Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима»




Скачать 130.01 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима»
Дата публикации29.04.2013
Размер130.01 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок
Урок внеклассного чтения во 2 классе.
Тема урока: «Зимушка-зима»
Цель урока:

  • Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

  • Формировать у младших школьников знание детских книг о зиме из доступного круга чтения и личностный избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать;

  • Познакомить учащихся с произведениями разных писателей о зиме;

  • Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;

  • Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;

  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся, обогащению их словарного запаса;

  • Воспитывать книголюбов, прививать любовь к родной природе, наблюдательность.

Оборудование:

  • Тематическая выставка книг с произведениями о зиме.

  • Выставка детских рисунков о зиме.

  • Комплекты детских книг.

  • Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.

  • Наглядность: «12 месяцев», план урока, фамилии писателей, цели урока, акростих к слову «Урок», искусственная ёлка, шапочки снежинки и ветра для диалога.

  • Мультимедийная презентация «Зимушка-зима».


^ Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Форма урока: урок - калейдоскоп

Ход урока


  1. ^ Организационный момент. Психологический настрой


Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.
- Какой урок сейчас? (Урок внеклассного чтения).
- Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос: какими мы должны быть на уроке:
У: умными, успешными

Р: рассудительными, радостными,

О: организованными, образованными

К: культурными, красноречивыми,
- Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
- Мы проведем наш урок в форме калейдоскопа. Кто сможет объяснить значение слова «калейдоскоп»?

(Калейдоскоп – это трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле - быстрая смена лиц, событий).
- В течение урока мы, выполняя задания, будем собирать отдельные картинки-стеклышки. Вот и первая картинка появилась.
- А если выполним всю работу, то увидим необычайной красоты узор.
^ II. Ориентация, мотивация деятельности.
- Какую тему мы изучаем на уроке чтения? («Здравствуй, гостья-зима!»)
- Как вы думаете, ребята, мы достаточно нового узнали о зиме? (Нет)

III. Целеполагание.
^ 1. Сообщение темы и целей урока.
- В таком случае продолжим наше знакомство с гостьей-зимой на уроке внеклассного чтения.

- Сегодня мы:

  • попытаемся увидеть, услышать и почувствовать, как в стихах, картинах, музыке передается неповторимость красоты зимы;

  • попытаемся через красоту выразительного чтения передать эту прелесть;

  • познакомимся с новыми произведениями о зиме, с новыми словами.

  • Используя полученные знания, составим свое высказывание о зиме.


- Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «зима»? (Снег, мороз, снеговик, каток, катание на санках).
- Предлагаю вам прочитать строчки из стихотворений и выбрать тему, которая раскрывала бы все прелести зимы.
- «Выпал беленький снежок»

- «Рады мы проказам матушки-зимы»

- «Зимушка-зима»

- «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»

- Почему вы выбрали именно эту тему?
- В нашем калейдоскопе, благодаря вашим ответам появилась еще одна картинка.

^ 3. Мотивация учебной деятельности, определение ожидаемых результатов.
- Что вы ожидаете от урока? (Удивления, знакомство с новыми произведениями, познакомиться с новыми словами, получить новые знания).
- А чему вы хотите научиться? (Выразительно читать, находить в произведениях красивые слова для описания зимы).
- Что будет самым ценным для вас на уроке внеклассного чтения? (Новые знания, мысли товарищей, полезные советы).

- Молодцы. За четкие ответы вам удалось получить новую картинку в калейдоскопе.

^ III. Целереализация


  1. Проверка степени ранее усвоенных знаний.




  • Развитие читательских навыков учащихся.


- Каждый из вас по-разному готовился к внеклассному чтению. Какую подготовительную работу мы провели? (Читали о зиме, рисовали иллюстрации, подготовили выставку книг, выполнили задания в парах)
- Сейчас мы посмотрим, как подготовились к уроку ребята, которые выполняли задания в парах.


  1. Работа в парах.

    • ^ Подберите эпитеты к слову «Зима». Зима (какая?)(близкая, веселая, грозная, долгая, грустная, долгожданная, морозная, мягкая, необычная, поздняя, прекрасная, снежная, суровая, сырая, теплая, трудная, холодная, чудесная). (Работа со словарем эпитетов)

    • ^ Составьте диалог между ветром и снежинкой.

  • Составьте и зачитайте зимнее пожелание …(птицам, деревьям, ветру, морозу – по выбору).


- А теперь ребята соединим части пословиц. Сначала прочитайте первый столбик, затем второй. Прочитайте всю пословицу.
Декабрь год кончает, зиме середина.
Январь году начало, под февраль налетели.
Вьюги да метели зиму начинает.

- Объясните значение одной из пословиц.

- Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Картинка в калейдоскопе

^ 2. Презентация подготовленных произведений к уроку, выставка книг.
- Давайте устроим маленький снегопад. Прикрепите на доску свои снежинки, где записаны подготовленные вами к уроку произведения о зиме и указаны их авторы.

(Включается музыка. «Времена года. Зима» П. И. Чайковского или Вивальди)
- Какие интересные произведения и замечательные авторы. Кто из вас ребята, хочет назвать их?
- К нашему уроку наш классный библиотекарь приготовила выставку книг о зиме.
- Вместе с зимой к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.
- Очень интересно. А сможем ли мы определить по обложке, о чем эта книга? (2-3 книги)
- Вот и снова мы успешно справились с работой и получили новую картинку в калейдоскопе.


  1. ^ Восприятие и осознание учащимися нового материала.




  1. Зима – удивительное и загадочное время года.

- Как вы думаете, какого цвета зима? (Белая, голубая, синяя)

Зима вдохновляет поэтов, писателей, художников, читателей и слушателей на творчество. Сначала внимательно послушайте стихотворение И. Никитина, а затем попробуйте нарисовать свои впечатления. (Включается музыка Вивальди «Зима»)
Зашумела, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следа.

Поднялась метель и вьюга,

Не видать и света.
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Прочитайте стихотворение еще раз и найдите предложения, в которых поэт говорит о природе как о живом существе:

  • Непогода……

  • Дорога……..

  • Метель и вьюга…………………….

- Как вы понимаете выражение «зашумела, разгулялась непогода»?

- Какое название вы можете дать стихотворению?

- В стихотворении мы встретили слова «метель» и «вьюга». А что это?

- Как вы объясните такое зимнее явление, как снег? (Это замерзшие водяные капельки).
- Все так думают или есть другие варианты?
- Давайте послушаем наших экспертов, которые подготовили для нас сообщение из энциклопедии.
^ Выступление группы экспертов.
1 ученик. Снег – это очень много красивых снежинок. Раньше люди думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но со временем тайна рождения снежинок была разгадана. Люди узнали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Снежинки, как и дождевые капельки, образуются из водяного пара.
2 ученик. Водяной пар поднимается высоко над землей, где господствует сильный холод. Тут из него образуются крохотные льдинки - кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень маленькие. Но шестиугольный кристаллик все время растет, увеличивается и, наконец, превращается в удивительную звездочку.
3 ученик. Каждая такая звездочка-снежинка содержит от 2 до 200 отдельных кристалликов.
- Какое первое открытие вы сделали? (Что снежинки образуются из кристалликов, а они в свою очередь образуются из водяного пара).
- С чем можно сравнить снежинку? (Со звездочкой, пушинкой, легкой балеринкой).

- Очень часто, ребята, в различных произведениях мы встречаем звукоподражание. Вот и в отрывке о зимнем месяце феврале из «Круглого года» Маршака мы его услышим.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

- Какие гласные звуки вы услышали в первых двух строчках? (у, ю, о)

- На что они похожи? (На звук ветра)

- Какой согласный звук вы чаще других слышали в последних строчках? (з)

- Чему он подражает? (Движению змейки)

- Произнесем медленно слово «поземка» и вслушаемся в него.

- Кто сможет объяснить, что такое поземка? (Легкое движение снега по замерзшей или сухой земле в виде змейки). Вот мы узнали значение нового слова.

- Какая картинка появилась при чтении в вашем воображении? Можно использовать опорные слова:

  • Воет, дует

  • Ветер

  • Гнутся ветки

  • Мороз

  • Веселая, легкая

  • Змейка - поземка

( Дует сильный ветер. Гнутся тоненькие ветки деревьев. На улице мороз. А по дорожке перебегает веселая и легкая змейка-поземка).
- Благодаря нашему старанию мы смогли получить еще одну картинку из нашего калейдоскопа.

^ 4. Физкультминутка ( 2 вариант – «Танец снежинок»)
Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.
Солнце землю греет слабо, ^ Руки вверх и вниз.

По ночам трещит мороз, Руки на пояс, поворот вокруг себя.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос. Наклон вперед, дети показывают нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, ^ Прыжки на месте.

Вьюга злится,

Снег кружится, Дети кружатся.

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. Имитируют движение руками.

- Молодцы! Посмотрим на экран…
- У вас на столах лежат комплекты книг. Рассмотрите обложки и выберите ту книгу, в которой, по вашему мнению, есть произведения о зиме. Что помогло вам выбрать? (Иллюстрация о зиме на обложке, зимнее название)
- Указан ли автор этой книги? (Да. Александр Сергеевич Пушкин).
- Давайте рассмотрим книгу. Не забываем, что перелистывать книгу вперед надо, взявшись пальчиками за правый верхний угол листа.
- Произведения какого жанра представлены в книге? (Стихотворения)
- Александр Сергеевич Пушкин занимает достойное место среди великих поэтов – классиков.

(Информация о поэте)

  • .

  • .

  • .

- Ребята, мы прочитаем с вами отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер». (Читает ученик)
Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

- Вам понравилось это стихотворение? А что особенно понравилось?

- О чем это стихотворение? (О снежной буре)
- Какое чувство вызывает оно? (Тревожное, беспокойное)
- Значение каких слов вам были не понятны?
- Прочитайте стихотворение еще раз в полголоса.
- Назовите, сколько отдельных картин вы видите, о чем они?
- Какой мы увидели зиму в этом стихотворении? (И грозной, и сильной, и беззащитной, и одинокой).
- Можно ли сказать, что зима в этом стихотворении представлена не как время года, а как человек?
- Какие слова использовал Пушкин для этого?
- Что вас взволновало в этом стихотворении?
- Как вы думаете, любит ли автор зиму? (Думаю, да. Ведь он увидел ее красоту, услышал ее голос и смог понять как человека).
- К нашему уроку Вика подготовила еще одно стихотворение Пушкина. Послушаем его.

(«Опрятней модного паркета», А. С. Пушкин)
- Какой мы увидели зиму в этом стихотворении? (Светлой, веселой, чистой, радостной)
- Попробуем сравнить образ зимы в первом и во втором стихотворении.
- Ребята, а вы любите зиму? Что именно вы в ней любите?
- Молодцы. У нас есть новая картинка в калейдоскопе.

- Ребята! Зима - великолепная художница. А наши девочки - художницы: подготовили для вас очень интересные иллюстрации к тем произведениям, которые они прочитали.
- Какие названия вы подобрали к своим иллюстрациям? ( «На катке», «В зимнем лесу», «Коляда»).
- Расскажите, пожалуйста, что вы рисовали?
- Вы знаете, ребята, мы все радуемся и веселимся в зимние праздники или когда выпал снег. Но есть одна малышка, которой страшно и трудно зимой.

- У писателя Сергея Михалкова есть замечательный рассказ под названием «Елочка».

- Опираясь на слова и выражения, попробуйте предположить, о чем будет этот рассказ:

  • елочка

  • сорока

  • снег

  • лесник и дети

  • украшение.

- Рассказ Михалкова «Елочка» для нас подготовил Никита. Давайте узнаем, что же с ней произошло с елочкой.
( В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Она была красивая и стройная. Елочка была самой счастливой, когда рядом с ней шла обычная лесная жизнь. Но вот однажды сорока сказала ей, что очень скоро Елочку срубят. В страхе прожила Елочка все лето и осень. А в декабре выпало много снега, и Елочку засыпало по самую макушку)
- Как вы думаете, что произошло дальше?
( Даже под снегом лесничий увидел Елочку-красавицу. От страха маленькая Елочка потеряла сознание. А когда очнулась, то не могла поверить, что стояла она на том же самом месте вся украшенная и с большой золотой звездой на макушке. Это дети лесника ее украсили. Прошли годы, и теперь уже большая Ель вспоминала свое детство).

- Сбылись ли наши предположения?

- Зачитай, пожалуйста, совпало ли мнение автора с нашим мнением?
- Правильно ли поступили дети, что не срубили елочку? (Да).
- Какой еще можно найти выход в Новогодние праздники, чтобы не рубить молодые деревца? ( Купить искусственную елку, нарисовать на ватмане елочку и повесить на стене, посадить во дворе деревце и каждый год украшать его, сделать новогодний букет из нижних веток ели или сосны).
- Молодцы! Вы очень добрые и от елочки вам - новогодние шарики.

^ 5. Обобщение и систематизация знаний.
- Мы сегодня говорим о зиме. Может быть, кому-то самые близкие стихи так и не встретились, а может кому-то повезло и встреча состоялась, и вы получили наслаждение от таких произведений. Поздравляю всех со счастливой встречей!

- Поделитесь своими мыслями о том, какая ваша зима. В своем высказывании можно использовать опорные слова. Прочитайте их.


  • Зима, холодная, чистая, белая, радостная, веселая

  • Города, села, лес, поля, луга.

  • Волшебница, королева, царевна.




  • Моя зима – холодная. Летят, кружатся, как пушинки, легкие, беленькие снежинки.

  • Моя зима – чистая. Города - чистенькие, села – беленькие. Зима и радостная, и веселая.

  • Моя зима – особенная, волшебная, как королева или царевна.


- Вот и последнее стеклышко-картинка в нашем калейдоскопе. Понравилась вам картинка. Дайте ей название.

^ IV. Этап рефлексивно – оценочный.
1. Подведение итога читательской деятельности
- О чем мы говорили на уроке? (О зиме)

- Какое произведение вам понравилось больше всего?

- Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поработать?

- Тогда о домашнем задании:


  1. Информирование о домашнем задании:


( Задание на выбор)

  1. Придумать свою сказочную историю о зиме.

  2. Найти в библиотеке книги о зиме. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

( Обязательное задание)

  1. Изучить рекомендованную литературу в папке «Внеклассное чтение».

  2. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме: «Кто такой писатель и поэт?»



^ 4. Подведение итога урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, удалось ли нам ее достичь? Почему?

- Свершились ли ваши ожидания от урока?
5. Рефлексия.

Закончите предложение:

  1. Я выполнил правильно…

  2. Я доволен своей работой, потому, что…

  3. Я знаю, что….


^ 6. Ценение и оценивание.
- Как вы оцениваете работу класса на уроке?

- Мне очень понравилась работа ………………………………………………………

- Порадовали ответы ………………..

- Спасибо вам за урок.
А теперь сюрприз.
- Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад.

(Включается музыка)

Вечер первою порошей

плечи мне запорошил –

словно руку друг хороший

мне на плечи положил.
(За это время незаметно учитель ставит елочку).
- Я желаю вам ребята, чтобы и вы в этой зиме нашли доброго друга. Давайте украсим нашу елочку, чтобы в Новом году наши результаты были еще лучше. (Дети украшают елочку бонусами, полученными на уроке).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме:,,Я-сказочник”
Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок внеклассного чтения Тема. Путь к поступку
Оборудование: произведение Е. И. Носов «Белый гусь», иллюстрации по теме урока, энциклопедическая статья «Гуси»

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок внеклассного чтения 3-г класс Тема урока «В мире сказок»
Оборудование: наглядности к сказкам, плакаты, выставка книг, пословицы, читательные дневники, листы бумаги, цв карандаши

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок развития речи. 3 класс Тема: «Зимушка-зима. Прогулка в зимний лес»
Павленко Ирина Юрьевна – учитель начальных классов ош №65 г. Мариуполя Донецкой области

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок чтения в 4-м классе Тема : Русские народные сказки. Сказка «Гуси-лебеди»
Тип урока: Урок-проект Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения,...

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок представление внеклассного чтения во 2-ом классе
Н. Носова: «Мишкина каша», «Дружок», «Телефон», «Огородник», повесть «Веселая семейка»

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок литературы 10 класс тема: Урок внеклассного чтения. Использование...
Тема: Урок внеклассного чтения. Использование классических произведений в современной литературе на примере романов Ф. Достоевского...

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок внеклассного чтения в 3 классе «Путешествие по страницам любимых сказок»
Оборудование: цветик-семицветик, наклеенный на детский зонтик, альбом, цветные карандаши

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconТема. Урок внеклассного чтения с элементами самоуправления. «Приди, весна, с радостью!»

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема урока: «Зимушка-зима» iconУрок-обобщение. Тема урока: “Зима”
Обучающая: умение выразить впечатления о музыкальном произведении, исполнить песни, вызывающие в воображении разные картины зимы;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<