Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7




НазваниеМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7
страница1/5
Дата публикации14.11.2013
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Модуль №1

«Клиническая иммунология и аллергология»
Методические рекомендации для проведения занятия со студентами

Практическое занятие №7

«Основы трансплантационного иммунитета. Иммунология репродукции. Иммунозависимые формы бесплодия» – 4 ч.
Актуальность

Трансплантология - наука и отрасль медицины, которая занимается пересадкой органов и тканей от одного лица (реципиент) к другой (донор) с целью замены этих органов и тканей при их функциональной недостаточности и неэффективности консервативного лечения. Ежегодно количество пациентов, нуждающихся проведения трансплантации растет. Существует ряд заболеваний, которые лечатся способом трансплантации (миелома, острая лимфобластными и миелобластный анемия, талассемия, серповидно-клеточная анемия, тяжелый комбинированный и ряд врожденных иммунодефицитов, терминальная почечная, сердечная, легочная недостаточность, кардиомиопатия). Переливание крови и ее препаратов - также своего рода трансплантация, как и использование препаратов криоконсервированных эмбриональных тканей.

Беременность - особый физиологический процесс, реализация которого происходит за счет иммунологических механизмов. Основная особенность ее состоит в том, что плод отношении матери есть генетически наполовину чужеродным организмом, который до определенного срока не отрывается. Созревания оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) до плода в наполовину чужеродном организме матери осуществляется за счет супрессорной механизма развивается с первых часов после зачатия и действует до начала родовой деятельности. Этот механизм не позволяет иммунной системе матери реализовать иммунную атаку на плод с целью отторжения на всех этапах его развития. Нарушение естественных механизмов иммуносупрессии вызывает особое иммунологическое бесплодие, зачастую связанное с антиспермальных конфликтом или вторичным иммунодефицитом у матери. Эти состояния требуют своевременной диагностики и коррекции, что дает возможность зачатия и вынашивания плода до поздних сроков, когда он жизнеспособен.

^ Учебные цели:

o Дать характеристику понятия "трансплантации", видов трансплантации и трансплантатов;

o Изучить принципы подбора пары донор-реципиент.

o Охарактеризовать иммунологические механизмы отторжения трансплантата;

o Ознакомиться с принципами иммуносупрессивной терапии и способами ее индукции;

o Изучить иммунологические основы репродукции (возможность оплодотворения, причины, иммунологической толерантности организма матери к антигенам плода);

o Рассмотреть основные иммунологические причины бесплодия (вторичный иммунодефицит, антигаметный конфликт, относительное иммунологическое бесплодие), рассмотреть методы их преодоления;

o Изучить причины, механизмы развития, клинические особенности, принципы лечения и профилактики резус-конфликта и конфликта по системе АВ0.


Задачи для самостоятельной работы при подготовке к занятию:

  • морфофункциональные особенности разных звеньев иммунитета;

  • строение и функции главного комплекса гистосовместимости.

  • механизмы реализации иммунного ответа при трансплантации;

  • оплодотворение с точки зрения иммунологии, иммунологические отношения в системе "мать-отец", "мать-плод";

  • причины иммунозависимого бесплодия(невозможность оплодотворения и невынашивания);

  • методы преодоления иммунологических причин бесплодия;

  • особенности возникновения, развития, лечения и профилактики группового и резус-конфликта.


Что должен знать студент:

  • Определение и виды трансплантаций, современные возможности трансплантологии;

  • Понятие передтрансплантацийного мониторинга, значение генов ГКГ в подборе донора и реципиента;
    Реакция иммунной системы на трансплантат, механизмы отторжения трансплантата;

  • Система групп крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее препаратов, гемотрансфузионных реакции;

  • Виды и основные принципы назначения иммуносупрессивной терапии при трансплантации;

  • Иммунные механизмы оплодотворения, взаимоотношения в системе "мать-плод", развитие иммунологической толерантности к антигенам плода;

  • Иммунозависимые формы бесплодия (вторичный иммунодефицит у женщины, антигаметный конфликт, низкая изосенсибилизация), методы их преодоления;

  • Механизмы развития, диагностика, лечение и профилактика резус-конфликта и конфликта по системе АВ0.


Что должен уметь студент:

  • Проводить определения групп крови по системе AB0, тест на индивидуальную совместимость и биологическую пробу.

  • Уметь оказать неотложную помощь при трансфузионный реакциях;

  • Назначить и оценить лабораторные и инструментальные методы обследований для диагностики совместимости пары донор-реципиент, оценить эффективность иммуносупрессивной терапии;

  • Назначить и оценить иммунограмму при нормальной беременности и при иммунозависимых формах бесплодия;

  • Уметь спрогнозировать, диагностировать, назначить лечение и провести профилактические мероприятия при групповом и резус-конфликте.



^ Содержание темы

Идея пересадки органов была продиктовано перспективой замены больного органа здоровым.

Существуют следующие виды трансплантации:

1. аутотрансплантация - пересадка собственных тканей;

2. аллотрансплантация - пересадка органов и тканей в пределах того же биологического вида;

3. ксенотрансплантация - пересадки органов и тканей в пределах разных биологических видов;

4. изотрансплантация - пересадка между идентичными близнецами или между генетически идентичными животными.

Субъект, которому пересаживают трансплантат, является реципиентом, а тот, для которого забирают орган или ткань, - донором.

Впервые в мире трансплантацию органа (почки) было выполнено профессором Ю. Вороным 1935 в Харькове. Впервые в Украине регулярные пересадки аллогенной почки начали в 1973 г. в Институте урологии и нефрологии АМН Украины лед руководством проф. В.Г. Карпенко. В дальнейшем эту работу возглавил проф. Е.Я. Баран.

Поскольку клетки донора несут на своей поверхности антигены, отличающиеся от антигенов реципиента, иммунная система последнего развивает иммунный ответ на трансплантат. В результате формируется реакция отторжения трансплантата. Способом, который более-менее ослабляет реакцию отторжения, селекция (отбор) пары донор-реципиент по антигенам гистосовместимости, что у человека объединены в систему НLА (Human leukocyte antigen) или трансплантационный антигенов.

В Украине типирование, то есть определение фенотипа НLА донора и реципиента, проводят чаще за антигенами локусов А, В, С, DR. Селекция преследует подбор такой пары донор-реципиент, в которой донор меньше отличается от реципиента по антигенам системы НLА.
Некоторые антигены системы НLА подобные по строению (последовательность аминокислотных остатков имеет определенную степень гомологии. Наличие таких подобных антигенов у донора может повысить степень гистосовместимости.

Существует несколько групп НLА-антигенов, подобных по строению, получивших название перекрестно реагирующих: по локусу А - А1, 3, 11; А2, 28; А23, 24; А25, 26; А30, 31;
по локусу В - В5, 35; В7, 22, 27; В8, 14; В13, 40; В15, 17; В3, 39; В12, 21. Основываясь на этих особенностях НLА, можно улучшить результаты отбора донорского трансплантата за НLА.

С целью выявления НLА-фенотипа осуществляют типирование лимфоцитов периферической крови донора и реципиента. Для типирования лимфоцитов по антигенам I класса (НLА-А,-В,-С) используют лимфоцитотоксический тест микромодификации Пауш Терасаки. Ингредиентами являются анти-НLА активные сыворотки, которые формируют типировальную панель, лимфоциты периферической крови субъекта, нормальная кроличья сыворотка (как источник комплемента). Для выявления антигенов класса II (НLА-DR,-DР,-DQ) используют пролонгированный лимфоцитотоксический тест с суспензией клеток, обогащенных В-лимфоцитами, на поверхности которых есть эти антигены.

^ Предсуществующие антитела. Пересадка аллогенного органа категорически запрещено при наличии у реципиента предсуществующих антител к антигенам системы НLА донора. Предсуществующие антитела продуцируются вследствие сенсибилизации реципиента антигенами лимфоцитов периферической крови как результат переливания крови или беременности. По своему действию они преимущественно являются лимфоцитотоксических антителами.
Предсуществующие антитела, специфичные к лимфоцитов конкретного донора, обнаруживают в обычном лимфоцитотоксических тесте (лимфоциты донора и сыворотка реципиента). Реакция в таком исполнении получила название перекрестной пробы, или кросс-матч. Предсуществующие антитела являются фактором риска сверхострого (и какой-то степени острого) отторжения трансплантата. Активность предсуществующих антител в перекрестной пробе обозначают цитотоксических индексом в процентах. Традиционно учитывают цитотоксический индекс более 5%, что означает 5 погибших лимфоцитов на 100 лимфоцитов в поле зрения.
Кроме того, селекция пары донор-реципиент, кроме подбора за НLА-антигенам, предусматривает определение степени специфической и неспецифической пресенсибилизации реципиента к антигенам системы НLА донора.

Для более тщательной селекции пары донор-реципиент необходимо определить пресенсибилизацию реципиента к антигенам донора, не относящиеся к НLА-системе, особенно к антигенам клеток эндотелия сосудов, к пересадке. Наличие у реципиента антиэндотелиальных антител часто является причиной сверхострого или ускоренного криза отторжения. С этой целью используют специальную панель типировальных сывороток. Опасность, связанная с наличием антител к эндотелию сосудов аллогенной почки, обусловлена тем, что антигены сосудистого эндотелия, не относящиеся к НLА-системы, специфические, высокоиммуногенной и способны индуцировать реакцию отторжения.

В рамках селекции пары донор-реципиент также исследуют выходной иммунный статус реципиента, что, как правило, влияет на ход посттрансплантацийного периода. Для полной характеристики выходного иммунного статуса в обязательном порядке проводят иммунограмму (абсолютное количество Т-хелперов и Т-супресоров/киллеров, их количественное соотношение - показатель ИРИ (иммунорегуляторный индекс).

Следовательно, для селекции пары донор-реципиент необходимо определить:
1. Степень гистосовместимости, т.е. НLА-фенотип донора и реципиента.
2. Разнотемпературные предсуществующие антитела у реципиента к антигенам системы НLА донора (анти-Т-и анти-В-антитела).

3. Антиэндотелиальные антитела у реципиента к антигенам донора.

4. Исходный иммунный статус реципиента.

^ Механизмы отторжения аллотрансплантанта. Аллотрансплантант инициирует у реципиента иммунный ответ и развивается реакция отторжения, которую называют кризом отторжения.
Согласно клинической картины различают отторжение:

  1. сверхострое - развивающееся немедленно после подключения трансплантанта к кровотоку реципиента;

  2. острое - развивающееся в течение первых 3 нед после трансплантации;

  3. хроническое, которое наблюдают через несколько месяцев или лет.

^ Механизм сверхострого отторжения обусловлен пресенсибилизацией реципиента к антигенам системы НLА донора, то есть связан с наличием у реципиента предсуществующих антител, индуцируются у реципиента еще до трансплантации результате гемотрансфузий, беременности или лечения программным гемодиализом. Функция аллогенной почки (выделение мочи) при немедленном кризисе отторжения прекращается в первые минуты или часы после пересадки. Доказательством того, что предсуществующие антитела являются причиной сверхострого криза отторжения, является факт их исчезновения с периферического кровообращения реципиента сразу же после подключения трансплантата к кровотоку. Эти антитела фиксируются в пересаженной почке, о чем свидетельствуют результаты иммунофлюоресценции и электронной микроскопии.

При сверхостром кризисе отторжения предсуществующие антитела повреждают трансплантат или вследствие их непосредственного влияния, прежде всего на эндотелий капилляров клубочка почечного тельца по механизму комплементзависимого лизиса, либо в связи с развитием иммунного воспаления при участии системы комплемента, что сопровождается гемокоагуляционными нарушениями. При этом комплекс антиген-антитело активирует комплемент, результатом чего является агрессивное действие в отношении клеток капилляров клубочков почечного тельца. Развивается иммунное воспаление, которое включает механизмы гемокоагуляции, что приводит к отложению фибрина и образование тромбов в сосудах трансплантата и отторжения.

В патогенезе острого криза отторжения, возникающей вследствие недостаточной иммуносупрессивной терапии, основная роль отведена клеточному звену иммунитета, хотя категорично отрицать участие гуморальных реакций нельзя. Патогенез острого криза отторжения основано на принципе иммунологического распознавания «чужого». Начальный этап этого механизма - стадия распознавания чужеродного антигена, а конечный - взаимодействие клетки-эффектора (сенсибилизированных цитотоксического лимфоцита) с клеткой-мишенью и осуществления килингового эффекта.

Иммунологическое распознавание антигена системы НLА донора происходит двумя путями:

^ Прямое распознавание основывается на том, что антигены донора в виде пептидов презентованы для распознавания Т-лимфоцитам реципиента АПК самого донора. Как правило, ими являются так называемые лейкоциты-пассажиры, оставшиеся в донорской почке после ее изъятия из организма донора и несут молекулы НLА I и II класса. Распознавание донорских антигенов, представленных молекулами НLА I класса, экспрессирующихся на лимфоцитах-пассажирах, осуществляется антигенраспознающим рецептором Т-киллеров (СD8+-клеток) реципиента. Стимуляция этих лимфоцитов реципиента инициирует созревание специфических Т-клеток, т.е. клеточный иммунный ответ с реализацией острого криза отторжения на 1-й неделе после пересадки. Стимуляция Т-лимфоцитов-хелперов реципиента способствует развитию как клеточного, так и гуморального иммунного ответа. Таким образом, прямое распознавания донорских антигенов состоит в том, что антигенраспознающим Т-лимфоцитам реципиента донорских АПК «предлагают» уже готовые антигенные детерминанты донора.

^ Косвенное распознавание антигенов донора базируется на общих биологическом принципе: процессинг донорских антигенов и презентацию пептидов осуществляют АПК реципиента. В данном случае также инициируется как клеточный, так и гуморальная ответ на антигены донора, однако иммунная реакция развивается медленнее и острый кризис отторжения наблюдают на 2-м или 3-й неделе после пересадки. В отторгнутых в результате острого кризиса почках есть клеточные инфильтраты, первоначально носят очаговый характер и представлены мононуклеарами (лимфоциты, клетки плазмоцитарного ряда). Затем наступает тотальная инфильтрация, главным образом зрелыми лимфоцитами. Дальнейшая инфильтрация макрофагами, сегментоядерные клетками свидетельствует о завершении процесса отторжения.

Развитие хронического отторжения трансплантата возможно через несколько месяцев или даже лет после пересадки органа, зачастую вследствие недостаточной иммунодепрессивной терапии. В патогенезе хронического отторжения трансплантата участвуют преимущественно гуморальные антитела к антигенам системы НLА донора. Наблюдают корреляцию между уровнем гуморальных антител и развитием изменений сосудов с их облитерацией. В отличие от острого криза отторжения, для которого характерна интенсивная клеточная инфильтрация трансплантата, при хроническом отторжении она выражена слабо, а в инфильтрате превалируют плазмоциты. От сверхострого хроническое отторжение отличается отсутствием фибриновых тромбов в сосудах, несмотря на наличие антител. Объясняют это тем, что концентрация антител недостаточна для развития острой иммунной воспалительной реакции с образованием массивных фибриновых тромбов, как при сверхостром отторжении. Однако увеличение экскреции с мочой продуктов распада фибрина свидетельствует о том, что фибрин все же образуется, но сразу же лизируется. Поэтому для хронического отторжения трансплантата характерно постепенное повреждение и облитерация просвета сосудов - артерий и артериол, а также клубочков и канальцевых капилляров. Вялый ход хронического отторжения трансплантата и постепенное поражение сосудов сопровождаются ухудшением его функции и замещением фиброзной тканью паренхимы почки.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №2
«Главный комплекс гистосовместимости. Иммунологические методы обследования. Возрастная иммунология» – 4 ч

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №11
Другие аллергические (не атопические) заболевания: виды, иммунопатогенез, иммунодиагностика, иммунотерапия. Дифференциальная диагностика...

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое...
В случаях гипочувствительности иммунной системы развиваются иммунодефицитные состояния

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №3
«Иммунный ответ при воспалительном процессе. Его особенности при бактериальных, вирусных, грибковых и гельминтных инфекциях. Иммунология...

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое...
Активно изучается возможности неспецифической и специфической иммунотерапии опухолей с использованием противоопухолевых вакцин

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №10
Особенности иммунопатогенезе бронхиальной астмы, поллиноза, аллергического ринита, крапивницы, инсектной аллергии. Медикаментозная...

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №9
Современные взгляды на атопические болезни как системные заболевания. Типы и стадии иммунологических реакций. Общие вопросы аллергологической...

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое...
«Основные принципы иммунотерапии. Иммунореабилитация, иммунопрофилактика» – 4 год

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое...
Нарушения работы иммунной системы приводит к повреждению механизмов регуляции всех физиологических и патологических процессов, ослаблению...

Методические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое занятие №7 iconМетодические рекомендации для проведения занятия со студентами Практическое...
«Основные симптомы иммунной патологии. Врожденные иммунодефицитные заболевания» – 4 ч

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<