Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток»




Скачать 247.92 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток»
Дата публикации15.03.2014
Размер247.92 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Астрономия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Освоение космоса

Содержание 1. В кабине корабля «Восток» 2 стр. 2. От «Востока» до «Союза» 4 стр. 3. «Салюты» на орбитах 7 стр. 4. Орбитальная станция «Мир» 14 стр. 5. Эскизный проект (1976 – 1983гг.) 14 стр. 6. Подготовка штатного изделия (1983 – 1985гг.) 16 стр. 7. Испытания и запуск (1985 – 1986гг.) 17 стр. 8. Экскурсия на «Скайлэб» 20 стр. 9. Список использованной литературы 23 стр. Для нас, космонавтов, пророческие слова об освоении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперед. Ю. А. Гагарин[pic][pic] В КАБИНЕ КОРОБЛЯ « ВОСТОК» Никогда не забудет человечество 12 апреля 1961 года. В этот деньпервый космонавт Земли Юрий Гагарин на первом космическом корабле «Восток»впервые совершил космический полет. Когда-нибудь этот чудесный летательныйаппарат в техническом отношении покажется столь же скромным, как, скажем,каравеллы Колумба в сравнении с современными океанскими лайнерами. Корабль состоял из двух частей. Первая из них – сферический спускаемыйаппарат, где помещался космонавт, оборудование для жизнеобеспечения исистемы приземления. Вторая часть корабля – это приборный отсек с тормознымдвигателем и другим оборудованием. Корабль «Восток» был выведен на орбитутрехступенчатой ракетой- носителем, точная копия которой установлена передпавильоном «Космос» на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Кабина первого космического корабля гораздо просторнее обычной кабинылетчика на самолете. Снаружи спускаемый аппарат покрыт специальным слоемтепловой защиты, без которой немыслим стремительный спуск в атмосферу. Ваппарате три иллюминатора с жаропрочными стеклами и два быстрооткрывающихся люка. Кресло у космонавта особенное, установленное так, чтобы на участкахвыведения и спуска корабля перегрузки действовали на космонавта в наиболееблагоприятном направлении (грудь – спина). Если [pic]бы даже по какой-нибудь причине герметизация кабины была нарушена, жизнь космонавту сохранилбы скафандр с автономной системой жизнеобеспечения. Кресло моглокатапультироваться вместе с космонавтом, и в нем располагались парашютныесистемы, обеспечивающие мягкое приземление космонавта. Мягкая посадка моглабыть совершена и в кабине корабля. Все было предусмотрено дляблагополучного исхода великого Эксперимента. Космонавт мог сам вручную управлять полетом космического корабля. Накорабле была ручка с помощью которой можно (включая бортовые двигатели)придать кораблю любую ориентацию. Рядом с ней располагались радиоприемник иконтейнеры с пищей. Юрий Гагарин совершил один виток вокруг Земли, хотя запасов пищи, водыи всего того, что необходимо для космонавта, хватило бы на десять суток. Нодля первого небывалого опыта достаточно было и сделано. Вспомним основные данные первого пилотируемого космического полета.Ракета-носитель развила при выводе корабля на орбиту мощность в 20миллионов лошадиных сил. Орбита «Востока» была эллипсом, апогей (наиболееудаленная от Земли точка орбиты) которой имел высоту 327 километров, аперигей (наиболее ближайшая к Земле точка орбиты) 181 километр. Выбралиорбиту, наклоненную к плоскости земного экватора под углом 65o . Весил «Восток» 4725 килограмм. Когда его с космодрома Байконур вывелина космическую орбиту, с ним поддерживалась постоянная радиосвязь.Радиоволны доносили голос Юрия Гагарина, его изображения, передавалисведения о характере движения корабля, позволяли прогнозировать егодальнейший полет. Взлетевший к звездам первый космонавт оставался связанным с Землей нетолько ее притяжением, но и невидимыми электромагнитными «нитями», безкоторых немыслимы и сам полет, да и вообще все дальнейшее проникновениечеловечества в Космос. Космический корабль Юрия Гагарина был первым «домом на орбите». ОТ «ВОСТОКА» ДО «СОЮЗА» Космические корабли серии «Восток» оказались очень удобными для первыхпилотируемых полетов. В начале августа 1967 года Герман Титов на корабле«Восток-2» много раз облетел нашу планету. Он выполнил большую программунаучных наблюдений Земли из космоса и даже впервые заснял на кинопленкукосмические пейзажи. Еще год спустя, в августе 1962 года, на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» Андриан Николаев и Павел Попович совершили первый групповой полет. Онипереговаривались по радио друг с другом, и в этом полете родилоськосмовидение – непосредственная телевизионная передача из кабин космонавтовна Землю. В июне 1963 года на «Востоке-5» и «Востоке-6» вышли в космос ВалерийБыковский и Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт. ПолетБыковского продолжался около пяти суток – по тем временам рекорднаяпродолжительность пребывания человека в состоянии невесомости. Это были необычные полеты! Все тут совершалось впервые, и первые шагив космосе (с сегодняшней точки зрения) были, естественно, робкими. Ноименно эти шесть кораблей серии «Восток» проторили дорогу новым героям. На смену первым космическим кораблям пришли новые корабли серии«Восход». Они были многоместными. Кроме спускаемого аппарата и приборногоотсека, «Восход-2», например, имел шлюз для выхода в открытый космос. Такойвыход был совершен Алексеем Леоновым в марте 1965 года. А еще раньше, воктябре 1964 года, В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров на «Восходе»впервые во время полета находились в кабине без скафандров – это был первыйполет экипажа из трех человек. Корабли «Восток» и «Восход» подготовили почву для программы «Союз».Многоместные корабли серии «Союз» предназначены для длительных полетов,маневрирования, сближения и стыковки на орбитах как друг с другом, так и сдругими аппаратами и, наконец, для выполнения транспортных операций пообслуживанию орбитальных станций – доставки на них экипажей космонавтов иразличных грузов. Надежды, которые возлагали конструктора на космическиекорабли типа «Союз», полностью оправдались. На рисунке изображена общая схема корабля серии «Союз». Наиболее яркоеотличие этих кораблей от остальных заключается в том, что спускаемыйаппарат: у кораблей серии «Восток» и «Восход» он был шарообразным, а у«Союзов» кабина, в которой располагаются космонавты, по форме напоминаетавтомобильную фару. В отличие от шара такая форма при полете в атмосфереобеспечивает, как говорят специалисты, аэродинамическое качество: эта формасоздает, как крылья самолета, подъемную силу. А эта [pic]особенность немаловажна – из-за нее при спуске на Землю (в частностипрохождение через атмосферу Земли) снижаются перегрузки в 2 – 2,5 раза.Бортовые реактивные двигатели позволяют ориентировать нужным образомспускаемый аппарат относительно набегающего потока воздуха. Внутри кабины размещены кресла космонавтов, радиоаппаратура, системыжизнеобеспечения и аппаратура для активного управления полетом. Как и накорабле «Восток», кабина космонавтов имеет три иллюминатора, через которыеведутся наблюдения во время полета. Пользуясь специальным люком в верхнейчасти кабины, можно перейти в орбитальный отсек корабля. Этот отсек похож по форме на кабину корабля «Восток». Назначение жеего иное. По существу, орбитальный отсек – это лаборатория, в которойпроводят научные исследования, едят, отдыхают, занимаются физкультурой. Ворбитальном отсеке четыре иллюминатора. Через них ведутся наблюдения икиносъемка. Здесь, в этом отсеке, также есть радиоаппаратура, системыжизнеобеспечения, сервант для пищевых продуктов. Если космонавтам надо выйти в космос, орбитальный отсек используетсякак шлюз – в нем есть внешний люк, который открывается и автоматически ивручную. Общий объем двух помещений – кабины и орбитального отсека – околодевяти кубических метров. Над орбитальным отсеком виден стыковочный узел, а под кабиной –приборно-агрегатный отсек, где сосредоточены двигательные установки корабляи разная техника, обеспечивающая космонавтам комфорт: агрегаты системытерморегулирования, энергопитания, аппаратура радиосвязи, приборы дляуправления кораблем, а также счетно-решающие устройства. Снаружи на приборно-агрегатном отсеке, кроме антенн, укреплены панелисолнечных батарей, напоминающие крылья. От этих батарей, имеющих площадь 14квадратных метров, подзаряжаются бортовые химические электробатареи,обеспечивающие весь корабль электроэнергией. На транспортных корабляхсолнечные батареи не устанавливаются. [pic] Корабли серии «Союз» - очень сложные и многоцелевые инженерныесооружения. Программа «Союз» начала выполняться еще в апреле 1967 года. В январе 1969 года произошло важнейшее событие в мировой историикосмонавтики: космические корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались вкосмосе, образовав первую экспериментальную орбитальную станцию. В экипажстанции входили: В. Шаталов, А. Елисеев от «Союза-4» и Б. Волынов, Е.Хрунов от «Союза-5». Станция обращалась вокруг Земли почти по круговой орбите на среднейвысоте 215 километров. После стыковки Елисеев и Хрунов в скафандрах савтономными системами жизнеобеспечения совершили выход в открытый космос ивпервые перешли из одного корабля в другой. В полете кораблей «Союз» и наобразованной ими орбитальной станции постоянно велись различные научныенаблюдения, что, впрочем, делается при каждом космическом полете. Четыре с половиной часа работала в космосе первая орбитальная станция,после чего космические корабли расстыковались и возвратились на Землю. В 1970 году А. Николаев и В. Севастьянов на корабле «Союз-9»осуществили рекордный по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли.По тем временам 18 суток было очень много, притом, что техника была неприспособлена, на должном уровне, для таких полетов. Этот полет доказал,что пребывание в космосе (если применять средства для укрепления мышц, таккак мышцы в невесомости расслабляются и теряют свою упругость) может бытьдостаточно длительным. Возникла новая более трудная задача: создание особых, специальнооборудованных долговременных орбитальных станций. [pic] «САЛЮТЫ» НА ОРБИТАХ Когда осенью 1975 года взволнованный мир следил за полетом крошечногопервого искусственного спутника Земли, вряд ли кто-нибудь мог предположить,что спустя всего четырнадцать лет на околоземной орбите появится просторныйкосмический дом, где смогут жить и работать сразу несколько космонавтов. В апреле 1971 года в космосе появилась первая в мире советскаядолговременная орбитальная станция «Салют». Во Всероссийском Выставочном Центре в Москве каждый посетительпавильона «Космос» может не только осмотреть снаружи точную копию станциисерии «Салют», но и побывать внутри ее, на несколько минут почувствоватьсебя космонавтом. И размеры станции, и внутренний комфорт ее помещений, и сложность ееоборудования – все вызывает восхищение и чувство глубокого уважения ксоветским ученым и инженерам, создавшим ее. Воспользовавшись рисунком (на следующей странице) попробуемразобраться в особенностях первой орбитальной космической станции «Салют». Сама по себе эта станция не может ни взлететь, ни совершить посадку.Ее выводят на околоземную орбиту, как огромный спутник. Однако в отличие отобычных спутников станция «Салют» может работать не только вавтоматическом, но и в пилотируемом режиме. На рисунке изображеныорбитальная станция «Салют» и состыкованный с ней пилотируемый корабль«Союз». Коротко о внешних характеристиках этого комплекса. Общая масса системы«Салют» - «Союз» - 25,6 тонн. Причем на долю станции «Салют» [pic]приходится почти 19 тонн. Уже на первом из «Салютов» масса научных приборовсоставляла 1,2 тонны, а на последующих станциях этот груз был больше. В стыкованном состоянии система «Салют» - «Союз» достигает в длину 23метра, причем на долю орбитального блока (то есть станции) приходится 16метров. В самой широкой своей части «Салют» имеет поперечник 4,15 метра, апри раскрытых солнечных батареях – 11 метров. Площадь солнечных батарей –63 квадратных метра. Но особенно поражает общий объем внутренних помещенийстанции – около 100 кубических метров! Станция «Салют» разделена на три отсека. Самый левый (на рисунке) иузкий из них – переходной. Длина этого цилиндра 3 метра, диаметр 2 метра. Вего состав входит стыковочный узел, через который и космонавты и грузымогут попасть из корабля на станцию. Переходный отсек – жилое помещение. Он герметичен, и в нем размещенынаучная аппаратура, системы жизнеобеспечения и терморегулирования. Тут женаходится и пункт управления станции, а снаружи переходного отсекаукреплены солнечные батареи, антенны, телекамера и разные датчики. В отсеке«Салюта-1» установлена астрономическая обсерватория «Орион», включающаязеркальный телескоп диаметром 28 сантиметров, спектрографы и другиеприборы. Шесть иллюминаторов отсека позволяют вести наблюдения Земли икосмоса. Через специальный люк из переходного отсека можно перейти в рабочийотсек. Это самое большое из помещений станции. Рабочий отсек состоит издвух цилиндров диаметрами в 2,9 метра и 4,2 метра, соединенных усеченнымконусом при общей длине в 9,1 метра. Здесь находится множество приборов,обеспечивающих комфорт космонавтам. Отсюда, так же как и с переходногоотсека, можно управлять станцией и отдельными ее устройствами. Сквозь любойиз пятнадцати иллюминаторов видно все то, что происходит вне станции. Вовремя сна космонавты в спальных местах закрепляют себя в нужном положении,иначе при малейшем неосторожном движении спящий рискует «поплыть» покабине. Невесомость дает себя знать на каждом шагу, и мы не раз видели наэкранах телевизоров, как выпущенный из рук космонавта карандаш или другойпредмет вместо привычного падения зависал в воздухе. Хотя на станции можно спать и на «потолке» (кстати, что считатьпотолком?), конструкторы станции постарались сделать все, чтобы, несмотряна невесомость, обстановка на станции напоминала земную. Так, например, на«Салюте-3» условный пол был сделан темным и покрыт ворсовой дорожкой,условный потолок побелили, а стенам придали промежуточные тона. На станции имеется «бегущая дорожка», бесконечная лента на двухвращающихся цилиндрах. Это один из тренажеров, то есть устройств, накоторых тренируют свои мышцы обитатели станции. К ним принадлежит инеподвижный велосипед, или, точнее, велоэргометр, крутя педали которогокосмонавт ощущает такую же нагрузку, как при велопробеге. Без подобныхустройств немыслим ни один долговременный космический полет. Так будет дотех пор, пока на орбитальных станциях не создадут искусственную тяжесть. Пока же приходится прибегать к разным ухищрениям. Чтобы «бежать подорожке», космонавт с помощью специальных ремней предварительно прижимаетсебя к этой дорожке с силой, равной примерно 60% своего земного веса.Доставляют хлопоты космонавтам и их нагрузочные костюмы, не дающие покоямышцам. Все это не всегда приятно, хотя и необходимо. За рабочим отсеком находится агрегатный отсек. Так как он предназначендля размещения топливных баков и бортовых двигателей, нужды в герметизациинет. Внешняя поверхность этого отсека, как и других, используется дляустановки солнечных батарей, антенн, телекамеры и разных научных приборов. Подобно тому, как от марки к марке совершенствовались автомобили, скаждым запуском станций серии «Салют» их «начинка» становилась болеесовершенной. Несколько менялся и их внешний облик. Так на «Салюте-3» были установлены подвижные панели солнечных батарей.Какое бы положение в пространстве ни занимала станция, специальный механизмпостоянно ориентировал панели так, чтобы солнечные лучи падали на нихперпендикулярно. При таком положении панелей батареи дают наиболее мощныйток, что обеспечивает наилучшее энергоснабжение станции. На «Салюте-4» использовалась установка, дающая очень чистую воду изотходов жизнедеятельности экипажа. Удалось хотя бы частично организовать настанции замкнутый круговорот воды – первый шаг по осуществлению в «эфирныхпоселениях» полностью замкнутых экологических циклов. [pic] На том же «Салюте-4» успешно работали две шлюзовые камеры дляотбросов. С помощью специальных устройств «выстреливали» контейнеры смусором так, что, снижаясь к Земле, они сгорали в атмосфере. Одним из важных усовершенствований на «Салюте-4» была автономнаясистема навигации. С ее помощью космонавты получают все сведения об орбитестанции и ее положении в пространстве в данный момент. Стоит еще упомянуть необычный космический костюм «Чибис», надевкоторый космонавты «обманывали» невесомость. Как известно, на Земле сердцегонит кровь к голове, а вниз она опускается за счет силы тяжести. Вусловиях невесомости тяжести нет, и кровь приливает к голове, что вызываетвесьма неприятные ощущения. Костюм «Чибис» имеет собранные в гармошку штаныи плотно прилегающий к телу пояс. Специальный компрессор выкачивает воздухиз штанов и создает внутри них пониженное давление, что заставляет кровьотливать от головы к нижней половине тела. Роль вычислительной техники на станциях «Салют» очень велика. Так,например, на «Салюте-5» работала электронно-вычислительная машина,руководящая работой всех приборов станции без участия экипажа. Еще разнапомним, что все станции серии «Салют» могут работать как в пилотируемом,так и в автоматическом режиме. Событием в космонавтике стал запуск на орбиту в 1977 году космическойстанции «Салют-6». В отличие от своих предшественниц[pic]эта станция имеет два стыковочных узла, благодаря которым удалось создатьна орбите сооружение из трех аппаратов – двух кораблей «Союз» или, скажем,корабля «Союз» и «Прогресс» и находящейся между ними станции. Любопытны некоторые детали. За центральным постом управления «Салют-6» - столовая. Две откидныекрышки образуют обеденный стол. Тут же рядом – подогреватели для пищи, а кстолу подведена горячая и холодная вода. Для физических упражнений – уже знакомые нам «бегущая дорожка» ивелоэргометр, который укреплялся на «потолке»! Новшеством на «Салюте» былабаня. На «Салюте-6» установлен видеомагнитофон, на котором можно в свободнуюминуту посмотреть интересные кинофильмы, телевизор, позволивший впервыевидеть прямые передачи с Земли. Два стыковочных узла «Салюта-6» - важные детали конструкции. Если,например, окажется неисправным один стыковочный узел, можно воспользоватьсядругим. В случае, скажем, пробоя метеором корабля «Союз», пристыкованного кстанции, для возвращения космонавтов на Землю можно послать к «Салюту»другой «Союз», «Салют-6» может принимать два корабля одновременно. Чем дольше работает на станции ее экипаж, тем больше он тратиткислорода, топлива для двигателей и другие полезные материалы. Наступаетмомент, когда расходы должны быть как-то восполнены. На «Салюте-6» это былосделано с помощью автоматических грузовых транспортных кораблей «Прогресс». Внешне «Прогресс» похож на «Союз», основа которого и была использованапри конструировании грузового корабля. Все, что в «Союзе» предназначено длякосмонавтов и их жизнеобеспечения, на «Прогрессе», естественно,отсутствует. Основной отсек этого корабля – грузовой, имеющий объем 6,6кубических метров. В нем можно разместить 1300 килограмм сухих грузов иоколо тонны топлива для двигателей. Грузовой корабль снабжен разнымиавтоматами, которые по радиокоманде с Земли осуществляли сближение состанцией «Салют» и стыковку с ней. «Прогрессы» доставляли на «Салют-6» пищу для космонавтов, топливо длядвигателей, запасы воздуха и многое другое, в чем нуждались космонавты. Всвою очередь обитатели станции грузили его всем ненужным и отработанным,что накопилось на станции. Выполнив роль мусороочистителя, «Прогресс»отстыковался от «Салюта-6» и с помощью своих бортовых двигателейнаправлялся к Земле. По программе не сгоревшие в атмосфере остатки кораблядолжны быть затоплены в пустынном районе Тихого океана. 17 июня 1987 года корабль «Союз-29» с космонавтами В. В. Коваленко иА. С. Иванченковым на борту пристыковался к временно пустовавшему «Салюту-6». Начался героический, длительный космический орбитальный полет,продолжавшийся 140 суток! Для обеспечения нормальной работы космонавтов корбитальному комплексу «Союз-29» - «Салют-6» были посланы последовательнотри грузовых корабля: «Прогресс-2», «Прогресс-3», «Прогресс-4». Онидоставили на комплекс топливо, аппаратуру, расходуемые материалы и всенеобходимое для нормальной жизнедеятельности космонавтов. Без грузовыхкосмических кораблей длительный 140-суточный полет был бы невозможен.Работа «Прогрессов» уменьшает расходы, обеспечивает активную работудолговременных крупных космических станций. Но и их рекорд вскоре был превзойден. Космонавты Владимир Ляхов иВалерий Рюмин в 1979 году успешно проработали на «Салюте-6» почти полгода. Опыт с грузовыми кораблями типа «Прогресс» вполне себя оправдал.Теперь обитатели «Салютов» могут не беспокоиться о непрерывно уменьшающихсяв ходе работы запасах пищи и других полезных веществ. В нужный момент сЗемли «Прогресс» доставит все необходимое и уберет то, что отслужило свойсрок. Тем самым работа на станции может продолжаться достаточно долго.Третья экспедиция Владимира Ляхова и Валерия Рюмина длилась 175 суток, иэтим теперешние «Салюты» стали походить на космические поселения будущего. В июне 1980 года на космическую орбиту был выведен усовершенствованныйтранспортный пилотируемый корабль «Союз-Т-2». Его пилотировали космонавтыЮ. Малышев и В. Аксенов. Новый корабль мог работать в четырех режимахсистемы спуска – двух управляемых (автоматическом и ручном) и двухбаллистических (основном и резервном). По сравнению с предыдущими кораблямисерии «Союз» новый транспортный корабль был оснащен самыми совершеннымитехническими устройствами. Еще ранее, в апреле 1980 года, на станции «Салют-62 сверхдлительныйполет начали космонавты Л. Попов и В. Рюмин. Этот рекордный 185-суточный полет был успешно завершен. К концу 1980 года были подведены знаменательные итоги: за четыре годаполета в космосе орбитальная станция «Салют-6» приняла 14 экспедиций сучастием 28 космонавтов. Среди экипажей станции было семь международных.Представители ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, СРВ, Республика Куба в дружескомсотрудничестве с советскими космонавтами успешно выполнили намеченныепрограммы. Со станцией «Салют-6» состыковалось 25 космических кораблей. При вручении наград летчикам-космонавтам СССР Л. И. Попову и В. В.Рюмину, проявившим высокое мастерство, отличные знания сложной техники,мужество и героизм во время выполнения 185-суточной программы научно-технических исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса«Салют-6» - «Союз», Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель ПрезидиумаВерховного Совета СССР Л. И. Брежнев сказал: «…Мы выступаем за самоеширокое взаимодействие с другими государствами в космических исследованиях.Космос может и должен объединять жителей земли, развивать понимание того,что люди живут на одной планете, и от них зависит, чтобы эта планета быламирной и цветущей». На смену «Салютам» пришла более совершенная орбитальная станция.Станция нового поколения, новых людей. Станция, которая должна была открытьновую страницу в истории не только российской, но и мировой космонавтике.Она открыла человечеству новые возможности, объединила космонавтов многихстран. Ученые многих стран возлагали на нее свои надежды, и она оправдалаих целиком и полностью. [pic] Орбитальная станция «МИР» ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ (1976 – 1983гг.) В 1976 году НПО "Энергия" выпустило Технические предложения посозданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций ДОС #7, 8.Системы станции были существенно модернизированы, система управления былапостроена на базе БЦВК, переходный отсек имел два боковых стыковочныхагрегата для стыковки исследовательских модулей, выводимых ракетой "Союз".На НТС МОМ технические предложения подвергли критике, проект был оценен какноваторский, вызвало возражение наличие боковых стыковочных агрегатов.Предприятие продолжало работать над новыми станциями, и в августе 1978 годабыл выпущен эскизный проект. Проект был основан на использовании системстанций "Салют", но предусматривалось четыре боковых стыковочных агрегатадля стыковки модулей на базе ракет «Союз». В феврале 1979 года выходит Постановление о развертывании работ посозданию станций нового поколения, определяется кооперация по разработке иизготовлению базового блока, бортового, научного и наземного оборудования,в которой участвует свыше 100 организаций 20 министерств и ведомств приголовной роли НПО "Энергия". Предстояло в достаточно короткие срокиобеспечить разработку, отработку и поставку комплектующих изделий. Первоначально разработку конструкторской документации на базовый блок,за исключением заимствуемой документации на гермокорпус разработки КБ"Салют", планировалось выполнить силами конструкторского комплекса 2 НПО"Энергия", возглавляемого заместителем генерального конструктора В.В.Симакиным. Однако к концу 1979 года на предприятии создается чрезвычайносложная обстановка, связанная с перегрузкой тематических подразделений, и впервую очередь конструкторских, по разработке целого ряда целевых модулейдля станции "Салют-7", изготовлению самой станции, модернизациипилотируемого корабля "Союз Т", изготовлению грузовых кораблей "Прогресс" иразвертыванию работ по ракете-носителю "Энергия" на фоне структурныхпреобразований предприятия. Встал вопрос, как и на предыдущих станциях, опривлечении КБ "Салют" для выпуска конструкторской документации на базовыйблок станции "Мир". И такое решение было принято. В процессе работ проект непрерывно уточнялся. Принимались новыерешения, направленные на расширение задач станции и упрощение некоторыхпроблем по кооперации. Бортовой цифровой вычислительный комплекс "Аргон-20"заменили на двухмашинный БЦВК на базе "Аргона-16" и "Салюта-5Б" разработкиНИИ ЦЭВТ (В.В. Пржиялковский), НПО "Элас" (Г.Я. Гуськов). Системы станциибыли модернизированы: система управления на базе БЦВМ значительно расширялавозможности станции и позволяла перепрограммирование с Земли, новая системасближения "Курс" не требовала разворотов станции при сближении, системаэнергопитания имела существенно увеличенную мощность и регулирование уровнянапряжения в узком диапазоне, вместо громоздких регенераторов атмосферноговоздуха установили систему электролиза воды ("Электрон") для снабжениякислородом и регенерируемую систему поглощения углекислого газа ("Воздух"),система управления бортовым комплексом использовала БЦВМ и современныеалгоритмы управления. Была введена радиосистема "Антарес" состронаправленной антенной для связи через спутник-ретранслятор. Работы в НПО "Энергия" и КБ "Салют" продолжались. Оперативноеуправление требовало значительных усилий со стороны главного конструкторанаправления - заместителя генерального конструктора Ю.П. Семенова - поувязке и технической координации решений, связанных со своевременнымизготовлением вновь вводимых систем. Несмотря на изменения проекта,конструкторская документация на базовый блок, выпускаемая совместно с КБ"Салют", передана в 1982-1983 гг. на ЗИХ (А.И. Киселев) и ЗЭМ (А.А.Борисенко). К началу 1984 года обстановка в МОМ сложилась таким образом, чтоработы по перспективным станциям были практически остановлены. Все ресурсыМинистерства в этот период были задействованы на программу "Буран". И вдругновый неожиданный импульс программа получила весной 1984 года, когдаминистром общего машиностроения был О.Д. Бакланов. В.П. Глушко и Ю.П.Семенов ранним утром были вызваны к секретарю, ЦК КПСС Г.В. Романову, и имбыла поставлена задача срочно завершить работы по станции к XXVII съездуКПСС. В совещании принимали участие О.Д. Бакланов, В.П. Глушко, Ю.П.Семенов, О.Н. Шишкин (заместитель министра), О. С. Беляков. ПОДГОТОВКА ШТАТНОГО ИЗДЕЛИЯ (1983 – 1985гг.) В НПО "Энергия" и в КБ "Салют" были развернуты работы по подготовкештатного изделия. В процессе работы было принято решение использоватьмодули, выводимые ракетой-носителем "Протон". В качестве основы ихконструкции использовалась схема одного из модулей, ранее планировавшегосядля доставки на станцию "Салют-7" (модуль 37КЭ). Был выпущен проект намодули дооснащения станции (37КД), исследований в области технологии(37КТ), исследования природных ресурсов Земли и для решения военно-прикладных задач (37КП), грузовой (37КГ). Однако эффективность применениятаких модулей была недостаточно высокой, так как доставку модулей на орбитуобеспечивал функциональный грузовой блок массой около 10т, а отсекдоставки, сделанный на базе, например, агрегатного отсека базового блока,мог быть легче более чем вдвое. С таким предложением НПО "Энергия" и вышло в МОМ. Однако КБ "Салют"вышло с альтернативным предложением: использовать в качествеисследовательских модулей корабли ТКС. По мнению руководства НПО "Энергия"(В.П. Глушко, Ю.П. Семенов), такое решение было бы неправильным, так какэти корабли сложны и трудоемки в изготовлении. Возникали большие сомнения втом, что они могут быть изготовлены к планируемому запуску станции. Таквпоследствии и оказалось. Они не были готовы не только к первому годуполета станции (как планировалось), их изготовление растянулось на многиегоды (третий из четырех модулей "Спектр" был запущен только на девятый годполета станции "Мир"). Это не позволило использовать в полной меревозможности станции. Тем не менее, НТС МОМ в целях использования уже созданного задела постанции "Алмаз" принял решение поддержать предложение КБ "Салют", и работанад исследовательскими модулями началась. В программу станции "Мир" быливведены модули: для дооснащения станции (77КСД). Технологический (77КСТ),для работ по так называемой программе "Октант" - исследование спектральныххарактеристик поверхности Земли в интересах Министерства обороны (77КСО) идля исследования ресурсов Земли (77КСИ). Впоследствии эти модули будутназваны соответственно "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа".Незадолго до этого принимается решение о переориентации модуля 37КЭ напрограмму "Мир". Модуль 37КЭ в дальнейшем стал первым исследовательскиммодулем новой станции (модуль "Квант"). Но главное внимание всех былоприковано к подготовке базового блока. Для эффективного решения вопросов были созданы Межведомственнаяоперативная группа, которая не реже двух раз в месяц анализировалаобеспечение своевременной поставки комплектующих от смежных организаций, иоперативно-техническое руководство, которое еженедельно рассматривало ипринимало технические решения. Это позволило уже в 1984 году изготовитьмакет для статических испытаний, после завершения, которых корпус его былиспользован для изготовления еще двух экспериментальных макетов. В августе1984 года изготовлено полноразмерное изделие с установленными габаритно-массовыми макетами систем и передано на динамические испытания в ЦНИИМАШ. Серьезный вопрос возник, когда была выпущена конструкторскаядокументация по бортовой кабельной сети. Масса кабелей оказалась выше, чемзакладывалось в проектной документации, почти на тонну. И мероприятия покомпенсации пришлось проводить, когда изделие уже находилось на сборке, чтосущественно осложняло работы. Если бы прогноз по массе кабелей был сделанраньше, те же мероприятия проводить было бы гораздо легче. За ошибки впрогнозе массы кабелей начальника проектного отдела 171 Л.А. Горшковавременно освободили от занимаемой должности. Основные мероприятия пообеспечению баланса массы сводились к снятию части оборудования, которое вдальнейшем доставлялось на борт с помощью грузовых кораблей. Очень осложнило работы по станции опаздывание математическогообеспечения системы управления с использованием БЦВМ "Салют-5Б". И, в концеконцов, было принято решение: в начале полета использовать для управленияконтур БЦВМ "Аргон", а в процессе полета по готовности математическогообеспечения доставить на борт БЦВМ "Салют-5Б". ИСПЫТАНИЯ И ЗАПУСК (1985 – 1986гг.) В декабре 1985 года был собран и передан на ЗЭМ комплексный стенд дляотработки и электроиспытаний бортовых систем базового блока. Включениекомплексного стенда проведено в марте 1985 года после завершения монтажа иотладки наземного испытательного оборудования. Комплексный стенд былпредусмотрен на этой станции впервые. Это полноразмерное изделие,выполненное по штатным чертежам. Именно на нем и была проведена проверка ивыявление всех ошибок в схемах. [pic] На совещании 12 апреля 1985 года у министра О.Д. Бакланова с участиемВ.П. Глушко, Ю.П. Семенова, Н.И. Зеленщикова, В.В. Палло принимаетсярешение о параллельной работе с комплексным стендом на контрольно-испытательной станции ЗЭМ и подготовке штатного базового блока на полигонеБайконур. Штатный блок станции "Мир" после завершения сборки направляется вапреле 1985 года прямо на полигон, впервые без цикла проверок на контрольно-испытательной станции ЗЭМ. Это новаторское решение потребовало четкойорганизации работ на комплексном стенде в НПО "Энергия" и на техническойпозиции полигона, на летной станции и оперативной связи между Москвой иБайконуром. Базовый блок станции "Мир" прибыл на полигон 6 мая 1985 года, однакоработы с ним начались лишь 12 мая из-за неготовности помещения монтажно-испытательного корпуса (превышение допустимых норм по пыли). Послепроведения вакуумных испытаний в барокамере и готовности наземногоиспытательного оборудования изделие 26 мая 1985 года установлено вмонтажный стенд. Для своевременного проведения доработки штатного изделия порезультатам электроиспытаний бортовых систем на комплексном стенде былаорганизована регулярная связь, вначале через курьеров, а затем - пофототелеграфу для передачи откорректированной документации по выявленнымзамечаниям на комплексном стенде и штатном изделии. Особенно большой объемдоработок выпал на долю бортовой кабельной сети. Всего за время подготовкиизделия на полигоне было доработано свыше 1100 кабелей из общего числа ~2500 кабелей. В составе станции впервые использовалась система связи черезспутник-ретранслятор "Альтаир". Для проверки этого тракта на полигонестанцию вывезли из монтажно-испытательного корпуса прямо на улицу,направили остронаправленную антенну на спутник "Альтаир" и проверили всережимы связи. Такие проверки делались впервые. Этот опыт использовали потомна корабле "Буран" для проверки аналогичной системы связи. При проведении электрических испытаний заметную роль сыгрализаместитель главного конструктора - заместитель технического руководителяА.В. Васильковский и руководитель бригады испытателей ЗЭМ В.П. Кочка,имеющие большой опыт в разборе отказов и замечаний при испытаниях, аглавное, - умение выделить суть каждого из них и обнаружить причинуконкретного отказа. Общее руководство на технической позиции по подготовкестанции к запуску осуществлял заместитель главного конструктора Н.И.Зеленщиков. Одновременно на полигоне шла подготовка корабля "Буран", чтосущественно усложняло работы по станции. Запуск базового блока станции "Мир", намеченный на 16 февраля 1986года, не состоялся. За несколько секунд до команды "Контакт подъема" из-занеустойчивого приема телеметрической информации (отказ основногопередатчика) главный конструктор НПО "Энергия" [pic]Ю.П. Семенов выдал запрет на запуск. При несостоявшемся запуске, учитываясильный ветер при низкой температуре, специалисты направили все усилия наскорейшую наладку термостатирования головного блока, чтобы сохранитьработоспособность средств жизнеобеспечения. Повторный запуск базового блокастанции "Мир" прошел успешно 20 февраля 1986 года. Стоит упомянуть и об американской космической станции «Скайлэб». Экскурсия на «Скайлэб» Первая американская космическая станция «Скайлэб» («Небеснаялаборатория») появилась на околоземной орбите в мае 1973 года. Этомусобытию предшествовали полеты многочисленных искусственных спутников икосмических кораблей. К запуску человека в космос американцы готовились долго и упорно. Быларазработана капсула «Меркурий», представляющая собой миниатюрныйодноместный космический корабль. Форма капсулы – усеченный конус сдиаметром основания 1,8 метра и длиной 2,9 метра. Первая из капсул серии«Меркурий» весила 1,4 тонны. Впоследствии, усовершенствуя «начинку» капсул,их вес довели до двух тонн. В начале мая 1961 года с мыса Канаверал (Флорида) в капсуле «Меркурий»был, наконец, отправлен в полет астронавт Шепард. Назвать этот полеткосмическим нельзя. Капсула с Шепардом не совершила ни одного оборотавокруг Земли. Подобно брошенному камню, она взлетела по параболе,поднявшись вверх на 184 километра. Полет продолжался всего 10 минут, икапсула приводнилась в 486 километрах от места запуска. В июле 1961 года астронавт Гриссом совершил второй баллистическийполет. И только 20 февраля 1962 года, спустя 10 месяцев после полета ЮрияГагарина, американский астронавт Джон Гленн на корабле «Меркурий» вышел внастоящий космос. Он совершил три витка вокруг Земли, поднимаясь в апогеедо 257 километров. Его корабль имел иллюминатор, через который космонавтнаблюдал и фотографировал Землю. В середине 1963 года были введены в эксплуатацию новые корабли«Джемини» («Близнецы»). По форме и устройству они напоминали своих предшественников, нопревосходили их в размерах. Диаметр основания корабля «Джемини» 2,3 метра,длина 5,7 метра. Весили корабли этой серии около трех с половиной тонн. Первый космический полет на корабле «Джемини» был совершен в марте1965 года. А в июле того же года из корабля «Джемини-4» астронавт Уайтсовершил 20-минутный выход в открытый космос. На «Джемини-11» в 1966 годуастронавты достигли рекордной высоты полета – 1370 километров. В следующем,1967 году на смену «Близнецам» пришли новые корабли серии «Аполлон». С кораблями «Аполлон» связаны наибольшие успехи американскойкосмонавтики. Именно на них астронавты облетели Луну, а затем высадились наее поверхность. Напомним, что первыми посетителями Луны были астронавтыАрмстронг и Олдрин, ступившие на ее поверхность 21 июля 1969 года. Доставилих туда космический корабль «Аполлон-11». С помощью кораблей «Аполлон»стала действовать в космосе орбитальная станция «Скайлэб». Наконец,стыковка на орбите в 1975 году кораблей «Союз» и «Аполлон» ознаменоваласобой сотрудничество двух великих держав в освоении космоса. Корабль «Аполлон» состоит из трех отсеков – командного, служебного илунного. Первый из них похож на корабль «Джемини», но крупнее его имассивнее (вес 5,6 тонн). Он рассчитан на трех астронавтов, которые отсюдаведут управление кораблем. В двигательном отсеке размещена двигательнаясистема, развивающая значительную тягу. Третий лунный отсек предназначенлишь для лунных экспедиций. «Скайлэб» - это ракетный блок последней ступени ракеты «Сатурн-5»,которая выводила на орбиту первые лунные экспедиции. Основной цилиндрический блок станции при диаметре в 6,6 метровдостигает в длину 14,6 метров. Он разделен на два отсека – бытовой илабораторный. Первый состоит из четырех помещений. Одно из них – спальня изтрех кабин (по числу астронавтов). Комната отдыха одновременно служит истоловой. Тут же небольшая библиотека и магнитофон – непременныепринадлежности всех орбитальных станций. «Спортзал» станции имеет площадь около 17 квадратных метра. Тут же, вспортивном отделении, находятся многочисленные медицинские приборы,контролирующие состояние астронавтов. Лабораторный отсек вдвое больше бытового. В нем размещены приборы дляразных экспериментов. Основная цилиндрическая часть станции «Скайлэб» переходит в шлюзовуюкамеру, имеющую форму усеченного конуса, и стыковочный узел – цилиндрзначительно меньшего диаметра, чем основной блок станции. В шлюзовой камере размещены системы жизнеобеспечения станции, нопредназначены они главным образом для перехода в причальную конструкцию ивыхода астронавтов в открытый космос. В камере несколько иллюминаторов итри люка. Один из них ведет в космос, другой – в основной блок, третий – впричальную конструкцию, которая имеет два стыковочных узла: один на торце,а другой, запасной, на боковой стенке. В рабочем состоянии к станции«Скайлэб» пристыкован корабль «Аполлон». Электроэнергией станцию снабжали солнечные батареи и бортовыеаккумуляторы. Интересно отметить, что на «Скайлэбе» нет бортовыхдвигателей. Маневры можно осуществлять лишь с помощью пристыкованного кстанции «Аполлона». На станции работали посменно три экипажа. Они провели множество важныхэкспериментов и получили новые ценные данные о Земле и космосе. Последнийиз них пробыл на орбите 84 дня. После этого станция была законсервирована.Станция вошла в атмосферу Земли. Несгоревшие ее части 11 июля 1979 годаупали в Индийский океан и на юго-западную часть Австралии. В данный момент многие страны Европы, в том числе Россия, и США ведутработу по созданию новой международной орбитальной станции, которая должнабудет заменить всем известную орбитальную станцию «Мир». Список использованной литературы1. Ф. Ю. Зигель, Города на орбитах, Москва «Детская литература», 1980 г.2. Интернет

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Орбитальные станции Содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Происхождение земли Космонавты...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Восток и Запад: общее и особенное” /на материале истории Древнего мира и европейского средневековья

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Восток и Запад: общее и особенное /На материале истории Древнего мира и Европейского средневековья

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Девиантное поведение содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Денежный оборот Содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Московский,Петербургский,Витебский, Рижский, Лодзинский,Южно-Российский,Уральский. Начиналось интенсивное освоение. Однако пространства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Налоговые правоотношения, их сущность и содержание ст. 4

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconКондратьева, Ирина От Днепра до бесконечности: Освоение космоса немыслимо...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Освоение космоса Содержание в кабине корабля «Восток» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Спортивные игры в институтах физической культуры представляют собой специальный учебный предмет, в который включается: история, теория,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<