Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока




Скачать 72.49 Kb.
НазваниеТема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока
Дата публикации08.03.2013
Размер72.49 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Биология > Урок
Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип

Бесчерепные.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: Дать понятие о эволюции животных как о процессе

усложнения их организации от беспозвоночных к

хордовым;

изучить особенности строения ланцетника и его

приспособление к среде обитания;

определить понятия “хордовые”, “бесчерепные”.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к изучению нового

материала через реализацию самостоятельного поиска

знаний и творческий подход;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать

выводы;

способствовать развитию критического мышления;

развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация «Power Point», таблицы «Хордовые»,

компьютер, мультимедийная установка.

^ ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала

ХОД УРОКА

  1. Приветствие. Организационный момент.

  2. Актуализация познавательной деятельности учащихся

  1. Заполнение кроссворда.(слайд №2)

Отвечая на задания кроссворда, при правильном заполнении в выделенных клетках должно выйти слово «Хордовые»



Задания к кроссворду:

  1. Животное, которое охотится на других животных.

  2. Отдел тела большинства многоклеточных животных.

  3. Симметрия тела кишечнополостных животных

  4. Сердце, состоящее из предсердия и желудочка.

  5. Клоп, бегающий по воде.

  6. Полость тела моллюсков

  7. Процесс поступления в организм кислорода и выделение из

него углекислого газа.

  1. Способ размножения простейших.

  1. Вопросы к учащимся:

а). Какие типы животных были рассмотрены вами ранее на уроках

биологии?

б) Что объединяет все типы животных, которых изучали на предыдущих

уроках?

После ответов учащихся, учитель подчеркивает, что у представителей всех ранее рассмотренных групп отсутствовал осевой скелет или позвоночник (отсюда их обобщенное название – беспозвоночные животные).

^ Слово учителя: В связи с эволюционными процессами у животных шло усложнение строения организма, как адаптация к окружающей среде. Одним из таких усложнений является – наличие внутреннего скелета.(Ознакомление с темой и целями урока) (слайд 3, 4)

  1. ^ Изучение нового материала.

(Рассказ учителя с элементами беседы.)

1) Общая характеристика Типа Хордовые. (Слайд №5)

Хордовые насчитывают около 50 тысяч видов. Появились в начале палеозоя, более 500 миллионов лет назад, к этому типу относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Что же общего у рыбы и птицы?

Почему их относят к одному типу Хордовые?

Само название типа говорит, что у них есть хорда (греческое – струна). (слайд №6) Хорда служит внутренним осевым скелетом, представляет собой упругий, плотный и эластичный тяж. При развитии зародыша хорда образуется из слоя энтодермы, у низших хордовых выполняет роль внутреннего осевого скелета пожизненно, а у высших в последствии заменяется позвоночником. Таким образом, хорда имеет значение внутреннего скелета. И вторая особенность Хордовых заключается в определённой системе расположения внутренних органов.

^ Проблемное задание учащимся: рассмотреть схему расположения внутренних систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных, сравнить их и определить отличительные особенности.(слайд №7)



(Рассмотрев схему, учащиеся рассуждают, а учитель помогает сделать им вывод.)

Вывод: У беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло

смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой и у большинства хордовых костной системой.

Особенности строения хордовых. (слайд№8)

(При рассмотрении особенностей строения хордовых животных, учащиеся должны сделать записи в тетрадях)

  1. Двусторонне-симметричные животные.

^ Вопрос к учащимся: Какая симметрия тела называется двусторонней или билатеральной?

  1. Внутренний скелет хорда, у некоторых животных сохраняется на всю жизнь, а у некоторых в зародышевой стадии и затем заменяется позвоночником.

  2. Наличие нервной системы в виде полой трубки расположенной над хордой.

  3. Пищеварительная система в виде трубки под хордой.

  4. Наличие жаберных щелей.

  5. Кровеносная система замкнутая. Сердце (или заменяющий его брюшной сосуд) расположена на брюшной стороне под хордой и пищеварительной системой.

Вопрос к учащимся: Какая кровеносная система называется замкнутой?

  1. Хордовые имеют вторичный рот. Он образуется на конце противоположном его первоначальному положению. На месте зарастающего рта появляется анальное отверстие.

  2. Свободно живущие животные.

^ 2) Классификация животных Типа Хордовые. (слайд №9)


Задание учащимся: Рассмотреть схему-слайд «Классификация Типа Хордовые» и определить ее особенности. В тетрадях самостоятельно составить схему классификации Типа Хордовые.

Учащиеся должны сделать вывод, что Тип Хордовые делится на 3 подтипа

^ 3) Характеристика подтипа Бесчерепные – Ланцетник.

Рассказ учителя:. Бесчерепные интересны тем, что один из видов этого подтипа – ланцетник (точнее, его свободно плавающая личинка) являет собой изначальную форму, от которой произошли представители всех классов позвоночных животных, включая человека. Важно также отметить, что в процессе эмбрионального развития все без исключения позвоночные животные проходят стадию, когда у них присутствует хорда.
Систематическое положение ланцетника (слайд №10)


История открытия Ланцетника.

Задание учащимся: во время рассказа учителя и просмотра слайдов, сделать записи об основных этапах изучения ланцетника.

Русский зоолог Симон Паллас (слайд №11)впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Затем животное отнесли к рыбам. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным.

Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский (слайд №12) обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных. А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира.



Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского. Только в 1874 г. Э. Геккель (слайд №13), используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира. Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.



Особенности строения Ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные

Групповое задание на решение проблемного вопроса: (слайд №14)

^ Задание 1 группе

Изучить текст учебника § 31, рассмотреть влажный препарат и дать ответ на вопрос:

Известно, что в свое время, ученые отнесли ланцетника к рыбам. По каким признакам?

^ Задание 2 группе

Изучите текст учебника § 31, рассмотрите влажный препарат и дать ответ на вопрос:

Ланцетник имеет примитивное строение, тем не менее, его относят к типу Хордовые. Почему?

^ Задание 3 группе

Изучите текст учебника § 31, рассмотрите влажный препарат и дать ответ на вопрос:

Известно, что ланцетник ведет практически малоподвижный образ жизни. Какие черты приспособленности позволили ему выжить в процессе эволюции?

^ Задание 4 группе

Изучите текст учебника § 31, рассмотрите влажный препарат и дайте ответ на вопрос:

Почему систематики не могли сразу определить принадлежность ланцетника к определенной группе. Назовите признаки ланцетника общие с беспозвоночными и хордовыми животными.

^ Представление своей работы каждой группой. Проводится зашита своей работы малыми группами. Учащиеся класса записывают основные тезисы в тетрадь.

  1. Закрепление полученных знаний. Учащиеся проходят тестовые задания по изученному на уроке материалу. (слайд № 15)



IV. Домашнее задание.(слайд №16)

  1. Параграфы 30, 31 изучить. (Учебник Биология 8 класс Т.И. Базанова , Ю.В. Павиченка , А. Г. Шатровский – Х.: Гимназия, 2008)

  2. Ответить на вопросы после 1 – 3 стр. 154

  3. Для тех, кто интересуется биологией, хочет расширить свои знания, в итернете можете найти материал о третьем подтипе Оболочники.

V. Итоги урока. Выставление оценок работы учащихся на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconТема урока: Кисть рябины
Цели урока: содействовать формированию эстетического отношения к действительности

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconТема, цели и задачи урока
Организационное начало урока: готовность учителя (внешний вид, наличие конспекта, наглядные пособия, и т д.)

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconУрока : Центральная и периферическая нервная система. Общая характеристика...
Тема урока: Центральная и периферическая нервная система. Общая характеристика строения и функции спинного мозга

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconУрок – тренинг по основам здоровья в 1 классе. Тема: Дорога в школу....
Цели урока: закрепить правила дорожного движения; научить детей выбирать безопасный путь в школу; воспитывать культуру поведения...

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconКонспект урока тема урока
Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство...

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconУрок алгебры в 11 классе. Тема урока: «Гадания»
Цель урока: Ознакомить учащихся с основными понятиями раздела «Комбинаторика», продемонстрировав их практическое применение. Сформировать...

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconУрока: урок изучения нового материала Ход урока
Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие...

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconУчебник. Ход урока I. Организационный момент
Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели, научить находить в тексте...

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconТема урока: «Мир униженных и оскорбленных и бунт личности против...
Формировать личностное отношение к данной лоции с активным переосмыслением собственных представлений о соблюдении закона, ответственность...

Тема урока: Общая характеристика Типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Цели урока iconТема урока: Углерод: строение и свойства
Цели урока: создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<