
Тренинг «Основы эффективного менеджмента» Методические материалы
Участник_______________________________ Тренер:
Киев - 2008
Модуль 1. Основные особенности управленческой деятельности Менеджмент Понятие «менеджмента» многообразно и подразумевает…
Отличия особенностей деятельности менеджера
Специалист
|
| Менеджер
| Специалист несет ответственность за свои действия
| Ответственность
| Менеджер принимает на себя ответственность за свои действия, а также за действия своих подчиненных
| Как правило, в обязанности специалиста входит выполнение узкоспециализированных частей работы, определенных «фрагментов» общей задачи
| Обязанности
| Помимо выполнения своих должностных обязанностей, менеджер занимается координацией всех «фрагментов» в единое целое
| Специалисты, как правило, не имеют власти и не располагают реальными полномочиями
| Власть
| Традиционно, менеджер обладает большими полномочиями, чем специалист
| Как правило, специалисты имеют ряд четких задач, которые достаточно легко структурируются. В их работе четко прослеживаются приоритеты
| ^
| Загруженность менеджеров велика, рабочий распорядок крайне неструктурирован, разной степени приоритетные задачи могут «конфликтовать» друг с другом
|
Специалисты принимают локальные решения, связанные с методикой выполнения своей работы, распределением своих усилий и т.д.
| ^
| Менеджеры принимают решения о сроках выполнения задачи, распределении ресурсов, возможностях помощи и т.д.
| Специалист, в силу опыта и специфики деятельности может контролировать только отдельную составляющую процесса
| Контроль
| Менеджер контролирует как весь процесс, так и отдельные его составляющие
| Специалист оценивает свою деятельность, исходя из собственного представления об эффективности и результативности, и посредством оценки руководителя
| ^
| Менеджер оценивает свою деятельность и деятельность подчиненных исходя из значимости и важности данных дел для подразделения или компании
| Специалисты могут передавать друг другу бессистемные знания, зачастую в форме «передачи опыта»
| ^
| Как правило, менеджер целенаправленно и системно занимается обучением своих сотрудников
| ^
Функции
| Процессы
| Планирование – процесс выбора целей, путей и средств достижения
| Определение целей отдела и сотрудников
Установление сроков достижения цели
Разработка схемы движения к поставленным целям
| Организация – распределение ответственности за выполнение рабочих задач
| Разделение труда на уровне подразделений, отделов и видов деятельности
Координация выполнения рабочих задач
Принятие решений
| Контроль – наблюдение за действиями подчиненных и внесение корректив
| Установление временных рамок, в которые должна быть выполнена работа
Разработка конкретных критериев, по отношению к которым можно оценить степень выполнения работы
| Управление командой – повышение качества, результативности и продуктивности работы сотрудников
| Отбор персонала
Проведение адаптации
Обучение сотрудников
Мотивация сотрудников
Анализ деятельности сотрудников
Развитие персонала
|
Трудности начинающего руководителя Переход от выполнения функционала специалиста к руководящей должности сопряжен с рядом открытий и неожиданностей. В частности...
Начинающий руководитель осознает, что он не готов нести ответственность за работу целой группы людей
Сотрудник обнаруживает, что способности и знания, благодаря которым он состоялся как специалист, не помогают на новой должности
У руководителя происходит переоценка себя: профессионал, на прежнем месте редко допускавший промахи, вынужден действовать методом проб и ошибок, что является для него неожиданностью
У начинающего руководителя формируются новые профессиональные навыки: он начинает иначе мыслить и действовать, теперь он по-другому понимает успех, ощущение удовлетворения ему приносят не свои достижения, а хорошая работа всего коллектива
Боязнь потерять авторитет часто мешает начинающему руководителю обращаться за помощью
Такой руководитель часто воспринимает непосредственного руководителя как угрозу, а не как помощника. Страх вызвать у руководителя недовольство допущенными ошибками заставляет начинающего руководителя отказываться от поддержки, благодаря которой он мог бы их избежать
Он все чаще сталкивается с необходимостью признавать свою некомпетентность по тому или иному вопросу, что способствует формированию ощущения, что начинающий руководитель не справляется со своими обязанностями
^ Инструкция: прочитайте внимательно утверждения и обведите кружком те из них, которые соответствуют вашему поведению и отношению к сотрудникам
В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения
Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним
Люди часто завидуют моему терпению и выдержке
В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе
Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел
Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы
Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих подчиненных
Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо
Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых
Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение
Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения
Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы
Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
Мне легче работать одному, чем кем-то руководить
Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем
Мне кажется, что от коллектива ничего нельзя скрывать: ни хорошего, ни плохого
Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми
Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия
Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок
Мне часто для эффективной работы не хватает времени
На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта
Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения
С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения
Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях
Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций
Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него
Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть да же самое незначительное, достижение
Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей
Мне приходится чаще всего просить, а не требовать
Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают
Тест «Ваш стиль управления»
Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась
Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных
Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особенно не контролируя их
Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы
Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями
Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место
Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам
Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий
Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте
Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства
Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных
Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным
Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие
Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество
Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных
Главное в руководстве — распределить обязанности
Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют как исполнители воли менеджера
Подчиненные — безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать
Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться
Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых
Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение
Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами
Нарушителя дисциплины строго наказываю
В критике недостатков подчиненных я беспощаден
Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек
Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить
Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением
Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего
^ Подсчитайте номера выбранных утверждений и пользуясь ключом определите степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стилей управления. Ключ
^
| Номера ответов-утверждений
| Сумма ответов
| Авторитарный
| 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25,
30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60
|
| Либеральный
| 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59
|
| Демократический
| 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58
|
|
^ Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. Такой руководитель занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. Этот стиль наиболее востребован в ситуации, когда у сотрудников еще не сформированы навыки, нет отчетливого видения целей компании и путей их достижения. Также авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы Особенности авторитарного руководителя:
Ориентация на собственное экспертное мнение и оценки
Склонность к жесткой формальной дисциплине и максимально точному соблюдению стандартов
Строгий контроль деятельности подчиненных
Достоинства
| Недостатки
|
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
|
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
…………………………………………………
|
|