Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России




Скачать 279.46 Kb.
НазваниеСтатья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России
страница1/3
Дата публикации10.02.2014
Размер279.46 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Банк > Статья
  1   2   3
Правовое положение Банка России.

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Указанные конституционные нормы определяют банк России как “конституционный орган с государственно-властными полномочиями и особым статусом, характеризующимся взаимной неподчиненностью с другими органами государственной власти и независимым осуществлением своих функций, связанных с эмиссией денег, защитой и обеспечением устойчивости рубля.

Конституция РФ предоставляет Банку России особый и независимый статус, а именно:

  • особый и самостоятельный статус;

  • независимое осуществление функций;

  • организационное единство управления;

  • имущественная и финансовая самостоятельность;

  • объем гражданской правоспособности.

Особый статус Банка России

Конституция Российской Федерации закрепляет за Банком России особый и самостоятельный конституционно-правовой статус. Только он обладает правом осуществления денежной эмиссии в Российской Федерации. Только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. При этом какое-либо вмешательство в его деятельность по осуществлению указанных функций не допускается (ст. 75). Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации обеспечивается целым рядом других норм Конституции.

В соответствии с требованиями пункта “ж” статьи 71 Конституции РФ, денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Таким образом, Конституция устанавливает дополнительную гарантию исключительного права Центрального банка на осуществление денежной эмиссии (часть 1 статьи 75). Субъекты Российской Федерации таким правом не обладают.

Конституция относит федеральные банки, в том числе Центральный банк, к числу федеральных экономических служб (пункт “ж” статьи 71), тем самым указывая, что они не входят в общую структуру разделения властей, находятся в исключительном ведении федерации, наделены особыми функциями денежно-кредитной политики.

Конституция не упоминает Банк России в числе органов, которые осуществляют государственную власть в Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 11, в их число входят Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации.

Не относятся к Центральному банку также те положения Конституции, которые закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), поскольку Центральный банк Российской Федерации не отнесен ни к одной из выше перечисленных ветвей власти. На Центральный банк возложены особые по своей природе функции государственной власти. Они не имеют такого универсального характера, как функции президентской, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Они ограничены по сфере применения и не влияют на функционирование других органов государственной власти.

Авторы Конституции стремились всемерно закрепить независимость Центрального банка. Об этом свидетельствуют формулировки статьи 75 Конституции, статус Центрального банка закреплен в главе третьей — в той части Конституции, которая посвящена федеративному устройству Российской Федерации. Из этого следует, что Конституция фактически выводит Центральный банк из общей системы организации государственной власти и в равной мере отдаляет его как от федеральных, так и региональных органов.

Конституционные рамки статуса Банка России, основные черты.

1. Центральный банк Российской Федерации имеет самостоятельный конституционный статус.

2. Центральный банк Российской Федерации не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет особые по своей правовой природе функции государственной власти.

4. Другие органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление конституционных функций Центрального банка Российской Федерации.

5. Принцип независимости Центрального банка исключает какие-либо “сдержки и противовесы” со стороны других органов государственной власти.

6. Статус Центрального банка установлен непосредственно Конституцией и может быть изменен только в порядке пересмотра самой Конституции.

7. Центральный банк является постоянно действующим конституционным органом. Его деятельность не может быть прекращена либо приостановлена до изменения самой Конституции.

Закрепляя независимый статус Центрального банка, авторы Конституции Российской Федерации стремились решить следующие задачи :

  • обеспечить самостоятельность и защиту денежно-кредитной системы Российской Федерации,

  • исключить вторжение в конституционную компетенцию Центрального банка,

  • оградить его от конъюнктурных требований и сиюминутных запросов других органов государственной власти

Можно отметить, что Конституция устанавливает достаточно жесткие гарантии независимого статуса Банка России.

^ Функции Банка России

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является единство экономического пространства (часть 1 статьи 8 Конституции). Во многом оно обеспечивается единством денежной системы страны. Денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (часть 2 статьи 75 Конституции). Денежная эмиссия отнесена Конституцией к ведению Российской Федерации (пункт “ж” статьи 71) и осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (часть 1 статьи 75). При этом Конституция Российской Федерации четко закрепляет основные его задачи — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2 статьи 75).

Особенность конституционного закрепления функций Центрального банка, как представляется, призвана решить следующие задачи:

  • обеспечить самостоятельность и защиту кредитно-денежной системы Российской Федерации,

  • исключить вторжение в конституционную компетенцию Центрального банка,

  • оградить его от конъюнктурных требований и сиюминутных запросов других органов государственной власти.

Конституция закрепляет за Центральным банком исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1 статьи 75). Данное положение исключает право других органов государственной власти, каких-либо учреждений и организаций осуществлять рублевую эмиссию или выпуск иных знаков оплаты, выполняющих функцию денег.

Осуществляя возложенную на него функцию денежной эмиссии, Центральный банк Российской Федерации выпускает наличные деньги, организует их обращение, определяет и регулирует объем находящейся в обращении денежной массы. Какое-либо вмешательство в вопросы денежной эмиссии недопустимо. В этой сфере Центральный банк Российской Федерации наделен исключительными правами и не должен подвергаться какому-либо воздействию со стороны других органов государственной власти.

В целях организации наличного денежного обращения Банк России осуществляет следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства,

  • перевозка и хранение банкнот и монеты,

  • создание их резервных фондов;

  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

  • определение порядка ведения кассовых операций (ст. 34 Закона о Банке России).

Основными инструментами и средствами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;

  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

  • операции на открытом рынке;

  • рефинансирование банков;

  • валютное регулирование;

  • установление ориентиров роста денежной массы;

  • прямые количественные ограничения;

  • выпуск от своего имени облигаций (ст. 35 Закона о Банке России).

Более подробно Закон о Банке России регламентирует порядок формирования обязательных резервов кредитных организаций (ст. 38); вопросы операций Центрального банка на открытом рынке по купле-продаже казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг(ст. 39); организацию рефинансирования (ст. 40); осуществление валютных интервенций (ст. 41); установление прямых количественных показателей (ст. 42); определение ориентиров роста показателей денежной массы (ст. 43).

В соответствии со статьей 44 Закона о Банке России Центральный банк ежегодно, не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной политики и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно указанный документ направляется Президенту и Правительству Российской Федерации. Он должен включать анализ состояния и прогноз развития экономики, а также основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.

Помимо указанных, можно упомянуть ряд других полномочий Банка России, которые имеют прямое отношение к обеспечению его конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Прежде всего, речь идет о формировании золотовалютных резервов и осуществлении валютного контроля.

Немалое значение в деле защиты устойчивости рубля имеет осуществление контроля за деятельностью кредитных учреждений, а также участие Банка России капиталах системообразующих банков.

В статьях 7, 8, пункте 2 статьи 48 Закона о Банке России установлено, что он не может участвовать в капиталах других кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами либо международными договорами Российской Федерации. Вопрос об участии Центрального банка в капиталах кредитных организаций может решаться только в законодательном порядке.

В целом, законодательство закрепляет достаточный объем полномочий Банка России по реализации его основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля.

Действующий Закон о Банке России содержит также ряд иных норм, которые обусловливают возможность вторжения в вопросы денежно-кредитной политики Центрального банка. Так, в статье 2 предусмотрено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если иное не предусмотрено федеральными законами. Посредством принятия федеральных законов на Центральный банк Российской Федерации может быть возложена обязанность отвечать по любым долгам государства, что неизбежно повлечет необходимость дополнительной эмиссии, введения в оборот ничем не обеспеченной денежной массы.

Вопрос о том, в каких случаях и в каком объеме Центральный банк Российской Федерации может взять на себя обязательства государства, должен решаться самим Банком России с учетом потребностей, которые продиктованы необходимостью поддержания денежно-кредитной системы страны.

^ Управление Банком России

Конституция Российской Федерации не определяет структуру управления Центрального банка, ограничиваясь только вопросом о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Банка России. Кандидатуру на эту должность в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении Председателя Банка от должности (пункт “г” ст. 83 Конституции). Само же назначение на должность и освобождение от должности осуществляется Государственной Думой (пункт “в” ст. 103 Конституции).

Председатель Банка России выбирается сроком на 4 года.

Структура органов управления Центрального банка установлена Законом о Банке России. Помимо Председателя, она включает Совет директоров как высший коллегиальный орган управления Банка России.

Закон о Банке России устанавливает важный принцип организационного единства органов управления Центрального банка. Этот принцип проявляется, в частности, в том, что Председатель Банка России по должности возглавляет Совет директоров. Члены Совета директоров назначаются и досрочно освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Решения Совета директоров могут быть приняты только при условии обязательного участия в его заседании Председателя Банка либо лица, его замещающего.

Таким образом, Закон о Банке России закрепляет за Председателем особую роль в организационной структуре управления Центрального банка. Эта роль предопределена самим фактом закрепления в Конституции только должности Председателя Банка России. По той же причине Закон устанавливает, что Председатель Банка России действует от имени Банка России, представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями и учреждениями, несет всю полноту ответственности за его деятельность (ст. 18 Закона о Банке России).

Вместе с тем, следует отметить, что Закон о Банке России предусматривает ряд существенных гарантий коллегиального руководства Центральным банком. Как отмечалось выше, назначение и досрочное освобождение от должности членов Совета директоров производятся Государственной Думой. Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут быть созваны не только по решению Председателя, но и по требованию не менее трех членов Совета. Заседания Совета директоров правомочны при кворуме в 7 членов Совета. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов.

Указанные нормы не только создают своеобразный механизм защиты коллегиальных начал в управлении Банка России. Они не допускают также вмешательства в его управление со стороны органов исполнительной власти. Особо в этой связи следует отметить ст. 19 Закона о Банке России, согласно которой участие в заседаниях Совета директоров могут принимать министр финансов и министр экономики, но только с правом совещательного голоса.

В целом, Закон о Банке России достаточно последовательно реализует основанное на Конституции требование о невмешательстве в деятельность Центрального банка со стороны органов исполнительной власти. В той же ст. 19 Закона о Банке России регламентирован ряд дополнительных форм взаимодействия Центрального банка с органами исполнительной власти. В частности, установлено, что Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Такие формы взаимодействия с органами исполнительной власти в полной мере соответствуют требованиям Конституции о независимом осуществлении Банком России функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Таким же образом должны строиться взаимоотношения Банка России с Государственной Думой и Федеральным Собранием в целом. Закон о Банке России устанавливает закрытый перечень оснований для освобождения Председателя Банка от должности:

  • истечение срока полномочий;

  • невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии;

  • личное заявление об отставке;

  • совершение уголовно наказуемого деяния, установленное вступившим в силу приговором суда;

  • нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России (ст. 12).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconЗакон от 10 июля 2002 г. N 86-фз "о центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Статья Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией...

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconРоссийской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"
Конституции Российской Федерации внести в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных...

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации "О бухгалтерском учете" иными законодательными актами...

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Правовое положение центрального банка Российской Федерации (Банка России): проблемы правового статуса

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Российской Федерации, федеральными законами "о центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "О банках и...

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconСтатья Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconДень конституции российской федерации
Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconРоссийская федерация федеральный закон о железнодорожном транспорте в российской федерации
Статья Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации

Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России iconЗакон от 29 июля 1998 г. N 135-фз "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Статья Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<