Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология»




Скачать 64.49 Kb.
НазваниеУрока: Обобщение изученного по теме «Лексикология»
Дата публикации08.05.2013
Размер64.49 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок
Дейкина Татьяна Ивановна,

учитель высшей категории

УВК № 109 г. Запорожья

Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология».

Цели урока: 1) повторить и обобщить изученное по теме «Лексикология»;

2) развивать умения находить и различать однозначные и многозначные

слова, синонимы, антонимы, омонимы; развивать креативные способности

учащихся, умение работать в группе;

3) воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки при работе в группе.

Оборудование: выставка словарей (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов,

толковый словарь), карточки с заданиями, сигнальные карточки-полоски

(с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого), экран, проектор,

ноутбук, презентация.

^ Тип урока; урок-путешествие с применением интерактивных технологий (работа в

группах).
Ход урока


  1. Приветствие, постановка целей урока.

^ Слово учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята и гости! На предыдущих уроках мы изучили много интересного по теме «Лексикология» и сегодня отправляемся с вами в чудесное путешествие по стране Лексикологии. На нашем пути встретятся такие города, как Многозначный, Синонимия, Антонимия и Омонимия. Как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим?

Ученики:

- Повторить и обобщить изученное по теме «Лексикология».

- Развивать умения находить и различать однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Учитель:

- Правильно вы сказали. Добавлю к сказанному, что мы будем еще развивать ваши творческие способности и умение работать в группе.

^ 2. Актуализация опорных знаний

1) Работа с сигнальными карточками

- Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по стране Лексикологии. В дороге нам пригодится знание слов-терминов по теме «Лексикология». Сейчас проверим, как вы их усвоили. Возьмите сигнальные карточки. Я буду называть вам слова-термины, а вы будете показывать мне зеленую полоску, если термин соответствует теме нашего урока, и красную, если не соответствует.

Фонетика, лексикология, словообразование, лексика, тире, лексическое значение слова, однозначные слова, пунктуация, многозначные слова, склонение, омонимы, фонемы, синонимы, падежи, антонимы, точка с запятой, паронимы.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. Давайте теперь сделаем разминку для глаз. Посмотрите на зеленую полоску, потом вдаль, опять на зеленую полоску – вдаль.

^ 2) Беседа

- Мы подъезжаем к городу Многозначному. Как вы думаете, какие слова в нем живут? Что в них особенного?

- Многозначные. У них несколько лексических значений.

- Правильно. А какие слова называются однозначными?

- Слова, которые имеют одно лексическое значение.

- Вы говорите одно, несколько лексических значений… Что же называется лексическим значением слова?

- То, что слово обозначает.

- Какие значения бывают у многозначных слов?

- Прямое и переносное.

- Что вы можете сказать о прямом и переносном значении?

- Прямое значение слова первично, однозначно, а переносное значение вторично, оно возникает на основе прямого.

- Зачем люди употребляют слова в переносном значении?

- Употребление слов с переносным значением делает нашу речь выразительнее, ярче, поэтичнее.

^ 3. Работа по группам

Задание 1. Распределительная работа.

- Жители города Многозначного знали, что вы к ним приедете, и приготовили вам задание.

Определите прямое и переносное значение многозначных слов. Запишите словосочетания в 2 столбика: в первый – с прямым значением, во второй – с переносным.

^ Задание 1 группе: спелое яблоко, глазное яблоко; горлышко ребенка, горлышко бутылки; спинной хребет, горный хребет; крыло орла, крыло самолета.

Задание 2 группе: чашечка чая, коленная чашечка; дверная ручка, ручка ребенка; подошва горы, подошва ноги; гребень для волос, гребень петуха.

^ Задание 3 группе: варить сталь, варить обед; барабанить в барабан, барабанитьв дверь; идет человек, идут часы; ветер уснул, мальчик уснул.

Задание 4 группе: железная подкова, железное здоровье; золотые руки, золотой браслет; копна волос, копна сена; дорогой гость, дорогой перстень.

Каждая группа представляет свое задание. 4 балла за правильный ответ.
^ Задание 2. Игра «Третий лишний»

- Название следующего города на нашем пути узнаете по словам, живущим в одном из домов:

на первом этаже живут Отважный, Храбрый, Бесстрашный и Мужественный, а на втором этаже – Красивая, Симпатичная, Очаровательная, Обаятельная и Привлекательная. Так как же называется город и его жители-слова?

- Город Синонимия, а жители его – слова-синонимы.

- Какие слова называются синонимами?

- Слова, близкие по лексическому значению.

- Жители города Синонимии хотят поиграть с вами в игру «Третий лишний», предлагают каждой группе найти лишнее слово.

1 группе – алфавит, азбука, чистописание.

2 группе – бросать, кидать, ловить.

3 группе – шалун, тихоня, озорник.

4 группе – ураган, дождь, буря.

Представитель группы называет лишнее слово. 1 балл за правильный ответ.
^ Задание 3. Выборочная работа.

- Следующий город на нашем пути – Антонимия. Как вы думаете можно назвать жителей этого города?

- Антонимами.

- Какие слова называются антонимами?

- Слова с противоположным лексическим значением.

- Жители этого города тоже зря время не теряли, подготовили для вас интересное задание. Они хотят, чтобы вы нашли антонимы в пословицах и объяснили, как вы понимаете эти пословицы.

1 группе: Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

2 группе: Корень учения горек, да плод его сладок.

3 группе: Сытый голодного не понимает.

4 группе: Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

1 представитель от группы отвечает. 2 балла за правильный ответ.

- Ребята, а вы знаете, что такое афоризмы? Это краткие выразительные изречения выдающихся людей. Прочитайте внимательно афоризмы и скажите, что в них особенного?

^ Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. (Н.А.Некрасов)

Кто не идет вперед, тот идет назад. (В.Г.Белинский)

- В этих афоризмах есть антонимы: тесно – просторно, вперед – назад.

- Для чего писатели использовали в них антонимы?

- Для того чтобы противопоставить признаки, действия, предметы. Употребление антонимов делает речь богаче, выразительнее.
Физкультминутка-игра

- А сейчас встаньте, поиграем. Я буду называть вам пары слов, а вы будете поднимать руки вверх, если услышите антонимы, и приседать, если услышите синонимы.

Друг товарищ, день – ночь, враг – недруг, близко – далеко, широкий узкий, большой – огромный, вверх – вниз, красный – алый, высокий – низкий, творческий – креативный, отъезд – приезд, умный – глупый, грустный – печальный, подняться – опуститься.
^ Задание 4. Отгадывание загадок. Вопросы-шутки.

- Вот мы подъезжаем к последнему городу в нашем путешествии – Омонимии. Жители города приготовили для вас загадки и хотят, чтобы вы их отгадали.

1 группе: Я все то, что есть на свете,

Все народы на планете.

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины. (Мир)

2 группе: Я от солнца, от огня.

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Я огромный шар земной! (Свет)

3 группе: Первые все мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам все улучшают,

Летом от солнца глаза защищают. (Очки)

4 группе: Первое шумно из пушки стреляет,

Ну а второе спортсмены метают.

Третье в скорлупке ореха найдешь,

Если зубами его разгрызешь. (Ядро)

1 представитель от группы отвечает. 1 балла за правильный ответ.

Вопросы-шутки на сообразительность:

1 группе – Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2 группе – Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Прошитую на машинке)

3 группе – Какое крыло никогда не летает? (Крыло машины, здания)

4 группе – Всякий ли лук на огороде растет? (Нет, есть лук для стрельбы)

1 представитель от группы отвечает. 1 балла за правильный ответ.
^ Задание 5. Творческая работа «Если бы у нас была зима, как в Карпатах…»

- Прочитайте внимательно слова. К какой тематической группе их можно отнести?

^ Снег, ветер, холодный, мерзнуть, снегопад, блестеть, скользкий, санки, мороз, снежки, кататься, коньки, лыжи.

- К тематической группе «Зима».

- Правильно. А сейчас выполните творческую работу: напишите сочинение-миниатюру «Если бы у нас была зима, как в Карпатах», используя данные слова.

Каждая группа представляет свое сочинение. 3 балла за отлично выполненную работу.
^ 4. Подведение итогов

1) «Микрофон»

- Вот и закончилось наше путешествие.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Достигли мы поставленных целей?

- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

- Над чем еще нужно поработать?

2) Оценивание работы групп

- Оцените свою работу. Сосчитайте все баллы, которые вы получили за выполнение заданий. Поставьте оценки в дневник.
5. Домашнее задание

  1. Подготовиться к тестовой контрольной работе, повторить теорию.

  2. Подобрать по 2 примера однозначных и многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

  3. Написать сказку о стране Лексикологии или составить кроссворд по изученной теме (по желанию).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрока: Обобщение изученного по теме «Лексикология»
На предыдущих уроках мы изучили много интересного по теме «Лексикология» и сегодня отправляемся с вами в чудесное путешествие по...

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного...
...

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрока : Фонетика. Графика. Орфография. Обобщение и систематизация изученного по теме
Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрока : Обобщение изученного по теме «Глагол»
Цели урока: обобщить изученное о глаголе; развивать умение находить в тексте глаголы и определять их вид, переходность, возвратность...

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconОбобщение и систематизация изученного об односоставных и неполных предложениях
Цели: обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,...

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрок. 7 класс. Тема: Обобщение темы «Южная Америка» «Батл-круиз турагенств»
Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconПамяти в литературе ХХ века (обобщение изученного, подготовка к сочинению...
Хх века (обобщение изученного, подготовка к сочинению – рассуждению на морально-этическую тему)

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconКонспект урока Тема: Обобщение знаний по теме «Киевская Русь в конце X в первой половине XI в.»
Тема: Обобщение знаний по теме «Киевская Русь в конце X – в первой половине XI в.»

Урока: Обобщение изученного по теме «Лексикология» iconУрок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение»
Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<