Глубинная экологическая этика




Скачать 72.74 Kb.
НазваниеГлубинная экологическая этика
Дата публикации08.05.2013
Размер72.74 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Астрономия > Документы
Глубинная экологическая этика

Красива и уникальна наша голубая планета Земля – источник материальной и духовной жизни, источник информации, вдохновения и творчества для очень многих прошлых и каждого нового поколения Землян.

Каждая из глобальных сфер нашей планеты связана в единый очень сложный и очень мудрый ансамбль через гравитационные, электромагнитные, торсионные и прочие иные пока неизвестные современной науке физические земные и космические поля.

Эта сложная природная система эволюционировала во времени от космической стадии аккреции протопланетного вещества, последующего его разогрева и плавления, с образованием первичных морей магматических расплавов, кристаллизационной дифференциацией и расслоением с образованием Fe-Ni ядра, FeMg мантии, SiAl литосферы и сначала раскаленной газовой оболочки, приближающейся по мере охлаждения к параметрам современной атмосферы и водной оболочки – гидросферы.

Прошли миллиарды лет и на планете Земля произошло великое чудо – появление примитивных форм жизни, развившихся в мощную геологическую биосферу – сферу жизни. Сменявшиеся эры первичной (3,5 млрд. лет назад), древнейшей (2-1 млрд. лет назад), древней (палеозой 0,5 млрд. лет), средней (мезозой 0,25 млрд. лет), новой (кайнозой 0,1 млрд. лет назад) и новейшей (ноогей, современный период) жизни дали огромное разнообразие видов и форм этой жизни. Сначала в морской среде, затем на суше, , развивавшихся и сменявшихся по законам естественного отбора.

Биосфера, пронизывающая и организующая (по В.И. Вернадскому) косную материю вещества Земли перешла в качественно новое состояние в связи с появлением Homo Sapiens – человека разумного. Последующее зарождение социальной сферы, биотехносферы и неминуемое продвижение к ноосфере – сфере разума, создало качественно новый уровень и масштабы преобразования вещества и энергии на планете.

Геологические сферы формировались сотни миллионов – миллиарды лет. Биотехносфера возникает и быстро меняется на наших глазах. Быстро вовлекается, используется и навсегда исчезает из сферы деятельности человека то, что формировалось и накапливалось миллионы лет. И здесь надо иметь в виду не только земные недра, но и леса, реки, озера, моря, мировой океан, всю биоту и земные экотопы (климат, почвы, горные породы), складывавшиеся и развивающиеся в ходе эволюции планеты.

Проблема биотехносферы – это не только интереснейшая геологическая, географическая и экологическая проблема, но и очень важная социальная, философская и нравственная проблема.

Мы – дети Земли, мы плоть от плоти Земли, ее самовыражение в мыслящем, но материальном земном существе. И вот вопрос, как мы относимся к тому, что вскормило нас, по своей сути социально-нравственный и является стержневым в зарождающемся современном обществе и становящейся все более популярной глубинной экологической этике. Во взаимоотношениях человек-природа можно проследить несколько подходов, а по существу этапов развития мировоззрения человека и гуманизации человечества:

  • Природа – враждебная стихия, которую надо покорять. Вспомним известный лозунг мичуринцев – мы не можем ждать милости от природы., взять их у нее – наша задача.

  • Природа – безграничная кладовая человека, откуда можно черпать и черпать для всех хозяйственных нужд.

  • Природа – дом человека, его нужно беречь, так как это полезно и выгодно для человека. Концепция устойчивого развития свое начало берет из этого прагматично-рационального подхода.

  • Природа – самоценна и ее нужно беречь просто потому, что она прекрасна, потому, что человек ее часть!


В основе первых трех подходов лежит принцип антропоцентризма. Его основная суть, поддерживаемая христианским мировоззрением, в том, что человек центр мировоззрения и вся природа служит для удовлетворения его нужд.

В основе последней концепции лежит принцип природоцентризма. Она более подходит идеологической основе общества ноосферного типа, общества разумных, гуманных, образованных высоко моральных и нравственных людей.

Мне как геологу и экологу очень близка позиция Давида Ортона высказанная в статье «Левый биоцонтризм» (Гуманитарный экологический журнал. Гл.6, 2004 г. с. 68-72).

Из всех идей глубинной экологии следует особенно выделить три:

  1. Этика, выходящая за рамки антропоцентризма;

  2. Необходимость новой духовности в отношениях с природой;

  3. Оппозиция идее «частной собственности» в природе.

    • Люди не обладают привилегированным положением в природе. Это центральный пункт глубинной экологии. Как биологический вид, мы являемся всего лишь одним из представителей биологического сообщества. Для глубинной экологии отсутствует иерархия организмов с верховенством человека. Природа не рассматривается как «ресурс» для человека. Мы должны делить эту планету наряду с другими формами жизни.

    • Необходимы глубокие перемены в нашем отношении к Земле. Земля должна рассматриваться как живой организм, а мы как его часть. Индустриальный капитализм, заинтересованный в использовании ресурсов Земли, всячески старается приуменьшить духовность Земли. Не Земля принадлежит нам, а мы - ей! Мы – ее дети. Один из биологических видов (люди) не могут владеть всей Природой.

    • У человека существует право пользования, но он несет ответственность перед сообществом, которое гораздо шире человеческого. Природа должна оставаться общим достоянием и не подлежит приватизации.


Как геолог и геоэколог я пытаюсь сформулировать и обосновать дальнейший этап понимания и осмысления с позиций глубинной экологической этики проблему отношений человека и природы. Мне он видится в утверждении принципа Геоцентризма как более конкретного по сравнению с природоцентризмом, стимулирующего дальнейшее глубокое изучение планеты Земля, особенностей каждого этапа развития, в том числе наименее изученного и осмысленного ноосферного этапа.

Мои аргументы.

  • В космическом пространстве зародилась, эволюционировала планета Земля с особой геологической формой движения материи, создавшей лито-, гидро-, атмосферу и ноосферу – сферу разума.

  • Каждая из геосфер – важная составная часть живого тела планеты, потому самоценна и требует бережного разумного отношения к себе.

  • Каждая из геосфер выполняет свойственные только ей функции в общем гармонично устроенном организме планеты:

^ Атмосфера и озоновый слой – защита биоты от жесткого космического излучения, терморегулирование, формирование климата, круговорот воды в природе, воспроизводство чистой пресной воды для континентальной суши и т.д.

Гидросфера кладовая водных и биоресурсов планеты, круговорот воды, углерода, фосфора, формирование осадочных пород и руд, твердых, жидких и газообразных углеводородов, рождение первичных форм жизни и их эволюция.

Литосфера - несущие функции ландшафтов, формирование твердых рудных и нерудных полезных ископаемых, вместилище-резервуар для всех типов углеводородов, источник геотермальной энергии и геодинамических процессов горообразования, магматизма, вулканизма и иных форм литогенеза.

Биосфера – сфера жизни, развитие биогеоценозов, их эволюция естественным усложнением организации организмов, подвижными динамическими равновесиями.

Ноосфера – сфера разума, осмысленная многоуровневая и многоплановая территориальная организация природопользования. Высокие природоохранные технологии, потребление ресурсов в объемах, которые не противоречат целям развития природы и социума.

По какому пути пойдет развитие человеческой цивилизации, в решающей степени будет зависеть от общественного мнения в пользу экологических приоритетов развития. Развитие цивилизации должно быть во имя человека и биосферы - сферы жизни планеты Земля. Взгляд на Землю как на цельный живой организм, где все гармо­нично дополняет друг друга, где человеку комфортно не только в материальном, но и в морально-нравственном отношении - вот путь, обеспечивающий развитие человечества на длительную исто­рическую перспективу.

Выбор в пользу гуманитарного развития уже созревает в обще­стве. Новый путь - это совершенствование человека, его гуманиза­ция, расширение возможностей в развитии культуры, решении со­циальных проблем, уважении прав человека, демократических сво­бод и общечеловеческих ценностей. Задача живущего по законам разума общества - обеспечить условия подлинной коэволюции человека и природы, то есть включения жизнедеятельности челове­ка в стабильные биогеохимические циклы биосферы. Для этого не­обходимо жить по средствам, то есть с учетом возможностей ис­пользования возобновляемых источников энергии, сырья, биомас­сы и т. д. Но чтобы такие подходы стали реальностью, необходим, по существу, качественно новый виток антропогенеза с изменением самого человека, его культуры, образования, нравственных и мо­ральных приоритетов и ценностей.

Опыт прожитых лет, впитанные с детства и чтимые традиции родной Земли дают мне право хотя бы обозначит наиболее важные основополагающие понятия глубинной экологической этики:

Любовь – это главное, всеобъемлющее, великое чувство, зарожденное в людях природой. Это чувство беспредельно владеет миром живой природы. Любить ближнего человека, семью, свою землю, Родину, природу, традиции предков это основополагающие мотивации в жизни и деятельности мыслящего человека общества ноосферного типа.

Знание. Нужно знать и понимать законы природы и общества. Необходимо осмысленно жить и действовать в природно-технической системе, делая все для устойчивого развития своей страны, региона или города, воспроизводства и сохранения живой природы, бережного использования ресурсов и потенциала геосфер Земли, не противореча целям развития природы и социума.

Культура в ноосферном обществе должна быть всеобъемлющей и гуманной. Толерантность, понимание важности и неповторимости культур малых и больших народов: от культуры производства чая, вина, пшеницы, до глубинных пластов народного эпоса, музыки, поэзии, литературы, традиций. Чем глубже, тоньше и интеллигентнее человек, тем трепетнее он относится к жизни, чувствам, увлечениям, творчеству, вере другого человека, культуре других народов, тем он глубже понимает боль и проблемы Природы.

Свобода. Человек должен быть свободен в осмысленном выборе жизненного пути и жить без страха репрессий, войн, терроризма, социальных потрясений и конфликтов. Угнетение личности – идеологическое, административное, политическое, национальное, религиозное – это всегда путь к конфронтации, революциям, войнам и иным социальным потрясениям.

Только свободные, мыслящие, разумные люди, живущие по законам разума и ноосферы в понимании В.И. Вернадского, могут органично принимать и соблюдать глубинную экологическую этику.

Предприимчивость и мотивации к труду и свободной экономической деятельности. Без энергии инновационного предпринимательства и побудительной мотивации к экономической деятельности не будет устойчивого развития общества. Необходимо настойчиво и осмысленно трудиться, оплодотворяя экономическую деятельность знаниями, культурой и любовью.

Что это, утопическая мечта – понятия и законы глубинной экологической этики?

По моему глубокому убеждению - это альтернатива не просто для выживания, а устойчивого длительного процветания Человеческой Цивилизации на планете Земля.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Глубинная экологическая этика iconЛитература 12 экологическая и глобальная этика этика никогда не была...
Теория Дарвина о борьбе за существование и выживании наиболее приспособленных как способе образования новых видов жизни использовалась...

Глубинная экологическая этика iconМетодическое пособие подготовлено методистом крвуз «цэз» Малаховой...
«ethos» (обычай, порядок, традиция). Основоположником этики считается древнегреческий философ Аристотель, который в IV в до н э создал...

Глубинная экологическая этика iconЭкологическая оценка и экологическая экспертиза
Экологическая оценка: уроки и направления развития. (Заключение к части 1)

Глубинная экологическая этика iconЭтика для самоваров компендиум. Этика
Этика – (лат ethika, от греч ethos обычай) философская наука, объектом изучения которой является мораль. Это одна из древнейших теоретических...

Глубинная экологическая этика iconРеферат по предмету: «Этика бизнеса» на тему: «Профессиональная этика специалиста»

Глубинная экологическая этика iconКурсовая работа по дисциплине «этика» на тему: «Этика приёма посетителей...

Глубинная экологическая этика iconА. А. Мишучков Глубинная суть мифа как антропологического феномена заключается в том, что он

Глубинная экологическая этика iconКонстантин Сергеевич Станиславский Этика предоставлено: rvvg
«Этика»: Издание Музея Московского Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического Театра СССР им. М....

Глубинная экологическая этика icon«Журналист и этика», собравший для обсуждения проблемы журналистов...
Давайте задумаемся над тем, почему понятие «профессиональная этика» присуще далеко не всем профессиям. Юридическая, политическая,...

Глубинная экологическая этика iconЛитература по этике Етика / Під ред. Аболіної Є. В. К., 1992
Предмет этики: а этика, мораль, нравственность; б этика как философская наука; в уровни этического знания и задачи науки этики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<