Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург




НазваниеСтанция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург
страница1/15
Дата публикации26.03.2013
Размер1.96 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РФ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИСТИТУТ
РОБОТОТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ


В.А. Гапонов, А.Б. Железняков

Станция «МИР»:
от триумфа до …

Санкт-Петербург
"СИСТЕМА"
2006



Посвящается «пахарям» космодрома Байконур и покорителям Вселенной, которые более пятнадцати лет осуществляли подготовку, запуски в космос и эксплуатацию космических кораблей различного назначения для обеспечения функционирования уникального орбитального комплекса «Мир», тем самым, создавая престиж и приумножая славу России.

Гапонов В.А., Железняков А.Б. Станция «Мир»: от триумфа до … — СПб: Изд-во «Система», 2006. — 160 с.


ISBN — 5-8114-0438-7 © ЦНИИ РТК, 2006.
© Гапонов В.А., Железняков А.Б., 2006.
© Оформление. Купцова И.В., 2006.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Константин Эдуардович Циолковский считал выход человечества в космос закономерным этапом эволюции разумной жизни. Первые шаги в этом направлении сделала наша страна. Мы первыми отправили человека за пределы земной атмосферы и первыми перешли от эпизодических пилотируемых полетов к планомерному освоению околоземного космического пространства. Особая роль в этом принадлежит орбитальному комплексу «Мир», 15-летний период эксплуатации которого доказал всему миру могущество отечественной научной мысли. Над созданием «Мира» и обеспечением его длительного функционирования трудились десятки предприятий, тысячи людей. Были разработаны, испытаны и отправлены на орбиту десятки аппаратов, сотни приборов. Десятками тысяч исчисляются эксперименты, которые космонавты провели на борту «Мира». Накопленный в эти годы опыт сейчас активно используется в работе по созданию Международной космической станции (МКС), которую с полным правом можно считать преемницей «Мира». Именно наши технологии «делают погоду» в этом грандиозном международном проекте.

Конечно, жаль, что полет «Мира» был завершен столь скоропалительно. Но это не означает, что освоение космического пространства прекратилось или замедлилось. Просто работа перешла на качественно новый уровень.

Книга, которую читатель держит в руках, выходит из печати в преддверии двух знаменательных дат в истории «Мира»: 20-летия со дня запуска базового блока, положившего начало созданию уникального космического комплекса и 5-летия затопления станции в водах Тихого океана. Она рассказывает, как о самом космическом комплексе, так и о людях, в первую очередь «байконурцах», которые много лет обеспечивали запуски космических аппаратов, эксплуатировали станцию «Мир», а сегодня работают с МКС.

Это хорошо, что сегодня, решая новые грандиозные задачи в космосе, мы не забываем о нашем прошлом. А «Мир» — одна из самых славных страниц космической истории нашей страны.

В.А. Лопота,
директор-главный конструктор ГНЦ РФ ЦНИИ РТК,
член-корреспондент РАН


«Станция «Мир» — это не только воплощение мощи России, но и память таланта человека. Это уникальный полигон в области фундаментальных и прикладных наук, а также в области совершенствования военно-космической техники»

Александр Калери,
летчик-космонавт России, бортинженер
последней экспедиции на ОК «Мир»


^ КАК ВСЕ ЭТО НАЧИНАЛОСЬ И КТО НАЧИНАЛ

Работы по созданию ОК «Мир» были начаты в Советском Союзе в 1976 г. Для ракетно-космической отрасли страны эта разработка стала приоритетной, так как позволяла, в определенной степени, восстановить паритет с Соединенными Штатами. К тому времени американцы уже отправили человека на Луну и были близки к созданию кораблей многоразового использования. Но, несмотря на грандиозность этих проектов, это были лишь эпизодические проникновения человека в космос. В то время, как ОК «Мир» позволял сделать это присутствие сначала длительным, а потом и постоянным.

Головным разработчиком ОК «Мир» стало одно из старейших предприятий космической отрасли — Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия» (ныне ОАО «Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П.Королева»). В начале 1976 г. было выпущено Техническое предложение по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций (ДОС) №№ 7 и 8. Основами для них должны были стать базовые блоки (ББ) 17КС № 127-01 и 17КС № 128-01. Эскизный проект по созданию первого из них был выпущен в августе 1978 г.

В феврале 1979 г. было принято постановление Совета Министров СССР о развертывании работ по созданию станций нового направления. В этом документе определялась кооперация по разработке и изготовлению базового блока, бортового и наземного оборудования. Среди многих предприятий, принимавших участие в работах по созданию ОК «Мир» и наземной инфраструктуры, а также по обеспечению его эксплуатации, в первую очередь следует назвать Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева, Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНПРКЦ) «ЦСКБ-Прогресс», Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМАШ), Конструкторское бюро общего машиностроения (КБ ОМ) имени В.П. Бармина, Радиотехнический научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП), Научно-исследовательский институт точного приборостроения (НИИ ТП), Московский научно-исследовательский институт радиосвязи (МНИИ РС), Научно-исследовательский институт химического машиностроения (НИИхиммаш), Российский Государственный научно-исследовательский институт Центра подготовки космонавтов (РГНИИ ЦПК) имени Ю.А.Гагарина, Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), Институт медико-биологических проблем (ИМБП), Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ), КБ «Мотор», Российскую академию наук (РАН). А всего более 100 организаций из 20 министерств и ведомств.

В процессе работ проект космического комплекса непрерывно видоизменялся и уточнялся, а к началу 1984 г. обстановка в космической отрасли сложилась таким образом, что работы по созданию ДОС практически были остановлены из-за недостаточного финансирования программы. Все ресурсы были задействованы на программу «Буран».

Однако весной 1984 г. Министерством общего машиностроения (МОМ) была поставлена задача: завершить работы по подготовке базового блока ОК «Мир» к XXVII съезду КПСС. В НПО «Энергия» и КБ «Салют» (разработчик и изготовитель конструкции и ряда систем, обеспечивающих автономный полет модулей ОК «Мир») активизировались работы по подготовке штатного изделия.

Все это стоило огромных денег. Только прямые затраты на разработку программы и создание основного базового блока составили около 3 млрд. руб. (4,2 млрд. долл. по официальному курсу)*. Запуск же базового блока «Мира» обошелся в 1,6 млрд. долл.

* Далее все ценовые показатели приводятся в долларах США.

Не меньших затрат потребовала и эксплуатация комплекса::

— 1986 г. — 357 млн. долл.;

— 1987 г. — 393 млн. долл.;

— 1988 г. — 461 млн. долл.;

— 1989 г. — 595 млн. долл.;

— 1990 г. — 24 млн. долл.;

— 1991 г. — 6,1 млн. долл.;

— 1992 г. — 8,7 млн. долл.;

— 1993 г. — 22 млн. долл.

Из приведенных цифр видно, что с началом перестройки бюджетные деньги на программу «Мир» практически перестали поступать.

Согласно первоначальному плану, дооснащение комплекса специализированными модулями предполагалось завершить к 1993 г.. Сделать это не удалось по ряду причин, основная из которых — отсутствие средств. В какой-то момент даже стоял вопрос о прекращении эксплуатации комплекса и его консервации «до лучших времен».

Ситуацию удалось изменить в 1993 г., когда между Россией и США было подписано «Совместное соглашение о сотрудничестве в космосе по совместной эксплуатации ОК «Мир». Этот документ в средствах массовой информации часто называют «соглашение Черномырдина-Гора» по именам «подписантов»: председателя правительства РФ Виктора Черномырдина и вице-президента США Альберта Гора. Финансовая поддержка, оказанная в тот период американцами, позволила не только сохранить уникальное творение технической мысли ХХ века, но и завершить строительство комплекса в задуманной конфигурации. Так, в 1993 г. США вложили в ОК «Мир» 73 млн. долл. (в т.ч. 22 млн. долл. из бюджета правительства США), в 1994 г. — 131 (81) млн. долл., в 1995 г. — 150 (96) млн. долл., в 1996 г. — 211 (151) млн. долл. Финансовую поддержку оказывали и другие страны, представители которых участвовали в совместных полетах на борт станции. Так, лишь один полет на ОК «Мир» словацкого космонавта принес около 16 млн. долл.

Однако, очень скоро потенциальные инвесторы потеряли интерес к российскому комплексу — набирал обороты проект Международной космической станции (МКС), где ведущую роль играла не Россия. Для ОК «Мир» вновь наступили тяжелые дни. В 1998 г. финансирование работ оказалось в критической ситуации. Согласно договорам, подписанным на правительственном уровне, Россия была обязана выделять средства по программе МКС. Иначе нашу долю в ней (всего-то 7 %) просто забрали бы за долги. В результате ресурсы, способные поддержать наш ОК «Мир», стали уходить на МКС.

Но всё это будет потом. А в ныне далеком 1985 г. на космодроме Байконур полным ходом шли работы по подготовке рабочих мест испытаний базового блока ОК «Мир».

Началу подготовки базового блока 17КС № 127-01 на технической позиции ТП-2Т (площадка № 2 — знаменитая «двойка») космодрома предшествовал напряженный период работ по подготовке сооружений и помещений для размещения оборудования, монтажа и пуско-наладочным работам различных комплектов наземного технологического оборудования для испытаний бортовых систем, входящих в состав базового блока, так и новых космических кораблей, которым предстояло в дальнейшем совершать полеты к ОК «Мир». В сжатые сроки в полном соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации в сооружениях МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, БЭК «ЭХО-3» для обеспечения и проведения работ по программе ОК «Мир» было смонтировано и введено в эксплуатацию более 50 комплектов наземного технологического оборудования. На ряде других комплектах оборудования были проведены доработки.

Базовый блок 17КС № 127-01 ОК «Мир», после завершения работ по сборке на заводе, был направлен на Байконур в апреле 1985 г. Впервые, в отличие от ранее поставляемых ДОС, это было сделано без проведения штатного цикла проверок на контрольно-испытательной станции Завода экспериментального машиностроения (КИС ЗЭМ). В вопросах укомплектованности бортовых систем были определенные трудности. В частности, не в полной степени было готово и отработано математическое обеспечение для бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) на базе вычислительной машины (ВМ) «Салют-5Б», которая должна была стоять на борту базового блока.

Необходимо отметить, что в отличие от предшествующей ОС «Салют-7», в контуре управления которой использовался БЦВК на базе ВМ «Аргон-20», в базовом блоке новой станции предполагалось использовать двухмашинный БЦВК на базе ВМ «Аргон-16» (разработка НИИ ЦЭВТ) и «Салют-5Б» (разработка НП «Элас»). Так как это оборудование еще не было доведено до летной кондиции, было принято следующее решение: подготовку на технической позиции и в начальный период полета осуществлять с использованием для управления контура БЦВК «Аргон-16», а затем, по готовности математического обеспечения, доставить на борт БЦВК «Салют-5Б».

Эшелон с базовым блоком прибыл на техническую позицию ТП-2Т космодрома Байконур 6 мая 1985 г. Но работы по подготовке начались только через шесть дней, 12 мая, т.к. зал сооружения МИККО-2Б, в котором размещался стенд для проведения испытаний базового блока, не удовлетворял требованиям по чистоте (содержание пыли превышало норму). Это замечание в короткий срок было устранено.

Специалистам предстояло провести большой объем доработок, как наземных комплектов наземного технологического оборудования, так и кабельной продукции в сооружениях ТП-2Т: МИК-1, МИК-1А, МИККО-2Б, БЭК «ЭХО-3» для обеспечения и проведения работ по программе ОК «Мир» (было доработано 1100 кабелей из общего количества 2500).

Работы по подготовке комплектов наземного технологического оборудования и испытаний бортовой аппаратуры космических средств по программе «Мир» в то время проводились силами военных специалистов 1-го Научного испытательного управления (войсковая часть (в/ч) 44275) и подчиненных ему в/ч: 25741 (пл. № 2) и 33797 (пл. № 31) при участии представителей НПО «Энергия» и смежных организаций — разработчиков и изготовителей бортового и наземного оборудования технических комплексов, стартовых комплексов и заправочно-нейтрализационной станции 11Г12 пл. № 31.

Следует отметить, что работы по вводу новых рабочих мест подготовки бортовой аппаратуры и комплектов наземного технологического оборудования для обеспечения испытаний космических аппаратов продолжались и после прибытия базового блока 17КС № 127-01 на ТП-2Т, а также и после его запуска, и в процессе эксплуатации ОК «Мир». Это было обусловлено тем, что бортовая аппаратура космических аппаратов в процессе эксплуатации ОК «Мир» совершенствовалась, а поэтому ее отработка и испытания на технических комплексах подготовки космических средств необходимо было проводить с помощью новых образцов наземного оборудования.

Руководил 1-м НИУ в период проведения работ по созданию рабочих мест подготовки и испытаний космических средств на ТП-2Т и пл. № 31 (1985-1989 гг.) Герой Социалистического Труда, генерал-майор Алексей Александрович Шумилин. Да-да, тот самый Шумилин, который 26 сентября 1983 г., всего за мгновение до взрыва горящей ракеты-носителя «Союз-У» (11А511У), вместе с техническим руководителем по ракете Александром Михайловичем Солдатенковым, выдал своевременно команду операторам (А.Мочалову и М.Шевченко) измерительного пункта «Сатурн-МС» (пл. № 23), расположенного в 20 км от стартового комплекса, на включение системы аварийного спасения (САС) ТПК «Союз Т-10-1», сохранив тем самым, жизни космонавтам В.Г. Титову и Г.М. Стрекалову.

Грамотный специалист, досконально знающий принципы подготовки и испытаний космических средств различного назначения, А.А. Шумилин, после окончания Ленинградской Военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф.Можайского в 1959 г., прибыл для прохождения службы на космодром Байконур. За 38 лет службы А.А. Шумилин прошел все ступени испытателя космической техники от инженера по испытаниям до начальника космодрома. За время службы на космодроме он воспитал большую плеяду инженеров-испытателей, которые с честью выполнили и выполняют ответственные задачи по подготовки космических средств. В настоящее время А.А. Шумилин работает в РКК «Энергия имени С.П.Королева и является одним из руководителей по программе «Морской старт».

. По каждому направлению подготовки бортовых и наземных систем были созданы комплексные группы по профилю испытательных отделов 1-го НИУ. О состоянии работ докладывалось на оперативных совещаниях, которые проводились ежедневно. Общее руководство по созданию рабочего места подготовки базового блока на техническом комплексе было возложено на начальника комплексного отдела № 1 В.И Петушкова.

Следует отметить, что на долю испытателей 1-го НИУ в 1980-е годы выпали сложнейшие задачи по выполнению программы «Интеркосмос», новых космических аппаратов специального назначения, космических телескопов «Астрон», Гамма», «Гранат», аппаратов «Вега», «Фобос», «Ресурс-01». Все задачи были выполнены своевременно и с высоким качеством. В этом заслуга каждого сотрудника большого коллектива, каким было в то время 1-е НИУ: от солдата до генерала включительно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург iconМы победили: настала эра триумфа капитализма! Мы покорили мир от...
Глаза западных бизнесменов полны нескрываемой гордости, когда им случается познакомиться с китайскими предпринимателями, сколотившими...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«рождественская рапсодия Петербурга» Санкт-Петербург Царское село Петергоф Санкт-Петербург
Прибытие в Санкт-Петербург. 10: 00 – встреча группы в вестибюле Московского вокзала

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«Новогодний Санкт-Петербург» 31. 12. 2012 – 03. 01. 2013
Санкт-Петербург (4 дня/3 ночи) – Николо-Богоявленский Морской собор – «Спас на Крови» – Петропавловская крепость – Часовня святой...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon2014 2010 россия «Гранд тур в Санкт-Петербург» 8 дней Санкт-Петербург...
Прибытие в Санкт-Петербург автобусом ориентировочно в 10: 00 (или поездом по расписанию)

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург iconМайские повести санкт-петербурга санкт-Петербург – Царское село Павловск – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – жемчужина русской культуры, воплощение ее блестящих традиций, один из красивейших городов мира. Строгая правильность...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«Весенняя симфония Петербурга» Санкт-Петербург Царское село Санкт-Петербург 7 дней/ 6 ночей
Прибытие в Санкт Петербург. Самостоятельный заезд в гостиницу (поселение согласно правилам гостиницы после 14: 00, вещи остаются...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«Весенняя ода Петербурга» Санкт-Петербург Царское село Санкт-Петербург 4 дня/ 3 ночи
Прибытие в Санкт Петербург. Самостоятельный заезд в гостиницу (поселение согласно правилам гостиницы после 14: 00, вещи остаются...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«Баллада Петербурга» Санкт-Петербург Гатчина Царское село Ораниенбаум Санкт-Петербург
Леонардо Да Винчи, Тициана и Рафаэля, познакомимся с первобытной культурой, искусством античного мира, постигнем западноевропейское...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«Русский Север: Санкт Петербург Карелия»
Места посещения: Киев Санкт Петербург – Петергоф Петрозаводск – Кивач –– Валаам Кижи – Петрозаводск – Москва (Санкт Петербург) –...

Станция «мир»: от триумфа до … Санкт-Петербург icon«Сокровища Царского города» Выезд 29. 12 Киев Санкт-Петербург Петергоф
Приезд в Санкт-Петербург. Санкт-Петербург – жемчужина русской культуры, воплощение ее блестящих традиций, один из красивейших городов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<