Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке




Скачать 110.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке
Дата публикации05.03.2014
Размер110.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Банк > Методические рекомендации


ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра госпитальной педиатрии №2 и неонатологии

Методические рекомендации

для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии


VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке

(специальность „лечебное дело”)
Модуль 1. Педиатрия

Содержательный модуль 2. Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная помощь при основных неотложных состояниях.

Тема 4. Дифференциальная диагностика кардиомегалии у детей. Неотложная помощь при острой сердечной недостаточности.


Автор ассистент М.В.Каличевская

Методические рекомендации

утверждены на заседании кафедры “___08___”_____09________2011 г.

Протокол №___2____

Зав.кафедри__________Ю.К.Больбот
Переутверждена “_______”_________________201 г. Протокол №________

Переутверждена “_______”_________________201 г. Протокол №________

Переутверждена “_______”_________________201 г. Протокол №________

Переутверждена “_______”_________________201 г. Протокол №________

Переутверждена “_______”_________________201 г. Протокол №________

Переутверждена “_______”_________________201 г. Протокол №________

2010 р.
1. Тема. Дифференциальная диагностика кардиомегалии у детей. Неотложная помощь при острой сердечной недостаточности– 6 год.

2. Место: учебная комната, кардиологическое отделение.

3. Цель: Уметь поставить предварительный диагноз воспалительного и невоспалительного поражения миокарда (острой ревматической лихорадки, неревматического кардита, врожденного и приобретенного порока сердца, вторичной кардиомиопатии), определить тактику лечения и прогноз данных заболеваний у детей.

^ 4. Профессиональная ориентация студентов: В структуре сердечно-сосудистой патологии в последние годы возрос удельный вес врожденных пороков сердца (ВПС) и неревматических поражений миокарда. Среди детей с ВПС смертность составляет примерно 23%, причем около 90% детей умирают на первом году жизни. Своевременная диагностика ВПС, адекватная помощь при развитии осложнений, направление на хирургическое лечение в оптимальные сроки определяют прогноз для жизни и социальной адаптации ребенка с врожденным пороком сердца. Неревматические кардиты могут возникать у практически здоровых детей и иметь быстро прогрессирующее течение с развитием сердечной недостаточности и аритмии, примерно у трети детей вследствие перенесенного миокардита развивается дилатационная кардиомиопатия. Несмотря на снижение распространенности острой ревматической лихорадки, актуальность данной проблемы остается высокой в связи с сохраняющейся циркуляцией стрептококка группы А в популяции планеты, а также распространенностью латентного и затяжного течения ревматизма с высокой вероятностью при этом формирования у больных приобретенных пороков сердца. Таким образом, знание клинических признаков воспалительного процесса в миокарде, умение провести дифференциальную диагностику с невоспалительными поражениями сердца, знание принципов терапии и неотложной помощи является необходимым в практике врача.

Сердечная недостаточность – патологическое состояние, развивающееся в связи с недостаточностью сердца как насоса, обеспечивающего адекватное кровообращение, т.е. когда сердце не в состоянии перекачать столько крови, сколько необходимо организму, или когда оно не способно перевести венозный возврат в адекватный сердечный выброс. Острая сердечная недостаточность различной степени выраженности сопровождает течение большинства критических состояний у детей и, поэтому, встречается в практике интенсивной терапии детского возраста довольно часто. Сердечная недостаточность занимает особое место среди актуальных проблем современной медицины, так как часто осложняет течение многих заболеваний сердца и других внутренних органов, являясь одной из главных причин летальных исходов. Поэтому рассмотрение данной темы является достаточно важной в подготовке будущего врача.

Изложенное определяет актуальность изучения данной темы.
^ 5. Базовый уровень знаний и умений:

Уметь:

Конкретные цели:

Цели исходного уровня:

  1. Провести объективное обследование больных и выделить основной синдром при воспалительных и невоспалительных поражениях миокарда (острой ревматической лихорадке, неревматическом кардите, врожденном и приобретенном пороке сердца, вторичной кардиомиопатии)

  2. Составить план лабораторного и инструментального обследования больного.

  3. Провести дифференциальную диагностику воспалительных и невоспалительных поражений миокарда.

  4. Поставить предварительный диагноз воспалительного и невоспалительного поражения миокарда.

  5. Определить лечебную тактику при при воспалительных и невоспалительных поражениях миокарда.




1. Собирать анамнез, проводить объективное обследование ребенка – кафедра пропедевтической педиатрии.

2. Выбирать наиболее адекватные методы лабораторного и инструментального обследования, давать клиническую интерпретацию полученных результатов – кафедра педиатрии №2

3. Интерпретировать морфологический субстрат при поражении миокарда - кафедра патоморфологии

4. Определить основные группы фармакологических препаратов, применяемых в детской кардиологии - кафедра фармакологии




  1. ^ План проведения практического занятия:

Технологическая карта практического занятия


Этапы

Время

Оснащение

Место проведения

1. Проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи

100 мин

Набор тематических структурированных клинических задач

Учебная комната

2 Самостоятельная работа

2.1 Курация больных

2.2 Розбор тематических больных


45 мин

60 мин

Учебное пособие по обследованию ребенка, истории болезней, протоколы диагностики та лечения CCC у детей МЗ Украины, кафедральний банк фотографий та рентгенограмм

Педиатрическое отделение ДГКБ № 6, кардиологическое отделение ОДКБ, учебная комната

3 Анализ и коррекция самостоятельной работи

40 мин

-’’-

Учебная комната

5 Итоговый тестовый контроль

20 мин

Тесты

Учебная комната

6 Подведение итогов занятия

5 мин




Учебная комната




^ 7.Перечень теоретических вопросов, которые рассматриваются на занятии:

1. Ведущие клинические симптомы и синдромы заболеваний системы кровообращения у детей, которые сопровождаются кардиомегалией.

2. Клинические варианты течения и осложнений миокардита у детей. Данные лабораторных и инструментальных исследований при миокардите. Тактика ведения больного.

3. Клинические варианты течения и осложнений эндокардита у детей. Данные лабораторных и инструментальных исследований. Тактика ведения больного.

4. Клинические варианты течения и осложнений перикардита у детей. Данные лабораторных и инструментальных исследований при перикардите у детей. Тактика ведения больного.

5. Врожденные и приобретенные пороки сердца у детей. Классификация, клиника, принципы лечения и диспансеризации детей, страдающих врожденными и приобретенными пороками сердца.

6. Дифференциальная диагностика при воспалительных и невоспалительных заболеваниях системы кровообращения у детей, которые сопровождаются кардиомегалией.

7. Клинические проявления и классификация острой сердечной и сосудистой недостаточности. Диагностика и дифференциальная диагностика острой сердечной недостаточности.

8. Оказание неотложной помощи при острой сердечной недостаточности. Лечение и профилактика хронической сердечной недостаточности.

^ 8. Методика проведения занятия: До начала занятия староста группы подает преподавателю список отсутствующих студентов с указанием причины отсутствия.

На начальном этапе осуществляется проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи по теме занятия, что позволяет оценить степень подготовки к занятию. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 35% (максимальная оценка - 3 балла).

На основном этапе практического занятия оценивается практическая работа студентов возле кровати больного ребенка. Определение клинических вариантов и осложнений наиболее распространенных заболеваний сердца, определение тактики ведения больного, планирование обследования больного ребенка и интерпретация полученных результатов, проведение дифференциальной диагностики и постановки предварительного клинического диагноза, ведение медицинской документации, оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях в клинике детских болезней, а также решение ситуационных задач, которые включают практические навыки по оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, алгоритмов оказания неотложной помощи, отработки манипуляций на муляжах. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 50% от оценки работы во время практического занятия. Максимальная оценка - 4 балла.

В конце занятия проводится тестовый контроль знаний. Результаты тестового контроля оцениваются положительно, если студент дал не менее 75% правильных ответов. При меньшем количестве правильных ответов студент не получает очков. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 15% от оценки во время работы на занятии, то есть 1 балл.

В зависимости от особенностей работы профильных отделений порядок этапов может варьироваться.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить на занятии - 8 баллов, что соответствует традиционной оценке "5". При получении 6-7 баллов выставляется традиционная оценка "4", 1-5 баллов - "3", 0 баллов - "2".

^ Составляющие текущей учебной деятельности студента:

Вид деятельности

Баллы


Выполнения домашней ситуационной задачи

3

2

1

0

Практическая работа около постели больного

4

3

2

0

Тестовый контроль

1

0








^ 9. Формы и методы самоконтроля:

Задания для проверки исходного уровня знаний - см. Приложение ( набор тематических тестовых заданий из банка КРОК-2).

Для контроля усвоения перечисленных вопросов предлагается решение ситуационных структурированных задач (см. учебно-методическое пособие "Ситуационные задачи к модулю "Детские болезни").

10. Технічні заходи та матеріальне забезпечення заняття: Граф логическая структура: «Дифференциальная диагностика воспалительных и невоспалительных заболеваний сердца у детей», протокол МЗ Украины № 362 «Про затвердження Протоколів діагностики та лікування кардіоревматологічних хвороб у дітей»

^ 11. Источники информации:

ОСНОВНЫЕ:

  1. Педиатрия: Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней акредитации. 2-е изд., испр. и доп./ В.Г. Майданник. - Харьков: Фолио, 2002. - с. 162-261.

  2. Ревматические болезни (руководство для врачей) под ред. В.А.Насоновой, Н.В.Бунчука. -М. ,Медицина,1997.-С.257-304.

  3. Белоконь Н.А., Кубергер М.П. Болезни сердца и сосудов у детей.-М.:Медицина, 1987. - т.1.- 434 с.

  4. Детская ревматология: Руководство для врачей / Под ред. А.А.Баранова – М: Медицина, 2002. – 336 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

  1. Моисеев В.С., Сумароков А.В., Стяжин В.Ю. Кардиомиопатии.-М.:Медицина, 1993.-172 с.

  2. Мухарлямов Н.М.Кардимиопатии.-М.:Медицина,1990.-283 с.

  3. Студеникин М.Я., Сербин В.И. Сердечная недостаточность у детей.-М.:Медицина, 1984.-255 с.

  4. Уинни Дж., Браунвальд Е.. Кардиомиопатии и миокардиты/ В кн.Внутренние болезни, т.5 Москва:Медицина, 1995. -С324-338.

^ 12.Програма самоподготовки студента:

После усвоения необходимых базисных знаний изучить:

- факторы возникновения и патогенез развития кардиомегалии у детей;

- причины, гемодинамические нарушения и клинические проявления врожденных пороков сердца у детей;

- диагностические и дифференциально-диагностические критерии различных форм врожденных пороков сердца, кардиомиопатий и фиброэластоза;

- факторы возникновения и патогенез развития острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности;

- клиническую диагностику и дифференциальную диагностику кардиомиопатий и эндомиокарди-ального фиброэластоза;

- алгоритмы оказания неотложной помощи при острой левожелудочковой и правожелудочковой сердечной недостаточности.

- диагностические и дифференциально-диагностические критерии острой и хронической

сердечно-сосудистой недостаточности;

- лечение и профилактику кардиомегалии в детей;

- лечение и профилактика острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности.

Знать:

- клиническую классификацию кардиомегалии у детей;

- критерии диагностики кардиомиопатий;

- клиническую классификацию врожденных пороков сердца у детей;

- критерии диагностики врожденных пороков сердца у детей;

- принципы лечения в зависимости от тяжести состояния ребенка;

- критерии и срок направление больных с врожденными пороками сердца для хирургической коррекции.

- клиническую классификацию острой сердечно-сосудистой недостаточности;

- клиническую классификацию хронической сердечно-сосудистой недостаточности;

- критерии диагностики острой сердечно-сосудистой недостаточности;

- критерии диагностики хронической сердечно-сосудистой недостаточности;

- алгоритмы оказания неотложной помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности;

- дифференцированную терапию различных форм хронической сердечно-сосудистой недостаточности;

- показания к кардиохирургическому вмешательству при СН у детей.

Уметь:

- провести общий обзор и оценить степень тяжести ребенка с патологией сердечно-сосудистой системы;

- провести клиническую диагностику острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности;

- сформулировать диагноз изучаемых заболеваний сердца согласно существующей классификации;

- оценить тяжесть гемодинамических нарушений у ребенка;

- сформулировать диагноз диагностику острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности согласно существующей классификации;

- оценить степень тяжести гемодинамических нарушений у ребенка;

- провести дифференциальную диагностику острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности;

- составить алгоритм лечения больного с дилятационной, гипертрофической и рестриктивной формами кардиомиопатии;

- составить алгоритм лечения больного с острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточностью;

- оказать неотложную помощь больному с острой сердечно-сосудистой недостаточностью

- выписать рецепты относительно назначенного лечения.
Граф логическая структура темы: " Дифференциальная диагностика воспалительных и невоспалительных заболеваний сердца у детей".




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию по...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию по...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по...
...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета...
Содержательный модуль Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми в условиях поликлиники. Неотложная помощь при основных...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у детей. Неотложная...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного...
Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодические рекомендации к курсу «Философия культуры»
Методические рекомендации к курсу «Философия культуры» для студентов факультета Философии и религии всех форм обучения. Учебно методическое...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодические рекомендации к курсу «Философия культуры»
Методические рекомендации к курсу «Философия культуры» для студентов факультета Философии и религии всех форм обучения. Учебно-методическое...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconПатологические состояния репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии VІ курсу иностранного факультета, обучающихся на русском языке iconМетодические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Патологические состояния репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<