Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе»




Скачать 301.75 Kb.
НазваниеРеферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе»
Дата публикации31.01.2014
Размер301.75 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Банк > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Роль центрального банка в банковской системе

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ МЭСИ Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ » г. Москва 2001 СодержаниеВведениеI. Общая характеристика центральных банковII. Задачи и функции центральных банковIII. Денежно-кредитное регулированиеЗаключениеЛитература Введение Главным звеном банковской системы любого государства являетсяцентральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральнаярезервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правомэмиссии банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию,был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты назолотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне сдругими видами денег на всей территории королевства Швеции), первымэмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку онначал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии,кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначеягосударства, посредника между государством и коммерческими банками,проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими,центральные банки были национализированы, и в настоящее время капиталцентральных банков полностью или частично принадлежит государству. I. Общая характеристика центральных банков Центральные банки развитых стран классифицируются по степени ихнезависимости в решении вопросов денежной политики с помощью различныхобъективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения междуцентральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактовруководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральныхбанков можно выделить пять важнейших:• участие государства в капитале центрального банка и в распределенииприбыли;• процедура назначения (выбора) руководства банка;• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансированиягосударственных расходов центральным банком страны. Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капиталацентрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно невлияет на его независимость.В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главнымобразом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степеньполитической независимости последнего от органов государственногоуправления. Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельностицентрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия.В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах,России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельностицентрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах оцентральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задачцентрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем неменее это несущественно для определения степени независимости центральногобанка. Фактор подробности определения законодательством целей и задачцентрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходиморассматривать только в совокупности с анализом традиций и условийфункционирования центрального банка. От четвертого фактора (наличия установленного законодательством правагосударственных органов отклонять решения руководства центрального банка, асо стороны центрального банка - обязательства координировать проводимыемероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всегозависит политическая независимость центрального банка. Наиболее низкой степенью независимости от вмешательствагосударственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральныебанки Франции и Италии. В этих странах право определения направленийвмешательства законодательным путем передано правительству. Центральныйбанк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениямиправительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франциинаходится под влиянием министерства финансов.В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четкоустановлена возможность государственных органов вмешиваться в политикуцентрального банка, инструктировать его, отменять его решения. Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральныебанки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формальногоправа государства на вмешательство в денежно-кредитную политикуцентрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию сполитикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. Взаконодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательствов денежную политику центрального банка. Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличиизаконодательного ограничения кредитования правительства и влияет как наэкономическую, так и на политическую независимость центрального банка.Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственногофинансирования правительства центральным банком. Такая системараспространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют СШАи Великобритания, где государственные займы распределяются на открытомрынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии иНидерландов.II. Задачи и функции центральных банков Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе.ПОЭТОМУ их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитойи обеспечением УСТОЙЧИВОСТИ национальной денежной единицы и ее курса поотношению к иностранным валютам:развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечениемэффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач.Центральный банк призван быть:• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом навыпуск банкнот;• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленнойклиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовыерезервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты(кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживаянеобходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальнойкредитной системе;• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственныеэкономические программы и размещать государственные ценные бумаги;предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства,хранить (официальные) золото-валютные резервы;• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другимибанками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачетевзаимных требований и обязательств (клирингов);• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде странэти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополияна эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральномубанку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германииже, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке неприводится механизм установления верхней границы роста денежной массы,определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег. В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитныминститутам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправепо закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах.Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитнымиинститутами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских);залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями. Важную роль в функционировании банковской системы страны играетхарактер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобританиина протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностьювторого уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплензаконодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банкспособствует проведению надзора специальным федеральным органом банковскогоконтроля. Поскольку последний не располагает необходимой структуройагентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английскийнациональный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функциювыполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль переданминистерству финансов). При решении пяти задач центральный банк выполняет три основныефункции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую. К регулирующей функции относится регулирование денежной массы вобращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной ибезналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальныхрезервов, открытого рынка, валютной политики. С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция.Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иногобанка при проведении, например, политики минимальных резервов илиредисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствиятребованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедурудопуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того,сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтовэкономических коэффициентов и норм и контроль за ними. Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательскаяфункция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена взаконодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать принеобходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать егоинформацией о развитии кредитной системы. В законе о национальном банке большое значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязанпубликовать свои решения в специальном приложении к одной из центральныхгазет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительнымиправами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки одеятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и формуотчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банкпроводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляетинформацию в высшие инстанции государственной власти и международныеорганизации.Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию оситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать наглобальные и локальные экономические процессы. От верности оценкиинформации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом.Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионнымуправлением центрального банка основывается на соответствующемэкономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости датьрекомендации и скоординировать действия государственных органов. Информационно-исследовательская функция центрального банкапредполагает также консультационную деятельность. В порядке информационногообмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятсявстречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функциицентрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, еслиэтого требует достижение поставленной цели или решения какой-либоопределенной задачи или Функции Центрального банка Российской Федерации. Всоответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений вЗакон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"" от 26апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующихфункций:• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать ипроводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленнуюна защиту и обеспечение устойчивости рубля;• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать ихобращение;• быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций,организовывать систему рефинансирования;• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерскогоучета и отчетности для банковской системы;• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать иотзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствиис федеральными законами;• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства РоссийскойФедерации все виды банковских операций, необходимых для решения основныхзадач Банка России;• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продажеиностранной валюты; определять порядок расчетов с иностраннымигосударствами;• организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так ичерез уполномоченные банки в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса РоссийскойФедерации и организовывать составление платежного баланса РоссийскойФедерации;• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ ипрогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и порегионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовыхотношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами. Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации непротиворечит международной практике работы центральных банков. Так же как ицентральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерациипрежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики иэмиссионную функцию.III. Денежно-кредитное регулирование Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создаетопределенные УСЛОВИЯ для их функционирования. От этих условий в известноймере зависит направление деятельности коммерческих банков и другихфинансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономическогоразвития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системыопределяют степень регулирующего воздействия центрального банка наэкономику и влияют на условия функционирования центрального банка.Особенности национальной банковской системы в значительной степенивоздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулированияцентральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежнойполитики.Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередкопереплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельностьбанковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС)Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появленияФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом "О национальной денежной единице".Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитныхинструментов,-находящихся в ведении организаций федерального уровня. Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделеныбанковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация пострахованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершениябанковских операций кредитным институтам на федеральном уровне. При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновьобразовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала,компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований вданной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия,предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федеральногокредитного института и они называются национальными. Банки, получившиелицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата иим предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС.Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы,кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС киспользованию не административных, а рыночных механизмов регулирования. Специфические условия сложились в денежно-кредитной системеВеликобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковскойсистемой через группу специализированных кредитных институтов - черездисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционнуюособенность английской банковской системы, так как играют важную роль восуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемьинститутов, занимающих как бы промежуточное положение между центральнымбанком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положениеопределяется тем, что только эти кредитные институты в английскойбанковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке.За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от БанкаАнглии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему,так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумагвозлагается на центральный банк. Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии ибанковской системой, на которую центральный банк не может непосредственновлиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа крефинансированию центрального банка, как это происходит в других странахмира.Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны ицентральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системыНидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка сруководством национальных кредитных институтов. Законодательством страныцентральному банку предписывается проведение регулярных консультаций спредставителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основныхнаправлений политики центрального банка, а также с целью выработкисовместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий.Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов ивзаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. ПодобноЦентральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системойстремится поддерживать и Австрийский национальный банк. Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальнойкредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупныенемецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка -контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований поминимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных насоответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций конторнационального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банкавыступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами ицентральным банком. Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесносотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядробанковской системы. Инструменты регулирования. Центральные банки развитых странрасполагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно кним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политикаминимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика;валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов исочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран подтрадиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, нитеории государственного регулирования в чистом виде не находят своеговыражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можнорассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка.При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночныммеханизмам по сравнению с административными методами регулирования.Примером тому служит либерализация банковского законодательства в рядеевропейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.) Одним из основных принципов определения стратегии центральных банковслужит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы внациональной экономике или регулирование валютного курса национальнойденежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте,т.е. на внутренние или внешние показатели Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентацииэкономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральныебанки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются нарегулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса.Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, БанкАнглии, ФРС США. Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежнойединицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней -стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению кдругим валютам).В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют вкачестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используютсоответствующие инструменты. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо постимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либопо сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционнаяполитика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходитсяискать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования,как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, вРоссии и странах Ближнего зарубежья. Регулирование валютного курса национальной денежной единицыпредпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт,экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды. Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определеннойэкономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем неменее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центральногобанка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах,которые должны обладать максимальной действенностью. Не менее важным требованием является равномерность воздействия наконкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. Всвязи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. Кпервой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков.Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. Вкачестве примера можно привести проведение центральным банкомрестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам,соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку ониодинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношениюдруг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это неисключает различных последствий таких мер для различных банков (например,крупных и мелких).Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:• традиционные или нетрадиционные;• административные или рыночные;• общего действия или селективной направленности;• прямого или косвенного воздействия;• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Целесообразно различатьпрямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, припроведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежномрынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов. Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимаетсястратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года донескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федеральногобанка длится с начала 60-х гг. по настоящее время. Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментовденежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достиженииразных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулированияслужат традиционные инструменты денежной политики (например, политикиминимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлениюкраткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, напримероперации "своп" в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политикиоткрытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии -операции с федеральными ценными бумагами). Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредитыцентрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг.Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методомизменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуациюна денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странахЕвропейского Сообщества кредитные институты имеют возможностьрефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключениесоставляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходитькак под залог ценных бумаг, так и без залога. Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующимипараметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей;контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучетавекселей для одного кредитного института; учетной ставкой центральногобанка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требованияк качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам;при необходимое количественное ограничение или временное приостановлениевыд, чи залоговых кредитов. При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральны банкможет селективно воздействовать на определенные отрасли народногохозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залогвекселей определенного рода путем изменения требований к качествупринимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередкосопровождается общеэкономически ми последствиями. Так, при ограниченииобъема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету,центральный бан снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков. Поэтому в настоящее время общеэкономический эффект воздействи путемпроведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значениюна первый план. Макроэкономический эффект регу лирования учетной ставкиподтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением еевеличины и темпом роста валового на ционального продукта. Изменение контингента рефинансирования позволяет центральному банкудостигать следующего эффекта. При ограничении континген та коммерческиебанки вынуждены обращаться к более дорогим источ никам кредитования,например к залоговым кредитам, что означаем снижение объема их кредитногопотенциала и удорожание кредитов Ставка по залоговым кредитам центральногобанка обычно выше став ки переучета. В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные институть имеютвозможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка поставкам ниже рыночных. В Германии и Дании кредитные институты могут приэтом получать практически нелимитированные кредиты центрального банкадополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность иконкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками другихевропейских государств. Рассмотрим действие данного инструмента на примере изменения величиныучетной ставки. Если цель центрального банка -удорожание рефинансированиякредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он долженподнять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемогоэффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, таккак в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты.Центральному банку для достижения поставленной цели необходимовоздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставокпо минимальным резервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случаедейственного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческихбанков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране.Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и неизменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечьболее широкую клиентуру. Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческихбанков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетнуюставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, апроценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой измененияусловий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чемпроявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования.Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленноеростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и ростпредложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со сторонынебанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты,так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогихкредитах выгоднее прямое финансирование. Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительноуменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставкицентрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет кпроцессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги,уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный банк выполняет"сигнальную миссию". Снижение учетной ставки центрального банка кредитныеинституты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации наэкспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбарднойставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики.Такие сигналы позволяют кредитным институтам "подготовиться" к новым мерамцентрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаряего "сигнальной миссии" при проведении дисконтной и залоговой политики. В результате учетная и залоговая политика центрального банка являетсяспособом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитныхинститутов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, чтовлечет за собой косвенное воздействие на экономику страны. Центральный банк Российской Федерации предоставляет банковскомусектору централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамкахденежно-кредитной программы Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г.механизм рефинансирования кредитных институтов, принятый в развитыхстранах, в практике экономического регулирования Банка России фактическиотсутствовал. Центральный банк Российской Федерации пытался влиять напроцентные ставки коммерческих банков путем регулирования объема и ценыцентрализованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачиантиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставокдостичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось. Сянваря 1997 г. ЦБ РФ изменял ставки рефинансирования несколько раз и снизилих с 48%, 42%, 36%, 24% до 21% в октябре 1997 г. Курс Банка России на развитие рыночных механизмов регулированиявыразился в организации кредитных аукционов, с введением которыхограничивается административное установление процентных ставок и объемовкредитов центрального банка.Политика обязательных резервов. В развитых странах, кроме Великобритании,Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требованиеразмещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако вприменении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаютсясущественные различия в зависимости от национальных особенностей развитияфинансового рынка. Центральными банками используются различные структураминимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, спецификаначисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтампри их рефинансировании. Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидностикредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотивиспользования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживаяликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу "кредиторапоследней инстанции". Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякуюроль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке иодновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческимибанками. Во многих странах минимальные резервы практически уже неиспользуются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральныебанки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочентребовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальныхрезервов. В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банкебеспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкийфедеральный банк;• причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них визбытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тотфакт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами. Кроме приведенных выше "компенсирующих мер", дополнительноиспользуется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. Внекоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путемприобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель -финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуетсяцентральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов приотносительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводитцентральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственногобюджета. При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могутиграть непосредственные переговоры между центральным и коммерческимибанками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервовкредитных институтов определяется путем согласования этой величины междуцентральным банком Нидерландов и коммерческими банками. В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым онидифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия.Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или ростуопределенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемыена активной стороне банковского баланса, величина которых должнасогласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициенталиквидности), составляют исключение. Основной статьей при расчетеминимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений попассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определениивеличины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства. Практически во всех развитых странах процесс подачи данныхкоммерческими банками для расчета минимальных резервов формализован. Так,Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра,посредством которого отдельные кредитные институты заявляют о своихобязательствах, подлежащих учету при расчете минимальных резервов. Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широтыохвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр такихобязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своихтребований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства,облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады довостребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, атакже привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговыеобязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет. По закону обанковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнююграницу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки пообязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, нои по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов инерезидентов). Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются постранам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. Напротивоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервамобычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не используетминимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитныхинститутов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальныхрезервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервамможно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервнаяставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являютсябеспроцентными. В большинстве развитых стран в последние годы активность использованияполитики минимальных резервов в качестве инструмента регулированиябанковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операцийснизилась. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенноеколебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х гг., однако ониостались после этого практически на том же уровне. В США резервная системауже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов,однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотяи значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютнойсистемы. Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требованийпо соблюдению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческихбанков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательныхрезервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи стем, что в то время предписания по минимальным резервам касались толькобанков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных отрезервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкамСША, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченныминациональными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине:центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизмминимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальнымрезервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либоучету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которыекомпенсируются кредитами нерезидентам (в Германии). С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резервамруководителям денежно-кредитной политики приходится все чаще изменятьусловия их взимания. В начале 80-х гг. США выступили с инициативой ввестиединую систему минимальных резервов на еврорынке. Тогда данное предложениене нашло достаточной поддержки и поэтому не имело успеха.Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитнойполитики практически во всех развитых странах. При этом страны,придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент врамках политики гибкого регулирования. С развитием международныхэкономических связей, в том числе в банковском секторе, при созданиисвободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений(например, таких, как ЕЭС) использование политики минимальных резервовтребует постоянной адаптации к изменяющимся условиям. Политика открытого рынка. Такая политика представляет собой выполнениеопераций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральнымбанком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагамотносятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства,облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассныекраткосрочные ценные бумаги и др. Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являютсяоперации с государственными ценными бумагами на вторичном рынке,характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции.Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагамиосуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Для БанкаАнглии политика открытого рынка выступает ведущим инструментомэкономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно.При проведении политики открытого рынка Банк Англии концентрируется на двухосновных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях соблигациями государственного займа, а в краткосрочной - на операциях сказначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные домапутем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг.Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, чтоспособствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичномрынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкогораспространения в рамках политики открытого рынка. Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценныебумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любойпредлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумагданного типа независимо от курса предложения. Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервовбанковского сектора, то он выступает на открытом рынке на сторонепредложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центральногобанка есть две возможности реализации своей цели:либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будетпредложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенноеколичество ценных бумаг дополнительно.Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов отгосударственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своихрезервов. При всех существующих различиях в осуществлении политики открытогорынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, чтоцентральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитиюданного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономикирыночными, а не административными методами. Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств междукоммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние насостояние резервов кредитных институтов. Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средствагосударственного сектора экономики, размещенные в центральном банке,уменьшаются (например, на величину Ь). Соответственно на эту величинувозрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведенииэкспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект,который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, чторазмещенные в результате проведения депозитной политики в кредитныхинститутах денежные средства государственного сектора состоят на долю с изналичных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличиваетсяна (1 - с) • Ь. При увеличении резервов коммерческих банков путем притокадепозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставкег возрастет на г • (1 - с) • Ь. Тогда резервы кредитных институтовувеличатся на разницу между двумя вышеприведенными данными.При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков,что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и ростуинфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигаетсяобратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитногопотенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции. Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимойцентральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страныи ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются взависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализациивалютной политики является валютное регулирование.Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики:дисконтную и девизную.Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью измененияусловий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногданаправлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако всовременных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, какправило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние ивнешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорныхвопросов между центральным банком и правительственными структурами в лицеМинфина и т.п. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы),воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежнойединицы - девизная политика. Подобные операции получили название "валютныхинтервенций". Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (илипутем соглашений "своп") национальную валюту, он увеличивает спрос, аследовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупныхпартий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так какувеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка вформе проведения операций на срочном валютном рынке проявляется встимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемогодвижения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка вданной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулированиитоварного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курсанациональной валюты по отношению к иностранной. Заключение Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессамиконцентрации и централизации капитала, переходом к единым национальнымденежным системам. Во всех развитых странах действует несколько законов, в которыхсформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а такжеопределены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствахглавная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило,основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка,служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов егоруководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством инациональной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочияцентрального банка как эмиссионного центра страны.Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральнымбанком и банковской системой регулируются законом о банковскойдеятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитныхинститутов по отношению к центральному банку. ЛитератураБанковское дело / под ред. О. И. Лаврушина, М. 1998Уткин Э. А., Морозова Г. И. "Нововведения в банковском бизнесе России", М. 1999Деньги, кредит, банки / под ред. О. И. ЛаврушинаПостатейный комментарий к Федеральному закону "О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)" (Фомина О.Е.)Постатейный комментарий к Закону "О валютном регулировании и валютномконтроле" (Фомина О.Е.)Комментарий к Закону "О банках и банковской деятельности" (Фомина О.Е.)"Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России?" (С.Кашкин,"Российская юстиция", 1999, N 10)"Финансово-правовые отношения с участием банков" (Карасева М., "Хозяйство иправо", 1997, N 11)"Гражданский кодекс и банковское законодательство" (В.Белых,М.Скуратовский, "Хозяйство и право", 1997, N 4)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconРеферат Студента По курсу : «Страховое дело» На тему : «старховые агенты»

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconКонтрольная работа по курсу банковское дело тема: ЦБ рф: его функции...

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconКурсовая работа по курсу «Банковское дело»на тему: «Роль процентной...
Роль процентной ставки как фактора обеспечивающего прибыльность банковского бизнеса

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconЛекция 11. Экономический анализ деятельности коммерческого банка...
Лекция Роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала. Структура кредитной системы 3

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconКурсовая работа по дисциплине «Банковский менеджмент» на тему: «Оценка...
Актуальной задачей текущего момента для российской банковской системы в целом является повышение ее конкурентоспособности. Значительная...

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconПлан. Введение. Банки, их сущность функции и структура банковской...
Неотложные меры по ускорению реформ в Украине и вывод Украины с кри-зисного состояния основные вопросы дальнейшего развития и усовершенство-вания...

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconЛекция по теме Money and banking (деньги и банковское дело), the...
Переведенная на английский лекция по теме Money and banking (деньги и банковское дело), the role of banks (роль банков), modern banking...

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconКурсовая работа на тему: Трастовые операции коммерческих банков по...
Сегодня становатся актуальными детальное изучение роли и места банковских услуг в системе операций коммерческих банков, анализ их...

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconРеферат по правоведению на тему: «правовые основы организации и деятельности...

Реферат Студента По курсу : «Банковское дело» На тему : «роль центрального банка в банковской системе» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<