Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины




Скачать 135.03 Kb.
НазваниеБюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины
Дата публикации30.11.2013
Размер135.03 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Банк > Документы
УДК 336.77:63
БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

© 2012

Е.А. Олейник, аспирант

Уманский государственный педагогический университет

имени Павла Тичины, Умань (Украина)
Ключевые слова: малые аграрные предприятия, бюджетная поддержка малых аграрных предприятий, механизм удешевления кредитов, кредитование малых аграрных предприятий, финансовая поддержка малых аграрных предприятий.

Аннотация: В статье сделана попытка проанализировать особенности осуществления финансовой поддержки малых аграрных предприятий Украины через механизм удешевления кредитов и выявить причины, тормозящие развитие государственной финансово – кредитной поддержки малого агробизнеса Украины, а также наметить перспективные пути ее развития. Проведенный анализ позволяет утверждать, что осуществления бюджетной финансовой поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины чрезвычайно важно для формирования жизнеспособного конкурентоспособного сельского хозяйства.

Объективная необходимость малых аграрных предприятий в кредитовании связана с необходимостью пополнения оборотных средств, приобретения основных средств, внедрения новых производств и прогрессивных технологий. В процессе хозяйственной деятельности практически у каждого предприятия возникает необходимость получения кредита. Особенно это характерно для сельскохозяйственного производства, для которого наиболее свойственны сезонность, зависимость от природных условий и стихийных сил природы, большой разрыв между вложением средств и их возвратом после реализации продукции, высокая капиталоемкость, сравнительно низкая фондоотдача [4,С.208].

Проблемам осуществления финансовой поддержки субъектов агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов посвящены работы отечественных ученых – экономистов В.М. Алексейчука, Е.Е. Гудзь, М.Я. Демьяненка, Е.А. Непочатенко, А.А. Пожар, П.А. Лайка, М.И. Малика, А.М. Мороза, Л.В. Молдаван, П.Т. Саблука и другие. Вместе с тем некоторые особенности действующей бюджетной поддержки кредитования малых аграрных предприятий требуют дальнейшего анализа.

Целью исследования является определение особенностей осуществления финансовой поддержки малых аграрных предприятий Украины через механизм удешевления кредитов и выявление тенденций ее проведения.

По данным компании «Простобанк Консалтинг», которая проводит профессиональные маркетинговые исследования рынка банковских услуг, специальные кредитные программы для малого аграрного предпринимательства в Украине предлагают следующие коммерческие банки как Райффайзен Банк Аваль, ПроКредит Банк, ЗАО «КРЕДИ АГРИКОЛЬ БАНК», АБ «Киевская Русь», ПАО «МЕГАБАНК» [6].

Особенностями программ кредитования малых аграрных предприятий являются:

• гибкий график погашения платежей;

• расширенный перечень активов, которые могут выступать залогом;

• целевое назначение (приобретение химических средств защиты растений, топливо – смазочных материалов, семенного материала, запасных частей, минеральных удобрений, оплата за энергоносители, страховые и нотариальные услуги, текущих хозяйственных потребностей).

Так, кредитование малых аграрных предприятий базируется на тех принципах, что и кредитование предприятий других секторов экономики, но имеет существенные особенности. Одни из этих особенностей имеют постоянный характер (сезонность сельскохозяйственного производства, повышенная потребность аграрных предприятий в основном капитале), другие – обусловлены современным состоянием аграрного сектора экономики (неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий, значительный физический и моральный износ основных средств) [4,С.209].

Улучшению доступа малых аграрных предприятий к кредитным ресурсам способствует правительственная программа путем предоставления субсидий на погашение части процентной ставки [9].

Механизм частичной компенсации процентной ставки за пользование кредитами в Украине был введен в 2000 году, когда впервые из государственного бюджета были выделены средства в сумме 175 млн.грн. на компенсацию ставок (до 50% учетной ставки Национального банка Украины) по кредитам коммерческих банков, благодаря чему сельское хозяйство привлекло 984,2 млн.грн. Практика льготного кредитования 2002 предусмотрела введение конкурсного отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для указанных выплат [10].

В частности, в 2007 году через механизм удешевления краткосрочных и среднесрочных кредитов было предоставлено финансовую поддержку на общую сумму 607,2 млн. гривен. За 9 месяцев 2008 года предоставлено 548,6 млн.грн. для частичной компенсации процентных ставок. Всего в 2008 году на эти цели была предусмотрена значительная сумма в размере 1,1 млрд.грн., Которая не была реализована в полной мере из-за начала мирового финансового кризиса. А за 6 месяцев 2009 года было фактически предоставлено 187,74 млн.грн., Всего на этот год было предусмотрено 300 млн. гривен [1].

Постановление Кабинета Министров Украины от 11 августа 2010 года N 794 «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления финансовой поддержки субъектов агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов и компенсации лизинговых платежей» [5] предполагает предоставление компенсации на конкурсной основе субъектам хозяйствования АПК, которые привлекли кредиты с 1 июля 2011 года – при условии, что сумма процентов за пользование кредитами не превышает в национальной валюте 19% годовых, в иностранной валюте – 10% годовых. (табл.1)
Таблица 1

^ Поэтапная характеристика механизма удешевления кредитов для осуществления финансовой поддержки субъектов АПК

№ п/п

Краткая характеристика этапов

1

Создание при госадминистрациях конкурсных комиссий для определения перечня субъектов хозяйствования и получения права на компенсацию.

2

Обнародование в печатных средствах массовой информации порядка и условий проведения конкурса по определению перечня субъектов АПК для получения права на компенсацию по привлеченным кредитам.

3

Начало приема заявок на участие в конкурсе.

4

Заемщики для получения права на компенсацию подают к конкурсным комиссиям заявку по установленной Минагрополитики форме и необходимый пакет документов. Заявки, поступившие после окончания срока их подачи, не рассматриваются.

5

Конкурсные комиссии рассматривают представленные предприятиями – заемщиками документы, необходимые для получения права на компенсацию, в порядке очередности их регистрации:

- в случае отказа в предоставлении права на компенсацию заемщику направляется в трехдневный срок после принятия решения конкурсной комиссией обоснованный письменный ответ с указанием причин отказа;

- в случае принятия положительного решения конкурсные комиссии определяют годовую сумму компенсации для каждого заемщика в пределах срока действия кредитного договора, выдают соответствующую справку заемщику и включают его в реестр заемщиков, имеющих право на получение компенсации по кредитам.

6

Предприятия, включенные в реестр заемщиков, имеющих право на получение компенсации, подают ежемесячно до 7 числа следующего периода справку, выданную банком – кредитором или обслуживающим банком, о сумме фактически уплаченных заемщиком процентов за пользование кредитом или займом за соответствующий период с определением суммы, которая подлежит возмещению заемщику за счет бюджетных средств.

7

Министерство аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым, главные управления агропромышленного развития областных госадминистрацийи и агропромышленного комплекса Севастопольской городской госадминистраций подают ежемесячно до 10 числа следующего периода Минагрополитики реестр заемщиков с указанием сумм начисленных и уплаченных процентов для предоставления компенсации за фактически уплаченные проценты по привлеченным кредитам за соответствующий период, который подлежит возмещению счет бюджетных средств.

8

Минагрополитики осуществляет распределение средств между предприятиями – заемщиками по мере поступления реестров, представленных конкурсными комиссиями в пределах выделенных ассигнований в соответствии с утвержденными приоритетами, предусмотрев при этом не менее 50% доказанных объемов для компенсации за средне-и долгосрочным кредитам, из которых не менее 15% направляются на удешевление кредитов, привлеченных для инновационного развития агропромышленного комплекса.


Действующая бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий сегодня является нестабильной, зависит от ежегодных объемов поддержки и предоставляется на безвозвратной основе. Схематически механизм бюджетной поддержки малых аграрных предприятий через возмещение процентных ставок представлен на рисунке 1.



^ Рис. 1 Механизм удешевления кредитов для осуществления финансовой поддержки малых аграрных предприятий
Льготные кредиты, предоставляемые малым аграрным предприятиям направляются на покрытие производственных затрат; закупку сельскохозяйственной техники и оборудования, кормов, семян и посевного материала, минеральных удобрений, средств защиты растений, топливо – смазочных материалов, запасных частей для ремонта техники и оборудования, энергоносителей, осуществление платежей финансового лизинга и страховых платежей; реализацию инновационных проектов [5].

Объем льготных кредитов, привлеченных в 2006 – 2009 годах, по которым получена компенсация процентной ставки в 2010 году, составил 3386,1 млн. грн., Из них краткосрочных – 342,1 млн. грн., Среднесрочных – 1420 млн. грн., долгосрочных – 1624 млн. гривен. В регионы направлены средства на осуществление финансовой поддержки агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов в сумме 621,5 млн. грн., которые использованы в полном объеме. [7]

Компенсация предоставляется заемщикам по кредитам, привлеченным в национальной валюте в размере двойной учетной ставки Национального банка, действующей на дату начисления процентов за пользование кредитами, и в иностранной валюте в размере 10% годовых [5]. (рис. 2.)



^ Рис. 2 Уровень процентных ставок по предоставленным кредитам предприятиям АПК в национальной валюте по 2005 - 2010 годы
На 26 июля 2011 года на финансирование основных бюджетных программ по поддержке аграрного комплекса было направлено почти 1,6 млрд. гривен. На конец июля 2011 года на выполнение государственной программы «Осуществление финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов» аграриям перечислено 167,3 млн.грн. Из специального фонда государственного бюджета аграриям выплачено почти 1,2 млрд.грн. в частности, 113,8 млн.грн. – в рамках программы по закладке молодых садов, виноградников и ягодников; 5,8 млн.грн. – в рамках государственной поддержки хмелеводства, 28 млн.грн. – на предоставление кредитов фермерским хозяйствам [7].

Однако ежегодное увеличение объемов финансовой поддержки малых аграрных предприятий не дает положительных сдвигов из-за несовершенства нормативно – правовой базы по осуществлению финансовой поддержки предприятий АПК, которая не обеспечивает достоверное и обоснованное определение потребности в компенсационных средствах, а также приводит к потере права на получение компенсационных средств.

Так, по рисунку 3 видим, что в 2008 году 7,8 тыс. предприятий из общего объема на льготных условиях привлекли 15,1 млрд. грн. кредитных ресурсов (почти в 2 раза больше привлеченных льготных кредитов в 2007 году), в том числе краткосрочных – 9 млрд. грн., среднесрочных – 3,7 млрд. грн., долгосрочных – 2,4 млрд. гривен [7].


^ Рис. 3 Объем льготного кредитования в структуре общего кредитования предприятий АПК Украины за 2005 - 2010 годы, млрд. грн.
Но, действующая поддержка не обеспечивает все возрастающую потребность в объемах льготного кредитования сектора малого аграрного предпринимательства. Конкурсы, которые проводятся в регионах по участию малых агропредприятий в этой государственной программе, определения объемов государственной поддержки в отношении каждого предприятия, часто проводятся без четко определенных критериев, формально и необъективно [3,С.145].

Предусмотреные условия конкурсного отбора заемщиков, во многом снижают доступность данной государственной программы для заемщиков и прежде всего для малых аграрных предприятий, поскольку большинство из них не имеют отношения к кредитным отношениям. Это затрудняет контроль за предоставлением бюджетных средств и ставит в не равные условия малые агропредприятия, которые находятся в разных административных районах даже в пределах одной области [2].

В частности, негативно влияет на кредитование малых аграрных предприятий несовершенная система распределения средств. Ведь действующая система распределения бюджетных назначений осуществляется Министерством аграрной политики пропорционально среднегодовому производству валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) за предыдущие три года, по данным органов государственной статистики. Не учитывается и тот фактор, что за счет обеспечения производства продукции сельского хозяйства одними районами осуществляется компенсация процентной ставки другим районам, по которым этот показатель не учитывается.

Например, в Черкасской области, по Корсунь – Шевченковском районе компенсировано 10,74 млн.грн., из которых 6,7 млн.грн. направлено сахарному заводу, которым в 2008 году обеспечено производство валовой продукции на сумму 60,7 млн.грн. и уплачено налогов и сборов в государственный бюджет – 0,3 тыс.грн. и местный – 142,2 тыс.грн. [8].

Следует отметить, что поддержка аграрных предприятий направлена преимущественно на крупные предприятия. При этом малые агропредприятия, производя больший объем продукции, получают меньший размер помощи: существует дефицит их кредитования и субсидирования. Так, государственная финансовая поддержка фермерских хозяйств в 2005 году составила 27,3 млн.грн., что больше в 6 раз по сравнению с 2002 годом. Но на фоне общего увеличения средств, предоставленных государством на поддержку аграрных предприятий, финансовая поддержка малых аграрных предприятий является нестабильной из года в год увеличиваясь или уменьшаясь в 5 – 7 раз [10].

Почти 200 аграрных предприятий Украины, в т.ч. и малых, по состоянию на 17.02. 2012 привлекли 444,7 млн.грн. кредитных ресурсов, что в 2,5 раза меньше привлеченных в соответствующем периоде прошлого года. Из общего объема привлеченных кредитных ресурсов привлечено краткосрочных кредитов 369,4 млн.грн., среднесрочных – 45,2 млн.грн., долгосрочных – 30,1 млн. гривен [7].

Если рассматривать структуру привлеченных кредитных ресурсов по срокам пользования то в общем объеме кредитов, привлеченных агропредприятиями за 2007 – 2010 годы преобладают краткосрочные кредиты, удельный вес которых составляет от 60 до 70%, что в 4 – 5 раз превышает объемы долгосрочных кредитов.

Сейчас у значительной части малых аграрных предприятий уровень рентабельности ниже реальных процентных ставок по кредитам. Следовательно, именно эта разница должна покрываться за счет государственного бюджета по статье удешевления кредитов. Поскольку же таких хозяйств больше, чем тех, которые получали льготные кредиты, то возможности льготного кредитования не исчерпаны и оно продолжает расширяться несмотря на сокращение разницы между реальными кредитными ставками и учетной ставкой НБУ [10].

Сегодня от правильного выбора перспективной модели финансово – кредитного обслуживания аграрного сектора зависит будущее украинского села. Схема частичной компенсации из государственного бюджета процентных ставок по кредитам коммерческих банков, позволяет уменьшить проблему кредитования малых аграрных предприятий, но имеет четыре существенных недостатка:

1. ежегодно из бюджета необходимо выделять значительные суммы средств, которые попадают не малым агропредприятиям, а владельцам коммерческих банков;

2. шанс получить кредиты имеют только крепкие хозяйства, которые могут предоставить для банков залог (доля таких хозяйств в общей численности товаропроизводителей достаточно небольшой);

3. банкам не выгодно кредитовать малые аграрные предприятия, которыми являются большинство фермеров и личных хозяйств населения (поэтому более 80% сельхозпроизводителей остается вне сферы интересов коммерческих банков);

4. существует значительный системный риск, потому что владельцы коммерческих банков в любой момент могут установить другие приоритеты и отказаться от кредитования аграрного сектора (при возникновении более привлекательных условий кредитования в других секторах экономики) [3,С.150-151].

Очевидно, что приоритетным направлением государственной финансовой поддержки малых аграрных и других предприятий АПК через механизм удешевления кредитов должна стать поддержка развития системы их кредитного обеспечения.

Развитие системы кредитного обеспечения малых аграрных предприятий должно осуществляться по следующим направлениям:

• формирование надлежащей кредитной инфраструктуры;

• содействие формированию кооперативной кредитной системы, направленной на обслуживание малого предпринимательства в сельской местности;

• совершенствование механизмов кредитования субъектов аграрного рынка, в частности введение залоговых операций с использованием специфических видов ценных бумаг;

• совершенствование механизма государственной поддержки за счет применения механизма удешевления процентных ставок за пользование кредитами;

• содействие развитию сети кредитного обеспечения реализации сельскохозяйственной продукции по форвардным и фьючерсным контрактам;

• обеспечение функционирования надежной системы гарантирования возврата кредитов путем использования механизма возмещения убытков за счет формирования страховых резервов (гарантийных фондов), а также применение программ государственной поддержки доходности сельскохозяйственного производства [5].

Итак, в сложившейся ситуации в стране с кредитованием малых аграрных предприятий возникает необходимость поиска альтернативных источников доступа к кредитным ресурсам. Особое значение приобретает развитие кредитных кооперативов, как низового звена системы сельской кредитной кооперации. Это позволит улучшить социально – экономический уровень жизни сельского населения, благодаря их объединению в кооперативы для совместного решения проблем с кредитного обеспечения.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Відкрита інформаційна система Зерно. org.ua. [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.zerno.org.ua

  2. Ґудзь О.Є. Удосконалення механізму кредитних субсидій підприємств АПК [Електронний ресурс] / О.Є. Ґудзь // Режим доступу до журн.: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/e_apk/2009_9/09_09_13.pdf

  3. Дем’яненко М.Я. Проблеми фінансової підтримки малих і середніх підприємств на селі / М.Я. Дем’яненко. – К.: ННЦ ІАЕ, 2004. – 240 с.

  4. Кириченко О.А. Кредитування аграрного сектору економіки в умовах глобальної фінансової кризи / О.А. Кириченко, В.Д. Кудрицький // Актуальні проблеми економіки. – 2009. – №5(95). – С.207 – 222.

  5. Офіційний сайт Верховної Ради України [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua

  6. Офіційний сайт компанії «Простобанк Консалтинг» [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.prostobank.com

  7. Офіційний сайт Міністерства аграрної політики та продовольства України [Електронний ресурс] Режим доступу: www.minagro.gov.ua

  8. Офіційний сайт Черкаської обласної державної адміністрації [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.oda.ck.ua

  9. Сидор Г.В. Проблеми кредитування сільськогосподарських підприємств [Електронний ресурс] / Г.В. Сидор // Режим доступу до журн.: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/sre/2011_2/298.pdf

  10. Фещенко Н.М. Механізм здешевлення сільськогосподарських кредитів [Електронний ресурс] / Н.М. Фещенко // Режим доступу: http://www.rusnauka.com/SND/Economics/3_feschenko.doc.htm



^ BUDGET SUPPORT OF AGRICULTURAL CREDIT SMALL BUSINESS IN UKRAINE

© 2012
K.A. Oliynik, postgraduate

State Uman Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Key words: small agricultural enterprises, the mechanism of cheaper loans, lending to small agricultural enterprises, the financial support of small agricultural enterprises, budget support for small agricultural enterprises.
Annotation: This paper attempts to analyze the characteristics of financial support for small agricultural enterprises in Ukraine through the mechanism of reduction in price of credits and reveal the reasons hampering the development of public finance - credit support to small agribusiness in Ukraine and to identify promising ways of its development. Our analysis suggests that the implementation of budgetary financial support for small farms in the agrarian sector of Ukraine's economy is extremely important for the formation of a viable competitive agriculture.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconТемы курсовых работ по курсу «Стратегическое управление»
Анализ взаимодействия крупных и малых предприятий как интеграционная поддержка малого бизнеса

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconПринципы и условие формирования кластеров
Число малых предприятий в России в последние годы составляет чуть более 1 млн., вклад в ввп – 12%, для сравнения – в Европе около...

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconФинансовое управление аграрных предприятий
И. М. Зелиско, к э н., доцент кафедры финансов Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconПути повышения эффективности аграрных web–ресурсов украины
Целью нашего семинара есть разработка путей повышение эффективности аграрных web–ресурсов Украины. И, именно на этом я и хотел бы...

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины icon07. 05. 2014 г г. Киев
Крупнейшая частная сеть автозаправочных комплексов wog и международная компания Cargill разработали совместную программу по обеспечению...

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconМетодика исследования эффективности стратегии малых и средних унитарных...
...

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconСупрун О. В. Развитие аграрных отношений в украине
Характер аграрных отношений определяется: господствующим социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил, сложившимися...

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconВоробьев Ю. Н. Особенности формирования прибыли аграрных предприятий...
Особенности формирования прибыли аграрных предприятий в процессе финансовой деятельности

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconЕнергетика та енергоресурсозбереження
Ссср, а при относительно малых капитальных затратах дэс способны обеспечить потребности в электроэнергии населения малых городов...

Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий украины iconРегиональный «Бизнес-Центр» делового партнерства
Член Союза предпренимателей малых, средних и Приватизированных предприятий Украины

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<