Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы»




Скачать 308.12 Kb.
НазваниеКурсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы»
страница1/4
Дата публикации03.04.2014
Размер308.12 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Банк > Курсовая
  1   2   3   4
Казанский государственный технологический университет

Высшая школа экономики

Курсовая работа


По предмету: Организация производства


на тему:

«Организация автоматизации банковской

деятельности и ее перспективы»

Выполнила:

Студентка 5 курса

Гр.93-001

Куткина Л.Ш.
Преподаватель:

Бурганова Р.А.

2006

КАЗАНЬ

Содержание

Введение………………………………………………………………………3



  1. Теоретические вопросы организации автоматизации банковской деятельности……………………………………………………………….5

1.1 Цели банковской автоматизации……………………………………….6

1.2 Направления и функции банковской автоматизации………………...7
2. Особенности организации автоматизации банков……………………….12

    1. Компьютерные сети банков……………………………………………….13

    2. Системы банк-клиент……………………………………………………...14

    3. Использование банками сети INTERNET в коммерческих целях……..16

    4. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций…….17

    5. Автоматизация межбанковских операций………………………………..19


3. Направления совершенствования организации автоматизации банков..21
Заключение…………………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………………………..24

Введение.
Основная задача российских банков — это качественное клиентское обслуживание. Завоевание клиентской базы в настоящее время банки связывают с внедрением и развитием новых современных услуг и банковских продуктов, в частности, онлайнового обслуживания. Причем в условиях России новые технологии не противоречат развитию региональной и розничной сетей, а, наоборот, позволяют более гармонично их разворачивать.

Центральное место в деятельности банков занимают выполняемые ежедневно, а по сути ежечасно, операции по безналичному расчетному обслуживанию клиентов. В совокупности эти операции формируют устойчивые потоки платежей от покупателей товаров (услуг), ценных бумаг, валюты — к поставщикам, от налогоплательщиков — в бюджет и во внебюджетные фонды и т.п. Подавляющая часть платежей направляется от банка к другим банкам, и лишь меньшая доля относится к операциям внутри самого банка. Именно широкое развитие безналичного денежного оборота, организуемого банками при выполнении, прежде всего, расчетных, а также кредитных, валютных, фондовых и других операций в рамках страны и за ее пределами, потребовало установления взаимоотношений между ними, превращения множества банков в банковскую систему.

Кроме того, внедрение и развитие новых технологий в банках — это основа их нормальной работы, без которой невозможно дальнейшее развитие банковской системы в России.

Потребности развивающегося банковского сектора стимулируют совершенствование автоматизированных банковских электронных систем, создание большего количества сетей в мире. Все это создает благоприятные предпосылки для взаимодействия банка с внешней средой, является необходимым условием его нормальной работы. Следовательно, именно в этом направлении можно ожидать наибольшего прогресса развития технологий банковских операций.

Сфера развития современных банковских технологий является предметом исследований и разработок, проводимых различными специалистами — в основном по маркетингу в сфере банковских услуг, банковским информационным системам и технологиям — в целях дальнейшего развития бизнеса банков с корпоративными и частными клиентами. Потребность в таких разработках ощущается практически в любом банке и затрагивает профессиональную деятельность многих банковских специалистов.
Организация автоматизированных информационных и других технологий банка содействует решению стратегических задач. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентов воздействует на конкурентную позицию банков, являются уменьшение издержек и увеличение качества обслуживания.

Относительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечила в свою очередь стабильный рост сектора банковской автоматизации. По мере обострения конкуренции на рынке банки вынуждены диверсифицировать свою деятельность, расширять спектр предлагаемых услуг, а значит инвестировать в соответствующие ИТ -решения, которые позволят повысить эффективность работы. В соответствии с меняющимися тенденциями бизнес - среды компании-разработчики достаточно оперативно выступают с предложениями новых программных продуктов для этого сегмента. Одновременно российские банки готовятся к переходу на МСФО — в связи с чем активизируют процессы модернизации эксплуатируемых АБС или внедрения новых решений, что стимулирует постоянное увеличение объемов рынка банковской автоматизации.

По различным экспертным оценкам, отечественный рынок банковского ПО увеличился в среднем на 25-30% в год. Актуальность рациональной организации в банке внедрения и модернизации автоматизированных систем растет.

В целом за последние три года рынок продаж финансового ПО вырос в два раза — в основном за счет 200-300 крупных, активно развивающихся банковских учреждений, которые постоянно усложняют свои задачи в области автоматизации.


  1. ^ Теоретические вопросы организации автоматизации банковской деятельности.


Последние четыре года в России были годами активного развития банковской системы. За такой сравнительно короткий срок страна получила разветвленную, со строгой иерархией, довольно гибкую и современную финансовую структуру, позволяющую отечественным и зарубежным предпринимателям осуществлять любые виды финансовых операций. Нынешняя система кардинально отличается от прежней банковской структуры. Вместо пяти государственных банков во времена бывшего СССР в России в настоящий момент число банков увеличилось в тысячу раз и продолжает расти. Это объективно обусловлено увеличением количества юридических лиц в стране  субъектов новых рыночных отношений.

А это значит, в свою очередь, что во много раз возросло количество текущих банковских счетов, обслужить которые прежним количеством банков и их отделений невозможно. В первый год экономической реформы в стране банков было недостаточно для обслуживания огромного числа только что созданных АО, ТОО, ИЧП и т.д. Открытие текущего счета в банке было большой проблемой. Сложилась парадоксальная ситуация, когда банки выбирали клиентов, а не наоборот. Исходя из этой ситуации количество банков увеличивалось день ото дня.

Перед банками всех категорий встала проблема интенсификации видов обслуживания и работы персонала, что достижимо лишь в условиях автоматизации всех банковских услуг и операций.

Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно связаны с применением телекоммуникационной среды. К таким услугам относятся типичные для банков формы работы:

  • безналичные расчеты с использованием пластиковых карт;

  • взаимодействия «клиент-банк»;

  • межбанковские взаимодействия в России;

  • международные клиентские взаимодействия через систему SWIFT, WESTERN UNION и некоторые другие.



    1. Цели банковской автоматизации.


Возможность Масштабирования. В случае роста банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.

^ Использование существующих ресурсов. От эффективности использования уже имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение БС.

^ Наличие системы защиты информации. Безопасность данных является одним из главных требований к БС. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома БС с корыстными или иными целями. На сегодняшний день безопасность БС так важна, что мы рассмотрим этот вопрос подробнее. Система защиты и безопасности информации в БС предполагает наличие:

  1. Средства физического ограничения доступа к компьютерам БС (идентификационные карточки, съемные блокирующие устройства и т.п.).

  2. Предоставление полномочий, привилегий и прав доступа к БС на уровне отдельного пользователя (сотрудника или клиента банка).

  3. Средства централизованного обнаружения несанкциониро­ванных попыток проникнуть к ресурсам БС, дающие возможность своевременно принять соответствующие меры.

  4. Защита данных при их передаче по каналам связи (особенно актуально при использовании открытых каналов связи, например сети Internet). Здесь возможно использование "цифровой электронной подписи" и других криптографических методов.


^ Надежность системы. Отказы отдельных элементов БС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы БС в условиях дестабилизи­рующих факторов (например помех в линиях связи или ошибочных действий персонала банка).

^ Наличие средств восстановления при сбоях. В БС должны быть предусмотрены средства для прогноза, фиксации и локализации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования (таких как: повреждений и перегрузок каналов связи; перегрузок устройств внешней памяти; нарушения целостности БД; попыток несанкциони­рованного доступа в систему и т.д.)

^ Возможность адаптации к изменениям финансового законодательства или структуры банка и другим событиям.

Возможность работы в режиме реального времени. В настоящее время системы типа OLTP (On-line Transaction Processing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты. Для создания систем этого типа могут быть использованы:

Мощные универсальные компьютеры и мини-ЭВМ, например, фирм IBM, DEC, NCR и др.( до 70% систем). Возможности OLTP реализуются с помощью дополнительного к стандартному ПО.

Специализированные многопроцессорные отказоустойчивые (SFT, System fault-tolerant) системы, например, фирмы Tandem, Suquent и др. ( около 10% систем). Для SFT-компьютеров принято включать OLTP непосредствен­но в ОС (например, для компьютеров типа NonStop фирмы Tandem).
^ Наличие дополнительных функциональных возможностей. Напри­мер, в наиболее современных БС реализован автоматизированный ввод финансовой документа­ции на основе методов оптического распознавания образов.


    1. ^ Направления и функции банковской автоматизации.


При организации банковской автоматизации необходимо учитывать 10 главных направлений:

1. Рост рынка

Развитие банковских технологий отражает те процессы, которые происходят в целом на рынке кредитных организаций. На фоне относительной стабилизации российского финансового сектора с одной стороны увеличивается потребность в банковском обслуживании, а с другой стороны укрупняются банки, конкуренция между ними растет, начинается экспансия столичных компаний в регионы, а также диверсифицируется банковская деятельность. Исходя из этого, банки осуществляют переход на промышленные платформы, развивают Интернет - банкинг, подключают к централизованной АБС иногородние филиалы — а значит, объем рынка банковской автоматизации в денежном выражении постоянно увеличивается. Одновременно отечественные банковские институты готовятся к сближению с мировым финансовым сообществом и к переходу на МСФО. Ожидание этого события в значительной степени стимулирует ИТ-компании на разработку нового ПО и модернизацию эксплуатируемых в банках АБС.
^ 2. Переход на новые АБС

С 2003 года банки ускорили темпы замены своего ПО, установленного в конце 90-х гг. — подстегиваемые скорым переходом на международные стандарты работы. По данным «Диасофт», в среднем каждый банк раз в пять лет либо меняет АБС (примерно треть финансовых учреждений), либо переходит на новую версию. Ежегодно подобные акции осуществляет порядка 20-30% банковских структур.
^ 3. Расширение функциональности АБС

По мере укрупнения бизнеса и роста сложности решаемых задач банки повышают требования к функциональности АБС — в частности, с точки зрения производительности, быстродействию и комплексности решения. Одновременно с изменением технологического и инструментального подхода к автоматизации банковской деятельности, улучшается и само качество автоматизированных систем, предлагаемых на рынке.
^ 4. Интегрированные решения

Постепенно возрастают требования рынка к интегрированности решений, эксплуатируемых в банках. Подход к интеграции продуктов от различных производителей, автоматизирующих отдельные направления банковской деятельности, считается сейчас более перспективным, чем использование решения одного поставщика. Разработчики банковского ПО начинают учитывать этот фактор в своих новых продуктах, что обуславливает переход от жесткой конкуренции к сотрудничеству игроков. Рыночная доля услуг по интеграции различных информационных решений, соответственно, увеличивается.
^ 5. Решения для розничного бизнеса

Интерес банков к специализированным ИТ - решениям стимулировали такие обозначившиеся с 2003 года тенденции, как развитие розничного бизнеса, ипотечного и потребительского кредитования. Как следствие, по-прежнему уделяется много внимания решениям класса CRM или Интернет - технологиям доступа к сервисам банка. Одновременно активизируются работы по развитию интеграционных платформ с различными терминалами для обслуживания физических лиц.

Специфика технологий розничного бизнеса состоит в повышении эффективности работы с клиентами за счет:

  • продаж банковских продуктов и услуг стандартными пакетами;

  • организации «сквозного обслуживания» и обслуживания по принципу «одного окна»;

  • расширение спектра каналов доставки услуг;

  • адресной продажи банковских продуктов;

  • удобного доступа клиента к информации;

  • использования специальных решений для анализа, планирования и мониторинга розничных продаж (CRM).

Ориентация банков на розничный бизнес получила оперативный отклик со стороны разработчиков и способствовала появлению на рынке новых программных продуктов, призванных автоматизировать эту сферу банковской деятельности.
^ 6. Управленческие решения

Сохранение курса ЦБ РФ на перевод подготовки отчетности в соответствие с международными стандартами активизирует разработку решений, ориентированных на ведение нескольких плоскостей учета, а также различных аналитических и прогнозных систем. Как уже говорилось, переход на МСФО может послужить одним из определяющих на ближайшее время факторов развития банковских ИТ.. Сейчас их актуальность возрастает, поскольку подготовка отчетности по стандартам МСФО требует консолидация информации из разнородных источников. По данным Intersoft Lab, число обращений банков по вопросам построения ИАС в прошлом году возросло почти в 5 раз, число проектов по постановке и внедрению различных управленческих технологий — в 2,5 раза. Новые решения в данной области представили «ПрограмБанк», R-Style, «Диасофт», CSBI и «Заказные ИнформСистемы» и другие.

На базе хранилища под МСФО возможна дальнейшая реализация таких проектов, как создание информационно-аналитических систем, управленческого учета, управление рисками, бюджетирование и планирование и т.д. В новых условиях рынка изменяется и сам подход банков к выбору системы автоматизации — которая изначально должна поддерживать управленческие методики и адаптироваться под индивидуальные требования банка. Некоторые эксперты рынка отмечают постепенное нарастание конкуренции в этом сегменте между отечественными и западными поставщиками.

По итогам анкетирования российских банков, проведенного Intersoft Lab в рамках маркетинговой программы «Бюджетирование для банков», 85% опрошенных отметили, что используемые ими в данный момент «самодельные» решения для бюджетирования не соответствуют реальным потребностям бизнеса, и сейчас они выбирают адекватные промышленные решения для автоматизации финансового планирования и бюджетирования.
^ 7. Приоритет тиражируемых решений

Большинство банков начинает делать выбор в пользу готовых тиражируемых решений, адаптируемых под специфику каждого конкретного банка. Постепенно уменьшается число банков, использующих собственные продукты. По мере ужесточения требований к функционалу и расширения возможностей систем, возрастают стоимость и сложность их разработки и сопровождения, что в итоге приводит к экономической нецелесообразности создания и эксплуатации ИТ-решений силами банковских специалистов.
^ 8. Организация дистанционного обслуживания клиентов

С 2000 года значительно увеличилось число приверженцев Интернет - банкинга, как среди банков, так и среди населения . Активно развиваются мобильные платежи и SMS - банкинг. Новой услугой 2003 год стало развитие SMS-сервиса для владельцев пластиковых карт, в частности, мониторинг карточных операций с помощью SMS-сообщений на мобильные телефоны (включая сообщения об остатке средств на карте, зачислении и списании сумм). Подобное сервисное направление, считается, повышает безопасность карточных операций, особенно в решениях, где комбинируются каналы сотовой связи с Интернетом: например, услуга заказывается на сайте с подтверждением по мобильному телефону.
^ 9. Рост инвестиций в консалтинг

На рынке банковской автоматизации постепенно увеличивается роль и доля участия консалтинговых компаний. Теперь не только крупные, но и средние банки при выборе информационного решения привлекают консалтинговые компании, в частности, прибегая к их услугам для упорядочения внутренней учетной политики — что в целом свидетельствует о большей «цивилизованности» рынка.

^ 10. Развитие Интернет - представительств

Отечественные банки все больше стремятся обозначить свое присутствие в сети, в полной мере оценивая маркетинговый потенциал Интернет - ресурса. По оценкам «Газпромбанка», на рынке существует тенденция к обновлению банками дизайна своих сайтов в среднем раз в два-три года. За это время несколько меняются web-технологии, расширяются возможности разработчиков, а также корректируется направленность работы самого кредитного учреждения. Главной задачей для развития Интернет - представительства, как известно, является информационное наполнение. По мнению специалистов, поддержкой качественного сайта в структуре банка должно заниматься не менее 4-5 человек, в рамках специального отдела, аккумулирующего информацию из различных банковских подразделений.

Перечислим основные функции БС (обычно они реализуются в виде независимых модулей единой системы):

  • Автоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов.

  • Системы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями.

  • Системы автоматизированного взаимодействия с клиентами (так называемые системы “банк-клиент”).

  • Аналитические системы. Анализ всей деятельности банка и системы выбора оптимальных в данной ситуации решений.

  • Автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек.

  • Системы межбанковских расчетов.

  • Системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг.

  • Информационные системы. Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.

Таким образом, любая банковская система представляет из себя сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров, локальную вычислительную сеть и глобальную вычислительную сеть.

Самой главной задачей компьютерного департамента банка зачастую является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке вариантов БС или выбор стратегии разработки или модернизации существующей БС.

Требования к сложной банковской системе существенно зависят от объема опера­ций, проводимых банком. Целью является создание БС, которая обеспечи­вала бы персонал и клиентов банка необходимыми видами услуг, при условии, что расходы на создание и эксплуатацию не превышают доходов от внедре­ния БС.
^ 2.Особенности организации автоматизации банков.

На мировом рынке существует масса готовых БС. Основной задачей, стоящей перед службой автоматизации банка, является выбор оптимального решения и поддержка работоспособности выбранной системы. В нашей стране ситуация несколько иная. В условиях стремительного возникновения новой для России банковской сферы вопросам автоматизации поначалу уделялось недостаточно внимания. Большинство банков пошло по пути создания собственных систем. Такой подход имеет свои достоинства и недостатки. К первым следует отнести: отсутствие необходимости в больших финансовых вложениях в покупку БС, приспособленность БС к условиям эксплуатации (в частности к существующим линиям связи), возможность непрерывной модернизации системы. Недостатки такого подхода очевидны: необходимость в содержании целого компьютерного штата, несовместимость различных систем, неизбежное отставание от современных тенденций и многое другое. Однако есть примеры приобретения и успешной эксплуатации российскими банками дорогостоящих банковских систем. Наиболее популярны сегодня смешанные решения, при которых часть модулей БС разрабатывается компьютерным отделом банка, а часть покупается у независимых производителей.

БС, обычно реализуются по модульному принципу. Широко используются специализирован­ные мощные или универсальные компьютеры, объединяющие несколько локальных вычислительных систем. В БС применяется межсетевой обмен и удаленный доступ к ресурсам центрального офиса банка для выполнения операций "электронных платежей". Банковские системы должны иметь средства адаптации к конкретным условиям эксплуатации. Для поддержки оперативной работы банка БС должна функционировать в режиме реального времени OLTP (On-line Transaction Processing).

^ 2.1 Компьютерные сети банков.

Специфика банковской деятельности предъявляет жесткие требования к системам защиты информации в компьютерных сетях банка. Не менее важную роль при построении корпоративной сети играет необходимость обеспечения безотказной и бесперебойной работы, поскольку даже кратковременный сбой в ее работе может привести к гигантским убыткам. И, наконец, требуется обеспечить быструю и надежную передачу большого объема данных, поскольку многие прикладные банковские программы должны работать в режиме реального времени.

Можно выделить следующие основные требования к корпоративной сети банка:

  • Сеть объединяет в структурированную и управляемую замкнутую систему все принадлежащие компании информационные устройства: отдельные компьюте­ры и локальные вычислительные сети (LAN), хост - серверы, рабочие станции, телефоны, факсы, офис­ные АТС, сети банкоматов, онлайновые терминалы.

  • В сети обеспечивается надежность ее функционирования и мощные системы защиты информации. То есть, гарантируется безотказная работа системы как при ошибках персонала, так и в случае попытки несанкционированного доступа.

  • Существует отлаженная система связи между банковскими отделениями разного уров­ня (как с городскими отделениями, так и с иногородними филиалами).

  • В связи с современными тенденциями развития банковских услуг (например, обслуживание по телефону, круглосуточ­ный доступ к банкоматам и он - лайновым терминалам, разви­тие сетей быстродействующих платежных терминалов в торговых точках, круглосуточные операции с акция­ми клиентов) появляется потребность в специфичных для банков телекоммуникационных решениях. Существенную роль приобретает организация опе­ративного, надежного и безопасного доступа удаленно­го клиента к современным банковским услугам.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКурсовая работаПо предмету: «Организация управления производства»На...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКонтрольная работа по предмету «Организация туризма» на тему: «Туризм...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКурсовая работа По дисциплине «Маркетинг» На тему: «Организация рекламной...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по предмету «организация производства»
Методические указания к выполнению контрольной работы по предмету «Организация производства» для студентов фпо и зо спец. 070106...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКурсовая работа Тема: «Организация производства молока»

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКурсовая работа По предмету экономика предприятия На тему: «Эффективность производства овощей»

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКонтрольная работа по предмету «природопользование» на тему: «Организация...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconРеферат по предмету: Сравнительно-прикладная культурология на тему:...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКурсовая работа по дисциплине «Банковский менеджмент» на тему: «Оценка...
Актуальной задачей текущего момента для российской банковской системы в целом является повышение ее конкурентоспособности. Значительная...

Курсовая работа По предмету : Организация производства на тему: «Организация автоматизации банковской деятельности и ее перспективы» iconКонтрольная работа по предмету «организация производства и предпринимательства»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<