики и астрономии в странах Европы в 16-17 столетии. Что из услышанного вам наиболее запомнилось?

(Выслушивает ответы учащихся. Проверка таблицы в тетради. Оценивание знаний учащихся)

6. Итог: Трагические судьбы ученых, их великие книги, которыми началась наука нового времени, привлекают все новые и новые поколения к образам Коперника, Бруно, Кеплера, Галилея, которые олицетворят в глазах наших современников борьбу против предрассудков за новые представления о Вселенной, Земле, пространстве, времени и движении. Открытое выступление против средневекового мировоззрения было поддержано голландскими, немецкими и французскими учеными. Факел научного знания , заженный выдающимися учеными, подхватят их ученики. И хотя их судьба сложилась трудно, а порой и трагически- своими научными работами они заслужили право на бессмертие.

\Учитель рекомендует список литературы по данной теме.\

Список литературы:

1)Гребенников Е., Николай Коперник. , М. 1973 г.

2)Веселовский И. ,Белый Ю., Николай Коперник. М .1974 г.

3)Ассонов В. , Галилей перед судом инквизиции. М.1970 г.

4) Бублейников Ф. Галилео Галилей. М. 1964 г.

5) Кузнецов Б. Галилей. М. 1964 г.

6) Штекли А. Галилей. М. 1972 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconВ. М. Глушков Как самостоятельная наука кибернетика сформировалась...
Будучи подготовлено развитием ряда разделов науки и техники (прежде всего автоматики и математики) в предшествующие годы, становление...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconЧерты внутршняго строя западно-русской церкви въ XVI 0 XVII вв
Руси и что борьба за сохраненіе ихъ составлнстъ главное содержаніе исторіи западко-русской церкви въ XVI и XVII и в. Само собою разулѣетс-я,...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconДоговор о научно-образовательном сотрудничестве между
Вузами для удовлетворения потребностей развития образования и науки в вузах, более полного взаимного информирования о культурных...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconПлан конспект урока: Всемирная история 8 класс Учителя сш №3 Бойко Елены Дмитриевны
Использовать межпредметные святи. Высказывать мнение о влияния культуры Китая на развитие Европы. Воспитывать умения сотрудничества,...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconПрограмма тура
Римской католической церкви (XIV-XVIII ст.), каплиц Боимов и Кампианов (XVII ст.), Доминиканский костёла, Армянский собор (XIV-XVI...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconУрок-экскурсия. Материально-техническое обеспечение: флаги европейских...
Цель: расширить знания учащихся о дне Европы в Украине, рассказать о значении этого праздника; расширить знания учащихся об Украине...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconУрока: Зачет по теме: «Имя существительное»
Цель урока: Проверить уровень знаний по теме: «Имя существительное» в форме игры; способствовать воспитанию интереса к изучению русского...

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconТема урока: Показательн
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11классе с углубленным изучением математики

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки icon1 История становления и развития брачного договора
Становление и развитие института брачного договора в странах Западной Европы и России

Урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки iconКонспект урока тема урока
Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<