Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей




Скачать 227.37 Kb.
НазваниеМетодические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей
Дата публикации08.11.2013
Размер227.37 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Биология > Методические указания


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

САМОКОНТРОЛЬ

СТУДЕНТОВ СПЕЦМЕДГРУППЫ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Методические указания

для индивидуальных занятий студентов

спецмедотделе­ния всех специальностей

дневной формы обучения по дисциплине

«Физическое воспитание и спорт»

Севастополь

2002

УДК 37.037.1

Самоконтроль студентов спецмедгруппы (СМГ) в процессе фи­зического воспитания. Методические указания по физвоспита­нию /Сост. Г.Н.Олейник, Н.О.Богатко – Севастополь. 2002.-15 с.


Целью методических указаний является оказание помощи студентам СМГ в выборе средств и методов самоконтроля в процессе учебных и самостоятельных занятий по физическому воспита­нию.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения.
Методические указания рассмотрены и обсуждены на засе­дании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № от )

Допущено научно-методическим центром СевНТУ в каче­стве методических указаний.

Рецензент: В.А.Гальчинский, кандидат педагогических наук, доцент.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

  1. Субъективные показатели оценки степени утомления 4

1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости 5

  1. Объективные показатели оценки степени утомления 6

2.1. Показатели здоровья и физического развития 6

2.2. Показатели функционального состояния сердечнососудистой

системы (ССС) 7

  1. 2.3. Показатели функционального состояния дыхательной системы 8

    1. Показатели функционального состояния нервной

и нервно-мышечной системы 9

2.5. Показатели физической работоспособности 10

2.6. показатели физической подготовленности 12

3. Контрольные вопросы 13

4. Приложения 14

5. Библиографический список 15


ВВЕДЕНИЕ

В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки.

Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревно­вательных нагрузок.
Главные задачи самоконтроля:

1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью.

2. Освоить простейшие методы самонаблюдения.

3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на прак­тике.

4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию.

Само­контроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные параметры (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.), субъективные (самочувствие, сон, аппетит), а также показатели физической работо­способности и подготовленности.


  1. ^ СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ




  • самочувствие (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое)

оценивается утром, после утренней гигиенической гимнастики, до и после фи­зической негрузки;

  • сон (отличный, хороший, удовлетворительный, бессонница) оценивается утром;

  • аппетит (ухудшение, отсутствие, хороший, отличный) оценивается утром и вечером;

  • работоспособность (хорошая, усталость, отсутствие) оценивается вечером.


1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости

Во время занятий, развивая общую выносливость, студенты контролируют физическую нагрузку по степени утомления. Существует три степени утомления: небольшое, значительное и переутомление (см. таблицу 1.).

Таблица 1. – Характеристика степеней утомления

Признак утомления

Небольшое утом­ление (1ст.)

^ Значительное утомление (2ст.)

Резкое утомление (3ст.)

1. Окраска

Небольшое по­краснение

Значительное по­краснение

Резкое покраснение, по­бледнение, синюшность

2. Потливость

Большая

Большая (выше пояса)

Особо резкое (ниже пояса), выступление соли

3. Дыхание

Учащенное (до 20-26 в мин на равнине и до 36 на подъеме)

Сильное учащен­ное

Резкое (более 50-60 в мин) учащенное, поверх­ностное через рот, пере­ходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыха­нием

4. Движения

Бодрая походка

Неуверенный шаг, легкое покачива­ние, отставание на марше

Резкое покачивание, по­явление не координиро­ванных движений, отказ от дальнейшего движения

5. Общий вид

Обычный

Снижение инте­реса к окружаю­щему. Усталое вы­ражение лица, на­рушение осанки (сутулость, опу­щенные плечи)

Изможденное выражение лица, апатия, резкое на­рушение осанки (вот-вот упадет)

6. Внимание

Хорошее, без­ошибочное вы­полнение указа­ний

Неточность в вы­полнении команд, ошибки при пере­мене направления

Замедленное, неправиль­ное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда

7. Самочувствие

Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости

Жалобы на выра­женную усталость («тяжело»), боли в ногах, сердцебие­ние отдышка

Жалобы на резкую сла­бость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота и рвота

8. Пульс, мин

110-150

160-180

180-230

9. Речь и мимика

Речь отчетливая, мимика обычная

Речь затруднена, выражение лица напряженное, взгляд вялый

Речь крайне затруднена, выражение лица стра­дальческое

^ 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УТОМЛЕНИЯ

К объективным показателям относят:

  • показатель здоровья и физического развития;

  • показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

  • показатель функционального состояния дыхательной системы;

  • показатель функционального состояния нервной и нервно-мышечной системы;

  • показатель физической работоспособности;

  • показатели физической подготовленности.


2.1. Показатели здоровья и физического развития

Физическое развитие является одним, из показателей здоровья. ВОЗ рассматривает здоровье, как состояние полного физического, психического и социального благополучия:

  • 30 % здоровья зависит от экологии;

  • 20 % здоровья зависит от наследственности;

  • 50 % здоровья зависит от образа жизни (режима труда и отдыха, питания, закаливания, физических нагрузок, вредных привычек);

  • 10 % здоровья зависит от врача.

Основными методами исследования физического развития является наружный осмотр и антропометрия.

^ Наружный осмотр:

- тип телосложения (астенический, нормастенический, гиперстенический);

- осанка (наличие сутулости, сколиоза);

- кожа (окраска, тургор, влажность);

- жировая прослойка (толщина жировой складки в различных частях тела);

- мускулатура (в состоянии покоя и напряжения мышц);

- осмотр грудной клетки, спины, верхних и нижних конечностей.
Наружный осмотр даёт представление о пропорциональности телосложения и об отрицательных сторонах физического развития.

Антропометрия

Измерение веса, роста, экскурсии грудной клетки, силы кистевой, становой и др.

^ Нормальный вес рассчитывается по формуле Брока-Бруша:

Вес = рост 155-165см - 100±7

рост 166-175см - 100±7

рост 176-185см - 100 ±7

Можно пользоваться весоростовым индексом Кетле: вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1см роста приходится у мужчин - 350-400г, у женщин - 325-375г

^ Рост измеряется специальным ростомером.

Экскурсия грудной клетки измеряется сантиметровой лентой (на максимальном вдохе, полном выдохе, паузе).

^ Сила кисти измеряется кистевым динамометром, становая сила – становым динамометром (таблица 2.).
Таблица 2. - Оценка результатов кистевой и становой динамометрии (кг).

Оценка

Кистевая динамометрия

^ Становая динамометрия

правая кисть

левая кисть

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

удовлетв.

48

30

45

28

120

85

хорошо

52

35

50

33

140

110

отлично

56

40

55

38

160

115



^ 2.2. Показатели функционального состояния сердечнососудистой системы (ССС)

К показателям, функционального состояния ССС относятся: частота пульса (ЧП) и артериальное давление (АД).

Частота пульса измеряется в начале, середине и в конце занятия, а так же перед и после ходьбы - бега Куппера (2400м), бега на 2000м, 3000м, с целью контроля за интенсивностью нагрузки. Частота пульса измеряется на лучевой, сонной, височной артериях, а так же на области верхушечного толчка сердца. Подсчитывается обычно за 10 секунд (умножив на 6, получим частоту пульса за минуту).

Частота пульса в покое 40-60 уд/мин (брадикардия) тренированных людей свидетельствует об экономной работе сердца и является физиологической нормой. Для нетренированного человека такая частота пульса обычно указывает на патологию сердца или нарушение нейрогуморальной регуляции.

Таблица 3. - ЧСС в покое для подготовленных людей (Н.М.Амосов) (уд/мин).


Мужчины

Женщины

Оценка

50 и меньше

55 и меньше

отлично

51-65

56-70

хорошо

67-65

71-80

удовлетворительно

76 и более

81 и более

неудовлетворительно


В СМГ придерживаются следующих величин:

  • ЧСС менее 60 уд/мин – отлично;
  • ^

    ЧСС 60 - 74 уд/мин – хорошо;


  • ЧСС 74 - 79 уд/мин – удовлетворительно;

  • ЧСС более 90 уд/мин - неудовлетворительно

По частоте пульса можно контролировать интенсивность нагрузки во время занятий физическими упражнениями:

- физическая работа в небольшом аэробном режиме (ЧСС 100-130 уд/мин) носит поддерживающий характер достигнутого функционального состояния организма;

- физическая работа в среднем аэробном режиме (ЧСС 130-160 уд/мин) носит тренировочный характер и способствует повышению функциональных возможностей организма;

- физическая работа в режиме ЧСС до 160 уд/мин наиболее благоприятна для тренировки основных систем организма, т. к. оказывает более выраженный тренировочный эффект, чем работа в среднем режиме.

Вся вышеперечисленная работа происходит в аэробном режиме, т.е. энергия образуется вследствие распада АТФ при помощи кислорода вдыхаемого воздуха. При этом организм может выполнять длительную физическую нагрузку, не испытывая кислородного долга. В этом двигательном режиме развиваются все виды выносливости, т.е. способности организма противостоять утомлению. Благотворный эффект этой работы выражается в экономном работе сердца, снижению ЧСС в покое, расширении капиллярной сети в работающих органах, улучшении обмена веществ.

- физическая работа в высоком (ЧСС 161-180 уд/мин) и предельном (ЧП 181-230 уд/мин) режимах происходит в анаэробном режиме. В этом режиме развивается максимальная сила и скорость. Здесь энергетические вещества расщепляются без участия кислорода, с образованием молочной кислоты. Образовавшаяся молочная кислота, накапливаясь в мышцах и крови, препятствует дальнейшему выполнению интенсивных физических нагрузок и требует специальных восстановительных мероприятий.

- физическая работа смешанном режиме (ЧСС 150-160 уд/мин). В этом, режиме происходят аэробные и анаэробные процессы энергообеспечения деятельности организма. Здесь развиваются некоторые виды специальной выносливости. Физическую нагрузку в анаэробном и смешанном режиме необходимо выполнять, только достигнув хорошего уровня развития аэробной выносливости и физической подготовленности.

Артериальное давление (АД) в покое:
^

АД 120/60 - норма для молодых людей;


АД меньше 110/60 характеризуется как гипотония (пониженное давление);

АД больше 135/90 характеризуется как гипертония (повышенное давление)

Контроль за АД осуществляется у студентов с гипотонией, гипертонией и у чрезмерно тучных в начале, в середине и в конце занятий.
^ 2.3. Показатели функционального состояния дыхательной системы

Простейшими показателями системы внешнего дыхания являются: частота дыхания (ЧД), жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), а также показатели тканевого дыхания: проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генче).

Частота дыхания зависит от пола, возраста, уровня здоровья, тренированности. Для подсчета кладут ладонь между нижней частью грудной клетки и верхней частью живота. Спокойный вдох и выдох - одно дыхание. У здорового человека ЧД в среднем 14-16 дыханий в минуту. У систематически тренирующихся спортсменов ЧД 10-14 дыханий в минуту. У студентов с заболеванием дыхательной системы ЧД в минуту довольно высокая - более 50 дыханий в минуту.

Жизненная емкость легких показывает максимально возможный объем вдыхаемого воздуха за один вдох и отражает функциональные возможности системы дыхания. Определяется ЖЕЛ с помощью водяного или сухого спидометра. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, веса тела, развития дыхательных мышц, уровня здоровья дыхательной системы, тренированности. Средняя ЖЕЛ у мужчин - 3,5-4,5 л, средняя ЖЕЛ у женщин - 2,5-4 л. У тренированных людей: у мужчин - до 8 л, у женщин - до 6 л.

Проба Штанге проводится следующим, образом: после 2-3 предварительных дыханий производится глубокий вдох и выполняется его задержка (нос и рот закрыты). Фиксируется время задержки дыхания на вдохе (см. табл. В.).

Проба Генче заключается в задержке дыхания на выдохе после предварительных 2-3 дыхательных движений (см. табл. 4.).
Таблица 4. – Пробы Штанге и Генче (с)

^ Проба Штанге

Проба Генче

Оценка

мужчины

женщины

мужчины

женщины

60 и более

40 и более

40 и более

30 и более

отлично

50-59

30-39

30-39

20-29

хорошо

49 и менее

29 и менее

29 и менее

19 и менее

удовлетв.


^ 2.4. Показатели функционального состояния нервной и нервно-мышечной системы

Для определения функционального состояния нервной и нервно-мышечной системы приме­няют пробу Рамберга. Проба позволяет определить статическое равновесие. Про­водится она следующим образом:

И.п.: стойка на одной ноге, пятка другой приставлена к коленной чашечке опорной (колено отведено под углом 90 градусов), руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. В таком положении необходимо сохранять равновесие в

течение 15 секунд (см. табл. 5.).
Таблица 5. - Проба Рамберга

^ Мужчины и женщины

Оценка

устойчивая поза

хорошо

наблюдается тремор

удовлетворительно

равновесия нарушено

неудовлетворительно


^ 2.5. Показатели физической работоспособности
Физическая работоспособность — это способность организма выполнять работу с высокой интенсивностью в течении продолжительного времени.

Для студентов СМГ рекомендуется ряд тестов, которые позволяют судить об уровне общей выносливости и реакции кардиореспираторной системы организма в целом на стандартную нагрузку. Вот эти тесты: ортостатическая проба, тест с 30-ю приседаниями (60-ю подскоками), 12-ти минутный тест Куппера, степ-тест.

Ортостатическия проба дает информацию о реакции ССС на изменение тела в пространстве. Измеряется пульс в покое сидя или лежа, затем в положении стоя. Результат оценивается по таблице 6.
Таблица 6. – Ортостатическая проба

^ Увеличение ЧСС по сравнению с исходной уд/мин

Оценка

10-12

13-18

20 и более


хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно




Тест с 30-ю приседаниями (20-ю - у кого ЧСС исходная 90 уд/мин и выше). Измеряется пульс в покое. Делается 30 (20) глубоких приседаний за 30 секунд, руки вперед. Измеряется пульс после нагрузки. Результат теста оценивается по таблице 7.

Проба с подскоками (в модификации Н. М. Амосова): И.п.: руки на пояс. Мягко на носках выполнить 60 подскоков (высота 5 - 6 см). Методика проведения теста такая же, как и в тесте с приседаниями. Результат оценивается по таблице 7.
Таблица 7. - Оценка результатов теста с 30-ю приседаниями или 60-ю подскоками (измерение ЧСС за 10 с), (уд/мин)

^ ЧСС

исходная

Оценка ЧСС после нагрузки

отлично

хорошо

удовл.

неудовл.

54

67

81

94

108

60

75

90

105

120

66

82

99

115

132

72

90

108

126

144

78

97

117

136

156

84

105

126

147

168

90

112

135

157

180


Следующим этапом теста является подсчет ЧСС через I, 2, 3, 4, 5 минут до полного восстановления. Если ЧСС восстановилась до исходного показателя, то реакция хорошая. В норме, у нетренированных людей, ЧСС должна восстанавли­ваться до исходного показателя в течение 5 минут, у тренированных в течение 2 минут.
Проба с приседаниями в СМГ выполняется вместе с ортостатической пробой, поэтому тест называется четырехмоментная проба. Она включает в себя четыре показателя измерения пульса: 1)в покое, 2)стоя, 3)после приседаний, 4)после восстановления.
^

Двенадцатиминутный тест Куппера


Он представляет собой более интенсивную нагрузку и рекомендуется более подготовленным студентам (после 8 недельной тренировки). Сущность теста заключается в том, что за 12 мин. нужно пробежать или пройти как можно большее расстояние. Результат сравнить с результатами таблицы 8. Тест показывает уровень работоспособности.

Таблица 8. - 12-и минутный теста Куппера

Мужчины, км

Женщины, км


Оценка


2,8 и более

2,5-2,7

2,0-2,4

1,6-1,9

менее 1,6


2,65 и более

2,16-2,64

1,85-2,15

1,5-1,84

менее 1,5


5

4

3

2

1



^ Полуторомильный тест Куппера ходьбы и бега (2400 м)

Данный тест является контрольным тестом ходьбы и бега в СМГ третьей подгруппы. Проводится с целью обучения студентов методам контроля и анализа интенсивности нагрузки по ЧП и субъективным показателям, а так же совершенствования общей выносливости и повышения работоспособности.

Тест проводится в три этапа. На каждом этапе студенту предлагается преодолевать дистанцию в соответствующем режиме:

1 этап - в аэробном, поддерживающем режиме (ЧП 100 - 130 уд/мин);

2 этап - в аэробном тренировочном режиме (ЧП до 160уд/мин);

3 этап - в оптимальном (смешанном) режиме (ЧП 130-170 уд/мин).

В этих границах существует линейная зависимость между интенсивностью нагрузки, потреблением кислорода, легочной вентиляцией и минутным объемом сердца.

Оптимальная нагрузка рассчитывается:

для начинающих: ЧСС = 170 – возраст;

для занимающихся регулярно: ЧСС = 180 – возраст.

Результат и оценка теста Куппера представлена в зачетных требованиях (см. учебный стенд).
Степ-тест

Степ-тест проводится с целью определения МПК (максимального потребления кислорода) - количественного показателя работоспособности.

Выполняется восхождение на гимна­стическую скамейку (высота у мужчин - 38 см, у женщин - 28 см) с определенной частотой под метроном. Измеряется ЧП после каждой нагрузки. Учитывается возраст, пол, вес, высота восхождения и ЧП. Результат получаем по формуле (см. учебный стенд).
Дыхательные пробы Штанге и Генче, характеризующие систему дыхания, описанные выше, так же могут отражают уровень физической работоспособности и тренированности. Чем выше задержка дыхания, тем выше тренированность. Так, студенты, занимающиеся в секциях бега, ходьбы, плавания показывают хорошие функциональные возможности дыхательной системы (задержка дыхания на вдохе достигает 1,2 мин).

^ 2.6. Показатели физической подготовленности

Физическая подготовленность отражает уровень функциональных возможностей орга­низма, всестороннее развитие двигательных навыков и умений. Исходной програмно-нормативной основой физической подготовленности в СМГ являются нормативные упражнения.

Для определения общей выносливости применяют:

  • Ходьба-бег 1600 м и 2400 м (3 подгруппа);

  • Бег: 2000м (женщины) и 3000м (мужчины) (1-2 подгруппы).

Для определения силы мышц применяют упражнения:

  • подтягивание на перекладине (мужчины);

  • вис на согнутых руках (женщины);

  • подтягивание в висе лежа (женщины);

  • из и.п.: лежа, подъем туловища в сед (мужчины и женщины);

  • из и.п.: лежа на животе, ноги зафиксированы, прогиб туловища (мужчины и женщины);

  • прыжки в длину с места (мужчины и женщины);

  • упражнения на тренажерах (мужчины и женщины)


Для определения гибкости применяют наклоны из и.п. стоя и сидя.
Для определения быстроты используют бег на 100 м.
Для определения ловкости применяют прыжки через скакалку, челночный бег 4х9 м.

Показатели оценок результатов физической подготовленности представлены в контрольных нормативах СМГ (см. Учебный стенд).

Наиболее удобной формой самоконтроля является ведение дневника, где фиксируются:

а) исходный уровень показателей в начале учебного года;

б) данные тестовых замеров и нормативов в течении семестра;

в) итоговые показатели во время сдачи аттестации и зачета;

г) анализ полученных результатов с целью овладения навыками самоконтроля, физического совершенствования и повышения функциональных возможностей организма.


^ 3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Определение самоконтроля.

  2. Назвать основную задачу самоконтроля.

  3. Дать характеристику показателям самоконтроля.

  4. Дать характеристику утомлению, как субъективному показателю интенсивности нагрузки.

  5. Дать оценку своему физическому развитию (с учетом состояния здоровья, веса, роста, показателя правильной осанки).

  6. Оцените у себя состояние ССС с учетом ЧСС, АД, четырехмоментной пробы.

  7. Оцените у себя состояние дыхательной системы по показателям ЧД, дыхательным пробам.

  8. Дать характеристику интенсивности нагрузки в циклических упражнениях по объективному показателю ЧСС.

  9. Проведите пробу на работоспособность (60 подскоков за 30 секунд) и дайте оценку.

  10. Проведите анализ теста Куппера по результату и ЧСС.

  11. Проведите тест на состояние нервно-мышечной системы и дайте оценку.

  12. Оцените свою физическую подготовку по выносливости, силе, гибкости и назовите основные средства, методы улучшения их результатов.

  13. Назовите факторы от которых зависит ваше здоровье, и как вы его укрепляете.

  14. Что такое здоровье? (определение).


приложение А.

(справочное)

Библиографический список


  1. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия /К.Купер. - М.: ФИС, 1989. - 224с.

  2. Носков В.И. Методические указания к совершенствованию ФВ / В.И.Носков - Донецк: ДГУ, 1988 - 52с.

  3. Методические указания по применению врачебного контроля на практических занятиях студентов-субординаторов медицинских институтов/ Одесса: ОМИ, 1985 - 141 с.

  4. Паспорт здоровья студента: - Одесса: ОМИ, 1989 - 41с.

  5. Сусидко Е.Л. Учебное задание. Организация и методика проведения занятий по физвоспитанию со студента­ми СМГ / Е.Л.Сусидко, В.И.Самойлов. – Харьков: ХМИ, 1998 – 38с.

  6. Соколовский В.С. Учебное пособие (самоподготовка студентов) / В.С. Соколовский, Ю.А.Перевощиков, А.Г.Криво­шеее - Одесса: ОМИ, 1991 - 8с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания по физвоспита­нию /Сост. Г. Н. Олейник, Н....
Методические указания для подготовки к теоретической части зачета студентов спецмедотделе­ния всех

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания Сплит тренинг ─ система раздельной тренировки
Методические указания предназначены для самостоятельных занятий студентов всех специальностей

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодическое указание для занятий студентов всех специальностей дневной...
...

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания для подготовки студентов всех специальностей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно...
Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод указания к самостоятельным...

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания на тему «Организация и проведение занятий по...
Методические указания на тему «Организация и проведение занятий по лыжным гонкам»/ составители: В. Ф. Котов, В. М. Бойко, О. В. Куриленко....

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания для лабораторних работ по дисциплине “бжд”...
Для студентов всех специальностей/ Сост. Дзюндзюк Б. В., Березуцька Н. Л., Ларченко Л. В., Марченко Л. И., Пронюк Г. В.– Харьков:...

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания для студентов механических специальностей вуза
Общие требования к выполнению графической части курсового проекта по дисциплинам «Детали машин», «Приклад-ная механика и основы проектирования»...

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания (для самостоятельной работы студентов всех...
Психология здоровья. Настрои. Методические указания. (Для самостоятельной работы студентов всех специальностей). Сост. Клочко В....

Методические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделе­ния всех специальностей iconМетодические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<