Скачать 116.57 Kb.
|
«Логоритмика как одна из методик для работы с детьми, имеющими речевые нарушения» Тяжёлые дефекты речи дошкольников сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.). Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопед + ребёнок-логопат; логопед + родители; логопед + специалисты). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. ^ : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка. Задачи: - активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания; - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирование правильного дыхания; - развитие способности ориентироваться в пространстве; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - развитие фонематического слуха; - формирование навыка релаксации; - увеличение объема памяти; - развитие и коррекция музыкально-ритмических движений. Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на инструменте. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель с воспитателем. В данном случае необходимо согласовать с логопедом поставленные задачи и выбранный для занятия материал. ^ Занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического; Продолжительность – 35 минут; Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Речевой материал не выучивается; Все упражнения выполняются по подражанию; На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности. ^ 1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (Музыкально-ритмические движения, перестроения, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения). 2 часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру. 3 часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба). Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:
Среди музыкально-ритмических движений на занятиях по логоритмике упражнения занимают основное место. ^ Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков(на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки). ^ Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:
Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти. ^ Эти упражнения (для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов) помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса: активизируют их работу; развивают быстроту, четкость, размах движений; помогают устранять отдельные физические недостатки. ^ Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще всего мы используем их на музыкальных занятиях, но можно включать их и в занятия логоритмикой. В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения: «фонарики», «топающий шаг на месте», «каблучок», «притон одной ногой»). ^ Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.
^ Внимание – это сосредоточенность на определенном объекте и направленность на него психической деятельности. Недостаточное развитие внимания и памяти плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи.
Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха. Например: Гусь (тема “Домашние птицы”) Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш” Артикуляционная гимнастика: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы. Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)
Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь! Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”) ^ Клювов длиннее не видывал я, Чем клювы у аиста и журавля. (О.И. Крупенчук) Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках. Игры на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”) Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц: Съегирь снегиль снегирь Воена волона ворона Грухаль клухай Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”): Обезьянки - кривляки. Сердитый тигр. Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко) Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов: Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов) “Ложкари” (ложки разных размеров) “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод) “Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей) “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов). Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки. Например: Песню “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой инсценируем с игрушками – черепашками (лексическая тема “ Животные жарких стран”). Песню “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема “Дикие животные”). Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой. Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение. ^ (тема “Части тела”) Русская народная игра “Дударь” Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют: Дударь, дударь, дударище, Старый, старый, старичище. Ну, его в колоду, ну, его в сырую, Ну, его в гнилую! Дударь, дударь, что болит? Водящий – голова! (спина, нога и др.) ^ Игра повторяется, пока дударь не скажет: “Ничего не болит!”, тогда все разбегаются, а он догоняет. Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”) Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой. Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают. ^ (тема “Домашние животные”) Игра: “Бинго” Дети парами идут по кругу и поют: Наш лохматый серый пёсик у окна сидит, Наш лохматый серый пёсик из окна глядит, Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его. Говорят: Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу О-О-О!- обнимают друг друга. ^ (тема “Семья”) Русская народная игра “Как у дяди Трифона” Водящий стоит лицом к детям, все поют: Как у дяди Трифона было семеро детей, Было семеро детей, было семь сыновей, С такими ушами, с такими носами, С такими глазами, с такими волосами, С такими зубами, с такими руками. Не пили они не ели, разом делали вот так! Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть. Тот, кто точнее повторил, становится водящим. Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние. Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников. Приложение. «Медвежата в чаще жили» Медвежата в чаще жили Головой своей крутили: Вот так и вот так, Еще эдак, еще так, Медвежата мед искали Дружно дерево качали Вот так и вот так Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили: Вот так и вот так, Они из речки воду пили. А потом они плясали Дружно лапы поднимали Вот так и вот так Дружно лапы поднимали. Логоритмика «Полетаем» Раз, два - 2 хлопка Стоит ракета, по очереди соединить прямые руки над головой. Три, четыре - 2 хлопка Самолет, по очереди вытянуть руки в стороны Раз, два – Хлопок в ладоши - 1 хлопок. А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре, 4 хлопка Руки выше, плечи шире - руки к плечам. Вверх, к плечам, в стороны. Раз, два, три, четыре, - 4 хлопка И на месте походили. Ходьба на месте. Психогимнастика «Шалтай-Болтай» упражнение по регуляции мышечного тонуса, координации движения со словом и развитию памяти. Шалтай-Болтай поворачивать туловище вправо-влево, Сидел на стене, руки болтаются Шалтай-Болтай корпус резко Свалился во сне. Наклонить вниз. И вся королевская конница идти по кругу, И вся королевская рать высоко поднимая колени Не может Шалтая пожать плечами Не может Болтая Не может Шалтая-Болтая Поднять! ^ Логоритмика «Зайцы» Зайцы скачут: скок-скок-скок, дети ритмично скачут Да на тоненький ледок. Приседают, слушают, не идет ли волк. ^ Раз – согнуться, разогнуться наклон – прямо. Два – нагнуться, потянуться. Наклон – потянуться. Три – в ладоши три хлопка, хлопают три раза. Головою три кивка. Кивают 3 раза. ^ У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. ^ У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. ^ На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. ^ На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. |
![]() | «Музыкальные ступеньки». Изложение нового материала 1 Способы развития музыки: исполнительское,тембровое, темповое, динамическое,ладовое,... | ![]() | Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения Бала на Руси, используя лучшие... |
![]() | С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок... | ![]() | Учитель музыки: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на урок собрала эта волшебная музыка. Кто-то из вас узнал её? Откуда она? |
![]() | Впервые Праздник Музыки состоялся во Франции 21 июня 1982 года, в день начала астрономического лета. Время проведения Праздника Музыки... | ![]() | Илистая 5-Б, ул. П. Корчагина 34, ул. Н. Музыки 52, ул. Циолковского 19, ул. Н. Краевой 9, ул. Циолковского 16, ул. Гоголя, 22, ул.... |
![]() | На сцене появляется девочка с воздушным шариком в руке. Песня «Ромашки». На фоне музыки звучат слова | ![]() | Мистическая наука вибраций, которая лежит в основе всех языков, всей музыки и даже всего творения, не часто иллюстрировалась словами,... |
![]() | Цель: формировать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в отображении картин природы; формировать навыки... | ![]() | Цель: Формирование креативной личности детей посредством музыки и изобразительной деятельности. Вывести детей за рамки их конкретного... |