Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений




Скачать 101.81 Kb.
НазваниеЗадача для самоконтроля начального уровня знаний-умений
Дата публикации29.10.2013
Размер101.81 Kb.
ТипЗадача
uchebilka.ru > Биология > Задача
Смешанные дистрофии. Нарушения обмена сложных белков

Актуальность темы: смешанные дистрофии – это морфологические проявления нарушенного метаболизма, которые локализуются как в паренхиме, так и в строме и стенках сосудов. В клетках паренхимы и в строме появляются продукты обмена сложных белков (нуклеопротеидов, хромопротеидов и липопротеидов). Сложные белки играют очень важную роль в жизни организма, с их помощью выполняется много разных функций (процессы тканевого дыхания - гемоглобин, цитохромы; выработка секретов (желчь) и инкретов (серотонин); защита от ультрафиолеьта (меланин) и прочие). Нарушения обмена этих веществ лежат в основе многих заболеваний и изучаются на разных клинических кафедрах.

^ Цель (общая): уметь выявлять и распознать морфологические особенности разных видов смешанных дистрофий, в основе которых лежит нарушение обмена сложных белков, определить их причины, патогенез, исходы каждого процесса и его значение для организма.

^ Конкретные цели: Цели начального уровня:

Уметь:

1. Определять макро- и микроскопические признаки гемосидероза общего и местного, выяснить их причины, патогенез и значение для организма

1.Выяснить механизм образования гемосидерина, происхождение сидеробластов и роль сидерофагов (кафедра биохимии).


2.Определять морфологические проявления нарушения обмена билирубина, т.е. виды желтух, их патогенез, выяснить причины и значение для организма


2.Выяснить особенности метаболизма билирубина, место его образования, количество в крови, пути вывода из организма (кафедра биохимии). Распознавать внепеченочные желчные протоки (кафедра нормальной анатомии)


3.Определять признаки нарушения обмена меланина, причины и патогенез их возникновения


3. Выяснить физиологическую роль меланину и регуляцию его обмена (кафедра биохимии)

4. Определить морфологические проявления подагры и мочекислого диатеза и выяснить значение этих процессов

4. Выяснить пути метаболизма нуклепротеидов (поступление, синтез и выделение из организма) (кафедра биохимии)


Для того, чтобы Вы могли выяснить, отвечает ли начальный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд задач.

^ ЗАДАЧА ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

Задача № 1. У больного механической желтухой нашли опухоль общего печеночного протока, которая суживала его просвет. Перечислите желчные пути, где не будет наблюдаться застой желчи.

  1. Общий печеночный протоков

  2. Правый и левый печеночные протоки

  3. Междольковые, внутридольковые, интратрабекулярные и межклеточные протоки

  4. Общий желчный проток

Задача №2. Известно, что в основе подагры лежит нарушение обмена нуклеопротеидов, отложение в тканях конечного продукта метаболизма пуриновых оснований. Как называется этот продукт?

  1. Мочевина

  2. Креатинин

  3. Мочевая кислота

  4. Холестерин

  5. Билирубин

Эталоны ответов к решению задач для самопроверки и самоконтроля исходного уровня знаний-умений: 1.-4 ; 2.-3 ;

Информацию для пополнения необходимых знаний-умений можно найти в следующих литературных источниках.

  1. Привес М.Г., Лысенко Н.К., Бушкович В.И. //Анатомия человека.- “Гиппократ”, 2001, с.282-285, 322-334.

  2. Афанасьев Ю.М., Юрина И.А. //Гистология, цитология и эмбриология.- Г., Медицина, 1999, с.597-607, 671-672.

  3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. //Биологическая химия. - Г.- Медицина, 1990.- с.65-89, 369-399.

Теоретические вопросы, на основе которых возможное выполнение целевых видов деятельности

  1. Гемоглобиногенные пигменты, их происхождение и некоторые свойства.

  2. Гемосидероз общий и местный; причины, патогенез, морфологические проявления.

  3. Желтухи, их классификация, причины и патогенез каждой из них.

  4. Нарушения обмена ферритина, гематоидина, гемомеланина и гематина; их причины и значение для организма.

  5. Нарушения обмена меланина, местный и общий меланоз. Аддисонова болезнь. Примеры гипомеланоза (альбинизм, врожденная и приобретенная лейкодерма).

  6. Нарушения обмена липопротеидов (липофусцина, липохромов, цероида).

  7. Нарушение обмена нуклеопротеидов. Патогенез и морфология подагры, мочекислого диатеза.

Литература для усвоения необходимых знаний-умений к данной теме " Смешанные дистрофии"

  1. Струков А.И., Серов В.В. // Патологическая анатомия. - Харьков, “Факт”, -1999.- с.90-108.

  2. Лекции кафедры на тему " Смешанные дистрофии. Образование камней".

  3. Граф логической структуры темы “Смешанные дистрофии” (приложение № 1).

  4. Алгоритм морфологической диагностики нарушения обмена хромопротеидов (приложение № 2).

Дополнительная литература:

  1. Серов В.В., Ярыгин Н.Э., Пауков В.С. // Патологическая анатомия. Атлас. - Г. Медицина. - 1986.-с.43-59.

  2. Шлопов В.Г. //Основы патологической анатомии человека.- Киев, 1999.-с.62-77.

  3. Шлопов В.Г. Патологическая анатомия: Учебник. - Винница: НОВАЯ КНИГА, 2004. - 768 с.

Выполните следующие целевые задачи.
^

Тестовая задача № 1


При изучении очага кровоизлияния патологоанатом обратил внимание на наличие золотисто-желтого пигмента в цитоплазме макрофагов и высказал предположение, что это кровоизлияние произошло не менее 24 часов тому назад. Какой пигмент обнаружен?

1 гемосидерин;

2 гематоидин;

3 гематин;

4 липофусцин;

5 билирубин.

^

Тестовая задача № 2


У женщины, доставленной после укуса гюрзы (ядовитая змея), выявленный резко выраженный гемолиз. Несмотря на интенсивную терапию, больная на седьмые сутки умерла. На разрезе селезенка, костный мозг и лимфатические узлы имели бурую окраску. При микроскопическом исследовании в цитоплазме макрофагов выявлено много пигмента, который дает положительную реакцию при окраске по Перлсу. Какой пигмент обнаружен?

1.гемосидерин;

2.гематоидин;

3.гематин;

4.липофусцин;

5.меланин.

^

Тестовая задача № 3


У больного сепсисом возникла желтушная окраска склер и кожи. Какой пигмент обусловил такую окраску кожи?

  1. гемосидерин;

  2. гемоглобин;

  3. гемомеланин;

  4. билирубин;

  5. гематоидин.



^

Тестовая задача № 4


Женщина 32 лет, заболела остро, резко повысилась температура до 38ос, появилась желтая окраска кожи, склер, видимых слизистых. При лабораторном исследовании крови выявлено повышение уровня прямого и непрямого билирубина. При исследовании биоптата печени выявлены признаки гепатита, вакуольной и баллонной дистрофии гепатоцитов. Какой процесс обнаружен?

1.гемохроматоз;

2.гемолитическая желтуха;

3.паренхиматозная желтуха;

4.механическая желтухая;

5.гемомеланоз.

^

Тестовая задача № 5


Женщина страдает желчнокаменной болезнью на протяжении нескольких лет. Доставлена в хирургическое отделение с приступом сильной боли в правом подреберье. Кожа, слизистые и склеры резко иктеричны. Беспокоит сильный зуд. Во время операции в левом печеночном протоке выявлено множество конкрементов темно-коричневого цвета. Какой пигмент вызвал эти изменения?:

1 прямой билирубин;

2 непрямой билирубин;

3 прямой и непрямой билирубин;

4 гемосидерин;

5 гематоидин.

^

Тестовая задача № 6


Молодая женщина обратила внимание на наличие необычного цвета кожи, который напоминал южный «бронзовый загар». При обследовании в клинике, кроме гиперпигментации, выявлен двусторонний туберкулез надпочечников. Какой пигмент обусловил цвет кожи?

  1. гемосидерин;

  2. прямой и непрямой билирубин;

  3. гемомеланин;

  4. меланин;

  5. гемин (солянокислый гематин).



^

Тестовая задача № 7


Женщина, которая страдает, как и другие члены ее семьи, ожирением, каждый день употребляет большое количество пива, ведет малоподвижный образ жизни. Обратилась к врачу с жалобами на боли в мелких суставах и их деформацию из-за наличия каменистой плотности образований. Какая болезнь привела к изменениям в суставах?

1.общее ожирение;

2.сахарный диабет;

3.первичная подагра;

4.вторичная подагра;

5.мочекислый инфаркт.

^

Тестовая задача № 8


При вскрытии трупа мужчины, который страдал при жизни хроническим туберкулеомз, обращает на себя внимание буроватая окраска миокарда. При микроскопическом исследовании в цитоплазме кардиомиоцитов выявлен золотисто-коричневатый пигмент, который не содержит железа. Обмен какого пигмента нарушен?

  1. билирубина;

  2. гемосидерина;

  3. гемомеланина;

4. липофусцина;

5. меланина.

^

Тестовая задача № 9


Мужчина, больной на тропическую малярию, во время дежурного нападения упал в коматозное состояние и через несколько часов умер. На автопсії: серое вещество главного мозга аспидно-серого (дымчатого) цвета. Нарушение обмена какого пигмента имеет место в данном случае?

1.гемосидерину;

2.ліпофусцину;

3.гемомеланіну;

4.меланіну;

5.гематопорфірину.

^

Тестовая задача № 10


У больной, которая продолжительное время страдала рематическим пороком сердца, появилась мокрота «ржавого» цвета, при лабораторном исследовании которой выявлены альвеолярные макрофаги, которые содержат в цитоплазме гемосидерин («клетки сердечных пороков»). Какой патологический процесс обусловил их появление?

1.общий гемосидероз;

2.местный гемосидероз;

3.гемолитическая желтуха;

4.паренхиматозная желтуха

5.механическая желтуха.
Методические указания к работе студентов на практическом занятии "Смешанные дистрофии. Нарушения обмена сложных белков".

В начале занятия по эталонам ответов проверьте правильность решения домашнего задания, потом путем тестового контроля будет проверенная Ваша подготовка к занятию.

Самостоятельно (и с помощью преподавателя) дайте описание макро- и микропрепаратов. Дайте ответы на ситуационные задачи. Руководствуясь алгоритмом, сделайте описание макропрепаратов (см. методические рекомендации № 1). Необходимо изучить следующие макропрепараты "Гемосидероз селезенки", "Бурое уплотнение легких", "Старое кровоизлияние в мозг", используя алгоритм морфологической диагностики нарушений обмена хромопротеидов (приложение № 2), а также таблицы "Бурое уплотнение легких", "Кровоизлияние в мозг".

Изучаются микропрепараты "Бурое уплотнение легких", "Гемосидероз селезенки", "Печень при механической желтухе". По таблицам также изучаются микроскопические проявления "Старого кровоизлияния в мозг».

Занятие заканчивается анализом самостоятельной работы, итогами путем проверки описания микропрепаратов и тестового контроля усвоения знаний.
Приложение №1

Граф логической структуры темы “Смешанные дистрофии. Нарушения обмена сложных белков”

^

Смешанные дистрофии



Нарушения обмена хромопротеидов



Классификация хромопротеидов




Гемоглобиногенные пигменты

Протеиногенные пигменты

Липидогенные пигменты




Гемосидероз




Местный

Общий



Причины

Локализация

Причины и патогенез

Локализация





Кровоизлияние

Места крово-излияний, легкие

Внутрисосудистый гемолиз

Лимфо узлы

Селезенка



Костный мозг

Венозное полнокровие легких


^

Нарушения обмена билирубина - желтуха






Классификация желтух

Морфологические проявления



Надпеченочная

Печеночная

Подпеченочная

Желтушное окрашивание

Проявления холемтт



Кожи, склер, внутрен-них органов

Геморрагический синдром; дистрофии внутренних органов,

Кома, некроз эпителия канальцев почек

Этиология

Этиология


Этиология

Инфекция, интоксикация, переливание несовмести-мой крови

Гепатит, дистрофия, некроз гепатоцитов

Камни желчных путей, рак Фатерова соска, рак головки поджелудочной железы, холангит





Гемоліз


^

Нарушения обмена меланина




Депигментация

Гиперпигментация



Местная

Общая

Местная


Общая




Нарушения обмена нуклеопроидов




Подагра

Мочекислыий диатез


Приложение №2

Алгоритм морфологической диагностики нарушения обмена хромопротеидов



Легкие плотной консистенции со ржавым оттенком

Лимфоузлы и селезенка ржавого цвета

Кожа, склеры, внутренние органы желтого цвета

Буро-коричневый или темного загара цвет кожи

На коже пятна коричневатого цвета







Наличие бурого пигмента в сидерофагах, которые расположены в просвете альвеол и межальвеолярных перегородках

Отложения гемосидерина в макрофагах синусов лимфоузлов и селезенки

Отложения меланина в клетках базального слоя эпидермиса

Отложения меланина в клетках базального слоя эпидермиса







Местный гемосидероз

Общий гемосидероз

Желтуха

Гиперпигмен-тация меланином (общая)

Местная гиперпигмен-тация







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconЗадания для самопроверки и самоконтроля исходного уровня знаний-умений. Задание№1
Понимать суть причин, механизмов развития, морфологических проявлений, значения этих процессов необходимо для их профилактики, диагностики,...

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconАнализ состояния преподавания химии, уровня знаний, умений и навыков...
Анализ состояния преподавания химии, уровня знаний, умений и навыков учащихся по итогам 2011–2012 учебного года и пути совершенствования...

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconТесты для определения начального уровня знаний
...

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconМетодические указания №1 для самостоятельной аудиторной работы студентов...
Тема: Контроль начального уровня знаний. Обследование больных с частичными дефектами зубных рядов (4 часа)

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconЗадача контроля определение соответствия подготовленности обучаемого...
Описаны основные этапы эволюции развития контроля знаний, предложены классификации методов проведения кз и моделей выставления оценки...

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconАнкета по выявлению тренинговых потребностей
Перед тц поставлена задача – повысить уровень знаний, умений, навыков студентов и слушателей в практической сфере

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconМетодические указания к работе студентов на практическом занятии модуль
Тема: определение начального уровня знаний. Методика и техника эндоскопического исследования лор-органов

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconПримерная схема комплексного анализа урока
Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных...

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconПримерная схема комплексного анализа урока
Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных...

Задача для самоконтроля начального уровня знаний-умений iconТема: Логарифмические уравнения.
Цель: Применение навыков и умений решения логарифмических уравнений. Продолжить формирование навыков и умений самоконтроля, самооценки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<