Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит»




Скачать 302.35 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит»
Дата публикации23.01.2014
Размер302.35 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Банк > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Этапы становления ипотечного кредитования в России в 90-е годы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» На тему: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ В 90-е ГОДЫ Выполнила: Розанова Е. В. группа Э-32 Проверила: к.э.н, доцент Киселева А. В. Череповец 2001 год ОГЛАВЛЕНИЕВведение 3Ипотека в России в конце XIX - начале XX веков 5Ипотека в сфере промышленности 7Основные направления и перспективы создания механизма жилищного ипотечногокредитования в России 12О проблемах ипотечного кредитования в сельском хозяйстве 32Заключение 35Список литературы 40 ВВЕДЕНИЕ “Отец понять его не мог и земли отдавал в залог” А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» Главный герой романа «Евгений Онегин» был сторонником новых модныхэкономических теорий. Большинство же русских дворян жили по принципу:«нужны деньги – заложи имение». Закладная – форма ипотечного кредита (подзалог недвижимости) – была широко распространена в России. Нам это хорошоизвестно из отечественной литературы прошлого и начала нынешнего века: вомногих произведениях упоминаются поместья, земли, городские дома, которыезакладываются и перезакладываются. Затем на целый век ипотека ушла изроссийского общества, хотя во всем мире она широко развивалась.Совершенствовались формы ипотеки, вырабатывались специфические модели.Понятно, что среди экономических механизмов наиболее живучими оказываютсяте, что приносят заметную выгоду. Почему ипотека выгодна и кредитору идолжнику? Ответ на этот вопрос интересен для многих. Ведь не исключено, чтоипотека в скором времени станет для нас реальностью. Во всяком случае вМоскве уже делаются первые шаги – выдаются ипотечные кредиты дляприобретения жилья.[9] Для постижения сути данного понятия необходимо обратиться к истории.Ипотека – слово древне-греческое, которое переводится как «основание»,«залог». Ее возникновение обусловлено появлением частной собственности, ипрежде всего на земельные участки. Эти процессы наиболее активноразвивались в Древней Греции. Еще в VI веке до н. э. в Греции появилсяновый вид обеспечения кредита – земельный залог. На границе заложенногоучастка кредитор ставил столб с надписью, что это имущество служит емуобеспечением претензии на такую-то сумму. Этот столб и назывался «ипотекой»(подставкой).[2] Сегодня, как и раньше, под ипотекой (ипотечным кредитом) понимаетсякредитование под залог недвижимости. Подобная форма кредитных отношений широко распространена в странах сразвитой рыночной экономикой, прежде всего в США в Западной Европе. Этосвязано с тем, что ипотечное кредитование обладает существеннымипреимуществами по сравнению с другими видами кредита: он уменьшает степеньриска для обеих сторон. Должник получает кредит на весьма длительный периоди при этом имеет возможность сохранить за собой заложенную недвижимость, нерискуя остальным имуществом. Кредитор же получает беспроигрышный вариантвозмещения ссуды. Заложенная недвижимость может продолжать приносить доход:сдаваться в аренду, использоваться как производственный объект и т. д. Итаким образом за время действия договора может уменьшить или полностьюпокрыть сумму долга. [9] ИПОТЕКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. Ипотека переживает в России второе рождение. Институт этотпредставляет собой форму залога, наиболее отвечающую потребностямпоземельного кредита. В России первые указы о залогах появились в XVI веке.С установлением залога кредитору передавалось владение заложеннымимуществом. Пока еще не осознавалось разницы между владением исобственностью. Залог имел по существу характер отчуждения. Закладная икупчая считались актами близкими между собой. В случае неосуществлениядолжником выкупа закладная превращалась в купчую. Эта система былаокончательно отменена банкротским уставом 1800 г., существенная частьпостановлений которого, касающаяся залогового права вошла в составзаконодательства XX века. Ипотека, таким образом, играла в России такую же роль, как и в другихстранах в эпоху утверждения буржуазных отношений, когда ипотечные банкиявляются посредниками между землевладельцами и владельцами заемныхкапиталов. Тот факт, что значительная часть ипотечных ссуд использоваласьдля приобретения земли, также не является исключительной особенностьюпореформенной России, а связан с незавершенностью буржуазно-аграрнойэволюции. В большинстве стран Западной Европы этот этап к концу XIX векабыл пройден, но в США, например, (где из общей суммы ипотечного долга в 6млрд. долл. на сельские ссуды приходилось 2,2 млрд. долл.) в отдельныхштатах свыше половины фермеров, владевших собственными землями, былиобременены ипотеками. В американских условиях задолженность землевладельцане считалась таким злом, как в России. Американские фермеры уже в XIX векевидели в ипотеке «большую дорогу, которая ежегодно приводит тысячи семей ксобственности». Развитие системы ипотечного кредитования продолжалась до октября 1917года. Конфискация помещичьей земли и отмена частной собственности на землю,осуществленные советской властью, подорвали саму основу существованияипотечных банков. В декабре 1918 года был принят декрет Совнаркома оликвидации основных ипотечных банков – Дворянского и Крестьянского. 24декабря 1918 года декретом Совнаркома были ликвидированы частные земельныебанки. Вопрос о возрождении ипотеки поставил принятый 24 декабря 1990 годазакон «О собственности». Позже был заложен фундамент для развитиязаконодательной базы ипотеки: законы о залоге от 29 мая 1991 года и «Обосновах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года, где былапредусмотрена ипотека, и «Основные положения о залоге недвижимого имущества– ипотеке» от 29 декабря 1993 года. Нашли отражения эти вопросы и в«Гражданском кодексе РФ» (ст. 339, 340). Здесь описаны общие принципызалоговых операций. Несмотря на отсутствие полноценной нормативной базы ипотечногокредитования, в настоящее время успешно пробуют свои силы в этой сфере, какстоличные так и провинциальные банки. Количество банков, предлагающих такойряд услуг, неуклонно –растет: к концу 1994 года их было более 20. Пионеромипотечного дела является Ипотечный акционерный банк (ИАБ). Конечно, условия, в которых начинают действовать сегодня ипотечныебанки, и задачи, которые стоят перед ними существенно отличаются от тех,что были в начале века. Развитие ипотеки во многом зависит от гарантий прав собственности,которые должны быть обеспечены эффективной системой регистрации этих прав.Ипотечным банкам нужна льготная налоговая политика, так как это банкиособого рода. В условиях нашей страны необходимо регламентировать ихработу.[6] ИПОТЕКА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Предпосылки становления промышленного ипотечного кредитования.Экономический фактор. Важной задачей на пути к цивилизованной рыночнойэкономике является подъем промышленности, так как без этого невозможнооздоровление народного хозяйства. Главное же условие развитияпромышленности - выпуск конкурентоспособной продукции. Следовательно,нужны современные технологии и средства производства, но большинствопредприятий их не имеет. Многие предприятия испытывают острую нехватку оборотных средств, вчастности свободных денежных средств, без которых невозможны реконструкцияи модернизация производства, приобретение сырья, материалов, повышениеуровня конкурентоспособности продукции. Чтобы закупать оборудование,создавать новую продукцию и повышать ее качество, нужны инвестиции.Воспроизводственные затраты можно обеспечить путем самофинансирования,кредитования и государственного финансирования. Но собственных средствнедостаточно для развития производства, потому приходиться рассчитывать накредиты, но они дорогие. Наиболее эффективное средство кредитования в промышленности – лизинг.Экономия средств при лизинге составляет 10% от стоимости оборудования завесь срок по сравнению с обычным кредитом. Но лизинг предусматриваетпредоставление предприятию в кредит в основном только оборудования. На этом фоне ипотечное кредитование может стать более приемлемымсредством, обеспечивающим эффективное взаимодействие банков и предприятий,способствующим подъему промышленности. На промышленном ипотечном рынке действуют: предприятия (заемщики),ипотечные банки, агентство по ипотечному кредитованию, инвесторы, а такжеправительство. Целесообразно деление промышленного ипотечного рынка напервичный и вторичный. На первичном рынке ипотечный банк выдает предприятиюпод залог материальных и нематериальных активов кредит на длительный срок(5-10 лет) под достаточно низкие проценты (10-20% годовых). На вторичномрынке агентство покупает у банков ипотечные кредиты и выпускает ценныебумаги, обеспеченные этими кредитами, а также в ряде случаев гарантиямигосударства, которые приобретают инвесторы. Формирование вторичного рынкаипотечных кредитов позволит создать условия для привлечения дополнительныхкредитных ресурсов за счет средств инвесторов. Финансовый и организационный аспект промышленного ипотечногокредитования. Ипотечное кредитование проводится в рамках рынканедвижимости, но оно затрагивает и рынок ценных бумаг, страховой рынок,рынок ссудных капиталов, а также другие звенья финансового рынка. Приипотечном кредитовании промышленности воспроизводственные затратыпрокрываются за счет заемных финансовых ресурсов. Финансовый рынок обеспечивает аккумулирование временно свободныхденежных средств и более эффективное их использование. При этом основнымисберегательными, накапливающими денежными средствами являются частные лица(население). Таким образом, ипотека способствует привлечению свободныхденежных средств населения для инвестиций в промышленность. Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование впроекты осуществляются главным образом по средством ценных бумаг,обеспеченных ипотечными кредитами. Последние могут передаваться навторичном рынке в нескольких формах. Во-первых, выданный кредит может бытьпродан целиком, во-вторых, может быть продано право на долевое участие ввыданном кредите, позволяющее инвестору получать свою долю возвращаемойсуммы кредита и процентов по нему. В-третьих, ипотечные кредиты или долевыеучастия могут быть сформированы в пакеты (пулы), на основе которых будутвыпущены долевые ценные бумаги, обеспеченные этими ипотечными кредитами.Популярность этих бумаг обеспечивается дополнительными гарантиямизаложенного имущества, а также государственной поддержкой. Инвестирование проектов осуществляется за счет средств предприятия(не менее 30%), кредита банка под залог активов производства, а в некоторыхслучаях государственных субсидий. Банк продает ипотечные кредиты третьимлицам, в частности агентству по ипотечному кредитованию в период спададеловой активности рынка ценных бумаг, получая тем самым денежные средствадля вновь выдаваемых кредитов. Агентство по ипотечному кредитованиюпроизводит эмиссию ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами, а такжев ряде случаев – гарантиями государства и продает их инвесторам, получаяденежные средства на покупку ипотечных кредитов у банков. Ипотека не может осуществляться без четкого механизма. Этот механизмдолжен предусматривать: - Формирование первичного и вторичного промышленных ипотечных рынков, на которых действуют предприятия (заемщики), банки и кредитные организации (кредиторы), агентства по ипотечному кредитованию, инвесторы, правительство; - Предоставление предприятиям (заемщикам), признанным в установленном порядке нуждающимися в приоритетном финансировании, субсидий в размере от 5 до 60% рыночной стоимости имущества предприятия, в зависимости от финансового положения; - Предоставление банками долгосрочных кредитов (на 5-10 лет) на инвестиции главным образом в физические активы, а также краткосрочных (на 3-6 месяцев) и среднесрочных (на 1-2 года) на инвестиции в оборотные и нематериальные активы; - Реализацию программ субсидирования предприятий через выбранные на контрактной основе банки, в зависимости от уровня защиты этих средств от инфляции; - Возможность процедуры заключения договора поручительства правительства конкретного региона с кредитором с целью снижения риска невозврата кредита и повышения привлекательности ипотечного кредитования для кредитора, а также контроль за погашением кредита. - Заключение предприятиями договора страхования ответственности за неисполнение обязательств перед кредитором и договора об имущественном страховании на весь срок действия кредитного договора в обязательном порядке. Механизм промышленного ипотечного кредитования может эффективнофункционировать только при создании системы информационного обеспечения дляполучения, обработки, хранения и передач оперативной, достоверной идоступной общественно значимой информации. Для повышения привлекательности промышленного ипотечного кредитованиядля банков следует обратить внимание на объекты социальной инфраструктуры,принадлежащие предприятию – дома культуры, спортивные учреждения,санатории, дома отдыха и т. д., которые обладают большой ликвидностью и,возможно, смогут заинтересовать кредиторов.[7] ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМА ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ. Советская система жилищного финансирования характеризоваласьцентрализованным распределением бюджетных ресурсов для строительствагосударственного жилья и его бесплатным распределением гражданам,официально признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшениижилищных условий. В 1987 году государственные капитальные вложения в жилищноестроительство составили более 80%,а средства населения лишь 14,6% (включаяиндивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов). Государственный бюджет всегда являлся основным источникомфинансирования жилищного строительства, дополняемым лишь незначительнымивложениями со стороны предприятий, что выразилось в практическом отсутствиив России, в начале экономических реформ, механизмов самостоятельногоучастия населения в решении жилищных проблем. Кредитование осуществлялосьтолько в сфере строительства нового жилья индивидуальными застройщиками илижилищными кооперативами, но не при покупке готового жилья. В период 1991-1999 гг. в сфере жилищного финансирования произошлисерьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура ввода вдействие жилых домов по типам застройщиков, значительно увеличилась долячастного сектора, в то время как государство перестало играть рольосновного участника на данном рынке (см. табл. 1). Таблица 1 Ввод в действие жилых домов по формам собственности в 1998 г.| | | | || |Общая площадь,|Удельный вес в|Удельный вес в общем || |млн. кв. м. |общем вводе |вводе жилья, % || | |жилья, % | || | | | | || | | |1995 г. |1997 г. ||Введено– всего, в | | | | ||т. ч. по формам |30,7 |100 |100 |100 ||собственности: | | | | ||государственной | | | | || |3,5 |11,3 |22,1 |14,1 ||муниципальной | | | | || |2,6 |8,5 |9,8 |8,7 ||частной |17,9 |58,3 |36 |49,3 ||Из нее населением | | | | ||за свой счет и за | | | | ||счет кредитов | | | | || |12,1 |39,4 |22 |35,2 ||Смешанной | | | | ||российской |6,5 |21,1 |31,8 |27,4 ||Из нее: ЖСК |0,8 |2,5 |4,2 |4,1 | Источник: Российский статистический ежегодник, 1998 г. Данные Госстроя России Важные изменения произошли и в структуре источников финансированияжилищного строительства. Доля бюджетных средств, составлявшая до началареформ 80%, сократилась примерно до 26%, т. е. в 3,1 раза, в том числе доляфедерального бюджета – до 15%. Аналогичные процессы коснулись строительства жилья, финансируемого засчет средств предприятий и организаций (сокращение в 2 раза), и толькодоля жилья, возводимого за счет застройщиков, увеличилась примерно в 2 разаза период с 1991 по 1998 гг. и достигла 39,4% от общего показателя годовогообъема ввода площадей жилья. Проводимая политика бесплатной приватизации жилья и снятияограничений на количество и размер жилых помещений в собственности измениластруктуру жилфонда (см. табл. 2). Таблица 2 Структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности (в млн. кв. м общей площади и процентах).|Формы собственности |1990 г. |1993 г. |1997 г. ||жилищного фонда | | | || |млн. кв.| |млн. кв.| |млн. | || |м. |% |м. |% |кв. м. |% ||Жилищный фонд-всего | | | | | | || |2425 |100 |2546 |100 |2715 |100 ||В том числе: | | | | | | ||Частный |791 |32,6 |1189 |46,7 |1501 |55,4 ||Из него в | | | | | | ||собственности |641 |26,4 |943 |37,0 |1312 |48,30 ||граждан | | | | | | ||Государственный |1011 |41,7 |496 |19,5 |198 |7,3 ||Муниципальный |611 |25,2 |664 |26,1 |870 |32,1 ||Общественный |12 |0,5 |3 |0,1 |3 |0,1 ||Смешанной формы | | | | | | ||собственности |- |- |194 |7,6 |143 |5,3 | Источник: Российский статистический ежегодник, 1998 г. В настоящее время, в результате перехода в частную собственность 42%подлежащего приватизации жилья 55% всего жилищного фонда в России находитсяв частной собственности. Такой интенсивный процесс приватизации создал базудля развития рынка жилья. По оценкам специалистов, в крупных городах Россииежегодно в сделки купли-продажи вовлечены 1,5-2% квартир, находящихся вчастной собственности. Сокращение бюджетных ассигнований привело к резкому снижениюколичества бесплатного жилья, предоставляемого очередникам на улучшениежилищных условий. Размеры предоставляемого бесплатного социального жильясократилось с 1990 по 1997 гг. в 3,1 раза. Бесплатное жилье доступнопримерно 400 тысяч семей в год, тогда как число граждан, имеющихзарегистрированное право на такое жилье, составляет 6,3 млн. семей. В результате резкого сокращения финансирования жилья со стороныгосударства, низкого платежеспособного спроса на жилье со сторонынаселения, а также в отсутствии кредитных механизмов строительства иприобретения жилья резко сократились объемы жилищного строительства. Объемыввода в эксплуатацию нового жилья уменьшились с 61,7 млн. кв. метров в1990 году до 30,7 млн. кв. метров в 1998 году. Сокращение объемов вводажилья в эксплуатацию привело к заметному ухудшению положения встроительном секторе, убыточности многих строительных предприятий. Рынок жилья оказался не обеспечен соответствующими кредитно-финансовыми механизмами, которые поддержали бы платежеспособный спроснаселения и сделали бы возможным приобретение жилья населением в массовомпорядке. Если раньше практически единственной возможностью улучшить условиябыло получение государственного жилья, то сегодня эта проблема в основномрешается населением через приобретение или строительство жилья за счетсобственных сбережений без кредитов и рассрочек. Ограниченность бюджетныхресурсов сосредоточила внимание государства на решении жилищных проблемотдельных групп населения. Основная же часть населения оказалась не всостоянии улучшить свои жилищные условия из-за отсутствия необходимыхсбережений и возможности их накопления. Проблема обеспечением жильем населения в современных условияхзаключается в переходе от строительства жилья за счет государственныхассигнований с последующим бесплатным распределением к системе улучшенияжилищных условий граждан посредством приобретения или готового жилья насвободном рынке за счет собственных и кредитных средств. Формулировкаданной задачи нашла свое отражение в Федеральной целевой программе «Свойдом», а также в разрабатываемой Концепции развития системы ипотечногожилищного кредитования в РФ. Создание системы долгосрочного кредитования граждан на целиприобретения жилья позволит увеличить платежеспособный спрос граждан исделать приобретение жилья доступным для основной части населения,активизировать рынок жилья, вовлечь в реальный экономический оборотнедвижимость в жилищной сфере через механизмы ипотеки, создать базу дляпривлечения сбережений населения и других внебюджетных финансовых ресурсов,обеспечить развитие строительного сектора, что в конечном итоге окажетвлияние на общий экономический рост. Механизм жилищного финансирования, создание которого преследует цельсистемного решения жилищной проблемы российских граждан, должен включатьдолгосрочное ипотечное кредитование населения, кредитование жилищногостроительства, государственную бюджетную поддержку населения на целиприобретения жилья (целевые субсидии). Суть долгосрочного ипотечного жилищного кредитования сводится ксозданию рыночной системы кредитов гражданам на цели приобретения готовогожилья как на первичном (вновь построенном жилье, продаваемоезастройщиками), так и на вторичном (уже имеющееся в частной собственностижилье) рынках жилья. Жилье, по своей природе, является дорогостоящим товаром длительногопользования, поэтому его приобретение не может производиться за счеттекущих доходов потребителей. Создание условий для размещения долгосрочныхжилищных кредитов является привлекательной альтернативой, посколькупозволяет существенно ускорить процесс приобретения жилья населением,вынужденным в настоящее время откладывать средства на приобретение жилья вполном объеме. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является нетолько основной формой решения жилищной проблемы, но и сферой экономическойдеятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие кредитныеструктуры. Государство же выполняет вспомогательную функцию черезустановление общих правил, обеспечивающих эффективность взаимодействия всехучастников процесса жилищного кредитования, а также при необходимостипрямым или косвенным образом использует бюджетные средства для привлечениядополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и оказания содействиягражданам в приобретении жилья. В рамках кредитования жилищного строительства предлагаетсястимулировать оживление инвестиций в строительство путем привлечениябанковских среднесрочных кредитов (на 1-1,5 года) на кредитованиезастройщиков жилья. Основная идея состоит в том, чтобы застройщики-получатели кредитов имели возможность погашать полученные ссуды в наиболееблагоприятном для их деятельности режиме, а, именно – в периодстроительства жилья погашать только задолженность по процентам, а возвратосновной суммы долга производить после завершения строительства. Строительный кредит выдается застройщику в момент, когда он ужерасполагает (право собственности или долгосрочной аренды) отведеннымучастком под строительство жилья и местными органами власти предоставленынеобходимые разрешения на осуществление строительства. Основная проблемадля коммерческого банка, выдающего кредит, в данном случае – точно оценитьвероятность реализации проекта, в частности, уровень риска незавершениястроительства в срок и уровень риска, связанного с ликвидностьюпостроенного жилого дома. Такая вероятность определяется особыми факторами,включающими уровень спроса на данный тип построенного жилья, способностьзастройщика контролировать свои затраты в ходе строительства, чтобы при егозавершении выйти на запланированные цены и, таким образом, выдержатьпредложенные первоначальные условия продажи жилья. Риск снижается, если доначала строительства существует предварительная договоренность междузастройщиком и банком о возможности предоставления ипотечных кредитовпотенциальным покупателям для приобретения построенных домов или квартир.Данный механизм эффективно сопрягается с ипотечным кредитованием физическихлиц-покупателей –жилья в построенных таким образом домах: получаемыеипотечные кредиты и собственные средства граждан используются для оплатыжилья, а владельцы продаваемого жилья (застройщики) получают возможностьпогасить ранее полученный строительный кредит. Государственная поддержка граждан, не располагающих достаточнымидоходами для получения кредитов на стандартных банковских условиях, можетбыть организована через систему предоставления безвозмездных субсидий дляоплаты первого взноса при получении ипотечного кредита и сокращения темсамым необходимого размера кредита. Такая система софинансированияприобретения жилья гражданами с –помощью государства, при которой на долюсобственных средств граждан в стоимости квартиры приходилось бы 30:, надолю государственной субсидии в среднем – 20-50% повысит доступностьипотечных кредитов для граждан и будет стимулировать платежеспособный спросна жилье. Для оплаты первоначального взноса при ипотечном кредитовании могутбыть использованы денежные сбережения заемщика или средства, полученные отпродажи уже имеющегося у него в собственности жилья. В рамках стратегической концепции развития в России кредитныхмеханизмов обеспечения доступности приобретения жилья в собственность дляосновной части населения необходимо отметить, что за государством остаетсяфункция обеспечения жильем на условиях социального найма граждан, которыепо уровню дохода не в состоянии приобрести жилье даже с помощьюдолгосрочного кредита и безвозмездных субсидий. Ставя задачу создания целостной рыночной системы ипотечного жилищногокредитования, ориентированной, в первую очередь, на использованиеэффективных стандартных финансовых механизмов, необходимо учитыватьвозможность применения иных схем жилищного финансирования, направленных наиспользование местных ресурсов и учитывающих специфику отдельных регионов.В переходных условиях формирования и создания системы ипотечного жилищногокредитования такие схемы могут помочь решению жилищной проблемыопределенной части населения, хотя в силу ограниченности местных ресурсов,их ориентации на местные региональные особенности масштабы ее реализациилимитированы. Значение писка новых вариантов решения проблем обеспечения жильемроссийских граждан на базе рыночного, а не административно-распределительного подхода для судьбы экономической реформы в России труднопереоценить. Проблема недостаточной обеспеченности жильем остаетсяострейшей социальной проблемой, способной генерировать негативное отношениеновых поколений к проводимым в стране экономическим реформам. Главная цель – создать работающую систему обеспечения доступным постоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанную нарыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищномрынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечныхкредитов. Современная государственная жилищная политика должна, наряду спрежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения,сделать новый акцент в решении жилищных проблем основной части работающегонаселения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жильев собственности в результате бесплатной приватизации, на систему ипотечногокредитования. Создание системы ипотечного кредитования не только позволитрезко ускорить решение важнейшей социальной проблемы улучшения жилищныхусловий населения, но и через активизацию жилищного строительства сможетоказать положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране вцелом, обеспечить импульс к экономическому подъему и стать своего рода«локомотивом» для других отраслей экономики России. Развитие ипотечного жилищного кредитования населения как целостнойсистемы, с одной стороны, и как составной части рыночной экономики, сдругой, возможно на базе следующих основополагающих принципов:1) Система ипотечного жилищного кредитования в России должна учитыватьимеющийся международный опыт. Она должна быть адаптирована к российскиммакроэкономическим условиям и законодательной базе, учитыватьпсихологические аспекты населения России, пока еще с настороженностьювоспринимающего ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора приипотечном кредитовании.2). Одним из ключевых требований следует отметить необходимость обеспечениядоступности ипотечных кредитов для групп населения не только с наиболеевысокими, но также и средними доходами. При этом система ипотечногокредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, бытьполностью прозрачна и ясна для понимания всеми участниками процессаипотечного кредитования.3). Создаваемая система ипотечного кредитования должна носить развивающийсяхарактер, опираться на эффективное использование привлеченных финансовыхресурсов граждан, коммерческих банков-кредитов, инвесторов, а не нафинансирование со стороны государственного бюджета.4). Система жилищного ипотечного кредитования должна быть воспроизводима влюбом регионе страны. Темпы и масштабы развития ипотеки в тех или иныхрегионах должны определяться не столько субъективными факторами наличия илиотсутствия политической воли у руководства региона для развития ипотека, аобъективной экономической ситуацией в регионе, наличием платежеспособногоспроса на жилье и его предложением. Для становления и развития системы долгосрочного ипотечного жилищногокредитования необходимо предусмотреть решение следующих основных задач: - совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение обязательств при ипотечном кредитовании, в первую очередь, в части создания четкой процедуры обращения взыскания на предмет ипотеки и выселения неплательщика по кредиту из заложенного жилья; - создание и внедрение универсального механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов в бюджетную сферу; - создание инфраструктуры, обеспечивающей наличие четкого и надежного механизма регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее, а также процедуры доступа к этой информации участников рынка ипотечного кредитования; - налоговое стимулирование как граждан-получателей ипотечных кредитов, с одной стороны, так и коммерческих банков – ипотечных кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование коммерческих банков- кредиторов, с другой стороны; - создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных кредитов; - создание механизмов социальной защиты заемщиков как от неправомерных действий банков-кредиторов, так и для их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения взятого ранее ипотечного кредита; - уточнение нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по предоставлению и обслуживанию ипотечных долгосрочных кредитов, а также их рефинансированию; - формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) для привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу. Перспективы развития жилищного ипотечного кредитования в решающей степенизависят от макроэкономических условий. Такие условия стали формироваться вРоссии лишь с конца 1995 г. В период высокой и непредсказуемой инфляции,уровень которой составил в 1995 г. 31%, кредитный риск и риск процентнойставки при долгосрочном кредитовании были настолько велики, что банки-кредиторы даже не рассматривали возможности начала ипотечных операций, каквида прибыльного банковского бизнеса. В период с 1991 по 1995 гг. (заисключением середины 1994 г.) реальные банковские ставки былиотрицательными, а сроки привлечения основной массы кредитных ресурсов непревышали 3-4 месяца. Изменение общеэкономической ситуации, падание темпов инфляции,снижение цен на жилье, стабилизация курса рубля содействовали перемене вотношении российских банков к кредитованию приобретения жилья. К 1998 году в России наблюдалась относительная финансоваястабилизация, инфляция снизилась до 12-14% в годовом измерении, увеличилисьобъемы привлекаемых долгосрочных ресурсов, в России стал формироватьсяплатежеспособный спрос на ипотечные кредиты со стороны «среднего» класса.Банки получили реальную возможность выдавать ипотечные кредиты не только всвободно конвертируемой валюте, но и в российских рублях на сроки от 3-х до5 лет. В результате проводимой финансовыми властями политики отставанияроста обменного курса рубля к доллару США от реального соотношения в периодс 1997 по июль 1998 года наблюдался рост доходов населения, в том числе ввалютном выражении. Рост доходов населения на фоне некоторого снижениявалютных цен на жилье способствовал росту спроса на ипотечные кредиты состороны населения. Ряд банков, прежде всего, в крупных городах приступили к практическойреализации программы ипотечного кредитования, рассматривая его в качествестратегической перспективы своего развития. В то же время сохранение макроэкономической несбалансированностипрепятствовало широкомасштабному развитию ипотечного кредитования.Постоянное превышение расходов над доходами федерального бюджета, ростгосударственных заимствований обусловили высокие процентные ставки. В этихусловиях банки ориентировались на получение сверхвысоких доходов отопераций с ГКО. Принятые меры экономической политики в послекризисный период,изменение конъюнктуры на мировых рынках обусловили позитивныемакроэкономические сдвиги в первой половине 1999 года. Проявилась отчетливая тенденция к снижению темпов ростапотребительских цен. В целом за первые пять месяцев потребительские ценывыросли на 22,2%. В июне уровень инфляции опустился до 1,5-1,7%. Постепенно начала выходить из кризиса банковская система. Если вцелом по итогам 1998 года российские банки понесли убытки, то на 1 апреля1999 г. суммарная прибыль 200 крупнейших банков составила 2,8 млрд. рублей. В банки стали возвращаться вкладчики. Объем сбережений граждан внациональной валюте составил на 1 июля 1999 г. 178,1 млрд. рублей,увеличившись по сравнению с январем на 19,1%. В то же время в условияхотсутствия надежных инвестиционных инструментов банки столкнулись спроблемой избыточной ликвидности. На 13.08.99 г. сумма остатков накорреспондентских счетах в Банке России и АРКО составила 50,5 млрд.рублей. Ипотечное кредитование представляет реальную альтернативу прибыльноговложения средств. Вместе с тем, структура привлекаемых банками средствсохраняет выраженный краткосрочный характер. И если в целом в последнеевремя наблюдается снижение уровня процентных ставок по привлекаемымресурсам, то оценить стоимость долгосрочных ресурсов (на 5-10 лет),необходимых для финансирования долгосрочных ипотечных кредитов, крайнесложно ввиду их практического отсутствия. Именно недостаток долгосрочныхсредств при избытке краткосрочных является главной финансовой причинойнизкой активности банков в области жилищного кредитования. Одним их основных факторов, характеризующих наличие финансовыхусловий для возможности широкого развития долгосрочного ипотечногокредитования, является состояние банковского сектора в целом и наличие внем достаточных долгосрочных пассивов, прежде всего в виде вкладом частныхвкладчиков. Состояние российской банковской системы в настоящее времяпродолжает оставаться недостаточно устойчивым. Август 1998 г. выявил ееслабость и неготовность к обслуживанию частных вкладчиков. До августа 1998 г. около 30% частных вкладов находилось вкоммерческих банках, но в результате краха большинства крупных банков иоттока вкладчиков в Сбербанк к концу года доля Сбербанка в общем объемечастных вкладов превысила 85%. Поскольку многие частные банки предоставлялиболее широкий спектр услуг, чем Сбербанк, их уход со сцены вновь резкосузил даже и ранее небогатый спектр банковских услуг. Кризис 1998 г. нанес удар и по сбережениям населения. Согласно даннымбанка России, прирост сбережений в 1998 г. составил 260 млрд. руб., посравнению с 413 млрд. руб. в 1997 г. Согласно официальной информации Сбербанка, на конец 1998 г. остаткирублевых вкладов населения в Сбербанке составляли 126 млрд. руб., остаткивалютных вкладов – 1,3 млрд. долл. США. Поскольку на долю Сбербанкаприходилось около 85% всех рублевых и валютных счетов населения, тосуммарные остатки на счетах населения в банках России насчитывали примерно150 млрд. руб. и 1,5 млрд. долл. Это составляет лишь незначительную часть сбережений населения России,хранимых внутри страны. По оценкам Банка России, сделанным с учетом ввоза встрану наличной валюты, население имеет на руках около 40 млрд. долл. Этотпоказатель также примерно соответствует той оценке, что примерно 85-90%накоплений переводится в иностранную валюту. Таким образом, в настоящеевремя структура денежных активов населения характеризуется абсолютнымпреобладанием наличной иностранной валюты, которое только усилилось послеавгустовского кризиса. Однако, даже при наличии долгосрочных и относительно дешевых валютныхкредитных ресурсов (например, в настоящее время Сбербанк привлекаетвалютные ресурсы на депозиты по ставкам от 3 до 7% годовых), кредитор назастрахован от резкой девальвации национальной валюты и, соответственно,снижения доходов заемщиков в валютном исчислении и падения ихплатежеспособности. На рублевых корсчетах коммерческих банков в течение 1999 года всреднем находится в два раза больше средств, чем в 1998 году, однако объемыкредитования реального сектора практически не увеличились. В то же время, в подавляющем большинстве регионов России кредитованиевозможно только в национальной валюте. Достаточно высокая и нестабильнаяинфляция делает необходимым использование переменной ставки процента покредиту. В существующей практике банки, выдающие кредиты с переменнойставкой, привязываются к определенному индексу, чаще всего – ставкерефинансирования Банка России, изменение которой далеко не всегда отражаетреальную динамику стоимости денег. Разработка надежного и пользующегосядоверием индекса является необходимым условием широкомасштабного развитияипотечного кредитования. Процесс восстановления утраченного доверия к банкам со сторонынаселения будет происходить значительно быстрее, если банки начнут выдаватькредиты населению. В этом случае граждане, претендующие на кредит банка,будут держать в этом банке свои расчетные и депозитные счета, что будетспособствовать восстановлению и улучшению структуры баланса банка. Врешении этих задач жилищное ипотечное кредитование должно сыгратьсущественную роль. Создание механизмов привлечения долгосрочных ресурсов подоступной для банков, а в конечном счете и для заемщиков, цене являетсянепременным условием развития ипотечного кредитования. Недостатокдолгосрочных ресурсов и высокая стоимость привлекаемых банками ресурсов,отсутствие вторичного рынка ипотечных кредитов – основные причиныограниченности рынка ипотечных кредитов. Кроме того, высокие издержки ириски банков при ипотечном кредитовании вызваны слабой стандартизациейпроцедур выдачи ипотечных кредитов, отсутствием кредитной истории убольшинства потенциальных заемщиков.[5] О ПРОБЛЕМАХ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Из всех составных частей национального капитала аграрный капитал,сельскохозяйственные, земельные, ипотечные банки остаются пока самымотсталым, слабым звеном – аутсайдером в российской экономике. В странах,когда-либо приступавших к рыночным преобразованиям, первым шагом всегдабыла земельная реформа. У нас этого не произошло. Это привело к самымнеудовлетворительным последствиям для АПК, кредитных институтов,инвестиций, фондового рынка, денежного обращения. Российские банкиры придерживаются разных, даже диаметральнопротивоположных, взглядов на институт землевладения в России. Помимоубежденных сторонников частной земельной собственности, есть еекатегорические противники, которые считают, что государство должнооставаться главным хозяином всех угодий, природных ресурсов. Немало банковвидят будущее за развитием аренды, многообразием форм собственности,хозяйствования. Для других ориентиром служит аграрный сектор США, гдеземлевладельцами помимо государства (которому принадлежит около 40%возделываемых земель, используемых для общенациональных нужд и аренды),выступают более 2 млн. фермерских хозяйств (против 274 тыс. у нас). Из нихполными собственниками являются не все. Около 60% угодий вообще непринадлежит фермерам (у нас – 95%). Из оставшейся части 59,2% земельвладеют хозяйства семейного типа, 17,3% - «частичные» хозяева в совместномвладении, 23,5% - монополии. При этом 34% ферм представляют собой мелкие имельчайшие производства, которые дают 3,2 совокупной сельхозпродукции.Зато свыше половины ее обеспечивают 6% крупных ферм (у нас вместе – едва2%). Банки не вводит в заблуждение проведенная на селе приватизация. Да,перерегистрацию прошли 24 тыс. колхозов и совхозов (95% от общего числа),из них около трети сохранили прежний статус. Зато рядом появились 286 тыс.фермерских хозяйств, свыше 11 тыс. товариществ различных типов, примерно 2тыс. сельхозкооперативов, 900 с лишним ассоциаций, примерно 300 АООТ, более400 подсобных хозяйств. Эти производства получили в собственности 93%угодий, все имущество, основные фонды. Они могут самостоятельно ихиспользовать, распоряжаться продукцией, прибылью. Но им не дали самогоглавного – свободы купли-продажи земли. У нас до сих пор не появились важнейшие условия успешногосельхозпроизводства: частное землепользование, свободный земельный рынок,ипотечное кредитование под залог участков и недвижимости. К примеру в США,как и в дореволюционной России, на ипотечный кредит приходится около 2/3ссуд фермерам. Именно ипотечным кредитом они оплачивают до 75% и более всесвои текущие расходы и капиталовложения. Из-за отсутствия рынка земли, возможностей для ипотечногокредитования российские банки не в состоянии налаживать взаимовыгодноеразделение труда, кооперацию внутри АПК, нормальный обмен финансовыми,материальными, трудовыми и иными ресурсами между отраслями, регионами. Врезультате банкам, в том числе участвующим в бюджетном финансированииагропромышленного комплекса, не удается создать для сельхозпроизводителяразвитую, насыщенную материально-техническую, финансовую, сервиснуюинфраструктуру, которая обеспечивала бы его современными, экономичнымиорудиями труда, услугами по закупке, хранению, переработке, реализации навнутреннем и внешнем рынках, маркетингу, информации и т. д. Фактически государство ставит российские банки перед заведомопроигрышной дилеммой: взять на иждивение безнадежные колхозно-совхозные АО,ТОО и др., либо кредитовать хозяйства, которые в 15 раз меньшеконкурентоспособные и в 35 раз меньше перспективных американских ферм. Все это сужает поле деятельности, возможности российских земельныхбанков. Им приходится действовать на крошечном правовом и операционном«пятачке». Поскольку через эти банки почти не идут бюджетные деньги «наАПК», чтобы выжить, они вынуждены около 90% средств вкладывать вкраткосрочные активы – ГКО, СКВ, МБК и т. д.; создавать дополнительныеподпитывающие структуры – страховые компании, инвестиционные, риэлторскиефирмы, торговые дом и др.; подключать их к региональным программамразвития. Так, например, делается в Московской, Волгоградской,Вологодсткой, Новгородской, Ярославской, Псковской, Калининградской, идругих областях, где банки предлагают участвовать в инвестиционныхконкурсах по освоению земель и недр, обустройству территорий, совместномвыпуске облигационных займов, обеспеченных землей, природными ресурсами ит. д. К сожалению, сегодня земельные и другие коммерческие банки всостоянии выделять сельскому хозяйству не более 10% своих ресурсов. Довведения частной собственности на землю, других институциональных иправовых изменений в России превышать этот уровень крайне опасно.[4] ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях экономического кризиса, финансовой неустойчивости,инфляции и затруднений в системе платежей практика залогового (ипотечного)кредитования имеет особое значение. Первые шаги следует однозначнопризнать положительными, восстанавливающими отечественные традициизалогового кредитования и соответствующими современным реальностямгосударственного регулирования кредитно-ипотечных отношений.[3] Сейчас начинает развиваться жилищное ипотечное кредитование дляповышения платежеспособного спроса потребителей на жилье в связи с кризисомреализации этого сектора. Но, в тоже время среди различных банковскихопераций на российском рынке долгосрочное жилищное ипотечное кредитованиесвязано с большими трудностями. Интерес же российских банков к кредитованиюприобретения жилья устойчиво растет, что связано, с одной стороны, спониманием банками огромного потенциала рынка жилищной ипотеки, а с другойстороны, растущей потребностью в кредитах такого рода со стороны населения.Для многих граждан возможность взять долгосрочный ипотечный кредитоткрывает реальный путь улучшения своих жилищных условий. В ипотечномкредитовании сегодня остро нуждаются риэлторы и застройщики, для которыхпроблема поиска платежеспособных клиентов для сбыта жилья стала ключевой.По оценке Российской гильдии риэлторов, возможность взять кредит сегодня наприобретение жилья увеличит объем продаваемого жилья на 40-50%.[10] Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы. Дляуспешного развития ипотечного кредитования жилья в России необходимоосуществить ряд мер организационного порядка. В юридическом аспекте:создать правовую базу для функционирования рынка жилья и ипотечногокредитования, включая издания законодательных актов об ипотеке и окондоминиуме; создать инфраструктуру рынка жилья и ипотечного кредитования,в том числе решить вопрос о структурах, осуществляющих учет иконтролирующих состояние недвижимости, являющейся залогом кредитов, и оспециальных судах, ведущих квалифицированно и оперативно дела по ипотеке. Целесообразно также создать систему учреждений банков, занимающихсяипотечным кредитованием жилья, включая организацию специальных банков исоответствующих структур в универсальных коммерческих банках; разработатьсистему страхования банков, осуществляющих ипотечное кредитование жилья;содействовать становлению вторичного рынка ссудного капитала как одного избазовых условий ипотечного кредитования; разработать систему защитных мерипотечных банков от инфляционных потерь.[8] Но, также очевидно, что, не оживив промышленность, нельзярассчитывать на формирование платежеспособного спроса. И только подъемпромышленного производства даст возможность населению –вкладывать средствав жилье. Важным условием эффективного использования ипотечного кредитованияв промышленности является ликвидность объекта недвижимости. Активномубанковскому кредитованию промышленности мешает невозврат кредитов приобеспечении залога промышленными зданиями и сооружениями вследствиетрудностей. Дополнительная гарантия возврата кредита появляется тогда,когда предприятие, перед тем как брать его, находит потенциальногопокупателя его продукции и других активов в случае невозможности вернутьсредства в срок.[7] Нельзя забывать и об ипотечном кредитовании в сельском хозяйстве.Сельское хозяйство, как и вся российская экономика, недофинансируется,поэтому нынешнее положение, которое складывается в этом секторе, тормозитразвитие ипотечного кредитования (Для сравнения: в 1995 году правительствоСША выделила почти 70 млрд. дол. на поддержку своего аграрного сектора).[1] Таким образом, в нынешних нестабильных экономических условиях забанки, способные выдать ипотечный кредит, идет борьба. Рынок недвижимоститревожат те же, проблемы, что и товарные рынки: высокие инфляционныеожидания, угроза резкого падения цен на недвижимость, нестабильностьдоходов покупателей. Все это серьезно повышает банковские риски изатрудняет поиск банков, желающих выдавать долгосрочные кредиты. Вслед за московской ипотечной программой развивается петербургская. ВСеверной столице ее реализует Федеральное агентство ипотечногокредитования совместно с уполномоченными банками «Санкт-Петербургский»,«Петербургский», «Балтийский» и «Промышленно-строительный банк». Первые 5кредитов выданы сроком на 10 лет под 15-18% годовых. Планируется снизитьстоль высокую стоимость кредитования на 10% годовых, но одновременно иуменьшить срок отдачи кредита до 3 лет. Бюджет Санкт-Петербурга выделил наипотечное кредитование 30 млн. долларов. Для получения дополнительныхсредств в Промышленно-строительный банк и Федеральное агентство ипотечноекредитование размещают среди населения облигации жилищного займа, планируя привлечь еще 3 млн. долларов. Что касается ипотечной программы в других регионах, то она наиболееуспешно развивается в Чувашии, Башкирии, в Самарской и Ярославскойобластях. Под региональное ипотечное кредитование планировалось выделить в1999 году 32 млн. кв. м. жилой площади, однако августовский кризис помешалэтим планам реализоваться в полном объеме.[9] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Бусов В. И. Проблемы организации ипотечного бизнеса в России //Деньги икредит. – 1996. - №2. –С.58.2. Головин Ю. Ипотека: из Древней Греции в Россию //Российская юстиция. –1996. - №11. – С.31-32.3. Каноков А. К развитию залогового кредитования //Российский экономическийжурнал. – 1996. - №5-6.-С.52-55.4. Макаревич Л. Н. О проблемах ипотечного кредитования //Деньги и кредит. –1998.- №6. – С. 44-50.5. Печатникова С. М. Основные направления и перспективы создания механизмаипотечного кредитования в России //Менеджмент России и за рубежом.-2000.-№1.- С. 98-111.6. Проскурякова Н. А. Ипотека в России в конце XIX – начале XX веков//Вопросы истории. – 1995. - №9. – С.3-16.7. Синько В., Черноусов Е. Ипотека в сфере промышленности //Экономист. –1998. - №8.- С. 83-88.8. Стюньков В. П. Ипотечное кредитование: организационные аспекты //Деньгии кредит. – 1994. - №8. – С. 44-52.9. Ипотека //Наука и жизнь. – 1999. - №5. – С. 54-58.10. //Строительная газета. – 1996. - №9. – С. 2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconКонтрольная работа по дисциплине “Финансы, денежное обращение и кредит”...

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconКурсовая работа. Тема: «Заключение и исполнение кредитного договора»....

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconЭкзаменационные билеты по предмету Финансы, денежное обращение, кредит...
Экзаменационные билеты по предмету Финансы, денежное обращение, кредит за осенний семестр 2000 года

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconКонтрольная работа По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»...

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconКонтрольная работа по предмету финансы, денежное обращение и кредит...

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconРефератпо дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»на тему: «Страхование рисков»

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconЛитература Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов...
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред проф. Л....

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconКурсовая работапо предмету: «Финансы, денежное обращение,кредит»на...

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconРеферат по дисциплине «Финансы. Денежное обращение. Кредит» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №1...
Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<