Скачать 50.81 Kb.
|
МОН УКРАИНЫИвано-Франковский национальный медицинский университетКафедра детских инфекционных болезнейУтвержденона методическом совещании “____” _____________ 2011_ г. Зав. кафедры д.мед.н., профессор Г. Б. Матейко МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ к практическому занятию по детским инфекционным болезням для студентов V курса факультета подготовки иностранных граждан по специальности «лечебное дело»: Тема: " Острые кишечные инфекции у детей" Ивано-Франковск 2011 г. Актуальность темы. Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это группа инфекционных заболеваний разной этиологии (вирусной, бактериальной, грибковой, паразитарной), которые характеризуются фекально-оральным путем передачи, с подавляющим поражением желудочно-кишечного тракта. Острые кишечные инфекции занимают одно из ведущих мест в инфекционной патологии детского возраста. По данным ВОЗ в мире ежегодно болеют острыми желудочно-кишечными заболеваниями (диареями) больше 1 млрд. людей, из каких 65-70% составляют дети в возрасте до 5 лет. В нашей стране в последние годы отмечается выразительная тенденция к росту заболеваемости на ОКИ. При таких наиболее распространенных ОКИ, как сальмонеллез и шигеллез, в два раза увеличился процент летальности (с 0,05 до 0,1%). В предыдущие годы в стране погибало от ОКИ от 15 до 18 тыс. детей, что составляло до 60% от общего числа умерших от инфекционных заболеваний (Морунова А. А., 1990). По распространенности ОКИ уступают только острым респираторным заболеваниям, а в структуре смертности детей от инфекционных причин в Украине ОКИ занимают 2-3 место. В практике педиатра и семейного врача остается важным синдромальный подход к диагностике ОКИ. Разграничение секреторных и инвазивных диарей имеет большое значение для дифференцированного подхода к их терапии. Инвазивные диареи требуют обязательного назначения антибактериальных препаратов, а при секреторных диареях важным является проведения регидратационной и диетотерапии. Очень важным для педиатра является умение правильно оценить тяжесть ОКИ, определить ведущие синдромы, которые угрожают жизни ребенка: эксикоз, энцефалопатия, инфекционно-токсический шок, гемолитико-уремический синдром, ДВС-синдром, острая почечная недостаточность. ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Задание для самостоятельной позааудиторной работы: Контрольные вопросы темы: 1. Значение изучения ОКИ у детей. 2. Этиологическая структура кишечных заболеваний в зависимости от возраста детей. 3. Понятие об инвазивных и секреторных диареях, современный взгляд на патогенез их развития. 4. Семиотика поражений ЖКТ у детей. 5. Источник инфекции, восприимчивость к ОКИ у детей разных возрастных групп. 6. Классификация эшерихиозов, ротавирусной инфекции. 7. Клинические особенности течения шигеллеза. 8. Клинические особенности течения сальмонеллеза. 9. Клинические особенности течения эшерихиозов II группы, иерсиниоза. 10. Клинические особенности течения энтероколитов, вызванных условно-патогенной флорой. 11. Клинические симптомы течения эшерихиозов ІІ и Ш группы. 12. Клинические симптомы течения холеры. 13. Клинические симптомы течения ротавирусной инфекции. 14. Особенности течения инвазивных и секреторных диарей у детей раннего возраста. 15. Понятие о токсикозе с эксикозом, патогенез, клинические признаки разных видов эксикоза. 16. Дифференциальный диагноз ОКИ у детей. 17. Бактериологические и серологические методы исследования детей, больных ОКИ. 18. Принципы лечения детей с инвазивными диареями. 19. Принципы лечения детей с секреторными диареями. 20. Принципы лечения токсикозов с эксикозами у детей разных возрастных групп. 21. Противоэпидемические мероприятия в очагах вспышки ОКИ. 22. Принципы профилактики ОКИ у детей. Самостоятельная аудиторная работа Работа около кровати больного: собрать анамнез, провести объективное обследование больного, интерпретировать данные дополнительных методов исследования. Сформулировать клинический диагноз, провести дифференциальный диагноз с подобными заболеваниями, учитывая клиническую симптоматику и данные лабораторно-инструментальных методов исследования. Составить план лечения, определить объем профилактических мер и режим, назначить соответствующую диету и медикаментозное лечение. Литература Основная:
Дополнительная: 1. Инфекционные болезни в детей / под ред. В. В. Ивановой. - М.: МИА, 2002. - 923 с. 2. Руководство по инфекционным болезням в детей / В. Ф. Учайкин. - М.: ГЕОТАР Медицина, 1998. - 809 с. 3. Инфекционные болезни в детей / под ред. В. Н. Тимченко, Л. В. Быстряковой. - Спб.: СпецЛит, 2001. - 560 с. 4. Богадельников И. В. Дифференциальный диагноз важнейших инфекционных заболеваний в детей. - Симферополь, 1999. - 528 с. 5. Учайкин В. Ф., Новокшонов А. А., Мазанкова Л. Н., Соколова Н. В. Острые кишечные инфекции в детей (диагностика, классификация, лечение). Пособие для врачей. - М., 2003. - 34 с. Методическое указание составила ассистент Н. Б. Горбаль |
![]() | «подготовки иностранных граждан»к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине | ![]() | «подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине |
![]() | «подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине | ![]() | «подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине |
![]() | «подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине | ![]() | «подготовки иностранных граждан»к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине |
![]() | «лечебное дело» и «педиатрия» к практическому занятия по клинической паразитологии и тропической медицине | ![]() | Тема практического занятия: "Дифференциальный диагноз заболеваний с синдромом экзантемы (корь, краснуха, скарлатина, псевдотуберкулез)"... |
![]() | «подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине | ![]() | При них сыпь — обязательный компонент клинической картины заболевания, вокруг него разворачивается диагностический процесс, на ней... |