Скачать 81.08 Kb.
|
Разработка обобщающего урока по природоведению в 5-м классе по теме "Земля – планета Солнечной системы"
Цели урока:
^ творческая мастерская “письмо моему марсианскому другу” в 6 классе. Краткое описание урока: урок состоит из семи логически связанных блоков. На магнитной доске прикреплены в хаотическом порядке карточки с понятиями, персоналиями, схемами и т.д. назовём это “космический информатор”. В течение урока карточки из “космического информатора” должны быть разобраны по блокам, причем в логическом порядке. Этим действиям учащиеся должны давать объяснения. На основе произведенных операций происходит обобщение в творческой форме знаний, результатом чего является написание письмо марсианскому другу. По своей сути содержание этого письма будет проверено и оценено учителем. Возможен и вариант “отсылки” этих писем самым знающим ученикам класса, которые берут на себя функцию учителя и осуществляют взаимопроверку и контроль знаний своих одноклассников. ^ перед каждым из вас лежит письмо вашему марсианскому другу, в течение урока вы его должны наполнить содержанием и отправить. ^ - Посмотрите, чего нет у этого письма? - У него нет адреса отправителя и (адреса получателя). - Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого подписать письмо. I блок ![]() <Рисунок 1> Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности. Галактика - крупное скопление звезд, насчитывающая десятки миллиардов звёзд, облаков межзвёздной и пыли и газов. В галактику Млечный Путь входит и Солнечная система. Солнце – самая близкая к 9-ти планетам звезда, давшая название системы. Планеты – главные составные части Солнечной системы. В нашу Солнечную систему входят 9 планет, их спутники (более 60), а также кометы, астероиды, метеоры. Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном обосновал гелиоцентрическую (“Гелиос” - Солнце) систему мира - Сейчас, ребята, вы подписываете письмо. ![]() <Рисунок 2> Для продвинутых учащихся можно предложить начать писать письмо – это будет, с одной стороны проверкой умения работать с атласом и учебником, с другой стороны, это будет и элементом обобщения знаний по теме. В начале письма ученик сообщает марсианскому другу некоторые данные о Солнечной системе и спрашивает его, что ещё ему известно? Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. Самой быстрой планетой является Меркурий, а самой медленной Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников – это планета Сатурн, у неё их 17. - Сейчас, ребята мы с вами вспомнили, что Солнечная система состоит из 9 планет. - Назовите, пожалуйста, общие для всех планет признаки. Ответы учащихся включают: - планеты не излучают собственного света; - вращаются вокруг своих осей; - по орбите вращаются вокруг Солнца; - почти одинаковая форма - Но есть один из главных отличительных признаков у всех 9 планет - разные размеры. - Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого продолжить писать письмо. II блок ![]() <Рисунок 3> Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности. Форма нашей планеты близка к шарообразной. В результате вращения Земли вокруг своей оси она сплющивается у полюсов, т.е. радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по форме ГЕОИДОМ. ^ такими размерами и имея такую массу, обладает силой притяжения. Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с. Полный оборот Земля совершает за год, т.е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками. Учащиеся начинают писать письмо (продвинутые учащиеся продолжают его писать). Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами составляет 21 км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты? III блок - Сейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы, живущие в 21 веке, все это знаем? - Посмотрите на “космического информатора” и выберите необходимые портреты ученых. - Объясните в чём вклад каждого из них. ![]() ![]() ![]() Учащиеся продолжают писать письмо своему марсианскому другу. У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III – II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.) IV блок - Сейчас, ребята, давайте подпишем, используя карточки из “космического информатора”, элементы на предлагаемой схеме, и дадим этим элементам определения. ![]() <Рисунок 7> ^ – условные линии, где полярный день и полярная ночь длятся сутки. Тропики – условные линии, где Солнце дважды за год в полдень бывает в зените. Экватор – условная линия, длиной 40076 км, и разделяющая земной шар на два полушария: северное и южное. ^ – условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности. - Сейчас, ребята, давайте элементы на предлагаемой схеме обозначим в градусной мере. ![]() <Рисунок 8> Величина 23.5? соответствует углу наклона земной оси, что соответствует широтам тропиков. Угол наклона земной оси к плоскости вращения по орбите соответствует широтам полярных кругов – 66,5?. V блок - Теперь, ребята, давайте из “космического информатора” выберем причины и им соответствующие следствия. В результате должны получиться такие причинно-следственные схемы. ![]() <Рисунок 9> ![]() <Рисунок 10> ![]() <Рисунок 11> VI блок На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него – нулевой, а у меня – четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время и разница между моим городом и Лондоном составляет 5 часов. Поэтому мне приходиться раньше его на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь, у моего друга всего лишь 19 часов и он не спит как я, а ещё читает или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии – в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я ответил, что в 8 часов утра в Лос-Анджелесе было бы 13 часов, и я бы поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы в 14 часов, уже нет. Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав? VII блок - Сейчас, ребята, давайте посмотрим на карточки из “космического информатора”. Все они остались не задействованными. Давайте подумаем, почему они остались. ![]() <Рисунок 12> Возможные краткие пояснения учащихся Информация на данных карточках относится к новым исследованиям Земли и Космоса и представляет собой ещё очень большое количество тайного (Звёздные войны, НЛО), а так же представляет собой современные исследования нашей планеты и планет всей Солнечной системы. Общий вывод по уроку: Земля – планета Солнечной системы со своими отличительными чертами (размеры, типы движений, изменения и т.д.) Постичь законы на Земле, это попытка познать тайны всей вселенной. |
![]() | Солнечной системы, стереосистема, звездочки для оценивания знаний учащихся, таблицы «Сравнительная характеристика планет Солнечной... | ![]() | Задачи урока: 1 организовать ознакомление с новыми лексическими единицами к теме “The Earth” с записью в словари |
![]() | Нептун – восьмая планета от Солнца, большая планета Солнечной системы, относится к планетам – гигантам. Ее орбита пересекается с... | ![]() | Разработка урока искусство в 6 классе. Автор – Захарова Юлия Григорьевна, учитель художественно-эстетических дисциплин Артемовской... |
![]() | Свет от Солнца до нас доходит за 8 с третью минут. По одной из гипотез, именно вместе с Солнцем образовалась наша планетная система,... | ![]() | Оборудование: учебник природоведения, тетрадь по природоведению и дневник наблюдений, схемы, таблицы, презентация |
![]() | Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения | ![]() | Урок по теме «Телевидение в нашей жизни: плюсы и минусы» проводится в 9 классе со средним уровнем обученности. На уроке используются... |
![]() | ... | ![]() | Тип урока: урок по информатике с применением интерактивных и информационных технологий; урок применения знаний и навыков |