Толмачёва Галина: другие произведения




Скачать 461.31 Kb.
НазваниеТолмачёва Галина: другие произведения
страница1/4
Дата публикации21.05.2013
Размер461.31 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4

Толмачёва Галина: другие произведения.

Хакер сновидений (полная версия)


  Известный нейрофизиолог и философ Джон Лилли назвал мозг сложнейшим биокомпьютером, возникшим в результате эволюции органического мира Земли. Сравнение весьма условное, ибо каждая живая клеточка гораздо сложнее устроена, чем компьютер, но все же, раз он пока самое совершенное вычислительное устройство, придуманное человеком, то проведение ряда параллелей кажется естественным. Пусть уже лет через десять мы будем выглядеть наивными в своих исследованиях, но, если хоть некоторые из наших идей принесут пользу, то логические конструкции воздвигались не зря.

  Итак, возвращаясь к определению Джона Лилли, беремся предположить, что некая энергетическая субстанция (можно назвать ее душой, но при этом не забывать о "первородном грехе" - инстинктах выживания, тянущихся за ней из глубины эволюции или, если угодно, из непостижимой глубины момента, когда эта энергетическая субстанция отделилась от некоего единого энергетического кокона-конгломерата) благодаря (впрочем, понятия не имею, благодаря Кому(Богу? Орлу?) или чему (Абсолюту? Космической Рулетке?) А, впрочем, продолжу фразу...) желанию планеты получает собственный "биокомпьютер" в пользование.

  Зачем это надо планете? Чтобы заселить органической жизнью весь космос? Почему же тогда "заселение" началось с нас? Почему на миллионы световых лет вокруг жизнь - столь редкое явление, что кажется почти невозможной? И какой смысл Земле, если она разумна, и если существует коллективное бессознательное, единый энергетический кокон вокруг нее, селить нас, скажем, на той же Луне? Есть правда вероятность, что человечество поможет родной планете избежать космической катастрофы, столкновения, например с астероидом.

  И еще одна причина, по которой мы созданы: Существует стихия, которую можно покорить лишь с помощью Мысли. В эту стихию сваливаются в конечном счете все солнца, кометы и галактики... Эта стихия - Время. Создавая существ, умеющих мыслить, планета намеревалась освоить ее. Мы находимся в самом начале пути этого великого освоения.

  Познавая себя, мы понимаем, что на нашем "биокомпьютере" работает не только личность, которую мы ощущаем в яви как индивидуальное "Я", но и еще Кто-то... Ведь Кто-то же рассылает приказы каждой клеточке нашего тела, собирает информацию о здоровье и нездоровье организма, ведает инстинктами, раскладывает по ячейкам воспоминания, которых почти бесчисленное множество.

  Гипнотические опыты доказали, что человек способен извлечь из дальних "файлов" каждый кадр своей жизни вплоть до числа ступенек на давно забытых лестницах, до эмбриональных воспоминаний и даже дальше - генетических - правда, проявляется столь уникальная способность обычно лишь во время гипнотического сна.

  Итак, мы "наткнулись" на сновидение. Оно, как неимоверно большая глыба из волшебного хрусталя, и нам постоянно надо обходить ее на жизненном пути, ибо "глыба" возникает перед нами каждые сутки и требует на обход хотя бы часов шесть.

  Мы привыкли вычеркивать эти часы из часов "похода" (кто-то, влача кандалы болезней и неудач, считает его этапом, а кто-то, баловень судьбы - увеселительной прогулкой), называемого Жизнью. Отдельные индивидуумы, следуя путем толтеков, открытым для нас Кастанедой, учатся буравить "сноглыбу" и проходить через нее в иные миры, рискуя сорваться в пропасть, находить другие дороги и тропы... Но "бурение" связано с риском для психического здоровья, требует фанатизма и наличия рядом учителя, подобного нагвалю Дону Хуану, найти которого почти невозможно.

  ...СНОВИДЕНИЕ. Исследуя его, Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что "в мыслеобразующем аппарате человека имеются две мыслеобразующие инстанции, из которой вторая характеризуется тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу сознания открытыми, деятельность же первой инстанции бессознательна и достигает сознания лишь через посредство второй."

  Великий психоаналитик не случайно назвал бессознательную инстанцию "первой". Она "села за клавиатуру" нашего "биокомпьютера" раньше, чем мы смогли сфокусировать глаза на конкретном предмете или лице, и раньше, чем мы научились лепетать первое слово. Бессознательное наше "Я" слушало звуки мира уже в материнской утробе.

  Да, но что же было до этого, еще раньше?

  До того, как оформился зародыш, и возникла нервная система, способная к эмоциональному восприятию, существовали сперматозоид и яйцеклетка, в которую он проник, и уже существовала некая сложная программа, и в ДНК уже хранилась бездна загадочной информации. Мы пришли к выводу, что еще задолго до того, как Первая инстанция (Бессознательное) включилась в работу, кто-то уже сел за клавиатуру. Можно ли назвать эту инстанцию частью Бессознательного, отнести к Сверхбессознательному, или придется выделить ее в качестве самостоятельного "Я"?

  Думается, что эта инстанция стоит в стороне от Первой и Второй, и приметы у нее совсем иные. Хотя бы потому, что в отличие от первых двух мыслеобразующих инстанций, эта начисто лишена "земных" эмоций. Если она и мыслит, то способ мышления ее далек нам, чужд и непонятен, и, тем не менее, от нее впрямую зависит наше поведение и жизнь.

  Попробую сразу привести небольшой пример. Мне делали операцию по удалению расширенных поверхностных вен. Удалялось некоторое количество вен на правой ноге, начиная с внутренней поверхности бедра и до щиколотки. Операция длилась четыре часа и уже в самом начале ее я почувствовала легкую тошноту, у меня ломило поясницу(возможно, почки так реагировали на укол новокаина), лежать на операционном столе оказалось очень тяжело. Операция делалась под местным наркозом и мой хирург, доверяя мне, не стал делать лишних усыпляющих уколов. Руки мои были практически свободны, разве что левая под капельницей. На какой-то минуте операции меня охватил страх. Я чувствовала боль и меня тревожила мысль, что я могу поддаться страху и вскочить(левая нога двигалась, даже у правой двигались пальцы, хоть и с трудом). Я хотела помешать делать операцию и попытаться сбежать. Смешная эта мысль(я скрывала ее, беззаботно шутя с хирургами), "а вдруг я сойду с ума и не дам проводить операцию", заставила меня задуматься над собственным мыслительным процессом и четко разделить инстанции.*

  (* На самом деле во время операции я лишь проверила свою версию, так как основные главы статей о депрессии были написаны. К моему стыду, сколько я ни пыталась потратить время на операционном столе с пользой, сочиняя, например, стихи, ничего у меня не получилось, на меня наваливалась острая тоска и было не до сочинений.)

  Сознательное "Я" говорило мне, что операция немного опасна лишь вначале, возле паха, но теперь от меня ничего не зависит, значит, нужно терпеть боль в позвоночнике и страх от того, что внизу живота, где и разрезов-то не делали, все напряглось(там болело и некоторое время после операции - видимо, лимфоузлы так отреагировали).

  Бессознательное "Я" оказалось "плавающим", даже "скачущим", с большой амплитудой.

  Оно было готово поддаться полной панике, какой склонны иногда поддаваться животные, и при этом само себе навредить (пример: мой кот, которого я когда-то переносила через дорогу, так испугался машин, что полез мне на голову и едва не поцарапал глаза, а как бы я вслепую перешла с ним на другую сторону, спрашивается?) - это нижняя "грань", а "верхняя" - бессознательное доверие к хирургу, который действительно сделал свою работу отлично - вскоре швы(17) зажили "как на собаке", и угроза тромбофлебита отступила.

  В то же время рядом с "Я" сознательным и бессознательным существовал еще кто-то, который, хоть и являлся тоже мною, но смотрел на меня как бы со стороны, издалека, наблюдая за моей человеческой немощью. Едва я пыталась вникнуть в его "мысли" меня охватывала страшная смертельная тоска. Словно я натыкалась на стену. Но, если я его "не трогала", он иногда, из-за стены, помогал мне. И он был страшен мне: именно от него зависело, какую именно область из "скользящего" Бессознательного подключить к моему разуму.

  Хотя, повторяю, в конечном итоге впасть в панику или нет, зависело от меня, и этот наблюдатель тоже был мною, но осознать что он - тоже я - было страшновато (...если бы мы двигались по гигантской поверхности Мебиуса, нам странно было бы осознать, что оборотная сторона является той же, по которой мы движемся).

  И если в данный момент речь все-таки не шла о жизни и смерти (уверена, что меня удержал бы ассистент - второй хирург - если бы я сделала попытку к бегству), то, например, когда человек начинает тонуть в море, то от "Я", смотрящего со стороны, зависит его жизнь и смерть. Ведь человек инстинктивно умеет плавать и, в целом ряде случаев, включив свои бессознательные способности на полную мощь, может выплыть. Но если сознательное желание плыть не укрепится бессознательным умением, а вместо этого захлестнется такой же бессознательной паникой, то человек может погибнуть!

  Причем у животного в таких случаях включается именно та область бессознательного, которая нужна - отвечающая за плавание. Видимо, это происходит потому, что абстрактного страха смерти они не знают, а в панику впадают лишь при встрече с Неизвестным. Причем, пока их примитивное мышление, легко использующее все резервы бессознательного, считает себя в состоянии справиться с задачей, они с ней справляются.

  У человека же, который пытается более-менее управлять своим бессознательным, но в то же время боится оставить "компьютерную мышку", считая это равносильным смерти, область бессознательного и есть Неизвестное(соприкосновение с которым способно привести к животной панике), следовательно, может "включиться" не то, что надо.

  Фрейд ввел понятие Цензора, действующего на границе обоих инстанций.

  Цензор пропускает или не пропускает информацию из бессознательного в сознательное.

  Этот цензор, полагаю, имеет прямое отношение как раз к загадочной Третьей инстанции... Назовем ее Хакером, так как выясняется, что за клавиатуру компьютера она села раньше всех.

  В сонных странствиях, когда мы сливаемся со своим бессознательным "Я", именно Хакер управляет слиянием того и другого. У него словно бы нет своего характера. Его появления мы видим лишь блестками ("блестки" цензора при психических заболеваниях могут стать смертельными, как смертельны солнечные зайчики, пущенные в глаза мотоциклисту, несущемуся на предельной скорости).

  Если проводить аналогию с мистическими учениями, то Хакер сновидений соответствует Духу, Бессознательное - Богу-Отцу, а Сознательное - Богу-Сыну. Поскольку человек вылеплен по образу и подобию Божиему, то Божественная Троица находит свое отражение в "строении" человеческого "Я". У слабых людей отражение это так же причудливо слабо, почти непрослеживаемо, как строение листа в сравнении со строением дерева. Поскольку человек грешен, Хакер сновидений, увы, может стать и духом зла. (Говорят, что есть душа, а есть дух. Душу(Я Сознательное + Я Бессознательное) издавна считали отдельной от Духа, хотя все это одно "Я" личности. Староверы боялись троеперстия, уверяя, что оно похоже на кукиш - они были неправы в своем страхе относительно божественных сил, но, если у слабого существа, которым является человек, Хакер Сновидений "встрянет" между Сознательным и Бессознательным, образует преграду между ними, то это закончится для человека трагически. Извиняюсь перед читателем, за то, что касаюсь по дороге столь важных вопросов, но цель моя - помочь людям, находящимся в депрессии, найти "корни", питающие склонность к суициду, и эта цель, благородная сама по себе, заставляет меня не бояться критиков и невольно обрекает стиль статьи на некоторую корявость, потому что я пробираюсь сквозь дебри, выросшие на безумных камнях). В "руках" Хакера находится "клавиша" перехода от Бессознательного к Сознательному, и зачастую эта "клавиша" оказывается ключом к жизни и смерти.

  Вспомним опять экстремальные ситуации. Бывает, что человек спасает себя и других, проявляя силу, которой в себе не ведал, способности, о которых не подозревал. В то же время бывает, что он панически сдается перед небольшой трудностью и потом не может разумно объяснить свою трусость. Сие объясняется, безусловно, качествами личного характера, но ведь иногда даже сам человек признает, что был как песчинка в вихре Судьбы. Он не может вспомнить, как именно он совершил героический поступок или, напротив, бежал с толпой к узкому выходу стадиона, вместо того чтобы отойти в сторону. Не может вспомнить, потому что включилось Бессознательное. Причем сам момент подключения обычно не помнится тоже. Кто отдал приказ? Не наше сознательное "Я", ибо оно может сколько угодно приказывать нам плыть, когда мы учимся плавать, но сознательно удержаться на воде мы не в состоянии, пока не почувствуем, что можем плыть, и это Умение приходит как бы извне, хотя мы, а не кто-то иной, наконец плывем.

  Третья инстанция подобна регулировщику на дороге, где несутся машины-чувства бессознательного и идут пешеходы-мысли сознательного. Но можно ли регулировщика назвать мыслеобразующей инстанцией? Здесь - да, потому что бывает, во время происшествий или во время сновидений, он и сам выходит из будки, чтобы стребовать и с того, и с другого. Представив себе Хакера, как регулировщика, мы поймем главное его отличие, из-за которого мы не воспринимаем его частью себя, частью дороги (ведь наше Я подобно дороге-реке текущей во Времени). В отличие от Сознательного и Бессознательного регулировщик-хакер во Времени не несется, его "будка" стоит на месте и в то же время он все равно оказывается в тех местах дороги, в которые поспеваем мы, едва ли не раньше нас. Он - вне. Причем этот "мерзкий гаишник" тот же самый, что встречался ранее, и "будка" та же самая, хотя не двигалась с места.

  Эта уникальная способность Хакера быть вне времени, проявляется во время сна, когда мы можем увидеть события, возможные в далеком Будущем, предостережения, так, словно их опасаться надо завтра. Хакер не стареет вместе с нами. Меняется ли он? Это трудно сказать. Раз он тоже наше Я, то он может меняться или, что скорее всего, менять свое отношение к тому, кого мы ощущаем как свое сознательное "Я". Возможно он - та Сила, о которой Дон Хуан говорил своему ученику, дыхание Нагуаля, самая непостижимая часть нашего существа. Некоторые психоаналитики пытались отдать функцию Нагуаля Бессознательному, но тогда бы им пришлось признать, что животные не имеют тонналя, всегда действуя лишь по велению нагуаля, а это сделало бы животных истинно мистическими непобедимыми существами. Итак, нагуаль, Хакер - это третья, вернее До-первая инстанция. Животные, постигая мир бессознательно, существуют в большей степени, чем мы, под управлением Хакера, и, видоизменяясь, все же движутся к какой-то цели, которая постижима лишь, если окинуть мыслью очень большой временной отрезок. Но нам всякая мысль о До-первой инстанции странна, а, порой мучительна - ведь тогда наше "Я" как бы сознает свою призрачность. Наше сознательное Я... А что случилось бы, если бы нас предоставили самих себе и не стали бы обучать мышлению?

  Вспомним случаи, когда дети, заблудившиеся в лесу, воспитывались животными. Они получали все навыки зверей, способность добывать пищу, ориентироваться в лесу. Если первое могло стать эффектом подражания, то ориентация стала следствием разбуженных инстинктов. Когда детей вернули в человеческое сообщество, они, увы, не смогли стать людьми. Они тосковали по лесу, не понимали и боялись окружающего, они так и не научились мыслить по-человечески. Значит, мыслить учиться не менее сложно, чем ходить. Нужно делать это вовремя и вовремя учиться падать.

  С точки зрения животных мыслить абстрактно труднее, чем ходить по проволоке(так отзывалась о сочинении стихов Цветаева, и эта аллегория весьма подходит к мышлению вообще). И родители, включая детей в человеческое сообщество, путем обучения их языку и счету, все равно, что ставят их на канат над пропастью Бессознательного - иди, если хочешь быть человеком мысли, отыскивай на скале Познания новые уступы, закрепляй тросы, подтягивайся и оставляй за собой канатную дорогу для других... За время существования человечества взяты немалые вершины. Хотя бросать "крюки и кошки" в неведомое осмеливаются немногие. Человеческая мысль ленива, мышление все еще непривычно человеку(дети, воспитанные волками, показывают это - пара лет упущено - и все, первобытное состояние уже необратимо).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Толмачёва Галина: другие произведения iconОтто Ранк Эстетика и психология художественного творчества
Поэтические произведения подлежат психологическому анализу более, чем какие-либо другие художественные произведения, и потому в этой...

Толмачёва Галина: другие произведения iconАрифметический квадратный корень из произведения и дроби
Цели урока: Изучить теорему о квадратном корне из произведения и дроби. Сформировать умения и выработать навыки применения данных...

Толмачёва Галина: другие произведения iconАрифметический квадратный корень из произведения и дроби
Цели урока: Изучить теорему о квадратном корне из произведения и дроби. Сформировать умения и выработать навыки применения данных...

Толмачёва Галина: другие произведения icon10 класс Литература (русская и зарубежная) Для внеклассного чтения
Н. Гоголь. “Выбранные места из переписки с друзьями”, “Женитьба” и другие произведения (по выбору учащихся)

Толмачёва Галина: другие произведения iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых...

Толмачёва Галина: другие произведения iconЭдуард Аркадьевич Асадов Избранное Ignat lib ru «Избранное»: Русич;...
В сборник Эдуарада Асадова, замечательного российского поэта, вошли наиболее известные, давно полюбившиеся читателям стихотворения,...

Толмачёва Галина: другие произведения iconКонкурс детского творчества «Налоги глазами детей 2011»
Артемовского телевидения определило победителей конкурса, которые заняли 1, 2, и 3 места в соответствующих возрастных категориях...

Толмачёва Галина: другие произведения iconПроизведения (сокращенное и полное)
Заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (произведения)

Толмачёва Галина: другие произведения iconМёд и другие естественные продукты опыт и исследования одного врача
Конечно, успех у читателей — убедительное доказательство ценности любого произведения, но не только это побудило нас выпустить эту...

Толмачёва Галина: другие произведения iconПрошел пятый день соревнований Зимней школы по программированию....
Общеобразовательного специализированного санаторного интернатного учреждения для одаренных детей лицей «Эрудит», тренер Кравец Галина....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<