Скачать 148.76 Kb.
|
Е.В.Кульчейко стр. Тема урока: Понятие о фонетике. Звуки речи (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие), их роль в речи. «Необыкновенное путешествие» Класс: 5 Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Логика процесса изучения и первичного закрепления новых знаний
ТДЦ
Структура урока:
Идея урока: Фонетика - звучащая, выразительная музыка нашей речи Методы обучения:
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная Вид урока: урок-путешествие ^ Оборудование для учителя: мультимедиа презентация, музыкальный фрагмент, видеофрагмент «Море», демонстрационный наглядный материал ^ обобщающая таблица по фонетике, рабочий лист с заданиями разного уровня, цветные карточки-солнышки (у каждого учащегося) Комментарий: Работа строится в технологии проблемного обучения с использованием ИКТ. Російська мова: Програма для 5–12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання / Н. Г. Озерова, Г. О. Михайловська, Л. В. Давидюк, В. І. Стативка, К. І. Бикова. – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2005. 5 класс ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ (12 ч.)
1. Организация начала урока Д ![]() Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда – Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок! Надеюсь, все в хорошем настроении? Не волнуйтесь. Ребята, я хочу, чтобы наша сегодняшняя встреча подарила вам капельку солнца, счастья и радости, чтобы вы получили удовольствие от нашего общения и от того, что вы поднялись на ступеньку выше в покорении вершины Знаний русского языка. А это солнышко символизирует мою веру в вас, в ваши силы. В конце урока вы присоедините к нему свои впечатления. ^ Ребята, вы любите путешествовать? Куда бы вы совершили путешествие? Обратите внимание на слова французского писателя Анатоля Франса "Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома" Я приглашаю вас совершить путешествие в Страну звуков, которую вы не найдёте на обычной географической карте. Скажите, а что помогает туристу в путешествии? (чтобы выбрать маршрут, увидеть самое интересное?) Путеводитель! Таким путеводителем будет таблица, которая есть у каждого из вас на парте, и ваши учебники. А что может произойти во время путешествия? С чем мы можем встретиться? (Можем совершить открытие чего-то нового; с трудностями.) Зарядка для успешности Давайте настроимся на успех, повторяйте вместе со мной (на слайде)
^ Ребята, вы готовы к путешествию? А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно Звучит фрагмент мелодии «Звуки природы» - Что вы услышали? (звуки, звуки природы: птицы, ручей, …) Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи). Звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика.
Классная работа Понятие о фонетике. Звуки речи
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук. - Давайте вспомним слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук” Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков); Мегафон (рупор для усиления звука, голоса); Микрофон (прибор для усиления голоса); Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи); Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); Фонотека (собрание звукозаписей); Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку); Патефон (граммофон с рупором). - А чем звуки речи отличаются от всех остальных? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию) - А какие формы речи вам известны? (устная и письменная) - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке во время нашего путешествия? Посмотрите на карту, скажите, с какими странами граничит Фонетика? ( ![]() - Знаете ли вы что-нибудь о жителях этих стран? (жители Графики – буквы, Орфографии – правила правописания, орфограммы, Орфоэпии – правила произношения) О каждой из этих стран мы сегодня вспомним. Давайте сформулируем цель нашего путешествия.
^ 1) Работа с таблицей Итак, рассмотрите, пожалуйста, таблицу-путеводитель по Фонетике - Что вам уже известно о Стране звуков?
Словарик: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. - Что ещё мало знакомо? 2) Мини-исследование - Ребята, сейчас я предлагаю вам провести исследование: понаблюдать за жителями Страны звуков (карточки с заданиями на парте) Задание 1. 1 вариант – будет исследовать гласные звуки, 2 вариант - согласные
Зима, дуб, соль, рука, дорога, эхо
*В случае затруднения – смотри таблицу по фонетике, учебник, §12 стр.94 Ученики отвечают ^ Внимание на экран. -Что обозначено в квадратных скобках? (Звуки, они живут в таких «домиках») - Чем обличаются звуки от букв? (Звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем) А сейчас давайте обсудим первые впечатления о Стране звуков и её жителях
Я буду говорить фразу, если вы согласны – поднимаете вверх руки и «шелестите» ладошками, если не согласны – топаете Фонетика – это страна звуков Гласные образуются голосом Буквы мы слышим Звуки и буквы одинаково пишутся и произносятся Графика изучает буквы Гласные и согласные - это звуки речи Речь бывает письменная и устная Релаксация Молодцы, вы были внимательными, старались и немного устали. Сделаем привал. Посмотрите на изображение, закройте глаза, представьте, что вы на берегу моря. ^ Волной вынесло на берег несколько ракушек с заданиями. Давайте их выполним. Задание 2.
Задание 3.
снег, писать, дом, рожь, год, поздний, зима, подарок (проверяем по слайду) Задание 4. (читаю) Поспорили как-то согласные и гласные звуки, кто из них главнее. «Мы самые главные!» - топали ногами согласные. «Нет, мы!» - не уступали им гласные. Целый день и целую ночь кричали они друг на друга, но потом устали, одумались и решили спросить у пятиклассников, которые изучают фонетику, какие же всё-таки звуки самые главные и почему?
П.т.ш.ств.. - .у.е.е…ие; (путешествие) Стр.н. - …а.а (страна); с.лнц. - .о…е (солнце) - Согласные звуки выражают лексическое значение слова. - А какова роль гласных? Сможем мы без них разгадать слова? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным). ^ Ребята, послушайте и помогите разобраться, что произошло? Какие слова необходимо исправить? Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке! Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей Какой вывод мы можем сделать? Правильно, звуки могут различать слова по смыслу Звуковая сторона слова – всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи. ^ Вы находитесь только в начале пути покорения вершины Знаний русского языка. Многое вам предстоит ещё узнать. А чтобы не растерять то, что уже известно, необходимо поработать дома. Итак, домашнее задание. §11,12 прочитать; 2 уровень – упр.153 3 уровень – придумать сказку о приключениях звуков русского языка ^ Наше путешествие подходит к концу. Мы совершили немного открытий, но все они важны. Проверить, насколько вы были внимательны, поможет Кроссворд Задание 5. По горизонтали: 1.Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду 2. Речь произносимая и слышимая 3. Речь записанная и читаемая 4. Что изучает фонетика? 5. Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий По вертикали: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи
^ Итак, друзья, наше путешествие подошло к концу. - Какие открытия вы совершили? Давайте подведём итог. Что нам удалось сделать во время нашего путешествия?
- Кто поделиться своими впечатлениями? - Ребята, на ваших столах солнышки, я прошу вас выбрать цвет-ассоциацию, каким для вас был этот урок. - А что мы привозим из путешествий? (сувениры) На память о нашем путешествии я дарю вам путеводители (таблицы) по фонетике и … символ наступающего нового года Спасибо вам за сотрудничество, желаю приятных путешествий по странам Грамматики великого русского языка
![]() Приложения Задание 1. Запишите слова Зима, дуб, соль, рука, дорога, эхо
1 вариант гласные звуки 2 вариант - согласные
*В случае затруднения – смотри таблицу по фонетике, учебник, §12 стр.94 Задание 2. Произнесите звуки и назовите буквы в словах волна, берег, песок, солнце
Задание 3.
снег, писать, дом, рожь, год, поздний, зима, подарок Задание 4.
П.т.ш.ств.. - .у.е.е…ие; (путешествие) Стр.н. - …а.а (страна); с.лнц. - .о…е (солнце) Задание 5. Кроссворд По горизонтали: 1.Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду 2. Речь произносимая и слышимая 3. Речь записанная и читаемая 4. Что изучает фонетика? 5. Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий По вертикали: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи ![]() |
![]() | Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,... | ![]() | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки... |
![]() | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки... | ![]() | Вступительный экзамен по русскому языку для абитуриентов, которые поступают на основе полного среднего образования, проводится в... |
![]() | Вступительный экзамен по русскому языку для абитуриентов, которые поступают на основе полного среднего образования, проводится в... | ![]() | Понятие о фонетике. Звуки речи: гласные и согласные (Поняття про фонетику. Звуки мовлення: голосні І приголосні) |
![]() | Понятие о фонетике. Звуки речи: гласные и согласные (Поняття про фонетику. Звуки мовлення: голосні І приголосні) | ![]() | Цель: учить различать звонкие и глухие согласные, развивать навыки звуко-буквенного анализа, фонематический слух, воспитывать любовь... |
![]() | При изучении фонетики в 5 классе перед учителем ставятся следующие задачи: показать 1 назначение звуков речи в языке, 2 их смыслоразличительную... | ![]() | Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Гласные после шипящих и ц. Разделительный мягкий знак.... |