Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами




Скачать 100.53 Kb.
НазваниеКонспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами
Дата публикации20.05.2013
Размер100.53 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Астрономия > Урок




Конспект уроку з російської мови (9 клас)
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами

придаточных

Цель урока: 1. Повторить сведения о сложном предложении.

2. Повторить виды придаточных предложений в сложноподчиненном ,

правила постановки знаков препинания.

3. Совершенствовать умение строить схемы сложноподчиненных

предложений.

4. Повторить орфограммы «Написание приставок на согласный», « ь в глаголах второго лица единственного числа», «Непроизносимые

согласные», пунктограммы «Сравнительный оборот»,

«Деепричастный оборот»;

5. Воспитывать любовь к ближнему, чувство доброты и милосердия,

сострадания, готовность прийти на помощь окружающим.

Оборудование: Икона «Святитель Николай Чудотворец». Таблица

«Сложноподчиненное предложение».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:

  1. Что изучает синтаксис?

  2. На какие группы делятся сложные предложения?

  3. Какие виды придаточных предложений вы знаете?

  4. В чем отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного?

(Запись темы урока в тетрадях)
ІІ. Обобщение и систематизация изученного.

  1. Постановка цели урока.

  2. Перестроить предложение из сложносочинённого в сложноподчиненное, построить схему, разобрать по частям речи и по членам предложения.


Дари(гл.) щедрее(нар.) счастье(сущ.) людям(сущ), и(с.) сам(мест.)

ты (мест. )будешь(гл.) им(мест.) богат (прил.).
Щедрый 1. Не скупой, оказывающий материальную помощь

2. Ценный, обильный (подарки)

Когда даришь счастье людям, сам становишься богаче.
При каком условии?

(с. Когда…), [ ]


  1. Построить схему предложения


^ Нужно, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. (Чехов)
[ ], (с. чтобы…), (с. что…)
Несчастные (син.) - обиженные, обездоленные, бедственные (устар.)


  1. Построить схему предложения


^ Когда мы пытаемся стать лучшими, чем были, все вокруг нас тоже
становится лучшим. (Пауло Коэльо)
(с. Когда…), [ ]



  1. Учитель. Сегодня мы говорим о такой черте характера, как доброта, готовность прийти на помощь ближнему. Вы должны научиться замечать, кому и где нужна помощь, оказывать ее по собственной инициативе, а не по указке.




  • Перевод текста на русский язык (устно)


Важливо не тільки співчувати товаришам у біді, але й жити радістю, щастям інших. Недарма в народі говорять: „Розділене горе – половина горя, розділена радість – подвійна радість”. Добра людина уміє співчувати, уявляти себе на місці іншого як у горі, так і в радості.

Коли розумієш, що злим бути погано, - це вже перший крок до виховання в собі доброти. Г. Сковорода писав: „Любов виникає з любові, коли хочу, щоб мене любили, - я сам перший люблю”.


  1. Записать предложение в тетради.


^ Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к

судьбам родной страны, судьбам ближнего. (Салтыков-Щедрин)
- Как образованы слова человеческое(сущ.), ближнего(сущ.)?
^ Ближний - 1.Близкий . Близкие села.
2. Всякий человек по отношению к другому (устар.)
Равнодушный (син) – безразличный, безучастный, лишенный интереса.
- Построить схему предложения:

[сущ.], (с.сл. которому…), (с.сл.который…) – 2 придаточных

  1. Учитель:

Живи как знаешь,

Жизнь во всем любя,

Благословляй и солнцепек, и затень,

Но, отходя ко сну, спроси себя,

Кого и чем порадовал

Ты за день. (К.Рыленков)
- Кто из вас задает себе этот вопрос?

* Люди издавна мечтали о доброте, взаимопомощи. Не случайно в старинном

календаре есть два праздника:

^ Никола травный (22 мая)

Никола Зимний ( 19 декабря)

- Какие народные приметы, связанные с этими праздниками, вы знаете?
Закончить предложения:

Оба Николая (весенний и зимний) погоду устанавливают.


  1. Подошел бы Николин день ….,( а зима будет). (До Миколи – немає зими ніколи)

  2. Хвали зиму после ….( Николина дня)

  3. Сколько Никола Зимний даст снегу, ….. (столько Никола Весенний даст травы).

  4. Если Николин день холодный ….(к урожаю).


8. Записать предложения (в тетради), построить схемы.


  1. История свидетельствует, что Святой Николай родился в 280 году в Византии, в городе Потари. Его родителей звали Феофан и Нонна.

  2. У Николая был учитель, который учил его добрым поступкам – делать добро ради добра, и не хвастаться добрыми поступками.

  3. Когда умерли его родители, он стал наследником большого богатства, которое полностью отдал бедным.


Учитель. Святой Николай любил давать свои дары так, чтобы его не видели.


  • Обучающее аудирование.


Когда-то давно жил человек, который был очень бедным. Не было у него ни хлеба, ни одежды, ни своего дома. Однажды ночью, когда он спал, открывается окно и кто-то бросает через него на пол кошелек с деньгами. Бедняга проснулся, поднял деньги и поблагодарил Бога за помощь.

^ Когда бедняга истратил деньги, кто-то во второй раз бросил через окно кошелек с деньгами. Бедный человек снова не знал, кто ему помогает.

А когда такое случилось в третий раз, бедняк вскочил с кровати, бросился к окну и увидел в темноте ночи, что поспешно удаляется священник этого города. После смерти его назвали Святым и Чудотворцем.

^ А бедной вдове, у которой на иждевении были маленькие дети и больные старые родители, святой Николай подбросил набитый деньгами кошелек под подушку.
Вопросы:


    1. Чего не было у бедного человека?

а) тетрадей, книг, ручек;

б) хлеба, одежды, дома;

в) компьютера, машины, виллы.


    1. В какое время суток был брошен кошелек?

а) утром; б) после обеда; в) ночью.


    1. Куда был брошен кошелек через окно бедному человеку?

а) на кровать; б) на пол; в) под подушку.


    1. Кого поблагодарил бедняк?

а) соседа; б) товарища; в) Бога.


    1. Кого увидел бедняк в темноте ночи?

а) священника; б) хозяина магазина; в) ангела.


    1. Куда бросил кошелек с деньгами Святой Николай бедной вдове?

а) перед порогом; б) под кровать; в) под подушку.


    1. Как стали называть священника после смерти?

(Святым и Чудотворцем).
- Чему учат нас такие поступки Николая? (Делать добро бескорыстно)
Бескорыстный – не стремящийся извлечь выгоду из поступков.

Корысть - выгода, польза.

^ 9.Словарный диктант
Бескорыстный, беззащитный, бездетный, беспредельный, рассказ, извлечь, исказить, испечь.
10. Учитель. Почему в день святого Николая под подушку детям кладут подарки?
^ Устное изложение

Однажды святой Николай узнал, что отец задумал продать своих дочек, чтобы так заработать на жизнь, потому что разорился.

Николай подарил девушкам приданое.

Люди надолго запомнили этот благородный поступок Николая, его стремление не допустить греха.

После этого случая родилась традиция тайно ночью класть подарки детям под подушки – в память о спасении от греха тех несчастных девушек, обреченных родным отцом на вечный позор, выкупленных милосердием святого Николая.
Какие подарки дарит Николай послушным и непослушным детям? (Непослушным –розги (різочка – вербовий прутик)

В какие книги целый год он записывает их поступки? (Черная и белая)
11. Устный рассказ «Как я провела день Святого Николая».
12. Диалог (7-8 реплик): праздник Святого Николая.


  • Учитель: Святой Николай всегда проявлял к людям чувство уважения, мудрости, доброты, а больше всего – уважения, которого у него хватало для бедного и богатого, доброго и злого. И до сих пор он ходит и дарит всем добрым людям подарки. А отдан ему день 19 декабря.


^ Легенда о Николае Чудотворце
Однажды Касьян, день которого – 29 февраля, оделся богато и пошел искать Святого Николая на небе, чтобы пожаловаться Богу на людей.

- Нет его на небе! – говорят ангелы.

- А где же он?

- Пошел на Черное море людей спасать!

- Погоди, - говорит Бог Касьяну, - Николай придет, тогда поговорим!

Но и во второй раз не нашли ангелы Николая на небе – он спасал на земле людей от пожара.

^ И только в четвертый раз появился Святой Николай перед Богом: в старой одежде, веревкой подвязанный, сапоги в болоте и руки грязные.

- Где ты был? – спросил Бог.
- Помогал мужику воз из болота вытягивать.

- Вот видишь, - говорит Бог Касьяну, - за что люди его уважают? Он на небе не сидит, а на земле дело делает, а ты богачом оделся и здесь, на небе, ничего не делаешь. Уходи от меня! Будут тебя люди бояться , но не будут уважать.Будут любить Святого Николая, в его честь будут песни петь.
13. Как нужно совершать добрые дела?

Записать предложение.

^ Сделав доброе дело, никогда этим не хвалитесь, не вспоминайте тому, кому вы его сделали.
[ук. сл.], (с.сл.кому…)

изьяснит

Учитель: Этим вы унижаете, обижаете человека.

А если человек, которому вы помогли, обманул вас, обидел?




Чтение рассказа Пауло Коэльо «Когда милосердие под угрозой».

Милосердие - доброта, щедрость, сочуствие, любовь к ближнему.

- Как вы оцениваете поступок героини рассказа?

  • ^ Вы с товарищем идете в школу. По дороге вы увидели, как, поскользнувшись, упала девочка, ударилась, измазала свою одежду. Ваша реакция? (Смеетесь: «Счастливого
    приземления»)

1. Ваш смех – не мелочь ,это насмешка над человеком, который попал в беду .

2. В. Сухомлинский: «Тот, кто смеется над ошибкой, неудачей товарища, может стать жестоким человеком».

[ук. сл., (с.сл.кто…), ]

- Вы, смеясь, пошли и не видите, как у девочки появились слезы. Не от боли в колене, а от обиды. От вашего бездушия. А могло быть по-другому.

^ Подскажите, как должны были поступить мальчики, чтобы вместо слез ее лицо озарила улыбка, и не вы, а она сама пошутила над своим приключением: «Вот растяпа!» (роззява)

  • В народе говорят: «^ Добро отдается сторицей». О.Гончар описал в дневнике такой случай.


1985 год. Афганистан. Лилась кровь. Много юношей было сослано на эту непопулярную в народе войну.

А один… вернулся в Карпаты – молодой, а белый, как снег. Он любил подкармливать всяких зверюшек. А, стоя на посту среди чужих диких камней, даже кобру подкармливал молоком, и она привыкла к нему. Попьет – и в нору. А однажды бросилась к нему, обвила кругом, замерла от ужаса. А потом отпустила и бросилась в нору.

И здесь солдат заметил, что смены нет, (хотя давно должна была быть). И когда пришел в лагеоь, то увидел, что лежат его товарищи, вырезанные поголовно. Изо всех он остался – один. И поседел на месте, когда это понял.

^ И еще понял , что кобра ему жизнь спасла: опутав его, специально задержала, не пустила вниз, на место расправы бандитов…
14. Диктант «В копилку мудрости».

(Прослушать афоризм (1 раз), записать, озвучить по памяти).


  1. Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. (Библия)

  2. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо. (Й. Гете)

  3. Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека. (Пришвин)

  4. Человек может научиться возводить огромные сооружения, космические корабли и атомные подводные лодки, но если он не научится любить, он остается дикарем. (Сухомлинский)

  5. Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает… (Гейне)

  6. Беда и радость ходят рядом вечно, людей спасает только человечность. (П.Панченко)


ІІІ. Итоги урока

Беседа

  1. В каком стиле употребляются сложноподчиненные предложения?

  2. Какое место придаточного предложения по отношению к главному?

  3. Как определить вид придаточного предложения?

Звенит звоночек

Учитель. Святой Николай творил только добро, учил людей делать то же самое ради собственного хорошего самочуствия. За это Бог дал ему силы творить еще больше добра. Николай лечил больных, помогал невинным, каждому шел навстречу. Все знали и любили Николая. А когда он умер, то церковь причислила его к святым.

А теперь дети молятся Святому Николаю, чтобы он помог им быть добрыми и награждал за добрые поступки.

Они ждут ночи с 18 на 19 декабря, чтобы услышать серебряные звоночки на санях, на которых едет к детям Святой Николай. Говорят, что тогда радуется и луна на небе, потому что знает, что в эту ночь все будут радоваться: и те, кто делает подарки, и те, кому они предназначены.
Самое большое счастье в жизни – это творить добро.
Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Дари щедрее счастье людям…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconКонспект відкритого уроку з російської мови в 6 класі
Тема: пословицы и поговорки. Развитие навыка чтения, составления устного высказывания по пословице

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconДидактический материал к уроку «Сложноподчиненные предложения с придаточными...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconКонспект проведення заліку з російської мови з учнями 11 вечірнього...
...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconПлан конспект уроку Вчитель: Новодран Н. М. Клас
Тема. Геологічна будова. Східноафриканські розломи земної кори. Рельєф материка: рівнини, гори, плоскогір'Я. Закономірності розміщення...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconТема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными....
Цель урока. Углубить знания учащихся о спп с придаточными изъяснительными. Научить использовать спп в речи. Совершенствовать орфографические...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconМетодичні рекомендації щодо проведення І етапу всеукраїнської олімпиади...
Відповідно до п. 4 Наказу Міністерства освіти І науки України від 21. 03. 2010 №891 “Про проведення Всеукраїнських учнівських олімпіад...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconПрограма вступного випробування з російської мови
Вступне випробування з російської мови проводиться у формі тестування, мета якого – оцінювання рівня навчальних досягнень осіб, які...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconКоментарі до завдань районної олімпіади з російської мови та літератури
Матковська Л. М., вчитель світової літератури та російської мови Подолянської зош І-ІІ ступенів

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconУрок тема: Cложноподчиненные предложения с придаточными времени
Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным времени; повторить блок: сложноподчиненные предложения, сочинительные...

Конспект уроку з російської мови (9 клас) Тема урока: Сложноподчиненные предложения с разными видами iconФонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Програма вступного випробування з російської мови розроблена на основі програми зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<