Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 286.81 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации02.03.2014
Размер286.81 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Банк > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Банковская система США: от зарождения до образования Федеральной резервной системы

МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра бизнеса, финансов и банковского дела Реферат на тему: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Исполнитель: студент группы ИБ-205 Соболев М.Б. Преподаватель: Костерина Татьяна Михайловна Москва – 1997 год В представлении современных людей банки неразрывно связаны с«банкнотами», системой бумажно-денежного обращения. Причины появлениябумажных денег в британских колониях Северной Америки были просты ипонятны: испытывавшие хронический недостаток в монетах и полагавшиеся вторговом обороте главным образом на векселя колонии остро нуждались еще вкакой-то наличности, имеющей местное обращение. Уже в 1690 году КолонияМассачусетского залива произвела первый выпуск бумажных краткосрочныхобязательств (Shot bills) – нечто среднее между банкнотами икраткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военнуюэкспедицию в Канаду. Главным образом чрезвычайными военными расходамиобъяснялись и первые выпуски других колоний, однако, они использовалисьтакже и для финансирования мирных целей, таких как муниципальноеправительство и оплата государственного долга. Несмотря на их официальныйстатус и некоторые инициативы (например, 5-процентную скидку при внесенииими налогов), реакция населения была двойственной. Обменный курс междуколониями и даже внутри отдельных колоний постоянно менялся, более того,иногда он, в конце концов, падал в результате избыточной (относительнореального количества монеты) эмиссии. В самом факте не было ничегоудивительного, потому что вплоть до коллапса золотого стандартапревалировало мнение, что бумажные деньги могут только тогда действоватьэффективно, когда они по первому требованию обращаются в золотую илисеребряную монеты. Однако главная причина, толкавшая к выпуску банкнот, -нехватка монет в обращении, - продолжала действовать и после Войны занезависимость (1775-1781), побудив новый Континентальный прогресс от лицаСоединенных колоний (штатов) принять билль об образовании Первого банкаСоединенных Штатов (First Bank of United States) и санкционировать теперьуже первый федеральный выпуск наряду с решением основать первыйсобственный монетный двор (в Филадельфии), который должен был чеканитьсеребряные доллары и медные центы по весу испанских серебряных песо (хотяпоследний впоследствии в течение многих лет бездействовал, и в странесвободно циркулировало испанское серебро). Впрочем, «отцы-основатели» Соединенных Штатов (что неудивительно,учитывая, как много было среди них плантаторов из южных штатов и какотносительно мало коммерсантов из Новой Англии) настолько подозрительноотносились к выпуску фидуциарных (то есть таких, чья собственная ценностьзаведомо меньше представляемой им стоимости) платежных средств, чтоспециально внесли в 1787 году в Конституцию статью, запрещающую штатампроведение расчетов по сделкам чем-либо кроме золотой и серебряной монеткак законного платежного средства. На раннем этапе американской истории, когда национальная промышленностьи крупная коммерция находилась лишь в стадии зарождения, еще не быливозведены многие крупные города, но построены железные дороги и т.п., можноговорить, скорее, о нехватке реальной экономической необходимости в банках,что сделало исключительно сложным делом привлечение в них частногокапитала. Государство в этих условиях было вынуждено стать крупным пайщикомПервого банка Соединенных Штатов, разделившего бремя популярности всехцентральных институтов власти, и по истечении в 1811 году 20-летнего срока,на который он первоначально был предоставлен, его чартер (англицизм,означающий выдававшийся в англоязычных странах документ, совмещавшийфункции банковского устава и лицензии) не был возобновлен. Однако вскоребанки все же начали появляться, первоначально в наиболее развитых штатах. Надо сказать, что для Америки с самого начала были характерны неприятиеслишком большого веса федеральных органов власти и ревностная защитаиндивидуальных прав штатов. Следствием этого стало разделение власти междуфедеральным правительством и штатами, которое в той или иной степенипоставило и банковскую сферу под контроль обеих ветвей власти, хотя первыебанки все же действовали в рамках изолированных друг от другазаконодательных систем разных штатов. Обычной практикой было добиваться чартера, приобретение которого давалобанку все преимущества ограниченной ответственности (contingentedliability). Акционерные компании несли неограниченную ответственность лишьв Англии и Шотландии; в Америке, как и странах континентальной Европы,ответственность была ограниченной. В большинстве случаев такой чартерлимитировал депозитные операции и тесно связанную с ними в XVIII векеэмиссию банкнот суммой, кратной капиталу акционеров, - наиболеераспространенным правилом было ограничение выпускаемых в обращение банкнотдвумя капиталами банка, однако подобные границы были на практике чистономинальными. И лишь в весьма немногих штатах допускалось учреждение банков безчартера, которые несли неограниченную ответственность. Как только возниклавероятность того, что какое-либо частное лицо или неинкорпорированнаяассоциация пожелают учредить банк без чартера, на их пути возниклимногочисленные препятствия законодательного характера. Большинствовосточных штатов взяли на вооружение законы, подобные принятому в 1818 годув штате Нью-Йорк; большинство возникавших впоследствии западных штатовтакже последовали схожей политике, разрешая эмиссионный и депозитный бизнеслишь при наличии официального дозволения. Однако реальная отдача от этогозакона разнилась от штата к штату в зависимости от того, насколько легкобыло получить чартер. Наименьшие сложности были на востоке, где потребностьв банковских структурах оставалась самой насущной; особенно либеральнаяполитика практиковалась в так называемой Новой Англии. Число банков стало особенно быстро расти вслед за ликвидацией ПервогоБанка Соединенных Штатов (при его основании федеральное правительствоподписалось на значительную часть уставного капитала и пообещало в течение20 следующих лет не выдавать чартер никакому другому банку; возможно, что-то было одной из главных причин, почему, когда в 1811 году встал вопрос опродлении чартера, он встретил мощную оппозицию в конгрессе, достаточнуюдля прекращения деятельности банка). В 1811 году их уже насчитывалось 88, аза три следующих года было выдано 120 новых чартеров на учреждение банков. Когда в 1812 году разразилась вторая война с Англией, получившаяназвание «Второй войны за независимость», большинство из этих банковоказались вовлеченными в интенсивное кредитование федеральногоправительства и штатов; неизбежно связанная с этим и избыточная эмиссиязаставила примерно три из каждых четырех банков обратиться в 1814 году вправительства своих штатов за разрешением на приостановление денежныхвыплат. При этом если банкам Новой Англии в большинстве удавалось выполнитьсвои обязательства, то практически все банки к югу и западу, возникшие, какправило, позже и более слабые, этого сделать не смогли. Интересно также,что значительная часть банкротств в эти, а также последующие годы имеламесто как раз там, где создание новых банков было в наибольшей степениограничено, а значит, уже существующие находились в наиболеепривилегированном положении – так, в Новой Англии в период 1811-1830 годовна 97 банков (в среднегодовом исчислении) пришлось всего 16 банкротств, вштате Нью-Йорк на 26 банков число банкротств составило 11, в Пенсильваниитакже на 26 банков уже 19, и эта доля росла по мере продвижения на юг изапад. Формально денежные выплаты были возобновлены в 1817 году, однако уже в1819 году последовала новая приостановка, растянувшаяся еще на два года.Объяснялось это во многом тем, что учреждение первых банков нередкоявлялось следствием скорее политических обстоятельств, чем реальнойэкономической необходимости. Как нередко происходит в подобных случаях,образование банков сопровождалось злоупотреблениями, в особенности приформировании уставных капиталов, а часто даже напрямую финансировалосьгосударственными органами – причем, в случае Первого банка СоединенныхШтатов 200-миллионная подписка федерального правительства оказалась неболее чем фиктивной бухгалтерской проводкой. Практически у всех банковкапитал был меньше той цифры, на которую формально провели подписку, анекоторые банки не имели никакого капитала. Другая причина – тесная связь банковских структур с казначействамиштатов. Законодатели, выдавая чартер, находили вполне естественным, чтобыбанк в случае необходимости кредитовал «свой» штат – специально оговоренныестатьи об этом заносились в чартер любого банка. Но, кроме того, время отвремени предоставление такого займа на те или иные нужды просто проводилось«волевым решением» администрации штата; результатом этого нередкостановились столь крупные объемы кредитования правительств штатов, что дляобеспечения коммерческого спроса средств уже как бы не оставалось, –вероятно, именно этот фактор в значительной степени и провоцировализбыточную эмиссию банков, так что временами дизажио (отклонение от курсавниз от номинала) на банкноты составляло от 10 до 30 процентов. Каждый банк имел право вести бизнес лишь в границах того штата, вкотором он получил свой чартер. Это означало, что они, в сущности, не моглиразвивать систему банковских отделений, вследствие чего банковская системастраны стала тяготеть к фрагментарной структуре из небольших по территориии практически автономных районов. Скорее всего, именно этот факт и сталглавным поводом к созданию институтов, подобных Первому банку СоединенныхШтатов, – во всяком случае, было высказано мнение, что если бы в 1814 годуПервый банк еще существовал, многих происшедших тогда беспорядков вбанковской сфере можно было избежать. Чрезвычайно серьезной проблемой на всем протяжении историиамериканского банковского бизнеса до образования Федеральной резервнойсистемы было именно отсутствие отлаженной системы взаимного погашения(клиринга) банкнот различных банков. Поскольку банки штата обычно не имелиотделений в других штатах, а у многих даже не было и корреспондентов, тоникакой системы аккумуляции банкнот с последующим появлением их к платежуне существовало. Эту функцию на первых порах, причем довольно успешно, взялна себя Первый банк Соединенных Штатов. Отсюда становится вполне понятнымучреждение в 1816 году Второго банка Соединенных Штатов (Second Bank of theUnited States). Этому предшествовал разразившийся в 1813 году, в разгарвойны, острый финансовый кризис, вызвавший общую отмену платежей звонкоймонетой (за исключением банков Новой Англии). Новый министр финансов ДжеймсДаллас (James Dallas) предложил основать новый Центральный банк соединенныхШтатов. Банк, основанный при капитале в 35 млн. долларов, началфункционировать в 1817 году. В том же году возобновились платежи звонкоймонетой. Как и в случае с Первым банком, на часть капитала нового банкаподписалось федеральное правительство, предполагая хранить на счетахсредства федерального казначейства. Двумя главными новшествами чартерабанка стали право на учреждение им своих отделений в штатах безсогласования с их правительствами, а также статья, направленная на сведениек минимуму возможности приостановки денежных выплат – в этом случае банкдолжен был уплатить штраф в размере 12 процентов той суммы обязательств,которую он был не в состоянии погасить. По мнению министра финансов в 1801-1814 годах Элберта Галлатина (AlbertGallatin), именно учреждение Второго банка было в числе главных причин,способствовавших возобновлению банками штатов платежей, поскольку онпредложил конвенцию, с которой те в конце концов согласились – интереснозаметить, что одним из выдвинутых при этом условий было предоставление (вразумных, разумеется, пределах) Вторым банком Соединенных Штатов своихресурсов для поддержки банков штатов в экстремальных ситуациях, когдадоверие к ним могло оказаться под угрозой. Вопрос о банке приобрел особо важное значение в период президентстваЭндрю Джексона (Andrew Jackson) (1829-1837). Уже через несколько лет этоучреждение с 25-ю филиалами по числу образованных к тому времени штатовоказалось втянутым в острый конфликт. Чрезмерно разросшиеся, в особенностив новых штатах (Индиана, Миссисипи, Иллинойс, Алабама, Миссури) банки вбольшинстве случаев оказались в 1819 году жертвами краха, вызванноговыпуском огромного количества банкнот. Тогда в адрес банка послышалисьупреки в том, что он если не явился прямым виновником кризиса (якобы он«копил» векселя, а затем предъявлял их к обмену на золото), то, по крайнеймере, ничего и не сделал для его смягчения. Назначенное по этому поводурасследование обнаружило серьезные непорядки в ведении дел в одном из самыхкрупных отделений банка (Балтиморском). Когда Джексон занял пост президента страны, он объявил банку настоящуювойну, а, столкнувшись несколько раз с «недопустимым» своеволием егодиректоров, решил вообще уничтожить это учреждение. В президентскомпослании 1832 года Джексон рекомендовал конгрессу изъять из банка всевклады правительства. Не получив согласия конгресса на эту акцию, президентприказал сделать это министру финансов явочным порядком. Последнийотказался исполнить это распоряжение, был уволен и замещен другим, которыйтакже не выполнил приказ президента, и был заменен, затем – генеральныматторнеем Тенеем (Teney), извлекшим вклады правительства из Центральногобанка и разместившим их в специально отобранных банках штатов. Эта акциявызвала финансовый кризис, который сопровождался сильным коммерческимкризисом, продлившимся несколько лет. Сенат принял по этому поводурезолюцию, выражавшую порицание президенту, но плата представителей непожелала присоединиться к ней. Излишне говорить о том, что концессия банка,срок которой истекал в 1836 году, не была возобновлена, в результате чегоэто национальное учреждение превратилось в простой частный банк; данноесобытие ознаменовало прекращение всяческих попыток по созданию в АмерикеЦентрального банка на многие десятилетия. Новая «эпидемия» массового прекращения денежных выплат имела место в1836 году. Задача, которую Джексон оставил своему другу Ван Бюрену (VanBuren) (президент в 1837-1841 годах), казалась легкой; но едва лишь новыйпрезидент успел приступить к своим обязанностям, как в области кредита иторгового оборота неожиданно разразился кризис неслыханной силы. Он былвызван 4 причинами: . увеличением числа банков по истечении срока концессии Второго банка Соединенных Штатов; . усиленной спекуляцией федеральными (государственными) землями на западе страны, облегчаемой чрезвычайной доступностью кредита; . историей Второго банка Соединенных Штатов; . циркулярном, изданным буквально в последние месяцы президентства Джексона, требовавшим уплаты за приобретаемые федеральные земли исключительно звонкой монетой. Кризис первоначально обрушился на банки в северо-восточных штатах. Вмае 1837 года прекратили платежи звонкой монетой все нью-йоркские банки,вскоре это распространилось и на другие банки, и число банкротств оченьвозросло. Была созвана чрезвычайная сессия конгресса (сентябрь-октябрь1838), но президент не одобрил ее вмешательства в положение денежногорынка, так как, по его мнению, такое вмешательство выходило за рамкикомпетенции федерального правительства. Взамен в президентском послании онограничился тем, что в интересах целесообразного устройства федеральныхфинансов предложил частичную реорганизацию министерства финансов, такназываемую subtreasure scheme; система эта была принята в 1840 году,отменена в 1841, восстановлена в 1846 и функционирует до сих пор. Кризис затянулся до 1840 года; раздраженная выпавшими на ее долюбедствиями масса избирателей свалила всю ответственность на демократическуюпартию, и это стоило ей будущих выборов. Вероятно, худшей чертой тогдашней американской банковской системы, накоторую можно возложить изрядную часть вины, было чрезвычайно добродушиепри объявлении банкротства неплатежеспособных банков. Если взять в качествепримера штат Нью-Йорк, то чартеры, выданные здесь до 1828 года,предусматривали прекращение операций банка, который задерживал свои планы всреднем на 3 месяца – за исключением тех случаев, когда вердикт опродолжении его деятельности был вынесен, - после изучения его текущегосостояния, определенным должностным лицом штата – в этом случае он подлежалликвидации лишь в случае невозобновления платежей еще в течение года.Чартеры, выданные после 1828 года, сократили разрешенный срок приостановкивыплат до 10 дней. Однако в 1837 году все эти меры утратили всякую силу,поскольку законодательное собрание штата приняло Закон о приостановкевыплат (The Suspendion Act), который разрешал банкам автоматическипродолжать свою деятельность еще в течение года после приостановки выплат,не обращаясь за специальным разрешением к названному должностному лицу. Примеру Нью-Йорка последовали и другие штаты, приняв свои вариантыподобного закона, схожие или даже худшие по своему эффекту. В следующий развыплаты были приостановлены в 1839 году; на сей раз это коснулосьПенсильвании и штатов к югу и западу от нее. Пенсильвания приняла закон,разрешавший банкам задерживать выплаты в обмен на предоставление займа поштату (денежные выплаты по этому закону должны были быть восстановленычерез год, то есть в данном случае в 1841 году, однако взятые банкамикредитные обязательства, естественно, поставили возобновление выплат подеще большее сомнение, и в результате был принят еще один закон, которыйпозволил банкам не выплачивать денег в течение всего периода погашенияэтого займа; таким образом, этот срок мог вполне неофициально растягиватьсядо 5 лет). Но, начиная с 1840-х годов в функционировании банковского бизнеса науровне штатов наметились явные признаки улучшения. Большинство штатов ужесправились к тому времени с задачей законодательного обеспечениясвоевременности оплаты учредителями уставного капитала банков. Болеетрудной была задача противостоять избыточной эмиссии – не тольковозможному, но и почти «обязательному» явлению при слишком растянутом срокепогашения банкнот, а также защитить их держателей от возможных потерь вслучае приостановки выплат. Одной из первых и самых удачных попыток сталадобровольная система, созданная Suffolk Bank of Massachusetts. Прежде чемпояснить, в чем заключается ее суть, необходимо сказать, что банкнотыциркулировали с определенным дизажио, которое зависело от степени сложностидоставки для погашения эмитировавшему их банку. Чем меньше был шанс, что ихпредъявят к оплате, тем больше был соблазн для этого банка прибегнуть кэкспансии, то есть выпустить большую массу банкнот, что позволяло сделатьобеспечение без риска для собственного положения. Из-за отсутствия какогобы то ни было механизма сбора банкнот наиболее «ушлые» банки сталисознательно располагаться в захолустье. В Массачусетсе ситуация была именнотакой. Совершенно для себя неожиданно банки Бостона (столицы штата)обнаружили, что этим «провинциалам» удалось фактически поставить под свойконтроль денежное обращение штата, наводнив каналы обращения своимибанкнотами, значительная часть которых так никогда и не возвращалась ввыпустившие их банки. Бостонские банки предприняли несколько попытокпризвать нахалов к порядку; наиболее удачной среди них оказалась системаSuffolk Bank. Провинциальные банки должны были внести в Suffolk Bankпостоянный депозит в размере 5 тыс. долларов плюс сумму, достаточную дляпогашения банкнот, попадавших в Бостон. Взамен он обязался приниматьбанкноты этих банков по номиналу, в то время как банкноты не пожелавшихприсоединиться к этой системе банков должны были доставляться для погашениянепосредственно в банк-эмитент. Во-вторых, Suffolk Bank отказывал вовступлении в свое клиринговое агентство любому банку, чья добросовестностьвызывала хоть малейшие сомнения. Кроме того, в 1843 году законодательные органы Массачусетса с той жецелью уменьшить масштабы циркуляции провинциальных банков приняли закон,направленный на стимулирование более частого возврата банкнот изапрещавший банкам выдавать из кассы какие бы то ни было банкноты заисключением их собственных; схожий закон был принят и в штате Луизиана. Остальные штаты установили штрафы в случае неспособности банкаразменивать банкноты на металлические монеты по первому требованию. Штрафывзимались либо в форме пропорционального налога с суммы невыплаченныхплатежей, либо через вменение банку-нарушителю ответственности за нарушениечартера. В других случаях усилия были направлены не столько на предотвращениеизбыточной эмиссии и обеспечение приема банкнот по первому требованию,сколько на гарантии защиты держателей банкнот в случае приостановки выплат.Ряд штатов ввел практику предварительного залога имущества банков. Другоймерой было установление двойной ответственности, при которой акционерыбанка отвечали по его обязательствам в пределах принадлежащих им акций завычетом их реального взноса в капитал банка. Следует сказать еще о системеНью-йоркского фонда страхования (New York Safety Fund), учрежденного в 1829году, - своего рода принудительного страхования банков на случайневозможности выполнить свои обязательства. Банки вносили взносы в фонд,средства которого шли на покрытие долгов неплатежеспособных банков в тоймере, в какой сумма их обязательств превосходила величину активов. Такимобразом, в рамках этой системы существовала объективная тенденция скрытогосубсидирования слабых банков за счет более сильных и расчетливоуправляемых, еще усиливавшаяся от того, что размеры страховых взносовначислялись исходя не из оценки реального риска деятельности того или иногобанка, а просто в виде определенного процента от уставного капитала. В 1841-1842 годах 11 из числа входивших в фонд банков разорилось, фонд оказалсяопустошенным; после банкротства 1842 года он сократил страхование только доодних банкнот (не покрывая больше депозитную сферу), но и в этом качествеоказался неэффективен и был окончательно закрыт в 1866 году. На протяжении первых 50 лет развития банковская сфера СоединенныхШтатов оставалась, в целом, скорее закрытой для доступа в нее новых банков.Однако в конце 30-х годов в подходе ряда штатов наметились изменения,сделавшие возможным учреждение банков без чартера. Начало новой политикиознаменовало принятием штатом Нью-Йорк в 1838 году так называемого Закона освободном банковском режиме (Free-Banking Law), в соответствии с которымэмиссионные права предоставлялись любому человеку или ассоциации приусловии депонирования в офисе контролера (высшее финансовое должностноелицо штат) ценных бумаг определенного вида на сумму эмиссии. Длядепонирования могли быть использованы любые ценные бумаги федеральногоправительства и штатов, утвержденные контролером, сюда же относилисьнекоторые виды закладных под недвижимость. Механизм был прост: в случае,если банк оказывался неплатежеспособным, офис контролера реализовывалзаложенные ценные бумаги и погашал банкноты. Первым результатом дарованной свободы стал огромный наплыв желающихнемедленно учредить свой банк (свыше 130). Примерно половина из нихдействительно открылась, и в свою очередь каждый второй из открывавшихсябанков в течение трех ближайших лет разорился. Многие из этих банков былиучреждены с одной только эмиссионной целью, однако в 1848 году штат принялзакон, вменявший им также занятие депозитной и кредитной деятельностью. Параллельно с тенденцией в сторону большей конкурентности в ряде штатовнаметилось как бы попятное движение к местным монополиям – так, Bank ofIndiana и Bank of Ohio, учрежденные, соответственно, в 1834 и 1845 годах,были первоначально монополиями штатов (Иллинойс последовал нью-йоркскомупримеру свободного банковского бизнеса уже в 1851 году, а Индиана иВисконсин сделали это чуть позже). Хотя американскую банковскую систему техлет еще ни в коей мере нельзя назвать совершенной, она, тем не менее, былагораздо устойчивей, чем когда бы то ни было прежде. Исключение составилтолько интернациональный кризис 1857 года, когда неплатежи охватили всюАмерику. Радикальные изменения в сложившейся к середине XIX в. банковскойсистеме США начались во время Гражданской войны 1861-1865 годов, когдабанки Юга, поддерживая раскольническую политику своих штатов, прерваликонтакты с северными банками. А так как южные банки имели большой объемобязательств перед северными, последние понесли в результате этого тяжелыеубытки, но за счет сокращения своих кредитных операций сумели удержаться наплаву; при этом их положение, с точки зрения резервов, оставалось вполнеустойчивым, однако, когда развернулись полномасштабные военные действия,нужда правительства в деньгах все же дала себя знать. Соломон Чейз, секретарь Казначейства в 1861-1865 годах, испытавсерьезные трудности с размещением займов (их за время войны было выпущеношесть на сумму почти $2,5 млрд.), в корне преобразовал всю финансовуюсистему Соединенных Штатов. Чейз созвал на «конференцию» представителейбанков Северо-Востока, на которой совместными усилиями был разработан планпомощи правительству через предоставление ему 50-миллионного займа. Понастоянию Чейза кредит был выдан металлическими деньгами, и одновременно сего предоставлением Казначейство приступило к эмиссии банкнот СоединенныхШтатов до востребования. Этот шаг вел к дальнейшему ослаблению банков,принимавших банкноты правительства и плативших по ним металлом; врезультате, в конце 1862 года банки Нью-Йорка, Бостона и Филадельфииприостановили выплаты, и вслед за этим вышел билль об эмиссии новогосредства платежа – непогашаемой ценной бумаги на сумму в $150 млн. Этособытие вызвало волну протестов, в том числе и со стороны банков. В течениеследующих 12 месяцев были произведены еще 2 эмиссии по $150 млн. каждая,после чего эмиссия была прекращена, а Чейз обратился к новой схемепривлечения средств путем продажи государственных облигаций. Этот шаг Казначейства можно рассматривать как своего рода логическоепродолжение системы депонирования облигаций, только на этот раз не науровне штата, а на федеральном уровне: по закону 1864 года (NationalBanking Law of 1864) было разрешено учреждение банков с количествомпайщиков не менее пяти и капиталом не менее $50 тыс.; условием созданиятаких банков было обеспечение ими своих эмиссий через депонированиезарегистрированных облигаций правительства США в Казначействе, причем этасумма эмиссии не должна была превышать 90% рыночной стоимостидепонированных облигаций и 100% их номинальной стоимости. Совершенно аналогичным образом, если банк прекращал выплаты,Казначейство должно было продать облигации и произвести выплатысамостоятельно; кроме того, Казначейство обладало и преимущественным правомна все активы обанкротившегося банка для выплат по всем остающимся послеэтого претензиям. Главным мотивом для организации подобной системы было, разумеется,стремление создать обширный рынок для правительственных облигаций. В то жевремя следует сказать, что новые, так называемые «национальные» банки ссамого начала задумывались как будущая замена банкам штатов, а особый упорделался на преимуществах единой валюты. Законом предусматривалось, чтобанки штатов должны будут предпринять определенные шаги для того, чтобы«вписаться» в схему, но, так как темпы этого процесса оказались ниже тех,которые хотело бы видеть правительство, то в 1865 году был принят закон,предусматривавший штрафование банков, не подчинившихся новой системе, насумму до 10% от их эмиссии – это оказалось практически смертельным длямногих банков штатов, которые в большей степени зависели от эмиссионнойдеятельности. «Гринбэки» (Greenbacks), как стали называть эти неконвертируемыегосударственные банкноты (чтобы отличить их от погашаемых выпусков, имевшихоборот желтого цвета – кстати, отсюда происходят и оба современныхжаргонных наименования долларовых банкнот «грины» и «баксы»), обращались,по сути, в качестве законного средства платежа и были обязательны к приемупо номинальной стоимости в отношении всех видов выплат, производимых вграницах Соединенных Штатов, в том числе для любых налоговых целей.Посредством этих банкнот правительство должно было производить все выплаты,связанные с оплатой труда и возвратом кредитов (кроме уплаты процентов ипогашения по государственному долгу). Несмотря на все это, к 1867 годузначительная часть банкнот национальных банков стоила дешевле бумажныхденег, а многие из этих банков уже успели обанкротиться. В последней четверти XIX века Соединенные Штаты оставалисьединственной среди экономически развитых держав страной, гдецентрализованной организации не существовало. Банковская структура состоялаиз огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельностикоторых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из нихбыли эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали позаконам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковскаясвобода «по-американски» существенно отличалась от ее европейскойтрактовки. Во-первых, американские банки были практически лишены какой-либовозможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная водном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за егопределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другимспособом. Что касается открытия отделений внутри своего штата, то тутситуация в разных штатах отличалась: некоторые штаты, главным образом,южные, допускали создание банковских отделений, в других же были принятызаконы, запрещавшие их создание. После принятия национального закона обанковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь затеми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, ужеимея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавшихвне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положениюместных монополий. Во-вторых, общенациональное банковское законодательство предписываловполне конкретную схему эмиссии банкнот. С течением времени преимуществаэтой схемы становились все более сомнительными. Государственные облигации,на которые предъявляли огромный спрос как основу эмиссии банкнот,продавались обычно с надбавкой; это обстоятельство в сочетании с правилом,что банк мог произвести эмиссию лишь в объеме 90% стоимости купленныхоблигаций, в значительной степени сократило прибыльность вложений дляэмиссионных целей, и в тех случаях, когда банк обладал возможностьювыдавать кредиты, не прибегая к эмиссии, он предпочитал так и делать, чтопородило значительные колебания в объеме обращающихся банкнот год от года взависимости от региона. В начале 1880-х годов федеральное правительство приступило к сокращениюдолга через погашение облигаций; соответственно, возросла нехватка средствдля обеспечения банкнот и еще более снизилась доходность по облигациям.Обращение банкнот национальных банков стремительно сокращалось (в периодмежду 1881 и 1890 годами падение составило 60%). Синхронно наблюдалосьбыстрое наращивание банками резервов наличности (главным образом в золоте)рост объема депозитов – явления, прямо противоречившие тому, что было былогично ожидать при обеспечении эмиссии обычными банковскими активами. Значительные нарекания вызывает также неэластичность эмиссии вкраткосрочном периоде: те колебания в соотношении банкнот и депозитов,которые происходили в европейских странах, особенно в результате сезонныхизменений спроса – того огромного спроса на деньги, которым сопровождаетсяреализация урожая, так и не наблюдались в Америке – и это несмотря на туроль, которую играло в этой стране сельское хозяйство. Покупка и отзыв былихлопотны и обходились в кругленькую сумму. И более того, суммарнаястоимость тех банкнот, которые можно было погасить в течение одного месяца,также была по закону ограничена ($3 млн. до и $9 млн. после 1908 года). Поэтому однажды выпущенные банкноты использовались банками, чтоназывается, по максимуму. Отсутствие значительных резервов банкнот вело кчастым и сильным колебаниям ставки процента – каждую осень ее уровень резкоподскакивал вверх. Систему обеспечения эмиссии стали обвинять в подавлении некоторых«естественных механизмов контроля за сверхэмиссией». Она, в частности,сделала нормальный процесс возврата банкнот для их погашения банком-эмитентом весьма редким событием. Единообразие внешнего вида банкнотразличных банков, а также видимость гарантий совершенной безопасности,которыми они были по закону наделены, заставляли публику не делать различиямежду ними. Банки не стали погашать на взаимной основе банкноты друг друга:вместо того, чтобы отсылать своим конкурентам их банкноты для клиринга, онипредпочитали, как правило, платить по ним из собственной кассы –объяснялось это, во-первых, хлопотами и дороговизной пересылки в агентствапо погашению, которых (из-за отсутствия системы отделений) было очень мало,а существующие находились на значительном расстоянии друг от друга (до 1874года банкноты могли быть погашены в банке-эмитенте, либо в одном из банковгорода из списка так называемых «городов погашения», а после 1874 годапогашение могло быть произведено кассой выпустившего их или Казначейством).Второй причиной было то, что в условиях дороговизны эмиссии у банковотсутствовали прямые мотивы в обращении чужие банкноты своими собственными.Все эти обстоятельства привели к исчезновению одного из важных сигналов,способных быстро дать банку знать, что он выпустил слишком много векселей.В значительной степени с этим связано то, что в течение относительнокороткого промежутка времени Америку потрясли несколько серьезныхфинансовых кризисов – в 1873, 1884, 1890 и 1907 годах; в большинстве своемэти кризисы происходили в Лондоне, но там они были значительно менеесерьезными – по сравнению с Лондоном ставки в Нью-Йорке взлетали нафантастическую высоту. Было и еще одно важное отличие – в Америке в 1873,1893, и 1907 годах (особенно в 1907) имели место значительные по своиммасштабам частичные либо полные приостановки денежных выплат, и бумажныеденьги ценились выше банковских чеков. Суть претензии к американской системе эмиссии может быть резюмированаодним словом: неэластичность. Эта система оказалась неспособной реагироватьна колебания спроса как сезонного, так и кризисного характера. Приостановкивыплат были спровоцированы спросом вкладчиков, пытавшихся получить своидепозиты наличными – банки заявляли, и не без оснований, что ихнеплатежеспособность стала прямым следствием проблем с выпускомдополнительных банкнот. Приостановки выплат, с этой точки зрения, объяснялись простоневозможностью денег сменить свою форму – с текущих счетов, по которымвыписывался чек, на банкноты. Это было учтено при попытке поправитьситуацию: в 1900 году был принят ряд мер, направленных на повышениедоходности эмиссии, в частности, принят закон, разрешающий банкам выпускатьбанкноты на все 100% номинальной суммы обеспечения вместо 90%, кроме того,в период после 1900 года в качестве обеспечения вновь разрешалось, каккогда-то, использовать не только ценные бумаги федерального, но имуниципального уровня; одновременно налог на эмиссию был снижен с 1% до0,5%. Но все эти меры опять служили лишь долгосрочному увеличению масштабовэмиссии без увеличения ее краткосрочной эластичности. Результатом сталпросто поступательный рост обращения, составивший в 1900-1907 годах 90% ипородивший инфляционный бум тех лет; события же 1907 года нагляднопоказали, что вновь эта система оказывалась бесполезной в кризисные моменты– неплатежи в этом году продлились 2 месяца. Следует коснуться проблемы резервирования, точнее, нормативаобязательных резервов. Вплоть до 1874 года национальные банки Нью-Йоркадолжны были хранить в своих сейфах 25% от суммы депозитов и банкнот в формезаконных платежных средств. Банки других городов, названных «городамипогашения», также должны были хранить 25% в виде резерва, но половина этойсуммы могла храниться на депозите в Нью-Йорке, а все прочие банки былиобязаны хранить 15-процентные резервы и 3/5 этой суммы могли бытьдепонированы в уполномоченных банках «городов погашения». После 1874 годарезервные требования были пересмотрены и стали относиться лишь к депозитам,а после 1887 года Чикаго и Сент-Луис вместе с Нью-Йорком получили статус«центральных резервных городов». Официальный минимум резервов был настолько мал, что, в случае паники,спасти банк от ликвидации было крайне сложно. Банки каждый раз стояли перед дилеммой: либо приостановить выплатынемедленно, либо, насколько это возможно, задействовать собственныерезервы, надеясь, что спрос все-таки спадет и приостановка выплат непотребуется. По американским законам банк, уровень резервов которогооказывался ниже разрешенной отметки, был обязан прекратить кредитныеоперации до тех пор, пока дефицит не будет ликвидирован. Это вынуждалобанки прибегать к политике немедленного сокращения кредитов. Естественно,что гораздо более легким выходом из создавшегося положения оказываласьпростановка выплат, – эта процедура лишала действенности претензиивкладчиков на депозиты, тем самым, давая банку отсрочку для возврата ранеевыданных кредитов; более того, это позволяло банку даже выдавать новыекредиты при условии, что клиенты были готовы принимать платежи чеками, покоторым пока еще было возможно где-либо получить наличные. Приостановка выплат, разумеется, формально означала объявлениенеплатежеспособности. Однако такие действия были во многих случаяхразрешены, а многолетняя традиция массовых приостановок как до, так и послесоздания национальных банков приучила публику к их полной «законности».(Менялось руководство, накапливались резервы). Таким образом, кореньпроблемы лежал в эластичности резервной политики. В самое первое время рядовые банки практиковали депонирование остатковсвоих балансов (считавшихся наличными деньгами) в банки крупных городов,сохраняя, таким образом, до половины своих суммарных резервов. Благодаряэтому банки в «городах погашения», а также в «центральных резервныхгородах» были отнесены национальным банковским законодательством к особойкатегории «банк банков». Система резервирования становиласьцентрализованной, приобретала форму пирамиды, и «естественным» образомвырастали квазицентрализованные банковские институты. Сложившаяся ситуация была признана совершенно неудовлетворительной;так, еще с 1857 года в финансовых кругах постоянно раздавались жалобы нато, что практиковавшееся рядовыми банками вторичное депонирование в банкикрупных городов, и в частности, в нью-йоркские, давало нездоровые стимулыспекуляции на фондовой бирже; еще более важным выглядело то, что всякий разкризис всей финансовой системы возникал, когда рядовые банки оказались какбы заложниками, можно было бы, в конце концов, закрыть глаза, существуй встране развитая система банковских отделений. Однако ее отсутствиеопределенно делало ситуацию менее стабильной. И снова вместо учреждения банковских отделений основной акцент былперенесен на практическую задачу: найти в рамках уже существующей системырациональный способ использования резервов во время кризиса. В национальном законе о банках 1864 года последовало официальноепризнание вторичного депонирования банковскими резервами, разрешавшеерядовым банкам учитывать их при росте минимальных резервов. Еще раньшесамими банками предпринимались отдельные попытки скоординировать своидействия; одной из таких попыток было использование так называемогокредитного сертификата клиринговой палаты (The Clearing House LoanSertificate). (В случае, когда клиринговый баланс какого-либо из ееучастников оказывался пассивным, он должен был вместо перевода банку-кредитору наличных внести в Ассоциацию клиринговой платы (The ClearingHouse Association) залог, на основании чего банку выплачивались кредитныесертификаты клиринговой платы, приносившие довольно высокий доход, от 5 до10% годовых, которые он держал вместо отданных взаймы балансов. Суть схемысостояла в том, что более сильные банки, чей клиринговый баланс былположительным, должны были как бы кредитовать более слабые – эта идея быланаправлена против стремления каждого банка улучшить свои позиции за счетдругих. Без такой договоренности ни один из банков не мог бы безбоязненнорасширять свои кредитные операции в ситуации периодически подверженногопанике спроса на наличные). Впервые эта система была опробована бостонскимии нью-йоркскими банками в 1860 году. Ее действие сопровождалось тогдасоглашением о том, что металлические резервы всех банков-участниковрассматриваются в качестве своего рода коллективного фонда (это делалось,чтобы в период паники возможно было использование резервов менеепострадавших банков, такое единение резервов одновременно означало, чтобанк лишался возможности повлиять на величину «своего» резерва черезкредитную рестрикцию). Банкам Нью-Йорка и Бостона удалось с помощью этой системы все-такиподдержать денежные выплаты во время кризиса 1860 года; во время кризиса1873 года эта система была использована вновь, теперь уже аналогичнымиассоциациями, по крайней мере, в семи главных городах, и, хотя на сей разполного прекращения выплат избежать все же не удалось, однако сами этиприостановки были более кратковременными (менее трех недель). Во время последующих кризисов клиринговые сертификаты использовалисьподобными ассоциациями почти во всех крупных городах, но уже безуравнивания резервов, добиться удовлетворительного соглашения, по которомув большинстве случаев не удавалось. (Правда, масштабы кризисов 1884 и 1890годов оказались небольшими, и дело обошлось без приостановки выплат, однаково время двух следующих кризисов 1893 и 1907 годов использование кредитныхсертификатов без уравнивания резервов почти сразу же обернулосьпрекращением выплат, и для отдельных банков оказалось поистине губительным,так как они получали к исполнению значительное количество чеков от другихучастников, и в то же время, приобретая таким образом положительныйклиринговый баланс с другими банками, никак не могли получить от нихналичность на поддержание собственных резервов. И уже как подлинноеиздевательство выглядели ситуации, когда при этом они могли достигнутьсоглашения с собственными клиентами). Успехи и неудачи системы кредитных сертификатов дали основания для двухвзаимосвязанных выводов. Во-первых, кто-то все же должен был держать у себяадекватные резервы, которые могли быть использованы в случае кризиса; во-вторых, эти ресурсы должны были быть доступны для всех банков; более того,все больший вес приобретало мнение, что должна существовать организация,аналогичная центральным банкам европейских стран. Неким подобием такогорода организации могло считаться Казначейство США. Еще в 1846 году былоустановлено правило, по которому оно было независимо от банков, то естьхранило свои средства в значительной степени самостоятельно, а не депонируяих в банках (хотя этот принцип подвергался критике как имевший негативныйэффект для денежного обращения, если поступления Казначейства на протяжениикакого-то времени превышал его расходы). Начиная с Гражданской войныКазначейство практически осваивало оказание помощи во время кризисов. В1857 году, когда национальной банковской системы еще не существовало,Казначейство практически осваивало оказание помощи во время кризисов. В1873 году оно вновь прибегло к этому, и, кроме того, продало на $5 млн.золота, разместив вырученные средства на депозитах в нескольких банках. В1884 и 1890 годах оно опять выкупило облигации и, кроме того, авансомпроплатило часть процентов по государственному долгу, однако в 1893 годуоно уже не в состоянии было оказать какую-либо помощь, и более того, самоприбегло к кратковременным займам у банков. В 1907 году Казначейству,правда, вновь удалось помочь, но средства, которыми оно реальнорасполагало, были весьма невелики, так как львиная доля свободных фондовбыла размещена в банках еще до наступления кризиса. Заключительный «аккорд» набиравшего силу движения за банковскую реформупрозвучал во время кризиса 1907 года. Чаяния большинства сводились ксозданию некой организации, способной предоставить резервные средства вусловиях паники. Симпатии властей склонялись к организации центральногоэмиссионного резервного учреждения, однако, даже после банковского кризиса1907 года оппозиция федеральному централизму была все еще очень сильна, чтопослужило основой для принятия в 1908 году так называемого Олдрича-Вриланда(Aldrich-Vreeland Act of 1908), которым разрешалось использование банками вкачестве обеспечения дополнительной эмиссии любых ценных бумаг помимооблигаций, включая коммерческие векселя – с тем, однако, чтобы все банкинесли как индивидуальную, так и солидарную ответственность за погашениеэтой дополнительной эмиссии. Тем же законом была учреждена Национальная комиссия по денежномуобращению (The National Monetary Commission), призванная следить за ходомначавшегося процесса реформирования, которая просуществовала четыре года ипровела углубленное изучение банковской системы не только СоединенныхШтатов, но и основных европейских стран. Опубликованные комиссией материалыпослужили в пользу создания постоянно действующей централизованнойорганизации, которая бы выпускала бумажные деньги на основе залогакоммерческих обязательств, действовала бы в качестве кредитора в последнейинстанции и, кроме того, контролировала бы денежный рынок через ставкупроцента и операции на открытом рынке. Эти намерения и материализовались в создании Федеральной резервнойсистемы. По своей структуре она значительно отличалась от центральныхбанков европейских стран. В ее состав входили двенадцать региональныхфедеральных резервных банков, за которыми были закреплены определенныефедеральные резервные территории. Все национальные банки должны были вобязательном порядке вступить в ФРС. Этим банкам, деятельность которыхкоординировалась Федеральным резервным советом, были переданы функцииэмиссии банкнот и хранения резервов банков-членов ФРС, а также кредитнаядеятельность через повторное размещение среди банков-членов ФРС своихкапиталов. Создание ФРС позволило произвести корректировку чекового обращения. В то же время с некоторыми фундаментальными недостатками национальнойбанковской системы, возникшими исторически и питаемыми гипертрофированнымпристрастием к свободе в ущерб разумному централизму, ФРС так и не смогланичего поделать; часть из них была несколько компенсирована развитиемдругих финансовых институтов: страховых компаний, компаний,специализировавшихся на выпуске дорожных чеков и др., а другая – осталасьбез изменений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<