Скачать 227.37 Kb.
|
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет САМОКОНТРОЛЬСТУДЕНТОВ СПЕЦМЕДГРУППЫВ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯМетодические указания для индивидуальных занятий студентов спецмедотделения всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь 2002 УДК 37.037.1 Самоконтроль студентов спецмедгруппы (СМГ) в процессе физического воспитания. Методические указания по физвоспитанию /Сост. Г.Н.Олейник, Н.О.Богатко – Севастополь. 2002.-15 с. Целью методических указаний является оказание помощи студентам СМГ в выборе средств и методов самоконтроля в процессе учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию. Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения. Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № от ) Допущено научно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний. Рецензент: В.А.Гальчинский, кандидат педагогических наук, доцент. СОДЕРЖАНИЕ Введение 4
1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости 5
2.1. Показатели здоровья и физического развития 6 2.2. Показатели функционального состояния сердечнососудистой системы (ССС) 7
и нервно-мышечной системы 9 2.5. Показатели физической работоспособности 10 2.6. показатели физической подготовленности 12 3. Контрольные вопросы 13 4. Приложения 14 5. Библиографический список 15 ВВЕДЕНИЕ В процессе физического воспитания необходима сознательная активность занимающихся в решении образовательно-воспитательных задач. В связи с этим, важное место в учебном процессе занимает не только совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств и работоспособности занимающихся, но и решение задач планирования физической нагрузки. Решение этих задач неразрывно связано с контролем и самоконтролем занимающихся, т.к. главной задачей физического воспитания является укрепление здоровья человека. Важность умения самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, за параметрами его развития обуславливается повышенными требованиями, которые предъявляет ритм жизни современного человека, увеличение потока информации, ухудшение экологической обстановки. Самоконтроль – это система наблюдения за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок. Главные задачи самоконтроля: 1. Осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью. 2. Освоить простейшие методы самонаблюдения. 3. Научится анализировать показатели самоконтроля и применять их на практике. 4. Воспитание сознательного отношения к занятиям по физвоспитанию. Самоконтроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его. При самоконтроле важно знать, как изменяются объективные параметры (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.), субъективные (самочувствие, сон, аппетит), а также показатели физической работоспособности и подготовленности.
оценивается утром, после утренней гигиенической гимнастики, до и после физической негрузки;
1.1. Самоконтроль при развитии общей выносливости Во время занятий, развивая общую выносливость, студенты контролируют физическую нагрузку по степени утомления. Существует три степени утомления: небольшое, значительное и переутомление (см. таблицу 1.). Таблица 1. – Характеристика степеней утомления
^ К объективным показателям относят:
2.1. Показатели здоровья и физического развития Физическое развитие является одним, из показателей здоровья. ВОЗ рассматривает здоровье, как состояние полного физического, психического и социального благополучия:
Основными методами исследования физического развития является наружный осмотр и антропометрия. ^ - тип телосложения (астенический, нормастенический, гиперстенический); - осанка (наличие сутулости, сколиоза); - кожа (окраска, тургор, влажность); - жировая прослойка (толщина жировой складки в различных частях тела); - мускулатура (в состоянии покоя и напряжения мышц); - осмотр грудной клетки, спины, верхних и нижних конечностей. Наружный осмотр даёт представление о пропорциональности телосложения и об отрицательных сторонах физического развития. Антропометрия Измерение веса, роста, экскурсии грудной клетки, силы кистевой, становой и др. ^ рассчитывается по формуле Брока-Бруша: Вес = рост 155-165см - 100±7 рост 166-175см - 100±7 рост 176-185см - 100 ±7 Можно пользоваться весоростовым индексом Кетле: вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1см роста приходится у мужчин - 350-400г, у женщин - 325-375г ^ измеряется специальным ростомером. Экскурсия грудной клетки измеряется сантиметровой лентой (на максимальном вдохе, полном выдохе, паузе). ^ измеряется кистевым динамометром, становая сила – становым динамометром (таблица 2.). Таблица 2. - Оценка результатов кистевой и становой динамометрии (кг).
^ К показателям, функционального состояния ССС относятся: частота пульса (ЧП) и артериальное давление (АД). Частота пульса измеряется в начале, середине и в конце занятия, а так же перед и после ходьбы - бега Куппера (2400м), бега на 2000м, 3000м, с целью контроля за интенсивностью нагрузки. Частота пульса измеряется на лучевой, сонной, височной артериях, а так же на области верхушечного толчка сердца. Подсчитывается обычно за 10 секунд (умножив на 6, получим частоту пульса за минуту). Частота пульса в покое 40-60 уд/мин (брадикардия) тренированных людей свидетельствует об экономной работе сердца и является физиологической нормой. Для нетренированного человека такая частота пульса обычно указывает на патологию сердца или нарушение нейрогуморальной регуляции. Таблица 3. - ЧСС в покое для подготовленных людей (Н.М.Амосов) (уд/мин).
В СМГ придерживаются следующих величин:
По частоте пульса можно контролировать интенсивность нагрузки во время занятий физическими упражнениями: - физическая работа в небольшом аэробном режиме (ЧСС 100-130 уд/мин) носит поддерживающий характер достигнутого функционального состояния организма; - физическая работа в среднем аэробном режиме (ЧСС 130-160 уд/мин) носит тренировочный характер и способствует повышению функциональных возможностей организма; - физическая работа в режиме ЧСС до 160 уд/мин наиболее благоприятна для тренировки основных систем организма, т. к. оказывает более выраженный тренировочный эффект, чем работа в среднем режиме. Вся вышеперечисленная работа происходит в аэробном режиме, т.е. энергия образуется вследствие распада АТФ при помощи кислорода вдыхаемого воздуха. При этом организм может выполнять длительную физическую нагрузку, не испытывая кислородного долга. В этом двигательном режиме развиваются все виды выносливости, т.е. способности организма противостоять утомлению. Благотворный эффект этой работы выражается в экономном работе сердца, снижению ЧСС в покое, расширении капиллярной сети в работающих органах, улучшении обмена веществ. - физическая работа в высоком (ЧСС 161-180 уд/мин) и предельном (ЧП 181-230 уд/мин) режимах происходит в анаэробном режиме. В этом режиме развивается максимальная сила и скорость. Здесь энергетические вещества расщепляются без участия кислорода, с образованием молочной кислоты. Образовавшаяся молочная кислота, накапливаясь в мышцах и крови, препятствует дальнейшему выполнению интенсивных физических нагрузок и требует специальных восстановительных мероприятий. - физическая работа смешанном режиме (ЧСС 150-160 уд/мин). В этом, режиме происходят аэробные и анаэробные процессы энергообеспечения деятельности организма. Здесь развиваются некоторые виды специальной выносливости. Физическую нагрузку в анаэробном и смешанном режиме необходимо выполнять, только достигнув хорошего уровня развития аэробной выносливости и физической подготовленности. Артериальное давление (АД) в покое: ^ АД меньше 110/60 характеризуется как гипотония (пониженное давление); АД больше 135/90 характеризуется как гипертония (повышенное давление) Контроль за АД осуществляется у студентов с гипотонией, гипертонией и у чрезмерно тучных в начале, в середине и в конце занятий. ^ Простейшими показателями системы внешнего дыхания являются: частота дыхания (ЧД), жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), а также показатели тканевого дыхания: проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генче). Частота дыхания зависит от пола, возраста, уровня здоровья, тренированности. Для подсчета кладут ладонь между нижней частью грудной клетки и верхней частью живота. Спокойный вдох и выдох - одно дыхание. У здорового человека ЧД в среднем 14-16 дыханий в минуту. У систематически тренирующихся спортсменов ЧД 10-14 дыханий в минуту. У студентов с заболеванием дыхательной системы ЧД в минуту довольно высокая - более 50 дыханий в минуту. Жизненная емкость легких показывает максимально возможный объем вдыхаемого воздуха за один вдох и отражает функциональные возможности системы дыхания. Определяется ЖЕЛ с помощью водяного или сухого спидометра. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, веса тела, развития дыхательных мышц, уровня здоровья дыхательной системы, тренированности. Средняя ЖЕЛ у мужчин - 3,5-4,5 л, средняя ЖЕЛ у женщин - 2,5-4 л. У тренированных людей: у мужчин - до 8 л, у женщин - до 6 л. Проба Штанге проводится следующим, образом: после 2-3 предварительных дыханий производится глубокий вдох и выполняется его задержка (нос и рот закрыты). Фиксируется время задержки дыхания на вдохе (см. табл. В.). Проба Генче заключается в задержке дыхания на выдохе после предварительных 2-3 дыхательных движений (см. табл. 4.). Таблица 4. – Пробы Штанге и Генче (с)
^ Для определения функционального состояния нервной и нервно-мышечной системы применяют пробу Рамберга. Проба позволяет определить статическое равновесие. Проводится она следующим образом: И.п.: стойка на одной ноге, пятка другой приставлена к коленной чашечке опорной (колено отведено под углом 90 градусов), руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. В таком положении необходимо сохранять равновесие в течение 15 секунд (см. табл. 5.). Таблица 5. - Проба Рамберга
^ Физическая работоспособность — это способность организма выполнять работу с высокой интенсивностью в течении продолжительного времени. Для студентов СМГ рекомендуется ряд тестов, которые позволяют судить об уровне общей выносливости и реакции кардиореспираторной системы организма в целом на стандартную нагрузку. Вот эти тесты: ортостатическая проба, тест с 30-ю приседаниями (60-ю подскоками), 12-ти минутный тест Куппера, степ-тест. Ортостатическия проба дает информацию о реакции ССС на изменение тела в пространстве. Измеряется пульс в покое сидя или лежа, затем в положении стоя. Результат оценивается по таблице 6. Таблица 6. – Ортостатическая проба
Тест с 30-ю приседаниями (20-ю - у кого ЧСС исходная 90 уд/мин и выше). Измеряется пульс в покое. Делается 30 (20) глубоких приседаний за 30 секунд, руки вперед. Измеряется пульс после нагрузки. Результат теста оценивается по таблице 7. Проба с подскоками (в модификации Н. М. Амосова): И.п.: руки на пояс. Мягко на носках выполнить 60 подскоков (высота 5 - 6 см). Методика проведения теста такая же, как и в тесте с приседаниями. Результат оценивается по таблице 7. Таблица 7. - Оценка результатов теста с 30-ю приседаниями или 60-ю подскоками (измерение ЧСС за 10 с), (уд/мин)
Следующим этапом теста является подсчет ЧСС через I, 2, 3, 4, 5 минут до полного восстановления. Если ЧСС восстановилась до исходного показателя, то реакция хорошая. В норме, у нетренированных людей, ЧСС должна восстанавливаться до исходного показателя в течение 5 минут, у тренированных в течение 2 минут. Проба с приседаниями в СМГ выполняется вместе с ортостатической пробой, поэтому тест называется четырехмоментная проба. Она включает в себя четыре показателя измерения пульса: 1)в покое, 2)стоя, 3)после приседаний, 4)после восстановления. ^ Он представляет собой более интенсивную нагрузку и рекомендуется более подготовленным студентам (после 8 недельной тренировки). Сущность теста заключается в том, что за 12 мин. нужно пробежать или пройти как можно большее расстояние. Результат сравнить с результатами таблицы 8. Тест показывает уровень работоспособности. Таблица 8. - 12-и минутный теста Куппера
^ Данный тест является контрольным тестом ходьбы и бега в СМГ третьей подгруппы. Проводится с целью обучения студентов методам контроля и анализа интенсивности нагрузки по ЧП и субъективным показателям, а так же совершенствования общей выносливости и повышения работоспособности. Тест проводится в три этапа. На каждом этапе студенту предлагается преодолевать дистанцию в соответствующем режиме: 1 этап - в аэробном, поддерживающем режиме (ЧП 100 - 130 уд/мин); 2 этап - в аэробном тренировочном режиме (ЧП до 160уд/мин); 3 этап - в оптимальном (смешанном) режиме (ЧП 130-170 уд/мин). В этих границах существует линейная зависимость между интенсивностью нагрузки, потреблением кислорода, легочной вентиляцией и минутным объемом сердца. Оптимальная нагрузка рассчитывается: для начинающих: ЧСС = 170 – возраст; для занимающихся регулярно: ЧСС = 180 – возраст. Результат и оценка теста Куппера представлена в зачетных требованиях (см. учебный стенд). Степ-тестСтеп-тест проводится с целью определения МПК (максимального потребления кислорода) - количественного показателя работоспособности. Выполняется восхождение на гимнастическую скамейку (высота у мужчин - 38 см, у женщин - 28 см) с определенной частотой под метроном. Измеряется ЧП после каждой нагрузки. Учитывается возраст, пол, вес, высота восхождения и ЧП. Результат получаем по формуле (см. учебный стенд). Дыхательные пробы Штанге и Генче, характеризующие систему дыхания, описанные выше, так же могут отражают уровень физической работоспособности и тренированности. Чем выше задержка дыхания, тем выше тренированность. Так, студенты, занимающиеся в секциях бега, ходьбы, плавания показывают хорошие функциональные возможности дыхательной системы (задержка дыхания на вдохе достигает 1,2 мин). ^ Физическая подготовленность отражает уровень функциональных возможностей организма, всестороннее развитие двигательных навыков и умений. Исходной програмно-нормативной основой физической подготовленности в СМГ являются нормативные упражнения. Для определения общей выносливости применяют:
Для определения силы мышц применяют упражнения:
Для определения гибкости применяют наклоны из и.п. стоя и сидя. Для определения быстроты используют бег на 100 м. Для определения ловкости применяют прыжки через скакалку, челночный бег 4х9 м. Показатели оценок результатов физической подготовленности представлены в контрольных нормативах СМГ (см. Учебный стенд). Наиболее удобной формой самоконтроля является ведение дневника, где фиксируются: а) исходный уровень показателей в начале учебного года; б) данные тестовых замеров и нормативов в течении семестра; в) итоговые показатели во время сдачи аттестации и зачета; г) анализ полученных результатов с целью овладения навыками самоконтроля, физического совершенствования и повышения функциональных возможностей организма. ^
приложение А. (справочное) Библиографический список
|
![]() | Методические указания для подготовки к теоретической части зачета студентов спецмедотделения всех | ![]() | Методические указания предназначены для самостоятельных занятий студентов всех специальностей |
![]() | ... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения |
![]() | Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод указания к самостоятельным... | ![]() | Методические указания на тему «Организация и проведение занятий по лыжным гонкам»/ составители: В. Ф. Котов, В. М. Бойко, О. В. Куриленко.... |
![]() | Для студентов всех специальностей/ Сост. Дзюндзюк Б. В., Березуцька Н. Л., Ларченко Л. В., Марченко Л. И., Пронюк Г. В.– Харьков:... | ![]() | Общие требования к выполнению графической части курсового проекта по дисциплинам «Детали машин», «Приклад-ная механика и основы проектирования»... |
![]() | Психология здоровья. Настрои. Методические указания. (Для самостоятельной работы студентов всех специальностей). Сост. Клочко В.... | ![]() | ... |