Урока по природоведению в 5-м классе по теме "Земля планета Солнечной системы"




Скачать 81.08 Kb.
НазваниеУрока по природоведению в 5-м классе по теме "Земля планета Солнечной системы"
Дата публикации01.06.2014
Размер81.08 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок
Разработка обобщающего урока по природоведению в 5-м классе по теме "Земля – планета Солнечной системы"

  • Матвейчук Светлана Александровна учитель географии

Цели урока:

  1. Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля – планета Солнечной системы” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.

  2. Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.

  3. Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

^ Форма урока: творческая мастерская “письмо моему марсианскому другу” в 6 классе.

Краткое описание урока: урок состоит из семи логически связанных блоков. На магнитной доске прикреплены в хаотическом порядке карточки с понятиями, персоналиями, схемами и т.д. назовём это “космический информатор”. В течение урока карточки из “космического информатора” должны быть разобраны по блокам, причем в логическом порядке. Этим действиям учащиеся должны давать объяснения. На основе произведенных операций происходит обобщение в творческой форме знаний, результатом чего является написание письмо марсианскому другу. По своей сути содержание этого письма будет проверено и оценено учителем. Возможен и вариант “отсылки” этих писем самым знающим ученикам класса, которые берут на себя функцию учителя и осуществляют взаимопроверку и контроль знаний своих одноклассников.

^ Мотивационно-целевая установка: перед каждым из вас лежит письмо вашему марсианскому другу, в течение урока вы его должны наполнить содержанием и отправить.
^ Ход урока

- Посмотрите, чего нет у этого письма?

- У него нет адреса отправителя и (адреса получателя).

- Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого подписать письмо.

I блок

http://festival.1september.ru/articles/510684/img1.jpg

<Рисунок 1>

Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности.

Галактика - крупное скопление звезд, насчитывающая десятки миллиардов звёзд, облаков межзвёздной и пыли и газов. В галактику Млечный Путь входит и Солнечная система. Солнце – самая близкая к 9-ти планетам звезда, давшая название системы. Планеты – главные составные части Солнечной системы. В нашу Солнечную систему входят 9 планет, их спутники (более 60), а также кометы, астероиды, метеоры. Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном обосновал гелиоцентрическую (“Гелиос” - Солнце) систему мира

- Сейчас, ребята, вы подписываете письмо.

img2.jpg (21694 bytes)

<Рисунок 2>

Для продвинутых учащихся можно предложить начать писать письмо – это будет, с одной стороны проверкой умения работать с атласом и учебником, с другой стороны, это будет и элементом обобщения знаний по теме. В начале письма ученик сообщает марсианскому другу некоторые данные о Солнечной системе и спрашивает его, что ещё ему известно?

Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. Самой быстрой планетой является Меркурий, а самой медленной Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников – это планета Сатурн, у неё их 17.

- Сейчас, ребята мы с вами вспомнили, что Солнечная система состоит из 9 планет.

- Назовите, пожалуйста, общие для всех планет признаки.

Ответы учащихся включают:

- планеты не излучают собственного света;

- вращаются вокруг своих осей;

- по орбите вращаются вокруг Солнца;

- почти одинаковая форма

- Но есть один из главных отличительных признаков у всех 9 планет - разные размеры.

- Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого продолжить писать письмо.

II блок

http://festival.1september.ru/articles/510684/img3.jpg

<Рисунок 3>

Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности.

Форма нашей планеты близка к шарообразной. В результате вращения Земли вокруг своей оси она сплющивается у полюсов, т.е. радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по форме ГЕОИДОМ.

^ Наша планета, обладая такими размерами и имея такую массу, обладает силой притяжения.

Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с.

Полный оборот Земля совершает за год, т.е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней.

Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками.

Учащиеся начинают писать письмо (продвинутые учащиеся продолжают его писать).

Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами составляет 21 км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?

III блок

- Сейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы, живущие в 21 веке, все это знаем?

- Посмотрите на “космического информатора” и выберите необходимые портреты ученых.

- Объясните в чём вклад каждого из них.

http://festival.1september.ru/articles/510684/img4.jpg Аристотель – доказал шарообразность Земли.

http://festival.1september.ru/articles/510684/img5.jpg Эратосфен – первый рассчитал размеры Земли.

http://festival.1september.ru/articles/510684/img6.jpg Пифагор – первым высказал предположение о шарообразности Земли.

Учащиеся продолжают писать письмо своему марсианскому другу.

У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III – II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.)

IV блок

- Сейчас, ребята, давайте подпишем, используя карточки из “космического информатора”, элементы на предлагаемой схеме, и дадим этим элементам определения.

img7.jpg (20941 bytes)

<Рисунок 7>

^ Полярные круги – условные линии, где полярный день и полярная ночь длятся сутки.

Тропики – условные линии, где Солнце дважды за год в полдень бывает в зените.

Экватор – условная линия, длиной 40076 км, и разделяющая земной шар на два полушария: северное и южное.

^ Полюс – условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности.

- Сейчас, ребята, давайте элементы на предлагаемой схеме обозначим в градусной мере.

img8.jpg (44551 bytes)

<Рисунок 8>

Величина 23.5? соответствует углу наклона земной оси, что соответствует широтам тропиков.

Угол наклона земной оси к плоскости вращения по орбите соответствует широтам полярных кругов – 66,5?.

V блок

- Теперь, ребята, давайте из “космического информатора” выберем причины и им соответствующие следствия.

В результате должны получиться такие причинно-следственные схемы.

img9.jpg (6941 bytes)

<Рисунок 9>

http://festival.1september.ru/articles/510684/img10.jpg

<Рисунок 10>

img11.jpg (12498 bytes)

<Рисунок 11>

VI блок

На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него – нулевой, а у меня – четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время и разница между моим городом и Лондоном составляет 5 часов. Поэтому мне приходиться раньше его на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь, у моего друга всего лишь 19 часов и он не спит как я, а ещё читает или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии – в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я ответил, что в 8 часов утра в Лос-Анджелесе было бы 13 часов, и я бы поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы в 14 часов, уже нет. Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав?

VII блок

- Сейчас, ребята, давайте посмотрим на карточки из “космического информатора”. Все они остались не задействованными. Давайте подумаем, почему они остались.

http://festival.1september.ru/articles/510684/img12.jpg

<Рисунок 12>

Возможные краткие пояснения учащихся

Информация на данных карточках относится к новым исследованиям Земли и Космоса и представляет собой ещё очень большое количество тайного (Звёздные войны, НЛО), а так же представляет собой современные исследования нашей планеты и планет всей Солнечной системы.

Общий вывод по уроку: Земля – планета Солнечной системы со своими отличительными чертами (размеры, типы движений, изменения и т.д.) Постичь законы на Земле, это попытка познать тайны всей вселенной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconПлан урока Тема: Планеты Солнечной системы
Солнечной системы, стереосистема, звездочки для оценивания знаний учащихся, таблицы «Сравнительная характеристика планет Солнечной...

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconТема: Наша планета – Земля. The Earth
Задачи урока: 1 организовать ознакомление с новыми лексическими единицами к теме “The Earth” с записью в словари

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Нептун – восьмая планета от Солнца, большая планета Солнечной системы, относится к планетам – гигантам. Ее орбита пересекается с...

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconУрока искусство в 6 классе на тему «Огонь Прометея»
Разработка урока искусство в 6 классе. Автор – Захарова Юлия Григорьевна, учитель художественно-эстетических дисциплин Артемовской...

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconМ. В. Ломоносов Солнце центральное тело Солнечной системы представляет...
Свет от Солнца до нас доходит за 8 с третью минут. По одной из гипотез, именно вместе с Солнцем образовалась наша планетная система,...

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconУрок природоведения во 2-ом классе тема урока: какие осенние изменения...
Оборудование: учебник природоведения, тетрадь по природоведению и дневник наблюдений, схемы, таблицы, презентация

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме:,,Я-сказочник”
Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconУрока по теме «What is on?»
Урок по теме «Телевидение в нашей жизни: плюсы и минусы» проводится в 9 классе со средним уровнем обученности. На уроке используются...

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
...

Урока по природоведению в 5-м классе по теме \"Земля планета Солнечной системы\" iconРазработка урока информатики в 11 классе «Решение задач по теме : «Квантовая физика»
Тип урока: урок по информатике с применением интерактивных и информационных технологий; урок применения знаний и навыков

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<