Скачать 0.84 Mb.
|
![]() Е.В. Кириллова РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Творческий Центр Москва 2010 УДК 373 ББК 74.100 К43 Кириллова Е.В. К43 Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопеда). (4) 18ВЫ 978-5-9949-0341-4 В пособии представлены подробные конспекты занятий по формированию фонематического восприятия у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями, даны рекомендации по их использованию в повседневной жизни. Программа составлена таким образом, что приведенные занятия не только отвечают интересам и собственному опыту детей, но и побуждают их к творчеству. Предназначено для широкого круга профессионалов — логопедов, дефектологов, воспитателей, а также студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. Его можно использовать в специальных центрах и дошкольных учреждениях. Любое из приведенных занятий без особых усилий может быть воспроизведено в домашних условиях. УДК 373 ББК 74.100 18ВК 978-5 9949-0341 4 © ООО .ТЦ Сфера.. 2010 © Кириллова Е.В., 2010 Введение В последнее время отмечается увеличение количества детей с неврологическими нарушениями — минимальной мозговой дисфункцией (ММД), синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), синдромами гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальным и церебрастеническим. При гиповозбудимости у детей прослеживаются малая двигательная и психическая активность, вялость, пассивность, низкая мотивация; при гипервозбудимости — дефицит произвольного внимания, двигательная расторможенность и эмоциональная лабильность; при гипертензионно-гидроцефальном синдроме — задержки психомоторного развития, нарушения режимов сна и бодрствования, двигательной расторможенности, капризности; при ММД — задержка сенсорно-моторного и речевого развития. Детям свойственны снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Симптомы поражения ЦНС могут иметь регредиентный характер. Даже при легких психических нарушениях без очаговых неврологических симптомов общий потенциал ребенка снижен. Нарушения нервно-психической сферы представляют инте-гративное выражение расстройств биологического и социального созревания. В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдается отставание в психофизическом и речевом развитии. Общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, слабое развитие анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций приводят к трудностям формирования целостных представлений об окружающем и тормозят потребности ребенка в общении. Ранняя диагностика и коррекционная работа — важнейшие факторы успешной адаптации ребенка с неврологическими нарушениями к жизни. Изменения нервной реактивности в критические периоды онтогенеза определяют характер негативных симптомов в клинической картине психоречевых расстройств. Значительный потенциал по устранению отягощающих проявлений заложен в диагностике и ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с неврологическими нарушениями. Особенности фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями Способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память вырабатываются в результате постепенного речевого развития. На самом раннем его этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-интонационной структурой. Последующий этап характеризуется способностью различать фонемы, входящие в состав слова, с одновременным интенсивным овладением активным словарем. В результате постепенно сформируются тонкие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам. Трудности становления фонематической системы проявляются в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса. В самом раннем возрасте ребенок может не различать неречевые звуки: скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы. Могут быть нарушены невербальные слуховые функции: ребенку сложно запомнить и узнать мелодию, узнать голоса даже близких людей по телефону или записанные на магнитофон, он с трудом различает длительность звука, воспринимает его тембр, локализует звуки в пространстве. В дальнейшем, переключаясь с одного звука на другой, ему трудно сливать звуки, слоги, построить фразу. (Заметим, что ритм влияет на активизацию деятельности анализаторных систем, становление межанализаторных связей и развитие интегративной деятельности мозга.) Конечно, не все дети с неврологическими нарушениями овладевают звуковым составом слова одинаково. Одни (с выраженными задержками речевого развития) испытывают значительные трудности в расчленении слов на отдельные звуковые элементы, другие (с различными формами дизартрии) легко осваивают простые формы звукового анализа и затрудняются при анализе слов с дефектно произносимыми звуками. Для детей с церебрастеническим синдромом характерны слабость слухового внимания, трудности локализации звука, что способствует пониманию обращенной речи. У детей с церебральными параличами отмечаются нарушения сенсорных функций различной тяжести (в зависимости от преиму ственной локализации поражений мозга и характера нарушений мышечного тонуса), снижение способности к слуховому восприятию фонем, недостаточно сформированная ориентировочно-поисковая реакция на звучание предметов, слабое различение неречевых звуков, выделение лепетной и полной формы слова из речевого потока. Низкий уровень фонематического восприятия, имеющего в своей основе неврологическую природу, с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
Роль фонематического слуха (фонологического артикулирования) для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Не случайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой. Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Это «пассивный багаж», не обеспечивающий основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение. Кроме того, несформированность фонематического восприятия, представляющего собой сложное многомодальное нарушение, проявляется на всех уровнях языка и речи (фонологическом, лексическом, грамматическом). Вследствие ослабленности социальной направленности для этих детей характерна и недостаточность коммуникативной компетенции. Развитие механизмов интеллектуальной деятельности, познавательная активность ребенка, улучшение слухового восприятия, артикуляционных возможностей, усвоение общего абрисного ритмико-интонационного звукового окружения — необходимые предпосылки для успешного воспитания и обучения детей в раннем возрасте на этапе подготовки к школе и в течение школьного обучения. Развитие фонематического восприятия требует специальных методов коррекционного воздействия с уточнением их генеза. Организация работы по формированию фонематического восприятия С учетом всего вышесказанного работа по формированию предпосылок фонематических представлений у детей с неврологическими нарушениями должна вестись в раннем, сен-зитивном для развития компенсаторных возможностей возрасте по следующим направлениям:
Отличительная особенность предлагаемых в книге занятий по формированию фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллатьно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи. Программа занятий по формированию фонематического восприятия построена с учетом следующих дидактических принципов:
К специфическим принципам формирования фонематического восприятия относятся:
Занятия проводятся индивидуально и (или) малыми подгруппами (2—3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятий зависит от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству (от 10 до 20 мин). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок фонематического восприятия. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременно переключать на другую деятельность можно при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотиваци-онной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной. Вводно-мотивационная (1—3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта «взрослый — ребенок», «родитель — ребенок». Инициатива приветствия принадлежит взрослому. Такое планирование содержания вводной части содействует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность. Операционно-исполнительная (10—15 мин) предусматривает реализацию установленного этапа программы обучения. Приемы работы определяются логопедом, воспитателем, родителями. Оценочно-рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего на занятии. Закрепление материала в течение дня На каждом занятии большую часть времени следует отводить на отработку умения переносить приобретенные навыки в бытовые ситуации. Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке и т.д. Например, на этапе организации ритмической структуры слова дидактической задачей логопеда будут сформирование фонематического восприятия лексических единиц, знакомство со схемой ритма. На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель учит детей воспроизводить ритмический рисунок («Капли дождя на окне»), развивая тем самым сенсомоторные компоненты чувства ритма; на занятиях по конструированию — выполнять «дорожки» из мозаики двух цветов по схеме, обращая внимание на ритмичность чередования цвета; на музыкальном занятии — отображать определенные качества движения (бегать — под быструю музыку, идти — под медленную). Во время физкультурных занятий дети могут строиться, образуя длинные и короткие ряды. Во время игр на свежем воздухе детям предлагают построить ряд «куличей» из песка с использованием больших и маленьких форм. При этом обращается внимание на системность чередования. Как мы видим, простор для работы специалистов достаточно широк. По каждому виду работы лучше использовать различные игры с постепенным усложнением и разнообразием наглядного материала. Например, если ребенок при работе над схемой ритма научился его отхлопывать, можно предложить ему отстукивание, нажим на элементы схемы ведущей рукой, пальцем, карандашом или палочкой. Если ребенок успешно освоил данный вид занятия, ему можно предложить различные виды мозаик, разноцветные счетные палочки, пуговицы, мелкие предметы, предметные картинки. В повседневной жизни такие игровые задания — прекрасный способ развлечь ребенка в ситуации ожидания, поездки в машине или на прогулке. Такой подход позволяет максимально скорректировать недостатки фонематического восприятия у детей с неврологической патологией. Задачи и приемы работы по формированию фонематического восприятия Для формирования фонематического восприятия у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями нами разработаны и апробированы на практике такие приемы работы, которые помогут специалистам не заниматься поиском пособий и написанием планов, а посвятить время работе с детьми. У 2—3-летних детей с неврологическими нарушениями способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Ребенок затрудняется в различении неречевых и речевых звуков VI звучания музыкальных инструментов, выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока. У него нарушено чувство ритма. Коррекционно-педагогическая работа по формированию у детей раннего возраста фонематического восприятия проводится по двум взаимосвязанным направлениям:
Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка. Совокупность рекомендованных задач должна побуждать специалистов к дальнейшему творчеству. Представленные задания отвечают интересам и опыту детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. Отмеченные успехи в коммуникативном и когнитивном развитии детей подтверждают правильность выбора и составления игровых заданий. Работа по формированию фонематического восприятия делится на три этапа. Развитие слухового восприятия (внимания и памяти) Задачи
Указания по организации занятий
|
![]() | Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения... | ![]() | Целью нашей работы явилось изучение особенностей течения острых бронхитов у детей раннего возраста, протекающих на неблагоприятном... |
![]() | Приоритетным направлением в педагогической деятельности коллектива является совершенствование системы воспитания детей раннего возраста... | ![]() | ... |
![]() | ![]() | Функциональные гастроинтестинальные нарушения у детей раннего возраста. Белково-Энергетическая недостаточность у детей | |
![]() | Из анамнеза: 62% детей до 6 месяцев вскармливались молоком матери, однако у 50 больных отмечалось нарушение микрофлоры кишечника,... | ![]() | Центр фит развития детей «Ай да, Умница!» приглашает всех желающих на обучающий курс «Новые педтехнологии в обучении, развитии и... |
![]() | Тема Функциональные гастроинтестинальные заболеваний у детей раннего возраста | ![]() | «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста» |