Литература




Скачать 300.54 Kb.
НазваниеЛитература
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер300.54 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Астрономия > Литература
  1   2   3







МИР СКАЗКИ Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста01.12.2011 Поляшова Светлана Владимировна 


Мудр у всех понемногу научающийся

Китайская мудрость
Сказки есть в каждом доме, в период детства они читаются всем детям. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые впечатления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло и, конечно же, в сказках происходят чудеса, которые ребёнок ждёт радостно и трепетно. А ведь чудо совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем, может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу друг другу учит нас сказка. И эта мысль стала мотивом данного блока занятий, основанного на методике сказкотерапии, где ребёнок является непосредственным участником сказочных событий, проявляет свои чувства и эмоции, учит детей оригинально, непривычно, по-своему воспринимать содержание сказки.

Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Данная методика предлагает детям свои впечатления, переживания и эмоции выразить в художественном варианте: вырезать, склеить, нарисовать, изобразить.

Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством эмоционального выражения чувств самого юного созидателя. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.

На эти занятия ребёнку предлагается не только воспроизвести необходимое действие, связанное с усвоением предлагаемого материала, но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – воспитателями, родителями, своими сверстниками.

Знакомясь с данными занятиями, вы увидите, что основная работа происходит на ценностном уровне. Это отличительная особенность сказкотерапевтической методики. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и душами воспитанников.

Рекомендация: желательное условие проведения данных занятий, чтобы педагог был одет в русский народный костюм
Содержание.

  1. Занятие № 1 по сказке «Прогулка в космос»………………………………….3

  2. Занятие № 2 по сказке «Зоренька»……………………………………………..6

  3. Занятие № 3 по сказке « Что посеешь, то пожнёшь»…………………………8

  4. Занятие № 4 по сказке «Новый мир»…………………………………………11

  5. Занятие № 5 по сказке «Спасительная Гармония»…………………………..14

  6. Литература……………………………………………………………………...17


^ Занятие № 1 по сказке «Прогулка в космос».

Необходимые материалы:

Иллюстрации с видом планет, звездного неба, ракет, звезда из фольги на палочке, макет космического корабля, обручи, мыльные пузыри, «Летающая тарелка» (из картона, украшенная цветными огоньками), цветная самоклейка, ножницы, листы А4, паролоновая губка, гуашь голубого цвета, скотч бесцветный

Вступление

Сегодня мы с вами будем разговаривать о космосе. Обратите внимание на иллюстрации, которые расположены перед вами.

  • Какие космические объекты вы можете назвать?

  • Каким образом можно попасть в космос?

^ А я вам расскажу каким образом попала в космос я: (звучит спокойная, тихая музыка)

Сказка

Однажды вечером я пошла, прогуляться перед сном. Я просто бесцельно бродила по улицам. Вечер выдался морозным, поэтому небо было безоблачным. Вся солнечная система была как на ладони. Небесный свод был усеян звездами. Я долго любовалась бескрайними небесными просторами. Меня всегда мучил один и тот же вопрос, вопрос бесконечности нашей вселенной. Вдоволь намечтавшись, я отправилась домой.

Под впечатлением своих фантазий я сладко уснула. Вот тут-то и началось все самое интересное.

Я вхожу в большой зал, где сидит много людей они бурно что-то обсуждают. Я присаживаюсь за их стол и включаюсь в работу. Понимаю, что идет подготовка к увлекательному путешествию в межпланетное пространство. Наша группа получает последние задания к реализации установления контактов с инопланетными цивилизациями. Вооружившись всеми необходимыми знаниями, мы отправляемся в следующий зал, где находятся наши космические костюмы. Люди в специальной одежде обеспечили нашу команду всем необходимым. Я в составе космической команды следую к автобусу, который уже мчит нас к месту запуска космического корабля. Я испытываю некоторое волнение перед предстоящим полетом в неизведанное пространство.

^ Закройте глаза и слушайте меня внимательно, и я вам помогу побывать вместе со мной в космосе

(звучит тихая аудиозапись – космическая) и дети, вслушиваясь в музыку, на носочках идут за ведущим на ковер, садятся на пяточки кружком в позу расслабления. Ведущий, каждого ребёнка касается волшебной звездой. Ну вот, теперь вы тоже готовы к полёту в космос.

Мы с группой космонавтов и вместе проследуем на корабль и займём свои места. Голос в наушниках сообщил, что корабль готов к запуску и получена команда СТАРТ.

Наш корабль благополучно вышел на околоземную орбиту и двигался по заданному алгоритму.

Первый контакт происходит с планетой ЛУНА. Прилунившись, мы произвели высадку. Впечатлили просторы лунного пространства.

Упражнение 1. «Экскурсия по Луне»

Дети выполняют прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Руки выполняют функцию крыльев летающих существ. Затем снова возвращаются на ковёр в кружок в позу расслабления.

К нашему сожалению, мы не увидели растительности, повсюду простиралась песчаная пустыня с различными впадинами и пригорками. Побыв некоторое время в лунном пространстве, мы благополучно вернулись на борт корабля.

^ Звучит фонограмма музыки о космосе. Дети закрывают глаза, готовясь к дальнейшему полёту

Командир нашего экипажа уже готовился к следующему старту. И вот наш корабль уже на пути к следующей планете, ВЕНЕРА. Путь оказался не таким уж и продолжительным, и капитан объявил посадку. Мы покинули корабль для исследования новых территорий. Нашему взору представились необычные картины.

Упражнение 2 «Экскурсия по Венере»

Дети стоя в кругу под фонограмму прикладывают ладонь ко лбу и разглядывают окружающую обстановку справа и слева. Затем появляются цветные мыльные пузыри, дети любуются ими, радуются, но они лопаются и исчезают. Затем дети двигаются по кругу, изображая невесомость и возвращаются на исходное место (космический корабль)

По поверхности планеты передвигались какие-то незнакомые существа, не обращавшие на нас ни какого внимания. Они так были увлечены своими занятиями, что присутствие пришельцев их совершенно не смущало. Но мы не могли, долго находится на этой планете потому, что было очень мало суши и очень много какой-то жидкости. Передвижения были ограничены. Капитан корабля зафиксировал, что жизнь на Венере не возможна: растительность отсутствует, кислорода нет, большая часть пространства заполнена каким-то вязким составом неопределенного цвета. Пробы конечно были изъяты для изучения. Получив, всю необходимую информацию мы проследовали в корабль. Рассевшись по своим местам, наша ласточка несла нас в неизведанные просторы. Полёт проходил ровно, без осложнений и это придавало нам силы для путешествия.

^ В зале появляется летающая тарелка (круг из картона, украшенный цветной гирляндой или кружками золотистой самоклейки, с антеннами из спиралевидной проволоки)

Неожиданно на экране дисплея показался объект, к которому мы стремительно приближались. Капитан отдал команду готовности к состыковке. Это оказался неизвестный нам летающий объект, со множеством огоньков и антенн, напоминающий, по форме сплюснутый диск очень больших размеров. На экране нашего дисплея показались какие-то существа золотистого цвета, чем-то напоминающих кузнечиков. Они очень забавно перемещались, не двигая конечностями. Они не разговаривали с нами, как обычно это делаем мы, но было понятно, что они приглашают нашу команду посетить их планету.

^ Дети встают около летающей тарелки и выполняют:

Упражнение 3 Кузнечики

На полусогнутых ногах, руки согнуты в локтях и прижаты к груди, дети под фонограмму выполняют лёгкие прыжки друг за другом. После этого рассаживаются парами на ковре друг против друга в позу расслабления и вслушиваются в слова ведущего и имитируют беседу друг с другом

Неожиданно для всех нас, через мгновение мы очутились в незнакомом месте, среди большого скопления людей, абсолютно похожих на нас внешне. Иноземные люди с интересом рассматривали нашу команду, обнюхивали, касались наших тел и что-то обсуждали. А нас настолько поразила красота и чистота той местности, где мы оказались, что мы на мгновение забыли с какой целью прибыли сюда.

Упражнение 4: Расслабление-медитация (дети закрывают глаза, и вслушиваясь в тихий голос воспитателя концентрируют своё внимание на озвучиваемых объектах, который предлагает как можно ярче представит называемый образ

Неизвестная нам планета представляла собой «девственную» Землю. Прекрасное голубое небо, необъятные зелёные просторы. Мы не увидели домов, шоссейных дорог, какого-либо транспорта, фабрик и заводов там тоже не было. Придя в себя, удобно, рассевшись на лужайке мы, наконец-то начали обмен информацией. Поведали нам о том, что мы оказались на планете «Прекрасное зелёное». О том, что жители планеты живут в гармонии с природой, они кушают то, что она им дает, фрукты и овощи. Что люди этой планеты много трудятся, обладают различными способностями, которые им помогают жить в комфорте с природой и друг с другом. У них никогда не бывает воин и катаклизмов. Жители этой чудной планеты рассказали о том, что им все известно о землянах. О том, как не рационально земляне построили своё существование на планете. О том, что они совершенно забыли о вере, что привело к многочисленным воинам. О том, что своими действиями земляне нещадно губят свою планету, что ведёт к разрушению и гибели всего живого. И еще очень о многом, о чём обязательно нужно серьезно думать и обсуждать. Мне стало так тревожно за нашу прекрасную планету Земля, которая даёт нам жизнь, взращивает нас, а мы вот так, по-варварски, не любя ни себя, ни своих близких, ни всё, что нас окружает.

^ Далее ведущий тихим голосом сделать медленный глубокий вдох-выдох, расслабить мышцы и медленно открыть глаза

- Да! Ну, вот и совершила полет в межпланетном пространстве вместе с вами

Совершается ритуал выхода из сказки: Встав в круг и взявшись за руки дети смотрят на звезду в руках ведущего, который произносит слова: « Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё что мы увидели, всё, что услышали» дети протягивают руки в круг. Совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

  • Понравился ли вам наш полёт?

  • Что особенно запомнилось?

Сейчас мы с вами вместе попробуем оформить картину нашей прогулки в космос.

Цель: Научить детей выстригать из бумаги квадратной формы звёзды, круги

Подготовка:

Взрослые готовят листы ватмана, тонируя его губками темно-синей краской, затем склеивая их скотчем и прикрепляя к стене.

Дети выстригают

  1. из прямоугольников золотистой самоклейки. выстригают звезды по трафарету или путём складывания прямоугольника

  2. из квадратов разного цвета выстригают круги (планеты)

  3. из серебристой самоклейки конструируют ракету

  4. затем решают, какую фигуру, где лучше расположить, чтобы получилось коллективное панно.

  5. Дети прикрепляют к ватману свои предметы, согласно принятому решению

  6. Обсуждают, картину все вместе:

  • Посмотрим на нашу картину издалека, чтобы увидеть её целиком

  • Что летит в космос?

  • Какие планеты посетит наша ракета?

  • Как назовём нашу картину? (дети предлагают варианты)

  1. В конце занятия педагог зачитывает стихотворениё автора


Какой красивый мир!
Как прекрасен Мир вселенной

Необычный и простой,

Добрый, светлый и забавный

Словно лучик золотой.

Мы пришли в тот Мир познанья

Совершенствовать его.

Перенять творенье Бога,

Как задумала природа.

Научиться, преумножить.

И потомкам передать.

Сохранив земные недра

Для дальнейшего творенья.

Но откуда взялся ветер

Ураганом разрушенья

Прокатил по всей земле.

Поселив в душе смятенье

Жадность или развращенье,

Лень не нужную сейчас,

Отвращенье брата к брату

И войне приведшей к праху.

Люди, милые, очнитесь!

Вспомнив предков,

В Дом вернитесь.

И начните всё с нуля.

С чувством, с толком, с расстановкой

Не губя природу-мать.


^ Занятие № 2 по сказке «Зоренька»

Необходимые материалы: фонограмма со звуками леса, ветра; свеча

Вступление

Ведущий задаёт вопросы: Что было прошлый раз; что помнят; использовали ли они бережное и доброе отношение к природе, друг другу.

Вхождение в сказку

Ведущий проводит ритуал «входа в сказку»: встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на зажжённую свечу

Сегодня я вас познакомлю с новой сказкой. Рассаживайтесь поудобнее на ковре. (Дети рассаживаются перед ведущим полукругом). Звучит тихая фонограмма: шум леса, звук ветра и на её фоне начинается рассказ сказки:

Сказка

Средь дремучих лесов. Средь необъятных полей золотой пшеницы, некогда стояла деревенька, с простым названием Ковшево. Проживал в этой деревушке народ: молодой и старый; бедный и богатый; трудолюбивый и ленивый, вобщем самой разный. И жизнь у ковшевских жителей протекала по - разному, но всегда в трудах и хлопотах: кто скотину пас, кто поля пахал, старики молодежь воспитывали. Все вроде гладко шло. Но время от времени наставала такая пора, будто черная кошка пробегала, сосед с соседом ссорился, домовой в избе шалил. Догадывались мудрые-то жители о том, что нето-нето, а молодежь-то и встанет на путь греха. Кто сладенького полижет (спиртного выпьет), кто со старым поругается, а кто и малого обидит. От сюда и беды в Ковшеве случались. Молвили старики, что люди забывать стали наказы дедовы.

Дед мне сказывал, якобы бабка Матрёна ругивала своих-то:

- Ой робёнки, в прежние-то времена мы не эдак жили и в церкву ходили, и стариков почитали. А вы ноне, совсем беспутые стали, вот и маетесё.

Деревню не зря Ковшевом величали с давних пор. Ведь почему прежние-то баще жили, а потому, что от стара к младу традиции русские передавались – вокурат ковшом черпались, о молитве народ помнил.

Сказ мой о семье Лизаветы да Матвея, они-то и есть, робёнки бабки Матрены. Жили Лизавета с Матвеем в любви да согласии, а Бог детушек им не давал. Кручинилась Лизавета, уйдёт в лес по черничку аль брусничку, завоет белугой, вымаливает у Боженьки дитя, ан как не было, так и нет. Бабка Матрёна совсем поедом ест, пустой кличет, ну где бабе это снести. Да что Матрёна, по всей деревне судачить стали, мужики Матвея затравили.

Упражнение 1 Плач. Предлагается детям почувствовать и показать состояние печали, кручины. Затем дети «плачут». После «плача» все расслабляются в положении сидя. Ведущий объясняет. Что после плача человеку становится легче, мышцы его тела сами расслабляются! Лицо становится спокойнее, руки свободно свисают вдоль тела… Ведущий подходит к каждому ребёнку и слегка поглаживает его плечи, руки, голову, спину.

Слава Богу у Лизаветы бабушка Авдотья была, знахаркой в Ковшеве. Уважал народ её, даже побаивался. Цикнет на баб Авдотья, они языки-то и прикусят. Литико жаркое тогда выдалось, чего-нибудь да случиться, то пожар, то гроза загромыхает страшенная. Выглядили соседи как-то Авдотью, что по утру, на зорьке, она в поле ходит, до того как бабы подойниками забрякают. А Авдотья зайдет в рожь, руки в небушко выздынет, да и приговаривает: «Зоренька заря, дай Лизоньке дитя». Эдак все литико-то и выходит.

Упражнение 2 Стихия Дети идут по кругу друг за другом и выполняют упражнения: вода – руки вверху, плавные движения вправо-влево; земля – руки вниз;

воздух – руки вверх, огонь – вращения руками вверх- вниз.

Не знаю с той поры сколь и воды утекло, сколь, сколь погод сменилось. Как-то на зорьке пошла Лизавета со скотиной управлять, полезла на овин за сеном, глядь чудо-чудное, диво-дивное, младенец лежит, посапывает сладко, будто её дожидает

. Обрадела Лизавета, схватила в охапку дитя, да в дом поволокла. Распахнула одеяльце и увидела, что девку Бог послал. Кликнула она мужа любимого, обрадовала.

Упражнение 3 Радость звучит весёлая музыка. Детям предлагается порадоваться с Лизаветой, они пляшут, прыгают, веселятся. После окончания музыки дети садятся в позу расслабления.

На семейном совете порешили, младенца Зоренькой назвать. Росла девочка бед не знала, как у Христа за пазухой. Отец с матерью не нарадуются, бабка Матрёна глаз не сводит. Растет Зоренька, ума-разума набирается. Волосенки белокуры, да барашисты, словно облачко в небе, глазёнки будто васильки, звонкая, как капель весной. Бабка Матрена замечать стала, коль прихворнёт скотинка, Зоренька тут как тут, наглаживает да чего-то приговаривает, скотинка на поправку идет. Переняла девочка у бабушки Авдотьи дар Божий людей лечить, поводит ручёнками, погладит и заживет болячка. Поняли Ковшеские жители, что надо в вере и правде жить. До сих пор традиции, да веру ковшом черпают из недр Земли-матушки, да небесному Батюшке поклоняются.

- Сказка закончилась. Но доброта у людей друг к другу живёт и поныне. А в память об этой доброй сказке давай те возьмём из неё всё доброе, что услышали.

- Дети стоя в кругу выполняют «выход из сказки»

Вариант 1

- А теперь давайте попробуем изобразит на листе ватмана ту деревеньку под названием Ковшево

Цель: создание декоративного панно. Показать детям как из отдельных элементов можно всем вместе составить большую композицию

Подготовка: лист ватмана, скотч двухсторонний, губки паролоновые, гуашь, ножницы, цветная бумага, фломастеры

Объяснение задания: дети делятся на группы. 1 – выстригают из цветной бумаги домики и ёлочки путём сгибания прямоугольников пополам, домики расписывают фломастерами. 2 группа – делает роспись фона. Губками расписывают небо и душистую зелёную траву, в которой поселятся бабочки и цветы. Пока подсыхает фон, дети второй группы расписывает заготовки цветов и бабочек

Закрепление фигур домов, ёлочек, бабочек и цветов на подсохшем фоне. Подрисовка деталей фломастерами

- Присмотритесь к фону картины и определите место заготовкам леса, домов, цветов и бабочек. Фломастерами можно сделать любые подрисовки. Прикреплять фигуры будем двухсторонним скотчем. Дети обдумывают, где лучше разместить фигурки, подрисовывают дополнительные образы и персонажи

Обсуждение работы: педагог собирает детей около панно. Все вместе вы создали эту картину. Это будет иллюстрация к нашей новой сказке под названием «Зоренька»

Вариант 2

Изготовление ковша способом папье-маше.

Подготовка: газета, клей, гуашевые краски.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература iconЛитература по психологии,классическая литература,компютерное железо,документация,языкипрограммирования,религия,философия,самые...
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...

Литература iconРелигиозно-суфийская литература Крымского ханства
Мусульманская религиозная литература распространилась в Крыму вместе с исламом. Данная литература ставит перед собой целью популяризирование...

Литература iconЛитература, рекомендованная при изученнии неонатология Основная литература...
Неонатология под ред. Н. П. Шабалова в ІІ томах Санкт-Петербург-Специальная литература. 493, 504с

Литература iconРеферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература...

Литература iconРусскоязычные литературные интернетресурсы
...

Литература icon1-й курс. Рекомендованная литература. Художественная литература

Литература iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Литература Древней Руси...
Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские...

Литература iconРабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса
«Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы рф» (составители: Никольская Г. Н., Бирюкова С. К., Хайруллин Х. З. –М:...

Литература iconЛитература, зарубежная литература
Нім мова Підручник с. 57-59 впр. 1,2,4(чит.,перекл.),5-усно. Роб зошит с. 36-37 впр. 1,3,4a,b-письмово

Литература iconЛитература (русская и мировая)
Исаева Е. А., Сафарян С. И. Литература: Учеб для 5 кл общеобразоват учеб заведений с рус яз обучения. – К.: Навч книга, 2005

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<