Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск




Скачать 392.76 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск
страница1/4
Дата публикации17.12.2013
Размер392.76 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Банк > Методическое пособие
  1   2   3   4
Министерство здравоохранения Украины
Государственное учреждение

«Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины»
Кафедра гуманитарных наук


Основы биоэтики и биобезопасности
Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов

Днепропетровск

2013

Составители: преподаватели кафедры гуманитарных наук ГУ «ДМА МЗ Украины» Пичкур Ирина Николаевна
Публикуется по решению кафедры гуманитарных наук ГУ «ДМА МЗ Украины», протокол № 10 от 31.05.2013 г.
Утверждено на заседании ЦМК ГУ «ДМА МЗ Украины», протокол № 7 от 25.06.2013 г.

^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ

Программа по дисциплине «Основы биоэтики и биобезопасности» для высших медицинских учебных заведений Украины IV уровня аккредитации составлена для специальностей 7.110101 - лечебное дело, 7.110104 - педиатрия, 7.110105 - медико-профилактическое дело, профессиональное 1101 «Медицина» в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы организации учебного процесса ЕСТS, основанной на сочетании модульных технологий обучения и зачетных кредитов оценки - единиц измерения учебной нагрузки студента необходимого для усвоения модуля.

Модуль – это задокументированая завершенная часть образовательно-профессиональной программы, реализуемой соответствующими формами учебной нагрузки и завершается итоговым контролем.

ЕСТS - Европейская система перезачета кредитов как единиц измерения трудоемкости учебной нагрузки студентов. Зачетный кредит содержит все виды учебной деятельности студентов как аудиторной, так и самостоятельной, которые необходимы для усвоения модуля или блока содержательных модулей.

Содержательный модуль - это совокупность учебных элементов программы, сочетающихся за местом вокруг определенного учебного объекта.

Система предусматривает увеличение самостоятельной работы студентов и возможность их активного участия в учебном процессе, введение прозрачной многобальной рейтинговой шкалы оценивания успеваемости, что при структурировании учебных дисциплин на модули может стать основой повышения качества подготовки специалистов.

Кредиты ЕСТS. Кредит - это условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении составляющей учебной программы дисциплины. Один кредит ЕСТS составляет ЗО академических часов. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, обучающийся по той или иной программе по дисциплине. В графике учебного процесса отсутствуют экзаменационные сессии, поскольку осуществляется контроль усвоения студентом каждого - зачетного модуля учебной дисциплины. Шкала оценивания ЕСТS является рейтинговой и конвертируется в принятую в Украине систему оценки знаний, умений и навыков студента для внесения ее к диплому международного образца.

Изучение дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» подготовки студентов по специальности 7.110101 - лечебное дело, 7.110104 - педиатрия, 7.110105 - медико-профилактическое дело осуществляется на V - VI семестрах III года обучения и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении медицинской биологии, нормальной и патологической анатомии и физиологии, гистологии, фармакологии, пропедевтики педиатрии, пропедевтики терапии, общей хирургии, общей гигиены, латинского языка, истории медицины, основ законодательства Украины и интегрируется с этими дисциплинами; закладывает основы формирования студентами умений и навыков, которые определяются конечными целями дисциплины и могут быть использованы студентами при изучении клинических дисциплин на 4-5-6 курсах и в следующей профессиональной деятельности.

Программа курса дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» для студентов III курса высших медицинских учебных заведений IV уровня аккредитации МОЗ Украины составлена для специальностей 7.110101 - лечебное дело, 7.110104 - педиатрия, 7.110105 - медико-профилактическое дело, 7.110106 - стоматология направления подготовки «Медицина» в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой (ОКХ) и образовательно-профессиональной программой (ОПП) подготовки специалистов утвержденного приказом МОН Украины от 16.04.2003 № 239, учебный план подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «специалист» квалификации «врач» в высших учебных заведениях IV уровня аккредитации утвержденных приказом МЗ Украины № 749 от 19.10.2009 и приказом МЗ Украины № 539 от 08.07.2010

«О внесении изменений в учебный план подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «специалист» квалификации «врач» в - высших учебных заведениях IV уровня аккредитации по специальностям 7.110101 - лечебное дело, 7.110104 - педиатрия, 7.110105 - медико-профилактическое дело» Обучение по этим специальностям осуществляется в течение 6 лет, а изучение дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» - в течение 3-го года обучения.

Программа дисциплины структурирована и представлена одним модулем, который содержит один содержательный модуль в соответствии с требованиями разработки учебных программ учебных дисциплин (Приказ МЗ Украины № 492 от 12.10.2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Рекомендации по разработке учебных программ учебных дисциплин»).

Видами учебной деятельности студентов, согласно учебному плану являются: а) лекции, б ) практические занятия, в) самостоятельная работа студентов.

Тематические планы лекций, практических занятий и самостоятельной работы обеспечивают изучение всех тем, входящих в состав содержательного модуля.

Лекции. Предпочтение отдается лекциям проблемным, просматриваемым и концептуально-аналитическим. Лекция становится процессом во время которого у студентов формируются знания, обеспечиваются мотивационный компонент и общеориентированный этап овладения научными знаниями. Усиливается роль лекций в качественном управлении самостоятельной работой.

Практические занятия по кредитно-модульной системе организации учебного процесса проводятся в режиме ротации модулей клинических дисциплин. Продолжительность одного практического занятия согласно учебному плану и с учетом нормативов недельной аудиторной нагрузки студентов составляет не менее 2 академических часов. По методике организации они являются клиническими, направленными на контроль усвоения теоретического материала и формирование практических умений и навыков для решения практических задач.

Текущий контроль. Усвоение темы контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями. Практические занятия предусматривают решение клинических структурированных задач, обучение методам общения с пациентами и их родителями в различных клинических ситуациях, решение психологических проблем конкретной клинической ситуации, обучение умению строить свои отношения с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом на основе принципов и нормативов биомедицинской этики Средствами контроля является решение структурированных ситуационных задач, работа с пациентами в клинике, овладение практическими навыками биоэтики и биобезопасности.

Самостоятельная работа студента – одна из организационных форм обучения, которая регламентируется учебным планом и выполняется студентом самостоятельно во время внеаудиторных занятий. Видом самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию и выполнения индивидуальной самостоятельной работы.

Индивидуальное задание – форма организации обучения с целью углубления, обобщения и закрепления знаний, которые студенты получают в процессе обучения, а также применение этих знаний на практике. Видами индивидуальной работы могут быть: написание рефератов, докладов для выступления с сообщениями на практических занятиях, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, научно-исследовательской работе и т.д.

Итоговый контроль усвоения модуля осуществляется по его завершении на итоговом контрольном занятии. Формой итогового контроля знаний является зачет.

Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале с учетом текущей успеваемости, модульного контроля и оценки индивидуальной работы. Кафедры имеют право вносить изменения в учебную программу в пределах 15% распределения времени в зависимости от направлений научных исследований, но обязаны выполнить в целом объем требований по дисциплине «Основы биоэтики и биобезопасности» (III курс) согласно с конечными целями ОКХ и ОПП по специальности подготовки и учебным планам.

^ Цель дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности»:

- Формирование знаний о моральной стороне деятельности человека в медицине и биологии;

- Формирование знаний по сохранению живыми организмами своей биологической сущности, биологических качеств, предотвращения широкомасштабной потере биологической целостности;

- Формирование знаний о законодательных документах, защищающих индивидуум, общество и человечество в целом от нежелательных и пагубных последствий внедрения в практику новых медико-биологических технологий, воспитания глубокой убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения этических и моральных норм, правил и принципов в своей практической деятельности;

- Формирование умения оценивать новейшие достижения биологии и медицины с точки зрения определения степени их опасности для человека и общества сегодня и в будущем.

^ В результате изучения биоэтики каждый студент должен знать:

- Исторические этапы развития медицинской этики, биоэтики и нооэтики как науки;

- Методы, принципы и теорию биомедицинской этики;

- Модели отношений между врачом и пациентом;

- Морально-этические принципы правдивости и информированного согласия;

- Биоэтические аспекты основ общения больного с персоналом лечебных учреждений и семьей;

- Медико-этическую роль и ответственность среднего и младшего медицинского персонала;

- Медико-этическую роль семьи в принятии медицинских решений;

- Биоэтические проблемы охраны психического здоровья пациентов и медицинских работников;

- Принципы конфиденциальности (врачебная тайна), их медико-этические и правовые аспекты;

- Медико-этические и правовые аспекты, ошибки врача;

- Медико-этические и правовые аспекты ятрогении в клинической практике;

- Медико-этические особенности работы семейного врача;

- Медико-этические и правовые проблемы в акушерстве и гинекологии;

- Медико-этическую и правовую оценку искусственного аборта;

- Биоэтические проблемы использования новых репродуктивных технологий;

- Медико-этические и правовые проблемы в неонатологии и педиатрии;

- Медико-этические и правовые проблемы в психиатрии и неврологии;

- Медико-этические и правовые проблемы в хирургии и онкологии;

- Медико-этические и правовые проблемы реаниматологии;

- Медико-этические и правовые проблемы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, лиц с туберкулезом, венерическими и инфекционными заболеваниями;

- Биоэтические и правовые проблемы трансфузиологии, трансплантологии и регенеративных технологий;

- Биоэтические и правовые проблемы клинических испытаний лекарственных

препаратов и медицинских технологий;

- Биоэтические проблемы при выполнении экспериментов на животных;

- Биоэтические проблемы контроля генетических технологий и модификаций природы человека;

- Биоэтические аспекты генетических исследований, медико-генетического консультирования и популяционных скрининговых исследований;

- Биоэтические проблемы клонирования человека и животных;

- Медико-этическую оценку возможностей генной инженерии;

- Биоэтическую экспертизу в области клинической медицины и экспериментальных исследований;

- Медико-этические проблемы умирания и смерти, оценку самоубийства;

- Медико-этическую и правовую оценку пассивной и активной эвтаназии;

- Биоэтические проблемы в многонациональном обществе;

- Биоэтические проблемы при различных формах организации медицинской помощи населению;

- Биоэтические и правовые проблемы сосуществования «традиционной» и «нетрадиционной» медицины;

- Этические нормы при проведении биомедицинских исследований.
^ В результате изучения биомедицинской этики каждый студент должен уметь:

- Использовать методы биоэтики и нооэтики в практической деятельности;

- Вступать в доверительный контакт с пациентом и его близкими;

- Дать оценку эмоционально - психологического состояния пациента;

- Осуществлять психологическую поддержку больного и его семьи;

- Применять на практике биоэтические принципы правдивости и информированного согласия;

- Использовать и на практике реализовывать биоэтические принципы автономности, социальной справедливости;

- Строить свои отношения с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом на основе принципов и нормативов биомедицинской этики;

- Организовывать и проводить клинические конференции и занятия по вопросам биомедицинской этики с работниками лечебно - профилактических учреждений;

- Дифференцировать полученную информацию о пациенте с позиции права и биомедицинской этики согласно принципу конфиденциальности и врачебной тайны;

- Разграничивать такие понятия, как врачебная ошибка, халатность и служебная подделка;

- Применять принципы качественной биоэтической программы клинических испытаний лекарственных препаратов;

- Обосновывать или опровергать биоэтическую целесообразность проведения тех или иных экспериментов на животных;

- Обосновывать морально-этическую целесообразность применения тех или иных репродуктивных технологий;

- Дать медико-этическую и правовую оценку пассивной и активной эвтаназии и суицида.
^ СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА МОДУЛИ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

МОДУЛЬ 1. «Основы биоэтики и биобезопасности».

Содержательный модуль I: «Основы биоэтики и биобезопасности».

^ Структурный план подготовки

Структура учебной дисциплины

Кол-во часов/из них

Год обучения

Виды контроля

Всего часов/

кредитов

Аудиторных

СРС

Модуль І

Содержательных модулей-1

Лекц.

Практ.


45/1,5


6


24


15


3

Текущий и итоговый модуль

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Тема

Количество

часов

1.

Биоэтика:предмет,тема и задачи в системе охраны здоровья. История профессиональной медицинской этики, нооэтики. Биоэтика и становление национальной системы охраны здоровья в Украине.

2,0

2.

Права человека как источник биоэтических принципов и критериев поведения. Стоимость жизни и здоровья человека. Международные документы по вопросам биоэтики и прав человека.

2,0

3.

Социальная справедливость, проблемы транскультуральной этики и социоэтические обязательства. Биоэтические и правовые проблемы сосуществования "традиционной" и "нетрадиционной" медицины.

2,0

4.

Воспитание уважения к здоровому образу жизни. Здоровье, философское, биологическое и нравственное определение. Определение здоровья ВОЗ. Здоровый образ жизни как условие его продолжительности, физического и духовного развития. Человек и болезнь. Болезнь как переживание и поведение человеческой личности.

2,0

5.

Взаимоотношения между медицинскими сотрудниками, пациентом и его семьей.

2,0

6.

Концепция биобезопасности и риска биомедицинских технологий. Биоэтические аспекты и биобезопасность влияния окружающей среды на человека. Биоэтические аспекты агротехнологий.

2,0

7.

Основы биоэтической оценки морального статуса плода и начала жизни, конфликтов между матерью и плодом.

2,0

8.

Основы биоэтической оценки и контроля генетических технологий.

2,0

9.

Основы биоэтических проблем боли, страдания, реабилитации и эвтаназии.

2,0

10.

Основы биоэтических аспектов трансплантологии и трансфузиологии крови.

2,0

11.

Основы биоэтических проблем ВИЧ-инфекции и других социально опасных инфекций.

2,0

12.

Основы биоэтических проблем биопсихосоциальной медицины, психологии и психиатрии.

2,0




Всего:

24,0


При усвоении темы по традиционной системе студенту присваиваются баллы: "5" - 10 баллов, "4" - 7 баллов, "3" - 4 валов, "2" - 0 баллов.

Максимальное количество баллов за текущую учебную деятельность студентов - 200. Минимальное количество баллов за текущую учебную деятельность студентов - 94.

Студент допускается к итоговому модульному контролю (экзамену) при набранных не менее 44 баллов и сложения баллов за индивидуальное задание студента (10, 7, 4).

Итоговый тестовый контроль засчитывается студенту при набранных не менее 50 баллов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск icon1. истоки украинской культуры
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских и стоматологического факультетов

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса...
Методические указания к практическим занятиям по физической реабилитации (для студентов 4 курса медицинских факультетов) / Под ред....

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные...

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные...

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные...

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса стоматологического факультета

Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов ІІІ курса медицинских и стоматологического факультетов Днепропетровск iconМетодические указания “общая физиотерапия (для студентов 4 курса...
Методические указания к практическим занятиям с общей физиотерапия (для студентов 4 курса медицинских факультетов) /Под ред. В. Н....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<