Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку»




Скачать 329.86 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку»
Дата публикации17.12.2013
Размер329.86 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Банк > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Роль банковской системы в условиях перехода к рынку

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку»Выполнил: г. Нижний Новгород 1999г. Содержание.|Содержание |2 ||Введение |3 ||Принципы организации банковской системы |4 || Виды банковских систем |4 || Современная банковская система РФ |4 || Структура банковской системы современной России |5 || Отличия банков от небанковских кредитных учреждений |6 || Принципы формирования двухуровневой банковской системы |7 || Сложность формирования системы во время кризиса |8 ||Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер | ||взаимодействия в современных условиях |12 || "Портрет" Центрального банка |12 || Функции Центрального банка |14 || Коммерческие банки и их функции |16 || "Теневые" операции коммерческих банков |18 || Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка |18 ||Денежно-кредитная политика России |22 ||Заключение |24 ||Приложение |25 ||Список литературы |28 | I. ВВЕДЕНИЕ. Прежде чем говорить о банковской системе в условиях перехода к рынку,нужно охарактеризовать эти условия, то есть экономику переходного периода. Процесс формирования и функционирования экономической системывключает в себя три этапа: становление, зрелость и умирание. Именнодифференцированный во времени характер экономической системы и объясняетналичие переходных состояний. В 90-е годы сформировалась особая группа стран (бывшихсоциалистических), стартом переходных процессов в которых стал уход отплановой экономики. К числу этих стран относится и Россия. Перечислимосновные особенности переходного процесса в России: - исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановаяэкономика; - переходные процессы неизбежно связаны с глубокими качественнымипреобразованиями экономики, сломом прежних отношений; - значительные социально-экономические издержки в процессе этихпреобразований; - особенности переходного процесса в России во многом обусловленыразрывом хозяйственных связей, связанным с распадом СССР; - в России, по сравнению с остальными странами бывшего«социалистического лагеря», особенно долго существовала социалистическаяплановая экономика. Рассмотрим кратко, что представляла собой банковская система бывшегоСССР. Это была централизованная монобанковская система, котораяскладывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк иВнешторгбанк) и системы сберегательных касс. Монополия трех государственныхбанков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли функцию второгобюджета, что не позволяло использовать эффективный потенциал кредитногомеханизма. Курс на развитие рыночных отношений потребовал созданиякачественно новой системы банков, что и начало происходить в середине 80-хгодов. В результате банковской реформы были организованы крупные отраслевыеспециализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк,Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Однако, в результате реформымонополия трех государственных банков была заменена монополиейреорганизованных специализированных банков. Именно в этой ситуации вавгусте 1988г. были созданы первые коммерческие банки. II. Принципы организации банковской системы. II.1. Виды банковских систем. В истории развития банковских систем различных стран известнонесколько их видов: - двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и системакоммерческих банков (КБ)); - централизованная монобанковская система, описанная выше; - уникальная децентрализованная банковская система - Федеральнаярезервная система США. Рассмотрим структуру двухуровневой системы, установившейся вбольшинстве стран с рыночной экономикой. Первый уровень банковской системы образует ЦБ страны. Он выполняетследующие функции: - осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует ихобращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведениярасчетов и платежей; - проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовыхучреждений страны и исполнение финансового законодательства; - предоставление кредитов коммерческим банкам; - выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг; - управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовыеоперации; - осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощьютрадиционных для ЦБ методов воздействия на КБ: проведение политики учетнойставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами ирегулирование норматива обязательных резервов КБ. II.2. Современная банковская система РФ. «Современной» будем называть банковскую систему, формирующуюся натерритории Российской Федерации с августа 1988г. (именно тогда был принятзакон СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов былопредоставлено право создавать кооперативные банки). На сегодняшний день правовой основой функционирования российскойбанковской системы являются следующие нормативные акты: Закон РСФСР «Обанках и банковской деятельности», Закон «О центральном банке РСФСР (БанкеРоссии)» и новая редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности»,принятая в июле 1995г. Современная банковская система России представляет собойдвухуровневую систему. Первый уровень системы - Центральный банк РФ (Банк России), на второмуровне находятся банки и небанковские кредитные организации. Пока не будем подробно останавливаться на функциях Банка России,коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, а рассмотримструктуру современной российской банковской системы и основные различиямежду банками и небанковскими кредитными организациями. II.2.1. Структура банковской системы современной России. На сегодняшний день банковская система России приобрела следующийвид: - Центральный банк РФ (Банк России); - Сберегательный банк; - коммерческие банки; - банки со смешанным российско-иностранным капиталом; - иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов; - союзы и ассоциации банков; - иные кредитные учреждения. Более общее представление о структуре российской банковской системыдает следующая таблица:|Критерий | | ||классификации |Виды банков |Примечания ||Форма |Государственные | ||собственности |Частные | || |Кооперативные | || |Смешанные |Представляющие разные формы || | |собственности ||Страновая |Российские | ||принадлежность |Иностранные | ||капитала |Совместные |С участием отечественного и || | |иностранного капитала ||Организационно-п|Паевые (ООО) | ||равовая форма |Акционерные (ЗАО, ОАО)| ||Территориальный |Региональные | ||признак |Межрегиональные | || |Национальные | || |Международные | || |Заграничные |Российские банки за границей ||Степень |Самостоятельные | ||независимости |Дочерние | || |Сателлиты |Полностью зависимые || |Уполномоченные |Банки-агенты || |Связанные |Участвующие в капитале друг друга||Характер |Универсальные | ||деятельности |Специализированные | ||Отраслевая |Промышленные | ||специализация |Сельскохозяйственные | || |Транспортные | || |Строительные | || |Торговые | || |и др. | ||Функциональная |Инновационные | ||специализация |Инвестиционные | || |Сберегательные | || |Ипотечные | || |Биржевые | || |Страховые | || |и др. | ||Способ |Старые |Возникли на базе бывших ||происхождения | |спецбанков и отраслевых || | |министерств || |Новые | ||Масштаб |Крупные | ||деятельности |Средние | || |Мелкие | ||Наличие |С филиалами | ||филиалов |Бесфилиальные | ||Диверсификация |Однопрофильные |Занимающиеся только банковскими ||капитала | |операциями || |Многопрофильные |Участвующие в капиталах || | |небанковских организаций и || | |предприятий | II.2.2. Отличия банков от небанковских кредитных учреждений. Существует как минимум два признака, отличающих банки от кредитныхучреждений и ставящих их в особое положение. Во-первых, банки объективно выступают логически первичным, исходнымзвеном в сфере финансового рынка, то есть характер деятельности банков врешающей мере предопределяет характер деятельности кредитных учреждений. Что же обособливает банки по сравнению с остальными кредитнымиучреждениями? А это способность банков и только банков, начиная сцентрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги. Во-вторых, банки - это основное звено финансового рынка. Под этимследует понимать то, что банки - единственные организации, реализующие всвоей деятельности полный спектр рыночных денежных отношений, характерныйдля данной страны в данный промежуток времени. Перечислим примерный список таких операций: - прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц; - выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов; - покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностраннойвалюты (наличной или на счетах); - привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады; - расчетно-кассовое обслуживание клиентов; - финансирование капитальных вложений по поручению владельцев илираспорядителей депозитов. Проведение этих операций, а в особенности первых двух, означаетуменьшение или увеличение денежной массы в обращении, сжатие или эмиссиюденег (кредитных), поэтому здесь нужна жесткая дисциплина и порядок. Рассмотрим и еще один момент, касающийся первых двух операций имогущий показаться спорным. Вообще, приемом денег от своих клиентов ивыдачей ссуд занимается и многие кредитные учреждения. Не означает ли это,что банки лишаются своего отличительного признака? Нет. Дело в том, что клиенты банка сохраняют право распоряжаться вложеннымив него денежными средствами, тогда как клиенты кредитного учреждения теряютправо распоряжаться ими (распорядителем принятых денег становиться самокредитное учреждение). Таким образом, банк принимает вклад (депозит), акредитное учреждение берет заем для своих целей. Имеют свою специфику и ссуды, выдаваемые банками и кредитнымиучреждениями. В первом случае имеет место ссуда-кредит (создание новых -кредитных - денег); во втором - ссуда-заем (изменение права распоряжатьсяденьгами без образования новых денег). II.3. Принципы формирования двухуровневой банковской системы. Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развитиябанковской системы должен идти под сознательным контролем общества,государства, самого банковского сообщества. Принцип эволюционности. Превращение имеющейся совокупности банков,кредитных учреждений и вспомогательных организаций в элементы банковскойсистемы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенногосовершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путемпостепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров,традиций, путем постепенного накопления количественных и качественныхизменений, основательного освоения новых операций, технологий, достижениянового качества работы, новых отношений между элементами системы иклиентами, без "прыжков" через закономерные ступени развития. Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в целом и каждыйее элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей ихдействительности. Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения иподдержания соответствия между элементами самой банковской системы. Особоеместо имеет здесь единство или совместимость применяемых технологий, безчего банковская система или не может сформироваться, или обреченаразделиться на "разноязычные" локальные части. При этом должнаобеспечиваться технологическая совместимость с банковскими системами другихстран. Принцип функциональной полноты. Система может нормальнофункционировать и развиваться только в том случае, когда она содержит всенеобходимые элементы в нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки,кредитные учреждения, вспомогательные организации). Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностьюк самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмовреагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисныхявлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта. Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признаетсянеобходимым: 1. свободы входа и выхода из банковской системы в рамках законности (снятие всех искусственных, неправомерных ограничений при регистрации новых банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и ликвидации элементов банковской системы); 2. развития разнообразных форм цивилизованного отношения между элементами банковской системы; 3. информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг, включая Центральный банк; 4. развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления. Принцип эффективности. Так как коммерческие банки, кредитныеучреждения и вспомогательные организации являются организациямикоммерческими, принцип эффективности естествен для их деятельности. Но этотпринцип включает и другие аспекты, также важные для системы. В соответствиис ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не толькодля них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Такжедеятельность банковской системы должна быть эффективна и в социальномплане. Принцип адекватного правового сопровождения. Деятельность банковкасается вопросов первостепенной государственной важности, поэтомунуждается в серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь имеют: 5. адекватность принимаемых законов и иных нормативных актов реальным процессам в экономике и обществе; 6. полнота охвата этих процессов нормами права; 7. внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки правовой базы банковской деятельности. II.4. Сложность формирования системы во время кризиса. Ошибочно было бы связывать понятие "кризис" с тем, что произошло внашей экономике 17 августа прошлого года. С самого начала рыночных реформРоссия стала страной постоянных кризисных явлений. И банковская системаРоссии изначально формировалась в условиях кризиса. Двухуровневая организация банковской системы начала намечаться в РФвсего девять лет назад, поэтому она не может не быть неразвитой. Еще два-три года назад экономисты восхищались быстротой развитияроссийской банковской системы (около 2500 банков за шесть лет, множествокредитных организаций). Журнал "КоммерсантЪъ - Деньги" тогда писал огигантах банковской империи: "Инкомбанке", "Мост-Банке", "СБС-Агро" – и гдеони сейчас? Последний кризис ГКО привел к тому, что доверие как частныхвкладчиков, так и корпоративных клиентов к большинству коммерческих банковсерьезно уменьшилось, все снова идут в Сбербанк. Корни всех этих явлений – в недостаточной развитости нашей банковскойсистемы, а детально рассмотреть эту недостаточную развитость можно, если попунктам проанализировать основные принципы построения двухуровневойбанковской системы, изложенные в предыдущей главе. Первый принцип – принцип управляемости. Можно ли считать процессстановления, функционирования и развития отечественной банковской системысознательно управляемым? Скорее нет, чем да. Возникновение первых отечественных коммерческих банков в конце 80-хгодов происходило как почти неуправляемый процесс. В дальнейшем, споявлением двух союзных и двух российских банковских законов, этот процессв определенной мере был урегулирован, но только по отношению к каждомуотдельно взятому банку (возникли требования к его учреждению и последующемуфункционированию), но не ко всей системе. Такая ситуация сохраняется и посей день. Отсутствие концепции создания банковской системы означает: 8. исключение сколько-нибудь ясного представления о том, какую банковскую систему необходимо и можно иметь в перспективе; 9. стихийный, неуправляемый характер процесса; 10. отсутствие сознательно выбранных и отработанных инструментов воздействия на процесс, включая неопределенность в отношении того, к каким точкам системы следует применять такие инструменты; 11. отсутствие критериев прогрессивного развития системы, прохождения ею тех или иных качественно различных ступеней; 12. высочайшую рискованность для всех звеньев и участников системы. Принцип эволюционности в основном соблюдается в отношении отдельновзятого банковского учреждения. Этому способствует необходимость соизмерятьзатраты на те или иные новации с ожидаемыми результатами (принципэффективности). Однако в отношении системы в целом этот принцип неприменяется. Очень слабо пока работает принцип адекватности. Конечно, всяэкономика, включая банковский сектор, одинаково страдает от переживаемогостраной кризиса, в том числе кризиса государственности, от обесцененияденежной единицы, массовых неплатежей, инвестиционного голода. Тем неменее, эти общие для всех негативные обстоятельства объективно воздвигаютбарьер между банковским сектором и реальной экономикой, разводят ихинтересы, принуждают в значительной мере работать автономно друг от друга. В частности, ходом кризисных событий банки все более вынуждаются ненаправлять свои капиталы в реальное производство – основу существования иблагополучия банковского капитала, а сосредотачивать практически всеоперации на ограниченном пространстве собственно денежного рынка или, чтоеще хуже, его отдельных сегментах (игра на валютном курсе, перекачиваниедруг другу денег в виде межбанковских кредитов и т.п.). Рассмотрим принцип функциональной полноты на примере банков. В последнее время значительную остроту приобретают два вопроса: обобщем достаточном количестве банков и о нужном соотношении между крупными ималыми банками. Много, достаточно или мало в современной России банков( Ответить можнотолько с помощью косвенных показателей, поскольку априори нельзя рассчитатьнужное количество банков. помочь могут, например, сравнения. Так, в СШАнасчитывается почти 15 тысяч банков, а в России – около 2,5 тысяч. Можнорассчитать количество учреждений банков на 1000 человек и сравнить ссоответствующими показателями для Европы или США. Однако, эти расчеты будутне совсем корректны из-за особенностей экономик разных стран. Можнопровести сопоставление по количеству банков относительно ВВП. С другой стороны, этот вопрос нельзя решать "валовым" подходом.Системность банков предполагает, что их должно быть не просто не менееопределенного количества, причем в сочетании разнообразных видов, но еще и"в нужное время в нужном месте". С этой точки зрения ситуация далека отблагополучия: из общего числа российских банков более 1/3 – московские, изних более 1/2 – крупнейшие, вместе с тем, что в России остаются огромныерегионы, представляющие собой "банковские пустыни" (особенно в отдаленныхрайонах и сельской местности). Поэтому нет оснований считать, что в Россииизбыток банков. Что же касается соотношения крупных и мелких банков, то последних,безусловно, не хватает. В таких небольших банках, глубоко интегрированныхво всеобщую банковскую систему России, и нуждаются пресловутые "банковскиепустыни". То же самое можно распространить и на принцип открытости. Вчастности, пока ни Банк России, ни коммерческие банки (быть может, занебольшим исключением), не готовы вести свои дела публично. Реализуется ли принцип эффективности? И да, и нет. Казалось бы, каждыйбанк стремится получить максимальную прибыль. Однако, многие из них какбудто ставят перед собой прямо противоположную цель. К такомупарадоксальному выводу заставляют придти многочисленные примеры работы безанализа, четкой стратегии, заботы о повышении квалификации сотрудников (вчем и кроется причина двух предыдущих бед) и т.п. В заключении рассмотрим еще и принцип саморазвития, а конкретноотдельный его аспект – обеспечение безопасности. "На российском рынкепластиковых карточек грандиозный скандал. Один из крупнейших отечественныхпроцессинговых центров – Union Card – лишен лицензии Europay на работу сбанкоматами. Выяснилось, что Union Card где-то не доглядел в технологии, врезультате чего мошенники сумели украсть у владельцев карт около $500тысяч. И тепьрь 400 из 1600 российских банкоматов принимают карточки толькосвоих банков, а еще несколько сотен либо уже не работают, либо вскоре будутотключены".[1] К чему это может привести? К падению доверия к с таким трудомпрививаемой в России системе электронных расчетов, "зарплатых проектов", и,как следствие, росту недоверия со стороны частных вкладчиков (основныхпотребителей услуг на рынке "пластика") к отечественной банковской системеи ее детищу - Union Card. III. Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер взаимодействия в современных условиях. Перейдем к рассмотрению "персонажей" российской банковской системы:находящегося на первом ее уровне Центрального банка (Банка России) иосновных представителей второго уровня – коммерческих банков. III.1. "Портрет" Центрального банка. Зачем вообще нужен центральный банк? Как известно, центральные банкивозникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и ихсоздание явилось выдающимся историческим открытием, потому что онипозволяют решить по крайней мере одну сложнейшую экономическую задачу. Делов том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Этоприводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночныеотношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается ихстихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации обществоначинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного началарынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут всеучастники рынка – и производители, и потребители, и посредники. Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободупредпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой –ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутреннеприсущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданныхпотерь. Вторая часть даной задачи решается с помощью общественного контроляосновных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия. Вбанковской сфере функции такого регулирования поручают такомугосударственному институту, как центральный банк. Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму околотрехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанкобразован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банкадля всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международнаяфинансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что “встранах, где не существует центрального банка, его следует создать”. Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого)банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определеннымивластными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Дляцентрального банка характерен высокий уровень независимости от прочихгосударственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственноГосударственной Думе или, образованной ею, специальной комиссии.Руководителя центрального банка назначает глава государства. Степень независимости центральных банков неодинакова — от максимальнонезависимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося вполной зависимости от правительства. Банки Англии и России занимают в этомряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкоезаконодательное разграничение государственных финансов и банковскойсистемы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоватьсясредствами центрального банка. Рассмотрим Банк России. Уставный капитал и имущество Центральногобанка нашего государства являются федеральной собственностью. Банк Россиииспользует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк Россииосуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. нефинансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируетсяв налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и являетсяюридическим лицом. Однако, на деятельность Центрального банка наложен и рядограничений: 13. Центральный банк РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций, кроме Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) и Банка внешней торговли (Внешторгбанка); 14. участие в капиталах международных организаций также ограничено. Вот что говорит ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)": 15. "Банк России обязан обеспечить долю своего участия в капиталах Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Московского Народного банка ЛТД и Ост-Вест Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция. Уменьшение долей участия Банка России в данных кредитных организациях ниже указанного уровня может осуществляться только в случае принятия по данному вопросу специального федерального закона… Банк России не может участвовать в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами"[2]; 16. "Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств"[3]. Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает пообязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствамгосударства. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным кего компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные дляфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всехюридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральнымзаконам и вступают в силу со дня их официального опубликования. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создаетза счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо отприбыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Порядок образования и использования резервов и фондов определяетсяСоветом директоров. Таким образом, Банк России, как и большинство центральных банковведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, оннационализирован, его действия и полномочия опираются на четкуюзаконодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательныенормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемыепросьбы). Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место,занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практическине отличается от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых. III.2. Функции Центрального банка. В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственноерегулирование хозяйственной деятельности должно преследовать следующиецели: 17. создание и поддержание общих условий цивилизованного функционирования рынка и всего народного хозяйства; 18. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; 19. решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфередолжен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности,обязан: 20. поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать и разрешать споры; 21. осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей; 22. выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно- кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.); 23. добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т.д.). Вот как определяет цели Банка России статья 3 ФЗ "О Центральном банкеРФ (Банке России)": 24. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 25. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 26. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. 27. получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение средивсех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью.С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; сдругой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующееденьгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центральногобанка Российской Федерации. Заметим так же, что в 1997 году зарплатасотрудников ЦБ составила семь триллионов рублей. А выплачена она из денег,которые банк заработал за 1997 год. Задачи и функции Банка России определены Конституцией РоссийскойФедерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита иобеспечение стабильности рубля. Ярким примером выполнения этой функции может служить кризис 17 августа1998 года, когда курс доллара по отношению к рублю изменился за один деньболее чем на 250 %. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр. Афункции банковского регулирования и надзора несет некоммерческаяорганизация, созданная осенью 1998 года под патронажем ЦБ и начавшаяработать только в конце марта 1999 года, Агентство по реструктуризациикредитных организаций (АРКО). Комплекс основных функций Банка Россиизакреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России: 28. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 29. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 30. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 31. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 32. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 33. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 34. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 35. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 36. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России; 37. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 38. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; 39. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 40. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; 41. а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. III.3. Коммерческие банки и их функции. Коммерческие банки – это многофункциональные учреждения, оперирующие вразличных секторах рынка ссудного капитала. Коммерческие банки могутсоздаваться в форме обществ с паевым участием, а также акционерных обществ.На сегодняшний день большинство российских коммерческих банков существуют вформе акционерных обществ, как открытых, так и закрытых. Коммерческий банк – это коммерческое предприятие, которое в условияхрынка строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, тоесть на основе прибыльности и риска. Однако банк всегда должен соотноситьприбыльность с соображениями безопасности и ликвидности. Банк,предоставивший слишком много ссуд или оказавшийся не в состоянии обеспечитьликвидность, необходимую в некоторых непредвиденных ситуациях, можетоказаться неплатежеспособным. Это связано с тем, что основополагающимпринципом успешного функционирования любого коммерческого банка являетсяего деятельность в пределах реально имеющихся реурсов. Основной правовой базой функционирования коммерческих банков являетсяФЗ "О банках и банковской деятельности", который дает само понятие банка,регламентирует условия его создания, порядок регистрации и лицензирования,а также дает перечень банковских операций и сделок: 42. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 43. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 44. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 45. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 46. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 47. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 48. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 49. выдача банковских гарантий; 50. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) (с 7 августа 1998 года); 51. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 52. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 53. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 54. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 55. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 56. лизинговые операции; 57. оказание консультационных и информационных услуг. Операции банка традиционно подразделяются на активные и пассивные.Пассивные операции банка – это операции по мобилизации средств, активные –по размещению этих средств (кредитные операции). III.4. "Теневые" операции коммерческих банков.[4] Банки – это кровеносная система экономики, поэтому вместе с остальнойэкономикой они давно вовлечены в ее теневой сектор. Среди теневиковнаиболее высок спрос на обналичку и уход от налогов, а спрос, как известно,рождает предложение. Вот несколько схем, позволяющих достичь желаемого результата: 1. Оффшорные банки. Регистрируется оффшорный банк (назовем его CyprusBank), корсчета которого открываются в обычных российских банках. Воффшорных же зонах регистрируются подставные фирмы, счета которыхобслуживает Cyprus Bank. Далее оформляются "липовые" контракты о переводеденег в эти оффшорные предприятия, а Cyprus Bank подтверждает, что суммапоступила на его счета в "месте нахождения". На самом деле эти деньгиникуда за пределы России не выходят, а обналичиваются и выплачиваются прямона месте. 2. Экспортно-импортные операции. Этот метод помогает и предприятиям,занимающимся ВЭД, избежать таможенных пошлин. Здесь опять наиболеепопулярна схема с использованием оффшорных банков. Российский банк открывает у себя корсчета в рублях и в иностраннойвалюте своему же оффшорному банку (Cyprus Bank). Предприятие, желающееперевести деньги за границу, перечисляет рубли на счет специальной фирмы вбанке, последняя же переводит рубли компании-нерезиденту за какой-то товар.Ну а компания-нерезидент держит счет в Cyprus Bank, у кторого корсчетоткрыт в россиийском банке. Круг замкнулся. Таким образом, внутри банкаденьги перешли со счета подставной фирмы на корсчет офшорного банка. Далее,оффшор покупает на эти деньги безналичную валюту (опять же не выходя запределы банка). Далее, как того и требовалось, эта валюта отправляется заграницу. 3. Налоговое планирование. Состоит оно в следующем: предприятиезаменяет налог на другой платеж (например, благотворительному фонду, чтоприравнивается законодательством к выплатам в бюджет). Задача банка состоитв том, чтобы обеспечить возврат 35-40% этой суммы. Какой же вывод можно сделать из всего вышеизложенного? По некоторымоценкам налоги изымают у юридических лиц от 40% до 80% прибыли. Пока небудет проведена целенаправленная налоговая реформа, подавляющее большинстволегальных отраслей бизнеса будет оставаться в тени, а банки, вместоинвестиций в реальный сектор экономики, будут продолжать выводить деньги зарубеж, а бюджет будет недополучать огромные деньги за счет"благотворительных" акций фирм. III.5. Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка. Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковскогорегулирования и контроля деятельности коммерческих банков и другихкредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБРФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защитеинтересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативнуюдеятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок созданияновых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию направо осуществления банковской деятельности. Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобыметодами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическоеразвитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращениипотребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения,увеличению количества и повышению качества производства разнообразнойпродукции, расширению экспортно-импортных операций. Коммерческие банки являются основными каналами практическогоосуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФустанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения ирегулирования кредитных операций и денежного обращения. Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютнымрегулированием и другими экономическими методами проведения кредитнойполитики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Этометод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении. Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банкобязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательныхрезервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок ихдепонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативырезервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут бытьдифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативыобязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем напять пунктов. При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФимеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка суммунедовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но неболее двойной ставки рефинансирования. При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные вЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организацииперед вкладчиками и кредиторами. Первоначально обязательные минимальные резервы формировались какгарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют своивклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль.Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех илииных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможностикоммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупнуюмассу денег в обращении. Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько,насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько,насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ. В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991г., тогда была установлена единая норма в 2 % без дифференциации по видамвкладов, сейчас она составляет 15 %. Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задачкредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характерпривлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования,когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или подепозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются болеевысокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах,выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительнымсроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы. В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательныхрезервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствамбанка, которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, — 20%,а по вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истеченияопределенного срока, —15%. Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правилапроведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления ипредставления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществлениясвоих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банковнеобходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений пополученной информации. Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализаэкономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получатьнеобходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти.Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашениюбез согласия банка. В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банкРоссийской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательныенормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсови их соотношение с активами. Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией№1 Центрального Банка России “О порядке регулирования деятельностикредитных организаций”. В связи с введением в действие с 1 января 1998 годановых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышлановая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующиеобязательные экономические нормативы деятельности банков: - минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков; - минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; - норматив достаточности капитала; - нормативы ликвидности банков; - максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; - максимальный размер крупных кредитных рисков; - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; - максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан; - максимальный размер вексельных обязательств банка; - норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Предельный размер не денежной части уставного капитала; минимальныйразмер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размерыпроцентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельныминормативными актами Банка России. IV. Денежно-кредитная политика России. Денежно-кредитная политика является частью финансовой политикилюбого государства. Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечениеустойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулированиеинфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременностии бесперебойности расчетов в народном хозяйстве через регламентацию ирегулирование деятельности банковской системы; управление деятельностьюфинансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственныхи корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота, через упреждающеепонижение или повышение Центральным банком ставки рефинансирования и т.п. В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность имеютэмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитнаяполитика – а в ней, в свою очередь, инвестиционная политика[5] и процентнаяполитика. Ставка рефинансирования. Термин "рефинансирование" означаетполучение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а такжепереучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правиловекселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методовденежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральныебанки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главнымиз которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставкуназывают также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается отставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшуюсторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкойцене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования,коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ееростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам,предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставкипрямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнееявляется главной целью данного метода денежно-кредитной политикицентрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в периодусиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциямкоммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходитудорожание кредита, и наоборот. В настоящее время ставка рефинансирования установлена на уровне55%, вместо 60%, какой она была до 10.06.99г. Валютная политика. В настоящее время Банк России проводит политику"мягкой девальвации" рубля – на 3-5 копеек ежедневно. Это достигается путемежедневных валютных интервенций порядка $100-150 миллионов. ПредседательЦентрального банка В. Геращенко обещает до конца этого года удержатьвалютный курс в пределах 27 руб./$. Но постоянные валютные интервенции невозможны, так как это приводит к сокращению золотовалютных резервов,поэтому Банк России периодически вынужден скупать валюту, увеличивая темсамым спрос на валютном рынке. Так или иначе, общая тенденция к росту курсадоллара сохраняется. В бюджет 2000 года заложен средний курс 32 руб./$. Пооптимистическим прогнозам, при условии сохранения цен на нефть насегодняшнем уровне, курс американской валюты может даже не превысить 35руб./$, однако, если цены на нефть упадут до $16-18 за баррель, то долларможет подняться до 40 руб./$. Управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальнойденежной единицы. Этот элемент денежно-кредитной политики тесно связан сдругой ее составляющей - валютной политикой. По официальным данным, запрошедший год денежная масса возросла на 40%, по неофициальным - несколькобольше. Рублевые цены, по официальным данным, выросли на 40%, понеофициальным - на 80-90% При этом курс доллара вырос всего на 4 рубля (тоесть всего на 18%). Надо заметить, что такая политика Центрального банканапоминает простое печатание долларов для страны: 75% выручки экспортеровЦБ принудительно изымает, заставляя продавать доллары на внутреннемвалютном рынке, и совершается эмиссия именно под эти доллары, чторавносильно печатанию долларов для России. Размещение государственных ценных бумаг. В истекшем годугосударственные ценные бумаги не имели большого успеха среди коммерческихструктур. Доходность по ним была предложена сравнительно невысокая, а послепрошлогоднего кризиса государственные ценные бумаги перешли в разрядрисковых. Заключение. Какие же можно сделать выводы о роли банковской системы всовременной переходной экономики России? 1. Именно в 1999г., после краха рынка ГКО, банки вынуждены были делать инвестиции в реальную экономику, в результате чего ВВП за истекший год вырос на 1,5-2%[6], вопреки прогнозам правительства, ожидавшего только за начало года падения ВВП на такую же величину. 2. Необычайно быстрый рост капитала банков, подкрепленный и ростом их активов. Региональные банки растут даже быстрее московских, заполняя пустоты, образовавшиеся после прошлогоднего кризиса. Однако, надо правильно оценивать это явление. От кризиса пострадали все банки, некоторые потонули, но многие, сильно пострадав, остались на плаву. Именно приток клиентов из утонувших и других проблемных банков послужил «витамином роста» для остальных. Но это является миной замедленного действия, заложенной в российскую банковскую систему: к настоящему моменту метания вкладчиков закончились, клиенты «поделены» между банками, в банковскую систему поступает все меньше и меньше «свежих» денег. Для многих банков это неприятная тенденция - проходит время, когда любые просчеты банкиров: и текущие, и допущенные во время кризиса могут быть покрыты за счет притока средств клиентов. Таким образом, банкам чрезвычайно трудно привлечь новые ресурсы. 3. Еще одним итогом года явилось то, что не только привлечь, но выгодно разместить средства достаточно сложно. Даже спектр рисковых инструментов чрезвычайно сузился. Следовательно, уменьшилась дивесификация активов банков, а для банка это опасная тенденция, так как резко возрастает риск банкротства по причине ошибочных решений портфельных менеджеров. И, наконец, главный вывод прошедшего года: российская банковскаясистема вновь стоит перед выбором. Она доросла до предельной точки, послекоторой естественный рост возможен только вместе с ростом экономики. И то,какой путь развития она выберет, по большому счету, зависит не от банков, аот того, какие сигналы будет подавать экономика. Уже как минимум дваждыбанковская система направлялась по виртуальному пути развития и быстроросла на фоне падающей экономики, ведь банк, не приумножающий денег, никомуне нужен. И если это нельзя сделать естественным для банка путем, тонайдутся и другие: пирамида ГКО или межбанковских кредитов. Дважды этозаканчивалось системным кризисом - в 1995г. и 1998г. чем это закончитсясейчас, решать, к сожалению, опять не банкам. ПРИЛОЖЕНИЕ Тридцать крупнейших банков России по размеру собственного капитала (на 1 октября 1999г.)[7]| |Банк |Город |Возра|Капитал|Работающие |Ликвидны|Уставный|| | | |ст | |(рисковые) |е | || | | |(лет)|(тыс. |активы |активы |капитал || | | | |руб.) |(тыс. руб.)|(тыс. | || | | | | | |руб.) |(тыс. || | | | | | | |руб.) ||1 |Сбербанк россии |Москва |8,3 |25 600 |276 042 164|14 187 |748 332 || | | | |055 | |705 | ||2 |внешторгбанк рф |Москва |9,0 |11 217 |41 260 079 |13 471 |8 137 || | | | |850 | |213 |236 ||3 |международный |Москва |7,1 |10 102 |28 227 4558|3 603 |10 000 || |промышленный | | |475 | |838 |000 ||4 |альфа-банк |Москва |8,7 |8 633 |17 110 864 |16 988 |751 149 || | | | |315 | |552 | ||5 |газпромбанк |Москва |9,2 |7 672 |31 748 001 |9 433 |5 315 || | | | |180 | |200 |247 ||6 |собинбанк |Москва |8,8 |3 633 |6 213 866 |1 590 |500 000 || | | | |623 | |602 | ||7 |"ак барс" |Москва |5,8 |2 351 |2 732 900 |349 493 |2 000 || | | | |090 | | |000 ||8 |мдм-банк |Москва |6,3 |2 211 |5 896 707 |2 230 |176 833 || | | | |391 | |811 | ||9 |гута-банк |Москва |7,9 |1 797 |7 998 718 |523 535 |1 554 || | | | |535 | | |058 ||10|нрб |Москва |6,8 |1 795 |12 302 811 |409 663 |1 695 || | | | |220 | | |846 ||11|легпромбанк |Москва |7,5 |1 518 |1 560 159 |404 157 |1 500 || | | | |762 | | |000 ||12|"еврофинанс" |Москва |6,3 |1 470 |5 879 244 |3 215 |869 981 || | | | |397 | |011 | ||13|башкредитбанк |Уфа |6,7 |1 432 |5 637 880 |1 205 |1 269 || | | | |886 | |965 |968 ||14|банк москвы |Москва |5,6 |1 391 |19 769 918 |751 637 |600 000 || | | | |634 | | | ||15|мфк |Москва |5,4 |1 322 |2 721 004 |30 711 |500 000 || | | | |551 | | | ||16|"менатеп |С.- |3,8 |1 264 |4 576 378 |1 039 |1 370 || |санкт-петербург" |Петербург | |706 | |515 |000 ||17|росбанк |Москва |6,6 |1 197 |12 999 791 |2 369 |569 021 || | | | |303 | |346 | ||18|"Глобэкс" |Москва |7,2 |1 012 |1 467 033 |401 372 |1 000 || | | | |558 | | |613 ||19|русский банк |Москва |5,6 |997 251|1 211 805 |90 278 |60 000 || |имущественной опеки| | | | | | ||20|мост-банк |Москва |8,0 |986 687|14 310 088 |669 093 |550 000 ||21|московский |Москва |8,9 |917 522|3 047 654 |410 299 |110 000 || |индустриальный | | | | | | ||22|промышленно-строите|С.- |9,0 |917 135|9 959 341 |2 483 |4 000 || |льный |Петербург | | | |952 | ||23|мосстройэкономбанк |Москва |8,9 |879 469|1 884 594 |64 938 |225 513 ||24|номос-банк |Москва |6,8 |794 269|3 757 770 |125 886 |750 000 ||25|"олимпийский" |Москва |7,8 |787 554|923 496 |163 045 |1 043 || | | | | | | |008 ||26|"диамант" |Москва |5,7 |745 967|1 132 104 |204 609 |1 012 || | | | | | | |200 ||27|"авангард" |Москва |5,3 |868 660|1 239 687 |480 362 |300 000 ||28|нижегород-промстрой|Н. |7,5 |669 300|1 184 521 |544 000 |204 671 || |банк |Новгород | | | | | ||29|"никойл" |Москва |9,0 |632 537|1 089 787 |621 711 |512 000 ||30|"интурбанк" |Москва |8,7 | |886 498 |68 164 |631 755 | Самые прибыльные банки России[8] (на 01.10.99г.)|Ранг |Банк |Город |Прибыль (тыс. руб.) ||1 |Сбербанк России |Москва |9048253 ||2 |"Дойче Банк" |Москва |1349953 ||3 |Ситибанк Т/О |Москва |959604 ||4 |Внешторбанк России |Москва |953519 ||5 |"Чейз Манхеттен банк интернешнл" |Москва |490004 ||6 |Газпромбанк |Москва |423036 ||7 |Росбанк |Москва |422216 ||8 |Международная финансовая ко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Экономические циклы и кризисы»

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Сущность...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Инновационно-инвестиционный...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Проблемы...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине Экономическая теория на тему: Теория...
Кроме этого современные экономисты сосредоточены на изучении теории стоимости и дальнейших ее перспективах

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место банковской системы в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа По дисциплине: «Общая экономическая теория» На тему:...
Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<