Кафедра детских инфекционных болезней




Скачать 67.51 Kb.
НазваниеКафедра детских инфекционных болезней
Дата публикации27.12.2013
Размер67.51 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Астрономия > Методическая разработка
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
Ивано-Франковский национальный медицинский университет
Кафедра детских инфекционных болезней

Утверждено
на методическом совещании
"____" _____________ 2011_ г.
Зав. кафедрой д.м.н., профессор Г. Б. Матейко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по детским инфекционным болезням
для студентов V курса факультета подготовки иностранных граждан

по специальности «лечебное дело»

ТЕМА: Грипп. Острые респираторные вирусные инфекции.
Вирусные гепатиты у детей ..




Ивано-Франковск

2012 г.

Актуальность темы. ^ Вирусные гепатиты(ВГ) - группа вирусных инфекций, которые характеризуются преимущественным поражением печени. Вирусную природу заболевания было впервые доказано в 1937 году в США Джю Финделем и Ф. Мак-Коллюмом. В дальнейшем были выделены вирусы, возбудители вирусных гепатитов: гепатита А, В (1970), гепатита С (1989), гепатита D (1977), гепатита Е (1990), гепатита G (1995), TTV(1997), SEN(2000 ).

         Ведущим синдромом ВГ является желтуха. Желтуха характеризуется желтой окраской кожного покрова вследствие накопления билирубина в сыворотке крови и последующим его отложением в подкожных тканях.
Желтуха является одним из наиболее ярких и значимых в диагностическом и дифференциально-диагностическом отношении симптомов. Они встречаются при многих инфекционных и неинфекционных болезнях (ВГ, ЖКХ, синдром Жильбера, Ротора, болезнь Бойлера, лептоспироз, желтухи новорожденных). При них желтуха - обязательный компонент клинической картины за-заболевания, вокруг него разворачивается диагностический процесс, на ней основывается дифференциальный диагноз. И несвоевременная диагностика безжелтушной формы ВГ приводит к хронизации процесса.

В диагностике заболеваний, при которых наблюдается желтуха, обязательно необходимо ориентировочно определить его этиологию, так как это важно для назначения стартовой терапии до получения результатов дополнительных методов исследования.

^ Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - это группа острозаразных вирусных заболеваний, которые характеризуются симптомами инфекционного токсикоза и преимущественным поражением слизистых оболочек респираторного тракта.

К этой группе относятся: грипп, парагрипп, аденовирусная, респираторно-синцитиальная, риновирусная, реовирусная, коронавирусная инфекции.

ОРВИ - самые распространенные на земном шаре заболевания. Практически каждый человек несколько раз в год болеет ОРВИ, чаще всего - дети. ОРВИ составляют 2/3 и более от общей заболеваемости детей.
Удельный вес отдельных нозологических форм в структуре ОРВИ у детей непостоянный, зависит от эпидемиологических условий и возраста детей. В межепидемический по гриппу период на долю гриппа приходится не более 15%, наибольшая заболеваемость обусловлена аденовирусами - 20%, РС-вирусами - 20%, вирусами парагриппа - 15-20%, рео-, рино-, коронавирусы - до 5%. Примерно у 30% случаев этиологию ОРВИ не удается расшифровать. В эпидемический по гриппу период заболеваемость гриппом увеличивается в десятки раз, а относительная частота других ОРВИ значительно снижается.
В возрастном аспекте: дети первых месяцев жизни болеют редко, потому что находятся в относительной изоляции и имеют пассивный иммунитет, который приобрели от матери трансплацентарно, а также продолжают получат с материнским молоком. Наибольшая заболеваемость приходится на детей 2-го полугодия и первых 3-х лет жизни, что связано с потерей материнского иммунитета и увеличением контактов.
 Цели занятия:

2.1.Студент должен знать:
1. Особенности этиологии, эпидемиологии, патогенеза ВГ и ОРВИ у детей;
2. Клинические варианты течения вирусных гепатитов, методы лабораторной диагностики, принципы профилактики и лечения больных вирусными гепатитами А, В, С, D, E, F, G, TTV, SEN.
3. Клинические варианты течения гриппа и ОРВИ в зависимости от возраста ребенка и тяжести заболевания.

2.2.Студент должен уметь:
1.Проводить дифференциальный диагноз паренхиматозных, коньюгационных, механических, гемолитических желтух у детей раннего возраста. Овладеть общими принципам диагностики, лечения и профилактики.
2. Проводить дифференциальную диагностику гриппа и ОРВИ.
3. Определять тактику ведения больного при гриппе и ОРВИ у детей.

4. Демонстрировать умение ведения медицинской документации детей, больных гриппом и ОРВИ.

2.2. Воспитательные цели:
Изучение темы способствует формированию у будущих врачей клинического мышления, овладению общими принципами диагностики, лечения и профилактики.

Контрольные вопросы к теме:
1. Особенности возбудителей ВГ.
2. Эпидемиология ВГ (источник инфекции, пути передачи, восприимчивость).
3. Особенности патогенеза.
4. Основные периоды болезни, их характеристика, продолжительность.
5. Дифференциальный диагноз надпеченочной, печеночных и подпеченочный желтух.
6. Результаты лабораторных исследований.
7. Особенности течения ВГ у детей раннего возраста.
8. ВГ у беременных.
9. Профилактика ВГ.
10. Клинические варианты течения гриппа и ОРВИ в зависимости от возраста ребенка и тяжести заболевания.
11. Осложнения при гриппе и ОРВИ.
12. Лабораторную диагностику гриппа и ОРВИ.
13. Дифференциальную диагностику гриппа и ОРВИ.
14. Принципы лечения гриппа и ОРВИ в зависимости от возраста ребенка и тяжести заболевания.
15. Специфическую профилактику гриппа.
16. Неспецифическую профилактику гриппа и ОРВИ.
17. Диагностику неотложных состояний при гриппе и ОРВИ: крупа, гипертермического и судорожного синдромов.
18. Неотложную помощь при крупе, гипертермическом и судорожном синдромах.
19. Эпидемиологические и клинико-патогенетические особенности пандемического гриппа.
^ Самостоятельная аудиторная работа
Обследование больных ВГ и ОРВИ по общим требованиям: жалобы, анамнез, эпидемиологический анамнез, объективный статус. Знакомство с лаботорными данными из истории болезни.
^ Ориентировочная карта обследования больного

Задание

Указания к выполнению

Записи студента

1. Анамнез.

-дата заболевания;
-первые признаки;
-дата обращения к врачу;
-последовательность развития симптомов;
-характер обследования и лечения на дому.




2. Эпиданамнез

Контакт с больным в школе, детском саду, дома, посещение стоматолога, маникюр, оперативные вмешательства, переливание препаратов крови, употребление "сырой" воды.
-контакт с больным гриппом и другими ОРВИ;
-в какой форме переносили окружающие лица   ОРВИ;
-преморбидный фон ребенка;
-неблагоприятные факторы заболеваний (переохлаждения, перегрев, прививка).





3. Обследование больного.

Тяжесть состояния.
Характеристика желтухи:
1. Время появления желтухи от начала заболевания.
2. Время потемнение мочи, ахолии.
3. Печеночные проявления.
Состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.
Пальпация живота, печени, селезенки (размеры).
Диурез и стул.
Выяснить при осмотре:
  состояние больного, выраженность катаральных явлений, t тела, кожа (бледность, влажность, мраморность), слизистые оболочки;
-изменения органа зрения;
-носовое дыхание, выделения из ноздрей;
-бронхолегочная система;
-состояние ССС;
-состояние нервной системы (сознание, судороги, менингеальные признаки, рефлексы);
-возможные изменения в желудочно-кишечном тракте;
-гепато-лиенальний синдром.




4. Лабораторные данные

проанализировать:
-общий анализ крови;
-общий анализ мочи;
-анализ смыва из носоглотки;
-результаты серологических исследований;
-ликворограму, рентгенограмму (при наличии).
- ИФА и ПЦР.





Литература.
Основная:

  1. Михайлова A.M., Тришкова Л.О., Крамарєв С.О., Кочеткова О.М.. Інфекційні хвороби у дітей. Підручник для студентів вищих медичних закладів освіти 3-4 рівнів акредитації та лікарів інтернів, К.: Здоров'я, 1998. - 418 с.

  2. Дитячі інфекційні хвороби (Клінічні лекції). Під. Ред. проф. С.О. Крамарева — Київ, “МОРІОН”. - 2003. - 480 с.

  3. Інфекційні хвороби у дітей: підручник / С. О. Крамарьов, О. Б. Надрага, Л. В. Пипа та ін.; за ред. проф. С. О. Крамарьова, О. Б. Надраги. – К.: ВСВ « Медицина». – 2010. – 392 с.


Дополнительная:

1. Инфекционные болезни у детей / под ред. В.В. Ивановой. - М.: МИА, 2002. - 923 с.

2. Руководство по инфекционным болезням у детей / В.Ф. Учайкин. - М.: ГЕОТАР Медицина, 1998. - 809 с.

3. Инфекционные болезни у детей / под ред. В.Н. Тимченко, Л.В. Быстряковой. - Спб.: СпецЛит, 2001. - 560 с.

4. Богадельников И.В. Дифференциальный диагноз важнейших инфекционных заболеваний у детей. - Симферополь, 1999. - 528 с.


Методическую разработку подготовила ассистент И. О. Клим

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
Острые кишечные инфекции (оки) это группа инфекционных заболеваний разной этиологии (вирусной, бактериальной, грибковой, паразитарной),...

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«подготовки иностранных граждан»к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«подготовки иностранных граждан»к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
«лечебное дело» и «педиатрия» к практическому занятия по клинической паразитологии и тропической медицине

Кафедра детских инфекционных болезней iconКафедра детских инфекционных болезней
Тема практического занятия: "Дифференциальный диагноз заболеваний с синдромом экзантемы (корь, краснуха, скарлатина, псевдотуберкулез)"...

Кафедра детских инфекционных болезней iconМз украины ивано-Франковский национальный медицинский университет...
«подготовки иностранных граждан» к практическому занятию по клинической паразитологии и тропической медицине

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<